наука форма духовной деятельности второй половины 20 века которая учитывает соотнесенность характера

Философия для аспирантов (56 стр.)

мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. В ней четко соблюдалась ориентация на «онтос», т.е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.

Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. Она укрепляла претензии научной рациональности на обнаружение некоего общего правила или единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. Естественнонаучной базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.

Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они сугубо имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминиро

Следовательно, включенность последних становится новым императивом постнеклассики.

В постнеклассической методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.

В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационные механизмы. Они предполагают наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития. Результаты их действия труднопредсказуемы. По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы; Н. Моисеев утверждает, что «каждое состояние социальной системы является бифуркационным».

Источник

философия наук. философия отв. 28. Научная теория как форма научного познания

Эмпирическое (опытное) познание представляет собой деятельность, в основе которой преобладает непосредственное созерцание объекта: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдений и экспериментов, их систематизация и классификация.

Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся) является важнейшим элементом эмпирического исследования

Ученый не просто фиксирует встречающиеся ему факты, он руководствуется определенной гипотезой, а потому наблюдение имеет систематизированный, упорядоченный и целенаправленный характер.

а) повторная (неоднократная) воспроизводимость;

б) наблюдаемость любым исследователем (интерсубъективность);

в) неоднократность верификации (проверяемости);

г) результаты эмпирических исследований должны быть обработаны специальными (статистическими) методами.

11. Внеморальность (нейтральность научных истин в морально- этическом плане).

12. Ориентация на практику.

13. Рациональность (получение знания на основе рациональных процедур и законов логики, формулирование теорий и положений, выходящих за уровни эмпирического уровня).

14. Чувственность (требования эмпирической проверки с использованием восприятия, что является предпосылкой достоверности).

15. Выводимость (возможность получения нового знания как следствие из предшествующего посредством определенных правил).

Исходным пунктом решения проблемы является информация – факт – исходная информация для решения научной проблемы.

Прогресс в научном познании начинается с перехода от первоначальных умозрительных рассуждений, сыгравших свою роль, на почву фактов.

Научный факт – описание конкретного события, играющего существенную роль в решении научной проблемы.

Следует четко различать понятия «событие» и «факт».

Событие – это фрагмент действительности безотносительно к его познанию, оно имеет онтологический, бытийный смысл, связано с другими событиями.

Факт – это событие, которое служит объектом познания.

В науку факт включается как фактофиксирующее предложение (эмпирическое высказывание).

Совокупность фактофиксирующих предложений составляет научное описание. При этом для формирования фактофиксирующих предложений употребляются специальные термины (элементы языка науки).

Истинность – главное требование к фактофиксирующим предложениям. Истинность факта в сравнении с истинностью теории легче достигается, т.к. в фактах содержится более простая информация. С другой стороны, строгость к истинности здесь значительно выше, т.к. факты составляют фундамент истинности теории. Из истинных фактов не всегда может быть построена истинная теория, но никогда не может быть построена теория на ложных фактах.

Истинность фактов определяется результатами эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование), т.е. исследование конкретных событий. Здесь особо важное значение имеет точность описания и измерения. Хотя абсолютная точность, как и абсолютная истинность невозможна, она не всегда и нужна. Достаточно актуальной точности для построения теории.

Достоверность фактов проверяется в ряде экспериментов, не вызывающих сомнения в их истинности.

Систематизация фактов – процесс их группировки, разделения на классы, включения в классы новых фактов. Служит основой для формирования новых теорий. Эти процедуры осуществляются на основе ранее накопленных теоретических знаний. Это создает предпосылки и аргументы для последующих теоретических положений (классификация Линнея создала общую картину органического мира, которая способствовала прогрессу науки, хотя была статичной; таблица Менделеева позволила открыть фундаментальный закон).

Другой формой систематизации фактов является описательная статистика, позволяющая упорядочить огромные массы эмпирических данных, статистические таблицы, частотные распределения, дисперсии, корреляции (соотношения).

Все это позволяет обнаружить в хаосе событий элементы структурной организации и статистической закономерности.

Теоретическая нагруженность факта – это его информационная значимость для обоснования или опровержения определенных теоретических положений. Факт является основным элементом описательной функции науки. Но как ни велико значение факта, переходом к объяснению служит гипотеза.

30. Возникновение науки и основные стадии ее развития

Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку)

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания (главным процессом здесь принято считать становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания).

31. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки

Некоторые авторы считают, что в истории формирования и развития науки следует выделять две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова, когда наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания, а именно теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Согласно его мнению наука как целостный феномен возникает в новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. д. Основанием для данной периодизации, считает он, является противоречивое соотношения объекта и субъекта исследования.

Неклассическая – первая половина 20 в. Исходный пункт неклассической науки связан с разработкой релятивистской и квантовой теории. Неклассическая наука отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представления о реальности, как чего-то независимого от средств познания, субъективного фактора. Она создает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация указанных связей просматривается в качестве условий объективно истинного описания и объяснения мира.

В Классической стадии парадигма – механика, ее картина мира строится на принципе Лапласовского, жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

Неклассическая – парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической науке соответствует парадигма становления и самоорганизации, основные черты выражаются в синергетике, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, ориентации на историческое время, на системность и идею развития, как важнейшую характеристику бытия. При этом следует отметить, что смену классич. неклассич и затем постнекласич. этапов следует понимать не упрощенно, не как полное отрицание достижений предыдущего этапа, а что между этими этапами существует преемственность.

Классическая наука, возникшая в результате 1-й научной революции 17 века, базировалась на механистической парадигме (Галилей, Ньютон). Её основные принципы:зародилась в XVI–XVIIвв. как результат научных исследований Н. Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Ф. Бэкона, Р. Декарта. Однако решающую роль в ее возникновении сыграл Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), английский физик, создавший основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел. Он сформулировал три основных закона механики, сконструировал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисления в качестве языка описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона явилась классическим образцом дедуктивной научной теории.

Особую роль в развитии классической науки сыграла математика, которая использовалась учеными для создания такой единственной идеальной конструкции (математической модели, алгоритма, теории), которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность истинного знания.

Формирование классической науки и картины мира в Новое время. Наука XVII-XVIII вв.

Переход к новым воззрениям должен был получить и получил теологическую санкцию, социальное признание и поддержку со стороны официальных структур политической и духовной власти.

Английские теологии приняли и поддержали корпускулярную теорию и механическую картину мира. Этический индивидуализм, лежащий в основе протестантизма (Индивидуум = атом, греч.) и, естественно, научный атомизм, воспринимали в 17 и начале 18 века, как разные аспекты единого мироощущения, что основополагающими элементами природного и социального бытия являются самостоятельные индивиды – атомы и корпускулы, взаимодействие между которыми осуществляется внешне регулируемым, механистическим образом и подчиняются жестким законами.

Непосредственными родоначальниками нарождающейся науки были Ф. Бэкон и Декарт.

Источник

Философская мысль второй половины 20 века (краткая хар-ка не менее 3 направлений) 3 страница

30. Научное и ненаучное знание. Рационал и иррационал в познании. Наука—это форма духовной деят-сти людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Основные особенности научного познания (критерии научности):1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действ-сти: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания—объективность. 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окр. действ-сти и управлению реальными процессами. 4. В процессе научного познания применяются такие материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. 5.Для научного познания характерны доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания: 1).Исторические: а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные; б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; г) художественно-образное (связано с эстетическим); д) игровое познание(деловые игры)-есть правила; е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт. 2)Иррациональное (внерациональное) познание: а) магия; б) мистика; в) колдовство; г) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари). Вненаучное познание хар-тся: недостаточной обоснованностью; частой недостоверностью; иррационализмом. Рацион и иррацион. в познании. В процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:1)нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. 2)Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию; 3)Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен; 4)В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. 5)Управление предметной деят-стью человека корректируются только с помощью органов чувств. 6)Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, т.к. нет контакта. Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали: 1)Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. 2)Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. 3)Чувства нас нередко обманывают. 4)Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств. 5)Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности. 6)Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

32. Понятие техники и технологии. Будучи важнейшим элементом общества и внедрившись буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Понятие техники (искусство, мастерство, умение) встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. искусственно сделанный). Техника есть совокупность артефактов. Наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности. Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией. Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Характерно в этом отношении клише «научно-техническое». Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники. Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития «нечто» из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие.

Происхождение и сущность человека— научные, методологические и мировоззренческие проблемы первостепенной важности. До XIX в. человек рассматривался преимущественно как биологический вид, как ячейка в таксономическом пространстве животного мира. Только в XIX в., когда сама структура научного познания меняется коренным образом, Человек становится предметом гуманитарных наук. Естественные и общественные науки «расчленяют» человека, каждая из них рассматривает его сквозь призму своего предмета. Целостное видение человека дает философия.

По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он – часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном. С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его генотипом – наследственностью – и влиянием окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер. Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в первые два десятилетия жизни. Личность –отпечаток совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности получил название «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира. Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека. В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах: 1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности); 2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных); 3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга); 4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).

Философы материалистического направления видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материальных благах. Марксизм выдвинул на первый план ценности общественного порядка. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *