надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни

Учитывать ли праздники при подсчете среднего заработка в случаях его сохранения, не относящихся к выплате выходного пособия?

надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни. uchitivat li prazdniki pri podschete srednego zarabotka v sluchayah ego sohraneniya ne otnosyashchihsya k viplate vihodnogo posobiya 200. надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни фото. надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни-uchitivat li prazdniki pri podschete srednego zarabotka v sluchayah ego sohraneniya ne otnosyashchihsya k viplate vihodnogo posobiya 200. картинка надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни. картинка uchitivat li prazdniki pri podschete srednego zarabotka v sluchayah ego sohraneniya ne otnosyashchihsya k viplate vihodnogo posobiya 200.
photography33 / Depositphotos.com

Согласно п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Чуть меньше года назад Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 ноября 2019 г. № 34-П указал, что данная норма не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. При этом судьи раскритиковали такой подход, согласно которому размер выходного пособия определяется как средний месячный заработок, исчисленный с учетом количества лишь рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения. В таком случае работники, подлежащие увольнению с выплатой выходного пособия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

За прошедшее время в правоприменительной практике укрепилась точка зрения, согласно которой Конституционный Суд РФ тем самым предписал определять число дней, подлежащих оплате в периоде сохранения среднего заработка, путем суммирования количества рабочих дней по графику работника и нерабочих праздничных дней.

Какие меры поддержки государство предоставляет гражданам в период пандемии COVID-19, узнайте из нашей подборки

При этом сфера применения данного постановления не вполне ясна. Нужно ли включать праздники в число дней, подлежащих оплате по среднему заработку, например, при командировке, или в случае освобождения от работы лиц, участвующих в коллективных переговорах, или в случае приостановки работником работы из-за невыплаты заработной платы и так далее? С одной стороны, КС РФ напрямую говорит лишь о порядке определения размера выходного пособия при сокращении и ликвидации. Судьи комментируют именно порядок определения среднего месячного заработка и утверждают, что такой заработок не может быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Не вполне очевидно, считали ли судьи допустимым применение этой логики к периодам сохранения среднего заработка, не кратным месяцу.

С другой стороны согласно ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Порядок расчете выходного пособия при увольнении для работников, которым не установлен суммированный учет, не должен отличаться от расчета среднего заработка, например, при командировке: нужно рассчитать средний дневной заработок и умножить на количество, дней подлежащих оплате. Значит ли это, что, если на период командировки пришелся праздничный день, он тоже должен быть оплачен по среднему заработку?

Источник

КС РФ: При определении размера выходного пособия нужно учитывать нерабочие праздничные дни

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Постановлению КС РФ от 13.11.2019 № 34-П.

Конституционный суд в Постановлении от 13.11.2019 № 34-П проверил конституционность абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922). Расскажем, что этому предшествовало и какой вывод сделал суд.

Из материалов дела.

Работница была уволена 28.12.2018 по причине ликвидации предприятия. В связи с требованием трудового законодательства ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за период с 29.12.2018 по 28.01.2019 (ст. 178 ТК РФ). Указанное выходное пособие было рассчитано путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней в оплачиваемом периоде. Поскольку оплачиваемый период пришелся на январь, в котором много праздничных дней, выплаченная работнице сумма оказалась меньше фактически получаемого среднего месячного заработка. Она посчитала такой расчет неверным и обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.

В удовлетворении иска ей было отказано. Суд, сославшись на формулировку абз. 4 п. 9 Положения № 922, посчитал, что расчет был осуществлен верно. Ниже приведем спорную норму Положения № 922.

К сведению: средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Как видит читатель, эта норма действительно не разъясняет, как должна определяться средняя заработная плата за месяц в рассматриваемом случае. В правоприменительной практике в анализируемой ситуации принято рассчитывать средний месячный заработок исходя из количества рабочих дней, в котором осуществляется расчет (см. апелляционные определения Суда Ненецкого автономного округа от 15.05.2018 по делу № 33-64/2018, Московского городского суда от 14.09.2016 № 33-31071/2016 и от 16.12.2016 по делу № 33-48738/2016).

В итоге работница обратилась в Конституционный суд с заявлением о признании абз. 4 п. 9 Положения № 922 не соответствующим Конституции РФ. Нарушение заявительница усмотрела в том, что это положение позволяет осуществлять расчет выходного пособия работнику, получающему должностной оклад и уволенному в связи с ликвидацией организации, исходя из среднего заработка, определяемого путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, то есть без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни.

Рассуждение судей.

Конституционный суд опирался на то, что по своей правовой природе выходное пособие является гарантийной выплатой, предоставление которой связано с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности (сокращение численности или штата), либо с ликвидацией организации. Закрепление этой гарантии на законодательном уровне обусловлено стремлением государства смягчить неблагоприятные последствия увольнения, а ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период работы.

Конституционный суд в своем постановлении напомнил также правила расчета зарплаты в месяцах, в которых есть нерабочие праздничные дни:

наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ);

работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, должно выплачиваться дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Далее судьи рассуждали так: в отличие от заработной платы, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего). Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм. Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Суд обратил внимание, что способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты.

Вывод суда.

В итоге Конституционный суд пришел к выводу, что:

во-первых, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней;

во-вторых, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней, поскольку размер получаемого ими выходного пособия напрямую зависит от количества рабочих дней в оплачиваемом периоде (в частности, в месяце, следующем за увольнением).

На основании изложенного суд установил, что, хотя оспариваемое положение и не вступает в противоречие с Конституцией РФ (для целей расчета среднего заработка в иных случаях), при расчете выходного пособия по указанным в деле обстоятельствам должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ:

Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией предприятия, должно определяться исходя не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.

Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации, на период трудо– устройства (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).

Пример.

В связи с ликвидацией учреждения работник был уволен 28.12.2018. Ему было выплачено выходное пособие за период с 29.12.2018 по 28.01.2019. В этом периоде есть нерабочие праздные дни. Два из них (05.01.2019 и 06.01.2019) приходятся на субботу и воскресенье. В соответствии с трудовым законодательством при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключением из этого правила являются выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями с 1 по 8 января, которые переносятся особым образом (ч. 2 ст. 112 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 № 1163 они перенесены на четверг 02.05.2019 и на пятницу 03.05.2019 соответственно (для наглядности приведем производственный календарь на декабрь 2018 года и январь 2019 года).

Источник

Надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 № 34-П

Комментарий

Выходное пособие при сокращении сотрудника следует платить за нерабочие праздничные дни. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении от 13.11.2019 № 34-П.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка гарантируется каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Для определения среднего месячного заработка работника необходимо умножить его средний дневной заработок на количество дней в периоде, подлежащем оплате (п. 9 Положения об особенностях исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922). При этом в качестве периода берется рабочий месяц с даты увольнения работника.

Судьи указали, что целью выплаты пособия при сокращении или ликвидации является обеспечение уволенному работнику средств к существованию на период поиска новой работы. Размер пособия не может быть менее его среднего заработка за предшествующие 12 месяцев и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника (в том числе от количества в расчетном периоде нерабочих праздничных дней).

Другими словами, пособие должно исчисляться с учетом количества рабочих дней в месяце после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ). А работники, которым оклад не установлен, получают за работу в нерабочие праздничные дни, когда они не привлекались к работе, дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Поэтому работодателю безопаснее рассчитывать выходное пособие с учетом нерабочих праздничных дней. В противном случае размер пособия может быть существенно ниже средней заработной платы сотрудника, что приведет к нарушению прав увольняемого работника.

Важно: несмотря на то, что выводы Конституционный Суд РФ сделал только в отношении выходного пособия, они справедливы и при исчислении среднего заработка на период трудоустройства (т.е. при расчете выплат за второй и третий месяц нетрудоустройства).

Отметим, что до принятия рассматриваемого постановления суды на местах по-разному решали вопрос о начислении среднего заработка за праздничные дни, но в последнее время все больше решений принималось не в пользу работников.

Источник

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни. e0998f710577ea73179a061955b2179f. надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни фото. надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни-e0998f710577ea73179a061955b2179f. картинка надо ли при расчете выходного пособия учитывать региональные нерабочие праздничные дни. картинка e0998f710577ea73179a061955b2179f.

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *