можно ли учиться в музыкальной школе взрослому
Музыкальная школа: а что потом?
Несколько слов о карьере музыканта
Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?
Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.
Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.
Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным
Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…
» Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.
Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.
Можно сделать музыку профессией или ее частью
» И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!
Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.
«Чисто» музыкальное образование – что дальше?
Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?
Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и. работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!
Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:
Понятно, что этот ряд можно продолжать.
» Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.
Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!
Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.
Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».
Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21
«Сначала было сложно играть даже час, потом вместе с мозолями появилась усидчивость». Как учат в музыкальной школе для взрослых
Три истории женщин, которые начали учить ноты после 30 лет
Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге — одно из немногих бюджетных российских образовательных учреждений, куда принимают взрослых людей без ограничений по возрасту. Студенты до 30 лет могут учиться бесплатно. Два года назад школу хотели закрыть, но ученики и преподаватели добились того, чтобы она продолжила работу. «Цех» поговорил с тремя студентками школы о том, почему они решили заниматься музыкой во взрослом возрасте, как проходят занятия и что дается им труднее всего.
Мои родители постоянно брали меня в походы, где всегда были песни у костра под гитару. В 10 лет я попросила показать мне аккорды и смогла как-то элементарно аккомпанировать собственному голосу, но систематически музыке нигде не училась.
Первая попытка поступить в музыкальную школу для взрослых была в студенчестве и оказалась неудачной: я и тогда, и сейчас жутко паниковала перед выступлениями на публике. Меня попросили показать знакомые аккорды, и я почувствовала, как мои пальцы просто не попадают по струнам от волнения, после чего меня совершенно ожидаемо спросили, как я с такими страхами собираюсь сдавать экзамены, и не взяли.
Вторая попытка приобщиться к музыке связана с хором: знакомая предложила петь в хоре Технологического института. Несмотря на мысли, что «я уже давно не студентка, да и не умею ничего толком», я пришла на первую репетицию, и мне настолько понравилось, что я осталась там на 7 лет. В какой-то момент мне захотелось научиться читать ноты с листа, как это делают все профессиональные хористы. Тогда я снова пришла в музыкальную школу — учиться сольфеджио. В школе я видела увлеченных людей, которые рассказывали друг другу об инструментах, на которых играют, делились своими успехами и неудачами. В какой-то момент почувствовала, что мне хочется стать частью этого.
Когда я впервые села за инструмент, я столкнулась с проблемой гибкости пальцев и умением не зажимать руки — на словах всю технику понимала и казалось, что легко смогу повторить, но на деле до сих пор не всегда. Всё это вопрос практики: при ежедневных занятиях эта проблема постепенно решается. На третий год учебы мне сложно судить о своих успехах: кажется, пока что получается ничтожно мало, но бывают и ценные поворотные моменты. Если в школе есть свободные классы, я часто занимаюсь самостоятельно. Во время одного такого занятия я вдруг полностью погрузилась в музыку, почувствовала уверенность. Это было неописуемое чувство.
Для успешной работы педагогу и ученику важно доверять друг другу. Ученик должен верить педагогу, его подходу, советам, а преподователь — в возможности ученика вне зависимости от его возраста. Умение понимать горизонты каждого и ставить задачи сложные, но выполнимые, очень ценно в педагоге.
Конечно, можно заниматься с частным преподавателем — это вопрос личных ощущений. В государственной школе всегда есть план и программа, отчетные концерты, экзамены, которые вам придется сдавать в определенные сроки. Частный преподаватель такого требовать не станет. Мне комфортнее, когда у меня есть рамки и четкий план задач — так я чувствую, что двигаюсь вперёд. Еще одно преимущество школы — неповторимая атмосфера совместного творчества, которая есть, мне кажется, только у нас. Ты постоянно видишься и общаешься с единомышленниками, посещаешь групповые занятия по сольфеджио и хору, обмениваешься знаниями, опытом, что-то совместно разучиваешь.
С самого начала я прекрасно понимала, что не буду выступать не сцене, а хочу научиться играть для собственного удовольствия. Да и фраза «научиться играть» не очень корректна — это бесконечный процесс. Музыка для меня — это в какой-то степени эскапизм, возможность полностью погрузиться в приятный процесс и вырваться из реальности. Не могу представить, что это закончится после завершения обучения, поэтому буду искать возможности развиваться дальше.
Многим, кто учится играть на фортепиано, как и мне, помогают развиваться разные приложения:
Яна Хрустовская, 45 лет, индивидуальный предприниматель в сфере туризма
Виолончель, музыкальный стаж 11 лет
В детстве я окончила в Аничковом двореце отделение по классу фортепиано. Как и большинство маленьких детей, меня не спрашивали, какой инструмент мне интересен: родители понимали, что слух есть, этого было достаточно. После окончания школы я садилась за инструмент редко: игра на фортепиано никогда не приносила никакого удовольствия. Желание вернуться к игре появилось спустя лет 10, когда я стала интенсивно работать.
Когда мне было около 30 лет, я стала всё чаще обращать внимание на записи виолончельной музыки. Я вспомнила, что ещё мой школьный педагог по фортепиано, когда искала пример какой-то проникновенной музыки, говорила: «Слушай виолончель! Здесь надо петь так, как поёт виолончель». Этот инструмент уникален: по своему тембру он близок к человеческому голосу. Если приложить виолончель к животу, можно почувствовать, как он вступает в резонанс с тобой. В то время моя дочь училась игре на флейте в Лицее Искусств «Санкт-Петербург», куда я и пошла узнать, могут ли мне давать частные уроки виолончели. Преподаватель посмотрела на мои руки и сказала: «Нет», — добавив: «После 20 лет, не говоря уже о 30, садиться за струнные инструменты бесполезно; вероятность, что всё получится крайне мала, а учить таких просто неинтересно». Я её понимаю: для игры на виолончели нужны длинные и гибкие пальцы, а у меня они достаточно короткие, особенно мизинец. Абсолютного слуха нет, уже зрелый возраст — одним словом, своими данными никаких педагогов я покорить не могла.
Я не отчаялась и прибежала на прослушивание в музыкальную школу имени Римского-Корсаковаво во время обеденного перерыва на работе.
На самом прослушивании меня не покидало ощущение, что я снова во Дворце пионеров: меня спрашивали, сколько мне лет, чем увлекаюсь, а потом попросили «что-нибудь спеть». И тут я впала в ступор: конечно, я не готовилась, но выхода нет — надо петь. Почему-то в голову сразу пришла народная песня «Степь да степь кругом». Комиссия, узнав, что я занимаю должность генерального директора, прямо спросила меня: «Учеба в музыкальной школе не заканчивается двумя уроками в неделю. Вы уверены, что у вас будет время для занятий?» Я ответила, что справлюсь. В итоге в списках на зачисление меня не оказалось. За лето вся эта история подзабылась, а в сентябре мне неожиданно позвонили и позвали учиться.
Государственная школа не может предоставить взрослым ученикам собственный инструмент, поэтому виолончель я покупала сама. На первых порах совершенно не обязательно искать инструмент за сотни тысяч: для работы будет достаточно обычной фабричной виолончели за 40 тысяч рублей. Когда мой преподаватель впервые меня увидел, я почувствовала сомнение с его стороны, в чём он мне спустя два года признался. Я благодарна ему, что он не сказал мне этого с самого начала, потому что даже моё упрямство и целеустремлённость не смогли бы противостоять недоверию со стороны преподавателя.
У взрослых учеников, по мнению моего педагога, есть огромное преимущество над детьми — железобетонная мотивация и упрямство. Это помогает справиться с нехваткой таланта, физиологическими недостатками, возрастом, нехваткой времени. Не стоит слушать тех, кто говорит «нет», аргументируя это тем, что тебе чего-то природа не дала. Единственное условие, которое отсекает возможность заниматься музыкой, — отсутствие слуха.
Мои «первые сложности» длились целых два года. У меня не получалось ничего, особенно на фоне других учеников: многие уже через год исполняли Баха, а я могла изобразить лишь нечто вроде «два притопа, три прихлопа». Я успокаивала себя тем, что они моложе — кто на 10, кто на 13 лет, и не разрешала себе сдаваться, потому что никак не верилось, что этот шанс научиться играть, который я искала так долго, появился просто так. А ещё очень хотелось доказать преподавателю, что он взял меня не просто так.
Мы всем классом сделали свинцовые сурдины, которые приглушают звук струн и можно играть даже ночью. Так я и занималась — другой возможности репетировать у меня не было.
Моя работа связана с командировками, поэтому в занятиях часто были значительные перерывы: конечно, можно заняться этим вопросом и оформить разрешение на перевозку виолончели, но для такого крупного инструмента придётся покупать отдельное место в самолёте, что достаточно затратно. На практике перерывы ощущались очень болезненно, ведь игра на музыкальном инструменте похожа на изучение иностранных языков — если не практиковаться, все с легкостью вылетает из головы. В то же время музыка похожа на умение плавать —один раз научишься и не утратишь этот навык до конца жизни.
Только к третьему году то упорство, с которым я занималась и количество сил, вложенных в этот инструмент, перешло в качество. Я впервые почувствовала, что у меня что-то получилось на одном из уроков: обычно мой преподаватель сидел рядом со мной со сведенными коленями, как будто через силу старался терпеть происходящее, и практически все время урока тратил на замечания насчёт постановки рук, смычка и так далее. А в тот раз он впервые заговорил со мной не о том, как надо держать инструмент, а о музыке. Тогда мне впервые разрешили играть не только программу, но и произведения, которые нравятся лично мне: «Романс» Шостаковича, «Лебедя» Сен-Санса, «Песню без слов» Мендельсона. В этот год на экзамене я получила свою первую заслуженную «пять с минусом»: практически признание со стороны всей школьной комиссии, что они во мне ошибались.
Сейчас я могу не только сыграть любимые произведения, но и совсем иначе воспринимать концерты классической музыки: не просто наслаждаюсь ею, но и анализирую. Я стала частью оркестра выпускников Аничкого дворца, где когда-то училась, а дома аккомпанирую своей дочери, которая играет на флейте. А еще музыкальная школа дала мне шанс в возрасте уже за 30 обрести новых друзей из самых разных сфер: со мной вместе училась девушка-астроном, девушка-антрополог, девушка-архитектор, девушка-китаист из СПбГУ и так далее.
Ольга Штыкова, 35 лет, менеджер
Вокал, музыкальный стаж 12 лет
Моё увлечение музыкой началось с детства, но систематизировать знания удалось уже в зрелом возрасте. Я всегда любила петь, ходила в кружки, но нигде не задерживалась. В старших классах я начала писать свои песни, научилась немного играть на гитаре по самоучителю.
В 20 лет я переехала учиться на юриста в Петербург, но желание серьёзно заниматься музыкой только укрепилось. В то время знакомые петербургские энтузиасты арендовали классы в общеобразовательной школе и проводили там уроки сольфеджио и теории музыки для взрослых, а также обучали пению и игре на музыкальных инструментах. Мы начинали с абсолютного нуля: нам чертили на доске нотный стан и объясняли, как выглядят ноты. Там у меня и появился первый педагог по академическому вокалу — в прошлом оперная певица в уже достаточно преклонном возрасте.
Обучение классическому вокалу дало мне хорошую базу, следующей ступенью стал эстрадный вокал. Сейчас я выпустила первый альбом, планирую второй, пою в хоре музыкальной школы имени Римского-Корсакова и давно перестала считать занятие музыкой своим хобби. Совмещать работу и музыку сложно, но это вопрос приоритетов. Если относиться к музыке как к хобби, то и прогресс будет менее заметен: от нерегулярных занятий чудес ждать не стоит.
Я сменила около семи преподавателей, и убедилась, что найти «своего» достаточно непросто. В случае с вокалом хороший педагог — залог успешного развития. Голос — это живой инструмент, и его можно легко и значительно повредить. Неправильное звукоизвлечение как результат неграмотных занятий часто приводит к печальным последствиям вроде узлов на голосовых связках и даже потере голоса. Тем, кто только ищет своего преподавателя, я бы дала несколько советов:
Если абитуриент старше 30 лет, за образование придётся заплатить. Чтобы поступить на вокальное отделение нужно пройти прослушивание, поэтому одного одного стремления будет недостаточно, нужно продемонстрировать свои данные. Чтобы научиться эстрадному или джазовому вокалам, без частного преподавателя не обойтись, потому что в государственных школах таких программ нет. Многие выбирают в качестве учителей действующих вокалистов, с этим есть свои сложности: занятия могут отменяться из-за концертов и гастролей преподавателя. Когда у человека есть амбиции построить певческую карьеру, ваш прогресс для него всегда будут на втором месте.
Важный момент: любому, кто хочет связать свою жизнь с музыкой, рано или поздно придётся выйти на сцену. Мы ведь занимаемся не только для себя, но и чтобы творчество дарить другим. Экзамены, открытые уроки, концерты — через всё это предстоит проходить постоянно, поэтому если у вас есть страх перед публикой, то в процессе обучения его придется побороть. Даже если первый раз окажется неудачным, важно не опустить руки и не бросить всё, как это бывает со многими. Дети совсем иначе реагируют на публику, им не так важно, как нам, взрослым, её одобрение. В такие моменты я всегда внушаю себе, что, в первую очередь, выйдя на сцену, я собираюсь получить удовольствие, и только когда у меня это получится — я доставлю удовольствие зрителю.
Образование
Музыкальное образование для взрослых
Сегодня – Международный день музыки. Наверное, найдется немного людей, которые не любят этот вид искусства. Музыку приятно слушать, а еще приятнее создавать. Но большинство взрослых уверены – учиться музыке надо с детства. Действительно, некоторые вещи, например, моторику рук, сложно ставить во взрослом возрасте. Но это не значит, что невозможно. Конечно, виртуозом взрослому ученику уже не стать, но научиться играть для души он вполне сможет. Более того, теория лучше укладывается в голове именно во взрослом возрасте. К тому же у взрослых выше мотивация: ведь в музыкальную школу они пошли сами, а не по настоянию родителей. Поэтому некоторые люди, которые в детстве бросили музыкальную школу, спустя много лет задумываются о том, чтобы продолжить музыкальное образование. Есть шанс обучаться музыке и у тех, кто нотную грамоту никогда не видел. Давайте посмотрим, где можно реализовать свою детскую мечту о музыкальном образовании.
Самый простой способ обучаться музыке во взрослом возрасте – найти репетитора. Это можно сделать в Интернете (например, на сайте uroki-music.ru) или договориться с педагогом в ближайшей музыкальной школе. Но некоторым людям больше нравится формат учебного заведения. Давайте посмотрим, где могут учиться они.
Выпускники детских музыкальных школ могут продолжить обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. Здесь есть годовые коммерческие программы для взрослых. Правда, попасть в «Гнесинку» непросто: для этого нужно не только предоставить «корочку» из ДМШ, но и пройти прослушивание.
Отделение для взрослых (от 18 до 40 лет) есть в музыкальной школе им С.С. Прокофьева. Это старейшая музыкальная школа в Москве, она работает уже почти 80 лет. Взрослые ученики здесь могут освоить не только фортепиано или духовые инструменты, но и скрипку или даже арфу.
Коммерческая школа Music Story для детей и взрослых более ориентирована на вокал. Но, кроме того, здесь можно научиться играть на скрипке и саксофоне, пианино и бас-гитаре.
Отделение для взрослых работает в музыкальной школе А. Вакал и М. Хлебниковой. Здесь можно обучаться не только игре на классических, этнических и электронных инструментах, но и основам звукозаписи, аранжировке и диджеингу.
Многие люди жалуются, что музыкальное образование им недоступно, потому что «медведь на ухо наступил». Медведь – это не диагноз, уверены в музыкальной школе для взрослых Ирины Гульгиной. Основной упор здесь делается именно на развитие слуха: занимающиеся не только запоминают нотную грамоту, но и учатся подбирать мелодии на слух, а также импровизировать.
Некоторым интересно осваивать необычные инструменты. Например, игру на маленькой гавайской гитарке со смешным названием «укулеле». Это можно сделать на станции метро «Бауманская», где расположена Ukulele School. А тем, кто мечтает освоить восточные барабаны и другие этнические ударные инструменты, стоит обратить внимание на Channeling Percussion Studio.
А вы обучались музыке? А хотели бы? Как вам кажется, есть ли смысл учиться музыке во взрослом возрасте?
Кстати.
Для игры на многих музыкальных инструментах придется попрощаться с длинными ногтями. Но это и не страшно, ведь короткий яркий маникюр тоже отлично смотрится.
Dior Vernis Top Coat Eclosion Kingdom Of Colors 2015 Фиксирующий лак для ногтей, Dior
Самоклеящийся лак для ногтей My Cosmic Sneaker, Sephora
Le Vernis Croisiere 2015 Лак для ногтей, Givenchy