можно ли учиться лежа
Приметы об учениках: почему нельзя делать уроки на кровати
У кого есть дети, которые учатся в школе, у того вечно болит голова о том, как бы обеспечить максимально эффективную учебу своего чада. Поэтому они следят за тем, чтобы делались уроки каждый день, причем делались правильно, и нет ничего удивительного в том, что многих интересует, почему нельзя делать уроки на кровати.
Примет, связанных с учебой, существует немало, их стоит знать, так как они очень могут помочь первоклашкам, школьникам, студентам и абитуриентам. Есть те, что приносят удачу, а иные помогают лучше усвоить заученный материал, третьи помогают избавиться от лени, четвертые – повысить успеваемость.
Почему нельзя делать уроки на кровати
Так почему все-таки приметы не разрешают делать уроки на кровати? На самом деле все очень просто, каждый правильно воспитанный ребенок должен быть приучен к дисциплине, которая потом поможет ему в жизни. И у него должно быть свое рабочее место, а именно письменный стол для выполнения уроков. Следовательно, будет правильно, если чадо станет выполнять свои домашние задания за рабочим столом, подчиняясь правилам, такой подход к вещам выработает у ребенка хорошие привычки.
По этой же причине нельзя кушать лежа или же детям брать с собой в кровать тарелку с вареньем, либо же щелкать семечки в постели, или не застилать ложе. Во всем должна быть дисциплина, и к этому приучают с детства. Так же как и убирать за собой, бережно относиться к своим вещам, мыть за собой посуду, не ходить по ковру в уличной обуви.
Есть и другие приметы об уроках, которые тоже очень полезны, и в них есть свой здравый смысл. К примеру, уроки лучше делать сразу после школы, конечно, предварительно пообедав, потому что усвоенные знания еще не успели забыться.
Примета об учебе и дожде вечером
Есть одна хорошая примета: когда с вечера зарядил сильный дождь, значит на утро студент либо ученик проснется со светлой головой – и тогда учеба будет даваться им легко. Если вечером все затянуло туманом, то с утра у школьника будут мутные мысли в голове, ему лучше выпить крепкого чаю или же кофе, а порою помогает и стакан сока, дабы приободрить себя и собраться с мыслями.
Дабы ученику повезло с домашними уроками и он выполнил их легко и правильно, ему стоит на обед кушать рыбу, в которой содержится фосфор, а он очень полезный для работы мозга. Нельзя не согласиться, соблюдать такие приметы очень приятно и полезно для детского организма.
Чтобы ребенку везло со здоровьем в учебе и он не болел во время контрольных, надо произнести такие слова заклинания, тогда удача станет сопутствовать:
«Всевышний моему чаду помогает, здоровья ему прибавляет. Слава Ему и вовеки веков слава. Так тому и быть, ребенок будет в школу ходить. Аминь».
Обычно после такого ритуала болезни ребенку не докучали и он исправно посещал учебное заведение.
Самые известные приметы об учебе
Когда ребенок спотыкается по дороге в школу, потому что очень спешит, то это говорит о том, что сегодня учебный день для него не задастся. Но не стоит огорчаться, примету можно нейтрализовать словами: «Мне Бог помогает, он удачу посылает, будет мне везти, в школу можно идти». И после этого можно смело отправляться на учебу, не боясь неприятностей.
Дабы ребенок не попадал в неприятности по дороге на учебу, ему надо положить с собой в карман заговоренный талисман, за который вполне может сойти обыкновенный каштан, а заговаривать его надо так: «Он круглый, как Колобок и так же будет путь его к дому легок, он чадо мое проведет, домой целым приведет».
Если ребенок за завтраком перед тем, как идти в школу, поставил на белой рубашке пятно, то, согласно примете, непременно надо будет переодеть ее на новую и посмотреться в зеркало, на удачу. И только после этого можно отправляться на учебу, а если этого не сделать, то удача может отвернуться от малыша.
Если ребенок стал капризным и непослушным, то чтобы сделать его покладистым, надо прочитать заклинание: «Мое чадо Всевышний благословит, послушанием его наделит, будет малыш послушным и с родителями благодушным. Пусть живет вечно, слава Богу. Аминь».
Что надо делать по приметам, чтобы ребенок хорошо учился
Существует еще одна хорошая примета, связанная с учебой: дабы ребенку легко училось, он должен следить за своими учебниками, чтобы они были в полном порядке, не рисовать на них, не вырывать из них страницы. И наконец обвернуть их обложкой. Дома учебники должны быть аккуратно сложены, а не валяться где попало. Ребенка надо с детства приучать к порядку – и тогда у него будет порядок во всем, и в учебе в том числе.
Правильная рабочая поза: сидя, стоя или лёжа?
Неужели стул — злейший враг человечества? Участковый доктор dev.by Андрей Беловешкин рассказал нам про оптимальные позы за компьютером.
Как говорил Юлий Цезарь две тысячи лет назад, «величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать». У каждого человека дома и на работе есть предмет, который представляет угрозу его жизни. Это стул. Вред от продолжительного сидения так велик, что его трудно чем-то компенсировать. Анатомически и генетически наше тело абсолютно не приспособлено для сидения, да и стул стал массовым всего двести лет назад. Ещё в прошлом веке клерки работали за конторками, а гимназисты учились стоя.
Сидение более 10 часов в день наносит больший урон вашему здоровью, чем курение. Дело здесь не только в неподвижности: стоять или лежать намного полезнее, чем сидеть. Многолетнее длительное сидение замедляет обмен веществ и повышает риск развития сердечно-сосудистых болезней, диабета, остеохондроза, тромбоза, лимфостаза, ожирения, геморроя, простатита. Не говоря уже об общем самочувствии и работоспособности. Наш организм устроен так, что он ко всему привыкает — поэтому кривая поза с рукой, подпирающей подбородок, может в конце концов показаться удобной. Но готовы ли вы дорого заплатить за это удобство?
Парадокс: проблемы, которые возникают из-за сидячей работы, люди тоже пытаются решать через стул. В моде мифы об особом сидячем положении, в котором можно работать целую вечность. Или что вот-вот создадут такой стул, с которого можно будет не вставать. К сожалению, идея о суперудобном кресле с поясничной и шейной поддержками не приводит к решению проблем — возрастание удобств начнёт вредить: чем удобнее ортопедический стул, тем реже хочется менять положение тела и вставать.
Что же делать? Предлагаю три принципа действий: сидеть правильно, работать в динамической позе, соблюдать двигательный режим.
Принцип «сидеть правильно»
Так как западная цивилизация уже немыслима без стульев и унитазов, от сидения практически невозможно отказаться полностью. Для того, чтобы уменьшить риски, нужно научится правильно сидеть и правильно вставать-садиться на стул. Ведь проблема не столько в самом стуле, сколько в том, как вы на нём сидите. Даже идеальная поза и идеальный стул не способны решить все проблемы, но снизить их риск и побочные эффекты вполне могут.
1. Сидите ровно
Стоп-стоп, не спешите выпячивать грудь колесом. Важную роль в соблюдении правильной позы играет голова. Я уже упоминал угол взора: важно голову не задирать, но и не опускать вниз. Дело в том, что ваша голова весит около 5 кг. И когда вы наклоняете голову, то нагрузка на шейный отдел позвоночника начинает увеличиваться. Если вы опустили голову на угол 15 градусов, нагрузка составляет около 12 килограммов, на 30 градусов — 18 кг, а 60 градусов — это 27 кг нагрузки! И эта нагрузка падает на весь позвоночник. Поэтому сначала расположите монитор правильно. Сутулая поза – худший вариант, ведь в ней наблюдается максимальное сгибание в поясничном и грудном отделах позвоночника.
2. Сидите на седалищных буграх
Часто можно видеть, как люди лежат на стульях или на столе. Это неправильно. Ваша точка опоры — это ягодицы, а точней, седалищные бугры таза. На них и нужно распределять вес тела. Если вы сидите правильно, то спинка стула вам не понадобится. Привычка часто откидываться и опираться на спинку стула ведёт к неправильному распределению нагрузки. Если вы сползаете, то вес тела распределяется на заднюю поверхность бедра, где сдавливает кровеносные и лимфатические сосуды. Также избегайте слишком мягких стульев, в которые можно «провалиться».
3. Пятки на полу
Для здорового сидения пятки должны уверенно стоять на полу — сидите, опираясь на обе стопы. Для этого следует отрегулировать высоту стула. Кроме этого, пусть под вашим столом будет свободное место для ног, чтобы можно было их свободно сгибать и разгибать.
4. Попробуйте разные стулья
Кроме стандартного офисного кресла есть множество разных ортопедических стульев (стул-седло, стул с подвижной поверхностью, коленный стул). Некоторые из них перераспределяют нагрузку со спины на колени или ноги. Среди специалистов оценки эффективности разных стульев значительно расходятся, поэтому экспериментируйте самостоятельно. Помните, что ни один из этих стульев не решает проблему сидения целиком — ведь всё это по-прежнему стулья и вы продолжаете сидеть! Ещё одна проблема всех ортопедических стульев — малая возможность регулировки и индивидуальной настройки.
5. Вставайте и садитесь правильно
Да, можете возмущаться, но абсолютное большинство людей неправильно встают и садятся. Люди падают на стул, а встают с напряжением спины и шеи. Важно научиться вставать со стула без использования рук и спины. Это очень просто: подберите ноги, разверните их и вставайте с помощью ног, а не спины. Легко проверить правильность вставания — для этого одну руку положите на поясницу, а вторую на шею: при правильной посадке и вставании ни поясница, ни шея не должны двигаться и напрягаться.
6. Свободная поза
Свободная поза — это удобна здоровая поза, в которой легко менять положения тела и его частей. Сделайте так, чтобы у вас было достаточно места для рук, кистей, место для стула, место для ног под стулом, свободное место, чтобы изредка свободно откинутся на спинку стула или откатится на стуле. Такие микродвижения очень полезны, поэтому избегайте жёстко фиксированных поз.
7. Регулярно проверяйте свою позу
Просканируйте своё тело и телесные ощущения. Внимание на плечи, опустите их и разведите в стороны, представьте, что к вашей голове привязана ниточка, и потяните ее. Каково положение вашей головы? Комфортно ли оно? Подтяните живот. Чувствуется ли в вашей позе устойчивость, равновесие и комфорт? Что выражает ваша поза? О чём она говорит окружающим? Где в вашем теле лишние напряжения? Отпустите их, потому что для поддержания здоровой позы не требуется никаких усилий и напряжения.
Принцип «работать в динамической позе»
Динамическая рабочая поза — это сочетание множества поз и переход от одной позы к другой в процессе работы. Вы можете легко работать лёжа, сидя, стоя, на корточках. Какая-то одна поза не опасна — опасно находится в одной позе. Стоять или сидеть можно тысячью способов, перенося нагрузку на разные части тела. К примеру, переступая с ноги на ногу, вы задействуете мышцы ног. А их активность создаёт подобие насоса, который способствует венозному возврату и значительно снижает риск венозных проблем и отеков.
Лучший способ решить проблему сидения — это не сидеть. И лучшая альтернатива этому — работать стоя. Это не новинка: чуть больше ста лет назад стоя работало большинство офисных работников. В этой позе работают крупные мышцы кора, в два раза по сравнению с сидячим положением уменьшается нагрузка на спину, повышается умственная активность и уменьшается уровень стресса (падает уровень кортизола). Стоя вы сжигаете больше калорий: в среднем, простояв восемь часов, вы потеряете на 500 килокалорий больше. Однако стоять лучше на специальном коврике (против усталости) босиком или в удобной обуви. Оптимальная высота столешницы — начало бицепса (при опущенной руке), столешница должна быть достаточно просторной и с закруглённым краем.
Поза лёжа даже не рассматривается как рабочая. Однако более пристальный анализ показывает, что в позе лёжа достигается минимальная нагрузка на позвоночник (в 8 раз меньше, чем сидя) и полное расслабление мышц, снижение уровня стресса и замедление пульса. Поза лёжа — это поза для креатива и фантазии, она помогает найти нестандартное решение или идею. Но не стоит использовать позу лёжа более 30-40 минут.
Сочетайте разные позы и разные виды работы. С точки зрения продуктивности монотонную работу лучше выполнять стоя, работу, требующую сверхвысокой концентрации, — сидя, творческую — лёжа. Работая стоя, можно себя мотивировать: сделаю — присяду (прилягу).
Принцип «соблюдайте двигательный режим»
В наше время много говорится о том, что задания нужно разбивать на более мелкие, популярны тайм-менеджерские методики типа «помидорро». Будет замечательно, если вы структурируете не только свою работу, но и движение. Значение имеет даже простое изменение позы — как говорится, stting kills, moving heals. Ведь даже если вы просто встанете, а затем сядете, вы уже перезагрузите мышечный аппарат. Общее правило: каждые 30 минут менять позу, а каждые 120 минут следует организовывать короткий (минимум 5-10 минут) эпизод активности (ходьба, приседания). Научные исследования свидетельствуют, что даже небольшие стоячие перерывы идут на пользу.
Создайте мотивирующую среду
Сделайте свое рабочее место дружелюбным к движению. Предусмотрительные компании, заинтересованные в здоровых сотрудниках, мотивируют их больше двигаться, располагают кулеры подальше от рабочих мест, устанавливают централизованные, а не индивидуальные мусорные корзины. Спорьте на отжимания и приседания или наказывайте ими нерадивых работников. Также стимулируют активность изображения двигающихся людей. Организуйте совещания и планерки стоя — это повысит их продуктивность и сократит время. Помните, движение лечит!
![]()
Андрей Беловешкин — врач, кандидат медицинских наук, бывший преподаватель Белгосмедуниверситета, спикер TEDx. В настоящее время консультирует, проводит тренинги по укреплению ресурсов здоровья. Область исследований — научное измерение ресурсов здоровья, индивидуальный прогноз и оценка риска болезней, их упреждающая коррекция. Автор блога про ресурсы здоровья beloveshkin.com.
Приёмная
«Участковый доктор» dev.by Андрей Беловешкин ответил на вопросы про rомпьютерный зрительный синдром у айтишников в комментариях к предыдущему материалу. Спрашивайте ещё!
*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Почему вредно работать и учиться лежа в постели?
Дата новости: 15.04.2021 08:55
Многие люди убеждены, что лучшее рабочее место – их собственная постель. Но трудиться там же, где вы спите, крайне вредно для здоровья. Медики пояснили, почему нельзя учиться и работать, лежа в постели.
Снижение качества сна
Мозг человека ассоциирует определенные действия с конкретными местами, но если путать их, то разум оказывается сбитым с толку, что в итоге приводит к появлению определенных проблем с организмом. Выполнение рабочих задач или изучение новой информации в постели, как и просмотр фильмов или чтение книг, провоцирует бессонницу. Мозг должен понимать, что кровать создана для сна, так ему легче будет расслабиться, когда вы ложитесь вечером в постель.
Боль в шее и спине
Невозможно держать осанку, работая в постели. В таком положении не получится установить монитор ноутбука в правильном положении, на необходимой высоте. Помимо этого часто возникает соблазн положить голову на подушку, опустив гаджет на живот. Такая позиция увеличивает риски развития заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Плохое настроение и вялость
Работа, лежа на кровати с задернутыми в комнате шторами, создает прекрасную атмосферу для сна. В такой обстановке человек будет чувствовать себя сонливым, настроение начнет постепенно ухудшаться. В итоге даже после завершения всех заданий, у человека не будет сил вставать и заниматься другими делами. Чтобы лучше работать и оставаться бодрым, стоит найти стол в хорошо освещенной комнате с большими окнами.
Возникновение целого ряда заболеваний
Продолжительное пребывание в одном и том же положении на кровати или диване может нанести вред здоровью в целом. Исследования показывают, что люди, которые сидят на протяжении 6 часов подряд, чаще умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологии и проблем с почками.
Снижение продуктивности
Работа прямо из постели отражается не только на физическом здоровье, но и на продуктивности человека. Теплое одеяло, любимая мягкая пижама ухудшат вашу работоспособность. В итоге вы утратите мотивацию к работе, и с каждым днем вы будете становиться менее продуктивным.
Части тела, резкая боль в которых может указать на инфаркт
В США новый случай инфекционного заболевания, являющегося родственником черной оспы
Придумана вакцина против укуса клещей
От раздражения губ до рака груди: причины не пользоваться просроченной помадой
Исследование подтвердило «гипотезу бабушки» и доказало, что забота бабушек полезна для детей
В США испытывают первую в мире вакцину от болезни Альцгеймера
6,5% школьников имеют деформацию позвоночника
Учиться лежа — интересно
Часть учеников за партами. Вторая — на топчанах: слушают, записывают, отвечают на вопросы учителя. лежа. В таком необычном формате проходят уроки в санаторной школе–интернате № 9 Минска — единственной в городе и одной из шести в стране, где обучаются дети с заболеваниями костно–мышечной системы и соединительной ткани.
На весь учебный год эти стены становятся для них вторым домом, ведь пребывание в учреждении — круглосуточное, с понедельника по пятницу. Впрочем, ребята адаптируются легко, уверяет директор Елена Будевич. Корреспонденты «СБ» побывали в санаторной школе в один из первых дней нового учебного года.
. В классе — два ряда лечебных топчанов. Семиклассники усердно записывают что–то в тетради. Почти все, говорит учитель истории и обществоведения Наталья Демидова, — новички, из разных школ и гимназий Минска. К слову, деловой стиль одежды здесь никто не отменял. Виктория не скрывает: не слишком удобно лежать, голову все время хочется подпереть. А ее одноклассница Евгения не соглашается. Мол, дело привычки. Она в интернате второй год. Считает, что лежа учиться гораздо интереснее, чем сидя за партой, а главное — полезнее.
Всего же в школе сегодня 252 учащихся. Медицинские показания для зачисления — деформация позвоночника 2 — 4–й степени, идиопатический сколиоз.
— К счастью, последняя, 4–я степень сейчас встречается редко, — объясняет заведующая отделением для оказания медицинской помощи в санаторной школе–интернате № 9 Минска 17–й городской детской клинической поликлиники Галина Козорез. — С одной стороны, достаточно хорошо работает система выявления детей с проблемами позвоночника. С другой — с 1997 года в стране успешно применяется корсетная технология типа Шено.
Специалист демонстрирует корсет одной из воспитанниц. Жесткая пластмасса. Изготавливается индивидуально. Действует по принципу «противоупора».
Галина Леонидовна подчеркивает: таким лечением обеспечиваются дети, у которых деформация выраженной 2–й степени, когда угол отклонения оси более 20 градусов и заболевание прогрессирует. Эти учащиеся как раз во время уроков и сидят за партами. Дело в том, что корсет — не пассивное ортопедическое изделие. Ребенок должен научиться помогать ему работать: уметь правильно дышать, уходить от давления со стороны деформации (для этого организованы дополнительные занятия ЛФК в корсетах). А на топчанах — ребята, у которых начальная 2–я степень. Четверть они учатся лежа, четверть — сидя. Чтобы деформация не прогрессировала, необходимо ограничить нагрузку на ось позвоночника.
У младших школьников тяжелых сколиозов не так много. В первом классе, например, только один ребенок получает корсетотерапию. Более активно заболевание проявляет себя в подростковом возрасте, в период активного роста.
— Поэтому в 7 — 9–х классах у нас по две параллели. Остальных — по одному классу, в среднем по 20 человек, — замечает Елена Сергеевна.
. Звонок с урока на большую перемену. А в коридорах никакой суеты и беготни. Ребята дружно играют в спокойные малоподвижные игры. «Ручеек», «Летел лебедь». Это тоже составляющая ортопедического режима. К слову, идиопатический сколиоз — проблема в основном женская. Поэтому в школе 70% девчонок.
— У нас есть кабинеты лечебной физкультуры, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения. Дважды в неделю — бассейн. Все это помогает укреплять мышцы туловища, а значит, сокращать нагрузку на межпозвоночные диски. Подобные занятия — рекомендация для ребят со сколиозом на всю жизнь, — говорит заместитель директора по учебной работе Ольга Шиян.
На 20–й минуте каждого урока и занятий по самоподготовке — обязательные физкультминутки. После обеда — «тихий час». Далее — прогулки на свежем воздухе на территории интерната (площадь около 2 га), кружки, конкурсы, подготовка к общешкольным праздникам. Отбой в 21.00. И никаких компьютерных игр по ночам! Даже сам режим дня — составляющая комплекса консервативного лечения. Кстати, все лечебные мероприятия проводятся
под методическим руководством ведущего научного сотрудника РНПЦ травматологии и ортопедии Дмитрия Тесакова. Питание, проживание, все процедуры и даже пользование учебниками в санаторной школе–интернате для детей обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Галина Леонидовна работает здесь уже 25 лет. И помнит времена, когда это был еще специнтернат, где дети со сколиозом могли учиться со 2–го по 8–й класс постоянно. До года срок пребывания сократился после того, как учреждение получило статус санаторной школы–интерната. Как правило, этого времени достаточно, чтобы увидеть динамику течения заболевания, освоить программу физкультурной реабилитации. А также научить ребят жить с их диагнозом. Повторно в интернат они могут быть зачислены городской комиссией по комплектованию школы лишь в исключительных случаях, при прогрессирующей форме сколиоза. По статистике, она встречается у 15 — 25% детей.
Галина Козорез может рассказать немало историй, в которых были и слезы радости, и слезы отчаяния. Особенно запомнилась одна воспитанница, которая позже вернулась сюда уже преподавателем:
— У нее заболевание бурно прогрессировало. Корсет надели, когда угол отклонения уже превышал 50 градусов. Находиться в нем очень тяжело, особенно поначалу, но девочка была мотивирована на успех. И буквально за два года из выраженной 4–й степени вернулась к начальной 2–й, когда угол отклонения 10 — 12 градусов. Увидев ее уже взрослой девушкой, я не могла поверить: стройная, красивая, визуально без каких–либо признаков деформации позвоночника.
6,5% школьников в стране имеют деформацию позвоночника. Только в 17–й минской детской клинической поликлинике на учете в ортопедическом отделении — около 5.000 таких детей.