можно ли учителю заниматься репетиторством
Войдите в ОК
Чем рискует директор, если учитель оказывает репетиторские услуги?
Почти в каждой школе есть учителя, которые оказывают репетиторские услуги. Какие требования установлены законодательством к этому виду трудовой деятельности и что может сделать директор, чтобы предотвратить конфликт интересов педагога?
Почти в каждой школе есть учителя, которые оказывают репетиторские услуги. Какие требования установлены законодательством к этому виду трудовой деятельности и что может сделать директор, чтобы предотвратить конфликт интересов педагога?
Сегодня многие ученики осваивают образовательную программу и готовятся к экзаменам с репетиторами. Чаще всего обращаются за помощью к репетиторам по иностранному языку, математике и русскому языку. Как правило, с учениками средних классов занимаются учителя их же или соседних школ, со старшеклассниками – преподаватели вузов.
Кто и как может оказывать репетиторские услуги?
Репетиторство – вид индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Цель репетиторских занятий с учащимися – помочь им в освоении образовательной программы, выполнении домашних заданий, подготовке к экзаменам
Мы привыкли считать, что репетиторство – это личное дело тех, кто преподает, и тех, кому преподают. Однако на самом деле репетиторство – это вид индивидуальной трудовой деятельности. Чтобы им заниматься, нужно пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) разрешает индивидуальным предпринимателям вести образовательную деятельность. Предприниматель может:
вести деятельность непосредственно (лично);
привлечь к работе педагогических работников.
Педагогическим работникам, занимающимся репетиторством непосредственно, не нужно получать лицензию и свидетельство о государственной аккредитации (ч. 2 ст. 91, ч. 3 ст. 92 Закона № 273-ФЗ).
экономят на аренде помещения, покупке оборудования;
минимизируют время на подготовку к занятиям (как правило, репетитор использует наработанные в ходе основной профессиональной деятельности знания);
оформляют мало документов.
2 тысячи рублей – штраф за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Поэтому большинство педагогов выбирают именно такой вариант оказания репетиторских услуг.
Закон № 273-ФЗ устанавливает требования к ведению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности.
Так, согласно ч. 4 ст. 32 Закона № 273-ФЗ индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет учащемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего учащегося информацию:
о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы, о стаже индивидуальной педагогической деятельности;
об уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы других педагогических работников (в случае привлечения для ведения образовательной деятельности других работников).
Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Об этом говорится в ч. 3 ст. 32 Закона № 273-ФЗ.
Что такое конфликт интересов педагога?
На практике часто встречается ситуация, когда учитель занимается репетиторством со своими же учениками. Это приводит к проблемам внутри педагогического коллектива, между администрацией школы и родителями учащихся. Если информация (жалоба) дойдет до прокуратуры, школу ждет внеплановая проверка.
Чтобы избежать неприятностей, директор школы должен периодически напоминать работникам о недопустимости такого явления, как конфликт интересов.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогический работник, в т. ч. индивидуальный предприниматель, не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся, если это приводит к конфликту интересов.
Конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у работника возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами учащегося (п. 33 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).
Репетиторство – наиболее очевидный пример, когда в деятельности педагогического работника может возникнуть конфликт интересов. Но возможны и иные подобные ситуации: например, педагог входит в жюри конкурсов и олимпиад, в которых участвуют его учащиеся.
Как доказать факт конфликта интересов педагога?
Если педагог оказывает платные образовательные услуги в рабочее время, это считается нарушением условий трудового договора. Директор вправе применить к нему меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения
Доказать факт конфликта интересов педагогического работника непросто. Для этого нужно подтвердить наличие материальной заинтересованности работника и то, что данная заинтересованность повлияла или могла бы повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей.
На практике материальная заинтересованность педагогического работника не всегда приводит к ухудшению качества выполняемых им профессиональных обязанностей. В большинстве случаев педагог заинтересован в высокой оценке своей основной работы, чтобы к нему обратилось больше клиентов.
Наличие материальной заинтересованности тоже не всегда очевидно. Платная образовательная деятельность по своему содержанию ничем не отличается от бесплатной, и определить первую можно, только если будет доказан факт передачи денег учащимся (его родителями) педагогическому работнику именно за данную образовательную услугу. Это возможно, например, в ситуации, когда учащегося перестала устраивать оказываемая услуга, и он решил пожаловаться на педагога.
Самостоятельно же, без обращения учащегося (его родителей), администрация школы не может выявить факт оказания платных образовательных услуг, даже если они оказываются в здании школы, не говоря уже про оказание их на дому у педагогического работника или учащегося.
Можно ли наказать виновного?
Кроме того, даже в том маловероятном случае, когда факт нарушения запрета удастся выявить и доказать, у администрации школы возникнут трудности с привлечением виновного к ответственности. Законом № 273-ФЗ такая ответственность не предусмотрена. В трудовое законодательство изменения в части ответственности за подобное нарушение также не введены.
Вправе ли директор отстранить от работы работника, на которого поступила жалоба родителей учащихся? Узнайте в Справочной Системе «Образование»
Если запрет был нарушен в рабочее время, педагога можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Никаких специальных норм на этот счет трудовое законодательство не содержит, поэтому работнику можно объявить замечание или выговор (если это было первое нарушение трудовой дисциплины) либо его уволить (если нарушение было повторным).
Однако педагогические работники никогда не занимаются частным репетиторством во время своих уроков, т. е. в то время когда по расписанию за ними закреплено выполнение той или иной аудиторной нагрузки. Репетиторские услуги оказываются во внеурочное время. Поскольку на данный момент нормируется и учитывается только аудиторная нагрузка педагогического работника, применить к работнику дисциплинарное взыскание в описанной выше ситуации будет трудно.
Для случаев, когда работник нарушил запрет в нерабочее время, действующее законодательство не предусматривает никаких мер ответственности. Единственный возможный вариант наказать работника – это доказать в суде, что факт частного репетиторства (когда он ведет к конфликту интересов) является аморальным проступком со стороны работника. Если суд согласится с такой трактовкой ситуации, это может послужить основанием для увольнения работника по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Совершение аморального проступка в соответствии с трудовым законодательством служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя независимо от того, когда оно было совершено: в рабочее время или нет.
Однако нет никаких гарантий, что суд сочтет частное репетиторство, которое приводит к конфликту интересов, аморальным проступком и применит соответствующую норму. Специальных же мер ответственности за нарушение запрета, как уже было сказано выше, не установлено.
Таким образом, в ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ сформулирована важная с точки зрения соблюдения прав и защиты интересов учащихся и борьбы с коррупцией в образовании норма. Однако ее применение крайне затруднительно, поскольку доказать на практике, что она нарушена, сложно, да и ответственность за данное нарушение не установлена.
Для предупреждения конфликта внутри школы можно установить запрет на репетиторство, в т. ч. в свободное от работы время, на территории школы в локальном нормативном акте, например, в правилах внутреннего распорядка.
Чем поможет комиссия по урегулированию споров?
Статья 45 Закона № 273-ФЗ предусматривает создание в школе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Такая комиссия создается для урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование. Помимо прочего она должна рассматривать вопросы, касающиеся конфликта интересов педагогического работника.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей:
совершеннолетних учащихся;
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся;
работников.
Порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения:
советов учащихся;
советов родителей;
представительных органов работников и (или) учащихся.
Локальный нормативный акт утверждает директор либо уполномоченный согласно уставу коллегиальный орган (например, управляющий совет).
Школа сама определяет в локальном нормативном акте регламент работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Именно комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимает решение о наличии либо об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
Решения комиссии обязательны для учащихся, педагогов, других работников школы и подлежат исполнению в установленные сроки, но могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке, в частности, в суд.
Таким образом, если учитель оказывает репетиторские услуги, нарушая требования законодательства, в коллективе могут возникнуть конфликты. Кроме того, в школу могут прийти проверяющие.
Доказать наличие конфликта интересов педагогического работника на практике сложно. Поэтому директор должен:
принять локальный нормативный акт, устанавливающий запрет на репетиторство на территории школы;
раз в год проводить разъяснительную работу с педагогами.
Профилактические беседы нужно проводить и с родителями учащихся. Многие из них считают, что репетиторство выгодно для ребенка. Родитель может выбрать учителя или преподавателя вуза на свой вкус и договориться с ним об оплате безо всяких посредников. К тому же репетитор занимается индивидуально, и, если его способ объяснения материала будет понятен ребенку, эффективность от занятий будет намного выше, чем от массовых школьных уроков.
Однако занятия с репетиторами не всегда приводят к положительному результату, поскольку он зависит от многих факторов: способностей и старательности ученика, отношения репетитора к своему делу и т. д. Иными словами, ни один репетитор не может гарантировать ученику получение знаний соответствующего уровня, в т. ч. высокий балл на экзамене.
Занимаюсь репетиторством и боюсь, что ученик пожалуется в налоговую
Теперь я боюсь, что родители учеников начнут шантажировать меня жалобами перед экзаменами. Если честно, то налоги я пока не плачу. Но слышала, что репетиторам так можно.
Как на самом деле? Мне бояться и подавать декларацию? Или как? Пожалуйста, подскажите.
Налоговые каникулы отменили
С 2020 года у репетиторов, нянь и сиделок больше нет налоговых каникул. Освобождение от НДФЛ и взносов закончилось.
Теперь такую деятельность нужно легализовать. Есть несколько способов это сделать — разобрали их в отдельной статье.
Нина Александровна, вам не нужно бояться жалоб учеников и их родителей. И налоги вам платить со своих доходов тоже не нужно. Если в какой-то статье написано, что вас могут заставить платить налог, это неточность. Или вы что-то неправильно поняли, а автор имел в виду другое. Вот как обстоит дело с доходами репетиторов.
По закону нужно декларировать доход и платить с него налог. Но с репетиторами другая история. Их доходы указаны в п. 70 ст. 217 НК — в списке освобожденных от налогообложения. Это касается доходов, которые получены в 2017 и 2018 году. И только доходов от репетиторства. От НДФЛ при продаже имущества репетиторов не освобождают даже во время налоговых каникул, но учеников это не касается.
Кроме репетиторов от налога освобождены доходы нянь, сиделок и уборщиц. Но все они должны соответствовать таким условиям:
Почти все условия для освобождения от налогов репетиторы соблюдают автоматически, в силу специфики работы. Остается только подать уведомление.
Как подать уведомление в налоговую, чтобы ничего не платить
Это элементарно. Просто подаете в налоговую по месту жительства одну бумагу. Платить за это не нужно. Вам просто поставят отметку на втором экземпляре, и все. При этом вы не становитесь предпринимателем и не должны платить за себя страховые взносы.
Подавать декларацию тоже не нужно. Вам вообще ничего не нужно делать — вы можете и дальше готовить учеников к экзаменам, не платить налоги и оставаться при этом законопослушным гражданином.
Заметьте, что это уведомление об осуществлении деятельности, а не о начале осуществления, как в случае с ателье, кафе и ветеринарными клиниками. Это значит, что вы можете подать такое уведомление в любое время в 2017 или 2018 году. Например, чтобы не платить НДФЛ за два года, можно встать на учет завтра или через месяц. Нет какой-то даты или срока, когда начинают наказывать.
Если ученик пожалуется в налоговую
Теоретически его родители могут пожаловаться. Но это не значит, что завтра к вам придут. Налоговая — это не карательный орган, у инспекторов не безграничные права, а для проверок есть строгие регламенты. Причем родители не могут пожаловаться анонимно, а при необходимости их тоже могут вызвать в налоговую, чтобы узнать подробности.
Даже если на вас пожалуются и инспекция решит разобраться, нужно будет еще доказать, что вы действительно получали доход. Одних только слов и чьих-то жалоб для этого недостаточно. Скорее всего, вам просто предложат подать уведомление, а родителям так и ответят: «Нарушений не обнаружено, репетитор не должен платить налог по закону, спасибо за бдительность, ДО СВИДАНИЯ ГРАЖДАНЕ НЕ ВИДИТЕ У НАС ОБЕД».
Кстати, срок подачи декларации за 2018 год — 30 апреля 2019 года. Так что даже если представить, что вы все-таки должны декларировать текущие доходы и платить с них налог, потому что не подали уведомление, у вас на это есть почти год. А пока вы ничего никому не должны. У репетиторов налоговые каникулы.
Что будет в 2019 году?
В 2019 году тоже будут действовать налоговые каникулы на тех же условиях. Их продлили. Это уже точно — федеральный закон подписан и вступит в силу с 1 января. Репетиторы и няни могут и дальше не платить налоги. А могут использовать режим для самозанятых и платить 4%, если захотят. Но это не одно и то же. Налоговые каникулы сами по себе, а спецрежим «Налог на профессиональный доход» — отдельно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Познакомьтесь с репетитором, который зарабатывает до 700 тысяч в месяц
Благодаря Инстаграму
Среди тех, кто работает в сфере образования, пугающе много людей, которые зарабатывают меньше 15 тысяч рублей в месяц. Но нам удается находить героев, которые добились успеха.
Ольга из Санкт-Петербурга сознательно отказалась от карьеры экономиста и стала репетитором. Начинала с выездных уроков для младшеклассников и дохода в 20 тысяч рублей, а сейчас готовит школьников к экзаменам не выходя из дома и получает от 300 до 700 тысяч в месяц. Она рассказала, как страница в Инстаграме помогла ей увеличить заработок в несколько раз, зачем покупать рекламу у своих учеников, всем ли нужно понимать математику и на что тратит деньги учитель с таким доходом.
Образование
Я окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет, моя специальность — бухгалтерский учет, анализ и аудит. Еще во время учебы я проходила трехмесячную стажировку в международной компании KPMG, которая входит в аудиторскую «большую четверку». А летом после четвертого курса устроилась бухгалтером в JTI — это крупнейшая в России табачная компания. Но работать в этом направлении мне не особо понравилось.
С первого курса я подрабатывала репетитором по математике. Ученики появились у меня благодаря специальному сайту вроде «Профи-ру», где пользователи могут подобрать себе преподавателя.
Сначала брала младшие классы, ездила к ученикам домой. Со многими из них я впоследствии занималась несколько лет. Постепенно заработало сарафанное радио, у меня появлялись постоянные клиенты. Моя ставка была 400 рублей в час, а в месяц выходило около 20 000 рублей.
в месяц получалось зарабатывать первое время при ставке 400 Р /час
Какое-то время я пыталась брать учеников на вечер и выходные и совмещать со стажировками, но оказалось, что это невозможно, если рассматривать репетиторство как полноценную работу. Я поняла, что заниматься с детьми мне нравится, тут я сама себе начальник и могу быстрее развиваться. И после окончания университета перешла полностью на репетиторство.
Конечно, были какие-то переживания, причем мои родители и близкие волновались даже больше, чем я. Но меня поддерживал муж, и сомневаться было особо некогда.
Постепенно мой доход вырос до 100 тысяч рублей в месяц.
Я задумывалась о том, не получить ли педагогическое образование. Но зачем? У меня есть методика, нет проблем в работе. Чтобы просто говорить, что у меня есть диплом учителя? Он будет пылиться на полке, как и мой первый. Так что не вижу в этом смысла.
Инстаграм
Я понимала, что Инстаграм — быстроразвивающаяся соцсеть, в которой люди публикуют не только свои фоточки, но и другой интересный контент. И два года назад решила создать аккаунт, который помогал бы школьникам готовиться к экзаменам и, в том числе, предлагал мои услуги. Мой профиль тогда был одним из первых в подобном формате — с видеоразбором заданий по математике.
Изначально я не публиковала никаких личных фотографий. Это была моя ошибка, потому что у аккаунта не было лица, а оно должно быть. Тогда я специально организовала фотосессию с учениками: пригласила их в кафе, заказала фотографа, начала выкладывать фото. Потом подумала, что постановочные кадры уже всем надоели, и решила добавить немного личного контента. Мне кажется, людям так интереснее.
Репетиторов много, но если ученик идет именно ко мне, мы с ним должны быть на одной волне. Если он меня совсем не понимает, то вряд ли сможет у меня чему-то научиться. Личный контент помогает ему в этом разобраться. Благодаря инстаграм-аккаунту ко мне на курсы в основном записываются сами дети. Меня это радует: они сами понимают, что им надо заниматься, сами согласовывают все с родителями.
Один раз я брала консультацию по развитию блога, но она мне не особо понравилась, поэтому дальше решила все делать сама. Тем более что у меня экономическое образование, и законы, по которым тут все работает, понять несложно. Но в этом году, возможно, все же найму человека, который будет подбирать блогеров для размещения у них рекламы.
Не могу сказать, что на раскрутку инстаграм-аккаунта я потратила много: два года назад у меня и не было такой возможности, да и реклама хорошо шла даже при маленьких бюджетах. Я заказывала ее у других блогеров, а потом начала сотрудничать с одной своей ученицей по бартеру: я готовила ее к экзаменам, а она мне сделала бесплатную рекламу у себя в инстаграме — пост у нее тогда стоил 25 тысяч рублей. Она достаточно крупный блогер, изначально стала популярной на Ютубе, а потом перешла в Инстаграм, пишет там про мотивацию и разные способы обучения. Именно после ее рекламы мне удалось набрать первые 10 тысяч подписчиков.
Сто тысяч подписчиков я набрала где-то за полтора года.
Расходы на рекламу неравномерны, но регулярны, и они гораздо больше, чем когда я только начинала. Сейчас упоминание в сториз у маленьких блогеров стоит до 3 тысяч рублей, а у миллионников — до 50 тысяч. Я тоже размещаю рекламные посты в своем блоге, зарабатываю на этом от 10 до 40 тысяч в месяц, эти же деньги трачу на рекламу своего аккаунта. По итогу выхожу в ноль или остаюсь в плюсе тысяч на 10.
максимальные расходы за месяц на рекламу аккаунта в инстаграме
Работа
Когда я занималась с детьми только индивидуально, строила работу исходя из целей и желания клиента: с одними мы делали домашку, с другими решали олимпиадные задачи. Сейчас я уже не беру младшие классы, только 8—11, и в основном мы с ними готовимся к ОГЭ и ЕГЭ.
У меня есть четыре типа занятий. Кто-то занимается индивидуально очно — в этом году у меня было не больше десяти таких учеников, а кто-то — в онлайне. Еще есть групповые курсы и вебинары — заранее записанные уроки. То есть человек может купить видеоурок и заниматься самостоятельно, а если появляются какие-то вопросы, он задает их мне.
В этом году я впервые ввела онлайн-курсы. У меня было две группы по первой части ОГЭ и одна — по второй. И две группы по ЕГЭ: база и первая часть профильного экзамена. На вторую часть просто не хватило времени: это новый для меня формат занятий, а там требуется достаточно серьезная работа. Но в этом году планирую ввести ее тоже.
Мы занимаемся в Инстаграме: все ученики добавляются в закрытый профиль, занятия проходят в формате прямых эфиров.
В новом учебном году перейдем на специальную платформу, но отдельный профиль в Инстаграме для всех участников все равно останется, чтобы мы с ними постоянно были на связи.
Обычно в группе от 30 до 50 учеников, но в онлайне, как правило, присутствуют человек 10—15, остальные предпочитают смотреть в записи. У меня занимаются дети со всей России, от Камчатки до Калининграда. Самый популярный курс я провожу по воскресеньям в 11:00 по Москве, чтобы даже те ребята, у которых большая разница во времени, могли заниматься в прямом эфире. С другими курсами, к сожалению, так не получается, поэтому там больше детей смотрят запись.
Сначала мы прорабатываем отдельные темы, а во второй половине учебного года начинаем закреплять и решать целые варианты. Я объясняю теорию, а потом решаю задания, дети смотрят, задают вопросы, я отвечаю. Плюс у них есть домашнее задание. В этом году я планирую нанять куратора, который будет проверять домашку, но отвечать на вопросы учеников все равно буду я.
В апреле я проводила дополнительный курс «Последний звонок» — это супербыстрая подготовка к экзаменам, курс шел два месяца.
В середине мая запустила еще один проект — «Лайфхаки». В отдельном инстаграм-профиле публиковала легкие способы решения конкретных экзаменационных заданий.
На мой взгляд, не каждый должен знать математику. Те, кому важно разобраться, понять суть, приходят ко мне на курсы, на полноценную подготовку. Но есть те, кто просто хочет сдать и не важно, каким образом. Например, доступ к лайфхакам купила девочка-пианистка: она играет в Большом театре, у нее репетиции по восемь часов в день, какая ей математика? Ей достаточно просто запомнить, что в таком-то задании надо А разделить на В, не вдаваясь в подробности. Мы просто подстраиваемся под нашу систему экзаменов.
Доступ к аккаунту сначала стоил 400 рублей, потом — 500. Некоторые школьники создавали общий профиль, чтобы разделить сумму между собой, но я им писала, что купить доступ можно только с личного аккаунта. Разумеется, кто-то все равно кооперировался, всех проконтролировать невозможно.
В итоге было более 600 подписчиков, а проект принес мне около 300 тысяч.
Конечно, некоторые копируют мой формат, но я бы не назвала их конкурентами. Другой репетитор — другой человек, у него другая подача, другая манера речи, все другое. Поэтому я ни за кем особо не слежу и не переживаю по этому поводу.
Я преподаю так, будто человек вообще ничего не знает, начинаю с самого простого. Многие репетиторы думают: «Это же очевидно, зачем тратить на это время? Лучше объясню сложный моментик». А многие до этого сложного моментика просто не доходят, для них даже простые вещи непонятны, хотя репетитору может казаться наоборот.
Бывает эмоционально тяжело: я переживаю за некоторых учеников. Есть и те, в ком я уверена. В этом году, например, все сдали хорошо, четыре человека написали ОГЭ на максимальный балл. Такой результат получил небольшой процент девятиклассников, так что этими ребятами я горжусь. У некоторых моих учеников «четверки», но они и занимались только на курсах по первой части ОГЭ и для них это была желанная оценка.
На «тройку» написал один мальчик — Миша, он занимался индивидуально, но для него это очень большая победа. Ему тяжело дается математика, плюс он ленился, даже предполагал, что станет первым моим учеником, который не сдаст экзамен. За него переживала не только я, но и моя мама, и мой муж. Но в итоге он смог преодолеть порог и был рад. У меня нет ни одного ученика, который не сдал бы математику, хотя Миша был очень на это настроен.
График
В учебном году у меня все загружено: почти каждый день курсы, потом проверка домашки, подготовка, рассылка материалов, публикация постов. Грубо говоря, я работаю с 10 до 22. Это не значит, что надо 12 часов сидеть и что-то делать — я могу погулять, позаниматься своими делами, но время от времени все равно захожу в Инстаграм, проверяю письма, отвечаю ученикам. Непосредственно на сами курсы уходит семь-восемь часов в неделю, но на все остальное тоже тратится довольно много времени.
В мае, когда были «Лайфхаки», я просыпалась и сразу отвечала ученикам на вопросы. Чем ближе к экзамену, тем сложнее становится: большая нагрузка, всем всё надо, особенно в последний день. Я даже подумываю в следующем году объявить день тишины накануне экзаменов.
Летом занимаются буквально один-два ученика, а я особо не веду набор на это время, предпочитаю отдыхать или готовить курсы и разрабатывать новые форматы.
В работе репетитора есть минусы: у меня нет больничных — благо, что болею достаточно редко, нет отпускных — на отпуск нужно копить.
Бывает, что дети переносят индивидуальные занятия, но в этом плане у меня достаточно строгая политика: если ребенок решил перенести в последний момент, я говорю, что в следующий раз занимаемся только по предоплате. К старым ученикам я, конечно, более лояльна, но в принципе все знают, что переносить лучше заранее, тогда проблем не возникает. Онлайн-курсы хороши тем, что там нет этого риска отмены: если человек не присутствует на занятии, то смотрит его в записи — в любом случае оно уже оплачено.
Доходы
Расходы
У нас с мужем отчасти совместный бюджет. Например, ипотеку мы выплачиваем вместе, но при этом у каждого есть деньги на личные расходы.
Из моего заработка на ипотеку уходит 20 тысяч рублей. Квартира однокомнатная, она стоила 6 миллионов. Мы живем в ней где-то год, она находится в жилом комплексе, который позиционируется как жилье бизнес-класса, но я бы сказала, что это просто хороший дом в Приморском районе возле парков. На коммуналку и транспорт трачу еще по 5 тысяч.
6% заработка уходит на налоги — я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель.
На еду уходит около 10 тысяч. Я почти не готовлю дома, особенно когда много работы: например, в мае готовила раза два. Питаюсь в кафешках, хожу на бизнес-ланчи — на это тратится около 20 тысяч в месяц. Экономить на продуктах или на чем-то еще нам, пожалуй, не приходится.
Одежду я в основном покупаю за границей, назвать конкретную сумму тут сложно: иногда беру что-то из масс-маркета, иногда — вещи подороже. Из масс-маркета мне нравится «Зара», «Массимо Дутти», а из топовых брендов — «Бёрберри» и «Луи Вюиттон». В Питере у меня не особо много времени на магазины, а за границей одежда и обувь чуть дешевле плюс там есть тэкс-фри.
Свободное время люблю проводить с мужем и друзьями, гулять в парках, ходить в рестораны и кино — это не особо затратно.
Но больше всего я люблю путешествия. В этом году уже была в Лондоне, Таиланде, Малайзии, потом в Париже, Ницце, летом путешествовала по Испании. Расходы на поездки я не считаю, в среднем на путевку и проживание у нас уходит 100 тысяч на двоих, а траты на месте бывают очень разными.
Последняя моя крупная покупка — это Мерседес А200, он стоил полтора миллиона. Купила его весной, копила с начала года. Это моя первая машина. Хотела я, конечно, другую, но и за границу ездить тоже хотела, поэтому взяла эту. На бензин тратится около 5000 рублей.
Теперь буду копить на ипотеку, чтобы быстрее ее закрыть.
Никаких вкладов у меня нет, обычно деньги просто лежат на счете, на остаток капают проценты. Но в последнем путешествии я почти всё потратила.
Будущее
Не знаю, буду ли я заниматься репетиторством всю жизнь, но ближайшие лет пять точно. Конечно, накануне экзаменов устаешь просто ужасно, хочется бросить это дело, но потом приходят отзывы учеников и все забывается — ты готов с новыми силами идти в бой.
В ближайшее время планирую масштабировать свой проект, немного сменить формат курсов, сделать их более интересными и качественными, возможно, увеличить количество учеников.
Может быть, когда-нибудь я параллельно займусь другим бизнесом. Например, у моего мужа есть турфирма, можно взяться за ее развитие.
Познакомьтесь. Читатели, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.