можно ли сразу учиться играть на электрогитаре
С чего можно начать, если уже давно хочешь играть на электрогитаре
Эта история о том, как видеоигры могут помочь перестать откладывать свою идею на потом и начать учиться играть на музыкальном инструменте.
Как совершенно сумасшедший меломан я с детства слушаю много различной музыки, и с тех самых пор мечтал когда-нибудь заняться игрой именно на электрогитаре, исключительно для себя, чтобы играть свои любимые песни. Эта идея не покидала меня на протяжении пятнадцати лет, но всё это время меня пугала моя неграмотность во всех возможных аспектах этого вопроса, сложность и боязнь того, что деньги на инструмент будут выброшены, поскольку или не получится, или не понравится. Мне кажется, это довольно-такие тривиальная история по типу «а вот если бы, то было бы здорово», именно поэтому я и решил поделиться своим опытом и написать этот текст.
Всё это могло бы продолжаться бесконечно долго, потому, что слушать и любить музыку — это одно, а браться за инструмент, даже не зная как его держать, и играть на нём — совершенно другое. Главный страх был как в сложности (терпением и упорством не славлюсь), так и в том, захочется ли мне и дальше заниматься этим.
За следующий этап этой истории, наверно, каждый играющий музыкант не задумываясь плюнул бы мне в лицо, но я себя музыкантом не называю, как и экспертом по электрогитарам или кем бы то ни было, и пишу это для таких же людей, как я. Волей судьбы, много лет назад я наткнулся на такую многим известную игру, как Guitar Hero, казалось бы, что может быть более отдаленным от игры на гитаре, чем эта казуальная ерунда. Впервые я увидел эту игру в гостях у друга, который играл на реальной электрогитаре в группе, а игру установил просто для того, чтобы посмотреть. Но, какой бы казуальной ерундой оно ни было, эта игра мне помогла кое-что понять.
Всё началось постепенно, ни черта толком не получалось, но в безумно медленном режиме, всего лишь на три кнопки, можно было попадать хоть во что-то. В итоге это превращалось в такое медитативное провождение времени по вечерам, когда можно было полностью отвлечься от всего, послушать любимые песни и понажимать кнопки в такт. Так или иначе, я постоянно возвращался в эту игру, не то, чтобы я очень много проводил в ней времени за раз, но как минимум, не уходил пока не сыграю пару-тройку любимых песен, которых со временем становилось всё больше и больше.
Кроме того, многие песни, которые мне совершенно не нравились раньше, я полюбил именно благодаря этой игре, поняв насколько в них интересна и крута именно гитара. Со временем это привело к тому, что в какой-то момент, сам того не заметив, я перешёл на четыре кнопки, а затем и на все пять, всё большую скорость и сложность. Игра помогла понять, что это мне и правда интересно, а также оценить своё терпение и желание двигаться дальше в этом направление.
В сумме, я играл в эту игрушку около шести-семи лет, сначала долго привыкал и учился, затем это был некий challenge, сыграть на максимальном уровне сложности то, что не мог раньше, потом превратилось в приятную рутину и элементарное залипалово, но интерес не пропадал. Никаких целей я не преследовал, мне просто нравилось это.
Спустя какое-то время я начал задумываться, что было бы неплохо и другие песни в эту игру добавить, но оказалось, что хоть песни и есть, это практически не осуществимо, (крайне криво и сложно). Тогда я решил добыть xbox, гитару для игры и полные версии Guitar Hero и Rock Band, затем всё прикинув понял, что это слишком сложно и не оправданно дорого, таким странным и долгим путем я окончательно пришёл к Rocksmith, на который заглядывался уже очень давно, но решил сначала разобраться с чем-нибудь по проще.
Rocksmith, если говорить максимально простым языком — всё тот же Guitar Hero, только с настоящей гитарой. Если вы имели дело с этими гитарными играми, то принцип понять не сложно. В первую очередь её стоит рассматривать как хороший, веселый и действительно реальный «level up» с Guitar Hero, с перспективой освоения реального инструмента, изучением интересных для себя треков и шагом, к дальнейшему развитию уже в сторону музыкальной грамоты и реальной музыки.
Скажу честно, изначально у меня было много сомнений по поводу всей этой затеи, ведь гитара стоит денег, провод и игра — тоже. Больше всего сомнений вызывало то, что всё это работает далеко не так прекрасно, как выглядит на видео в интернете и будут свои подводные камни, вроде лага, гадкого звука или ещё чего-то. Но в итоге ни одно из моих опасений не оправдалось, игра работает отлично, в целом, как и кабель, и гитара, и всё это вместе.
Нагляднее всего, как это работает, можно увидеть на канале этого парня, или написав название группы и песни в поиске на YouTube, приписав следом название игры.
Джек в гитару, на другом его конце USB 2.0, который идёт в вашу консоль или компьютер, фирменный провод выполняет функцию звуковой карты и для этой игры справляется отлично. По началу больше всего меня пугал лаг — его нет, а если он и есть, то я него не замечаю. Конечно, оценка субъективна, но для ясности, я ждал лага, боялся его наличия и пытался уловить, но не уловил. Если он есть, то действительно некритичный.
В интернете достаточно информации о том, как можно оптимизировать работу софта, чтобы уменьшить лаг, и я думал, что придётся к этому прибегать, но оказалось, что и без плясок с бубном всё работает замечательно. Но, это касается лишь моего опыта с РС, поскольку люди, играющие на Playstation 3/4 частенько, и практически без исключений, жалуются на задержку. Насколько мне известно, решения нет, (но это не точно).
Этот провод подходит как для консолей, так и для PC, в том числе гитару с помощью него можно подключить и к Mac’у, как для игры, так и для того, чтобы открыть тот же GarageBand и записать что-нибудь, или проиграться с педалями и прочими гитарными эффектами. Конечно, всегда можно обойди покупку оригинального кабеля, например, внешней или хорошей PCI звуковой картой, но в таком случае проблем и плясок с бубном вокруг работы гитары в игре избежать будет практически невозможно.
Что действительно важно, звук при всём этом получается сносный с учетом бюджетного инструмента, (за звук и качество недорогой гитары сильно переживал, но как и надеялся — переживать не стоило). Здесь необходимо уточнить, всё это не как у нормальных музыкантов, с дорогими гитарами, ламповыми головами, хорошими проводами и аналоговыми примочками — это другое.
Здесь звук достаточно хорош для того, чтобы стандартный человек в своих стандартных наушниках или колонках слышал гитару из песни так, что вряд ли бы смог отличить её от записи, при условии, что сыграно всё нормально, но не более того. Для начала этого достаточно, если не сказать, что избыточно.
Из этого следует и то, что дорогая гитара для этого вам не нужна, как и какая-то особенная звуковая карта. Понимая технические нюансы хотя бы на легком теоретическом уровне, становится ясно, что необязательно отдавать пару-тройку тысяч долларов за гитару, и ещё столько же сверху на провода, ламповые головы и всё это вот, чтобы начинать учиться и получать удовольствие.
Важно учитывать и то, что в конечном итоге многие строят звук гитары простым подключением её к компьютеру и собирая стеки из различных эффектов в программах вроде Guitar Rig или Guitar FX и никто не жалуется. Поэтому же принципу работает и Rocksmith, ваша гитара не просто звучит как звучит, а для каждой песни (или даже части песни) она звучит так, как должна звучать именно в ней. Конечно, нет ничего идеального, но для обычного человека, не думаю, что разница заметна, и уж тем более критична.
Игровой процесс достаточно прост, (как это выглядит можно посмотреть на YouTube), но если в двух словах, на экране вам показывают в какой момент и что делать, а вы, в свою очередь, должны делать это и попадать в нужный момент — проще некуда. Даже я, как бездарь впервые взявший гитару в руки не испытывал никаких сложностей, нужно только немного упорства и терпения.
Эта игра отлично подходит для людей, которые впервые берут инструмент в свои руки, совершенно не понимая, как его держать и куда тут вообще играть. В ней найдутся и обучающие видео, и интерактивные уроки различных приёмов игры, затем умопомрачительный набор музыки, которую можно играть, выбирая скорость, конкретный отрывок, его сложность и так далее. Это позволяет начать с чего-то совершенно элементарного, постепенно усложняя и ускоряя.
Сложно описать все тонкости и мелочи подробно, важно сказать лишь то, что оно работает и максимально дружелюбно к новичку. Стоит заметить, что даже опытные и, скажем так, «настоящие» гитаристы об это игре отзываются крайне положительно, и вполне серьезно рекомендуют присмотреться к ней новичкам. Впрочем, это на прямую зависит от ваших целей, (для чего вы берете гитару в руки и что хотите в итоге добиться).
Не стоит забыть и то, что помимо огромного списка треков, распространяемых посредством продажи DLC, истинный меломан всё равно легко отыщет что-то, чего там нет, но на выручку приходит западный форум, где гитаристы со всего мира сами создают довольно-таки неплохие «Custom DLC» (CDLC) и среди них найдется множество интересного, например, что-то вроде The Black Angels. Кроме того, Rocksmith даёт возможность играть с уровнями громкости дорожек, (и многим другим), таким образом, можно вообще выключить всё и оставить на звуке только одного себя, что радует.
Выходит, что с терпением и упорством можно научиться играть свои любимые песни «как в Guitar Hero», только на настоящей гитаре, разобраться с инструментом, (как держать, приемы, что и где находится). Так учиться гораздо веселее, с быстрыми и наглядными результатами, аккомпанементом любимой песни и полными штанами радости. Фактически это табы, преподнесенные в простой и более доступной форме, избавляющей вас от необходимости знать музыкальную грамоту, что-то запоминать и держать ритм самостоятельно.
В дальнейшем, когда этот уровень будет освоен, можно начинать заучивать желаемые песни, чтобы играть их без подсказок (в этом игра тоже может помочь), а потом, если захочется, развиваться и дальше в этом направление. Не стоит бояться пробовать хоть что-то. Если есть интерес, но вы понимаете, что сразу не получится, а выглядит всё слишком страшно, то постарайтесь разбираться в вопросе постепенно и начинайте с самого элементарного, пускай даже это будет видеоигра 2007 года, с клавиатурой и мышкой.
К игре на электрогитаре можно подходить с разных сторон, и моё решение нельзя рассматривать как стопроцентно рабочий вариант (или хороший для всех), вам всё равно придётся посмотреть немного уроков о том, как правильно обслуживать инструмент, ставить руки, держать медиатор и так далее. Половина всех этих видео-пособий есть в самой игре, а вторую половину без труда можно найти в интернете.
Игра на электрогитаре – с чего начинать, какие навыки нужны
Обучение игре на электрогитаре – не такой сложный процесс, как представляется вначале. Для этого не нужно долгие годы посещать музыкальную школу, тем более знать другие музыкальные дисциплины (сольфеджио). При желании основным аккордам и переборам можно научиться за несколько месяцев, иногда недель.
Обучение игре на электрогитаре
Электрогитара – современный распространенный инструмент, на котором можно исполнить любую мелодию. Играть можно для себя, родных, широкой публики. Сейчас большое количество любительских групп, которые исполняют кавер-версии любимых хитов. Для тех, кто решил связать себя с музыкой, электрогитара – отличный выбор. Игра на электрогитаре для начинающих не требует моментального освоения теории.
Что нужно для игры на электрогитаре дома
Если у начинающего музыканта уже есть инструмент, стоит узнать, что еще нужно для игры на электрогитаре дома:
Помимо основного оборудования и аксессуаров, со временем могут понадобиться другие принадлежности (ремень, стойка для электрогитары, педали эффектов).
Как быстро научиться играть на гитаре
Если у ученика уже есть опыт игры на классической гитаре, то ему не составит труда применить имеющиеся знания и навыки при освоении электрогитары. Для новичка, который не держал инструмент в руках, будет сложнее. Помимо просмотра видео, изучения самоучителей, понадобиться набраться терпения.
Залог быстрого обучения – постоянные занятия по 2-3 часа в день. В этом случае первые результаты будут видны уже через 2 недели. Этого хватит, чтобы выучить и исполнить любимую песню. Чтобы играть на профессиональном уровне, импровизировать, исполнять сольные партии, нужно гораздо больше времени. Сначала нужно будет выполнять упражнения на развитие техники, играть гаммы.
Устройство гитары
Устройство электрогитары немногим отличается от устройства акустической гитары. Каждый ученик, приходящий в музыкальную школу, сначала изучает устройство своего инструмента.
Выучив устройство своего инструмента, можно приступать к изучению основ игры.
Какие бывают переборы
Для воспроизведения более спокойных мелодичных произведений используется методика игры перебором. Его тип зависит от размера песни. Существуют переборы «четверка» (четыре счета), «шестерка», «восьмерка», вальсовый. Сначала берется аккорд, затем пальцы правой руки поочередно дергают струны. При обозначении Б321 нужно сначала извлечь звук из басовой струны (6-ой, иногда 5-ой или 4-ой), затем из 3-ей, 2-ой и 1-ой. Аналогично читаются другие разновидности переборов.
Обучение игре на электрогитаре: пошаговая инструкция
Следуя советам экспертов и пошаговой инструкции, обучение игре на электрогитаре пройдет быстрее:
Научиться играть на электрогитаре способен каждый желающий. Мнимое отсутствие слуха, музыкального образования немного замедлит процесс обучения, но не сделает его невозможным. Регулярность в игре на музыкальных инструментах – залог получения быстрого результата.
Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки
У начинающего гитариста самоучки нет педагога, который научит его всему с самого начала. Вместо этого у него есть куча вопросов, которые даже непонятно, в каком порядке задавать.
Начав самостоятельно учиться играть на гитаре, я столкнулся со всеми теми же вопросами. Некоторые подсказки мне повезло узнать от профессиональных гитаристов. До других пришлось кропотливо доходить своим умом. В любом случае на поиски решений ушло немало времени.
Если вы такой же взрослый самоучка, то собранные мной ниже ответы здорово сэкономят ваши время и силы.
1 — Нужно ли знать ноты, чтобы учиться играть на гитаре?
Есть два способа играть на гитаре, не зная нот.
Оба эти способа технически друг от друга не отличаются. Разбор на видео вживую показывает, куда тыкать пальцем на грифе гитары. Запись табулатуры делает то же самое на бумаге. Важно другое, что ни один из этих способов не отражает музыкальную фактуру произведения. И это их главное и принципиальное отличие от нотной записи. Поскольку гитара — это полифонический инструмент, способный звучать как небольшой оркестр, такое отличие приобретает критичный характер.
На мой взгляд, здесь уместна аналогия с книгами и комиксами. Текст книги позволяет вам самим мысленно нарисовать образ всех персонажей и детали обстановки. Комикс просто перечисляет вам события с уже прорисованными персонажами в статичных картинках. Казалось бы, ну и что? Какая разница, если в итоге сюжет понятен и история рассказана? Чтобы понять «ну и что», попробуйте прочитать комикс выразительно или хотя бы с разными интонациями.
Так и с музыкой, которую вы научились играть на гитаре по нотам. Нотная запись сама по себе показывает структуру пьесы и фактуру музыки.
Нотная запись
Все эти тонкости можно изобразить и в табулатурах. Но в результате сама запись станет слишком перегруженной и утратит изначальный смысл быть простой.
Громоздкая табулатура
Возвращаясь к аналогии, комикс превратится в книгу с иллюстрациями, которую нужно читать, а не смотреть.
Зачем вообще гитаристу знать ноты?
Давайте разберёмся, откуда вообще возникает вопрос, надо ли знать ноты, чтобы играть на гитаре. В первом случае — это начало обучения с полного нуля, но с горячим желанием. То есть новичок вообще не представляет не только с чего начать обучение игре на гитаре. Он даже не понимает, что именно хочет научиться играть и на какой гитаре. Однако изо всех сил пытается разобраться и готов к усердной работе. Надо ли учить ноты — это для него вопрос с целью получить правильный ответ.
Другой случай — это типичное проявление лени. К сожалению, гораздо чаще этот вопрос задаётся с целью услышать заранее ожидаемое оправдание нежелания напрягаться. За всем этим обычно следует мулька про Хендрикса и Эммануэля, которые никогда не знали нот. Прикиньте сами, сколько миллионов пытавшихся играть на гитаре без нот хотя бы приблизились к ним. Вот и ответ.
Самое интересное, что выучить ноты — это не так сложно и страшно, как кажется. Это не иностранный язык, как представляет большинство новичков. И даже более того, это вообще не какой-то отдельный от обучения игре на гитаре процесс. Вовсе не надо сначала изучить ноты, а только потом приступать к занятиям на гитаре. Что действительно важно, так это составить программу обучения хотя бы на первое время. Если правильно подобрать учебный репертуар, то ноты постепенно улягутся в голове сами собой без зубрёжки.
Трудно ли начинающему гитаристу выучить ноты?
А теперь самое вкусное на сладкое. Под знанием нот чаще всего понимают их название и размещение на нотном стане. То есть речь идёт, как правило, только о высоте звуков. Но у звука есть и другие свойства, которые вместе составляют нотную грамоту. Например, длительность, которая напрямую связана с ритмом. А ритм — это основа любой музыки. Невозможно учиться играть на гитаре и не развивать чувство ритма.
Ещё одно свойство звука — это громкость. Управляя ей, можно строить мелодические фразы, расставлять акценты и интонации, сочетать полифонические линии. В общем, делать музыку красивой. Невозможно учиться играть на гитаре, не думая о громкости.
Кроме того, ноты могут звучать одна за другой или вместе. В первом случае мы получим мелодию и басы, а во втором — гармонические интервалы или аккорды. Мелодия, гармония и басы могут звучать на гитаре одновременно. Это и превращает одну гитару в целый оркестр. Фальшивый аккорд режет ухо любому, независимо от наличия или отсутствия у вас музыкального образования.
Проще говоря, занимаясь на гитаре, вы уже изучаете нотную грамоту, осознаёте вы это или нет. Остаётся всего-то изучить названия и термины того, что вы делаете и так.
2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?
Этот вопрос обычно содержит в себе сразу два аспекта. Один касается выбора типа гитары. Например, человек хочет учиться играть на электрогитаре или заниматься фингерстайлом на вестерне. Обязательно ли сначала пройти азы на классической гитаре?
Я считаю, что это вовсе не обязательно, но очень полезно и гораздо более правильно. Классическая гитара очень хорошо подходит для закладки фундамента под любое направление. Она позволяет понять, что такое красивый и одновременно разнообразный звук, не прибегая к куче примочек. Опять же на классической технике базируется любая пальцевая техника игры на любой гитаре.
Немаловажно для новичков, что даже бюджетная классика может звучать вполне прилично, причём сразу из магазина. Вестерны того же ценового диапазона не только не могут похвастать таким же приличным звуком. Вам крупно повезёт, если в магазине делают бесплатную предпродажную доводку бюджетных вестернов. Потому что без неё у ваших рук сразу же начнётся «весёлая жизнь».
Если всё же ваша душа однозначно лежит к конкретному стилю и типу гитары? Не вижу препятствий, учитесь сразу на том и тому, что вам нравится.
Другой аспект касается ценового диапазона учебной гитары. Надо ли с самого начала учиться играть на дорогой, качественной, а то и мастеровой гитаре? Здесь есть и свои «за» и свои «против». Главная разница между дешёвой и дорогой гитарой — это, конечно же, звук.
Однако дорогая гитара сама по себе ещё никого не сделала виртуозом. Чем богаче звук гитары, тем больше мастерства требуется, чтобы извлекать его. На более дорогой гитаре без мастерства у вас получится только более шумный шум. Даже на фанере новичок не слышит всех своих огрехов. Причина в том, что он ещё не умеет слушать самого себя. На гитаре, которая выдаёт гораздо больше обертонов, красок и оттенков, начинающий гитарист просто потеряется.
Но в дорогих акустических гитарах для начинающих гитаристов есть и плюсы. Сочный звук возникает из-за резонанса массива дерева, чего не происходит на залитой лаком фанере. И резонанс задней деки передаётся прямо в живот. В первые разы у новичков возникают незабываемые ощущения. Когда в буквальном смысле чувствуешь телом музыку с самого начала занятий, это, безусловно, очень хорошо.
В общем, выбор первой гитары для учёбы зависит от разных обстоятельств и условий.
3 — Нужны ли ногти для игры на гитаре?
Начинающие гитаристы задают этот вопрос даже немного с другого ракурса. Нужно ли учиться играть на гитаре сразу с ногтями?
Сам по себе этот вопрос чем-то сродни вопросу нужно ли сразу учиться играть на дорогой гитаре. Как и в том случае, разница между игрой на гитаре с ногтями и без заключается в звуке.
При этом стальным струнам ногти добавляют только звонкости. А вот на нейлоне начинает звучать гораздо больше различных оттенков. Однако на начальном этапе обучения всё это не имеет абсолютно никакого значения. Потому что оттенки и начинающие гитаристы — это понятия несовместимые.
Кстати, ученики ДМШ по классу гитары начинают играть с ногтями в среднем лет с одиннадцати. Просто потому, что до этого возраста детские ногти тонкие и хрупкие. Даже самые лучшие ученики, способные понять красоту звука, играют подушечками пальцев без ногтей. И это не мешает им в будущем заканчивать консерватории. Как говорится, всему своё время.
Возвращаясь к теме взрослых самоучек, ответ довольно простой. Начинайте беспокоиться о ногтях только тогда, когда почувствуете, что вашей музыке не хватает красок. До этого момента работайте на тем, чтобы ваши разрозненные звуки стало можно называть музыкой.
4 — Нужны ли гитаристу упражнения на технику?
Кто-то не занимается техническими упражнениями и этюдами вообще. Это сильно сужает репертуар по понятной причине неспособности играть что-то чуть сложнее начального уровня.
Другая крайность — так называемый гитарный спорт. Его почитатели упираются только в технику, совершенно забывая о красоте музыки. Главным становится поставить личный рекорд скорости, запилить быстрее, круче, зафиксировать достижение. «Полёт шмеля» в темпе 350 bpm напоминает монотонное жужжание мухи. В темпе 1300 bpm — это всего 9 секунд комариного писка. Да, круто, но есть два вопроса: зачем и где, собственно, полёт шмеля?
И вот, пожалуй, одна из главных трудностей, встающих на пути гитариста самоучки. Обучение нужно выстроить так, чтобы каждый новый приём вливался в общую копилку технического мастерства. То есть, отработав техническое упражнение, нужно разучить пьесу, в которой этот приём встречается в различных сочетаниях с другими уже известными приёмами. Сделать это без помощи преподавателя довольно сложно, особенно начинающему гитаристу. Однако если вы изначально понимаете необходимость такого подхода, то нет ничего невозможного.
5 — Нужно ли гитаристу регулярно играть гаммы?
Гаммы — это вовсе не нудятина, как их видят многие начинающие музыканты, не только гитаристы. Всё дело в том, что большинство новичков, особенно самоучек, представляют гамму в виде стандартных восьми нот. То есть до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до и обратно вниз. Тупо запилив их под сотню раз, пожалуй, действительно заскучаешь. А главное — не получишь особой пользы, потратив много времени.
Но если разобраться, то перед начинающим гитаристом откроется увлекательное занятие с широчайшими возможностями для совершенствования. И речь идёт не о банальной тренировке скорости пальцев. Это настоящее погружение в фундаментальные основы красивой гитарной музыки.
Вы научитесь внимательно слушать каждый звук в собственном исполнении. Отсутствие привычки и навыка слушать свою собственную игру — это просто поголовная болезнь начинающих гитаристов. Зачастую проходит много времени, прежде чем гитарист начинает замечать свои глохнущие ноты и дребезг струн.
Ещё один бич многих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Гаммы позволяют избавиться и от него. Причём у разных аппликатур имеются свои сторонники и противники.
Любители играть гаммы без смены позиций считают преимуществом отсутствие лишних препятствий к залигованному соединению звуков. Сторонники же классической аппликатуры Сеговии стремятся достичь плавного слитного звучания в любой ситуации. В том числе и при частой смене позиций. Но и те и другие оттачивают мастерство на гаммах, хоть и с разными подходами.
Однако и это далеко не вся польза, которую получает начинающий гитарист, регулярно играя гаммы. Чтобы просто перечислить варианты использования гамм и даже самые стандартные упражнения, нужна отдельная статья. В рамках же этого раздела ограничимся пунктом, о котором нельзя не упомянуть, говоря о гаммах.
Это очень пластичная основа для ритмических упражнений и развития навыка расстановки метрических акцентов. Вы можете сами придумать бесконечное число ритмических рисунков и вариантов чередования сильных и слабых долей. И чем выше ваше мастерство, тем сложнее ваши упражнения на тех же самых гаммах.
6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?
Многие новички вообще опускают вопрос целесообразности и сразу спрашивают, как выучить все аккорды на гитаре. Найти в интернете полную сводную таблицу всех аккордов сейчас не проблема. Однако её объём таков, что чаще всего она вызывает тоску в глазах начинающего гитариста. На том обучение и заканчивается.
Чтобы избежать этой распространённой ошибки, нужно понять две вещи. Во-первых, выучить все аккорды, не зная, куда и как их применять, занятие изначально бессмысленное. Ну, купили вы отвёртки со всеми возможными головками любых размеров. А чего крутить ими у вас есть? Так и с аккордами. У вас уже имеется репертуар, для которого необходимо знание вообще всех аккордов на гитаре? Гораздо продуктивнее постепенно и последовательно разучивать подходящие по уровню произведения.
Во-вторых, все аккорды строятся по определённым правилам. Если вы знаете эти правила, то у вас в принципе отпадает нужда запоминать все аккорды. Вы можете в любой момент сами построить на любом ладу тот аккорд, который вам нужен.
В этом деле сильно помогает нотная грамота, о которой мы говорили чуть выше. И это снова вопрос регулярной практики, а вовсе не нудной зубрёжки.
7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?
Здесь часто возникает путаница в терминологии. Начинающие самоучки принимают сольфеджио, которое в буквальном переводе означает «пение по нотам», за нотную грамоту. Такое происходит из-за того, что в детских музыкальных школах эти две дисциплины для простоты смешивают. К пению при этом добавляют изучение тональностей, размеров, интервалов и т.п. А уроки сольфеджио в интернете зачастую носят форму, характерную именно для ДМШ. Потому что за более профессиональным уровнем люди идут уже в специальные учебные заведения.
Сольфеджио в чистом виде, на мой взгляд, нужно тем, кто решил заниматься серьёзно. Эти занятия позволяют развить слух и музыкальную память до уровня, необходимого профессиональному музыканту. Начинающему гитаристу самоучке важен, скорее, прикладной вариант, который превратит слепые блуждания в продуктивные занятия.
Например, новичок не знает ни сами ноты, ни их расположение на грифе гитары. Дёргая с горем пополам каждую следующую ноту, он уверен, что учится играть на гитаре. Однако все его силы уходят на то, чтобы продраться сквозь лес непонятных значков. В действительности, к обучению, собственно, игре на гитаре, он приступит ещё не скоро. Потому что отдельные рваные звуки с гигантскими паузами не имеют ничего общего ни с ритмом, ни с мелодией.
Есть простой и эффективный способ быстро выучить ноты и приступить к настоящим занятиям на гитаре. Играя пьесу, нужно одновременно петь её ноты. Это помогает не только хорошо запомнить сами ноты. Также в голове постепенно и прочно укладывается расположение нот на грифе гитары. Пройдя этот этап, вы начнёте уделять внимание главному, то есть красивой музыке.
И в этом вам по-прежнему будет помогать то же самое прикладное пение нот. С его помощью начинающий гитарист научится строить мелодические фразы, расставлять акценты, использовать интонации, создавать настроение. В общем, делать все то, из чего и состоит красивая гитарная музыка. Применение этого метода мы подробно разбираем в специальной статье по ссылке в предыдущем абзаце.
8 — Можно ли ставить стальные струны на классику?
Акустические гитары со стальными струнами или просто вестерны изначально возникли для громкого аккомпанемента в ансамбле. Их конструкция должна выдерживать мощные удары по струнам и значительно большее натяжение самих струн.
Классическая гитара сконструирована иначе и для других приёмов игры. Она просто не выдержит сильного натяжения стальных струн и сломается. Вам повезёт, если гриф отломится ровно или нижний порожек вырвет не с мясом, это чинится. Более грубые повреждения тоже можно отремонтировать, но это будет сильно дороже и не всегда рентабельно.
9 — Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерны?
Что касается наоборот, то нейлоновые струны можно запросто установить на вестерн, физически он не пострадает. Однако возвращаемся к его конструкции и вспоминаем, что корпус рассчитан на совсем другие нагрузки. Поэтому нежный нейлон просто не сможет раскачать мощные деки. В результате звук получится блёклым и неинтересным.
К тому же нейлоновые струны толще стальных. По этой причине гриф у классики ощутимо шире, чем у вестерна. Толстые струны на узком грифе сильно затрудняют работу пальцев, особенно левой руки. Ну и высота струн по причине разного натяжения тоже должна быть разной. Без дополнительной регулировки низкая установка нейлона на вестерне приведёт к постоянному дребезгу струн об лады.
10 — Можно ли сразу разучивать любимые произведения?
Чему чаще всего хотят научиться большинство начинающих взрослых гитаристов? Они находятся под впечатлением от каких-то любимых гитарных композиций. И чаще всего новички, особенно самоучки, пытаются сразу начать играть именно эти произведения. Это самая главная ошибка начинающих гитаристов.
Есть два разных желания. Одно — научиться играть на гитаре. Другое — научиться играть на гитаре конкретное произведение. Для начала следует определиться, насколько существенна для вас эта оговорка.
Далее нужно понять степень сложности самого произведения. Если вы хотите выучить аккорды песни «Пачка сигарет», то разумно будет сразу учить именно их. А если речь идёт, к примеру, про «Перуанский вальс» или «Freight train»? Тогда это будет сказка о потерянном времени. И скорее всего она закончится заброшенной гитарой из-за отсутствия прогресса и, соответственно, утраты желания заниматься.
Знаете, что будет самым обидным? Запоздалое понимание, что за то же самое время вы могли действительно научиться играть на гитаре. Не сразу то, что хотели, но в ясной и обозримой перспективе — всё, что угодно.
11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?
Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.
Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.
Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?
Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.
Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.
Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона.
12 — Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?
Нет слуха — это когда вы не отличаете мужской голос от женского или свисток от барабана. Во всех остальных случаях у вас нет навыка музыкального применения слуха, а не самого слуха. Как и любой другой навык его можно развить.
Усердно занимаясь на гитаре, вы постепенно разовьёте и слух. Точно так же, как постепенно запомните названия и расположение всех нот на грифе гитары.
13 — Как мотивировать себя заниматься на гитаре?
Для меня гитара — это увлекательное занятие, которым я сам хочу заниматься. Это не задание, которое вы вынуждены выполнять по чужому указанию, и поэтому нуждаетесь в мотивации. Если вам нужно заставлять себя заниматься на гитаре и вы постоянно перегораете — смело бросайте. Будьте честны с собой, это просто или не ваше занятие или вам лень. Ни в том, ни в другом случае толку от занятий не будет. Вы просто потеряете драгоценное время. Никаких чудо-рецептов здесь не существует.
На мой взгляд, есть только одно объяснимое сочетание желания заниматься на гитаре и потери интереса. Как правило, отсутствие у самоучек чёткого вектора занятий ведёт к отсутствию прогресса. Желание играть лучше и непонимание, как этого добиться, загоняет начинающих гитаристов в уныние. Возникает топтание на месте, которое неизбежно ведёт к потере интереса. В этой ситуации вам поможет составление своей программы обучения игре на гитаре.
По собственному опыту я рекомендую пройти общие для всех стилей и направлений гитарной музыки основы. Во-первых, вы создадите прочный фундамент для дальнейшего обучения игре на гитаре. Во-вторых, проработка основ сильно упрощает понимание, как и куда двигаться дальше. Лично я сам метался между фингерстайлом, классикой и различными аранжировками хитовых мелодий. Несколько месяцев исканий привели меня к классической гитаре и решению вернуться на старт к основам.
На данный момент я так и занимаюсь на классической гитаре, она пришлась мне по душе. Кстати, мой репертуар при этом выходит далеко за рамки только классической музыки. Но главное даже не это. Если я захочу переключиться на другие направления и типы гитар, это не составит мне труда. Именно благодаря правильно заложенному фундаменту обучения, я легко нахожу решения, куда и как двигаться.
Если же у вас есть программа обучения и время на занятия гитарой, но нет мотивации — перечитайте первый абзац этого раздела и найдите себе другое занятие.
14 — Как повысить эффективность занятий на гитаре?
Как правило, в ответе на этот вопрос начинается перечисление конкретных пунктов, что и как делать. Например, как часто, как долго и в каком темпе заниматься. Или в каком сочетании выполнять те или иные упражнения.
На мой взгляд, рецепт гораздо проще. Нужно постоянно думать, что и зачем вы делаете, вникать в каждое движение, слушать каждый звук. Тогда у вас начнут возникать правильные вопросы. А это главное условие того, как получить правильные ответы.
Последовательно находя и применяя продуманные решения, вы и будете заниматься продуктивно. Собственно именно такому подходу и посвящён весь мой блог.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.