можно ли работать учителем за границей с российским дипломом
4 способа поработать учителем за границей
Международный опыт преподавания — отличная строчка в резюме любого педагога. Так ли сложно учить детей в другой стране? Наш блогер Алексей Калачёв делится советами, как уехать преподавать за границу.
Многие учителя, конечно же, хотели бы поработать за границей. Плюсов в этом немало: получить новый опыт и узнать об иных подходах к обучению, посмотреть мир и разнообразить свою жизнь, а порой ещё и заработать. Как это осуществить? У каких именно учителей есть такая возможность? Давайте рассмотрим основные возможные варианты.
1. Волонтёрские программы
Есть организации и страны, которые предлагают съездить по волонтёрской программе поработать учителем английского языка (ещё больше волонтёрских программ не связано с обучением). Нередко понятие «учитель» условное, то есть могут взять при одном только неплохом знании языка и без педагогического или лингвистического образования. Денег здесь не платят, но обычно обеспечивают жильём и едой. Иногда бывает небольшая стипендия. Ещё реже оплачивают дорогу. Продолжительность: от двух недель до года.
Востребованы прежде всего учителя английского и организаторы мероприятий, а иногда учителя точных наук (со знанием языка)
Речь идёт о «развивающихся странах» Азии, Латинской Америки и Африки. В одних странах довольно спокойно, в других же могут быть серьёзные риски, например заразиться местной опасной болезнью. Меня как-то поразила история одной русской девушки, которая поехала волонтёром-учителем в Колумбию, где наркомафия и пальба на улицах — привычное дело, и была счастлива там. Но я бы решительно не советовал выбирать такие опасные варианты. Едут по таким программам, конечно же, посмотреть мир. Действительно, многие страны обладают самобытной культурой и древней историей. Там есть что посмотреть. Перу и Бразилия, Камбоджа и Вьетнам — кто бы не хотел съездить туда в путешествие? Вот и едут молодые люди, хотя со знанием только английского могут быть бытовые сложности.
2. Стажировки
Внешне они могут быть похожи и на волонтёрские программы, и на короткую работу. Фактически вы работаете, например, помощником преподавателя или воспитателя и получаете небольшие деньги (стипендию) и новый опыт. Основное отличие — в статусе пребывания. Особенно это важно при поездках в страны с жёстким регулированием преподавательской и образовательной деятельности. Например, в США и страны Евросоюза, да и в Китай тоже. Будьте внимательны! Если вам предлагают «стажировку», но вы «должны» въехать по туристической или бизнес-визе, вы нарушаете закон со всеми возможными негативными последствиями. Многие молодые люди закрывают на это глаза, рассказывая, как классно они съездили во Францию или Штаты, что «всего-то три недели» и «никто не проверяет». Может, оно и так, но если попадутся, то их могут депортировать и придётся заплатить приличный штраф. Ещё внесут в чёрный список, и эти страны будут закрыты для «провинившегося» на долгие годы.
3. Работа по контракту
Здесь всё просто: работодатель приглашает вас к себе на работу, подаёт заявку в соответствующие органы у себя в стране, и если получает разрешение, то вам дают рабочую визу. Важный момент — признание диплома. Так как профессия учителя в большинстве стран регламентируемая, то для получения разрешения сначала нужно легализовать (нострифицировать) диплом. В разных странах разные по сложности требования. В целом этот процесс требует сил и времени.
Нострификация — это процедура признания образовательных документов иностранных государств, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории данного государства. В «развивающихся странах» этот процесс попроще (но тоже требует времени), а в Европе, США, Канаде, Австралии сложнее. Часто можно подтвердить свой диплом, только пройдя дополнительное обучение и сдав сертификационный экзамен на месте.
Мало кто знает, что можно легализовать российский диплом педагога и без этого. Один учитель подтвердил российский диплом 1995 года в Польше, отработав там по специальности более трёх лет и получив справку от профильного министерства, с которой диплом автоматически, бесплатно и без экзаменов признаётся в любой другой стране ЕС. Просто ли это? Нет, но и не самое сложное (хотя необходимое условие). Всё-таки ключевой момент — найти работодателя, который бы взял вас на работу и был бы готов делать для вас рабочую визу.
По факту, конечно же, легче найти работу в странах Азии, Латинской Америки и Африки
Хотя некоторые из этих стран вполне могут конкурировать с Европой или Штатами по уровню жизни и зарплатам. Например, Объединённые Арабские Эмираты или Китай. Вопреки «горячим новостям» и сложившемуся в интернете мнению, ещё можно получить китайскую рабочую учительскую визу. Хотя ограничений стало больше, в законе остались легальные основания. Нужно только соответствовать определённым требованиям и знать, как пройти этот путь. Также важно понимать, что для поездки за границу потребуются деньги: на подготовку документов и визу, на дорогу и обустройство на новом месте, да и запас «на всякий случай» всегда должен быть. Если вам предоставят жильё (а это самая большая статья расходов), это солидная экономия.
«У детей дипломатов есть две крайности — либо очень закрытые, либо абсолютные экстраверты»
В целом в мире, кроме учителей английского языка, востребованы учителя точных наук и физкультуры с упором на спорт. Отдельная категория — учителя-русисты и организаторы мероприятий для детей. Работу предоставляют не только в школах, но и в языковых центрах, летних лагерях и детских садах. Кстати, под категорию учителей нередко подходят и воспитатели детских садов. Рабочий контракт заключают обычно на год, потом нужно возвращаться на родину. Хотя при желании его можно продлить или найти новый. В принципе, работа по контракту не ограничивает список учителей по предметам, нужны лишь признание диплома/квалификации, работодатель и разрешение властей.
4. Школы при посольствах РФ
Да-да, почти в любой стране мира есть школа при посольстве, то есть заграничные школы МИД России. Туда можно попасть по конкурсу на официальном сайте МИДа. По крайней мере, я слышал истории от реальных людей.
Подводя итоги, можно сказать, что возможность съездить поработать на время учителем за границу есть. Безусловно, такой опыт полезен. Пожалуй, наибольшие шансы у учителей английского (с хорошим уровнем языка), точных наук и физкультуры, а также организаторов мероприятий для детей. Возраст имеет значение: без двух лет практического опыта после университета берут редко, как и тех, кто старше 40 лет. Для тех, кто проходит по всем параметрам, лучше настраиваться, что это не халява: придётся приложить усилия и потрудиться. Для тех, кто интересуется трендами образования и «как там всё устроено», историями реальных людей и их опытом, рекомендую группу в фейсбуке «Учителя и образование за границей».
Удачи вам! И пусть мир для вас всегда будет открытым!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Работа учителем за границей
Существует мнение, что за рубежом можно устроиться на работу только на низкооплачиваемые места, даже имея специальное высшее образование. На самом деле это далеко не так. В частности, учителя имеют высокие шансы найти хорошую работу, трудоустроиться в школу или колледж, получая при этом приличную зарплату. Ясно, что для получения работы в сфере образования придется приложить немало усилий, но это того стоит.
За границу чаще всего приглашают учителей, которые могут преподавать русский или английский язык, математику, технические предметы, историю, литературу.
Специфика трудоустройства
Работа репетитором за границей
Если будет сложно устроиться на работу учителем, то можно поискать вакансии репетитора. В очень многих странах в семьи требуется гувернер-репетитор для ребенка. Это отличный шанс выучить местный язык, получить через год-полтора рекомендации от работодателя, пройти специальные педагогические курсы, подыскать подходящую вакансию в том или ином учебном заведении.
Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами.
Заработная плата учителей в различных странах мира
Особенности работы учителем
Преподаватели различных предметов очень ценят свою деятельность, которая имеет ряд особенностей перед отечественной системой образования. Стоит отметить следующие отличия:
Образец резюме учителя
Все это определяет уровень заработной платы, нагрузки, возможность вести индивидуальную преподавательскую деятельность. Рассылать резюме на вакансии учителя или преподавателя стоит, как в частные школы, так и государственные. Разница между ними состоит в зарплате, требованиях, учебных предметах и программах, социальных льготах и возможностях карьерного роста.
Обычно зарплата в частных школах выше, но в Германии это не так. В государственных учебных заведениях педагоги зарабатывают на порядок больше. Уволить преподавателей, находящихся на государственном обеспечении очень сложно.
Вакансии за границей
Прежде чем отправляться на работу за рубеж, стоит пообщаться с людьми, которые преподавали в разных странах, были участниками различных программ или научно-образовательных проектов. Это могут быть родные или знакомые, друзья родственников и т. д..
Обязательно стоит зарегистрироваться на тематических форумах, почитать отзывы участников, поговорить с ними, узнать все подводные камни, нюансы, уровень заработной платы, продолжительность работы, требования к программе и диплому.
За границей существуют разнообразные вакансии для учителей и педагогов. Стоит отметить следующие предложения:
Таким образом, устроиться на работу учителем за границу вполне реально. Но лучше делать это через проверенные агентства, организации и программы. В первую очередь, стоит ознакомиться с вакансиями, которые предлагает ООН, в частности, ЮНЕСКО, а также правительства государств.
У многих стран есть специальные программы по привлечению молодых педагогов, чтобы развивать школьное образование в стране.
Понятно, что, если учитель преподавал на родине иностранный или русский язык, литературу – русскую или мировую, тогда работу найти проще.
Существует, например, программа Teaching English Abroad, позволяющая построить успешную карьеру преподавателя английского языка. Учитывая, что программа аккредитована в более, чем ста странах мира, то найти школу и учеников не составит труда.Другим же учителям нужно следить за публикациями на сайте ЮНЕСКО, поскольку это реальная возможность уехать легально за границу, и без проблем трудится в учебных заведениях.
Иностранный диплом: как специалисту устроиться с ним на работу в России
Шаг 1
Прежде всего иностранный диплом и все вкладыши в него (если они есть) нужно перевести на русский язык, а перевод заверить у нотариуса. Сделать это придется в любом случае — и если ваш диплом признается на территории России (об этом ниже), и если вы устраиваетесь на работу в представительство иностранной компании. Государственным языком у нас признан один язык — русский, поэтому весь документооборот, включая кадровый, ведется только на нем.
Шаг 2
Следующий важный момент — признание вашего образования в России (ч. 2 ст. 107 закона № 273-ФЗ). Вам нужно подтвердить, что уровень знаний, полученных за рубежом, соответствует требованиям к образованию, принятым у нас. В этом случае иностранный диплом предоставит вам все те же права, что и диплом российский. Процедура признания может потребовать времени и денег, а может не потребовать ничего — это зависит от того, в какой именно стране и в каком вузе вы получали образование (ч. 3 ст. 107 закона № 273-ФЗ).
С рядом стран у России есть двусторонние и многосторонние договоры о взаимном признании образования. Перечень таких договоров есть, например, в приложении к письму Министерства иностранных дел России (далее — МИД России) от 19 июня 2012 г. № 9333/дп. Там упоминаются в том числе договоры с Италией, Польшей, Венгрией, Болгарией, большим количеством африканских и южноамериканских стран. Есть там и многосторонние конвенции с европейскими странами и странами Азии, с большим числом бывших советских республик. Более актуальную информацию можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) и в Информации Рособрнадзора.
Если ваш диплом из страны, с которой у России есть такой договор, то отдельно проходить процедуру признания не нужно. Если же страна не заключала с Российской Федерацией соглашение о взаимном признании образования, то есть еще один шанс — посмотреть перечень конкретных вузов. Найти его можно в распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2777-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации». Тут есть вузы Австралии, Великобритании, США, Канады, Бельгии, Германии, Норвегии и др.
Если же ваш диплом не подпадает под действие ни соглашений, ни перечня — придется проходить процедуру признания в индивидуальном порядке (ч. 4 ст. 107 закона № 273-ФЗ). Это придется сделать для ряда вузов США, Великобритании, Норвегии, других стран, так как договоров с такими странами нет, а в перечне даны лишь отдельные вузы. Например, в данном перечне отсутствует крупный университет в Тромсё, кроме того, у нас не заключен договор Королевством Норвегия.
Как пройти процедуру признания для отдельного диплома, написано в приказе Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. № 1391 (далее — приказ № 1391).
Вам надо будет обратиться в Рособрнадзор с заявлением, форма которого есть в приложении № 2 к приказу № 1391. К заявлению приложите следующие документы (п. 13 приказа № 1391):
За процедуру надо будет заплатить пошлину в размере 4000 рублей (п. 24 приказа № 1391) и приложить документ об оплате к заявлению.
Подать документы можно лично, по почте или через интернет. Ждать придется довольно долго — до 45 дней. Срок этот объясняется тем, что специалистам придется провести сравнение вашего иностранного образования с российскими стандартами и программами, чтобы выяснить, можно ли приравнять ваш диплом к российскому.
В результате вы получите свидетельство о признании на русском языке. Или отказ — если признать ваше образование не получается. Это может быть в тех случаях, когда программа совершенно не соответствует российским требованиям, или форма, по которой вы получали образование, не предусмотрена в РФ (п. 23 приказа № 1391).
Шаг 3
Кроме перевода и признания диплома необходимо еще пройти процедуру легализации (п. 13 ст. 107 закона № 273-ФЗ). На самом деле, проходить ее надо до признания, но закон № 273-ФЗ говорит о ней после описания процедуры признания образования.
Главное, не путать эти две процедуры:
Процедура легализации предусматривает (ч. 1 ст. 27 закона № 154-ФЗ, абз. 2 п. 1 приказа № 9470):
Пройти процедуру легализации можно как на территории России, так и за ее пределами — в консульских учреждениях РФ. Если ваш документ об образовании из страны, которая в свое время подписала «Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов» (заключена в Гааге 5 октября 1961), то вам достаточно проставить на документе апостиль — штамп, который подтвердит подлинность вашего документа об образовании.
Как работать за рубежом с российским дипломом
Чтобы получить должность за границей, российскому соискателю необходимо пройти не только собеседование, но и процедуры нострификации и легализации диплома. Признание документа о высшем образовании предполагает либо апостилирование, либо консульскую легализацию. При этом следует помнить, что к заверению принимаются только выпускные бумаги государственных высших учебных заведений или университетов, имеющих госаккредитацию.
К сожалению, даже диплом с апостилем далеко не всегда становится для нанимателя гарантом наличия у соискателя качественного высшего образования.
Ценятся ли российские дипломы за рубежом
Ни один российский вуз не имеет за границей такого широкого признания, как Кембридж, Гарвард и Оксфорд, выпускные бумаги которых открывают двери для трудоустройства практически в любой стране мира. Высоко ценящиеся на постсоветском пространстве дипломы МГУ и МГИМО для западных нанимателей ничем не отличаются от “корочек” других вузов, поэтому преимуществ при приеме на работу не дают.
HR зарубежных компаний обращают внимание в первую очередь на практический опыт работы, а также на прохождение профильных стажировок в иностранных фирмах. Хорошим бонусом могут стать научные публикации в иностранных журналах.
Кроме того, зачтется в копилку соискателя и наличие двойного диплома, который выдается после прохождения партнерских образовательных программ, составленных по схеме “российский вуз + иностранный университет”. Так, например, МГИМО сотрудничает с Университетом Женевы, а Высшая школа экономики – с Парижским университетом.
Какие специалисты из России ценятся
В странах Западной Европы и США востребованы:
Однако нельзя сказать, что для работы по перечисленным выше специальностям ждут только граждан РФ. Единственное исключение – инженерные направления, в которых россияне традиционно сильны. В остальных случаях соискателям из России придется конкурировать как с населением страны, где они хотят трудоустроиться, так и с другими иммигрантами.
В развитые государства Западной Европы стремятся попасть не только граждане стран третьего мира (большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки), но также и поляки, румыны, узбеки, таджики, киргизы, болгары и украинцы. Чтобы получить должность, русским соискателям необходимо подтвердить квалификацию, иметь внушительный опыт работы, быть признанным в своей области профессионалом, владеть языком и обладать какими-либо уникальными навыками, которых не имеют коренные граждане иностранного государства.
Что такое апостиль и зачем он нужен
Хоть дипломы российских вузов не дают особых преимуществ при трудоустройстве за границей, не стоит думать, что это абсолютно бесполезные документы. После проставления апостиля и дальнейшей нострификации дипломы национальных учебных заведений признаются действующими на территории страны, их легализовавшей.
Апостиль – это отметка, соответствующая требованиям Гаагской конвенции и подтверждающая подлинность документов об образовании или квалификации, а также об ученых степенях и ученых званиях. Процесс апостилирования выглядит следующим образом: заявитель обращается в бюро переводов для официального перевода диплома, его нотариального заверения и проставления специальной отметки. Зачастую все эти процедуры производятся в одном месте, поэтому серьезного дискомфорта не доставляют.
Второй вариант подтверждения подлинности диплома – консульская легализация, предполагающая участие Министерства иностранных дел РФ, Минюста и консульства европейского государства. Естественно, это гораздо более длительный и трудозатратный процесс, чем проставление апостиля.
Признание диплома
Апостилем легализация бумаг, выдаваемых высшими учебными заведениями России, не заканчивается. Штамп подтверждает подлинность самого диплома, однако не может приравнять программу, изученную русским студентом, к программе по аналогичному профилю, которую освоил иностранный учащийся.
Чтобы доказать соответствие образовательного уровня российского вуза европейским нормам, заинтересованному в трудоустройстве за рубежом человеку придется пройти процедуру нострификации диплома. За это отвечают федеральные органы иностранного государства, которые сравнивают учебные планы и методы итоговой аттестации знаний русских университетов и вузов своей страны.
В результате сопоставления 5-летний российский курс могут приравнять к 4 годам зарубежного обучения, предложить соискателю пройти квалификационное тестирование или же просто выдать свидетельство о признании эквивалентности дипломов.
В случае особо востребованных кадров – докторов, инженеров, сотрудников IT-области или ученых – после заверения бумаг о высшем образовании можно претендовать на Blue Card. Голубая карта – это удостоверение, подтверждающее право иностранца на трудоустройство и постоянное проживание в одной из стран ЕС (кроме Великобритании, Ирландии и Дании).
Наличие голубой карты значительно ускоряет процесс поиска работы, получения бессрочного вида на жительство и переезда семьи иммигранта в государство Европейского Союза, поскольку является подтверждением высокой квалификации специалиста.
Работа без признания диплома
Если по каким-либо причинам диплом не был признан, а у соискателя нет возможности пройти дополнительное обучение, при условии владения языком заинтересованный в работе человек может устроиться в следующих сферах:
Мерчендайзер, продавец, грузчик, сотрудник стенда (занимается оформлением витрин со свежими продуктами, а также нарезкой сыров, колбас и прочего), кладовщик, кассир – профессии, для которых не требуется диплом о высшем образовании. Кроме того, торговые сети ищут разнопрофильных рабочих на постоянной основе.
Чтобы осуществлять патронаж, никаких специальных знаний не требуется, соответственно заботиться о недееспособных гражданах может любой желающий. Хотя, конечно, родственники пожилых людей зачастую отдают предпочтение соискателям, имеющим медицинское образование.
На вакансии, связанные с тяжелым физическим трудом, очередь из желающих не выстраивается, поэтому на них рассматривают даже людей без знания языка, не говоря уже о подтвержденном дипломе.
Здесь речь идет о мойщиках посуды или заготовщиках овощей. В зал ресторана на должность официанта, бармена, хостеса, администратора без опыта работы, коммуникативных навыков и отличного знания языка соискателя не возьмут.
Отсутствие высшего образования не помеха для трудоустройства в гостиницы и другие объекты размещения. Само собой, без соответствующего образования на вакансии управляющего персонала рассчитывать не приходится, но чистильщиком обуви, клинером, белл боем или лакеем вполне можно устроиться.
Перечисленные выше профили вряд ли надолго заинтересуют соискателя с высшим образованием, но они обеспечат финансовую стабильность на время, необходимое для прохождения дополнительного обучения и подготовки к сдаче экзаменов по основному направлению.
Обладателям каких дипломов сложнее всего найти работу в Европе
Как ни странно, тяжелее всего трудоустроиться по специализациям, где самый большой кадровый голод: медицина, педагогика, право, архитектура, ветеринария. Связано это с продолжительной процедурой подтверждения квалификации. Особенно сложно медицинским сотрудникам, так как их образовательную программу проверяют тщательнее всего.
Если врач, обучаясь в российском вузе, не прошел какой-либо курс лекций или практических семинаров, ему придется восполнить пробел в знаниях в иностранном университете. Затем потребуется сдать тестирование, после которого молодого специалиста допустят до ординатуры. В общей сложности получение дополнительного медицинского образования может занять до 6 лет.
Кому проще всего найти работу в Европе
Во-первых, в странах ЕС всегда рады принять на работу низкоквалифицированных рабочих: строителей, продавцов, нянечек, официантов и т.д. Во-вторых, за границей ценятся выпускники физико-математических факультетов МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и других российских университетов, готовящих сотрудников технических специальностей.
В-третьих, европейские компании без проблем трудоустраивают программистов. Причем в случае соискателей на должности в IT-области наличию диплома уделяется куда меньше внимания, чем практическому опыту работы. Профессионального разработчика с хорошим портфолио и рекомендациями могут принять в штат даже без бумаг о высшем образовании.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
О конкурсе
на замещение вакантных должностей в специализированных структурных образовательных подразделениях
при загранучреждениях МИД России
1. Конкурс на замещение вакантной должности обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к работе в школах при ЗУ МИД России.
2. Конкурс проводится среди педагогических работников образовательных учреждений Российской Федерации на основе представленных региональными органами управления образованием или самостоятельно претендентом документов и преследует следующие цели:
— отбор педагогических кадров с учетом специфики организации образовательного процесса в школах при ЗУ МИД России;
— создание резерва педагогических кадров для школ при ЗУ МИД России.
3. Право на участие в конкурсе:
— в конкурсе могут принимать участие все категории педагогических работников, имеющие педагогическое образование, квалификационную категорию не ниже первой, работающие в образовательном учреждении или в органах управления образованием и непосредственно занимающихся организацией и содержанием учебного процесса;
— конкурс проводится по принципу добровольности на основе рекомендаций руководителей школ и местных органов образования;
— документы педагогических кадров, ранее работавших в школах при ЗУ МИД России, поданные на конкурс, рассматриваются не ранее чем через год после окончания предыдущей командировки.
4. Конкурс проводится в два этапа:
— I этап – региональный, проводится местными органами управления образованием ежегодно в ноябре – декабре;
— II этап – проводится Департаментом кадров МИД России ежегодно в феврале – апреле текущего года.
6. Конкурсная комиссия оценивает педагогический стаж претендента (не менее 5 лет), уровень его квалификации, показатели педагогической деятельности, возможность преподавания других учебных предметов и организации внеурочной деятельности, состояние здоровья, позволяющее работать за границей, в том числе в странах с жарким климатом.
Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата, оформляется протоколом и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.