может ли дистанционное обучение заменить учителя реальную школу почему
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Дистанционное обучение заслуженно набирает большую популярности в России. Благодаря развитию технологий сейчас можно получать знания не выходя из дома. Из года в год количество семей, выбирающих его, неизменно растет.
Несмотря на уверенно растущий спрос на такое образование, Россия не является страной, в которой оно достаточно распространено. Но есть страны, которые активно используют этот способ обучения. Одна из таких стран — Великобритания. На ее примере мы расскажем, как поставлена система дистанционного образования у них, о преимуществах дистанционного образования.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Какие отличия от традиционной системы обучения?
Гибкий график учебы.
Пожалуй, это одно из главных преимуществ онлайн-школы. Особенно это удобно для юных спортсменов, музыкантов и актеров, которым не подходит стандартное расписание уроков.
Больше возможностей для одаренных детей.
Если в «обычной» школе они вынуждены заниматься в общем для всех темпе, то при онлайн-обучении могут работать в индивидуальном ритме, опережая одноклассников.
Комфортная среда для студентов с ограниченными возможностями.
Заочный формат дает более широкий выбор школы, ведь далеко не во всех учебных заведениях предусмотрены возможности инклюзивного образования.
Развитие самостоятельности.
Ученики больше времени уделяют самостоятельной подготовке по материалам, разработанным профессиональными педагогами. Благодаря этому студенты учатся подходить к делу осознанно и ответственно, не «из-под палки». Эти навыки пригодятся им во взрослой жизни.
Образовательные онлайн-проекты хороши в первую очередь тем, что стирают любые географические границы. Находясь дома или в парке с ноутбуком, мы изучаем иностранные языки, приобретаем навыки программирования, йоги или садоводства, учимся вышивать или рисовать, меняем профессию, получаем дипломы международных вузов или проходим повышение классификации…
Наши дети уже сейчас могут поступить в зарубежную школу, не переезжая при этом в другую страну. Все это дает свободу выбора, которая в ближайшие десятилетия станет практически безграничной!
Какие перспективы у онлайн-образования?
Для большинства россиян дистанционное обучение пока в диковинку, но с каждым годом оно становится все популярнее.
Сегодня оборот российского рынка онлайн-образования повышается быстрее, чем в большинстве стран, — на 20–30% в год (по сравнению с 5–30% в мире). Помимо России бурный рост образовательных интернет-площадок наблюдается в Юго-Восточной Азии. Неудивительно, ведь именно там в последние годы случился цифровой «бум».
Интересно, что наибольшей популярностью из всех образовательных платформ пользуются:
Согласно прогнозам исследователей, дистанционная форма обучения в следующие годы будет набирать обороты. Уже к 2021 году рыночная доля онлайн-образования в России составит 2,6%.
В России наибольшей популярностью будут пользоваться:
Не падает ли уровень образования при дистанционном обучении?
Многое зависит от школы, как и при традиционном обучении. Если речь идет об образовании международного уровня, то его качество в зависимости от формата не меняется.
Возможность учиться дистанционно расширяет границы и позволяет получить диплом европейского или американского заведения, не выезжая за пределы страны и не покидая семью и друзей. Это особенно важно для детей и выпускников школ, которых родители пока побаиваются отпускать в вольное плаванье.
Обратимся к результатам эксперимента. Компания Pearson инициировала исследование, сравнив результаты обучения в традиционных и онлайн-школах по математике и английскому языку в США. Это одна из самых передовых стран в области школьного дистанционного образования, там такая практика существует еще с 2000-х годов. В результате исследования ученые пришли к выводу, что эффективность обучения в онлайн-школе не ниже, чем в традиционной.
Дистанционное образование в школе
Онлайн-формат образования делает возможным индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель следит за прогрессом подопечных на панели мониторинга и может вовремя помочь в случае необходимости.
При классической системе обучения за весь класс иногда «отдуваются» ученики, фамилии которых начинаются с первых букв алфавита, а некоторым детям удается неделями отсиживаться на заднем ряду. При дистанционном обучении это исключено: педагог уделяет равное количество внимания каждому, поэтому стимул работать есть у всех школьников.
А как же общение с одноклассниками, кружки и секции?
Школьников распределяют по электронным классам, в которых они социализируются и находят друзей. Многие мероприятия и клубы по интересам перекочевали в интернет-среду вместе с самими школами: писательское мастерство, шахматы, хор.
Они проводятся в режиме онлайн во внеурочные часы. Что касается спортивных секций — ученики могут посещать их в своем городе, как и обычно.
В Государственной Думе состоится обсуждение нового закона «о дистанционном образовании», принятие которого перевернет наши представления о классическом общем образовании и отразится на будущем большой части населения нашей страны — школьниках, педагогах, родителях и всей системе образования. Что представляет собой этот закон и чем он так важен?
Образование онлайн: может ли интернет заменить школу?
Как проходит школьное обучение в онлайн-формате?
Существует несколько видов школьного онлайн-обучения. В первую очередь, это индивидуальная и коллективная формы. Кроме того, существует асинхронное обучение (то есть студенты присылают выполненные задания и получают обратную связь, но у них нет четкого графика учебы). Согласно исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, темпы роста этого направления в ближайшие годы будут снижаться.
Онлайн-образование строится на тех же принципах, что и классическое. Домашняя и классная работа, взаимодействие с учителем, оценки — все то же самое, но только без парт, школьной формы и портфелей. Например, в британской онлайн-школе Harrow School Online нагрузка на учеников не меньше и не больше, чем в «обычной»: они занимаются столько же, сколько в традиционной частной школе. То есть в день по пять часов основных и по два часа внеклассных занятий, а также дополнительные занятия в формате личного общения с персональным наставником. В неделю по каждому предмету проходит семь сорокапятиминутных уроков, из которых два — в группе из 10–12 студентов в прямом эфире с учителем.
Неужели нет никаких отличий от традиционной системы обучения?
Конечно есть! Вот несколько основных:
Какие перспективы у онлайн-образования?
Для большинства россиян дистанционное обучение пока в диковинку, но с каждым годом оно становится все популярнее. Сегодня оборот российского рынка онлайн-образования повышается быстрее, чем в большинстве стран, — на 20–30% в год (по сравнению с 5–30% в мире). Помимо России бурный рост образовательных интернет-площадок наблюдается в Юго-Восточной Азии. Неудивительно, ведь именно там в последние годы случился цифровой «бум».
Интересно, что наибольшей популярностью из всех образовательных платформ пользуются языковые курсы: их доля в обороте рынка составляет 69%. За ними с большим отрывом (10%) следуют школы развития лидерских качеств и личностного роста. 8% оборота приходится на профессиональное обучение, 6% — на курсы по психологии и смежным дисциплинам. Площадки, предлагающие помощь репетиторов, составляют всего 3% в обороте рынка. Еще по 2% достается фитнес- и бьюти-тренингам, а также площадкам, посвященным рукоделию и другим хобби.
Согласно прогнозам исследователей, дистанционная форма обучения в следующие годы будет набирать обороты. Уже к 2021 году рыночная доля онлайн-образования в России составит 2,6%. Выйдут на первый план курсы среднего профессионального обучения (10,9%), иностранных языков (10,7%) и дополнительного школьного образования (6,8%).
Что касается цифровых трендов, будущее образования — за геймификацией и технологиями виртуальной и дополненной реальности. И здесь существует действительно много возможностей: например, Исторический музей Чикаго и Чикагский институт выпустили приложение, которое позволяет увидеть, как много лет назад выглядело место, в котором находится пользователь. А Университет Кейс Вестерн Резерв и Кливлендская клиника создали трехмерную среду для изучения анатомии.
Еще одна интересная тенденция: специалисты утверждают, что все больше людей не спешат заканчивать обучение после получения диплома и становятся «вечными студентами». Концепция непрерывного образования сейчас популярнее, чем когда-либо.
Не падает ли уровень образования при дистанционном обучении?
Многое зависит от школы, как и при традиционном обучении. Если речь идет об образовании международного уровня, то его качество в зависимости от формата не меняется. Зато возможность учиться дистанционно расширяет границы и позволяет получить диплом европейского или американского заведения, не выезжая за пределы страны и не покидая семью и друзей. Это особенно важно для детей и выпускников школ, которых родители пока побаиваются отпускать в вольное плаванье.
Обратимся к результатам эксперимента. Компания Pearson инициировала исследование, сравнив результаты обучения в традиционных и онлайн-школах по математике и английскому языку в США. Это одна из самых передовых стран в области школьного дистанционного образования, там такая практика существует еще с 2000-х годов. В результате исследования ученые пришли к выводу, что эффективность обучения в онлайн-школе не ниже, чем в традиционной.
Более того, онлайн-формат делает возможным индивидуальный подход к каждому студенту. Учитель следит за прогрессом подопечных на панели мониторинга и может вовремя помочь в случае необходимости. При классической системе обучения за весь класс иногда «отдуваются» ученики, фамилии которых начинаются с первых букв алфавита, а некоторым детям удается неделями отсиживаться на заднем ряду. При дистанционном обучении это исключено: педагог уделяет равное количество внимания каждому, поэтому стимул работать есть у всех школьников.
А как же общение с одноклассниками, кружки и секции?
Студентов распределяют по классам и факультетам, в которых они социализируются и находят друзей. Многие мероприятия и клубы по интересам перекочевали в интернет-среду вместе с самими школами: писательское мастерство, шахматы, хор. Они проводятся в режиме онлайн во внеурочные часы. Что касается спортивных секций — ученики могут посещать их в своем городе.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Представленная ниже статья была написана еще в сентябре 2019 года. Но совершенно неожиданно события, связанные с разразившейся пандемией коронавируса, явились катализатором процесса ускоренного перехода на дистанционные формы обучения, и статья стала особенно актуальной. Опубликованная на нашем Дзен-канале, она вызвала много споров и откликов в свете активно внедряемого сейчас дистанционного обучения.
Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.
Постепенный переход с обучения в «обычных» школах на дистанционное образование уже начался в частных школах. Когда этот процесс дойдет до государственных школ и что принесет он для нас с вами?
Поиск новых форм образования в соответствии с развитием цифрового общества в скором времени приведет к полному изменению основных принципов образования. Особенно это коснется общего среднего образования. Уже сейчас активно развиваются такое направление, как домашнее обучение. В ближайшем будущем ведущую роль в школьном образовании может занять дистанционное образование.
Еще каких-то 20 лет назад такой вид обучения мог казаться чем-то несбыточным, словно из книг в жанре научной фантастики. Но прошло время, изменились технологии и изменился мир. Теперь, благодаря применению цифровых технологий, появилась возможность получать знания не выходя из дома.
Имя данной системы образования — дистанционное или электронное обучение.
Суть метода дистанционного образования в школе
В наших министерствах, отвечающих за среднее и высшее образование стараются дать импульс развитию данного направления. Так, еще в июле 2017 года в Минобрнауки предложили к рассмотрению проект дальнейшего развития реформы образования, способный кардинально изменить весь процесс российского образования, а именно внедрение электронного (ДИСТАНЦИОННОГО) образования (о плюсах и минусах дистанционного образования читайте в этой статье).
Юридические основы реализации дистанционного обучения в школе
Из закона об образовании (273-ФЗ)
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Возможные формы дистанционного образования
* возможности получения знаний при электронном образовании
На данном примере видно, что многообразие вариантов получения знаний и их закрепления значительно превосходит возможности стандартного урока в обычной школе. Дистанционное образование позволяет не только уделять больше времени конкретному ученику, но и организовывать обучение более продуктивно, с гораздо большей эффективностью.
Перспективы внедрения дистанционного образования
Учитывая общемировое направление развития образования и качественный скачок интернет-технологий, говорить о необходимости внедрения дистанционного образования, можно как о свершившемся факте.
* прямое общение между учителем и учеником посредством дистанционных технологий образования.
Мы стоим на пороге настоящей революции в школьном образовательном процессе. Несмотря на то, что на данный момент, дистанционное образование внедрено лишь в немногих частных школах, массовый переход на этот вид обучения «не за горами» и лучше все продумать и подготовиться к нему заранее.
Почему онлайн-школа не заменит традиционную и чего бояться педагогам в новом учебном году
Согласно международным исследованиям, дети переносят коронавирус легче, чем взрослые, и реже передают Сovid-19 другим.
На площадке проекта i-balaqai talks эксперты в области образования обсудили готовность казахстанцев к новому учебному году.
«Не хватает восьми тысяч учителей-предметников»
Рустем Бигари, вице-министр образования и науки РК
В новом учебном году два миллиона детей с 5 по 11 класс будут учиться дистанционно. Более двух тысяч школ из семи тысяч будут обучаться в офлайн-формате – это сельские малокомплектные школы, где не более 80 детей. В зависимости от эпидситуации возможен постепенный переход в обычный режим.
Анализ прошлого учебного года показал, что из трёх миллионов учеников только около 800 тысяч имеют дома компьютеры. Полтора миллиона детей занимались через смартфоны, что неудобно. В прошлом учебном году акиматы обеспечили 150 тысяч детей компьютерами. За лето приобретено 200 тысяч компьютеров. Требуется ещё 500 тысяч компьютеров.
В четвёртой четверти нас спрашивали: на какой онлайн-платформе будет обучение? Мы выбрали подход, при котором каждый учитель, школа может выбирать свою платформу.
Операторы сотовой связи и Министерство цифровизации заключили меморандум, дав бесплатный и безлимитный доступ для образовательных платформ. В этом году то же самое будет. С 20 августа все, кто пользуется сотовыми телефонами, мобильной связью, интернетом, могут бесплатно, безлимитно пользоваться отечественными образовательными ресурсами.
Ещё одна проблема – дефицит учителей-предметников. Не хватает восьми тысяч преподавателей химии, физики, биологии. При этом в регионах есть такие замечательные учителя, которые не просто могли бы записывать уроки, но и вести эти уроки, повышать знания там, где этих учителей-предметников не хватает. Наша задача – создать условия, чтобы учителя могли свой продукт создавать и передавать знания.
«Есть рекомендация: в ноябре объявить карантин»
Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины
Опубликовано несколько исследований (Великобритания, Южная Корея) на тему заражаемости и восприимчивости детей разных возрастов к коронавирусу. Резюме заключается в том, что дети заражаются меньше, чем взрослые. Они в меньшей степени передают инфекцию друг другу и взрослым. Они с меньшей тяжестью переносят Сovid-19. Хотя бывают сложные и опасные случаи, такие как синдром Кавасаки. Три месяца назад он был обнаружен в Нью-Йорке, говорят, что в Казахстане он проявился в Актобе.
У детей рисков меньше, но это не означает, что риски отсутствуют. Многие страны пришли к выводу, что имеет смысл открывать школы, соблюдая меры предосторожности. Например, дистанция, гибридная модель обучения (три дня учится одна группа детей, три дня – другая). Дело в том, что отсутствие социализации для детей гораздо хуже, чем вероятность заболеть, потому что они могут сильно страдать от психологических травм, я уже не говорю о домашнем насилии.
Говоря об открытии школ с медицинской и эпидемиологической точки зрения, важно учитывать несколько факторов. Главный показатель – эпидемиологическая ситуация в стране. В Казахстане она в целом не совсем хорошая. По прогнозам в мире ожидается, что с 1 ноября ежедневно будет 50 тысяч заразившихся, из которых 80-100 человек в день будут умирать от коронавируса. В связи с этим есть рекомендация: в ноябре объявить карантин.
Почему это хорошая новость? В июне-июле много казахстанцев переболели Сovid-19. Мы, медики, называем это «гетерогенной эпидемией». Заболели все, кто должен был заболеть (люди с хроническим заболеваниям, пожилые и так далее). Мы приближаемся к тому, что называется «коллективный иммунитет». Гарвардские учёные говорят, что коллективный иммунитет достигается при 70% заражённых. Недавно было сообщение, что при 40-45%. Я считаю, что 25% коллективного иммунитета обеспечит нормальный выход на улицу.
«Никогда онлайн-школа не заменит традиционную»
Олег Пак, директор школы имени Валиханова
Я считаю, что доля дистанционного образования будет расти, потому что у него есть свои преимущества. Например, в дистанционном формате есть больше возможностей у ребёнка развиваться в его собственном режиме.
Правильное дистанционное образование по-нашему – это синхронная и асинхронная формы обучения. Что это такое?
Почему важно комбинировать эти два вида обучения? В начальных классах дети не способны долго находиться перед компьютером и воспринимать информацию. Большой вред здоровью наносят экраны, мониторы, от которых идёт излучение, портится зрение, физическая неподвижность приведёт к искривлению позвоночника.
Никогда онлайн-школа не заменит традиционную, особенно, когда все поражены другим вирусом – вирусом смартфонов. Мы должны научить детей строить эффективные коммуникации, навыкам сотрудничества – делиться идеями, слышать другого человека. В онлайн-формате это сложно сделать.
Принимая решение, каким должно быть образование, надо учитывать, что многие родители будут привязаны к детям, которые учатся в 1, 2, 3 классах. Когда мы говорим о плюсах дистанционного обучения, это всё относится к старшим классам, начиная с пятого класса. Маленьких детей надо научить. Значит, родитель должен быть рядом, не пойти на работу. А если ребёнок не один, а их несколько?
«Мы не задумываемся об эмоциональном выгорании педагогов»
Саясат Нурбек, руководитель проекта «Атлас новых профессий Казахстана», руководитель образовательного центра компании BTS Digital
Существует проблема цифровой грамотности не только педагогов, но и детей. Как проконтролировать, выполнил ли ребёнок домашнее задание? Как провести контроль знаний? Здесь возникает серьёзный запрос, о котором мы пока не задумываемся – управление ресурсным состоянием и эмоциональное выгорание педагогов.
Когда вы работаете в онлайн-формате, мозг сильно перегружается. Когда мы с вами беседуем в офлайн-формате, мозг отдыхает, потому что есть язык телодвижений, эмоциональный контакт, сигналы, которые мозг спокойно интерпретирует, и идёт полноценная коммуникация.
Представьте, этого всего нет, социальная коммуникация полноценно не передаётся, мозг находится в стрессе. Люди, которые проводят много конференций в Zoom, к концу рабочего дня чувствуют эмоциональное выгорание. Представьте, какая нагрузка ляжет на преподавателей, которые не обучены работать в новой эмоциональной среде. Появятся новые вызовы, которых мы ещё не понимаем, не просчитываем.
Мой самый большой страх, что мы покажем профанацию дистанционного образования, не показав его плюсы, преимущества, вызовем массовое отвращение детей и родителей к дистанционному обучению.
Сейчас нужно поддержать Министерство образования, как бы мы его ни критиковали. Но считаю, что необходимо создать сall-центры для учителей в режиме 24/7, чтобы они могли узнать элементарные вопросы настройки: включить, выключить, сменить фон, организовать работу и так далее.
Эссе на тему «Может ли Интернет заменить учителя в обучении?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Может ли Интернет заменить учителя в обучении?
«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому»
С целью формирования свободных и образованных личностей, преподавателю и наставнику приходится не только отлично знать тот или иной предмет, но и учиться управлять детьми и правильно наставлять их, поэтому нельзя сказать, что это легкая профессия…
Что ж, раз учитель так важен в нашей жизни, то может ли кто-то или
что-то другое заменить его в обучении? К примеру, Интернет.
Раз уж Интернет такой умный, то сможет ли он встать вместо преподавателя в обучении? Давайте, сначала разберем плюсы и минусы замены Учителя Интернетом.
Хорошая возможность развить в себе силу самообразования.
Можно пройти ту или иную тему тогда, когда тебе удобно, а не тогда, когда требует школьная программа.
Разбор какой-либо темы в Интернете может занять слишком много времени, в отличие от того, сколько времени на это уйдет у учителя.
При возможности пройти ту или иную тему в удобный нам момент может привести к не очень хорошим последствиям, так как ученик, возможно, будет каждый раз оставлять разбор темы и обучение на потом.
Интернет не всегда может объяснить нам что-то поподробнее и более понятным языком с самыми простыми словами, так как учитель.
Итак, мы разобрали некоторые плюсы и минусы замены Интернета учителем. Я думаю, что всё, о чём я здесь написала, не так сильно относится к ученикам с более низкими баллами в обучении, так как именно им будет труднее всего при обучении без наставника, следовательно, Интернет не может во все заменить учителя. К тому же Интернет – это не человек и с ним нельзя совместно что-то обсудить.
Исходя из всего этого, я поняла, что учитель и вправду не заменимая профессия, и нам надо бережно и почтительно относится к нашим наставникам и преподавателям, ведь именно они формируют из нас сильных и образованных личностей…