мозг не любит учиться
Как обмануть мозг и эффективно учиться программированию
Из этой статьи вы узнаете, почему мы залипаем в соцсетях вместо работы и учебы, а также как обмануть мозг и эффективно учиться.
– Хочу эффективно учиться верстке, но не могу сосредоточиться на скучном материале.
– Можно ли стать программистом, если мне n лет?
– Не могу писать код из-за прокрастинации.
Эти и подобные вопросы знакомы начинающим и продолжающим программистам, да и всем остальным представителям креативного класса. Мы устаем, часами залипаем в лентах соцсетей, бесконечно пьем чай, боремся с постоянной сонливостью, – делаем все, кроме действительно важных вещей. Нам легко дается все, кроме изучения нового и работы.
Почему так происходит? Об этом в статье.
Спойлер: мы неправильно пользуемся мозгом и попадаем в его ловушки.
Почему мозг не хочет учиться
Хорошая новость: вы не можете понять и правильно применить рекурсию не из-за лени или отсутствия способностей к программированию. Трудности при изучении нового материала у большинства людей возникают из-за неправильного использования мозга. Это как с топором: если сильно постараться, бревно можно расколоть обухом. Но гораздо эффективнее рубить острием.
Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Барбара Окли говорит, что наш мозг работает в двух режимах. Это сосредоточенный и расслабленный или рассеянный режим. Оба режима важны для успешного обучения или работы. Поэтому их важно понимать и уметь правильно использовать.
Сосредоточенный режим включается, когда мы решаем сложные и нетривиальные задачи. Также он работает, когда мы пытаемся понять что-то новое, занимаемся неизвестной нам прикладной деятельностью. Например, если вы никогда не пользовались китайскими палочками и осваиваете этот инструмент, мозг работает в сосредоточенном режиме.
Чтобы включить сфокусированный режим, попробуйте съесть суп китайскими палочками
Что под капотом
Чтобы заглянуть под капот, то есть в черепную коробку, представьте звездное небо. Звезды на нем – нервные клетки или нейроны. Чтобы решить конкретную задачу, нервные клетки должны связаться друг с другом или образовать нейронные связи. Это можно представить в качестве созвездий.
Для решения любой задачи, например, поездки на велосипеде, объявления переменной, использования зубной щетки, на нашей персональной звездной карте есть свои созвездия или нейронные связи.
Нейронные связи нужны для решения любой задачи
Когда человек делает что-то привычное, например, берет в руки ложку, печатает текст на клавиатуре или бреется, мозг использует существующие нейронные связи. Нервные клетки связываются друг с другом по привычным маршрутам. Поэтому мы едим суп или крутим педали велосипеда не задумываясь. Мозг работает в расслабленном режиме.
Когда человек делает что-то новое, например, изучает Python или пытается съесть суп китайскими палочками, мозг вынужден создавать новые нейронные связи. Нервные импульсы словно прокладывают новые пути на звездной карте мозга. Эти пути соединяются в новые созвездия. Но перед образованием синапсов нервный импульс вынужден попробовать огромное количество вариантов, десятки тысяч раз провалиться в черные дыры и столкнуться с остывшими звездами.
Синапс – место контакта нейронов, в котором происходит обмен нервными импульсами.
Когда мы изучаем новое, мозг работает в сфокусированном режиме. Это менее эффективный и более энергозатратный режим работы. Чтобы найти путь и объединиться в созвездия, нейрон посылает нервные импульсы в десятки тысяч ложных направлений.
Чтобы создать новые связи (красный), нейроны вынуждены посылать нервные импульсы в ложных направлениях (желтый)
Вы уже поняли, почему нам трудно учиться? Сфокусированный режим энергозатратен, поэтому мозг не может долго его поддерживать. Усталость, сонливость и даже прокрастинация – защитные реакции или ловушки мозга. Он хочет назад в расслабленный режим, поэтому напоминает нам о соцсетях и чае.
Почему мы пользуемся мозгом неправильно
Еще одна хорошая новость: расслабленный режим работы мозга так же важен и полезен для обучения и решения прикладных задач, как сфокусированный. То есть в режиме расслабления мозг не сачкует, а работает. Прелесть в том, что это происходит без активных усилий с нашей стороны.
Это проще всего понять на примере умений и навыков. Представьте человека, который учится вязать. Сначала он усваивает теорию и приобретает знания. Он знает, как вязать, но не умеет делать этого. Потом человек берет в руки спицы и вяжет несколько рядов. Теперь он умеет вязать. Но чтобы сделать каждую петлю, он должен сосредоточиться. Когда человек свяжет 100 тыс. рядов, он сможет вязать как ваша бабушка: глядя на экран ТВ или даже в полудреме.
Навык – доведенное до автоматизма умение. Новичок умеет вязать. Чтобы сделать петлю, его мозг должен сфокусироваться и работать в энергозатратном режиме. У бабушки сформирован навык вязания. Она может связать свитер, не фокусируясь на петлях и рядках. Ее мозг работает в расслабленном режиме. Поэтому бабушка думает о свитере, а не о движениях спиц.
Во время вязания бабушке не нужно напрягаться и постоянно думать о петлях
Думая, что освоить что-то новое можно только в сфокусированном режиме, вы неправильно пользуетесь мозгом. Чтобы эффективно учиться, а также для успешной повседневной деятельности, важны оба режима работы.
В сфокусированном режиме вы узнаете новые факты и приобретаете умения. В расслабленном режиме вы осмысливаете информацию, получаете целостную картину и закрепляете умения. Более того, мозг генерирует новые идеи, когда работает в расфокусированном режиме.
Как расфокусировался Дали
Знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали использовал интересный прием, чтобы искать идеи для картин. Он садился в удобное кресло, расслаблялся и закрывал глаза. В руке он держал связку ключей. Дали погружался в полусон, его тело расслаблялось.
В какой-то момент рука выпускала ключи, а громкий звук от их падения будил художника. Он тут же начинал творить, чтобы не забыть полученные в состоянии между сном и бодрствованием идеи. Таким же приемом пользовался изобретатель Томас Эдисон.
Сальвадор Дали форсировал переход из сфокусированного в расслабленный режим работы мозга
Что общего между памятью и мышцами штангиста
Хорошая новость номер три: память можно тренировать. Этим она похожа на мышцы штангиста. Но тренироваться нужно правильно. Память и мышцы невозможно развить за день или за неделю. Только не вспоминайте про синтоловых качков и психостимуляторы. Это исключения, поэтому они подтверждают правила.
Мышечная сила нарабатывается постепенно
Память человека можно сравнить с памятью компьютера. Как и у железных помощников, у нас есть оперативная память. Ее объем ограничен: по последним данным, в нем эффективно удерживаются до четырех блоков информации.
У нас есть долгосрочная память. На условном жестком диске хранятся колоссальные объемы информации. Какие-то сведения мы вспоминаем без усилий. Человек отлично знает адрес своего дома, хоть и не держит эту информацию в оперативной памяти. Но он регулярно обращается к отделу мозга, в котором хранится адрес. Например, это происходит, когда он вызывает такси или заказывает пиццу.
Какие-то сведения мы вспоминаем с усилиями. Как фамилия девчонки, которую вы дергали за косу в первом классе? Как звали воспитательницу в детском саду? Человек редко обращается к отделам мозга с этой информацией, поэтому для поиска путей к данным мозг должен приложить усилия.
Большую часть информации мы забываем. Она не стирается безвозвратно, а хранится в дальних уголках нашего «жесткого диска». Но мозг не знает путей к этим данным, так как никогда к ним не обращается.
Кстати, пословица «ума палата, да ключ потерян» очень хорошо описывает принцип работы долгосрочной памяти. Если мозг не знает ключа к нужному отделу памяти, данные в нем останутся недоступными.
Чтобы эффективно учиться и запоминать новую информацию, надо научить мозг находить пути к нужным отделам долгосрочной памяти. Достаточно регулярно загружать сведения в оперативную память. То есть тем или иным способом использовать и повторять информацию.
Как эффективно учиться: практика
Эффективно учиться помогут следующие рекомендации.
1. Ешьте
2. Спите
3. Не злоупотребляйте алкоголем, не курите, будьте физически активными
4. Переключайтесь между сфокусированным и расслабленным режимом работы мозга
5. Двигайтесь от общего к частному
6. Используйте метафоры
7. Повторяйте новую информацию
8. Дайте мозгу время
9. Практикуйтесь
Правильно пользоваться софтом и заботиться о харде
Именно так можно подытожить разговор об эффективном обучении. Здоровый сон, правильное питание и физическая активность нужны, чтобы мозг не тормозил и работал в заложенном природой и родителями режиме.
Чтобы эффективно учиться, важно давать мозгу фокусироваться и расслабляться. Повторение информации и практика формируют и закрепляют новые нейронные связи. Дедуктивный метод и метафоры помогут двигаться от общего к частному и не терять лес за деревьями.
Успешного обучения! Кстати, если хотите поделиться секретами и фишками, которые помогают вам быстро усваивать новое, пишите в комментариях.
Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» — одна из самых растиражированных цитат гениального произведения Льюиса Кэрролла. Многие как будто сделали эту цитату девизом по жизни: стали работать без отпусков, назначать встречи встык, отвечать на почту или сообщения в мессенджере в течение первых пяти минут и т. д. В пандемию мир стал еще более VUCA, неопределенность и нервозность обострились до максимума. Истерика коснулась абсолютно всех сфер деятельности и жизни человека. Не обошла стороной и обучение. Несмотря на то что в сети появилось несметное количество платного и бесплатного развивающего контента, люди не смогли инвестировать в это освободившееся время. Причина — возросший стресс и как раз та самая работа на пределе, которая многих из нас просто отучила качественно распоряжаться свободным временем, ведь его просто не было. О том, почему мозг не дает нам учиться в состоянии стресса и какие форматы личного развития выбрать, чтобы справиться с большим давлением кардинальных перемен, рассказала Надежда Макова, СЕО и управляющий партнер платформы «Теории и практики».
Когда человек находится в состоянии стресса, он не может полноценно работать и нормально учиться. Внимание рассеивается, наблюдаются трудности с запоминанием материала, желание узнавать новое стремится к нулю, т. к. все силы организма напряжены до предела. Учиться в стрессе — это все равно что в боксерских перчатках пытаться завязать шнурки. Стресс блокирует мозг и не дает ему выполнять простые алгоритмы.
Важно отметить, что стресс негативно отражается на обучении, только если вызван внешними факторами и не связан с целенаправленным учебным процессом. К примеру, финансисту нужно пройти обучение и сдать экзамен ДипИФР (диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров на русском языке). При этом в семейной жизни он переживает кризис. Стрессовая личностная ситуация ослабит способность к обучению и поставит сдачу экзамена под угрозу. Теперь представим, что в частной жизни у студента все стабильно, а стресс вызван реакцией на новизну изучаемого материала, его сложность, которая неотделима в процессе обучения. В этом случае стресс положительно скажется на запоминании нового материала, человек успешно сдаст экзамен и получит заветную «корочку».
Стресс можно разделить на хороший («эустресс») и истощающий («дистресс»). Научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Международной лаборатории социальной нейробиологии Оксана Зинченко рассказала, что стресс — это не всегда плохо. При учебе он помогает организму адаптироваться к неблагоприятным факторам. Канадский физиолог Ганс Селье, известный как «отец стресса», также не считал его вредным, а рассматривал как реакцию, помогающую организму выжить.
Мы переживаем три стадии стресса. Первая — это тревога. На графике Ганса Селье, созданном еще в 40–50-е годы прошлого века, видно, что сначала устойчивость организма падает. Затем он запускает резкую мобилизацию своих ресурсов. Умеренный стресс способствует быстрому запоминанию информации, трудоспособности, сосредоточенности и сообразительности. Однако эта связь работает, только если стресс связан с самой задачей запоминания. Например, мы спешим выучить материал в ночь перед экзаменом и боимся, что нам не хватит времени.
За стадией тревоги следует сопротивляемость, после которой приходит истощение. Уже из самого названия становится понятно, что ресурсы организма резко сокращаются, что приводит к психологическим и физическим проблемам. Самое опасное, что может наступить, — хронический стресс, и наша задача — помочь себе, чтобы этого не случилось. При высоком уровне стресса на первый план выходят низкоуровневые процессы, связанные с базовым выживанием, а извлечение информации из долговременной памяти и освоение новой информации становятся менее успешными.
Заставить мозг учиться: как использовать нейробиологию на практике
Вопрос «Можно ли заставить мозг учиться?» вовсе не так прост, как кажется. Более того, эта формулировка вводит в заблуждение — ведь предполагается, что есть умеющий обучаться орган, отвечающий за высшую нервную деятельность, а есть «я», которое может принудить его к чему-то. На самом деле наука пока затрудняется ответить, кто кем управляет: сознание мозгом — или наоборот. Строго говоря, ни философы, ни психологи, которые глубже всех исследуют эту проблему, до сих пор не могут определить, что такое сознание и есть ли оно вообще!
Но кое-что о мозге мы всё же знаем — например, что «заставить» его невозможно: он не поддается прямому силовому воздействию. Именно поэтому «правильные» советы вроде «просто сядь и сосредоточься» работают, если у вас и так нет проблем с концентрацией (а значит, вам и не надо себя заставлять). И не работают, если такого рода сложности существуют, потому что они — особенность вашего мозга, а другой вам взять неоткуда. Но есть и хорошие новости: зная эти нюансы, мы можем создавать такие условия, в которых мозг будет функционировать, как нам нужно (или, во всяком случае, лучше, чем прежде).
Мозг постоянно меняется и учится
Мозг создан природой таким, чтобы все время находиться в процессе обучения. Его способность трансформироваться, приобретая тот или иной опыт, и сохранять эти изменения называется «нейропластичность» — термин, подчеркивающий отличие сегодняшнего взгляда на проблему от бытовавшего ранее.
Еще недавно считалось, что мозг — это вещь в себе, как точно настроенный и запрограммированный самостоятельный механизм. Как черный ящик внутри черепной коробки, до которого не докопаешься. Затем ученые стали находить доказательства того, что этот орган не рождается «готовым», а активно взаимодействует с окружающей средой, пока формируется.
Прежде всего, об этом свидетельствовали исследования так называемых детей-маугли: брошенные в дикой природе, не слышавшие человеческой речи, они не могли освоить навыки принятого в обществе поведения и улучшить свои интеллектуальные способности до состояния взрослого, отставая в развитии всю жизнь (обычно не очень долгую). Вскоре стало очевидно, что детский мозг пластичен, период такой податливости назвали «критическим», потому что восполнить недостаток обучения в это время в дальнейшем уже невозможно.
В середине прошлого века опыты на мышах показали, что развитие в обогащенной всякими игрушками и активностями среде делает кору полушарий толще, а у тех грызунов, что росли в скучной и бедной обстановке, подобных изменений не наблюдалось.
Нейрокартина мира окончательно изменилась, когда было доказано, что мозг, обучаясь, способен расти и у взрослых людей. Классический пример, подтверждающий справедливость этого утверждения, — результаты, полученные в серии исследований лондонских таксистов. Водители запоминали подробные карты огромного города для сдачи экзамена: чем больше знал испытуемый, тем крупнее был его гиппокамп — отдел, отвечающий за память.
Таким образом, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами (иначе он усвоит что-нибудь бесполезное вроде очередной дурной привычки).
Для того чтобы это произошло, необходимы (кроме собственно мозга) несколько компонентов: мотивация — чтобы активизировать его ресурсы; внимание — чтобы обратить его на определенный предмет; память — чтобы усвоить узнанное; творческая свобода — чтобы позволить мозгу построить новые связи. И отсутствие препятствий в этом сложном процессе.
Как найти мотивацию и получать удовольствие от обучения
Мотивация — это то, что побуждает нас к действию, которое поможет удовлетворить наши потребности. Так вот, у мозга есть такой стимул всегда!
Исследовательское поведение — врожденная потребность человека, связанная с выживаемостью, такая же как сон, продолжение рода, добывание пищи.
Если у нас не будет способности обнаруживать вокруг новое и изучать его — мы можем не заметить опасность или не придумать, как оградить себя от нее заранее. А где есть эволюционная потребность — там в большинстве случаев есть и желание ее удовлетворить. Этот процесс, в свою очередь, вызывает у нас ощущение удовольствия, активируя дофаминовую систему поощрения. Так мозг побуждает нас заниматься действительно важными для продолжения жизни вещами.
Проще говоря, нам приятно учиться, что называется, по определению — если только этот процесс рационально организован, а не так, как было в школе.
Получать удовольствие очень важно, чтобы сохранять мотивацию, и испытывать радость при этом можно не только от самого исследования. Дофаминовая система поощряет нас, когда мы учимся, а в наших силах — поощрить ее саму в процессе обучения, чтобы создать более устойчивую связь между этим занятием и удовольствием.
Поощрения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Первые эффективно используются, например, при геймификации обучения, когда процесс делят на этапы, за завершение каждого из которых дается вознаграждение. Мы охотнее усваиваем новые знания, умения и навыки, соревнуясь в группе за всякие баллы, значки и прочие фантики.
Но даже если человек учится в одиночестве, награда за каждый пройденный этап, ценная именно для него, может сильно ускорить процесс. Например, для меломана обещание купить редкую пластинку после каждых 250 новых слов иностранного языка, выученных им, — хорошая мотивация.
Не стоит только использовать в качестве краткосрочного поощрения то, что нарушает работу дофаминовой системы: сладкую и жирную пищу, сигареты, алкоголь и наркотики, — такие приемы могут, наоборот, сломать ваши механизмы вознаграждения, да еще и сформировать у вас болезненные привычки.
Долгосрочная мотивация возможна благодаря тому, что наш мозг в каком-то смысле слеп и глух и не совсем понимает, что на самом деле происходит, а что — нет. Назначая себе ништяки, которые получим, если справимся со своими задачами, мы стимулируем дофаминовую систему, особенно когда используем силу воображения и визуализацию. Абстрактные фантазии менее привлекательны для нашего мозга, а вот более конкретные он, наоборот, воспринимает как реальность, не всегда видя разницу.
Когда ваше обучение встроено в мечту, которую вы подпитываете воображением, у мозга будет больше мотивации учиться. Лучше всего, если новый навык связан с желанием эволюционно преуспеть: сделать карьеру, найти хорошего партнера, получить статус и славу, переехать в страну с высоким уровнем жизни, заработать на безбедную старость — что-нибудь выживательное.
Каждый раз, когда вы вызываете в воображении этот образ, ваш мозг вырабатывает дофамин, мотивирующий вас добиваться желаемого.
Как управлять вниманием и научиться концентрироваться
Внимание — это направленность восприятия на объект изучения. Именно оно позволяет нам выбрать что-нибудь из всего разнообразия внешнего мира, сконцентрироваться на нем — и потерять из виду все остальное.
Пресловутый тайм-менеджмент — это на самом деле управление вовсе не временем (над ним мы не властны), а вниманием. Именно от того, как оно распределяется, зависит, сколько минут и часов мы проведем эффективно, а сколько потратим впустую.
Нейробиология пока не может ответить на вопрос, какой процесс более важен для направленного внимания: усиленная обработка мозгом сигналов от объекта, на котором мы сконцентрированы, или приглушение «шумов», — потому полезно понять, что есть что. В наших силах минимизировать именно «шумы», закрыв лишние вкладки браузера, выключив смартфон или найдя более уединенный столик в кафе. Улучшить концентрацию можно, только регулярно упражняясь в этом искусстве.
Корпоративный культ многозадачности приводит к тому, что мы уже считаем вполне естественным постоянно отвлекаться от предмета нашего изучения на десяток мессенджеров и соцсетей. Подразумевается, что человек может одновременно концентрироваться на нескольких процессах и быть в каждом из них одинаково эффективным. На самом деле это миф.
Нет многозадачности — есть переключаемость, когда сначала мы сосредотачиваемся на одном предмете и игнорируем (насколько это возможно) остальную окружающую информацию, а потом — на другом, который раньше был в числе «шумов», и гасим сигналы от первого объекта.
Для такого переключения необходимы время и ресурсы — и чем чаще и бессистемнее происходит эта перемена фокуса концентрации, тем сильнее утомляется мозг. Потому чем дольше вы работаете в режиме многозадачности — тем хуже результаты вашего труда.
Сегодня уже говорят о ситуативно обусловленном синдроме дефицита внимания, когда здоровые люди из-за того, что они постоянно отвлекаются, демонстрируют такие же симптомы, что и те, кто с рождения страдает СДВГ: неспособность сосредоточиться и довести дело до конца, повышенная утомляемость и раздражительность — а в итоге депрессивность и отсутствие веры в себя. Обычно приобретенный дефицит внимания корректируется расстановкой приоритетов и тренировкой однонаправленной концентрации. Последняя тоже отнимает довольно много сил и порой утомляет похлеще физических нагрузок, но всё же этот «скилл» можно «прокачать», причем не только с помощью медитации, но и регулярно выполняя специальные упражнения.
Оптимальный вариант — найти свой порог утомления при однонаправленной концентрации и сделать его временно́й единицей работы.
Этот принцип лежит в основе метода «Помидора»: рабочий день разбивается на несколько блоков, состоящих из четырех 25-минутных периодов непрерывной концентрации и 5-минутных интервалов отдыха между ними. После каждого блока делается большой перерыв на полчаса. Кому-то удастся сохранять однонаправленную концентрацию только 20 минут, кому-то подходят отрезки в 1,5 часа. Но принцип один и тот же — вас ничто не должно отвлекать. В перерывах же, наоборот, нужно дать себе расслабиться и переключиться на что-то, не требующее напряжения: посмотреть в окно, полежать с закрытыми глазами, — а на «большой перемене» — прогуляться на свежем воздухе. Этот метод подходит не только для самостоятельной учебы, но и для работы, а также решения творческих задач.
Привычка отключать оповещения соцсетей и мессенджеров во время работы может показаться малодушием и ретроградством — но на самом деле с биохимической точки зрения этот прием позволяет пустить весь «гормон удовольствия» на мотивацию. Мы уже писали о том, как соцсети стимулируют дофаминовую систему: любое оповещение сулит нам толику социального признания — лайк или сообщение — поэтому при каждом писке смартфона дофамин впрыскивается в мозг и щекочет нас, пока мы не уймем зуд и не проверим входящие. Это отнимает у нас ту радость, которую мы сформировали, концентрируясь на изучении своего предмета, воображая, какие сокровища оно нам принесет, и ожидая небольшой награды за пройденный сегодня этап.
Как запомнить материал и потом найти его в памяти
Знания в мозге не хранятся в отдельном месте, как драгоценности в шкатулке. Более того, попадая к нам в голову, они теряют свою целостность и как бы по битам растаскиваются по ассоциативным зонам, существуя в полуразобранном состоянии в виде нейронных сетей.
Сведения о предметах, которые вы изучаете одновременно, сохраняются в форме связей. И когда затем вы вспоминаете один из них — то незамедлительно выуживаете из памяти информацию и о другом.
Именно эта особенность нашего мозга лежит в основе всех мнемонических приемов — например, несвязанная последовательность слов запоминается гораздо хуже, чем их цепочка, в которой они объединены в какую-нибудь историю. По тому же принципу работает метод систематизации данных в виде блок-схем и таблиц: информация графически дублируется, и расположение геометрических объектов позволяет подключить визуальные ассоциации для запоминания отношений между абстрактными понятиями.
Связывание нейронов — важнейший этап запоминания, а потому лучший способ удержать в голове какой-либо факт — «соединить» его ассоциативным мостиком с другим, хорошо вам известным и часто используемым. Такие сведения с большей вероятностью останутся у вас в памяти, нежели бесхозные, ни с чем не связанные (их мы часто называем «бесполезными»). Это еще одно свойство нейропластичности: то, что не используется мозгом, исчезает из него вместе с нейронными путями.
Поэтому высший пилотаж в самостоятельном обучении — включить его в свою рутину, связать с профессией, работой или бытом, встроить в привычный образ жизни и сделать ее частью. Тогда у вашего мозга не останется возможностей «выкинуть» все выученное за ненадобностью.
Забывание может быть важной частью запоминания. На физиологическом уровне самыми крепкими являются нейронные связи тех знаний, которые используются регулярно с перерывами, когда вы успеваете немного «подзабыть» то, что выучили. А вот сведения даже о тщательно штудируемом предмете могут потеряться при переходе от краткосрочной к долгосрочной памяти, если их время от времени не ворошить. Вывод: лучше усваивают материал занимающиеся понемногу и регулярно, как бы безнадежно скучно это ни звучало.
Мозг также очень любит паттерны, потому-то так хорошо запоминаются дурацкие стишки и примитивные песенки. Иногда это может оказаться очень полезным — например, многих в школе от кромешных двоек по русскому языку спас стихотворный список глаголов-исключений: «Гнать, дышать, держать, зависеть, / Видеть, слышать и обидеть, / А еще терпеть, вертеть, / Ненавидеть и смотреть».
Как добиться от мозга творческого подхода к задачам
Для того чтобы из полученных знаний синтезировались интересные открытия и оригинальные идеи, необходимо давать себе передышку в потреблении информации.
Когда мы сконцентрированы, работает префронтальная кора, или исполнительная система мозга. Это рациональная и последовательная, но немного занудная его часть, она помогает нам делать то, что правильно.
Чтобы активизировать наши творческие способности (когда мы поступаем и мыслим не совсем «правильно» и рационально), эта структура должна взаимодействовать с так называемой системой пассивного режима работы мозга (СПРРМ). То самое состояние, в котором мы блуждаем взглядом, дремлем, бездумно вертим что-то в руках или просто «завтыкали» и считаем ворон с открытым ртом.
Как всегда, все дело в балансе: творческие прозрения возможны в том случае, когда после хорошей загрузки исполнительной системы мозг переключается в пассивный режим. Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, но, если бы он не думал о ней круглыми сутками, пока не зашел в тупик, снилась бы ему всякая обыкновенная чушь. В качестве ключа запуска этого пассивного режима подходит короткий дневной сон, дрема в кресле, пешие прогулки и медитация — но обязательно после очень интенсивной работы.
Что мешает мозгу эффективно учиться
Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.
Недосып
Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.
Плохое кровообращение
Интеллектуальные занятия часто предполагают малоподвижный образ жизни — а ведь парадоксальным образом именно он дурно сказывается на умственных способностях!
Мозг — это часть организма, у него нет отдельной системы кровообращения, и если вы не двигаетесь, то и кровь с глюкозой и кислородом к нему поступает плохо. Поэтому в перерыве лучше уделить внимание своему телу и сделать небольшую разминку. Более того, регулярная физическая активность способствует росту гиппокампа, ответственного за обучение и память. Среди нейробиологов есть адепты спортивного образа жизни вроде Венди Сузуки — учитесь у нее.
Стресс
Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.
Плохое питание
Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.