моя мама сделает все чтобы я хорошо учился
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.
Не хочу получать высшее образование, но родители настаивают на этом. Как быть?
Мне 18 лет, учусь в 11 классе. Как следствие, встает вопрос о том, в какой ВУЗ поступать и какой факультет выбрать. Дело в том, что меня не интересует наука. Меня не интересует ни литература, ни физика, ни математика, ни география и прочие предметы в школьной программе. Мне не интересно уже СЕЙЧАС, В 11 КЛАССЕ пребывать на уроках и слушать учителя о синусах и косинусах. Я устаю, находясь в стенах школы. Устаю от объемов ненужной мне информации, от лекций учителей, от учебников. От всего, что связывает меня с учебой в школе.
Я уже определился, кем я буду в жизни, какую нишу буду занимать, какими делами буду заниматься. Мне уже жаль потраченного времени на бесполезные уроки в школе (например, часто бывает так, что учитель не появляется в течение всего урока). Я радуюсь тому, что год подходит к концу. Еще несколько лет обучению в ВУЗе я посвятить не готов. Но дело в том, что мои родители родились в СССР и до сих пор диктуют мне устоявшиеся принципы и шаблоны, хотя СССР уже давно развалился. Для достижения моей цели требуются ТОЛЬКО деньги и опыт. К сожалению или к счастью, образовательная программа мне не поможет стать тем, кем я искренне хочу стать.
Я боюсь, что после того, как мама и бабушка узнают о том, что я не собираюсь продолжить обучение в ВУЗе (рано или поздно такое произойдет), они сильно расстроятся. Я люблю свою семью, мама для меня сделала многое в этой жизни. Она жила только для меня и я не хочу ее расстраивать. Палка о двух концах, получается. Но одновременно я понимаю, что мне уже 18. Это же моя жизнь и мой выбор, почему я кого-то должен слушать? И, кстати говоря, моя мама закончила 8 классов и пошла работать. А бабушка думает о том, что без высшего образования я буду никем и звать меня будет никак. Я уже определился, что учиться в ВУЗе не буду (возможно, еще как-то попробую поступить, чтобы числиться в учащихся и «порадовать» родителей). Просто я не знаю, как правильно преподнести это решение моей семье, чтобы никого не расстроить. Как мне быть?
Еще несколько лет обучению в ВУЗе я посвятить не готов. Но дело в том, что мои родители родились в СССР и до сих пор диктуют мне устоявшиеся принципы и шаблоны, хотя СССР уже давно развалился. Для достижения моей цели требуются ТОЛЬКО деньги и опыт.
Я уже определился, кем я буду в жизни, какую нишу буду занимать, какими делами буду заниматься.
Сильные заговоры на хорошую учебу помогут получать отличные оценки
Мечта каждого добропорядочного родителя, чтобы его любимое чадо прилежно училось и приносило из школы только положительные отметки. Заговор на хорошую учебу поможет сделать эту мечту реальностью. Ведь не все детки хотят учиться и тянуться к знаниям, а кому-то учеба просто не дается, как бы он этого не хотел. Чтобы забыть про не желание учиться, лень и плохие оценки, выполняйте приведенные ниже обряды.
Плохие оценки неприятны каждому нормальному родителю, они вызывают чувство стыда за своего ребенка.
Правила чтения заговоров
Обряды, направленные на хорошую учебу, делятся на две категории:
Обязательное условие срабатывания обряда — искренняя вера в его успех.
Выполняется любой ритуал в одиночку и в полной тишине, так как магия — материя тонкая и не любит гласности и постороннего шума. Белая магия, направленная на хорошую учебу совершенно безвредна и полностью безопасна, но применять ее нужно тоже со всей долей ответственности к этому ритуалу.
Принимаясь читать заговор на хорошую учебу ребенка, человек волей-неволей задается вопросом о том, как скоро подействует его сила. Обычно эффект проявляется уже на первом-втором месяце после произнесенной молитвы и держится достаточно долго. А потом уже и сам ребенок, видя положительные сдвиги в учебе, старается поддерживать его эффект.
При произнесении заговора в начале учебного года, эффект продлится весь его период, до следующего лета. Заговоры на конкретный экзамен, производятся один раз, действуют мгновенно и однократно.
Сборник заговоров для хорошей учебы
Несложный заговор на экзамен
Подходит для ежедневного прочтения по три раза в день. Слова нужно заучить и повторять на память. Вот эти слова:
Мне будет подвластна мудрость Соломона.
Я овладею всеми знаниями волхвов.
Мне будет ведомо то, что знают светила на небе.
От учебы не бегаю, к знаниям стремлюсь,
Наставников своих учебой удивляю и восхищаю!
Старинный заговор
Обрати внимание на моего ребенка,
Вложи в его голову силу разума,
Добавь прилежности и мудрости речей.
Своим всемогуществом огради его от тех,
Кто с пути истинного сбивает, на пустую дорогу наставляет.
Почитайте вот эту статью: Заговоры сибирской целительницы. Вам будет это интересно…
Заговор на родниковую воду
Для заговора потребуется родниковая вода, с помощью которой мать может помочь ребенку учиться хорошо. Над водой нужно следующий заговор на хорошую учебу ребенка читать:
«Как чиста и ясна эта вода, так ясный ум будь у моего ребенка. Проникни внутрь моего ребенка, насыти его разум знаниями. Как быстра ты, так пусть будут быстрыми и его мысли. Пусть учение ему легко дается и он со всем справляется!»
После отчитки заговора, напоите ребенка этой водой, чтобы он выпил ее всю без остатка. Через непродолжительное время вы заметите, как у вашего ребенка повысился интерес к учебе и появились положительные отметки.
На концентрацию внимания
Купите в церкви три свечи и, дождавшись полнолуния, вечером сядьте за стол. Перед свечами читайте слова молитвы:
Так пусть загорится к учебе раб Божий (имя ребенка).
Пусть у него все ладится, он со всем справляется. Аминь!»
Для действенности заговора, его читают семь раз. Затем свечи нужно потушить, а их огарки убрать в укромное место. При каждом полнолунии обряд нужно повторять.
Заговор для успокоения дитя
Случается, что ребенок имеет знания и может получить хорошую оценку, но очень сильно переживает и волнуется из-за чего теряет уверенность в своих силах. Для избавления от душевного волнения и появления уверенности, применяется ритуал на удачу в учебе.
Для удачи на экзамене или перед зачетом, нужно прочитать молитву в ночь накануне его. В других случаях, заговор читается в полнолуние. Для заговора берется учебник, по которому будут спрашивать ребенка и над ним читаются слова заговора:
В голове раба Божьего (имя ребенка) пусть все знания закрепятся и умножатся,
для успешной учебы и моего спокойствия.
Учителя чтоб помогали, оценки не занижали, а только хвалили и поощряли.
Произнеся этот тест три раза, положите учебник в изголовье кровати вашего ребенка. Ни в коем случае, не рассказывайте о проведенном ритуале никому, даже своему ребенку, чтобы не спугнуть удачу.
Для легкости в обучении
Одним из самых популярных является заговор на легкую учебу малышей, только что переступивших порог школы. Для обряда нужны:
Налейте в прозрачный стакан чистой воды. Затем поочередно добавляйте в него, сначала три крупинки соли, затем три уголька. Рукояткой ножа начертите крест над стаканом с водой и произнесите магический заговор:
Помыслы мои светлые, как вода в стакане, дела праведные, в помощь направленные.
Мудрость с удачей и хитростью перемешайтесь, как соль да зола, да вода.
Соединитесь и перейдите на раба Божьего (имя ребенка),
Чтобы знаниями своими он учителей поразил, а родных тешил, да радовал.
Как сказано, так и сделано. Аминь!
Стакан с заговоренной водой убрать на 40 дней в потайное место. Обычно через пару-тройку недель заговор начинает свое магическое действие.
Утром перед экзаменом
Этот обряд подойдет и школьникам, и студентам, и взрослым, сдающим на права.
Приготовьте чистый и нелинованный лист бумаги, на нем синими чернилами трижды напишите заговор:
Утро светлое, небо ясное, так ясны и мысли в моей голове.
Отец с матерью меня жалеют, так пусть также жалеют меня мои учителя.
Сложить пополам исписанный листочек бумаги текстом внутрь, и положить его в левый карман, на груди, либо девушкам в левую чашечку бюстгальтера. Перед выходом из дома трижды прочитать слова заговора.
Затем трижды перед тем, как войдете на экзамен нужно произнести следующее:
«И по эту и по ту сторону порога — моя сила. Аминь!»
Данный заговор можно использовать и школьникам, перед контрольной, и водителям, получающим права.
Заключение
Приведенные выше заговоры могут использовать не только учащиеся школ и их родители, но и молодые люди, являющиеся студентами, и взрослые, получающие дополнительное образование. Применяя эти магические заговоры вы обеспечите себя положительными отметками.
Но, помните, не нужно ждать чуда только от произнесенных заговоров, нужно стараться и самому исправить ситуацию в лучшую сторону. Магия лишь в том случае может помочь, когда человек сам заинтересован в достижении целей и прикладывает определенные усилия. Для появления отличных оценок в журналах и зачетках — придется потрудиться и самому. А заговоры помогут вам успокоиться и настроиться на уверенность в своих силах.
Эзотерик, таролог, астролог (консультант проекта)
Как сформировать мотивацию к учебе у школьника
Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?
Зачем дети ходят в школу?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:
«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Мотивация к учебе у подростков в старших классах
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
«Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?» Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
«Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира». Маша Б. 7 класс.
Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
«В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!» Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
«Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю». Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
«Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим». Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
Заключение
Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.
Еще несколько вопросов
Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.
Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.
Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.
Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.