мотивация обучения обоснование необходимости учиться
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа п. Прудовой
Екатериновского района Саратовской области
«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»
Учитель: Долгова Е. В.
«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»
Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.
Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо,чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую:
•дидактические игры и упражнения на уроках;
•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);
•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;
•проведение предметных олимпиад;
•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).
Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.
Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.
Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.
Методы:
• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)
• наглядные и практические методы
• репродуктивные и поисковые методы
• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.
И всё-таки, с чего же лучше начинать?
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Следует помнить пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)
Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:
Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока
Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап Педагогическая задача Дифференциация
учащихся Дельность учителя
1. Мотивационно-целевой Сформировать
мотив достиже-
на успешное вы-полнение задания
Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с
рода Предвосхитить положительную
эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной
деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности
Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу
Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть.» В. А. Сухомлинский.
Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)
— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
— Вот видите, как важно…
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Приём «Что, если?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов,которые начинаются со слов: «Что, если?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Колобок остался у бабушки и дедушки в сказке «Колобок»).
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«А напоследок я скажу».
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?
2. Что не оправдалось и почему?
3. Мои и наши перспективы?
-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…
Мотивационная сфера:
• отсроченная загадка (или задание);
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неёследующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.
При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Использую формыорганизации нестандартного начала урока:
o Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
o Мешок настроений.
o Мимические упражнения
o Рифмованное начало урока.
o Психологическая установка на урок.
o Интегрированная разминка.
• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
• Внимание моё растёт.
• Я как разведчик всё замечу.
• Голова мыслит ясно.
• Я готов (ва) к работе.
Или «Я умею думать, я умею слушать….
1. Какая гласная стоит всегда под ударением?
2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___
3.Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
4. Найди лишнее слово в каждой строке
пара, парный, паровой;
носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.
Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.
В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XXвека Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?
Игровые мотивации по рисованию и лепке во второй младшей группе «Игровые мотивации по рисованию и лепке». Во второй младшей группе. 1. Тема: «Золотое яичко». Игровая мотивация: Заходят дедушка с бабушкой.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
Автор: Моисеева Яна Павловна
Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
Понятие «мотивация». Классификация мотивов учения
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.
Можно выделить пять содержательных блоков мотивации:
1. Личностный смысл учения. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).
Смысл включает в себя следующие моменты:
· осознание ребенком объективной значимости учения;
· понимание значимости учения лично для себя.
2. Виды мотивов учения:
— мотив достижения успеха;
— мотив избежания неудач.
3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
4. Реализация мотива в поведении. Аспектами мотивации являются:
— реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка;
— степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности;
— освоение учебных предметов;
— выбор форм учебных заданий.
5. Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е. эмоциональное отношение школьника к учению.
Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.
Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться. Смысл учения включает в себя следующие моменты: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося.
Рассматривая учебную мотивацию, следует опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий. Данный мотив указывает на необходимость развития у ребенка стремления к успеху, которое должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.
Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию. Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Поэтому цель — это направленность на промежуточный результат учебной деятельности. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содержание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником. Наличие способности ставить перед собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость. Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Например, принятие задания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. наложение учеником этого задания на свой индивидуальный опыт, определение им смысла цели, поставленной учителем. Педагогу важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.
Если мотив для школьника имеет личностный смысл, то он, как правило, является и действенным, то есть мотив реализуется в поведении. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда ребенок с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее угасает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
Рассмотрим эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней. Эти эмоции обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Положительные эмоции у учащихся могут возникать при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю следует заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и беспокойство. Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопущения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.
Мотив как отражение потребности
Автор: Герлак Ольга Ингмаровна, педагог-психолог МАОУ гимназии № 1 г. Советска.
Запиши всё, что может понадобиться.
Потом просмотри — и зачеркни всё,
без чего можно обойтись.
Джером Клапка Джером
условны, подвижны, носят виртуальный характер. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, то есть трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность – материальная – социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, то есть та, которая лучше мотивирована.
Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив.
Механизм этого перехода включает:
— выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
— при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Понятие «мотивация» имеет двойной смысл:
— во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.);
— во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
— мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
— мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
— мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность учащихся в их реализации, то есть мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности.
Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности человека связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности.
Возникшие потребности заставляют активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами.
Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а от того какой будет ведущая потребность будет зависеть вся жизнедеятельность человека.
Наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды, которая основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической психологии.
Согласно его теории, человеческие имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
Пирамида потребностей человека основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим ступени пирамиды потребностей, начиная с самой низшей.
Физиология – низменные потребности тела человека, направленные на его жизнедеятельность. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации, согласно теории Маслоу, будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь, если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
Вторая ступень пирамиды – потребность в безопасности.
Безопасность – потребность человека быть уверенным в том, что его жизни ничего не угрожает. К данной категории потребностей относятся стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
Социальность – потребность человека в контакте с окружающими и своей роли в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, возможность испытывать взаимные чувства). В пирамиде человеческих потребностей после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению А. Маслоу, стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
Признание – это уважение, признание социумом успешности человека, полезности его роли в жизни такого социума. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
Рассмотрим, в какой период жизни ребенок проходит определенные ступени пирамиды:
1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.
3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.
По мнению А. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.
Пирамиду потребностей А. Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например, во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Абрахаму Маслоу пытались доказать, что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности, люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Источник