минусы и плюсы дистанционного обучения для учителя
Работа учителя в дистанционном режиме: плюсы и минусы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Петрашова Валентина Николаевна,
МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска
Работа учителя в дистанционном режиме: плюсы и минусы
В связи с пандемией практически все школы в России перешли на дистанционное обучение. В большинстве областей России для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, учебники в цифровом формате и даже электронный журнал и онлайн-доска. Учащиеся могут созваниваться с учителями по вацапу или вайберу да и по другим социальным сетям, таким образом посещают занятия, не выходя из дома: удобно, безопасно, а главное – обучение продолжается.
Но далеко не все так, как хотелось бы. Многие семьи и школы оказались не готовы к такому переходу на удаленное обучение. Учителя устали от огромной нагрузки и неорганизованности школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) стонут от бесконечных домашних заданий, которые им теперь приходится постоянно выполнять вместе с ребенком. Родители обязаны проследить, чтобы их чадо не просто сидело за компьютером, а действительно занималось. Далеко не всем детям дается новая тема при самостоятельном разборе, им приходится просить помощи у родителей, но и не каждый родитель может разобраться в некоторых темах по математике. Внезапное погружение в дистанционное обучение выявило различные плюсы и минусы такой системы обучения.
Ребенок учится самообразовываться, что крайне важно в нашем современном мире.
Не надо следить за своим внешним видом, участвовать в различных мероприятиях (школьные линейки, дежурства по классу или по школе и т.п.)
Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.
Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, видео- и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребят, развитию их мышления. В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанию, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Нет гарантии того, что ребенок все выполнил и решил самостоятельно.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
Во многих семья есть не один, сразу два или три ученика, семьи, где родители сами являются учителями, при этом организовать сразу всем детям и себе дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
Большинства педагогов никогда не практиковали дистанционное обучение и умения строить онлайн-уроки, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение. Нет опыта в организации дистанционного обучения у самого учителя, приходится много времени тратить на техническую организацию урока.
В онлайн-уроке включить всех учащихся в общее обсуждение очень сложно, даже организовать диалог или дискуссию, максимум участия принимают 15–20% ребят.
Сложность в объяснении новых тем, особенно в старшем звене.
Методы, используемые в определённых темах по математике, где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником выполнить построение с помощью циркуля и линейки, оказываются неэффективными при дистанционном обучении.
На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
Гиперактивные дети, дети с различными заболеваниями, «выпадают» из онлайн обучения.
Также преподаватели и администрация поняли, что требуется отдельный сайт для управления процессом дистанционного обучения.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.
Плюсы дистанционного образования
Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.
Минусы дистанционного образования
Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.
Что в итоге
Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.
Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Если вы думаете о дистанционном образовании, то вам определенно нужно иметь всю информацию о нем.
Плюсы
У вас есть возможность учиться в любое время
Студент, обучающийся дистанционно, может решить, когда и сколько времени посвятить в течение семестра изучению материала. Он составляют индивидуальный график обучения для себя. Некоторые учебные заведения предоставляют своим студентам возможность отложить и вернуться к учебе без необходимости повторной оплаты за обучение.
У вас есть возможность учиться по собственному желанию
Студентам не нужно беспокоиться, что они отстанут от своих однокурсников. Вы всегда можете вернуться к изучению сложных вопросов, посмотреть видеолекции несколько раз, прочитать переписку с учителем и пропустить уже выученные темы. Главное – успешно сдать промежуточные и итоговые экзамены.
Вы можете учиться из любого места
Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, в любой точке мира. Чтобы начать обучение, у вас должен быть только компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости посещать учебное заведение каждый день является определенным преимуществом для людей с ограниченными возможностями, для тех, кто живет в труднодоступных местах и для родителей с маленькими детьми.
Обучение на рабочем месте
Возможно обучение на нескольких курсах одновременно, чтобы получить следующий более высокий разряд. Для этого не нужно брать отпуск на основном месте работы или ездить в командировки. Существуют образовательные организации, которые проводят корпоративное обучение (повышение квалификации) работников предприятий и государственных служащих. В этом случае образование не прерывает стаж работы, и изученные навыки могут быть немедленно применены к трудовой жизни.
Высокие результаты обучения
Исследования американских ученых показывают, что результаты дистанционного обучения не уступают и даже превосходят традиционные формы обучения. Студенты дистанционного обучения изучают большую часть учебного материала самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание изученных тем. А умение сразу применять полученные знания на практике помогает закрепить их. Кроме того, использование новейших технологий в учебном процессе делает его более интересным и живым.
Предлагает мобильность
Общение с преподавателями осуществляется по-разному, как онлайн, так и офлайн. Консультации с преподавателем по электронной почте иногда эффективнее и быстрее, чем планирование личной встречи.
Наличие учебных материалов
Студенты, которые учатся дистанционно, не знакомы с такой проблемой. Доступ ко всей необходимой литературе предоставляется студентам после регистрации на сайте, или же они получают учебные материалы по почте.
Дистанционное образование дешевле
Если мы сравним обучение по одной специальности на коммерческой основе, как в очной, так и в дистанционной форме, вторая будет дешевле. Студент не должен оплачивать проезд, проживание, а в случае иностранных университетов ему не нужно тратить деньги на визу или загранпаспорт.
Это удобно для учителя
Учителя и репетиторы, которые преподают дистанционно, могут обратить внимание на большее количество учеников и работать, например, в декретном отпуске.
Индивидуальный подход
В традиционном обучении учителю довольно трудно уделять необходимое количество внимания всем ученикам в группе и приспосабливаться к темпу работы каждого из них. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Помимо того, что ученик сам выбирает темп обучения, он может быстро получить ответы от репетитора.
Минусы
Требуется сильная мотивация
Практически весь учебный материал усваивается самими студентами. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Не каждый может поддерживать правильный темп обучения без контроля.
Дистанционное образование не подходит для развития навыков общения
В дистанционном обучении личные контакты учащихся друг с другом и с учителями минимальны, если таковые имеются. Следовательно, эта форма обучения не подходит для развития навыков общения, уверенности в себе или навыков командной работы.
Недостаток практических знаний
Трудно преподавать специальности, которые вовлекают большое количество практических упражнений дистанционно. Даже самые современные тренажеры не заменят будущих врачей или преподавателей «живой» практики.
Проблема идентификации пользователя
Пока что наиболее эффективным способом проверить, сдал ли студент честно и независимо экзамены или зачеты, является видеонаблюдение, что не всегда возможно. Вот почему студенты должны прийти на выпускной экзамен лично, чтобы посетить университет или его филиалы.
В чем преимущества и недостатки формата дистанционного обучения? Отвечают учителя
Пандемия коронавируса, возникшая в нынешнем году, внесла существенные коррективы в нашу жизнь. Весомо она повлияла и на сферу школьного образования: наверное, впервые был применён на практике формат дистанционного обучения.
Как поменялась жизнь школьного учителя с внедрением дистанционных технологий, нам рассказали работники сферы образования.
Симона Рожкова, учитель английского языка:
«У любых вещей есть как плюсы, так и минусы. Так и у формата удаленного обучения имеются и свои преимущества, и свои недостатки. Немаловажным положительным моментом я считаю то, что формат учебы на расстоянии позволяет мне успешно совместить домашние хлопоты и рабочие. Пока действует карантин, я могу, во-первых, попозже проснуться, во-вторых, уделяю время своей семье и своему дому, в-третьих, отчасти располагаю свободным рабочим графиком.
Но отметим и минусы. Во-первых, школа для детей и подростков должна быть не только платформой для обучения. Ведь именно в школьное время дети совершенствуют и окончательно формируют свои коммуникационные навыки, общаясь со сверстниками. Во-вторых, отсутствует очный контакт преподавателя и учеников, который необходим для контроля первых за вторыми и для того, чтобы школьники лучше усваивали и закрепляли изучаемый материал. В-третьих, к огромному сожалению, далеко не у всех учащихся есть доступ в интернет, что затрудняет организацию дистанционного обучения. В-четвёртых, актуален и вопрос здоровья: сидя за компьютерами и гаджетами, как учителя, так и школьники, увы, портят зрение. В-пятых, традиционный формат все же во много раз более устоявшийся, нежели дистанционный».
Николай Крикьянц, учитель физической культуры:
Выделю преимущества и недостатки. Начнём, пожалуй, с позитивных моментов. Во-первых, это возможность для всех участников учебного процесса подтянуть знания и умения по информатике. Во-вторых, это возможность проводить больше времени дома с семьёй.
Но недостатков всё же больше. Первое – нет живого общения: информация, получаемая учениками посредством интернета, восприимчива не для каждого. Родителям приходится выступать в роли учителей, но, увы, не у всех родителей имеется такая возможность. Еще один большой недостаток в том, что не у каждого обучающегося дома имеется компьютер с интернетом. К примеру, если в семье несколько детей, тогда необходимо несколько компьютеров, а в некоторых семьях, к сожалению, нет даже подходящего мобильного телефона, чтобы иметь возможность заниматься дистанционно.
Еще один минус в том, что формат дистанционного обучения больше похож на выполнение домашней работы: детям отправляют задания посредством мессенджеров, а они, в свою очередь, выполняют и отправляют туда же. К тому же, психологически как для учителей, так и для детей дистанционное обучение протекает не лучшим образом: учителям свои дети мешают проводить занятия, а ученикам – младшие братья и сёстры.
В общем и целом, в этом случае отсутствует как таковая рабочая благоприятная атмосфера для полноценного образовательного процесса. Не нужно забывать: школа должна решать образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи. Из этого перечня дистанционное обучение может, наверное, решать только первые из них. Поэтому, на мой взгляд, дистанционное обучение никогда даже наполовину не заменит устоявшееся традиционное.
Виктория Болотская, учитель английского языка:
Немаловажными плюсами дистанционного обучения я считаю: множество онлайн-ресурсов, которые можно и нужно использовать учителю в ходе занятия. А раздаточный материал, который ранее нужно было распечатывать, чтобы раздать каждому, теперь можно показать всем в интерактивном режиме.
Про минусы. Неудобно проводить групповые занятия, так как дети часто отвлекаются; у многих имеются проблемы с интернетом, звуком либо самим устройством.
Ирина Погодина, учитель истории:
Дистанционное обучение – формат противоречивый. Преимущества в том, что, во-первых, не нужно тратить время на дорогу до работы и обратно, во-вторых, нет необходимости вставать ни свет ни заря, в-третьих, можно работать в домашней удобной одежде и параллельно потягивать чай из любимой кружки. В-четвёртых, свой рабочий график я могу формировать самостоятельно.
Недостатки: Первое – не в пользу учеников играет то, что заданий приходится выполнять больше, чем в обычном формате обучения. Второе – нет обмена информацией и энергией между учителем и учеником, так как за выполнение заданий выставляются только баллы либо правильность/неправильность выполнения, а комментарии к ним выдавались не так уж и часто.
Судя по отзывам работников сферы образования, мы видим: есть свои плюсы в том, что можно остаться дома, побыть с родными. Но самое важное – то, что дистанционное обучение все же не способно заменить традиционное, ибо у последнего есть множество полезных преимуществ, способных оказывать серьезное влияние на формирование у школьников не только новых знаний, но личностных качеств.
Улыбаться, хмуриться и пережить зомби-апокалипсис: как учителю организовать дистанционное обучение и не сойти при этом с ума
В 2020 году дистанционное образование в школе неожиданно стало новой реальностью. Учителям приходилось срочно осваивать программы и приложения. Сражаться с плохим интернетом, чатиками во время занятий и неожиданными включениями микрофонов. Кажется, километры учительских нервов погибли в тех самых баталиях. И стало казаться, что дистанционное обучение — сущее проклятие на учительскую голову. Но это не так.
Мы разбирались, чем дистанционка может быть полезной и как учителю организовать учебный процесс с наименьшими потерями для себя, родителей и учеников.
Содержание
Что такое дистанционное обучение и в чем его преимущества
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии с помощью интернет-технологий или других технических средств. Часто дистанционное обучение путают с домашним. Но это два разных формата: в первом случае учебный план создается школой или университетом, во втором — родителями.
Основные форматы дистанционного обучения: видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивной платформе, вебинары, коммуникация в чатах или по электронной почте. Можно сочетать сразу нескольких форматов.
Дистанционное образование давно используется в США, Канаде, Франции, Новой Зеландии, у нас же оно только набирает популярности. Во многом «благодаря» пандемии COVID-19. И несмотря на все трудности и вызовы онлайн-обучения, оно может стать толчком для качественных перемен в системе образования. И вот почему.
Плюсы дистанционного обучения
Форма подачи материала
Технологии позволяют дополнять уроки элементами интерактива. Делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать красочные презентации, разрабатывать собственные инструменты, проводить проверку в форме игры.
Актуальность материала
Не секрет, что учебники морально устарели, а школьная программа оторвана от реальной жизни. Онлайн дает возможность быстро получить новейшую информацию, обновить потерявшие актуальность карты и найти альтернативу скучным задачам.
Персональная образовательная траектория
На дистанционке легче двигаться в соответствии с возможностями ученика. Часто в классе робкие или медлительные дети чувствуют себя неуверенно, а в домашней атмосфере они могут лучше проявить себя и получают дополнительное время на выполнение заданий. «Дистанционное обучение позволяет углублять знания в предметах, наиболее интересных детям», — считает Ирина Зарецкая-Котруце, эксперт в сфере детского образования, основательница DEC Сamp. По ее мнению, одаренный ребенок может освоить программу 10-го класса за несколько месяцев, а освободившееся время посвятить высшей математике в MIT или Stanford University, например.
Повторение пройденного материала
Дети часто стесняются переспросить учителя, когда что-то непонятно. На дистанционном обучении этой проблемы нет. Уроки можно переслушивать столько, сколько нужно, чтобы закрепить пройденный материал. Можно проходить тесты, чтобы отработать навыки, в любое время вернуться к материалу, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. И все это без участия учителя.
Развитие навыка самообразования
Уметь учиться — главный навык ХХI века. Эксперты утверждают, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Дистанционное обучение дает возможность прокачать этот навык уже сейчас, больше учась самостоятельно.
Снижение психической и физической нагрузки
Безусловно, неожиданный переход в онлайн без подготовки провоцирует повышение уровня стресса. Но, если заранее спланировать уроки и подготовку к ним и автоматизировать рутинные процессы, появляется больше времени для физической активности и отдыха. А еще автоматизация предупреждает эмоциональное выгорание, ведь вам не приходится делать одну и ту же работу раз за разом.
А что с минусами?
Недостаток реального общения
Главный недостаток дистанционного обучения — чувство одиночества. Это может приводить к депрессивным состояниям или обострению хронических болезней. Лучшая профилактика — проводить время с родными, друзьями, коллегами и просить поддержку, если чувствуете, что не справляетесь.
Больше о том, как справляться со стрессом, читайте в нашем материале «10 вдохновляющих TED-лекций, которые должен посмотреть каждый учитель».
Избыток гаджетов и информационный шум
Во время онлайн-уроков накапливается усталость, ведь вы не видите всех учеников, не всегда можете верно интерпретировать их эмоции и язык тела. Разглядывать детей в «черных квадратиках», вылавливать пранкеров или прогульщиков тоже непросто.
Большой концентрации требует подготовка к урокам и работа за монитором. Это непрерывная сидячая работа, которую важно разбавлять физической нагрузкой или прогулками.
Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса
На дистанционном обучении сложнее «почувствовать» класс, подстроиться к нему эмоционально. Из-за того, что дети на уроке чаще всего с выключенными микрофонами, теряется спонтанность и непринужденность.
Трудности с мотивацией
Иногда ученики увиливают от занятий, рассчитывая, что потом как-нибудь сдадут тест или напишут контрольную. Они пропускают новые темы и не выполняют задания. Это влияет на мотивацию учителей и их настроение. Незаменимыми в таких ситуациях становятся игры на уроке или групповые исследования (творческие, научные или ролевые проекты, дискуссии в группах с составлением финального эссе).
Сложно отделить свободное время от рабочего
Если у вас родительский чат на личном номере, то сообщения могут отвлекать до позднего вечера. А утром снова уроки. Ограничение рабочего времени или два телефона — рабочий и личный — помогут освободить часы для любимых занятий.
А теперь несколько советов, которые помогут учителю свести к минимуму минусы дистанционного обучения:
Как выжить на дистанционке: опыт учителей
Дистанционное обучение стало тем еще вызовом для учителей. Но, оправившись от первого шока, они начали приспосабливаться к новой реальности, перекраивать методики и искать новые способы донесения информации. И у них это неплохо получается.
Так, учителю средней школы Хилтон из Нью-Йорка Майклу Поттеру пришлось адаптировать под онлайн любимую технику «Улыбаюсь и хмурюсь». Суть техники в том, что каждый понедельник ученики делятся друг с другом эмоциями прошедшей недели: улыбаются, когда эмоции положительные, и хмурятся, когда — негативные. Раньше они делали это в школьном классе, сейчас в комментариях Google Classroom.
Венди МакЭлфиш, учительница из Калифорнии, уверена, что искусство поможет детям пережить тяжелые времена. И придумала для своих учеников интересное задание. Она показала старшеклассникам известные черно-белые фотографии Доротеи Ланж, сделанные в годы Великой депрессии, и попросила их снять на телефон свои собственные фото, как возможность запечатлеть их эпоху. На выбор она предложила несколько тем: «Жизнь за дверью», «Через окно», «Другая жизнь» и «Фото семьи на террасе».
Бороться с тревожностью и стрессом с помощью «доски активности» для учеников и учителей предлагает Кэтлин Такер, автор книг по смешанному обучению и бывший педагог. Это помогает переключиться и добавить больше осознанности в свою жизнь. Учителям Кэтлин предлагает общаться с друзьями и питомцами, вести дневник благодарности и побольше гулять и надеется, что наглядная доска поможет им больше заботиться о себе.
Педагог начальных классов Надежда Баулина московской школы «Протон» по просьбе своих учеников начала вести уроки на игровой платформе Discord. Теперь она не только проводит там уроки и классные часы, но и смотрит вместе с учениками онлайн-спектакли, приглашает на экскурсии в музеи. А дети помогают ей разобраться с функциями платформы. Ее ученики отмечают, что дистанционное обучение учит честности и ответственности. И помогает проявлять инициативу.
Оксана Хомыч, учительница Новопечерской школы, в работе с младшими школьниками использует онлайн-доску Lino. На ней в режиме реального времени она пишет вопрос, а дети отвечают на специальных виртуальных стикерах. Использует персонажей-помощников и тематические аватарки, а также онлайн-квач, когда отвечающий «передает ход» следующему ученику, и подвижные паузы-игры.
Екатерина Глушенко, коррекционный педагог и психолог, работает со своими учениками в мини-группах, где ребята вместе решают разные задачи: готовят презентации, видео, проекты, конспекты. «Одному ученику это бывает сделать нелегко, а вместе получается быстрее и интереснее», — считает Екатерина. Большую роль она отводит проговариванию с учениками сложностей и интересных моментов. Это помогает оказать своевременно помощь и, если нужно, привлечь родителей.
Как сделать дистанционное обучение более интересным: платформы и инструменты
Онлайн открывает новые горизонты и дает много возможностей как ученикам, так и учителям. Мы собрали лучшие платформы для создания уроков и видеозвонков, сервисы для редактирования изображений и видео, полезные блоги и ресурсы с задачками, квизами и играми по разным предметам, которые помогут вам автоматизировать процесс обучения и сделать его более интересным.
Платформы для создания своих уроков:
Программы для видеоконференций:
Графические редакторы и сервисы для создания иллюстраций и презентаций:
Ресурсы с учебными задачами и играми:
А вот несколько лайфхаков, которые помогут педагогу справиться с нагрузкой от дистанционного обучения:
Топ дистанционных школ
И в качестве бонуса — список лучших дистанционных школ, которые помогут организовать учебный процесс или дополнить учебную программу:
Дистанционное обучение — безусловно удобная форма передачи знаний ученикам, особенно из отдаленных регионов. Но переход на эту систему иногда требует перестройки привычек, а иногда образа мышления. Поэтому педагогу важно дать себе достаточно времени для освоения новых инструментов. Распределить силы, чтобы избежать переутомления или эмоционального выгорания. А если времени недостаточно, то, возможно, и обратиться за помощью к техническим консультантам или коллегам, которые уже имеют опыт преподавания онлайн.