миф век живи век учись
Век живи — век учись
Найдите стиль обучения, подходящий именно вам
Using Nine Ways of Learning to Transform Your Life
Век живи — век учись
Найдите стиль обучения, подходящий именно вам
Using Nine Ways of Learning to Transform Your Life
О книге
Учиться всю жизнь — это верный путь к счастью, успеху и полноценной жизни. Но как делать это наилучшим образом? Авторы этой книги провели серьезные исследования и открыли 9 стилей обучения. Читатель сможет узнать свой основной стиль обучения и благодаря этому наилучшим образом усваивать информацию, запоминать новое и развиваться профессионально.
Мы знаем, что для успеха и реализации собственного потенциала необходимо постоянно учиться, но мы не знаем, как это сделать. Авторы этой книги предлагают девять подходов к обучению — девять стилей, которые мы используем в процессе познания. Чтобы освоить их, необходимо проявлять гибкость — это позволит совершенствовать навыки, брать на себя большую ответственность, находить баланс между работой и личной жизнью и справляться с повседневными задачами и сложностями.
Дэвид Колб сформулировал концепцию стилей обучения почти пятьдесят лет назад. Стиль обучения — это предпочитаемый каждым из нас подход к обучению и познанию. Разработав систему стилей обучения, Дэвид смог превратить теорию эмпирического обучения в практический метод, позволяющий каждому из нас лучше узнать самих себя. Система стилей обучения помогла сотням тысяч людей осознать собственный потенциал в сфере обучения и познания.
Эта книга поможет и вам полностью реализовать свой потенциал в обучении.
Для кого эта книга
Это книга для всех, кто согласен с утверждением «Век живи — век учись». И хочет учиться правильно и эффективно.
Об авторах
Кей Петерсон — основатель Института экспериментального обучения, который помогает людям в любой области повысить производительность, учиться более эффективно и раскрыть свой потенциал. Она также является основателем и одним из директоров фирмы Harlan Peterson Partners, оказывающей услуги в области организационного развития и коучинга для руководителей. Кей — сертифицированный коуч, в качестве консультанта она работала с компаниями в сфере здравоохранения, юриспруденции, финансов, менеджмента, инжиниринга, IT, образования, профессиональных услуг, а также с некоммерческими организациями и их командами.
Кей получила степень Магистра делового администрирования и Магистра наук в области развития положительной организации и изменения в Школе менеджмента Weatherhead приУниверситете Кейс Вестерн Резерв (г. Кливленд, штат Огайо, США), степень бакалавра в университете Вандербилта, а также окончила магистратуру в Университете Эмори (Атланта, Джорджия, США) и аспирантуру в Гештальт институте в Кливленде.
Дэвид Колб — председатель совета директоров компании Experience Based Learning Systems (EBLS), которую он основал в 1980 году для организации перспективных исследований и разработки практических решений в области эмпирического обучения. В EBLS было создано немало упражнений и инструментов для самооценки, включая и появившийся недавно опросник KLSI 4.0 и типологию ролей в сфере обучения Kolb Educator Role Profile, разработанную в помощь всем, кто занят в сфере образования и хотел бы использовать принципы эмпирического обучения.
Дэвид Колб получил степень бакалавра в области психологии, философии и религии в колледже Нокс, а также степень PhD в области социальной психологии в Гарвардском университете.
Миф век живи век учись
Кей Петерсон, Дэвид Колб
Век живи – век учись
Найдите стиль обучения, подходящий именно вам
Информация от издательства
Издано с разрешения Berrett-Koehler Publishers, Inc.
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2017 by Kay Peterson and David A. Kolb
First published by Berrett-Koehler Publishers, Inc., San Francisco, CA, USA. All Rights Reserved
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018
Посвящается Карлу, Саре, Адаму и Алеку
В книге «Век живи – век учись» описывается подход, способный сделать нашу жизнь гораздо более многообразной, позволяющий точнее настроиться на волну познания и добиваться самых серьезных результатов в работе, личной и семейной жизни за счет глубокого понимания процесса обучения и собственных предпочтений.
Кей Петерсон и Дэвид Колб предлагают увлекательный рассказ о том, как восстановить присущую каждому способность к познанию, и напоминают, насколько интересным может быть получение навыков и умений и как это обогащает нашу жизнь. Встав на «путь обучения», как называют его авторы, вы узнаете и освоите гораздо больше, чем можете вообразить.
Впервые прочитав классическую работу Дэвида Колба Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development («Обучение на опыте. Опыт как источник знаний и развития»), я проникся ее главной идеей: все мы учимся на опыте и посредством познания, состоящего из четырех основных этапов, можем выучить и освоить практически что угодно. Идеи и инструменты, связанные с этим, очень помогли мне и как профессионалу, и просто как человеку. Я узнал об этом подходе еще 20 лет назад и с тех пор регулярно интересуюсь новыми методиками и возможностями их использования в преподавании, исследовательской работе и жизни. Прочтите эту книгу и начните двигаться по пути обучения – ваша жизнь станет намного богаче.
Если благодаря этой книге вы впервые знакомитесь с концепцией эмпирического познания, будьте готовы к серьезным изменениям во всех сферах вашей жизни. Сама идея того, что мы учимся на опыте, основана на работах многих философов и психологов. Дэвид Колб проанализировал разные взгляды на вопросы, связанные с эмпирическим обучением, и нашел то, что их объединяет. Его работы в этой области давно попали в число наиболее влиятельных в своей сфере, и ни один серьезный разговор об обучении в университете, бизнес-среде или школе не обходится без упоминания о них.
Дэвид сформулировал концепцию стилей обучения почти 50 лет назад. Стиль обучения – это предпочитаемый каждым из нас подход к познанию. Разработав их систему, пережившую уже четыре редакции, Колб смог превратить теорию эмпирического получения навыков и умений в практический метод, позволяющий каждому лучше узнать самого себя. Система стилей обучения помогла сотням тысяч людей открыть собственный образовательный потенциал.
Книгу «Век живи – век учись» Дэвид написал в соавторстве с Кей Петерсон, исследователем с нестандартным взглядом и консультантом, к которой клиенты выстраиваются в очередь. Кей на собственном примере убедилась, что эмпирическое обучение способно радикальным образом менять карьеру и жизнь. Она внедряет изменения на уровне организаций и отдельных людей в своей консалтинговой практике, используя концепции из этой области. Исследования Кей доказывают, что обучение на опыте должно применяться при подготовке любых проектов по организационному преобразованию, и каждому, кто стремится к переменам в собственной жизни, важно как можно ближе познакомиться с этой темой.
Эта выдающаяся книга возникла благодаря партнерству Кей и Дэвида. Как вы увидите, она основана на результатах исследований Колба и содержит много практических советов. Авторы предлагают пошаговые инструкции, с помощью которых вы сможете сделать эмпирическое познание частью собственной жизни.
Даже если вы читали прежние работы Дэвида и Кей на тему эмпирического обучения, здесь наверняка найдете несколько новых идей: концепция описывается понятным и доступным языком, и любой давний поклонник этого подхода узнает свежие рекомендации о применении проверенной временем формулы.
Одно из основных открытий, которые благодаря этой книге сделал я, связано с гибкостью познания, то есть способностью каждого к изменению и адаптации. Многим из нас сложно подстраиваться, переживать трансформирование внешней среды, и чаще всего это обусловлено предпочитаемым стилем обучения: нередко мы ограничиваемся скромным набором инструментов. Из этой книги вы узнаете, как научиться принимать перемены и выходить из привычной зоны комфорта. К счастью, Кей и Дэвид предлагают очень понятные и практичные упражнения, а также приводят хорошие примеры, объясняющие, как преодолевать собственные ограничения и, опираясь на свои сильные стороны, развивать все большую гибкость в обучении.
Собираясь впервые прочесть эту книгу, я любовался луной над Чесапикским заливом в Мэриленде – и вспомнил о документальном фильме, который посмотрел незадолго до этого. В нем рассказывалось, с каким количеством проблем, от инженерных до психологических, пришлось столкнуться команде, которая готовила первую высадку человека на спутник Земли. Эмпирическое познание помогает понять и осознать красоту и ночного неба, и организации полета на Луну. Именно способность охватить разумом многочисленные вопросы, связанные с космосом, и через прямой опыт, и через абстрактные концепции, позволяет воспринимать мир во всем его многообразии. В этом сила эмпирического обучения: такой подход дает возможность познавать и наблюдать явление со всех сторон.
Эта книга научит вас приемам, которые позволят вам обогатить свою жизнь, гораздо глубже переживать каждый новый опыт и понимать любую ситуацию с еще большей ясностью.
Книга «Век живи – век учись» поможет пробудить интерес к познанию, который есть в каждом из нас, и подскажет, как развивать способность к эмпирическому обучению на протяжении всей жизни, в любой ее момент. Ошибаются те, кто говорит, что опыт – лучший учитель: вообще-то это наш единственный учитель. Мы, как рыба водой, всегда окружены ощущениями и переживаниями, переходящими в наш опыт. Каждый день проводим в потоке осознанной практики, из которого формируется история жизни: это попытки и неудачи, надежды и мечты, отношения с семьей, друзьями, коллегами. Мы стараемся найти в происходящем смысл, цель, определить направление развития – все это и есть познание на опыте, или эмпирическое обучение.
На протяжении всего ХХ века многие величайшие мыслители – Джон Дьюи, Уильям Джемс, Карл Роджерс, Жан Пиаже – изучали познание на опыте во всех подробностях. Теория эмпирического обучения Дэвида Колба объединяет идеи этих ученых в общую модель, описывающую сам процесс; она идеально соответствует задачам, связанным с образованием в XXI веке. С начала столетия число исследований на основе этой модели выросло почти в четыре раза. С 1971 по 2016 год на тему теории эмпирического обучения выпущено 4000 публикаций. В отчете за 2013 год специалистов в области управления по исследованиям в этой сфере говорится, что 27 % наиболее часто цитируемых статей, опубликованных в научных журналах, посвящено эмпирическому обучению и его стилям[1].
Arbaugh, J. B., Dearmond, S., and Rau, B. L., “New Uses for Existing Tools? A Call to Study Online Management Instruction and Instructors,” AMLE, vol. 12, no. 4, 2013, pp. 635–655.
Век живи – век учись
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 22
Не смогла читать. Чтобы достать из этой книги крупицы полезной информации, нужно перемыть тонну песка. Большую часть времени вы будете читать о том «а что же будет, если вы станете знать о разных путях обучения». При этом о самих моделях говорится, опуская всякие подробности. К примеру, доходим до теста на преимущественную модель обучения, в котором указана таблица и что-то там от одного до девяти. Как этим пользоваться, разъяснений я не нашла. А искать их очень тяжело, потому что книги напоминает одновременно чей-то очень плохой диплом (здесь мог бы быть мем про воду) и все современные бесплатные курсы, на которых даётся ложечка информации, а все остальное нацелено на поверхностную компетентнось, необходимую для покупки следующей ступени. Удивлена хорошим отзывам. Мне не зашло.
Не смогла читать. Чтобы достать из этой книги крупицы полезной информации, нужно перемыть тонну песка. Большую часть времени вы будете читать о том «а что же будет, если вы станете знать о разных путях обучения». При этом о самих моделях говорится, опуская всякие подробности. К примеру, доходим до теста на преимущественную модель обучения, в котором указана таблица и что-то там от одного до девяти. Как этим пользоваться, разъяснений я не нашла. А искать их очень тяжело, потому что книги напоминает одновременно чей-то очень плохой диплом (здесь мог бы быть мем про воду) и все современные бесплатные курсы, на которых даётся ложечка информации, а все остальное нацелено на поверхностную компетентнось, необходимую для покупки следующей ступени. Удивлена хорошим отзывам. Мне не зашло.
однажды эта книга вытащила меня из состояния, в котором не хотелось делать совершенно ничего. рекомендую её для прочтения абсолютно всем, кто не собирается бесцельно прожигать свою жизнь.
однажды эта книга вытащила меня из состояния, в котором не хотелось делать совершенно ничего. рекомендую её для прочтения абсолютно всем, кто не собирается бесцельно прожигать свою жизнь.
Не бесполезная, но на удивление слабая книга: для такой простой концепции не нужно так много одинаковых примеров и примитивных рассуждений. Наверное поэтому с логикой авторы постепенно расстаются и переходят к каким-то гороскопам (это я про стили). До 12 штук не хватило немного воображения и они остановились на 9, но это тоже неплохой результат. Пожалуй, надо было бы тогда и цикл обучения расширить и сделать из 8 шагов и 1 дирижера, тогда даже было бы что-то новое в этой книге по сравнению с последними 40 годами… Эх, жаль, что вполне себе логичное и почти научное начинание превратилось за эти долгие годы в обычную инфо-фигню!
Не бесполезная, но на удивление слабая книга: для такой простой концепции не нужно так много одинаковых примеров и примитивных рассуждений. Наверное поэтому с логикой авторы постепенно расстаются и переходят к каким-то гороскопам (это я про стили). До 12 штук не хватило немного воображения и они остановились на 9, но это тоже неплохой результат. Пожалуй, надо было бы тогда и цикл обучения расширить и сделать из 8 шагов и 1 дирижера, тогда даже было бы что-то новое в этой книге по сравнению с последними 40 годами… Эх, жаль, что вполне себе логичное и почти научное начинание превратилось за эти долгие годы в обычную инфо-фигню!
Книга меня не впечатлила.
В аннотации написано, что книга будет полезна в том числе и преподавателям, но ничего полезного для преподавателя я в ней не нашла.
Дочитала с большим трудом, потому что очень много воды, одни общие фразы. Автор мусолит одну и ту же мысль всю книгу, а мысль эта сводится всего лишь к паре-тройке таблиц, где в сжатом виде дано то, ради чего эта книга и затевалась. В книге очень много примеров из жизни каких-то «левых» людей, которые якобы освоили подход, предлагаемый в книге, и добились успехов. Честно говоря, с трудом верится в то, что эти люди действительно существуют. Рассказы про них занимают, по моим ощущениям, больше половины книги.
В целом, ничего полезного я для себя не почерпнула. Для преподавательской работы это тоже не пригодится, так как для освоения предлагаемого подхода книгу нужно прочитать каждому человеку самостоятельно, при этом усиленно рефлексируя. Как научить этому подходу детей и подростков, я вообще себе не представляю.
Миф век живи век учись
Кей Петерсон, Дэвид Колб
Век живи — век учись
Найдите стиль обучения, подходящий именно вам
Посвящается Карлу, Саре, Адаму и Алеку
Эту книгу хорошо дополняют:
Дуг Лемов, Кейти Ецци и Эрика Вулвей
Информация от издательства
Издано с разрешения Berrett-Koehler Publishers, Inc.
На русском языке публикуется впервые
Петерсон, Кей
Век живи — век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам / Кей Петерсон, Дэвид Колб; пер. с англ. Н. Брагиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
Мы знаем, что для успеха и реализации собственного потенциала необходимо постоянно учиться, но мы не знаем, как это сделать. Кей Петерсон и Дэвид Колб рассматривают обучение как процесс накопления опыта. Важно настроиться на познание и научиться учиться. Авторы предлагают девять подходов к обучению — девять стилей, которые мы используем в процессе познания. Чтобы освоить их, необходимо проявлять гибкость — это позволит совершенствовать навыки, брать на себя большую ответственность, находить баланс между работой и личной жизнью, служить высшей цели.
Книга будет интересна руководителям, преподавателям, психологам, специалистам, которые заняты работой с людьми, а также всем, кто согласен с утверждением «Век живи — век учись».
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2017 by Kay Peterson and David A. Kolb
First published by Berrett-Koehler Publishers, Inc., San Francisco, CA, USA. All Rights Reserved
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018
Перечень таблиц и рисунков
В книге «Век живи — век учись» описывается подход, способный сделать нашу жизнь гораздо более многообразной, позволяющий точнее настроиться на волну познания и добиваться самых серьезных результатов в работе, личной и семейной жизни за счет глубокого понимания процесса обучения и собственных предпочтений.
Кей Петерсон и Дэвид Колб предлагают увлекательный рассказ о том, как восстановить присущую каждому способность к познанию, и напоминают, насколько интересным может быть получение навыков и умений и как это обогащает нашу жизнь. Встав на «путь обучения», как называют его авторы, вы узнаете и освоите гораздо больше, чем можете вообразить.
Впервые прочитав классическую работу Дэвида Колба Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development («Обучение на опыте. Опыт как источник знаний и развития»), я проникся ее главной идеей: все мы учимся на опыте и посредством познания, состоящего из четырех основных этапов, можем выучить и освоить практически что угодно. Идеи и инструменты, связанные с этим, очень помогли мне и как профессионалу, и просто как человеку. Я узнал об этом подходе еще 20 лет назад и с тех пор регулярно интересуюсь новыми методиками и возможностями их использования в преподавании, исследовательской работе и жизни. Прочтите эту книгу и начните двигаться по пути обучения — ваша жизнь станет намного богаче.
Если благодаря этой книге вы впервые знакомитесь с концепцией эмпирического познания, будьте готовы к серьезным изменениям во всех сферах вашей жизни. Сама идея того, что мы учимся на опыте, основана на работах многих философов и психологов. Дэвид Колб проанализировал разные взгляды на вопросы, связанные с эмпирическим обучением, и нашел то, что их объединяет. Его работы в этой области давно попали в число наиболее влиятельных в своей сфере, и ни один серьезный разговор об обучении в университете, бизнес-среде или школе не обходится без упоминания о них.
Дэвид Колб получил степень бакалавра в области психологии, философии и религии в колледже Нокс, а также степень PhD по социальной психологии в Гарвардском университете. Колб был профессором организационного поведения и менеджмента в школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института, а также в бизнес-школе Уэтерхед Университета Кейс Вестерн Резерв, где в настоящий момент – почетный профессор организационного поведения.
Широко известны исследования Колба в области эмпирического познания и стилей обучения, результаты которых представлены в книге Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, вышедшей во второй, обновленной редакции. Другие книги Колба: Conversational Learning: An Experiential Approach to Knowledge Creation, Innovation in Professional Education: Steps on a Journey from Teaching to Learning, а также Organizational Behavior: An Experiential Approach. Дэвид Колб – автор многочисленных статей, а также соавтор книг по эмпирическому познанию, лауреат нескольких премий за исследовательские достижения и четырех почетных ученых степеней за вклад в развитие эмпирического обучения в сфере высшего образования.
Более подробно о работах Дэвида Колба вы можете прочесть на сайте learningfromexperience.com.
Эту книгу хорошо дополняют:
Искусство учиться
Мастерство
Искусство обучать
От знаний к навыкам
Дуг Лемов, Кейти Ецци и Эрика Вулвей
Arbaugh, J. B., Dearmond, S., and Rau, B. L., “New Uses for Existing Tools? A Call to Study Online Management Instruction and Instructors,” AMLE, vol. 12, no. 4, 2013, pp. 635–655.
Oprah Winfrey, BrainyQuote.com, September 10, 2016, www.brainyquote.com/quotes/quotes/o/oprahwinfr133519.html.
Высшая цель учения тхеравады – достижение просветления и нирваны, прерывающих цепь перерождений. Но поскольку Будда рассматривается тхеравадинами как земное существо, то и путь к просветлению представляется как буквальное следование его образу жизни. И это доступно лишь тем, кто отказался от мира и вступил в монашескую общину. Здесь и далее примечания редактора.
Kahneman, Daniel, and Jason Riis, “Living and Thinking about It: Two Perspectives on Life,” The Science of Well-Being, edited by N. Baylis, Felicia A. Huppert, and B. Keverne, Oxford University Press, 2005 pp. 285–301.
Rogers, Carl, “Toward a Modern Approach to Values: The Valuing Process in the Mature Person,” Journal of Abnormal and Social Psychology, vol 63, no. 2, 1964, pp. 160–167.
Maturana, H. R. and Varela, F., Autopoeisis and Cognition. Reidel, 1980.
Maslow, Abraham H., Toward a Psychology of Being. Second Edition, Van Nostrand Reinhold, 1968.
Rogers, Carl, “Toward a Modern Approach to Values: The Valuing Process in the Mature Person.” Journal of Abnormal and Social Psychology, vol. 63, no. 2, 1964, pp. 160–167.
Dewey, John, Democracy and Education. Macmillan Company, 1916.
Нив Кэмпбелл (1973) – канадская актриса, сценарист и продюсер.
Dweck, Carol S., Self-Theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development, Psychology Press, Taylor & Francis Group, 2000.
Zull, James, From Brain to Mind: Using Neuroscience to Guide Change in Education, Stylus, 2011.
Bargh, J. A. and Chartrand, T. L., “The Unbearable Automaticity of Being,” American Psychologist, vol 54, no. 7, 1999, pp. 462–479.
Паулу Фрейре (1921–1997) – бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики.
Freire, Paulo, Pedagogy of the Oppressed, The Seabury Press, 1970.
Zull, James, The Art of Changing the Brain, Stylus, 2002, pp. 18–19.
Марта Грэм (Грэхем; 1894–1991) – американская танцовщица и хореограф, создательница труппы, школы и танцевальной техники своего имени; выдающийся деятель хореографии США, одна из «великой четверки» основоположников американского танца модерн.
KLSI – the Kolb Learning Style Inventory (букв. «инвентаризация стилей обучения Колба»).
Майлс Хортон (1905–1990) – американский педагог, социалист, основатель Народной школы «Хайландер» (по задумке – центр образования взрослых из малоимущих слоев Юга США, 1932), участник движения за гражданские права. Хортон оказал заметное влияние на многих лидеров своей эпохи (Мартин Лютер Кинг-мл., Роза Паркс и др.).
Horton, Miles and Freire, Paulo, We Make the Road by Walking, Temple University Press, 1990.
Генри Торо (1817–1862) – американский писатель, философ, натуралист и общественный деятель.
Sharma, Garima and Kolb, David A., “The Learning Flexibility Index: Assessing Contextual Flexibility in Learning Style,” in S. Rayner and E. Cools (Eds.), Style Differences in Cognition, Learning and Management: Theory, Research and Practice, Routledge, 2010, pp. 60–77.
Kolb, David A. and Wolfe Donald, with collaborators, “Professional Education and Career Development: A Cross-Sectional Study of Adaptive Competencies in Experiential Learning,” final report NIE grant no. NIE-G-77-0053, 1981. ERIC no. ED 209493 CE 030 519. Это исследование описано в работе: Kolb, David A., Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, Prentice-Hall, 1984, pp. 184–196.
Хайнлайн Р. Э. Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга. М.: Эксмо, Terra Fantastica, 2002.
Bridges William, Managing Transitions: Making the Most of Change, Da Capo Lifelong Books, 2009.
Поколение бэби-бумеров – люди, появившиеся на свет после Второй мировой войны (1943–1963), на всплеске рождаемости. Судьбу этого поколения предопределили очень мощные мировые события, поэтому они оптимисты, командные, коллективные люди.
Dane, Erik, “Reconsidering the Trade-Off between Expertise and Flexibility: A Cognitive Entrenchment Perspective,” The Academy of Management Review, vol. 35, no. 4, October 2010, pp. 579–603.
Freire, Paulo, Pedagogy of the Oppressed, The Seabury Press, 1970.
Генеративность – здесь: заинтересованность в устройстве жизни, продуктивность, креативность, умение общаться с людьми разного возраста.
Грэм М. Память крови. Автобиография. М.: Арт Гид, 2017.
Dewey, John, How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process, D.C. Heath and Company, 1933.
Kabat-Zinn, J., Wherever You Go, There You Are, Hyperion, 1994, p. 4.
Rogers, Carl, On Becoming a Person, Houghton Mifflin, 1961, pp. 151–152.
Gendlin, Eugene T., Focusing, Bantam Books, 1978, p. 127
Джендлин Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Класс, 2000.