методы обучения основанные на взаимодействии обучающихся не только с учителем но и друг с другом
Статья на тему «Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе.
Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от учителей применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителя и обучающихся. Каждая из них имеет свои особенности, заключающиеся в способах взаимодействия.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя (схема 1).
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока (схема 2).
Интерактивный метод. «Интерактивный» – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающих не только с учителем, но и друг с другом. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия (схема 3).
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым
Многие педагоги между активными и интерактивными методами ставят знак равенства – настолько они близки. Однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый или закрепляют практически полученные знания.
Кроме того, интерактивное обучение зачастую обращено к личному жизненному опыту учащихся, что способствует комплексу «оживления» урока, повышает его практическую ценность.
Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.
Интерактивные методы достаточно сложно поддаются точному определению, дифференциации и классификации. Зачастую это целый комплекс методик, призванных реализовать разнообразные цели и задачи, такие, как:
1. Повышение познавательной активности, интереса к предмету.
2. Выработка навыков как самостоятельной, так и групповой работы с информацией.
3. Развитие аналитических способностей, логического и критического мышления.
4. Формирование ключевых компетентностей образовательного процесса, способности применять знания, умения, навыки на практике для решения жизненно-важных задач.
5. Повышение коммуникативной культуры.
6. Личное самосовершенствование – через динамичное общение, совместную деятельность.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.
Интерактивные методы можно подразделить на 2 группы:
1 группа: технически опосредованная организация интерактивного взаимодействия.
2 группа: непосредственное живое взаимодействие всех участников процесса обучения между собой
Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения :
1. Игровая технология.
2. Проблемное обучение.
3. Рефлексивно-ситуационная технология.
4. Проектная технология.
5. Групповые технологии.
6. Информационная (компьютерная) технология.
Спектр педагогических технологий, которые вдумчиво и гибко избирает учитель для проведения интерактивного занятия, достаточно широк; многие из них применяются учителями давно и успешно как самостоятельные методики. Учитель, работающий в интерактивном ключе, как правило, использует комплексный подход.
В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Такие методы обучения о чень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей.
С точки зрения компетентностного подхода, одной из целей применения инновационных педагогических технологий в процессе обучения является развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию, т.е. фор мирование ключевых компетенций.
Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого обучающего. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Важно отметить еще одно обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
Выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения: трудность в преподнесении большого количества материала на
занятиях; активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия; представляется невозможным использование активных методов
обучения в многочисленной аудитории.
Подводя итог выше изложенному, можно сделать следующий вывод:
Интерактивные формы и методы обучения являются инновационными и способствуют:
— активизации познавательной деятельности учащихся;
— повышению эффективности образовательного процесса;
— самостоятельному осмыслению учащимися учебного материала;
— закреплению полученных знаний через практическую деятельность;
— самореализации личности учащихся в процессе обучения.
Роль интерактивных методик состоит в том, чтобы через организацию личностно-значимой деятельности формировать у школьников сознательную социальную позицию, определять и реализовать их лидерский потенциал, расширять сферы общения и самореализации, обеспечивать самостоятельность в принятии решений для достижения личностно значимых целей, то есть создавать условия для социального становления школьников.
Очень важно, что ученик в этом процессе – не статичный субъект, а активный созидатель и творец новых прочных знаний. А учителю предоставляется прекрасная возможность для безграничного творчества и реализации педагогического мастерства.
И в заключении хочется привести мудрые слова В.А.Сухомлинского:
«Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».
«Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».
«Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация:
Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006
«Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С
Методическая копилка.»Интерактивные методы обучения и их преимущества»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные методы обучения
и их преимущества
Интерактивные методы обучения
и их преимущества
Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.
Методика – это не то, какими книжками или кассетами вы пользуетесь, а то, как организовано ваше обучение. Иными словами методика обучения – это форма взаимодействия учащих-ся и учителя в процессе обучения. Поясним последнее наше определение наглядными примерами. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Е сли брать обобщенно, то с первых дней существования обу-чения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утверди-лись и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителей и учащихся, которые приближенно можно представить следующими схемами (стрелки на схемах обозначают направления деятельности).
Из приведенных выше схем видно, что все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:
1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.
Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы – это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного матери-ала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действи-тельно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в ру-ках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в 10-11 классах, так как старшеклассников можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты.
Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполаг-али авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методиче-ские подходы имеют много общего. В общем, интерактивный ме-тод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интер-активные ориентированы на более широкое взаимодействие уче-ников не только с учителем, но и друг с другом и на доминиро-вание активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.
Интерактивный методический подход.
Таким образом, основными составляющими интер-активных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.
Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов , среди которых можно выделить следующие:
2. Работа в малых группах;
3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представ-ления, песни и сказки);
6. Разминки;
7. Изучение и закрепление нового материала (интер-активная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
является практическим и полезным для учащихся;
связано с жизнью учащихся;
вызывает интерес у учащихся;
максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять.
Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.
Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
Способы распределения учащихся по группам
Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.
Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:
фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
регистратор (записывает результаты работы);
докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);
активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность ра-боты группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);
хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.
Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Групповая работа должна стать правилом, а не радикаль-ным, единичным отступлением от традиционной практики при-менения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.
Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управ-ления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характер-ному для методов совместного обучения.
В процессе формирования групп остерегайтесь «навешива-ния ярлыков» на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.
При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.
1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.
2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.
3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.
Выше Вы ознакомились с характеристикой таких широко распространенных интерактивных подходов, как творческие задания и работа в малых группах. Названия остальных подходов говорят сами за себя.
Ниже примерно приведена одна из самых распростра-ненных структур интерактивного урока , названная схемой Колба:
Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Поясним каждый качественный этап урока более развернуто:
Статья на тему: «Интерактивное обучение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сегодня стало очевидным, что надо управлять
не личностью, а процессом ее развития!
Современную образовательную систему характеризуют:
сжатые сроки обучения;
большой объем получаемой информации;
серьезные требования к формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия :
происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности;
выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность и др.
Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Индивидуализация педагогического взаимодействия.
Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
Достижение двусторонней связи (обмена информацией) между учителем и учениками.
Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются:
пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними;
наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого;
планирование, контроль, коррекция и координация действий;
разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками;
возникновение межличностных отношений.
Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способ деятельности.
Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
Интерактивные технологии вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой ( В. В. Гузеев).
Вывод: интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач :
развивает коммуникативные умения и навыки;
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Применение интерактивных технологий в развитии метапредметных образовательных результатов обучающихся
Качество современного школьного образования во многом зависит от профессионализма учителя, его педагогической культуры!
Образовательный процесс – есть система взаимодействия педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование).
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация обучающихся – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Интерактивные методы и формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:
Мозговые штурмы ( brainstorm).
Круглые столы (дискуссия, дебаты).
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ).
Деловые и ролевые игры.
Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ.
Преимущества интерактивных методов обучения:
обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.
Коучинг (coaching) — подход к развитию человека. В настоящее время коучинг переживает пик популярности во всем мире. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации , подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Применение интерактивных технологий в информационной среде в режиме реального времени посредством ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования.
В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных ИТ, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.
Что такое интерактивные технологии?
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого ;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
Применение ИКТ в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.
В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивным оборудованием (интерактивными досками, столами, документ-камерами и др. Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике. Педагог с помощью интерактивной доски может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.
Говоря о технических новинках, стоит рассказать, прежде всего, об интерактивных досках, главная функция которых – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.
Существует несколько разновидностей интерактивных досок:
Активная электронная доска – подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.
Для работы с интерактивными досками используется специальное ПО, с помощью которого учитель может добавлять пометки поверх любого изображения на экране, акцентировать внимание учеников на важных деталях, использоваться для обучения готовые шаблоны документов и уроков, импортировать и видоизменять различные графические объекты.
Такая доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ-камеры.
Сегодня многие педагоги соглашаются с тем, что использование интерактивных методов обучения в школах не просто целесообразно, а необходимо.
Особенности интерактивного обучения
Основные правила организации интерактивного обучения:
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Черты интерактивного обучения
Ученик должен исследовать, а не следовать указаниям учителя.
Учитель не имеет права давать окончательное заключение о том, что «правильно», а что нет.
Учитель воодушевляет и принимает инициативу и автономность ученика.
Использовать первичные источники и данные, интерактивные средства обучения, наглядные пособия, когнитивную терминологию.
Ответы ученика должны стать движущей силой урока, учебных стратегий и содержания образования.
Узнать о том, как ученик понимает определения, термины, прежде чем предлагать своё понимание.
Побуждать учеников к установлению и проведению диалога.
Учить ученика задавать вопросы и изучать путём их постановки.
Побуждать ученика рассуждать.
Вовлекать ученика в виды учебной деятельности, требующей построения гипотез и проведения дискуссий.
Давать ученику достаточное количество времени на обдумывание.
Давать время на создание межпредметных связей и связи с жизнью, а также на создание метафор.
Поощрять любознательность ученика.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
самооценка участника групповой работы;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге;
Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы?
Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы :
Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.
Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.
Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?
Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы : личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ).
Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся
«умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.
Постановка цели и осознание её реальности.
Анализ необходимых составляющих успеха.
Анализ имеющихся возможностей.
Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Что именно мне необходимо достигнуть?
Как это конкретно будет выглядеть?
Зачем мне это нужно?
Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
Когда я готов начать этот процесс?
Когда этот процесс завершится?
Что конкретно мне следует делать?
Какие возможны препятствия на моем пути? и др.
Таким образом, коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки обучающегося, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует постоянного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем начать применять успешно уже сегодня!
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
развитию умения анализировать ситуации,
выбирать оптимальный вариант
и планировать его осуществление.
И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.