методический день учителей технологии
Методический день учителей технологии
Группа компаний «Просвещение» 16 сентября в 14.00 (время московское) проводит онлайн-конференцию «Методический день учителей технологии».
К участию в конференции приглашаются педагоги и руководители образовательных организаций. В рамках конференции будут рассмотрены новые модели технологической подготовки в основной школе и современное учебно-методическое обеспечение предметной области «Технология».
На конференции эксперты и ведущие методисты обсудят актуальные проблемы организации технологической подготовки школьников и рассмотрят следующие вопросы:
Какие изменения произошли в предметной области «Технология» в связи с обновлением Примерной основной образовательной программы основного общего образования?
Современное учебно-методическое обеспечение технологического образования для основного и среднего общего образования.
Инновационные подходы в реализации технологической подготовки: опыт работы Краснодарского края по организации Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы, методические подходы, современные ресурсы.
Вопросы профессионального взаимодействия решаем вместе: создание сетевого сообщества педагогов в сфере технологического образования.
В рамках конференции для участников собраны полезные материалы по предмету и учебно-методические пособия для организации учебной и внеурочной деятельности.
Методический день учителей технологии.
Актуальные вопросы изучения робототехники в предметной области «Технология»
Отчет о XXVI Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование»
С 23 по 24 ноября 2020 года состоялась XXVI Международная научно-практическая конференция «Современное технологическое образование».
Организаторами конференции выступили: Московский педагогический государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Ассоциация технических университетов, Группа компаний «Просвещение», АНО «Агентство стратегических инициатив» при технической поддержке компании Cisco.
В конференции приняло участие 1044 человек, среди которых администрация иучителя-предметники общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, преподаватели и студенты вузов и СПО, работники региональных и муниципальных методических служб, научные сотрудники, представители предприятий и организации.
На конференции был представлен инновационный опыт российских педагогов в сфере технологической подготовки школьников, а также рассмотрены модели организации технологического образования в США, Китае, Австралии и Финляндии.
23 ноября в рамках конференции была проведена дискуссионная площадка«Учебно-методическое обеспечение предметной области «Технология»«, организатором которой выступила ГК «Просвещение». Модератор дискуссионной площадки, Гилева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, методист по технологии отдела методического сопровождения педагогов и образовательных организаций представила обзор учебно-методических изданий по технологии издательства «Просвещение», а также были рассмотрены дидактические особенности УМК по предметной области «Технология» для основного и среднего общего образования.
Агентство стратегических инициатив представило обзор российского рынка индустрии современного учебного оборудования и средств обучения для изучения перспективных технологий и актуальных технологических трендов ближайших десятилетий.
Общая информация конференции, сведения об участниках, программа проведения и резолюция конференции, а также сборник материалов с публикациями статей о достижениях в технологической подготовке школьников в соответствиями с современными требованиями к предметной области «Технология» размещены на сайте конференции.
Приглашаем вас на регулярные встречи!
Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: «Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Единый методический день в школе должен стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.
Проведение единого методического дня в школе № 138 осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, собственно методический, аналитико-заключительный.
1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения единого методического дня в школе. Для проведения методического дня в школе № 138 по указанной теме использовались следующие ресурсы:
2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного единого методического дня, согласно разработанному сценарию.
3. Аналитико-заключительный этап проводиться в завершении открытых мероприятий, а также после всего методического дня и на методическом совете школы подводятся итоги дня, дается полный анализ всех мероприятий.
Методический день “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”
Собственно методический этап:
Сценарий проведения методического дня
Позвольте мне начать свое выступление со слов педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.
Для начала я познакомлю вас с программой методического дня (озвучивается программа). У каждого из вас имеются маршрутные листы, сейчас мы начнем с ними работать, а по окончанию методического дня эти листы вы должны сдать (см. Приложение 2). Итак, подпишите свою фамилию, имя и отчество.
Ведущий 2: (Работа с маршрутным листом) Перед вами четыре лица, символизирующее мимикой эмоциональное состояние человека. Укажите, какое эмоциональное состояние у Вас на начало нашего методического дня? Кроме того, вы можете воспользоваться пустым кругом и указать другое эмоциональное состояние, не представленное в маршрутном листе.
Теоретические основы проблемы:
Ведущий 1: Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.
Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качестве реального образовательного процесса.
На схеме представлены еще несколько подходов к определению понятия педагогическая технология (см. Приложение 3).
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
В программе развития школы большое внимание уделяется внедрению и усовершенствованию следующих образовательных технологий:
Ведущий 2: Сейчас вашему вниманию будет представлена диагностика, взятая из программы развития школы. На сколько педагоги нашей школы владеют данными технологиями? (данные 2005 года). Из представленных результатов можно отметить, что в работе учителей вызывают затруднения такие педагогические технологии: внутренней дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, программированного обучения, опорные схемы Шаталова, перспективно-опережающее обучение Лысенковой.
Затруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.
Ведущий 1: Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; что должны уметь, знать и иметь субъекты педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешное проведение такой деятельности. На эти вопросы и попробуем ответить в ходе нашего методического дня.
Ведущий 2: Одной из форм работы в ходе нашего методического дня будет работа проектных мастерских, так как педагогическая технология рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя: этап проектирования и этап реализации в учебном процессе. Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на основании технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты – своего рода паспорта проекта будущего учебного процесса в данном классе.
Сейчас вашему вниманию будет представлена структура написания проекта. Итак, Проектирование – это создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
Проектировать – составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование – специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию, исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования – предвидение и прогнозирование. Результат – проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:
Процесс проектирования включает три этапа:
Примерная структура проекта включает:
Прошлый методический день мы закончили диагностикой. С результатами этой диагностики мы бы хотели вас познакомить (результаты диагностики).
Ведущий 1: Результаты диагностики показывают, что творческий потенциал нашего коллектива довольно высок. А сегодня мы посмотрим, на сколько мы, будучи творчески активными, знаем и применяем современные педагогические технологии в своей деятельности.
Ведущий 1. А теперь вам предлагается ознакомиться с теми уроками, которые будут представлены вашему вниманию сегодня. (Презентация открытых уроков учителями-предметниками по плану: тема урока, тип урока, цели, задачи, методы и формы обучения.)
Уважаемые коллеги вы посещаете тот урок, который у вас обозначен в маршрутном листе. После урока вы должны высказать свое мнение об уроке и записать его в маршрутный лист.
Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам поработать творчески. Каждому методическому объединения будет дана педагогическая технология и методы обучения (см. Приложение 5 и 6) и время 30 минут на создание, согласно указанной технологии, проекта урока. Тема у всех одна – “Новогодние фантазии”, так как скоро Новый год и у вас есть возможность уже сейчас погрузиться в празднование этого замечательного праздника. Через 30 минут каждая группа должна представить творческий отчет (см. Приложение 7). (Педагоги расходятся по проектным мастерским.) Всего работает 5 мастерских. Технологии:
Ведущий 1. Ну, а в заключении мы просим вас вернуться к маршрутному листу. И снова эмоциональное состояние. На наш взгляд, наш методический день сегодня носил позитивный творческий характер. Оцените, пожалуйста, свое эмоциональное состояние в конце методического дня.
Спасибо за работу. Просим все маршрутные листы сдать.
Аналитико-заключительный этап
Подведение итогов проведения методического дня, анализ результатов анкетирования педагогов, обсуждение результатов на Методическом совете школы.
В работе методического дня приняли участие 16 педагогов школы № 138. В ходе проведения методического дня педагогам предлагалось оценить свою творческую активность на начало и окончание работы. Для этого педагогам школы было предложена методика “Эмоциональное состояние”. Результат по данной методике показывал настроение, активность, душевное равновесие и желание работать “здесь и сейчас” у педагогов школы. По методике “Эмоциональное состояние” учителя оценили свою активность следующим образом:
Таким образом, можно оценить, что педагоги были положительно настроены на работу единого методического дня. Результаты представлены графически.
Рис. 1. Эмоциональное состояние педагогов в начале единого методического дня
В конце методического дня педагогам еще раз предлагалось оценить свое эмоциональное состояние по методике “Эмоциональное состояние”. Результаты были следующими:
Полученные данные показывают, что участвующие в методическом дне учителя, в большей степени, повысили свое позитивное эмоционального состояния. Результаты представлены графически.
Рис. 2. Эмоциональное состояние педагогов в конце единого методического дня
Полученные данные позволяют произвести количественный анализ изменения активности педагогов в рамках проведения единого методического дня. Результаты показывают, что проведенный методический день способствовал увеличению эмоциональной удовлетворенности и хорошему настроению у 5 участвующих педагогов школы, что составляет 31,25 % от общего числа участвующих педагогов. Кроме того, 2 человека отметили у себя спады эмоционального состояния в работе в рамках проведения единого методического дня, что составило 12,5 % от числа участвующих педагогов. Возможно, такие изменения произошли из-за активного участия данных педагогов в работе методического дня, получили большую теоретическую поддержку и смогли полностью реализовать себя в работе умственно. 9 человек не заметили в своей работе изменений и считают, что эмоциональное состояние их личности и настроение остались на прежнем уровне, что также является позитивным моментом в работе коллектива.
Получившиеся результаты представлены графически.
Рис. 3. Изменение эмоционального состояния педагогов по результатам проведения единого методического дня
Таким образом, анализ результатов по проведению единого методического дня в школе № 138 показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы. Единый методический день дает возможность педагогам школы к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом.
Что такое методический день для учителя? Обязан ли учитель при пятидневной учебной неделе находиться в школе в субботу?
Необходимо различать понятия «рабочая неделя» и «учебная неделя». Рабочая неделя устанавливается для работников Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, определяет продолжительность рабочего времени в течение календарной недели. Учебная неделя устанавливается для учащихся учебным планом школы и определяет продолжительность их учебы в календарной неделе.
Согласно абз.1 п.2.4 Приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» в день, когда у работника отсутствуют занятия по расписанию и/или по плану работы школы отсутствуют общешкольные мероприятия, присутствие учителя в образовательной организации не требуется. Это правило касается не только субботы, но любого другого дня: вторника, среды и др.
Некоторые руководители составляют на работников акты за отсутствие на работе в
субботу и требуют объяснение от работника. Отмечаем, что в субботу учитель может быть привлечен к участию в общешкольных мероприятиях (участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, проведение родительских собраний и др.) или выполнять дополнительную работу (классное руководство, заведование учебными кабинетами, проверка письменных работ и др.).
В свой методический день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). К большому сожалению, для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день. Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Таким образом, можно сделать вывод: если у учителя в конкретный день недели отсутствуют занятия по расписанию, не запланированы по своему плану или по плану работы школы общешкольные мероприятия, на которых он обязан присутствовать, а также отсутствует другая часть работы (дополнительная работа), которую необходимо выполнять в стенах школы, то присутствие учителя в школе не требуется. Такой свободный день учитель использует для своего дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям (абз.2 п.2.4 Приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536).
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учитель технологии – это преподаватель современности
География участников проекта включает в себя Новосибирскую область, Республику Алтай, Республику Башкортостан, Республику Татарстан, Чеченскую Республику, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Архангельскую область, Ростовскую область, Ярославскую область.
– В этом году мы празднуем юбилей проекта – 10 лет, поэтому постарались сделать максимально информативные, полезные и интересные площадки с учетом изменившейся политики в сфере общего образования к предмету «Технология» и дополнения его содержания новыми обязательными модулями «Робототехника», «Автоматизированные системы», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование», «Компьютерная графика, черчение». Это ответ системы образования на запрос Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, – прокомментировал директор ИФМИТО НГПУ Роман Владимирович Каменев.
По сравнению с 2020 годом, когда семинар проходил только в онлайн-формате, в этом году участники могли посетить мероприятие и дистанционно, и очно. В первый день, проходивший на базе НГПУ, участники семинара обсудили современные проблемы технологического образования, особенности его развития и поделились друг с другом опытом организации всероссийской олимпиады по предмету «Технология» и проектной деятельности в образовательных учреждениях. Пленарное заседание, размещенное на youtube-канале НГПУ, пользовалось большим спросом среди руководящих и педагогических работников школ Российской Федерации.
Второй день проходил также в смешанном формате, но уже очно в МБОУ «Лицей Технополис» наукограда Кольцово. Гостей регионального семинара поприветствовала начальник управления образования, культуры и спорта администрации р. п. Кольцово Новосибирской области Оксана Васильевна Грегул, которая рассказала о подходе муниципалитета к постройке и оснащению новых школ – школ будущего. Для тех гостей, кто прибыл лично, директор лицея «Технополис» Константин Борисович Бацулин провел экскурсию по лабораториям робототехники, беспилотных автоматических систем, интернет-вещей («умный дом»), виртуальной дополненной реальности, космической инженерии и 3D-моделирования. Затем прошел круглый стол «Проектная деятельность в рамках мультимодульного содержания предмета «Технология»».
– Учитель технологии – это преподаватель современности. Каждый педагог этого направления должен не только учить детей, но и обучаться у них. Именно дети могут помогать нам, взрослым, познавать современный мир, а им нужны наши жизненный опыт и знания. Важно слышать и понимать друг друга, – выразил свое мнение Константин Борисович Бацулин.
Мастер-классы также прошли в смешанном формате: для учителей технологии – «Компетенция «Технологии моды»: от построения дизайна модели и конструирования лекал до автоматизированного раскроя и технологии производственного процесса» от учителя технологии «Технополиса» и менеджера компетенции «Технологии моды» WorldSkills Russia Juniors Ольги Александровны Скороход, а для учителей технологии и информатики – «Создание 3D-модели объектов и местности, ортофотоплан» от десятиклассника МБОУ «Кисловодская СОШ» и тренера образовательной программы Intel Al for Youth Тимофея Плотникова. Юный педагог изучает 3D-моделирование всего два года, однако за это время он стал квалифицированным специалистом, способным быть наставником для школьных учителей.
– Я начал изучать 3D-моделирования, имея нулевой багаж знаний. И вот, спустя два года, я уже провел мастер-класс для старших коллег. Волнующе, конечно. На мастер-классе я показывал технологию создания 3D-моделей различных объектов при помощи дополнительных технологий: записей с квадрокоптера, мощного компьютера и специальных программ для 3D-моделирования, – рассказал Тимофей Плотников.
На круглом столе по теме «Проектная деятельность в рамках мультимодульного содержания предмета «Технология»» состоялось активное обсуждение практикующих учителей технологии, организующих обучение в Центрах «Точка роста» на высокооснащенных ученико-местах, доцента кафедры техники и технологического образования ИФМИТО НГПУ Дмитрия Юрьевича Чупина, доцента НГАУ Александра Александровича Диденко и представителей производственных компаний, выпускающих высокооснащенное оборудование. Например, Михаил Владимирович Луцкий, руководитель отдела образовательных проектов ООО «Геоскан» – компании, выпускающей квадрокоптеры, востребованные в практической сельскохозяйственной и социальной сферах, рассказал и пригласил Центры «Точка роста» к реализации совместных образовательных проектов.
Одним из результатов регионального семинара по вопросам организации проектной деятельности в школьном технологическом образовании можно считать подписание договоров о сотрудничестве между НГПУ и Кисловской СОШ (Томск), Лицеем Технополис (Кольцово) и ООО «Геоскан».
Встреча завершилась пресс-конференцией, на которой любой желающий мог задать вопрос организаторам проекта и представителям МБОУ «Лицей Технополис».
На Региональный научно-методический семинар «День учителя технологии» все желающие могли зарегистрироваться в системе MOOC НГПУ и при этом получить доступ к материалам и записям семинара, пройти анкетирование и высказать свои предложения по дальнейшему формату взаимодействия с НГПУ и Новосибирской ассоциацией педагогов технологического образования, актуализировать проблемные для них вопросы технологического образования в современной школе.
С программой Регионального научно-методического семинара «День учителя технологии» можно ознакомиться здесь.