ломоносов математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит
Статья «Зачем нужно учить математику?»
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
Математика одна из самых древних и важных наук. Человеку в жизни не обойтись без знаний по математике. Эти знания мы используем каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами – номера домов, квартир, автобусов, циферблат часов, денежные купюры. Нам все время приходится выполнять математические операции – посчитать, во сколько выйти в школу, чтобы не опоздать на урок, когда наступят каникулы, сколько сдачи должны дать в магазине, сколько весит арбуз, какой длины лента и т.д.
Математика приносит порядок в нашу жизнь. Благодаря ей можно планировать свой день, отпуск, работу, семейный бюджет.
Математическими расчетами пользуются все другие науки в мире, поэтому математику называют «Царицей наук». В современном мире практически любая профессия не возможна без знания основных математических законов и умения ими пользоваться. С цифрами и операциями с ними имеют дело не только бухгалтера и кассиры. Инженер не построит точный чертёж объекта, а программист не создаст операционную систему. Физики и астрономы не смогут определить без таких знаний расстояние до звезды, её массу и объём, а биолог — понять, как быстро распространяются вирусы и бактерии. Многие из этих и других профессий без математики просто не существуют.
Мне очень нравиться предмет математика. Предмет этот очень сложный, поэтому важно внимательно слушать учителя на уроке Я хочу научиться быстро и хорошо считать в уме, решать задачи, выполнять действия с дробями.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.
Говорил ли Михаил Васильевич Ломоносов, что математика «ум в порядок приводит»?
Великому русскому учёному нередко приписывают фразу о пользе математики для развития ума. Мы проверили, есть ли свидетельства того, что Ломоносов действительно её произносил.
Каждый из нас когда-то учился в школе. В большинстве кабинетов над школьной доской висели и висят до сих пор мотивирующие цитаты великих людей о важности соответствующих наук. Одна из самых расхожих цитат приписывается Ломоносову: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Мы проверили, действительно ли Ломоносов говорил или писал что-то подобное.
Когда речь заходит о широко известных цитатах, обычно можно довериться составителям разных справочников крылатых выражений — нужная фраза там почти наверняка будет. Мы начали поиски с книги «Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях», изданной в Киеве в 1983 году (составитель — Нина Афанасьевна Вирченко).
В этом справочнике фраза, конечно же, есть, и автором её значится Ломоносов, да и источник тоже указан: «цит. по: 93, с. 246». Но что за источник в этой книге под номером 93? Оказалось, что это не книга Ломоносова, а популярная книжка советского автора Ивана Депмана «История арифметики», изданная в 1959 году.
Открываем этот источник:
Уже немного удивительно: Иван Яковлевич Депман, не будучи профессиональным архивистом и историком науки, «открывает» в популярной книжке неизвестную ранее цитату великого русского учёного. Если сопоставить это примечание с эпохой выхода книги, становится ещё и немного подозрительно: уж слишком многие открытия тогда приписывались «родине слонов», от велосипеда до паровоза.
Можно не полениться и открыть чуть более раннюю книгу того же автора «Рассказы о математике» (1954). В ней эта «ранее ускользнувшая» история рассказана чуть-чуть детальнее.
Итак, если это не выдумка, то должны найтись документальные следы:
Нужно ли уточнять, что ничего из этого нет не только в трудах Ломоносова, но и в его многочисленных биографиях? К 1752 году он член Академии наук, профессор химии, пользующийся определённым уважением императрицы Елизаветы Петровны, но всего лишь надворный советник, чиновник VII класса, и до его повышения в чине и начала службы в канцелярии Академии наук ещё целых пять лет. В этом году он занимается химическими опытами с мозаикой, добивается открытия фабрики цветного стекла, пишет оды и трагедии, читает лекции по химии студентам…
Вот всего лишь один разворот монографии «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова», изданной в 1961 году Институтом истории естествознания и техники АН СССР:
За ним ещё 14 страниц подробнейшей «Летописи» не содержат никаких следов программы кадетского корпуса, где якобы содержалась фраза про математику, которую уже затем учить нужно, что. И похоже, что это конец истории. Остаётся констатировать, что фразу придумал и вложил в уста Ломоносова советский популяризатор математики Иван Депман.
«МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ…»
Математика является тем инструментом, без которого в настоящее время невозможно полноценное развитие никакой науки, с помощью которого наиболее эффективно производятся многочисленные исследования во многих науках.
Еще Галилей почти 400 лет тому назад писал: «Философия написана в грандиозной книге — Вселенной, которая открыта нашему пристальному взгляду. Но понять эту книгу может лишь тот, кто научился понимать ее язык и знаки, которыми она изложена. Написана же она на языке математики. ».
Сейчас уже всеми признается справедливость замечания Карла Маркса, что любая наука только тогда достигает совершенства, когда она пользуется математикой.
Если же учесть, что всё современное производство строится на научной основе, то станет понятным следующее утверждение академика А. Н. Колмогорова: «Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления».
Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошее знание математики, и без нее невозможно освоить другие предметы.
Может показаться, что на уроках музыки, пения, рисования, физкультуры, труда математика не нужна. Но это неверно. И на этих уроках все время встречаемся с разного рода измерениями и вычислениями, например ритм на уроках музыки (а ведь законы ритма изучает математика), с перспективой (а это тоже математика) и т. д.
В современном мире в настоящее время имеется более 10 тысяч профессий, владение которыми требует хорошего знания математики, устойчивых навыков ее использования. И с каждым годом число таких специальностей растет. Поэтому без настойчивого изучения математических законов нельзя стать хорошим специалистом.
Как-то королева Англии пригласила к себе великого Ньютона. Она попросила его сходить на ее монетный двор и подсчитать, сколько дополнительных помещений, станков и рабочих надо добавить там, чтобы выпускать в 1,5 раза больше монет. Ньютон провел полдня на монетном дворе, вникая в производство. Остальное время суток он находился за письменным столом, занимаясь расчетами, а утром предложил королеве такое решение: можно, не добавляя ни одного нового помещения, станка и рабочего, увеличить выпуск монет в два раза. Для этого достаточно произвести лишь некоторое изменение в организации производства: изменить последовательность операций, переставить станки, по-иному использовать станки и распределение работ и др.
Задача, подобная той, которую решил Ньютон, сейчас имеет массовый характер: как рациональнее организовать перевозку грузов, как раскроить материал, чтобы было меньше отходов, как получить максимальную прибыль из данного производства и т. д. За разработку общего метода решения подобных задач наш советский математик академик Л. В. Канторович стал лауреатом Нобелевской премии.
Слова «Математика ум в порядок приводит» принадлежат великому М. В. Ломоносову (1711 —1765). Что он имел в виду?
Дело в том, что наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывает нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Поэтому от того, как «работает» наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет.
Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении.
Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т. е. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов.
О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. И вот оказывается, что это ценнейшее качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики, ибо математика — это практическая логика, в ней каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, т. е. строго доказывается. Ломоносов приведенными выше словами и имел все это в виду. Недаром говорят, что «математика — это гимнастика ума».
В связи с этим легко понять, почему так важно научить школьника выводить формулы, доказывать тождества и теоремы. Ведь дело не в том, чтобы они запомнили их на всю жизнь. Возможно, что они забудутся, но останется привычка рассуждать, сохранится умение объяснять, доказывать не только другим, но и самому себе какие-то истины, укрепится умение искать и находить рациональные пути решения возникающих в жизни проблем.
Вот эту культуру, дисциплину мысли, ее последовательность и доказательность, глубину и критичность, широту и оригинальность, а также необходимую пищу для мышления — систему знаний педагогам и предстоит дать на уроках математики и во внеклассных занятиях по предмету. Эта сторона обучения математике особенно важна в наши дни, поскольку сейчас объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо каждого научить самостоятельно пополнять свои знания.
Изучение математики формирует не только логическое мышление, но и много других качеств человека: сообразительность, настойчивость, аккуратность, критичность и т. д.
Очень важным среди них является пространственное воображение, т. е. умение представить в уме (вообразить) какие-то предметы, фигуры и при этом увидеть их не только неподвижными, но и в изменении, т. е. представить, что произойдет, если их как-то переместить, повернуть и т. д. При изучении математики, при решении геометрических задач все время приходится делать это, и тем самым у школьников постепенно развивается эта важная способность. Например, токарь, получив чертеж, должен до работы представить себе образ той детали, которую ему нужно выточить. А портниха должна обладать хорошими способностями к пространственному воображению, чтобы правильно раскроить материал. Эти же умения и способности позволяют шахматисту направлять фигуры на доске, а полководцу — войска на поле боя. Художник или писатель должен уметь детально вообразить ту ситуацию, которую он хочет описать. Высокий уровень ориентировки в пространстве является необходимым условием для спортсмена, позволяющим ему овладеть своим телом. А инженер? А оператор? А экономист. Нет такой области человеческой деятельности, где не нужны были бы хорошие умения и способности к пространственному воображению.
Эта же способность представить в уме — вообразить — важна и для обучения школьников планированию своей работы, своих действий с тем, чтобы они были наиболее разумными, рациональными и безошибочными.
Изучение математики, решение математических задач развивают, помимо пространственного воображения, и способность догадываться, угадывать заранее результат, способность разумно искать правильный путь в самых запутанных условиях. Прочтя задачу и еще не производя никаких действий, необходимо научить сразу видеть, что тот или иной способ непригоден для ее решения, а вот какой-то другой способ может быть использован.
Математику следует глубоко и серьезно изучать не только потому, что она служит основой научного познания, не только потому, что без нее нельзя сделать ни шагу в жизни, в практической деятельности на любой работе, но и потому, что процесс ее изучения способствует развитию у человека важнейших качеств и способностей.
Поэтому важно «донести» до школьников, что, хотя изучение математики и требует большого и упорного труда, но оно приносит так много пользы, столь много радостей познания и преодоления трудностей, что вы никогда не пожалеете о затраченных усилиях.
Предложить учащимся: Попытайтесь самостоятельно ответить на вопросы и решить задачи, приведенные ниже. Если вы не сумеете это сделать, то постарайтесь разобраться коллективно или обратитесь за консультацией к учителю:
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемishim-inter.moy.su
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг)» — Транскрипт:
2 «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» Михаил Васильевич Ломоносов ( гг)
3 «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» Николай Иванович Лобачевский ( гг). Николай Иванович Лобачевский ( гг).
4 План проведения шоу: 1. Представление команд. 2. Представление жюри. 3. Конкурс «Математическая разминка». 4. Миниатюра «Треугольник с квадратом». 5. Конкурс «Шифровальщик». 6. Конкурс болельщиков. 7. Конкурс «Снайпер». 8. Конкурс капитанов. 9. Конкурс «Угадай слово». 10. Подведение итогов.
5 ЕСТЬ О МАТЕМАТИКЕ МОЛВА, ЧТО ОНА В ПОРЯДОК УМ ПРИВОДИТ, ПРИВОДИТ, ПОТОМУ ХОРОШИЕ СЛОВА ЧАСТО ГОВОРЯТ О НЕЙ В НАРОДЕ. НАРОДЕ.
6 Представление команд. За красным столиком налево За красным столиком налево «Квадрат» сидит там смело. «Квадрат» сидит там смело. Ему задачки не почем, Ему задачки не почем, Смекалист, будет он во всем. Смекалист, будет он во всем.«Квадрат»
7 Представление команд. Здесь сидит желтый «Треугольник» Здесь сидит желтый «Треугольник» Будет рад им каждый школьник. Будет рад им каждый школьник. По плечу им все заданья, По плечу им все заданья, Не страшны им состязанья! Не страшны им состязанья!«Треугольник»
11 Вопросы команде «Треугольник» Самое маленькое натуральное число. Самое маленькое натуральное число. Первый месяц зимы. Первый месяц зимы. Единица с шестью нулями. Единица с шестью нулями. Как называется инструмент для проведения окружности? Как называется инструмент для проведения окружности? Единица измерения углов. Единица измерения углов. Округлите число 3,9 до единиц. Округлите число 3,9 до единиц.
12 МИНИАТЮРА «ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ»
16 Вопросы болельщикам 1. Сколько лап у двух медвежат? 2. Сколько ног у трёх коров? 3. Найди числа, которые а) не делятся на 3: б) не делятся на 4: 4. Назови соседей числа Сколько углов у круга? 6. Как называется знак сложения?
22 Рисунки команде «Квадрат»
23 Рисунки команде «Треугольник»
24 Расшифруйте анаграмму: а) а) б) б)
25 В ряду чисел найдите «лишнее» число:
27 За это снижают оценку. За это снижают оценку. Отличники их не делают. Отличники их не делают. На них учатся. На них учатся. ОШИБКИ ОШИБКИ
28 В стране они нас пугают. Самое приятное в школе между уроками. ПЕРЕМЕНЫ
29 Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. ПЛОЩАДЬ
30 Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабёж. Пишется, как будто 0 делится на 0. ПРОЦЕНТ
31 Им всё кончается. Если бы его не было, никто бы ничего не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. ЭКЗАМЕН
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
(М.В. Ломоносов)
Описание слайда:
Тема: Прямоугольник.
Ромб.
Квадрат.
Описание слайда:
Цель урока: Систематизация знаний по теме “Прямоугольник.
Ромб.
Квадрат”
Описание слайда:
привести в систему теоретические знания по теме “Прямоугольник. Ромб. Квадрат. ”;
закрепление навыков решения задач по данной теме;
определить сферы практического использования знаний.
развивающие:
развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать пространственное мышление;
развивать логическое мышление.
воспитывающие:
развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету.
Описание слайда:
Описание слайда:
Прямоугольник- это параллелограмм, у которого все углы прямые (равны 90о)
Описание слайда:
Свойства прямоугольника
3. Диагонали прямоугольника равны.
BD=AC
2. Противоположные стороны прямоугольника равны.
AB=CD
BC=AD
1. Диагонали прямоугольника точкой пересечения делятся пополам.
BO=OD
AO=OC
В
В
В
А
А
А
С
С
С
D
D
D
О
О
Описание слайда:
Описание слайда:
Периметр и площадь
прямоугольника
S=a b
P=2(a+b)
b
a
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Работу выполнили группа Махноносова Сергея и Лиминаского Сергея
ученики 8-Б класса
СОШ №1
г. Кировское
Донецкой области
Описание слайда:
Что такое ромб?
Ромб- это параллелограмм, у которого все стороны равны
Описание слайда:
Появление ромба
Ромб (от греч.) бубен. Если сейчас бубны делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме ромба.
Кстати, карты масти бубны
имеют знак в форме ромба
Описание слайда:
1) Противолежащие углы равны.
(ﮮB=ﮮD, ﮮА=ﮮС)
2) Сумма углов, прилежащих к одной стороне,
равна 180°.(ﮮA+ﮮD=180°, ﮮD+ﮮC=180°, ﮮC+ﮮB=180°, ﮮB+ﮮA=180°)
3) Диагонали в точке пересечения делятся пополам.(AO=OC,BO=OD)
4) Диагонали ромба пересекаются под прямым углом и являются
биссектрисами углов этого ромба.(AC перпендикулярна BD)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
S – площадь
d1 – первая диагональ
d2 – вторая диагональ
Описание слайда:
Задачи для устной работы
1. На рисунке 1 изображены четырехугольники. Являются ли они ромбами? Почему?
с
P K
L
Описание слайда:
По рис.2 найдите углы ромбов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Где используется ромб?
Описание слайда:
Описание слайда:
Конец
Спасибо
за
внимание
Описание слайда:
4. Диагонали прямоугольника равны.
2. Один из углов квадрата прямой.
3. Все углы квадрата прямые.
1. Диагонали параллелограмма не равны.
5. В ромбе все стороны равны.
6. Диагонали прямоугольника перпендикулярны.
7. В параллелограмме противоположные
стороны равны.
8. Диагонали ромба равны.
Описание слайда:
«К В А Д Р А Т»
СОШ № 1 г.Кировское 8-б класс: выполнила группа
Орловой В. и Черкасова Д.
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Описание слайда:
Дорогу осилит идущий, геометрию – думающий.
Описание слайда:
Описание слайда:
Кто лишний на рисунке?
Описание слайда:
Расскажем мы вам сказку.
Решили все четырехугольники выбрать себе короля. Долго спорили и не могли придти к одному мнению.
И вот один старый параллелограмм сказал:
«Давайте отправимся в царство Четырехугольников.
Кто первым придет, тот и будет королем».
Все согласились и отправились в путешествие.
На пути друзьям повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась
на берегу, остальные благополучно
переплыли и отправились дальше.
Кто первым вышел из соревнования?
Описание слайда:
Далее им встретился густой тёмный лес, который разрешил пройти только тем,
у кого диагонали равны.
Несколько путешественников
остались у леса,
остальные
продолжили путь.
Кто были основными соперниками
и продолжили путь?
Описание слайда:
Кто стал королем царства Четырёхугольников?
Добрались путники
до стен царства Четырехугольников.
Мост через ров объявил, что пропустит тех,
у кого диагонали пересекаются
под прямым углом.
По мосту прошел только один четырехугольник, который и был провозглашен королем.
Описание слайда:
-Конечно же, я квадрат!
Видите, какой я:
что вдоль, что поперек, крепкий, устойчивый.
И еще у меня целых
3 определения:
1. Я – параллелограмм.
2. Я – прямоугольник.
3. Я – ромб.
Поэтому я обладаю всеми их свойствами…
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Мы побывали в семействе четырёхугольников и узнали свойства квадрата:
Противолежащие стороны равны
Противолежащие углы равны
Диагонали равны
Диагонали взаимно перпендикулярны
Диагонали являются биссектрисами углов
Диагонали равны и являются биссектрисами
Описание слайда:
Описание слайда:
Применение квадрата
Ни наука, ни техника, без меня не обходятся.
И в хозяйственных делах я тоже используюсь.
В основании мраморных колонн лежит квадрат.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов.
Их располагают на обожжённом участке
в шахматном порядке.
В сельском хозяйстве применяют квадратно- гнездовой способ посадки и т.д.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Плитка для стен и пола
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Шахматы,шашки
Играя в шахматы, фигуры
по квадратам передвигают.
Описание слайда:
L
T
R
6 см
Найдите периметры квадратов, изображенных на рисунках.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Зятикова Светлана Андреевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №74 г.Воронежа
Фамилия ИмяГиниятуллин Рамис Год, число и месяц рождения26 июня 1994 года Домашний адресСело Алькеево Буинский муниципальный район,
Тепловой эффект химических реакций
Овощи и фрукты – самые витаминные продукты!
Ученическое самоуправление
По морям по волнам
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов 2012 года
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5261257 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.