лесков левша читательский дневник 6 класс чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Лесков Н. «Левша» Читательский дневник, краткое содержание
Лесков Н. «Левша» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».
Название: «Левша»
Жанр произведения: Повесть (сказ)
Тема произведения: Талант простого русского мужика
Число страниц: 224
Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г. 1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Положительные герои повести «Левша»:
Отрицательные герои повести «Левша»:
Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном.
Краткое содержание повести «Левша»
Главная мысль повести «Левша».
Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.
Отзыв о повести «Левша».
Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.
«Левша» читательский дневник
Всего получено оценок: 4091.
Всего получено оценок: 4091.
«Левша» – трогательная история о простом русском человеке, талантливом мастере Левше, которому удалось заткнуть за пояс англичан и на всю Европу прославить Россию-матушку.
Краткое содержание «Левша» для читательского дневника
Название: Левша
Число страниц: 48. Лесков Николай Семёнович. «Левша». Издательство «Азбука». 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место действия
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чём уступать иностранцам.
Сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищённый столь тонкой необычной работой, приобрёл её и привёз на родину. Вскоре после возвращения он скончался и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезённая из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники ещё трех умельцев, Левша закрылся в своём домишке и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен в Англию представлять своё изобретение. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину.
Вывод и своё мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Главная мысль
Любовь к родной земле и желание её прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Авторские афоризмы
«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»
«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»
«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»
«…Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»
«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»
Толкование непонятных слов
Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».
Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».
Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».
Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.
Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).
Кунсткамера — собрание редкостей, музей.
Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
Основная мысль
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».
Левша Лесков Н.С. — читательский дневник
Сказ Лескова о тульском оружейном мастере «Левша» воспевает талант народа, но также обращает внимание на трагическую сторону жизни русского общества – угнетение народных масс.
Читательский дневник по повести дает как личную оценку произведения, так и мнение критиков.
Время создания произведения – 1881 г.
Время событий в книге – повествование предположительно описывает период с 1815 по 1830 год.
Место сюжета – Тула, Санкт-Петербург, Лондон (Англия).
Левша — человек беднейшего рабочего сословия. Оружейный мастер из Тулы, сделавший такую диковинную вещь, что его мастерством восхищались иностранцы. Жил в Англии, перенимал опыт, вез важные данные об оружии на родину. Погиб от халатности и грубого обращения в России.
Александр I — поклонник всего иностранного. Царь, который обесценивал талант и мастерство собственного народа. Купил у англичан за миллион рублей блоху, которую уже после его смерти смогли «подковать» русские мастера.
Николай I — царь, которому важно было доказать первенство русского народа в разных сферах. Добивался этого первенства любой ценой, не щадя людей.
Платов Матвей — атаман казачьего войска, приближенный Александра I. Повлиял на судьбу левши: дал задание улучшить блоху, затем увез к императору, далее левша оказался в Англии. После возвращения Платов пытается помочь левше, но не может этого сделать, так как лишился влияния. Тульские оружейники — талантливые мастера (в их числе левша), которые смогли без инструментов, микроскопа и ресурсов подковать металлическую блоху. Символ мастерства и находчивости.
Во время визита в Англию русский царь купил образец величайшего мастерства иностранцев – крошечную металлическую блоху, которая делала танцевальные движения.
Николай I захотел доказать, что русские мастера не хуже. Он дал задание тульским оружейным мастерам сделать что-то более выдающееся. Туляки подковали блоху, а левшу как главного мастера отправили в Англию.
Оставшись в Англии, левша мог бы стать уважаемым человеком, жить в достатке и почете. Но левша возвращается в Россию и сталкивается с жестоким и грубым обращением, которое терпел всегда. Левша умирает в больнице для бедняков, и даже военный секрет, который он вез из Англии, оказывается никому не нужным.
Несправедливость и жестокость по отношению к народу – препятствие в развитии социальной и экономической сфер жизни общества.
Рабочие и крестьяне талантливы, имеют золотые руки, но с ними все равно обращаются, как со скотом. Власть считает, что с народом «по-хорошему нельзя», а потому людьми управляют с помощью грубой силы лишений.
Мастера-оружейники могли бы сделать гораздо больше, будь у них условия, время и инструменты. Но автору и читателю остается лишь сожалеть об этом.
Автор хотел обратить внимание на бесправное, угнетенное положение беднейших слоев общества, на которые при этом возлагают большие надежды и ждут процветания страны. Но благополучие государства возможно только тогда, когда рабочие и крестьяне смогут получить достойные условия жизни и труда. Автор с горечью описывает несправедливость положения народа, вызывая живой отклик в сердцах читателей.
Все образы в повести символичны.
1. Народ – это левша, тульские мастера в целом, простые люди. У них нет имен, они словно безликая масса. Но именно в них сосредоточены таланты и мастерство русского народа.
2. Власть – русские цари Александр и Николай, генералы Платов и Скобелев, граф Чернышев. Личности государственного масштаба, олицетворяющие жестокую и безразличную машину власти, для которой всегда важнее глобальные цели, а не благополучие народа.
Взаимодействие между сословиями происходит лишь в форме эксплуатации властью народа.
Мурин — чернокожий человек.
Кунсткамера — музей, кабинет редкостей антропологического характера.
Молво — вид сахара, выпускавшийся на заводе Я. Н. Мольво.
Складень — икона, выполненная на двух-трех створках. Она удобно складывалась и могла перевозиться с собой.
Тальма — длинная женская накидка, не имевшая рукавов.
Мелкоскоп (микроскоп);
Клеветон (клевета + фельетон);
Верояция (вместо вариация);
Долбица умножения (таблица + долбить);
Ажидация (ажитация + ожидание).
«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».
«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
«Горите себе, а нам некогда!»
«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
Главная мысль произведения Н. Лескова «Левша»
Александр I. Царь, разумный и любопытный, расчетливый и эмоциональный. Сильно подвержен воздействию разных направлений, восхищается открытиями британцев, надеется на их исключительность перед всеми людьми, включая русских. Личность бесхарактерная, поскольку британцы нескрываемо обманывают его, сбывая кожух к блохе, а он оплачивает, не осознавая, что ему морочат голову. Страстный фанат и почитатель европейской цивилизации, всего, что с ней связано, не верящий в силу и ум русских людей.
Николай I. Брат Александра I, человек, любящий свою родину, мужчина, неподдельно верящий в любимых ему сердцу русских людей, что они лучшие люди на земле. Значительный, умный, благоразумный мужчина, может докопаться до самой истины. Посылает Платова к тульским умельцам, для того чтобы они показали, что может сделать русские мастера. Общество знает о Николае I как о личности, которая ничего не забывает, которая помнит все, помнит всякую деталь. Объективный, выдержанный царь, не впадает в панику, умеет рассудительно взвесить все за и против, и только потом принять решение.
Платов. В свое время — предводитель донской казачьей армии, отважный, разумный мужчина. Совершает путешествия по Западным странам плечом к плечу с Александром I, смотрит, чтобы эмоции правителя от знакомства с английской цивилизацией и всем, что с ней связано, не смогли оболгать и принизить все успехи русских специалистов и деятелей наук. Ценит русскую цивилизацию и уважает отечественных людей, всеми возможными способами убеждает правителя, что его народ уникален и неповторим. В какой-то степени повинен в гибели Левши, поскольку он не оказал помощи, чтобы устроить его в клинику, плюс непосредственно из-за него Левша был отправлен к правителю второпях, не имея бумаг на руках.
Сюжетная линия
История начинается с того, что правитель Александр Павлович собирается отправиться в путешествие после войны с Наполеоном. Во время поездки он рассматривал много удивительных и необычных вещей. Он всем восхищался. Но Платов, путешествующий вместе с правителем, утверждал, что русские мастера лучше, чем заграничные. В конце путешествия император приезжает в Англию.
Англичане стали демонстрировать русскому царю свои достижения. Он был в восторге и утверждал, что английские ремесленники превзошли русских мастеров. Но Платов постоянно находил изъяны и принижал заморских оружейников. После этого иностранцы показали пистоль тончайшей работы никому не известного мастера.
Александр загрустил и подумал, что его земляки никогда не смогли бы такого сделать. Платов взял в руки пистоль, открыл замок и увидел написанные внутри фамилию, имя и отчество. Оказывается, эту вещь сделал Иван Андреевич Москвин из Тулы. Англичане были удивлены и решили создать такое чудо техники, к которому не мог придраться даже Платов.
На следующее утро царь решил посетить сахарную фабрику. Потом его и Платова провели в отдельную комнату, где хранились редкие минеральные камни. Тут англичане представили Александру свое чудо техники — механическую блоху. Она умела прыгать и танцевать. Император купил у иностранцев это творение за миллион. После этого он отправился на родину.
До само́й смерти Александр хранил блоху в своей шкатулке. Затем она досталась его жене и только потом родному брату Николаю Павловичу.
Поначалу новый правитель не интересовался вещью брата, но потом задумался, зачем тот столько лет хранил эту блоху.
Дело мастеров
Для всех это оставалось тайной до тех пор, пока во дворец не приехал атаман Платов. Он дал Николаю 1 мелкоскоп, после чего тот смог увидеть, что стальная блоха умеет прыгать и танцевать. Царя не воодушевило это, он не был поклонником иностранного мастерства. Николай Павлович был уверен, что русские смогут сделать вещь намного лучше и интересней. Он поручил Платову дать задание русским мастерам, чтобы они создали что-нибудь удивительное, лучше, чем этот механизм.
Для исполнения воли государя Платов отправился в Тулу. Там он объяснил, что нужно сделать вещь, которая затмит англичан. Мастера попросили лишь о том, чтобы он оставил у них блоху на пару дней. Атаман не стал спрашивать, зачем это нужно, а просто отправился на Дон.
После отъезда Платова лучшие мастера, среди которых был Левша, уехали из города. Многие люди говорили, что они просто не смогли ничего придумать и решили скрыться вместе с царской табакеркой.
На самом деле умельцы поехали в город Мценск, чтобы помолиться у иконы Николая Чудотворца. Сделав все свои дела, они вернулись в Тулу и заперлись в доме Левши. Народу было очень интересно, что же решили сотворить умельцы. Они под разными предлогами пытались выманить хоть одного из дома и расспросить, но у них ничего не вышло.
После окончания рабочей поездки Платов вернулся в Тулу, но не пошел к мастерам, а отправил курьеров. В это время умельцы уже заканчивали работу. Курьеры долгое время стучались и в окна, и в дверь, но мужчины не открывали.
Тогда посыльные сняли крышу с избы. После этого вышел Левша и сообщил, что работа закончена, теперь они могут ехать к Платову.
Достойная награда
Отдали оружейники Платову блоху. Он спросил, в чем же заключалась их работа, но они хором ответили, что это заметит только царь. Платов разозлился от такого ответа, нахально посадил Левшу в свою повозку и отправился к Николаю 1. По прибытии атаман сам пошел к императору, а Левшу оставил ждать внизу.
Войдя в палаты государя, Платов начал рассказывать о казаках. Он считал, что сможет отвлечь царя. Но Николаю было интересно, что же придумали мастера из Тулы. Платов сказал, что они лишь вернули вещь англичан и не сделали ничего. Император удивился и решил сам рассмотреть блоху.
Когда блоху завели, Платов увидел, что она перестала танцевать. Он был очень зол и подумал, что мастера лишь сломали вещь. Атаман спустился и начал бить Левшу. Но герой успел выкрикнуть, что новизну можно заметить только в мелкоскоп.
Когда Левшу привели к царю, он сказал, что тульские умельцы подковали ее. Императора распирала гордость за русских мастеров. Земляки все же сумели утереть нос англичанам.
За старание Левша получил орден и отправился за границу демонстрировать свое творение. Англичане были удивлены умению мастера выполнять такую ювелирную работу. Они предложили ему остаться у них, но герой отказался и отправился на родину. По дороге домой Левша запил. После прибытия в столицу его отправили в больницу для простых людей, где он умер, не получив необходимой помощи.
Левша — настоящий патриот. Он отказался от шикарной жизни в Англии и вернулся домой. Это говорит лишь о том, что для него важнее приносить пользу родине.
Краткое содержание
Действие сказа переносит читателя в 1814 год, когда действующий император Александр Первый вместе со своим помощником казаком Платовым путешествует по Европе. Цель их путешествия — изучить, какие есть достижения в области искусства и науки в других странах. В Англии императору дарят стальную блоху, которая заводится ключом и танцует. Но чтобы увидеть подарок, следует использовать микроскоп (мелкоскоп, как говорит Левша).
Когда же после смерти императора Александра Первого престол занимает Николай Первый, то он случайно находит блоху, но она не работает. Новый император поручает Платову отвезти её к тульским мастерам, чтобы они смогли найти способ превзойти английских мастеров. Казак привозит блоху в Тулу, где живут самые лучшие мастера — оружейники. Самым талантливым оказывается Левша.
Две недели без отдыха и сна оружейники работали над блохой. И когда наконец Платов привозит блоху в Петербург, то Николай Первый под микроскопом обнаруживает, что тульские мастера её подковали. Вместе с блохой привёз из Тулы Платов и мастера Левшу, которого император отправляет в Англию, чтобы тот вернул блоху. В другой стране Левша посещает местные заводы, а англичане показывают ему свои удивительные достижения.
Смогли англичане по заслугам оценить и мастерство Левши, и даже старались уговорить его остаться. Но тульский мастер настолько сильно любил свою родину, что не желал её променять ни на какие блага. Когда же Левша возвращается на родину, уже находясь в Петербурге, он заболевает. Но никто не оказывает ему помощи, так как нет у него никаких документов.
Сюжет произведения
Портрет Левши — образ обычного русского человека, который обладает широкой душой и богатым внутренним миром. Описывается простой и небогатый человек, но любящий свое дело.
Краткий пересказ
Повесть начинается с путешествия императора по Европе. Англичане пытались его поразить и показали маленькую, но при этом невероятно искусную диковинку. Ей оказалась танцующая блоха, разглядеть которую можно только с помощью микроскопа. Императору она пришлась по душе, он покупает ее, но при этом думает, что иностранцы гораздо умелее русских мастеров.
После его кончины блоха попала в руки к другому государю — Николаю. Только об этой вещице никто ничего не знал, но оказалось, что есть казак Платов, который смог рассказать про блоху хоть что-то. Император попросил его найти мастеров, которые смогли бы что-нибудь сделать этакое с этой диковинкой, чтобы доказать всем, что наши умельцы ничем не хуже западных.
Издали приказ найти того, кто придумает что-нибудь еще лучше и интереснее, чем танцующая блоха. Был найден талантливый мастер Левша, который подковал микроскопическое насекомое. Император не понял, что произошло, так как блоха перестала двигаться. Посмотрев в микроскоп, он обнаружил крошечные подковы на лапках существа. Талантливого умельца наградили и отправили вместе с его изделием обратно в Англию.
Заграницей мастера встретили любезно и предложили остаться на хороших условиях, но Левша был истинным патриотом, потому не мыслил себя вдали от Родины.
Он был любознательным человеком, интересовался новшествами и секретами мастерства. Любил ружья и все, что связано с ними. Главный герой узнал секрет чистки ружья, поспешил вернуться домой, чтоб доложить об этом императору.
История создания
Повесть Лескова была создана в 1881 году. Писатель задумал написать эту историю, когда гостил у работника оружейного завода в окрестностях Петербурга. Это было за 3 года до написания рассказа.
Сидя за столом, кто-то вспомнил сказ о косом левше, который подковал английскую блоху и отправил обратно на Родину. Вероятно, именно это послужило началом создания повести «Левша».
Жанр этого произведения — сказ. Повествование ведется от человека из народа со свойственными ему оборотами речи, а также искажениями иностранных слов. Здесь вымысел и действительность переплетаются воедино. Сюжет состоит из реальных событий. А это позволяет адекватно воспринимать представленные характеры героев в рассказе.
Проблематика повести
Автор в своем произведении затрагивает множество проблем. Среди них: