кто такой смотритель училищ
Характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии «Ревизор», образ, описание (смотритель училищ)
Хлестаков берет деньги у Хлопова. Художник А. Константиновский |
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов является одним из чиновников в комедии «Ревизор» Гоголя.
Характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии «Ревизор», образ, описание (смотритель училищ)
«. Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества. «
«. оттуда в уездное училище, осмотреть порядок, в каком преподаются у нас науки. «
«. Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов. «
«. Вот и смотритель здешнего училища… Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно. «
«. А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. «
«. Сзади его слышен голос почти вслух: «Чего робеешь?»
«. Черт побери все! сгубила проклятая робость. «
«. Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул. «
«. А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей. «
«. Смотритель училищ протухнул насквозь луком. «
«. говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот какое счастие Анне Андреевне. «
«. Уже Лука Лукич говорит: «Отчего ты, Настенька, рыдаешь?» – «Луканчик, говорю, я и сама не знаю, слезы так вот рекой и льются». «
Это был цитатный образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии «Ревизор» Гоголя: описание смотрителя училищ города N.
Образ Луки Хлопова
Характеристику Хлопова из «Ревизора» стоит начинать с личности героя. Один из самых неоднозначных персонажей вызывает одновременно презрение и жалость. Тихий и робкий мужчина не умеет действовать без назидания жены, что делает его бесполезным на должности управляющего училищами города N. Хлопов оказывается втянут в передрягу с приезжим проверяющим. Свое неумение руководить местными учебными заведениями он пытается нивелировать взятками ревизору, поэтому становится в один ряд с более неприятными героями комедии.
Несмотря на свою безропотность и безвредность, Лука Лукич не приносит пользу обществу. Многое о личности Хлопова говорит его имя — от смотрителя училищ постоянно разит луком.
Также из комедии читатели узнают, что Лука — видный женатый мужчина. Супруга чиновника постоянно пытается обелить его имя, относится к мужу ласково, пытается подтолкнуть его к решительным действиям. Но натуру героя сложно исправить. Да и не может мужчина, прячущийся постоянно за женской юбкой, руководить целой образовательной городской системой. Персонаж изначально ставит себя ниже других управленцев, что подается в виде его самоиронии.
Смиренный, запуганный, неуверенный в себе и робкий человек — вот что первое приходит на ум, когда речь заходит о Хлопове из «Ревизора». Речевые привычки героя ярко характеризуют его как безропотного, безынициативного мужчину, занимающего свою руководящую должность не по праву. Из уст смотрителя училищ нередко вылетают фразы «авось пронесет», «как бы ничего не произошло». Писатель описывает этого яркого и запоминающегося героя следующим образом:
Николай Васильевич Гоголь умело показывает читателям на примере Луки Хлопова, насколько некомпетентными и безответственными могут быть люди, находящиеся у власти. У него отсутствует командный голос, нет инициативности, желания работать упорнее ради блага горожан. Начальство, стоящее несколько выше, легко подгибает чиновника под себя, высмеивая бестолкового коллегу.
Отношение к работе
Смотритель училищ совершенно не умеет управлять людьми. Во всех учебных заведениях, находящихся под его директивой, происходит хаос. Студенты, выпускающиеся из училищ города N, не обладают необходимыми знаниями. Они прослыли в народе неучами.
Тихий и запуганный смотритель попросту не может воспитать кого-то другого. Это становится причиной для осуждения со стороны других городских власть имущих людей. Они прямо говорят, что под руководством Хлопова трудятся безграмотные и необразованные учителя, выпускаются туповатые студенты, формирующие некультурное юношество. Подопечных смотрителя сравнивают с руководителем, их называют:
О безвольности и забитости героя также говорит его поведение после приезда ревизора-обманщика. Будучи человеком «образованным», Лука Лукич легко попадается на удочку мошенника. Понимая, что от проверяющего зависит дальнейшая судьба занимаемой им должности, он начинает нервничать. Во время беседы чиновник роняет сигарету, которую не может от волнения подкурить с нужной стороны. После этого дает мошеннику взятку.
Коллеги управленца также не понимают, как Хлопову удалось занять высокий руководящий пост. Они постоянно сравнивают героя с якобинцем, высмеивают его поведение. Титулярный советник и сам не прочь унизить себя. Вполне логично, что другие чиновники будут смеяться над руководителем, не умеющим нести ответственность за студентов.
Вызывающий сначала жалость персонаж постепенно становится неприятен читателям, поскольку он не пытается предпринять что-либо для изменения своего положения.
Семейная жизнь
Еще нелепее чиновник выглядит, когда встречается в некоторых эпизодах со своей любящей супругой. Зовут жену Хлопова Анастасией. Она души не чает в муженьке, которого ласково зовет Луканчиком. Заботу женщина проявляет во всем, например, сует свой нос в рабочие дела супруга. Анастасия сразу же рвется в бой и спешит на помощь, делая представителя сильной половины человечества слабаком, прячущимся за женской юбкой.
Но укрываться за спиной жены вечно невозможно. Мужчина, являющийся таким большим чиновником, не может постоянно скрываться. Это делает его более слабым, неспособным управлять училищами и своими подопечными. Как только сердце Луки уходит в пятки, Анастасия спешит ему на помощь, бросая хозяйство.
Хлопов в «Ревизоре» — яркий пример управленцев ушедших времен. Будучи свидетелем тогдашней системы правления, Гоголь осветил самые неприятные моменты безвольности чиновников, несколько приукрасив шутками и сарказмом описываемые события.
Несмотря на поучительность произведения, ничего почти не изменилось. Город Глухов можно сравнить с любым современным населенным пунктом, как и поведение руководителей.
Кто такой смотритель училищ
Data: 20.02.2012 02:00 | Автор:
Источник: комедия в пяти действиях «Ревизор».
Автор: Николай Васильевич Гоголь
В привычке выражаться по-военному есть подтекст: этот чиновник, который должен чувствовать себя начальником и вести себя соответствующе, ощущает себя обыкновенным солдатом, вокруг которого одни генералы. Эффективность его работы на государственной службе в таком случае нулевая, он пустое место и даже не пытается выполнять свои обязанности. Его пугает даже мысль о том, что нужно сделать замечание учителю истории, который от избытка чувств ломает стулья и другому учителю, который сопросождает своё преподавание неуместными гримасами.
Обладая евангелическим именем Лука, он ничем не напоминает одного из пророков, его приземлённый образ фиксируется незавидной характеристикой «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».
Цитаты:
Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завянул.
Вот ещё на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он-то её сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.
Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.
А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей.
Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!
Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.
Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул. Нет, господа, увольте, право увольте!
(вытягиваясь не без трепета и придерживая шпагу). Имею часть представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов!
(от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя). Чёрт побери всё! Сгубила проклятая робость!
Администрация учебных заведений РИ, ее функции
смотрители, попечители учебных заведений, надзиратели и надзирательницы, классные дамы и пр.
Московская область
Сообщений: 80
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 68
Очень хотелось бы разобраться в различиях между обязанностями таких руководящих должностей как:
— штатный смотритель
— почетный смотритель
— директор
— попечитель
— почетный попечитель
Штатный и почетный смотрители иногда присутствуют одновременно. Пример: http://www.snor.ru/?an=1861_2
Попечитель, как я понимаю, осуществляет шефство. Непонятно только чем он отличается от почетного попечителя.
Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.
Сообщений: 27485
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15415
Почетные смотрители уездных училищ — это звание учреждено в 1811 г.
Почетным смотрителям, считавшимся на государственной службе, вменялось в обязанность «иметь надзор за училищами и оказывать им сообразное со средствами вспоможение».
Пожертвования почетных смотрителей было необходимым условием для получения этого звания и составляли постоянный доход училищ.
Должность была выборной и выбирались они преимущественно из дворян и из чиновников (с 1819 г.)
см. ПСЗРИ. № 27708).
Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.
Сообщений: 27485
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15415
Руководство уездным училищем осуществляли штатные смотрители, которые подчинялись директору училищ. По происхождению они могли быть выходцами из купеческого и мещанского сословий, духовенства, «воспитанниками Московского воспитального дома» и т.д..
Образовательный уровень штатных смотрителей, был достаточно высоким: это мог быть университетский курс, гимназический и домашнее образование. У них должен был быть опыт работы в ведомствах МНП (10 лет педагогической службы) до занятия этой должности.
Штатный смотритель мог быть избран из учителей того же училища, отличившихся «ревностью к службе, хорошим поведением и знаниями» Утверждался в должности попечителем того учебного округа, в который входили губерния\уезд, по представлению
директора училища. Иногда на эту должность назначались учителя или штатные смотрители из других училищ.
Штатный смотритель все время должен был находиться при училище, в котором ему отводилась бесплатная казенная квартира.
Его должностные обязанности носили административно-хозяйственный характер. Он руководил учебным процессом: давал со-
веты и наставления учителям, следил за ходом преподавания, занимался обеспечением учебной литературой, периодическими изданиями.
,,,«По окончании уроков предстоит множество дел в публичной, фундаментальной и продажной библиотеках, множество дел по хозяйственной и учебной части в уездном училище, множество разных отчетов и переписок с директором, контрольною палатою, земскою управою, уездным казначейством, уездным училищным советом. Ведение разного рода шнуровых и бухгалтерских
книг, коих в настоящее время всех девять».
Деятельность смотрителя не предполагала его участия в педагогической работе, за ним не были закреплены классные занятия. В то же время вопрос подбора педагогических кадров остро стоял перед училищами, а к «быстрому замещению свободных должностей не было возможности». Штатные смотрители были вынуждены заниматься преподаванием тех предметов, которыми владели. Но за выполнение «сверх своих обязанностей вакантной учительской должности» штатный смотритель мог получать денежное вознаграждение.
Эта должность не была выгодна с финансовой стороны: годовое жалованье в 400 рублей лишь символически подчеркивало отличие статуса смотрителя от положения учителя уездного училища, с жалованием в 330 рублей.
При этом учителя могли найти себе подработку в приходских училищах.
Штатные смотрители, являясь государственными служащими, производились в классные чины (начиная с 9 класса), награждались орденами и медалями и могли получать денежные пособия или пенсии. Им выплачивались «единовременные денежные награды» [1 объявлялись благодарности «за постоянную заботливость о пользах воспитательного и учебного дела»
Размер пенсии зависел от времени службы, причем учитывался и период, когда штатный смотритель занимался педагогической работой, будучи учителем.
Таким образом, при всех сложностях повседневной жизни, профессиональной деятельности (обилии должностных обязанностей) штатных смотрителей отличал статус государственных служащих, дававший право на получение чинов, пенсий по выслуге лет. Должность руководителя уездного училища давала смотрителю сравнительно высокий социальный статус в провинциальном
обществе, хотя и не предполагала его дальнейшего карьерного роста. Он, однако, не мог обеспечить себе и своей семье безбедное существование: уровень доходов не позволял делать накопления на старость, а зачастую даже вынуждал просить о продлении срока службы, ссылаясь на «весьма недостаточное с семейством обеспечение в жизни»
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ШТАТНЫХ СМОТРИТЕЛЕЙ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В 1860–1870 гг.
Ну, точь в точь служба моего прадеда в Липецке штатным смотрителе уездного училища. Статус был, но.. при большом семействе был гол как сокол.
Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Внешность
В «Замечаниях для господ актёров» Н. В. Гоголь охарактеризовал внешность и характеристику речи некоторых персонажей пьесы, но о смотрителе училищ там указаний нет. Только в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» автор комедии, описывая немую сцену, которой заканчивается пьеса, указывает, что за почтмейстером стоит Лука Лукич, «весь бледный, как мел». В тексте комедии написано, что в немой сцене Лука Лукич стоит «потерявшийся самым невинным образом». Таким образом, главное во внешности Хлопова — постоянное выражение страха на лице.
Речевая характеристика
Узнав, что в город едет ревизор, смотритель училищ заволновался и забросал городничего вопросами: «Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?» В этих повторяющихся вопросах виден сильный страх.
Когда Луке Лукичу пришлось беседовать с мнимым ревизором, он от страха и растерянности не мог выговорить некоторых слов (действие 4, явление 5).
Отношение к службе
Хлопов старается так исполнять свои обязанности, чтобы не вызывать нареканий начальства, но это ему не удаётся, так как он безвольный человек и не умеет руководить и призывать к порядку учителей, которые плохо себя ведут.
В училище один из учителей сопровождал своё преподавание гримасами, а учитель истории так горячился, рассказывая об Александре Македонском, что от избытка чувств ломал стулья. Городничий говорит Хлопову, чтобы он внушил учителям, чтобы вели себя приличнее. Лука Лукич оправдывается перед городничим, что делал им много раз замечания, но они продолжают вести себя по-прежнему. То есть, смотритель училищ не пользуется у учителей авторитетом, они не выполняют его рекомендации.
Семейное положение, черты характера
Лука Лукич Хлопов женат, он ласково называет жену Настенькой, а она его Луканчиком. Жена у него очень болтлива (действие 5, явление 6).
Смотритель училищ — самый запуганный из персонажей комедии «Ревизор». По натуре он училищ нерешителен, очень робок и труслив. Эти качества его характера усиливаются за счёт постоянных проверок, ревизий, выговоров неизвестно за что. Например, Лука Лукич говорит городничему, что предводитель дворянства сделал ему выговор за то, что учитель в классе сделал от чистого сердца такую рожу, какую он ещё не видывал. Предводитель посчитал, что этим учитель внушает юношеству вольнодумные мысли, и сделал за это выговор смотрителю училищ.
Сам о себе Хлопов говорит, что воспитан так, что если с ним заговорит кто-нибудь одним чином повыше, у него «просто и души нет и язык, как в грязь, завязнул» (действие 4, явление 1).
Когда подошла ему очередь представляться мнимому ревизору, Лука Лукич не мог решиться зайти к нему в комнату. Пришлось другим чиновникам почти вытолкнуть его из дверей со словами: «Чего робеешь?»
Нерешительность Хлопова проявляется в том, что он не знает, брать или не брать сигару, предложенную ему Хлестаковым. Когда тот уговорил его взять сигару и закурить, Лука Лукич дрожит и пытается закурить. Хлестаков говорит ему, что закуривает он не с того конца, и смотритель училищ, испугавшись, роняет сигару.
Хлопов ненаходчив: когда Хлестаков спрашивает, блондинки или брюнетки ему больше нравятся, он отвечает: «Не смею знать».
Смотритель училищ простодушен и нелицемерен. Когда все поздравляют городничего и его жену с тем, что ревизор женится на их дочери, чиновники говорят в сторону о городничем очень неуважительно и грубо, но Лука Лукич так не делает. Он желает городничему получить чин генерала, не сказав в сторону ничего плохого о нём (действие 5, явление 7).
В письме к Тряпичкину Хлестаков очень нелицеприятно и даже грубо отзывается о чиновниках города, а о Луке Лукиче написал, что он насквозь протухнул луком. На это обескураженный Лука Лукич, обернувшись к зрителям, божится, что никогда в рот не брал лука. Хлестаков так написал о смотрителе учебных заведений, вероятно, исходя из его имени-отчества.
Значение фамилии Хлопов
Смотритель учебных заведений олицетворяет холопский тип характера. Его фамилия, очевидно, произошла от польского слова «хлоп», то есть «холоп». Эта фамилия очень подходит смотрителю, так как ему присуще раболепие перед начальством, низкопоклонство, чинопочитание.
Авторская характеристика
На нерешительность, робость и трусость Хлопова автор указывает с помощью следующих ремарок в тексте пьесы:
Н. В. Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» отметил, что смотритель училищ — человек, напуганный «частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что». Поэтому он «боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чём грешен». По всей видимости, автор комедии относился к этому персонажу с сочувствием.
Вывод
Характеристика Луки Лукича Хлопова, персонажа из комедии «Ревизор», показывает, как частые проверки учебных заведений и придирки проверяющих, которым хочется показать, что они умные люди, способствуют запугиванию служащих учебных заведений и часто являются причиной их трусости.
Характеристика образа Луки Лукича Хлопова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.