Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ

Этот день в истории: 5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге учрежден Смольный институт

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 7af566d4843fdcd4cbba0175bc6e2. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-7af566d4843fdcd4cbba0175bc6e2. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 7af566d4843fdcd4cbba0175bc6e2.

5 мая 1764 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц.

Императрица Екатерина II после восшествия на российский престол в результате переворота 1762 года, будучи умной правительницей, понимала шаткость своего положения — ведь формальных прав на русскую корону у нее не было никаких. Именно поэтому в начале своего царствования она всячески укрепляла свою личную власть и, в поисках популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность.

Одним из основных направлений реформирования стала социальная политика. Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, — создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений. Одним из таких учреждений стал Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, учрежденный указом Екатерины II 5 мая 1764 года. Инициатором создания нового благородного заведения выступил президент Императорской Академии искусств Иван Бецкой, а разместилось оно в Смольном монастыре.

Справедливости ради стоит отметить, что родоначальницей этой идеи была предшественница Екатерины — императрица Елизавета. Именно ее стараниями возник сам Смольный монастырь. Венценосная дочь Петра I, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить монастырь для девиц благородных фамилий, предполагая, что сама станет настоятельницей. Так уж вышло, что на выбранном для строительства месте еще с основания города находился Смоляной двор, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Поэтому название «Смольное» за этим местом и закрепилось.

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу. В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.

Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству. Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России.

К XIX веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

Источник

О «Смольном институте благородных девиц», созданном Императрицей Екатериной II

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 1537000781 1357111004 1. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-1537000781 1357111004 1. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 1537000781 1357111004 1.

По уставу девочек принимали в институт 5-6 лет. Обучаться они здесь должны были на протяжении 12 лет и родители обязывались до истечения срока «ни под каким видом» не требовать вернуть им детей обратно. Лишь в редких случаях, в особо назначенные дни, они могли навещать дочерей, но и эти встречи могли проходить лишь с разрешения начальницы института. Таким образом, Екатерина II хотела надолго изолировать детей от дурного влияния домашней обстановки.

Главенствующим Екатерина считала именно воспитание, она не жаловала «умничающих женщин».

Смольный институт сыграл большую роль в жизни России. Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского общества, именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц стало тем зерном, из которого выросли впоследствии не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже учебные заведения за ее пределами. Сама Екатерина уделяла немало внимания своему детищу. Часто навещая Смольный, она знала по именам всех воспитанниц, а с некоторыми даже переписывалась. Ее любимицей несомненно была Александра Левшина.

Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили специальные императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Первый выпуск стал самым знаменитым в истории Смольного института.

В 1802 году, в связи со значительным увеличением числа воспитанниц, был построен большой корпус с двумя столовыми залами и с дортуарами в верхнем этаже (архитектор А. Порто), а в 1809 году заведение переехало в здание, возведенное к югу от монастыря Дж. Кваренги, с огромными дортуарами и классными комнатами. Старшие и младшие девочки жили и учились в разных концах огромного здания, не общались, имели разные рекреации, в разное время ходили в столовую, церковь и спальни. В 1812 году тут же было создано безплатное отделение для «военных сирот» на 100 вакансий с урезанным курсом обучения, затем в нем призревали жертв наводнения 1824 года. В 1848 при заведении был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами.

Многие пансионерки поступали по спискам и обезпечению военных и гражданских ведомств. На штатные вакансии принимали дочерей лиц, имеющих чины не ниже полковника и статского советника, пансионерками – только дворянок, вписанных в V и VI части дворянской книги. Плата за обучение в это время составляла 350 рублей в год, но за многих пансионерок платили министерства и ведомства, где служили их отцы. Ежегодно летом больных воспитанниц безплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец, промышленные выставки. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору.

В XVIII и начале XIX в. в Смольный набирались девочки 5—6 лет, курс воспитания длился 12 лет, а родители давали подписку о том, что не будут требовать дочь домой ранее срока. Строгий интернат постепенно нарушался, были разрешены встречи детей с родителями и родственниками в зале, но через решетку. При Императрице Марии Александровне решетка была убрана, отменен строгий церемониал встреч, родственники получили возможность брать детей на летние каникулы и праздники домой. Старшим воспитанницам разрешалось иногда бывать в театрах, на концертах. Повышался приемный возраст, курс ограничивался семью годами. Пересматривалась и учебная программа. Особенно заметные изменения произошли в начале 60-х гг., когда инспектором классов в Смольном был Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870/71).

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 1537001175 1357111050 2. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-1537001175 1357111050 2. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 1537001175 1357111050 2.

Если ранее на первом плане стояло религиозное воспитание, физическое обучение, иностранные языки, экономика (домоводство), танцы, рисование, музыка, рукоделие, развитие педагогических способностей, то теперь основным предметом стал русский язык, был расширен курс географии, истории, физики, русской и зарубежной литературы.

Во главе Смольного стояла начальница, назначаемая Императрицей. Для каждого возраста была своя инспектриса, заботившаяся о воспитании, поведении, гигиене, платье девушек. Инспектрисе подчинялись классные дамы.

Вот что пишет о Смольном Александра Степановна Ешевская: «Я много читала и слышала много личных мнений довольно серьезных людей о том, что закрытые заведения портят детей и отбивают их от родных семей. Это, к несчастью, очень распространенное, как бы ходячее мнение вовсе несправедливо. Институт вовсе не есть всесословное заведение, в котором бы вместе с детьми из достаточных классов воспитывались бы дети среднего и низшего сословия и, следовательно, где бы один от других дети могли бы перенимать привычки, манеры и взгляды на жизнь и на семью, вовсе нежелательные для родителей высших сословий.

Испорченные дети приходят из семьи и, надо правду сказать, их было, к счастью, очень немного. Я помню, за все мое пятилетнее пребывание в Смольном, только три или четыре случая, когда начальство института должно было предложить родителям взять их дочерей обратно. Надо заметить, что всех воспитанниц на Николаевской половине было 700 человек в то время. Все девочки моего класса были воспитаны ровно до такой степени одинаково, что я не помню никаких историй, никаких сует, никаких неприятностей, ни между нами, хотя нас всех учениц в обоих отделениях было 80 человек, ни между нами и начальством.

Наказания были общеизвестные, и я об них скажу вкратце. Наказывали воспитанниц лишением обеда, снимали передник, и наказанная воспитанница должна была идти в столовую впереди класса, ставили за так называемый черный стол. Этих наказаний, по правде сказать никто не боялся и применялись они только в младших классах в большинстве случаев. Для воспитанниц старших классов наказаний не существовало никаких, мы старались не заслуживать даже замечаний классных дам. Говорю это исключительно про свой класс. Воспитанниц особо шаловливых у нас не было совсем. Шалили мы все как-то одинаково умеренно, и до серьезных столкновений никогда не доходило ни между воспитанницами, ни между воспитанницами и классными дамами. Досуги свои каждая из нас проводила как ей было угодно. Хорошие музыкантши играли, солистки разучивали новые романсы, художницы рисовали.»

Из «Записок» Игуменьи Таисии, Смольнянки Марии Солоповой: «По мере приближения нашего к старшему, выпускному курсу, как-то более ощущалась самостоятельность, и словно бы ширились права нашей свободы, хотя, в сущности, мы до последней минуты своего пребывания в институте оставались всесторонне подвластными заключенницами его, обязанными строго хранить все его правила и предписания.

Но в старшем курсе мы уже более предоставлялись самим себе, классные дамы наблюдали за нами как бы издали, лишь для порядка, а в более мелкие детали нашей жизни даже и не входили, но мы и не злоупотребляли этим, будучи всецело заняты приготовлением к последним, так называемым, «публичным экзаменам», на другой же день после которых мы готовились вступить на порог жизни самостоятельной, светской, свободной.

Кто готовился сряду же по окончании курса взять на себя нелегкий труд преподавательницы и прямо с беззаботной скамьи института путем многозаботливой обязанности снискивать средства к жизни; иные, как дети более достаточных родителей, мечтали о предстоящих им удовольствиях «на свободе светской веселой жизни».

Вся институтская жизнь распределялась по звонку: звонком воспитанниц будили по утрам, по звонку шли к чаю, по звонку рассаживались по партам, звонок оповещал, что надо идти в столовую.

С 1839 году начальницей заведения была М. П. Леонтьева (вдова ген.-майора, выпускница 1809 года), которая поддерживала нововведения Ушинского в системе преподавания, а также организовала в Смольном первый в России специализированный детский лазарет. В 1864 году за заслуги в воспитании она была пожалована в статс-дамы. В 1865 году Александровское училище отделили и объявили самостоятельным Александровским институтом благородных девиц 2-й категории. После Леонтьевой должность начальницы заведения исполняли фрейлина О. А. Томилова (урожд. Энгельгардт), которая ввела курс истории изобразительного искусства и класс арфы, и А. Новосильцева, много сил отдавшая постановке врачебной помощи детям. В 1895–1917 гг. начальницей была светл. кнж. фрейлина Е. А. Ливен.

При ней большое внимание стало уделяться профессиональной подготовке девушек. Кроме общеобразовательных предметов, в старших классах они изучали педагогику, законоведение, гигиену, которые были необходимы многим из них как будущим учителям. Под председательством Е. А. Ливен при Обществе вспомоществования бывшим воспитанницам было организовано Общежитие бывших смолянок. В эти годы в Смольном царил образцовый порядок. 600 воспитанниц обслуживали 190 человек прислуги. Женскую прислугу набирали из сирот Воспитательного дома. Распорядок дня и питания строился по новейшим гигиеническим правилам.

В Смольном институте воспитывались девушки различных сословий. А.И. Соколова вспоминает:

» Тут были и дочери богатых степных помещиков, и гордые отпрыски остзейских баронов, и бледные анемичные петербургские аристократки. И рядом с этим блеском аксельбантов и сиятельных титулов внезапно появлялась неуклюжая полудикая девочка, словно волшебством занесенная сюда из глухого захолустья».

В 1914 году Смольный отмечал 150-летнюю годовщину своего существования. Вышли из печати первые тома большого труда, посвященного истории Воспитательного общества, печатались воспоминания, статьи. Торжественное празднование состоялось 20 мая в присутствии Императора и Императрицы.

С.И. Лаврентьева, выпускница 1854 года писала:

А через два с половиной месяца началась война. Все чаще в подписях к фотографиям смольнянок появлялись подписи: » работает на раненых», «работает как сестра милосердия».

Потом был 1917 год. В длинных коридорах Смольного вместо чинных классных дам и вежливых воспитанниц теперь загромыхали сапогами «братишки матросики». На смену благородным девицам пришли женщины-ораторы, трибунки, «женщины, переодетые мужчинами».

Источник

История Смольного института

И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744022.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744022.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744022.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744023.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744023.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744023.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744027.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744027.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744027.average.

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744112.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744112.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744112.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744129.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744129.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744129.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744130.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744130.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744130.average.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744081.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744081.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744081.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744136.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744136.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744136.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744137.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744137.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744137.average.

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744082.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744082.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744082.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744083.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744083.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744083.average.

Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. 744114.average. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ фото. Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ-744114.average. картинка Кто из императриц основал институт благородных девиц издал указ об учреждении народных училищ. картинка 744114.average.

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Источник

Тестовые задания по дисциплине «История» на тему «Россия во второй половине XYIII века»

ГБПОУ Ардатовский аграрный техникум

на заседании методической (цикловой) комиссии

общеобразовательных и общественных дисциплин

Протокол № ___от «___» _______2017г.

Председатель методической (цикловой) комиссии

____________________ О.С. Федотова

Тестовые задания по дисциплине ИСТОРИЯ.

Технология производства и переработки с/х продукции

Раздел 6 «Россия в XVIII веке».

Тема «Россия во второй половине XVIII века»

Тема «Россия во второй половине XVIII века»

1. Отметьте одну из причин дворцовых переворотов.
а) усиление роли гвардии в политической жизни государства
б) стремление к власти женщин царской крови

в) интриги членов Верховного тайного совета.

2. Назовите автора документа, в котором есть такие строки: «Жалуем сим именным Указом с монаршеским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподанными собственно нашей короне рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и освобождаем всех прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев – судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощения».

3. Отметь основные события русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

а) сражение при р. Ларге и Калуге, взятие турецкой крепости Туртукай

б) сражение у Кунерсдорфа и на реке Кагул; взятие турецкой крепости Измаил

в) переход русских войск под командованием А.В. Суворова через Альпы; взятие Измаила; победа русского флота в Чесменской бухте.

4. Кто из императриц основал Институт благородных девиц, издал указ об учреждении народных училищ, открыл учительскую семинарию при Московском университете, подписал указ о «Вольных типографиях», дававший право всем желающим открывать издательские предприятия?

б) Елизавета Петровна

5. Передача монастырских церковных земель в государственное управление называется:

6. Первые ассигнации были выпущены в денежное обращение в России

7. Должность капитана – исправника, занимавшегося делами уезда, была введена

8. Отметьте ближайших сподвижников Екатерины II .

а) Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, А.И. Остерман

б) Н.И. Панин, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин

в) А.П. Бестужев-Рюмин, Н.И. Шувалов.

9. В 1783 г. произошло присоединение к России территорий

а) Крымского ханства

б) казахских Младшего и Среднего жузов.

в) в результате первого раздела Польши.

10. Отметьте военачальников, прославившихся победами на море.

а) П. Салтыков, А. Суворов, Г. Потемкин

б) С. Грейг, Ф. Ушаков, Г. Спиридонов

в) А. Орлов, А. Бибиков, Х.А. Миних

11. Паровую машину создал

12. Русский ученый-энциклопедист, сыгравший большую роль в становлении российской науки в целом, а также в деятельности Московского университета, в развитии антинорманской теории

13. «Описание земли Камчатки составил»

В) С.П. Крашенинников

14. Мореплаватель, доказавший, что между Азией и Америкой существует пролив

В) С.П. Крашенинников

15. В правление Павла 1 принят указ:

а) о трехдневной барщине

б) о создании Уложенной комиссии по подготовке нового свода законов Российской империи

в) о запрещении публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.

16. Отметьте неверную причину восстания под руководством Е. Пугачева

а) усиление крепостного гнета

б) ликвидация казачьего самоуправления

в) стремление гвардии совершить новый дворцовый переворот

17. Кабинет министров был создан в правление

Б) Елизаветы Петровны

18. Дворцовый переворот, в ходе которого был убит император, состоялся:

19. По указу Петра III

А) наследование престола должно было осуществляться только по мужской линии

Б) помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь

В) дворяне были освобождены от военной службы.

20. Крестьяне были лишены права брать откупы и подряды

1. Отметьте черту экономики второй половины 18 века, свидетельствующую о разложении крепостнических порядков:

а) увеличение барщины

б) расслоение крестьянства, появление капиталистых крестьян

в) право помещиков судить крестьян, ссылать в Сибирь и на каторгу.

2. Кабинет министров был создан в правление

Б) Елизаветы Петровны

3. Отметьте основные события Семилетней войны

А) сражения при р. Ларге и Калуге, победа русского флота в Чесменской бухте и при Кунерсдорфе

Б) сражение у Гросс-Егерсдорфа, взятие Кенигсберга и Берлина

В) взятие русскими войсками крепости Очаков, победа под Цорндорфом и на р. Рымник

4. По указу Петра III

А) наследование престола должно было осуществляться только по мужской линии

Б) помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь

В) дворяне были освобождены от военной службы.

5. Научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических наблюдений

6. Крестьяне были лишены права брать откупы и подряды

7. Отметьте ближайших сподвижников Анны Иоанновны

а) Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, А.И. Остерман

б) Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев

в) М.И. Воронцов, П. Шувалов, И. Лесток

8. Отметьте, о ком идет речь. Родился в семье офицера. Получил хорошее образование: знал древние языки, историю, философию, увлекался богословием. В 1756 г. был приставлен ко двору. Участник русско-турецкой войны 1768-1774 гг., первый губернатор Новороссии, основатель города Екатеринослава, Севастополя. Один из фаворитов императрицы

9. В результате третьего раздела Польши к России отошли

А) Курляндия, Западная Белоруссия, Западная Волынь

Б) Новороссия, Восточная Белоруссия, Правобережная Украина

В) Галиция, Приазовье

10. В Наказе Екатерины II содержалась

А) мысль об отмене крепостного права

Б) предложение об ограничении самодержавия конституцией

В) мысль о равенстве

11. Отметьте неверную причину восстания под руководством Е. Пугачева

а) усиление крепостного гнета

б) ликвидация казачьего самоуправления

в) стремление гвардии совершить новый дворцовый переворот

12. Верховный тайный совет был создан в правление

13. Отметьте основные события русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

а) сражения при р. Ларге и Калуге, победа русского флота в Чесменской бухте

б) сражение у Гросс-Егерсдорфа, взятие турецкой крепости Измаил; высадка русского десанта в Греции.

в) взятие русскими войсками крепости Очаков, победа под Фокшанами и на р. Рымник.

14. По указу какой императрицы был открыт Московский университет и основана Академия художеств

б) Елизаветы Петровны

15. Исключительное право дворян на винокурение называлось

16. Укажите последствие для российской экономики выпуска ассигнаций

а) увеличился золотой запас государства

б) снижены налоги с крестьян

в) началась инфляция

17. Дворяне получили право создавать дворянские общества и собираться на дворянские собрания в соответствии с:

а) Жалованной грамоты дворянству

б) Манифестом о вольности дворянства

в) указом 1741 года

18. Дворцовый переворот, в ходе которого был убит император, состоялся:

19. Русский изобретатель, создатель семафорного телеграфа, приборов для шлифовки стекол в оптических приборах, автор проекта одноарочного моста через Неву

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *