конкурс кп лучший учитель приангарья
«Учитель года России – 2021»: что произошло на последнем испытании?
Призеры конкурса дали свои первые советы министру просвещения РФ
5 октября стал известен победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» – преподаватель физики из Тюмени Екатерина Костылева. А 4 октября в Москве прошел итоговый тур Всероссийского конкурса – «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». На ней призеры отвечали на вопросы коллег, школьников, их родителей и представителей общественности. Все пятеро – учитель истории Дмитрий Морозов (Хабаровск), преподаватель русского языка и литературы Анастасия Шрамко (Ставрополь), учитель английского языка Мария Голованова (Казань), учитель физики Артем Барат (Москва) и победительница конкурса Екатерина Костылева – станут советниками главы Минпросвещения России Сергея Кравцова на общественных началах.
Фото: Пресс-служба Минпросвещения России
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Виктор Садовничий отметил: «Мы присутствуем при потрясающем событии, мне очень понравились ваши ответы. Мы гордимся вами! Такой конкурс, как в этом году, я вижу впервые». Свой вопрос к призерам он сформулировал так:
«Древние изобрели такую формулу: «воспитай себя сам». В университете, принимая ребят из школы, мы стараемся развивать у них самостоятельность, чтобы через время они шли во взрослую жизнь и работали на благо нашего отечества. Но все же база закладывается в школе. Вопрос: что вы делаете или что можно сделать, чтобы уже в школе воспитать эту самостоятельность и желание школьников идти вперед и развиваться?»
Учитель физики Екатерина Костылева ответила, что ребятам обязательно нужно участвовать в проектной деятельности, так как, выполняя такие задачи, они и развивают стремление самостоятельно добиваться целей. Еще одно важное направления развития – это участие в школьном самоуправлении. Выполняя функции старост и президентов школ, ребята берут на себя ответственность, получают право голоса. Отдельно она подчеркнула важность созданных государством для детей проектов: лагерей «Артек», «Орленок», «Океан», центра образования «Сириус», а также проекта «Большая перемена». Участие в этих проектах дает детям возможность вырасти над собой.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов спросил: «Какой совет в первую очередь дали бы призеры министру в должности советника на общественных началах?»
Педагог по литературе Анастасия Шрамко отметила, что прямое общение министра с учителями, которое он практикует, даёт результаты, и порекомендовала министру ещё чаще выходить на такой диалог: «Мы увидели, как быстро могут реализовываться наши запросы».
А вот учитель английского языка Мария Голованова считает, что нужно в первую очередь сохранять традиции российского образования. Ведь наша традиционная система образования всегда была основой государства.
Дмитрий Морозов, учитель истории, уверен, что духовному образованию в школе нужно уделять не меньше времени и внимания, нежели цифровому. А учитель физики из Москвы Артем Барат предложил сосредоточиться на турнирном движении в стране. По его мнению, турниры юных физиков, химиков и биологов – это удивительный вид научного творчества, который дает потрясающие результаты.
Один из вопросов в онлайн-формате прозвучал так: дать три совета, как наладить отношения в коллективе, с учениками и с их родителями.
«С коллективом наладить контакт не сложно, так как у вас один интерес – это интересы детей, – ответила своей коллеге Марина Голованова, педагог английского языка из Казани. – Для того чтобы наладить контакт с родителями, необходимо относиться к детям так же, как к своим, не делать различий. Должно у детей быть ощущение, что все они априори талантливые и индивидуальные. Когда родители видят, что их ребенка воспринимают как своего, это подкупает. Возникает желание сотрудничать и советоваться, это мостик к сердцу родителя. Чтобы наладить контакт с детьми, нужно быть другом и наставником, чтобы ребенок понимал: все, что вы хотите, – это чтобы он был счастлив!»
Екатерина Костылева поделилась своей формулой успеха: «Мы порой сталкиваемся с подростками, с ребятами, которые сами себя не понимают. Нужно помочь им, что-то посоветовать, и тогда ребята увидят в вас того самого человека, с которым можно идти дальше. Они будут самореализовываться в вашем предмете. Моя формула – любовь + методика. Что касается коллег – не бойтесь спрашивать, всегда делитесь сомнениями, старшие наставники обязательно поддержат и помогут. На мой взгляд – это очень важно, когда молодые общаются с коллегами, у которых уже есть стаж. У вас есть опыт работы с цифровыми данными, а у них – большой жизненный опыт».
8 грантов и премий для учителей
Пока официальных документов на этот счет нет, но учителя все равно могут претендовать на дополнительные деньги.
Поощрения учителям выплачивают фонды: частные и государственные, российские и зарубежные. Некоторые из них готовы финансировать разработку методик образования и учебных пособий. Это обычно и называется грантом: учителя сначала получают средства, а потом тратят их на определенные цели.
Другие организации выдают деньги за уже сделанную работу — это называется премиями. Премии, в отличие от грантов, можно тратить на себя. Но есть и исключения: например, грант за разработку материалов «Московской электронной школы» (МЭШ) выплачивают за уже готовые уроки, а отчета по тратам не требуют.
Некоторые гранты и премии не облагаются налогами: для этого организация, которых их выдает, должна входить в специальный перечень.
Часто в регионах есть свои грантовые программы: например, в Татарстане учителя татарского языка и литературы могут получить грант за подготовку победителей профильных олимпиад, а в Приморском крае поддерживают образовательные инициативы, например в номинациях «Я выбираю спорт» и «Цифровая среда».
В этой статье только те гранты и премии, которые могут получить преподаватели со всей России.
Сколько. От 50 000 до 300 000 рублей. Потратить можно на что угодно.
Налог. Облагается подоходным налогом — 13%. Этот грант выплачивает правительство Москвы, и оно же должно удержать НДФЛ. Но если не сделает этого, то получателю придется заполнять декларацию и отчитываться перед налоговой.
За что. За разработку электронных учебных пособий, сценариев уроков и тематических блоков сценариев.
Что за электронные уроки?
«Московская электронная школа» — проект правительства Москвы по внедрению цифровых сервисов в школы. Это значит, что у учеников появятся электронный дневник и учебники, а учителя смогут проводить интерактивные уроки и тесты.
Чтобы «оцифровать» уроки, школы подключили к интернету, в классы повесили электронные доски, а учителям раздали ноутбуки. Но этого оказалось недостаточно: педагоги не торопились переводить свои многолетние наработки в цифровой вид.
Тогда правительство Москвы предложило выплачивать гранты учителям, которые разрабатывают электронные уроки, и дело пошло.
Условия. Разработчиком может стать любой человек — необязательно жить или работать в Москве и даже быть учителем. Но грант выплатят только тем, чьи материалы прошли модерацию и если ими воспользовались более 500 раз за год.
Вознаграждение зависит от типа материала. За сценарий урока можно получить от 50 до 100 тысяч рублей, за тематический блок сценариев — от 200 до 300 тысяч. За сценарий метапредметного урока, созданный группой учителей разных предметов, — от 100 до 150 тысяч рублей, столько же — за электронный учебник.
Еще раз: недостаточно создать сценарий урока, нужно, чтобы его использовали другие учителя как минимум 500 раз за год.
Работать можно в одиночку или в группе, но на сумму гранта это не повлияет. Если разработчиков было несколько, грант разделят между ними в равных долях.
Как получить. У московских учителей уже есть доступ к библиотеке МЭШ, в которой они могут разместить свои разработки. Учителям из других городов нужно подать заявку в службу поддержки, чтобы получить логин и пароль для входа в сервис.
В библиотеке МЭШ нужно разместить свои материалы и подождать 15 дней — столько времени занимает проверка. Потом они попадут в общий доступ. Дальше система сама посчитает, сколько раз использовали сценарий урока в течение года. Если больше 500 раз — можно рассчитывать на выплату. Но использование урока автором или другим учителем более 20 раз не учитывается.
Сколько. 200 000 рублей. Потратить можно на что угодно.
Налог. Не взимается.
За что. Эту премию присуждают суперучителям, которые работают сразу по нескольким направлениям.
Условия. Участвовать могут только преподаватели со стажем работы не менее трех лет. Самостоятельно подать заявку нельзя: учителя на конкурс выдвигает школа.
Количество премий для каждого субъекта РФ заранее определяет Минпросвещения. Учитывают количество учеников: чем их больше, тем больше премий получит регион. На всю Россию заложено 1000 таких премий — их и «размажут» по регионам.
Победитель не может повторно участвовать в конкурсе в ближайшие пять лет.
Как получить. Руководитель школы должен выдвинуть учителя на конкурсную комиссию региона. Комиссия выставляет баллы участникам и до 15 июля отправляет итоги в Министерство просвещения. Там до 1 сентября должны решить, кто же лучший учитель, и к 5 октября, Дню учителя, перечислить деньги на банковские счета победителей.
Сколько. От 2 000 000 рублей. Потратить можно на что угодно.
Налог. Не взимается.
За что. За инновационные разработки в сфере образования и создание учебников.
Что еще за «инновационные разработки»?
Это новые методики обучения, которые помогают ученикам лучше понять материал. Это могут быть специальные лаборатории для опытов, учебники или курсы.
Например, в 2018 году премию получили пять педагогов за разработку системы подготовки победителей международных олимпиад. Они придумали, как именно заниматься с одаренными учениками, чтобы те регулярно получали медали по физике на международных соревнованиях, — и сами удостоились двухмиллионного гранта от правительства.
Условия. Самостоятельно подать заявку на участие в конкурсе нельзя: соискателя премии выдвигает орган государственной власти или организация — например, академия наук.
Эту премию можно получить только один раз в жизни. Но участвовать можно каждый год. Разрабатывать одну конкурсную работу могут до 5 педагогов. Подать сразу две работы на конкурс тоже нельзя.
Выдвинуть учебник на премию можно только в том случае, если он уже использовался в работе как минимум 3 года. Работы, которые уже получали премию Президента или Правительства РФ, в конкурсе не участвуют.
Как получить. Авторы должны опубликовать разработки, документы, подтверждающие достигнутые результаты, или учебники на сайте премий Правительства РФ. В 2020 году срок ограничен 20 февраля.
Документы для участия в конкурсеPDF, 488 КБ
Еще потребуется лично принести документы в Министерство науки и высшего образования. Бумаг потребуется целая куча, но два миллиона сами себя не получат.
Сколько. Ежемесячная стипендия, перелет в США и медицинская страховка. Все за счет госдепа США.
Налог. Со стипендии взимается НДФЛ в России, но налоги в США платить не нужно.
На что можно потратить. На оплату жилья и текущих расходов в течение 5 месяцев. Все это время преподаватель работает в одном из университетов США над собственным учебным курсом, который должен будет представить на итоговом семинаре программы.
Условия. Преподаватель должен как минимум три года без перерыва отработать в российском вузе, иметь диплом о высшем образовании и четкое описание курса, который он планирует создать.
Также понадобится сдать экзамен на знание английского языка: заявки одобрят только тем, кто наберет хотя бы 80 баллов в TOEFL. Наличие кандидатской степени роли не играет.
Нельзя подавать заявки тем, кто уже участвовал в этой программе или программах Фулбрайта для магистрантов и сотрудников международных отделов вузов.
Пока преподаватель разрабатывает учебный курс в США, к нему не могут приезжать родственники — это указано в правилах.
Как получить. Нужно пройти три тура. В первом участники заполняют анкету, в которой рассказывают о своих достижениях и планах на будущее. Во втором — проходят индивидуальное интервью и сдают TOEFL: для конкурсантов это бесплатно. На третьем этапе русско-американская комиссия отбирает самые интересные проекты и определяет победителей.
Сколько. До 500 000 рублей на 1 год.
Правила предоставления грантов преподавателям магистратурыPDF, 9,61 МБ
Налог. Не взимается.
На что можно потратить. На разработку магистерской программы учебного курса или на внедрение новой технологии обучения. Например, преподаватель решил научить студентов мыслить креативно или провести деловую игру. Он может попросить денег на оборудование и специальные программы, на продвижение своих уроков.
На себя тоже можно тратить. Это может быть гонорар, а может и оплата конференций или интернета.
Условия. Преподаватель должен работать на очном отделении магистратуры в одном из 75 вузов, включенных в стипендиальную программу Владимира Потанина. Заявка на грант может быть как личной, так и командной, причем членам команды необязательно быть сотрудниками вуза — главное, чтобы заявитель был преподавателем.
Отчитываться перед фондом о ходе работы придется раз в квартал. После завершения проекта нужно отчитаться капитально: куда именно потратили деньги и что в итоге готово.
Как получить. Зарегистрировать личный кабинет на сайте фонда и заполнить заявку. В заявке нужно описать проект и приложить мотивационное письмо.
Документы для заявки, стр. 7PDF, 9,61 МБ
После этого заявке присвоят рейтинговые баллы. Те проекты, которые вошли в первую сотню рейтинга, получат деньги.
Сколько. Размер гранта не регламентируется: сумму определяет соискатель в заявке.
Налог. Не взимается.
На что можно потратить. Практически на любой проект, связанный с преподаванием русского языка. Можно провести олимпиаду, создать учебники и мультимедийные материалы или потратить деньги на популяризацию русского языка в СМИ.
Тратить на себя и зарабатывать на проектах нельзя. Если вы решили снять фильм о русском языке, то его показ должен быть бесплатным.
Условия. Подать заявку на грант может как образовательная организация, так и сам учитель — но в таком случае он должен реализовать проект сам, без привлечения других исполнителей. Заплатить типографии за печать учебника можно, а вот попросить знакомого дизайнера бесплатно оформить обложку — нет.
Фонд не ограничивает соискателей гранта ни в сумме, ни в сроках. Но отчитаться все равно придется: фонд должен знать, как и на что потрачены деньги.
Как получить. Нужно подать заявку за полгода до начала работы над проектом.
Если вы планируете работать с 1 января следующего года, заявку нужно подать с 1 января по 30 июня текущего года. Если более подходящее время для реализации проекта — с 1 июля следующего года, то заявку примут с 1 июля по 31 декабря текущего года.
Заявка отправляется в фонд одновременно бумажной и электронной почтой: к письмам нужно дополнительно приложить смету, календарный план реализации проекта и копию паспорта соискателя.
Сколько. 700 000 рублей на 1 год.
Положение о грантах всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»PDF, 114 КБ
Налог. Не взимается.
На что можно потратить. На проекты, связанные с экогеографическим просвещением. Например, можно провести конференцию учителей географии, выпустить атласы или организовать выставку.
Условия. Подать заявку на грант может любой человек или организация. На зарплаты можно потратить не больше половины гранта, а если после завершения проекта останутся деньги, их нужно вернуть фонду.
Как получить. Зарегистрироваться в системе работы с грантовыми заявками и подать заявку. Обычно их принимают в сентябре-октябре каждого года. Результатов придется подождать: решение по проектам, поданным осенью 2019, будет принято только в мае 2020.
Сколько. Формально размер гранта не регламентируется: заявитель может попросить какую угодно сумму.
Положение о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского обществаPDF, 270 КБ
Налог. Не взимается.
На что можно потратить. На любой проект, связанный с образованием. Хотя в положении о конкурсе направления ограничены, в реальности деньги можно получить на любую административную или педагогическую инициативу. Например, школа может попросить грант на «подъемные» педагогу при переезде из другого города или на мебель в классы для детей-инвалидов.
Тратить деньги можно на зарплаты, оплату командировок, юридических и информационных услуг. А еще покупать оборудование в офис, создавать сайты и оплачивать образовательные мероприятия — и все это на бюджетные деньги.
Условия. Участвовать в конкурсе могут только некоммерческие неправительственные организации. Личные заявки учителей рассматривать не будут.
Так, заявку может подать попечительский совет школы, руководство негосударственной школы или общественная организация, так или иначе связанная со школой. Например, в 2018 году грант на проведение чемпионата получила Межрегиональная школьная баскетбольная лига.
Как получить. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Фонда президентских грантов и заполнить заявку. К заявке нужно приложить сканы устава организации и доверенности, подтверждающей полномочия заявителя подавать заявку от лица организации.
Заявки принимают в конце года: например, в 2019 году — с 15 октября по 25 ноября. Итоги конкурса будут известны 21 февраля 2020 года.
«Самый классный»: «Комсомолка» запускает конкурс лучших педагогов и воспитателей Крыма
В фотоконкурсе могут принять участие работники учреждений дошкольного образования, педагогический состав школ, колледжей, ВУЗов.
Фотографии будут оцениваться в трех номинациях:
«Самый классный воспитатель»;
«Самый классный учитель»;
«Самый классный преподаватель».
КАК ПОУЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ
Участники могут прислать до трех фото, для этого необходимо заполнить форму по ссылке. Допускаются и портретные снимки, и совместные с детьми. В заявке на участие должно быть фото, номинация конкурса, имя, фамилия, отчество автора, учреждение образования, должность кандидата. Фотографии предоставляются в электронном виде в формате – jpg, размер фотографии не более 1 Mb. Максимальное разрешение фотографий – 1024х768 пикселей. Фотоработы должны быть цветными.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
ВАЖНО
Принимая участие в конкурсе, участник подтверждает, что ознакомлен с правилами конкурса, дает свое согласие на обработку персональных данных, соглашается с публикацией материалов – в том числе с фото, на котором присутствует участник. Участник берет на себя дальнейшую ответственность за публикацию фотоматериалов на сайте www.crimea.kp.ru (18+) и за участие в розыгрыше призов. Ответственность за содержание материалов несет участник. Редакция гарантирует сохранность полученных персональных данных.
Участвуйте в конкурсах и побеждайте вместе с «Комсомолкой»!
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
В Ростове-на-Дону на площадке Ростовского государственного музыкального театра объявлены имена пяти призёров Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». Они продолжат борьбу за звание учителя года страны и главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана.
Призёрами конкурса стали:
– Барат Артём Александрович, учитель физики школы № 1520 имени Капцовых (Москва);
– Голованова Мария Вячеславовна, учитель английского языка гимназии № 122 имени Ж.А. Зайцевой города Казани (Республика Татарстан);
– Костылева Екатерина Сергеевна, учитель физики гимназии № 16 города Тюмени (Тюменская область);
– Морозов Дмитрий Владимирович, учитель истории школы № 38 города Хабаровска (Хабаровский край);
– Шрамко Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы лицея № 14 имени Героя Российской Федерации Владимира Вильевича Нургалиева города Ставрополя (Ставропольский край).
«Я хочу поблагодарить каждого из вас, ведь каждый учитель – это герой нашей страны. Система школьного образования – это важнейший этап в жизни каждого человека. От того, какое образование и воспитание получит школьник, зависит его будущее, наше с вами будущее. Желаю вам успехов и здоровья, оставайтесь с вашими детьми, ведь они вас очень любят», – обратился к участникам конкурса Министр просвещения Сергей Кравцов.
Призёрам предстоит пройти конкурсное испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года», которое пройдёт в Москве 4 октября на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня», по итогам которого станет известен победитель.
На торжественной церемонии также были вручены награды в специальных номинациях.
Заместитель председателя Центрального комитета профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Татьяна Куприянова наградила за победу в номинации «За социальную активность» Сергея Глушкина, учителя физкультуры школы № 1 «Школа Сколково – Тамбов» (Тамбовская область).
Председатель редакционного совета Акционерного общества «Издательский дом «Учительская газета» Петр Положевец вручил специальный приз имени Геннадия Селезнёва «За настойчивость в достижении цели» Александру Ядрину, учителю математики Областной гимназии им. Е.М. Примакова (Московская область).
Специальный приз «За бережное отношение к живому великорусскому языку» получила Мария Тимченко, учитель информатики и математики школы «Агалатовский центр образования» (Ленинградская область).
Пять педагогов стали обладателями специальных призов за творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении. Награды получили Ольга Мазанова (Республиканский центр образования, Республика Коми), Александр Лоскутов (школа № 109, Москва), Юлия Пареева (школа № 575, Санкт-Петербург), Лариса Кочетова (школа с углублённым изучением отдельных предметов № 33, Волгоградская область), Никита Коровин (школа № 109, Москва).
Специального приза «За вклад в формирование практических навыков школьников в сфере финансовой грамотности» была удостоена Елена Мальчикова, учитель начальных классов лицея № 52 (Рязанская область).
Свою награду подготовило детское жюри: Маленький пеликан был вручён Анастасии Шрамко, учителю русского языка и литературы лицея № 14 имени Героя РФ Владимира Вильевича Нургалиева г. Ставрополя (Ставропольский край).
В номинации «За мастерство в использовании информационно-коммуникационных технологий в школе» была награждена Мария Тимченко, учитель информатики и математики школы «Агалатовский центр образования» (Ленинградская область).
Специальный приз «За развитие научного мировоззрения школьников» в спецноминации Политехнического музея и компании «Яндекс» получила Екатерина Костылева, учитель физики гимназии № 16 г. Тюмени (Тюменская область).
На торжественной церемонии был назван победитель народного голосования на площадке Viber. Больше всего голосов было отдано за Хаву Макаеву, учителя русского языка и литературы школа № 7 г. Грозного (Чеченская Республика).
С 4 по 10 октября пройдёт Неделя учителя, которая будет включать в себя мероприятия, посвящённые профессии учителя и направленные на её популяризацию. Педагоги примут участие в известных теле- и радиопроектах. Кульминацией Недели учителя станет первый Всероссийский форум классных руководителей.
Имя победителя конкурса «Учитель года России – 2021» будет объявлено в Москве, в День учителя, 5 октября. В этот день в парках «Россия – Моя история» 13 регионов страны: в Москве, Ставропольском крае (Ставрополь и Пятигорск), Казани, Самаре, Якутске, Махачкале, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске и Краснодаре откроется выставка «Роль учителя в истории России». В московском историческом парке первыми гостями выставки «Роль учителя в истории России» станут 85 педагогов – участников конкурса «Учитель года – 2021». Выставку откроют Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Победитель будет награждён на торжественной церемонии в Государственном Кремлёвском дворце 10 октября. Он получит главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана – и станет советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
Справочно
Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики. Конкурс важен не только для педагогических работников, он становится механизмом популяризации профессии и повышения статуса учителя, демонстрирует всей стране достижения системы образования и перспективы её развития.
Конкурс всегда был в фокусе внимания руководства страны, и в настоящий момент развитие педагогического состязания определяется поручениями Президента Российской Федерации Владимира Путина. В ходе встречи с лауреатами 2020 года Президент высказал пожелание модернизировать конкурс таким образом, чтобы сделать лучших учителей страны известными и узнаваемыми.
В 2021 году Всероссийский конкурс «Учитель года России» проходит 32-й раз. Испытания федерального этапа организованы в Ростове-на-Дону. Такую возможность Ростовская область получила благодаря победе учителя математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаила Гурова в конкурсе «Учитель года России – 2020», финал которого проходил в Волгограде.
Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».