когда можно новорожденного учить плавать
Какая польза и вред купания грудничков в бассейне, какие есть упражнения и обустроить домашний водоем?
У младенцев до трехмесячного возраста сохраняется врожденный плавательный рефлекс. Он позволяет им делать правильные движения руками и задерживать дыхание под водой.
В связи с чем обучение плаванию грудничков дает отличные результаты.
Со скольки месяцев можно плавать малышам?
К занятиям в бассейне приступают после того, как отпадет пуповинный остаток, во избежание проникновения инфекции в ранку.
Кроме того, малышу нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Оптимальным возрастом для занятий на воде считается возраст два месяца.
Польза и вред
Груднички обычно положительно реагируют на занятия в бассейне, поскольку их зарождение и развитие происходит в водной среде. В связи с чем, после рождения ребенок водную среду воспринимает комфортным пространством.
У него еще сохраняется рефлекторное умение задерживать дыхание под водой, он хорошо держится на поверхности. Если в первый год жизни эти навыки не поддержать, то они утратятся.
Польза:
По мнению педиатров, есть и вред от занятий, он заключается в:
В утробе матери малыш находится в замкнутом пространстве, и ощущение жидкости для грудничка также должно иметь четкие границы.
В видео ниже приводится мнение доктора Комаровского о грудничковом плавании:
Противопоказания
Несмотря на пользу грудничкового плавания, есть ряд противопоказаний, при которых посещение бассейна не допустимо:
Что выбрать: ванну или специальный общественный комплекс?
До 3-х месяцев ребенку подойдет домашняя ванна. Именно ванна, а не детская ванночка. В дальнейшем, она будет малышу маловата.
В 2-3 месяца наступает время, чтобы отправиться в специальный грудничковый бассейн, который часто есть при детских центрах, поликлиниках, санаториях.
Что нужно взять с собой?
В бассейн для грудничков необходимо взять с собой:
Домашняя купель
Если принято решение приобрести домашний бассейн для новорожденного, то следует сделать выбор в пользу надувного резервуара.
Он должен быть небольшим по размеру.
Подобные модели стоят недорого, ведь чаша понадобится непродолжительное время, поскольку малыш быстро растет. Они легко сдуваются, переносятся с места на место, способны прослужить 2-3 сезона.
Можно рассмотреть резервуар с надувными стенками и несколькими кольцами, которые раздуваются при заполнении воздухом. Это позволяет купальне увеличиваться в высоту.
Какой должна быть по размерам?
При этом бортики и дно чаши должны быть надувными, чтобы ребенок не мог травмироваться.
Температура воды
Прежде, чем приступить к купанию новорожденного, необходимо очистить поверхность ванны пищевой содой, после чего ополоснуть ее горячей водой. Температура воды должна быть максимально комфортна для малыша. Детские врачи рекомендуют ее постепенно снижать для увеличения сопротивляемости организма.
Нормативы:
Таким образом, постепенно, происходит снижение температуру воды до 28 градусов.
Занятия с малышом
Перед тем, как приступить к плаванию, малышу делают легкий массаж, разминают спинку, ножки, ручки, ягодицы ребенка, проводят легкую гимнастику. По времени это займет около 20 минут.
Прежде чем приступать к занятиям, необходимо провести знакомство малыша с водой: держат кроху над поверхностью ванны таким образом, чтобы он мог спокойно захватить руками воду. Далее тело ребенка столбиком осторожно опускается в ванну.
Обычно водные занятия включают в себя следующий комплекс:
Заключительная часть занятий – ныряние. Сначала ребенка учат задерживать дыхание, дуя ему при этом в лицо, и говоря: «Ныряем». После того, как он начнет задерживать дыхание, после этих слов начинают брызгать водой на лицо, а затем – поливать воду из ковшика. После того, как малыш освоил технику задержки дыхания, можно приступать к нырянию.
Заключение
Бассейн для грудничков позволяет укрепить мышечную систему новорожденного, иммунитет, повысить уровень доверия между родителями и ребенком. Занятия в воде дают положительные эмоции и малышу, и взрослым.
Грудничковое плавание
Большинство современных родителей слышали о грудничковом плавании – детской реабилитации на самых ранних сроках жизни. Это популярнейший вид физиотерапии для малышей. Массаж в возрасте до 3 месяцев и при весе ребенка менее 3 кг противопоказан. А плавание, напротив, необходимо. Оно является для грудных детей естественным процессом, так как ребенок в течение всего внутриутробного развития находился в жидкой среде.
В чем особенности раннего плавания? Кому оно показано? С какого возраста можно начинать плавать?
Польза
Водные процедуры – уникальный способ укрепить здоровье младенца, развить моторику, сформировать мышечный корсет, закалить, расслабить или, напротив, повысить активность. Грудничковое плавание способствует снижению мышечного тонуса и оказывает легкое массирующее действие, усиливая местное кровообращение и кислородное питание тканей.
Манипуляции с ребенком в воде просты и эффективны. Как результат – возможное увеличение объема легких, укрепление сердечно-сосудистой системы, повышение выносливости, развитие иммунной системы, нормализация перистальтики кишечника (что актуально при повышенном газообразовании, коликах и запорах), улучшение аппетита, ночного сна и общего самочувствия.
Грудничковое плавание назначают при гипер- или гипотонусе мышц, кривошее, при некоторых неврологических заболеваниях, ДЦП, аутизме и других серьезных патологиях развития.
Противопоказания
• аллергическая реакция на реагенты (если уроки проходят в общественных бассейнах);
• травмы и некоторые заболевания опорно-двигательного аппарата (вывих, подвывих бедра и проч.);
• тяжелые формы врожденного порока сердца;
• инфекционные и воспалительные процессы в организме, повышенная температура;
• грибковые и другие заболевания кожи;
• вакцинация (возобновлять тренировки можно через день после прививки, если нет осложнений).
С чего начать?
Направление на плавание по ОМС получают в детской бюджетной поликлинике у педиатра, невролога и физиотерапевта. В коммерческих клиниках, реабилитационных центрах и спортивных комплексах вас также могут попросить пройти некоторых специалистов для составления заключения о состоянии ребенка. С вами согласуют график занятий (обычно – дважды в неделю), предоставят список необходимых аксессуаров. В первые месяцы жизни малыша сеансы плавания проводят в индивидуальной ванне, похожей на домашнюю, только шире и глубже.
С 6 месяцев (или раньше, если ребенку для занятий уже недостаточно места в ванне) грудничка переводят в общий детский бассейн. И тогда вам, как сопровождающему, понадобится медицинская справка о состоянии здоровья (действует полгода, после чего ее придется обновить). Получить справку в бассейн можно в большинстве медучреждений. Но даже в городской поликлинике при наличии полиса ОМС придется за нее заплатить.
Более дорогостоящий вариант – пригласить специалиста по грудничковому плаванию на дом.
Когда начать?
С самого рождения до 3 месяцев у младенца, помимо плавательного навыка, сохраняется умение рефлекторно задерживать дыхание при попадании воды на лицо. При грамотном подходе рефлексы можно закрепить и провести во взрослую жизнь, сделав их осознанными. Для этого лучше начинать плавать сразу, как только заживет пупочная ранка (примерно в 2-4 недели жизни), но не позднее 3-4 месяцев, т.к. рефлексы к этому возрасту окончательно угасают.
Где устраивать заплыв?
Выбор места для занятий в первую очередь зависит от вашего желания и возможностей. Грудничковое плавание в ванной дома обеспечивает наиболее комфортные психологические условия для ребенка. В месяц он только адаптировался к жизни вне маминого живота, сформировал иммунитет к новой среде обитания. И любой контакт с чужими людьми, будь то тренер или врач, а также перемещение в непривычное место может стать для ребенка стрессом – эмоциональным и физическим.
В общественном месте невозможно исключить риск заражения вирусной инфекцией, передающейся воздушно-капельным путем. Это еще один момент в пользу грудничкового плавания на дому, но исключительно под присмотром обученных специалистов.
Что необходимо для плавания в домашней ванне? Наличие взрослой ванны. Детские ванночки не подойдут; в душевой кабине также сложно проводить занятия из-за недостаточного объема воды и пространства для свободного перемещения ребенка. Раздевать и одевать грудных детей дома перед плаванием лучше непосредственно в ванной комнате. Если условия не позволяют, подготовьте заранее в комнате пеленку и подгузники, тонкую шапочку, распашонку и ползунки, ватные палочки и диски; иногда может понадобиться масло, так как некоторые специалисты предварительно разогревают ребенка легким массажем.
В ванной комнате вас будут учить, как правильно проводить занятия, грамотно погружать ребенка в воду, осуществлять поддержку, переворачивать его, вращать, обливать. Вам будет предложено повторить все упражнения с малышом самостоятельно. По возможности снимите уроки на телефон или камеру. Так вы сможете самостоятельно тренироваться в перерывах между профессиональными занятиями, подглядывая в видео-шпаргалки.
В спортивных и медицинских учреждениях грудничковое плавание поначалу ничем не отличается от занятий дома. Его также проводят в отдельной ванне, наполняемой водой для каждого младенца индивидуально. После каждого сеанса воду спускают, ванну тщательно дезинфицируют. Поэтому для детей на данном этапе не нужны плавательные трусики и шапочка.
Пока система терморегуляции ребенка до конца не сформировалась, он сильнее подвержен переохлаждению. Поэтому и дома, и в бассейне, в помещении, в котором проходит грудничковое плавание, воздух должен быть прогрет до +24°С, а температура воды равна +36-37°С. В конце сеанса пускается холодная струя, под которой инструктор несколько раз проводит погруженными в теплую воду ножками младенца. Такой подход применяется для усиления закаливающего эффекта.
После всех процедур промокните тело ребенка махровым полотенцем. Внешнюю сторону ушных раковин протрите сухой ватной палочкой, неглубоко заложите кусочками ваты, чтобы впитать лишнюю влагу и не допустить развитие отита; наденьте тонкую текстильную шапку. Покинуть место занятий, если они проходят вне дома, рекомендуется не ранее 30 минут после их окончания, убедившись, что тело и волосы ребенка высохли. Предварительно снимите шапку, извлеките из ушей вату.
Основные правила
У разных специалистов количество упражнений и техника выполнения могут отличаться. Степень интенсивности занятий зависит от выносливости малыша и его самочувствия, а также задач, которые необходимо решить при помощи грудничкового плавания. Первые сеансы длятся не более 10 минут. Поэтому на видном месте должны быть песочные часы, чтобы не переутомить и не простудить ребенка. Спустя 7-10 занятий время плавания постепенно увеличивают.
Когда вы уверенно овладеете программой, а ребенку станет тесно заниматься в ванне, можно начинать тренироваться в общем детском бассейне. Вам понадобится купальник и плавательная шапочка, для малыша – подгузники или трусики для плавания. Обычно сеанс длится полчаса, за которые мамы успевают повторить цикл упражнений как минимум трижды. Среди самых распространенных заданий для младенца – имитация ходьбы по дну, расслабление конечностей путем потряхивания рук и ног в положении на спине, «восьмерки» на животе, покачивания из стороны в сторону и по кругу, отталкивание ногами от борта, вращение бедра и руки, обливание, погружение лица в воду, ныряние. Для особенных детей (с аутизмом, ДЦП и проч.) возможна корректировка тренировок.
Во время занятий строго следуйте рекомендациям инструктора, пытаясь максимально точно скопировать его движения. От правильности положения ваших рук и тела ребенка зависит результат.
Не оставляйте ребенка ни на секунду без вашей поддержки. Внимательно прислушивайтесь к настроению и самочувствию малыша: при первом признаке недовольства или недомогания отложите сеанс плавания на потом. Не показывайте ребенку, если вам страшно: малыш остро чувствует ваше состояние и должен ощущать исходящие от вас уверенность и спокойствие. Перед каждым обливанием или погружением предупреждайте ребенка, обращаясь к нему по имени: «Катя, ныряем!». Только после этого производите действие. Голосовая команда поможет эмоционально подготовиться.
Хлор, бром, озон?
В какой воде лучше плавать – с добавлением очищающих реагентов или без? На этот вопрос существуют разные ответы. С одной стороны, средства дезинфекции способны спровоцировать развитие аллергической реакции у ребенка, и тогда занятия придется прекратить. С другой стороны, через воду передаются грибковые заболевания кожи, вирусный гепатит А, энтеробиоз, лямблиоз, дизентерия, отиты, конъюнктивит, тонзиллит, реже – полиомиелит, аскаридоз и проч. Поэтому в детских бассейнах, где одновременно упражняются несколько детей со взрослыми, без «химии» не обойтись.
Самым частой процедурой очистки воды в бассейнах медучреждений по-прежнему является хлорирование. Негативное воздействие несет трихлорамин, который образуется при контакте хлора и частичек пыли, остатков косметики, детской присыпки и прочих загрязнителей воды. Поэтому важно принимать душ самим и мыть ребенка непосредственно перед погружением в бассейн.
Существуют оздоровительные и спортивные комплексы, где в бассейнах применяются другие средства дезинфекции, на которые у вашего ребенка может не быть аллергии.
Интересно, что:
— Среди врачей нет однозначного мнения насчет пользы раннего ныряния.
— Только под водой ребенок может самостоятельно «проплыть» расстояние до метра. Держаться и передвигаться на поверхности воды при помощи рук и ног дети до года еще не способны.
— Чтобы остаточные после рождения плавательные рефлексы не пропали, необходимы регулярные занятия. Длительные перерывы сведут на нет ваши усилия.
— Начинать сеансы в общем детском бассейне лучше летом. Тогда зимой риск простудиться во время занятий минимален.
— При движении в воде тратится больше калорий, чем на воздухе. Поэтому делать упражнения на голодный желудок нельзя. Ребенка необходимо покормить за 45-60 минут до тренировки.
— Существует два противоположных мнения по поводу пользы дополнительной (помимо команд) коммуникации с ребенком во время занятий. Первое: общение помогает младенцу расслабиться и дает ему эмоциональную поддержку. Второе: молчание позволяет ребенку сконцентрироваться на выполнении упражнения и «начать думать».
Раннее плавание для грудничков. Развитие детей первого года жизни
Водные процедуры полезны для здоровья малыша до года. Расскажем, почему.
Польза раннего плавания
Но занятия однозначно приносят малышу свою пользу:
— Плавание способствует укреплению и развитию организма: тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую систему, улучшает обмен веществ. Вода оказывает массирующее воздействие на тело, стимулирует нервные окончания в коже, опосредованно делает нервную систему более устойчивой, помогает избавиться от колик и запоров, улучшает сон, аппетит и балансирует эмоциональный фон.
— В воде ребенок двигается свободно и естественно, он получает безопасную нагрузку, укрепляет позвоночник, связки и мышцы, а внутренние органы занимают свое правильное место. Грудничковое плавание не позволяет перенапрячь связки, оно исключает нефизиологические движения.
— Движение в воде стимулирует развитие ослабленных, вялых детей и снимает возбуждение у напряженных.
— Малыш не может плавать один. Он заходит в воду только с мамой или папой (бабушкой или дедушкой), а значит получает новый опыт взаимодействия с близким человеком, особую игру и совместное занятие, которое может продолжаться долгие годы и приносить радость взрослому и ребенку.
Плавание под водой
Есть важный нюанс: раннее плавание невозможно без погружения под воду. Пропорции тела и умения грудничка таковы, что он просто не способен долго держаться на воде. По поверхности ребенок сможет плавать годам к 5-6, а пока он должен временами погружаться под воду и выплывать обратно. Чтобы это происходило безопасно, кроха должен научиться задерживать дыхание.
Противопоказания к раннему плаванию
Если вы задумались о занятиях в воде с малышом, обязательно посоветуйтесь со своим лечащим врачом. Противопоказаний к раннему плаванию мало, но они есть:
— тяжелая патология сердечно-сосудистой системы;
— пренатальное поражение мозга и нарастание внутричерепного давления (хотя ряд специально обученных инструкторов успешно работает с детьми с подобными нарушениями);
— ОРЗ, инфекционные заболевания и болезни желудочно-кишечного тракта;
— плохое самочувствие ребенка.
Взрослый должен сам любить воду
Чаще всего с малышами занимаются мамы, но на их месте вполне может быть папа, бабушка или дедушка. Главный критерий: взрослый “капитан” должен любить воду, доверять ей, тогда он будет расслаблен и доволен, а ребенок воспримет это состояние через телесный контакт, мышечный тонус, голос и эмоции взрослого.
Плаваем дома
Для начала занятий лучше всего найти инструктора, который сможет прийти к вам домой и показать захваты и движения для плавания, научит держать и двигать ребенка в воде. Это может быть специалист из детской клиники или семейного центра. Чтобы почувствовать смелость, потренируйте те же самые захваты и движения на кукле, тогда вы лучше будете держать в воде своего малыша.
Советы по технике и гигиене раннего плавания
Готовьте большую ванну к вашим занятиям: мойте ее с детским мылом, наполняйте водой температурой 35-36 градусов, постепенно снижая температуру. Рекомендуется добавлять в воду морскую соль.
Плавайте с малышом не раньше 30-40 минут после еды, когда он успел сходить в туалет и немного отдохнуть, но еще не собирается спать.
Если ваши домашние занятия приносят удовольствие вам и малышу, детке уже исполнилось 2-3 месяца и он освоил ныряние, можно задуматься о переходе в бассейн. В бассейне занятие ведет опытный инструктор. Он дает упражнения и рекомендации по каждому ребенку, поддерживает маму и учит новым движениям. Первые занятия продолжаются несколько минут, постепенно они доходят до получаса.
Выберите удобно расположенное учреждение, обратите внимание на способ очистки воды, на объем бассейна и число мам с детьми во время занятия. Отдайте предпочтение специализированным детским бассейнам, куда не допускаются посторонние взрослые, и все посетители обязаны предоставлять медицинские справки.
Группы “Мать и дитя” в бассейнах, как правило, набирают малышей от 2 месяцев до 3 лет. После этого возраста дети уже могут заниматься с инструктором одни, особенно если они уже научились держаться на воде за годы занятий с мамой.
Важно, чтобы плавание приносило ребенку положительные эмоции, тогда и малыш, и мама получат от занятий пользу, радость и добрые воспоминания на всю жизнь!
Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.
Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.
Противопоказания к занятиям
Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления «гусиной кожи» или дрожи.
Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.
Врачебный контроль и практические консультации
Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.
Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.
Часть II. Подготовка к плаванию
В основе плавания младенцев лежит:
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.
Подготовка к плаванию
Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.
Игры в воде
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.
Постепенность дозирования
В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.
Возобновление занятий после перерыва
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.
Форсирование доз плавания. Температур и погружений
Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.
Место занятий дома и инвентарь
Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Часть III. Практика грудничкового плавания
Начало занятий плаванием
Ручные поддержки
* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;
* одноручная поддержка «ковшиком»,
Одноручная поддержка «полукольцом» и «ковшиком» позволяют свободной рукой стимулировать гребки.
Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.
Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.
В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.
На груди
* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.
* Поддержка под грудь
Автономные поддержи
Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.
1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.
Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.
Погружения и ныряния
2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.
Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.
Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.
Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.
Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.
Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.
Самостоятельное плавание
Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.
Уменьшение автономной поддержки
Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.
На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.
а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)
Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.
Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.
Обучение движениям
Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.
При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно «показывают» такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн «Малютка» для систематических занятий плавание на «большой воде».
Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн «Малютка» с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.
Часть III. От теории – к практике
Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.
Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).
Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).
ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). «Двойная» ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка «челнок»). Одноручная поддержка на спине «полукольцом». Уши младенца в воде.
Двойная ручная поддержка на груди «ковшиком» под подбородок и проводка, одноручная поддержка «ковшиком», а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).
Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.
Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.
Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.
«Соскальзывание» (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Много игр в воде типа «буря на море», «торпеда» и др.
Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.
Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.
Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.
Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.
Этапы обучения плаванию на занятиях
1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ
1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка «челнок»), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.
4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.
5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.
ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами «греби», «плыви», «ныряем», «толкайся».
План обучения нырянию
1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.
2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.
3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так
Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.
Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.
4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.
5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:
нырнули
выныриваем
вынырнули
Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.
Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.
Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.
Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован.
В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.
«Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.