Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию

Развитие системы образования в Нижегородской губернии

Презентация предназначена для использования на уроке по курсу » История Нижегородского края» в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие системы образования в Нижегородской губернии»

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img0. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img0. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img0.

Развитие системы образования в Нижегородской губернии в первой половине XIX в.

Выполнила: Ляпина И.И.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img1. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img1. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img1.

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

Правительство Александра I уделяло пристальное внимание

36 развитию образования в империи. Чем была вызвана необходимость развития отечественного образования в начале ХIХ века? Согласно реформе 1802 года, инициированной Министерством народного просвещения, создавались четыре ступени учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища и четырехгодичные гимназии и университеты, взаимосвязанные между собой. Вся территория страны разделялась на шесть учебных округов с университетом в центре каждого.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img2. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img2. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img2.

Главные народные училища преобразовывались в гимназии. Они провозглашались всесословными учебными заведениями. Выпускники гимназий могли поступать в университет, либо работать учителями в уездных, приходских и других начальных школах. Нижегородская губерния вошла в состав Казанского учебного округа. Главное народное училище преобразовалось в Нижегородскую всесословную гимназию, которая торжественно открылась 12 марта 1808 года. Она размещалась в каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по сторонам дома на Благовещенской площади. В центральном корпусе ее располагались классы и актовый зал, а в зданиях, расположенных по бокам от него (во флигелях), общежития гимназистов и квартиры педагогов

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img3. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img3. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img3.

Первым ее директором стал один из талантливых учителей бывшего училища Иван Иванович Кужелев. Преподаватели гимназии были весьма образованными людьми для своего времени. Один из учителей Нижегородской мужской гимназии А. Щепин стал известен тем, что в конце 1834 года начал проводить первые метеорологические наблюдения в Нижнем Новгороде. В гимназию принимались дети из всех сословий. Согласно учебному плану 1819 года, гимназисты изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, математику, историю, географию, латинский, греческий, французский, немецкий языки, естественную историю, технологию, древности, мифологию, чистописание. В 1828 году, согласно новому гимназическому уставу, Нижегородская гимназия перешла на семиклассную структуру обучения. Гимназическое образование разделялось на общее (3 года) и специальное (4 года) с углубленным изучением части предметов и специальных курсов. Для повышения качества гимназического образования были введены должности инспектора и почетного попечителя гимназии.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img4. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img4. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img4.

Первым почетным попечителем Нижегородской всесословной гимназии в 1834 году стал Н. В. Шереметев бывший член Северного общества декабристов, участник Кавказской войны, завершивший военную службу в чине штабс-капитана

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img5. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img5. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img5.

Была в гимназии принята и система исправительных мер в отношении тех или иных проступков учеников. В гимназическом уставе они перечисляются в следующем порядке: 1) выговор, 2) пристыжение, 3) лишение высшего места в классе, 4) выставление имени виновного ученика на черной доске, 5) заключение в запертом классе (карцере), 6) наказание розгами (для трех младших классов) или исключение из гимназии (для четырех старших классов). За что гимназист мог быть подвергнут наказанию розгами? Например, за учиненную драку, во время которой ученик, «бросивши камень» в своего обидчика, «попал в голову ученику того же класса и до крови просек кожу». Или за то, что ученик «бросил из-за двери свернутою в ком бумагою в законоучителя гимназии». Устав поясняет, что три низшие меры исправления могли быть приняты учителем или инспектором, 4 и 5-я только директором, а 6-я исключительно советом гимназии. За исполнением наказания надзирал инспектор

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img6. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img6. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img6.

Одновременно с открытием гимназии создается вторая ступень образования двухгодичные уездные училища. В Нижегородской губернии они были отрыты в начале XIX века в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Балахне и Горбатове (1808). Позднее уездные училища были созданы и во всех остальных уездных городах, кроме Княгинино. Здесь обучались дети купцов, мещан, мелких чиновников.

По уставу 1828 года срок обучения в училищах возрос до трех лет. Помимо основных общеобразовательных предметов в уездном училище учащиеся получали основы начального профессионального образования (по канцелярской части, по торговой части и пр.) Лучшие выпускники его поступали в Нижегородскую гимназию.

Низшей ступенью образования были приходские училища (школы), которые действовали при церковных приходах. Первые из них были открыты в Нижнем Новгороде Благовещенское и Канавинское, а позднее в уездных городах. Так, 7 октября 1811 года приехавший в Балахну директор Нижегородской гимназии И. И. Кужелев объявил об открытии двух приходских училищ Покровского и Спасо-Преображенского. Но помещений для них не было. В 1815 году городской голова Павел Федорович Минин подарил Покровскому училищу свой просторный в восемь окон светлый дом на Покровской улице. К этому времени в Покровском училище обучалось 59 детей, среди них и будущий дед М. Горького Василий Каширин. В Спасо-Преображенском училище, которое обрело свое здание только в 1818 году, числилось 18 учеников. Каждый год училища подвергались инспектированию и различным проверкам на разных уровнях.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img8. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img8. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img8.

В Балахну чаще всего прибывали инспектора Казанского учебного округа, но бывали и исключения. Так, 20 июня 1834 года балахнинские училища инспектировал сам губернатор генерал-майор М. П. Бутурлин. В ходе проверки он непосредственно наблюдал за чистописанием и правописанием учащихся, устроил им испытание по Закону Божию, российской истории и географии, осмотрел библиотеку, интересовался ходом учебного процесса, учительскими нагрузками, отметил порядок в училищных зданиях и стопроцентную явку.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img9. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img9. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img9.

3. Учреждение Александровского дворянского института.

0 августа 1844 года в Нижнем Новгороде в честь цесаревича Александра был открыт Александровский дворянский институт среднее общеобразовательное мужское заведение для подготовки дворянских детей к поступлению в российские университеты. Создан он был на основе ранее существовавшего благородного пансиона при Нижегородской гимназии.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img10. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img10. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img10.

Первым директором учебного заведения стал Михаил Флорович Грацинский выпускник Санкт-Петербургского педагогического института, профессор греческой словесности Казанского университета. До прихода в Александровский институт он работал директором Нижегородской гимназии. В первом учебном году в институт были приняты 76 студентов. Они изучали Закон Божий, русскую грамматику и словесность, логику, латинский и иностранные языки, математику, физику,

естественную историю, сельское хозяйство, российское законоведение и судопроизводство, географию и статистику, историю и другие предметы. Кроме того, обязательными были танцы, музыка, гимнастика.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img11. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img11. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img11.

Впоследствии институт стал одним из лучших в России учебных заведений. Многие его выпускники принесли славу не только Нижнему Новгороду, но и России, среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, А. Мариенгоф, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин, скульптор В. Кикин, актер В. Яхонтов и многие другие.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. img12. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-img12. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка img12.

Источник

110 лет истории Нижегородской губернской гимназии

Жители Нижнего Новгорода и туристы, прогуливаясь по историческому центру, часто проходят мимо величественных корпусов Нижегородского педагогического института на площади Минина. Фасад здания украшают многочисленные мемориальные доски с именами выдающихся людей – память о тех, кто учился или работал в Нижегородской губернской гимназии, существовавшей в нашем городе с 1808 по 1918 годы. Это было знаменитое на всё Поволжье учебное заведение, работники которого внесли большой вклад в российскую науку и образование.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. 110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 2. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 2. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка 110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 2.

Создание народного училища

Началось всё в 1782 году, когда Екатерина II задумалась над созданием в России народных училищ. Спустя четыре года она направила в Нижний Новгород указ открыть там одно из таких учебных заведений. Получив повеление императрицы, губернатор Алексей Ступишин отдал распоряжение магистрату Нижнего Новгорода «составить списки купеческих и мещанских детей обоего пола от шести до двенадцати лет» для привлечения их в ряды учащихся, а также найти для училища подходящее здание.

Согласно составленной ведомости, в городе оказалось 49 мальчиков и 26 девочек нужного возраста из купеческих семей, а из мещанских – 262 и 240 соответственно. Поскольку ни купцы, ни мещане не спешили отдавать своих детей в обучение, после которого их отпрысков очевидно ждала чиновничья карьера, губернатору пришлось издать указ об обязательном обучении. Он сам составил ведомость, включил туда подходящих по возрасту и положению детей и приказал им явиться рано утром 22 сентября для начала занятий в училище. В Нижегородском Областном Архиве сохранилось объявление нижегородского губернатора об открытии в 1786 году в Нижнем Новгороде народного училища.

22 сентября 1786 года в училище пришли 29 купеческих сыновей и 151 – мещанских (девочек не было ни одной). С этого момента в Нижнем Новгороде и других губернских городах начинается история государственной системы образования.

Здание училища

Помещение для учащихся выделила Нижегородская Епархия. Им стал митрополичий дворец, располагавшийся на территории Нижегородского кремля возле Спасо-Преображенского собора. Каменное здание дворца построил в XVIII веке первый нижегородский митрополит Филарет. За свою историю здание не раз горело.

Весной 1785 года епископ Дамаскин уступил училищу свою кремлёвскую резиденцию под классы для занятий. Но взамен потребовал построить себе новое каменное здание на территории Иоанновского монастыря, где уже стоял возведенный архитектором Яковом Ананьиным епископский жилой дом. Сейчас его можно найти по адресу улица Ульянова, 10а.

Училище располагалось в бывшем дворце, пока его не перевели по приказу губернатора Андрея Вяземского в здание присутственных мест (современное здание Законодательного собрания Нижегородской области). Затем для училища приобрели трёхэтажный каменный дом с двумя кирпичными флигелями по сторонам на Благовещенской площади – тот самый, где сейчас находится первый корпус Нижегородского педагогического университета.

Годы реформ. Учреждение гимназии

Перемены в жизни нижегородского училища произошли в годы реформ Александра I, когда управление сферой образования взяло на себя государство. В 1803 году учредили Министерство народного просвещения. Империю разделили на 6 учебных округов, и центром каждого стал университет. Нижегородскую губернию присоединили к Казанскому учебному округу с Казанским университетом во главе. Главные народные училища перешли из ведения Приказа общественного призрения к Министерству народного просвещения и получили названия гимназий.

В 1804–1807 годах в Нижнем Новгороде шла активная подготовка к открытию гимназии. Нижегородский губернатор Андрей Руновский в 1806 году обратился в Министерство народного просвещения с просьбой отдать под гимназию здания, которые занимало Главное народное училище. Его просьбу выполнили. В центральном здании расположились классы и актовый зал, во флигелях — общежития гимназистов и квартиры учителей.

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. 110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 1. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 1. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка 110 let istorii nizhegorodskoi gubernskoi gimnazii 1.Торжественное открытие Нижегородской губернской гимназии состоялось 12 марта 1808 года. Первым её директором стал Иван Кужелев, который также преподавал там немецкий и французский языки. В следующие четыре года три здания гимназии объединили в один корпус по проекту архитектора Антона Леера.

Первые преподаватели гимназии были хорошо образованными для того времени людьми. Они числились государственными чиновниками, имели чины по «Табели о рангах» и ордена за выслугу. Судя по сохранившимся документам, за обучение юных отроков преподаватели получали солидное жалование – годовой доход учителя иностранного языка, например, составлял 900 рублей. Этих денег хватало, чтобы, откладывая каждый месяц, скопить на покупку небольшого дома в Нижнем Новгороде, который в те годы стоил примерно 160 рублей.

Первые несколько лет учеников в Нижегородской гимназии было немного, хотя туда принимались дети из всех сословий. Обучались гимназисты 7 лет. Первые три года действовала общая для всех программа, с 4-го класса некоторые предметы исключались, а главными становились латынь и математика. Выпускники получали право поступать во все высшие учебные заведения страны, в том числе университеты. Они также могли преподавать в начальных учебных заведениях по окончании дополнительного, 8-го, класса. Провинившихся учеников на протяжении всех лет обучения подвергали телесным наказаниям.

Нижегородское купечество не жалело средств для гимназии. В первый год её существования на нужды учеников собрали 1000 рублей. На полученные деньги приобрели учебную литературу, оборудование и мебель. В 1812 году городской купеческий староста Иван Пятов передал Нижегородской гимназии свой деревянный дом на Ильинской улице.

В 1828 году учредили должность инспектора гимназии, необходимую для наблюдения за порядком. Появились педсоветы, где обсуждали текущие дела в учебных заведениях. Также ввели важную должность почётного попечителя, чтобы усилить влияние дворянства на гимназическое образование. Первым попечителем Нижегородской гимназии стал в 1834 году председатель Совета Нижегородского Дворянского Банка, Двора Его Императорского Величества камергер, статский советник Николай Шереметев.

С 1875 года гимназии стали 8-классными, и для поступления туда требовалось сдавать экзамены. Для подготовки к ним создавали «приготовительные классы».

Несколько лет в Нижегородской гимназии преподавал и отец Ленина – Илья Ульянов. Ульяновы жили сначала в «красном флигеле» во дворе дворянского Александровского института, помещавшегося через дорогу от гимназии, на Острожной улице, а затем в самом здании гимназии. В 1888 году под его руководством в гимназии был создан физический кабинет, где расположился Нижегородский кружок любителей физики и астрономии. На тот момент он был вторым в мире астрономическим обществом. Поводом для создания кружка послужило полное солнечное затмение, наблюдавшееся в том году нижегородцами. Подробно событие описал В.Г. Короленко в очерке «На затмении». Первым председателем кружка избрали Платона Демидова, который отдал на развитие дела часть личной библиотеки и телескоп. Со временем кружок стал центром научной мысли Нижнего Новгорода. По инициативе его членов в городе началось создание первой нижегородской естественнонаучной библиотеки.

Революция и XX век

В начале XX века Нижегородская гимназия по-прежнему успешно выполняла свои задачи, оставаясь центром народного образования губернии. Ей даже удалось поучаствовать во Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года, предоставив несколько экспонатов в раздел «Народное образование». В основном это были предметы, изготовленные учениками, таблицы и фотографические снимки.

В 1908 году гимназия отметила 100-летие. К юбилею на Тихоновской улице (ныне ул. Ульянова) для гимназии построили трёхэтажный корпус по проекту Евгения Татаринова.

После революции 1917-го гимназия просуществовала ровно год. Распоряжением губернского отдела народного образования от 13 ноября 1918 года название «Первая мужская гимназия» отменили, а на её базе появились 40-я и 15-я школы Нижнего Новгорода. Последний директор гимназии Илья Баранов – историк, закончивший МГУ, кандидат наук, сначала был избран председателем попечительского совета 15-й школы, но вскоре смещён как неблагонадёжный и чуждый принципам советской власти.

В 1921 году здание гимназии занял Нижегородский учительский институт. В начале 1930-х годов надстроли главный гимназический корпус (было 2-3 этажа, стало везде 4), где на дополнительных площадях создали новые аудитории для студентов. Изменился и внешний вид здания.

С началом Великой Отечественной войны главное здание института отдали штабу Московского военного округа и госпиталю, а пединститут переместился в здание сельхозинститута (бывшую духовную семинарию) – трехэтажное жёлтое здание на площади Минина. Сейчас в здании гимназии находится первый корпус Нижегородского государственного педагогического университета, а в здании на площади Минина – второй.

За 110-летний период существования из стен Нижегородской гимназии вышло много выпускников – будущих известных литераторов, учёных, людей искусства, политиков. Среди них писатели Пётр Боборыкин и Павел Мельников-Печерский, поэт Максим Богданович, философы Василий Розанов и Семён Франк, академик Константин Бестужев-Рюмин, композитор и музыкальный общественный деятель Михаил Балакирев, химик Алексей Фаворский, революционер Яков Свердлов.

Дарья Константинова
12+

Источник

Нижегородская мужская гимназия

Илья Семёнович Баранов

Координаты: 56°19′35″ с. ш. 44°00′31″ в. д.  /  56.3263° с. ш. 44.0085° в. д.  / 56.3263; 44.0085 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=56.3263&mlon=44.0085&zoom=17 (O)] (Я)

Нижегородская губернская мужская гимназия — первое среднее учебное заведение в Нижнем Новгороде. За 110 лет своего существования она сформировала значительную часть нижегородской интеллигенции, выпустила из своих стен многих видных деятелей русской науки и культуры, общественных деятелей и педагогов.

Содержание

История

Нижегородская губернская гимназия была преобразована из Главного народного училища, созданного ещё в 1786 году. Торжественное открытие её состоялось 12 марта 1808 года. Первым директором её был назначен Иван Иванович Кужелев [1] [2] ; он также преподавал в ней немецкий и французский языки. Из Санкт-Петербурга были присланы трое выпускников Главного педагогического института.

С 1828 года, согласно новому уставу, в гимназиях вводились должности инспектора и почётного попечителя гимназии; в нижегородской гимназии первым почётным попечителем в 1834 году стал Н. В. Шереметев.

В 1889 году в физическом кабинете гимназии обосновался «Нижегородский кружок любителей физики и астрономии».

В 1918 году гимназия была ликвидирована; распоряжением губернского отдела народного образования от 13 ноября 1918 года на базе «Первой мужской гимназии» [9] были созданы 40-я и 15-я Нижегородские советские школы. Здание гимназии сначала заняли Курсы всеобуча красных командиров, а с 1919 года — Опытно-показательная школа при Институте народного образования. В 1921 году здание было передано Институту народного образования, преобразованному в Педагогический институт (ныне — Нижегородский государственный педагогический университет).

Преподаватели

Первые преподаватели гимназии: Л. В. Орлов — старший учитель истории, географии, статистики, Г. А. Протопопов — учитель математики и физики, П. Г. Белецкий — учитель философии и изящных наук, П. В. Алферьев — преподаватель естествознания, коммерческих наук и технологии, П. А. Веденецкий [10] — учитель рисования.

Старший учитель Нижегородской мужской гимназии Александр Щепин стал известен тем, что в конце 1834 года начал проводить первые метеорологические наблюдения в Нижнем Новгороде.

С 1884 года преподавателем физики и математики работал С. В. Щербаков — один из организаторов первого в России астрономического общества; в 1900—1906 годах он — директор гимназии.

С 1887 года и до отставки в 1912 году преподавал древние языки Ф. В. Ржига.

Выпускники

Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. %D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0 1890 %D0%B5 %D0%B3%D0%B3. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0 1890 %D0%B5 %D0%B3%D0%B3. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка %D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0 1890 %D0%B5 %D0%B3%D0%B3. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. Pedagogical University Nizhny Novgorod. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию фото. Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию-Pedagogical University Nizhny Novgorod. картинка Когда главное народное училище было преобразовано в нижегородскую всесословную гимназию. картинка Pedagogical University Nizhny Novgorod.

Интересные факты

На фасаде здания установлена доска с надписью: «Здесь в бывшей Нижегородской губернской гимназии с сентября 1812 года по май 1813 года размещался эвакуированный из Москвы императорский Московский университет во главе с ректором Иваном Андреевичем Геймом».

Напишите отзыв о статье «Нижегородская мужская гимназия»

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Нижегородская мужская гимназия

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d’elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *