Кассиль кондуит и швамбрания чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Кассиль Лев “Кондуит и Швамбрания” Читательский дневник, краткое содержание
Кассиль Лев “Кондуит и Швамбрания” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Кассиль Лев.
Название: «Кондуит и Швамбрания».
Жанр: роман.
Тема произведения: детство.
Число страниц: 324.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Взросление мальчиков происходит на фоне революционных событий в стране. Они учатся взрослой жизни, умению принимать важные решения, ответственности и чести.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со срезанием электрических звонков с дверей жителей города. Даже фараон, приставленный земским, не смог уследить за последним звонком, ведь его срезал сын земского.
План произведения для пересказа
Главная мысль
В трудные времена дети взрослеют раньше, а фантазия помогает им лучше приспособиться ко взрослой жизни.
Чему учит эта книга
Этот роман учит верить в лучшее, не сдаваться, бороться с неприятностями. Учит воспитывать стойкость и упорство. Учит фантазировать и выдумывать. Учит тому, что трудные времена приходят и уходят, а люди остаются.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта книга, а больше всего мне запомнились порядки, которые царили в гимназии. Они были очень страшными, детей никто не уважал и не считал за личности. За малейшую провинность их наказывали.
Новые слова и выражения
Вандал – варвар, разбойник, разрушитель.
Манифест – указ, программа действий.
Синематограф – кинотеатр.
Пословицы к произведению
Сталь закаляется в огне, а человек – в трудностях.
Всё, что ни делается, – всё к лучшему.
Умным и смелым трудности не страшны.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Каков характер, таковы и поступки.
Литературный анализ повести «Кондуит и Швамбравия»
Характеристика автобиографической повести советского писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Взаимоотношения между автором, повествователем и героями в произведении. Композиция, сюжет, художественное пространство и отношение к реальности в повести.
Рубрика | Литература |
Вид | сочинение |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.05.2015 |
Размер файла | 16,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В 1937 году, в год ареста Иосифа Кассиля (Оськи), книга вышла в последний раз. После этого много лет не переиздавалась, но изъята из массовых библиотек не была.
Так случилось, что детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля (1905-1970) совпали с событиями, которые потрясли весь мир. Это Первая мировая война и революция 1917 г. в России.
В композиции повести очень важную роль играет повествователь. Он является смысловым и организующим центром, определяет единство, цельность, структуру и тональность произведения. Взаимоотношения между автором, повествователем и героями могут быть самыми разнообразными, в зависимости от художественного замысла. В этом отношении «Кондуит и Швамбрания» представляет весьма любопытное явление. Повествователем является главный герой (Леля). Иногда его повествовательное «я» как бы удваивается и превращается в «мы», включая голос младшего брата (Ося), что особенно характерно для начала повести:
Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбралию; Мы подвергли мир жестокой критике. Позже мы занесли в список несправедливости и наше воспитание (55); и т. д.
В детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой», герой становится повествователем, рассказчиком. Очевидно, это связано в первую очередь со стремлением писателя отойти в тень, чтобы дать возможность герою и читателю установить предельно доверительные отношения.
Доверяя повествование юному герою, автор отражает действительность с точки зрения ребенка. Эта детская точка зрения позволяет привычные «взрослые» понятия, события показать в неожиданном ракурсе. Более того, поскольку ребенок растет и повседневно меняется, а его время, по словам Б. Житкова, «идет плотней, чем в шекспировской драме», постольку читатель, и юный и особенно взрослый, видит, как день ото дня меняется тональность, характер повествования. Так, в самом начале повести Леля и Оська обнаруживают, что взрослый мир, куда все дети, и они в том числе, стремятся, вовсе не такой приятный, как кажется на первый взгляд.
В «Кондуите и Швамбрании» вплоть до самого эпилога повествование ведет главный герой, лишь изредка в немногочисленных лирических отступлениях проступает голос автора. В эпилоге («Глава с глобусом») повествователь меняется: на смену гимназисту и советскому школьнику Леле приходит писатель, так называемый «биографический автор». Между основным действием повести и событиями, описанными в эпилоге, временной промежуток почти в полтора десятка лет.
Композиция повести выстроена так, что повествователь и биографический автор встречаются на границе развязки и эпилога как герои.
В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.
С детским словотворчеством и детской этимологией связаны многочисленные географические названия: Микстура, Рыбьежирск, Наказань, Порт Фель, Порт Ной, пустыня Кор и Дор. А столкновение детской и взрослой речи создаёт совсем уж комические ситуации, например, в главах «Директор и Оська», «Бог и Оська».
С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена. Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».
Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. кондиут швамбрания реальность герой
Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля.
Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях.
Прощай, прощай, Швамбрания!
За работу пора нам!
Не зевать по сторонам!
Лучше сказки будет быль!
И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
презентация [16,7 M], добавлен 14.10.2014
Детство как особый период в жизни человека. Периоды детства по Л. Демозу. «Модели» ребенка в западноевропейской культурной традиции. Специфика детской литературы. Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Детская тема в творчестве М. Твена.
курсовая работа [35,5 K], добавлен 22.04.2011
Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.
дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013
Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера «Роман с Европой». Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера «пражского» периода.
дипломная работа [256,1 K], добавлен 21.03.2016
Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.
анализ книги [15,9 K], добавлен 07.04.2017
Смысл повести «Кондуит и Швамбрания»
Литературно-художественное произведение Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» адресовано детям среднего школьного возраста. Представляет собой объединенные в одну книгу две автобиографических повести о детских гимназических годах писателя (с 1913 по 1918). Это было сложное для России время, когда на судьбе каждого русского человека отразились эпохальные исторические события ‒ Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот.
Жанрово книга представляет собой нечто среднее между дневниковыми записями и мемуарами в двух частях. Заглавие каждой повести определяет ее тему и имеет символическое значение.
«Кондуит» (год написания‒1931)
Полное заглавие произведения ‒ «Кондуит. Последняя повесть о гимназии». В сокращенном виде книжка была издана под названием «Подпись Цап Царапыча». Так гимназисты звали служителя учебного заведения, в обязанности которого входило следить за их поведением.
Любые нарушения правил записывались пофамильно в дисциплинарный (кондуитный) журнал. За серьезные проступки, проказы, каверзы и даже незначительные шалости полагалось наказание. Провинившийся мог стоять весь урок, остаться на 4 часа без обеда, лишиться каникул, «вылететь» из гимназии. Каждый мальчишка боялся проштрафиться и попасть в Кондуит. Его ещё называли «Голубиной книгой», потому что у гимназистов были шинели такого же цвета, как голуби-сизари.
В целом повесть можно охарактеризовать как «дела и люди» Покровской мужской гимназии, где учился Лев Кассиль. Вынесенное в заголовок название обобщает его яркие впечатления о школьных годах.
«Швамбрания» (год написания‒1933)
«Швамбрания. Повесть с картами, гербом и флагом» ‒ так полностью называется книга о придуманной стране водников и мореходов, в которой разворачивались невероятные события. В доме Ухиных, что на Базарной площади, где жила семья врача Абрама Григорьевича Кассиля, всегда было многолюдно. В домашних играх сыновей, Левушки и Оськи, он превращался в большой корабль. Папу считали капитаном, маму ‒ «глушителем», дочь кухарки Клавдюша выступала в роли пленницы. Царем Швамбрании был Левка. Оська служил почтальоном и приносил письма с вызовом на войну с Бальвонией и Кальдонией. В мирное время жители (двоюродные Дина и Митя, знакомая девочка Таиса) гуляли на Брешке (от названия бульвара «Брехаловка» в Покровске).
Детские фантазии перемешивались с моделированием реальных событий, и игра была пропитана духом времени: раненые солдаты, свергнутый царь, разгромы богатеев, демонстрации, борьба за равенство и справедливость. Поясняя смысл названия, Кассиль говорил, что игра не просто занимала и увлекала. В утешительных просторах воображаемой Швамбрании можно было скрыться «от тех обид, что наносил детям жестокий мир взрослых».
Писатель в 1933 году приехал в родной Покровск, который к этому времени уже переименовали в Энгельс, чтобы поздравить младшего брата с рождением дочери. Они читали всем «Кондуит и Швамбранию», вспоминали детство.
По словам самого писателя, его книга не только про школу. Она про то, как своими детскими умами они с братом поняли и приняли события 1917 года. Революция, говоря словами «Интернационала», до основания разрушила их прежний мир и построила совершенно новый.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 7
Рецензия на книгу «Кондуит и Швамбрания»
Лучшая цена:
366
«Ты хочешь лишить современность права на мечту. Это неверно!»
«Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль
Персонажи. Все герои данной повести описаны автором невероятно чётко. Прозвища персонажей, их поступки, речь – всё это позволяет читателю понять и прочувствовать их внутренний мир. Каждый герой вызывает яркие эмоции: симпатию и сопереживание, жалость, презрение и т.д. Никто не оставляет равнодушным. Персонажи повести представляются настолько настоящими и живыми, что невозможно не поверить в их подлинность. Все их действия удивительно естественны и правдоподобны, у каждого имеются свои мотивации для поступков, которые вытекают из их собственного жизненного опыта и его восприятия.
Сюжет. Сюжет данной книги очень логичен по своей сути. Автором показан путь взросления двух мальчишек, этапы их развития и восприятия реальности. Реакции ребят на происходящие в окружающем мире события, сначала находят отражение в их собственной сказочной стране, в которой они отрицают всё то, что им не нравится и кажется несправедливым. Однако реальность постепенно вторгается в их выдуманный мир, и он становится всё больше похожим на настоящую жизнь, пока, наконец, она полностью не завладевает их умами и мыслями. На протяжении всей книги мы можем наблюдать постепенные метаморфозы, происходящие в фантастической стране, которые ведут в конечном итоге к её ненужности и гибели. В свою очередь динамичность повествования делает сюжет очень увлекательным, не даёт читателю заскучать и позволяет пройти этот путь вместе с главными героями этой книги.
Основная мысль. Основная мысль данной книги, на мой взгляд, заключается в том, что именно благодаря «детской мечте», человек воспитывает в себе лучшие качества, а именно «практический идеализм», который так необходим в борьбе за справедливую реальность, ведь «здесь проявляется наше стремление сквозь все препятствия двигаться вперёд». Книга учит читателя мечтать, с улыбкой встречать все жизненные трудности на своём пути и всегда стремится к лучшему.
Оригинальность. Идея данного произведения необычайно оригинальна. Герои создают свой собственный исключительный волшебный мир, в котором отражаются их индивидуальные особенности восприятия реальности. Бурная фантазия мальчишек, вплетаясь в их настоящую жизнь, образует огромное количество забавных и непредсказуемых ситуаций. А то, что повесть основана на реальных событиях из жизни автора, служит ярчайшим доказательством её неповторимости.
Отображение. Автору удалось воплотить свою идею самым понятным и доступным для маленьких читателей образом – посредством сказочного повествования вкупе с простотой и лёгкостью изложения, а также благодаря изрядной доле юмора. Фантастическое допущение этой книги заключается в существовании некой вымышленной страны – Швамбрании, которую выдумали двое мальчишек. В этой стране есть всё, что полагается: правители, поданные, войны, приключения, смертность и т.д. Именно фантастическая составляющая помогает писателю раскрыть свой замысел перед юными читателями.
Однако все эти приёмы не только не делают книгу менее интересной для взрослых, но и, наоборот, позволяют насладиться в полной мере всей прелестью игры образов и слов в данном произведении. Оба мира, вымышленный и реальный, представляются настолько ярко, подробно и красочно, что невозможно не проникнуться той теплотой и любовью, с которой писатель описывает нам их.
Общественное значение. Несмотря на социалистический уклон произведения, отсутствует ощущение пропаганды со стороны писателя. Повесть лишь отражает жизненные реалии и настроения того времени, описывает отношение окружающих к происходящим изменениям, а именно к Октябрьской революции 1917 года, свержении монархии и установлении новых порядков. В повести присутствуют персонажи, разделяющие разные мнения по политическим вопросам. Автор даёт читателю самому сделать собственные выводы, отражая лишь свой личный опыт и воспоминания. Тем не менее, книга побуждает действовать на благо своей страны, делать себя и окружающий мир лучше, мечтать и воплощать свои мечты в реальность, быть двигателями прогресса.
Внелитературные достоинства. Книга, несомненно, интересна в социально-историческом смысле, так как отражает быт и нравы дореволюционной и послереволюционной России начала XX века. Продвигаясь по сюжету данной повести можно чётко проследить, какие именно изменения произошли в образовательной, культурной, здравоохранительной и других сферах жизни общества.
Востребованность. Тема, поднятая в данном произведении, безусловно, актуальна и по сей день. Несмотря на то, что книга рассчитана на маленького читателя, она будет очень интересна и полезна взрослым. Ведь она погружает в страну детских фантазий и грёз, позволяя скинуть с себя тяжесть серых будней и окунуться в мир детской непосредственности, вспомнить свои собственные мечты и выдумки, расслабиться и посмеяться. Мечтать важно и нужно в любом возрасте, и необходимо сохранить в себе это, чтобы стремится всегда к чему-то большему и лучшему.
Общее впечатление от книги. После прочтения данной повести остаётся очень приятное чувство лёгкости и вдохновения. Мне, как взрослому читателю, уже невозможно вернуть то чувство детской веры в чудеса и сказки, однако, прикосновение хотя бы на время к чужому миру фантазий позволило отыскать в себе того маленького мечтателя, который был похоронен много лет назад.
Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей
Чему учит повесть кондуит и швамбрания. «Кондуит и Швамбрания
Книжные обзоры
Книги для младших школьников
Л. Кассиль
«Кондуит и Швамбрания»
С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена… Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».
Обзор подготовила филолог
Как вспоминает Лев Кассиль, эта история началась в тот день, когда они с братом Оськой отбывали наказание в углу за утерянную шахматную королеву. Фигурки набора были изготовлены для отца под заказ, и он ими очень дорожил.
Страна, открытая в кладовке
Новая земля требовала красивого названия. Лелька и Ося назвали Швамбранией, по ассоциации с книгой Шваба «Греческие мифы». Буква «М» была прибавлена для благозвучия.
Кондуит и Швамбрания. Краткое содержание книги
Швамбранию запечатлел на самодельной карте сам Оська. Формой она напоминала человеческий зуб, который юный художник скопировал с рекламы зубного врача.
Война начиналась так: с парадного к царю (Лелька) являлся почтальон (Оська) и вручал царю письмо с вызовом от врагов. Враги жили по ту сторону «заборов», изображенных на карте полуокружностями. Сражения происходили на прямоугольнике, обозначенном словом «война». По обе стороны «войны» размещались «плены», куда сажали захваченных солдат.
Брешка и Джек, спутник моряков
Параллельно со швамбранской баталией Россия тоже вступила в Первую мировую войну. Швамбрания всегда выходила победительницей из сражений, как и царская Россия, в школьных учебниках.
В Швамбрании Оська и Лелька проживали в Драндзонске, на последнем этаже тысячеэтажного дома. А в их родном городе Покровске под окнами проходила улица, называемая в народе Брешка.
… По Волге ходило много грузовых пароходов, что не могло не отразиться на Швамбрании. Там тоже появился герой, известный как Джек, спутник моряков. Это получилось в связи с книжечкой, приобретенной на рынке. Это был международный словарик для моряков.
Как полиглот, Джек свободно говорил: «Кэн ай хелп ю?! Доннер ветер, гутен морген, здрасьте, человек за бортом, мама миа, как много возьмете за спасение корабля»?
Этим он отличался от обитателей Брешки, заплевывающих шелухой улицу, и мог служить образцом культуры для сознательных швамбранцев.
Каюты первого и третьего класса
Много забавных моментов описывает Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания». Краткое содержание не дает возможности полностью погрузиться в жизнь маленьких героев, которая иногда напоминала корабль.
Из иллюминатора кухни открывался вид на другой мир. В этом мире жили те, кого взрослые называли неподходящим знакомством. Среди них были: нищие, грузчики, трубочисты, дворники, слесари и пожарники. Может они были и неплохими людьми, но наших героев взрослые убеждали, что на них полно микробов.
Оська любил вытаскивать рыбок из аквариума, а потом устраивать их похороны в спичечных коробках. Как-то раз он почистил кошке зубы, а она его исцарапала.
Однажды Оська встретился с попом, о котором подумал, что это девушка, а поп вступил с ним в религиозную беседу.
Оська был великим путанником и постоянно путал: каннибалов с Балканами; сенбернара с артисткой извергов с извергающимся вулканом.
Поездки в народ
Папа швамбранцев работал врачом. Иногда, из демократических побуждений, он заказывал повозку с лошадкой, надевал рубашку-косоворотку и в роли кучера садился на облучок. Если впереди шли знакомые дамы, папа просил Лельку, чтобы он попросил их уступить дорогу. Лелька подходил и смущенно говорил: «Тети, то есть мадамы… папа просит вас трошки подвинуться. А то мы вас ненароком придавим».
«Кончилась эта «езда в народ» тем, что папа однажды опрокинул нас всех в канаву. С тех пор поездки прекратились» (Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»).
Русская Синдерелла
Однажды швамбранцы поняли, что в жизни что-то не так. Главными на этой земле были взрослые, но не все. А лишь те, на которых были дорогие шубы и форменные фуражки. Остальные заносились в разряд неподходящего знакомства и работали от зари и до зари. Миром правила основная мысль книги «Кондуит и Швамбрания», краткое содержание которой расскажет об основных положительных и отрицательных персонажах.
В гости к швамбранцам приехал кузен Митя, исключенный из гимназии. Митя не любил чиновников и предложил насолить земскому.
Предстоял бал-маскарад, и смазливой горничной Марфуше приготовили роль возмутительницы сердечного покоя земского. Для нее смастерили костюм в виде конверта. На него пошли почтовые марки, которые Марфуша собирала много лет.
Сизари и Кондуит
Лельку приняли в гимназию. Гимназистов называли сизарями из-за цвета шинелей. Сизари были вольными птицами и не желали подчиняться порядкам. В первый же день Лелька, зашедший с мамой в кафе, попал в Кондуит (или Голубиную книгу). Так назывался журнал, куда директор гимназии, прозванный Рыбьим глазом, заносил штрафников. Кафе считалось увеселительным заведением, а гимназистам посещать подобные места не разрешалось.
Записи в кондуите делал и надзиратель гимназии, по кличке Цап-Царапыч. Попасть в журнал было просто; за расстегнутую шинель и появление в городе после семи вечера; за посещение кинематографа или ношение рубашки-вышиванки.
Единственным, кто нравился гимназистам, был языкастый инспектор Ромашов, воспитывавший сизарей нудными внушениями. После его лекций у многих пропадало желание хулиганить, вспоминает автор произведения «Кондуит и Швамбрания».
Герои книги прошли будни старой гимназии. Из наиболее ярких фигур книги выделялся Афонский Рекрут, герой шалмана, человек, чинивший электрические звонки и обожающий литературу.
Шалман, как его прозвали горожане, был пристанищем бедноты. Он находился возле мясных рядов на базаре. В нем китайчонок Чи Сун-ча, ассенизатор Левонтий Абрамкин, немецкий шарманщик Гершта, воры Кривопатря и Шебарша и мелкий Иосиф Пукис. В шалмане читали книги и гимназисты чувствовали себя взрослыми людьми, равными среди равных.
Об этом вспоминает Лев Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (краткое содержание книги не может передать этого в полной мере) описывает быт простого народа. Это описание познакомит юных читателей с жизнью, которая для многих станет настоящим открытием.
Тараканиус и Матрена
Директор из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.
Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.
Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках.
Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль («Кондуит и Швамбрания»). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.
Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.
Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.
Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.
Пропажа Атлантиды
Делегация гимназистов пошла в женскую гимназию, чтобы выбрать самых красивых девочек для класса. Им тут же дали клички: Бамбука, Люля-Пилюля, Оглобля и Клякса. С появлением девочек в гимназии стали играть в «гляделки». Игра заключалась в том, чтобы часами глядеть на собеседника. Моргать не разрешалось. Бывали случаи, что доходило до обмороков.
В России произошла революция, царь отрекся от престола. Швамбрания, соответственно, тоже отреагировала беспорядками. После продолжительных и глубоких сомнений скончался Джек, Спутник Моряков. Последними его словами были: «Ферма ля машина! Стоп ди машина! Же вез а…» На могиле героя водрузили золотой якорь, вместо венков ее украсили спасательными кругами.
Заключение
В квартиру подселили красного комиссара Чубарькова. Он научил Оську игре в ляпки-тяпки. Игрой увлекся и папа. У игроков были красные от шлепков руки.
В гости приехали тетки-родственницы, которые начали воспитывать Оську и Лельку и водить их в театр.
В одной комнате поселился военный, Ла-Базри-Де-Базан, а другую комнату заняла комиссия по борьбе с дезертирами. Папу забрали на фронт. Маркиз Де-Базан, как его называли тетки, украл мыло, спрятанное мамой в пианино, но после того, как вызвали ЧК, мыло нашлось. А вместе с мылом пропавшие карты Швамбрании. Чекисты, увидев карты нового государства, смеялись до упаду.
Швамбранцы обнаружили в заброшенном доме алхимика Кирикова, варившего элексир жизни. Потом выяснилось, что это обычный самогон.
Папа вернулся с фронта. У него был тиф. Он выглядел худым и желтым и по его бороде ползали вши.
Страна Грез надоела нашим героям. Суровые будни оттеснили выдуманное государство, в котором никогда не применялся, как утверждает Кассиль, кондуит. И Швамбрания, отзывы читателей о которой звучат восторженно, навсегда запомнится тем, кто прочитал эту книгу.
Дом Угря, где Лелька и Оська играли, разобрали на дрова. Швамбрания перестала существовать.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В 1937 году, в год ареста Иосифа Кассиля (Оськи), книга вышла в последний раз. После этого много лет не переиздавалась, но изъята из массовых библиотек не была.
Так случилось, что детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля (1905-1970) совпали с событиями, которые потрясли весь мир. Это Первая мировая война и революция 1917 г. в России.
В композиции повести очень важную роль играет повествователь. Он является смысловым и организующим центром, определяет единство, цельность, структуру и тональность произведения. Взаимоотношения между автором, повествователем и героями могут быть самыми разнообразными, в зависимости от художественного замысла. В этом отношении «Кондуит и Швамбрания» представляет весьма любопытное явление. Повествователем является главный герой (Леля). Иногда его повествовательное «я» как бы удваивается и превращается в «мы», включая голос младшего брата (Ося), что особенно характерно для начала повести:
Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбралию; Мы подвергли мир жестокой критике. Позже мы занесли в список несправедливости и наше воспитание (55); и т. д.
В детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой», герой становится повествователем, рассказчиком. Очевидно, это связано в первую очередь со стремлением писателя отойти в тень, чтобы дать возможность герою и читателю установить предельно доверительные отношения.
Доверяя повествование юному герою, автор отражает действительность с точки зрения ребенка. Эта детская точка зрения позволяет привычные «взрослые» понятия, события показать в неожиданном ракурсе. Более того, поскольку ребенок растет и повседневно меняется, а его время, по словам Б. Житкова, «идет плотней, чем в шекспировской драме», постольку читатель, и юный и особенно взрослый, видит, как день ото дня меняется тональность, характер повествования. Так, в самом начале повести Леля и Оська обнаруживают, что взрослый мир, куда все дети, и они в том числе, стремятся, вовсе не такой приятный, как кажется на первый взгляд.
В «Кондуите и Швамбрании» вплоть до самого эпилога повествование ведет главный герой, лишь изредка в немногочисленных лирических отступлениях проступает голос автора. В эпилоге («Глава с глобусом») повествователь меняется: на смену гимназисту и советскому школьнику Леле приходит писатель, так называемый «биографический автор». Между основным действием повести и событиями, описанными в эпилоге, временной промежуток почти в полтора десятка лет.
Композиция повести выстроена так, что повествователь и биографический автор встречаются на границе развязки и эпилога как герои.
В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.
С детским словотворчеством и детской этимологией связаны многочисленные географические названия: Микстура, Рыбьежирск, Наказань, Порт Фель, Порт Ной, пустыня Кор и Дор. А столкновение детской и взрослой речи создаёт совсем уж комические ситуации, например, в главах «Директор и Оська», «Бог и Оська».
С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена. Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».
Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. кондиут швамбрания реальность герой
Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля.
Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях.
Прощай, прощай, Швамбрания!
За работу пора нам!
Не зевать по сторонам!
Лучше сказки будет быль!
И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Детство как особый период в жизни человека. Периоды детства по Л. Демозу. «Модели» ребенка в западноевропейской культурной традиции. Специфика детской литературы. Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Детская тема в творчестве М. Твена.
Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.
Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера «Роман с Европой». Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера «пражского» периода.
Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.
Рассмотрение основных положений концепции «естественной личности» в повести А.И. Куприна. Своеобразие реализма художественного стиля писателя, состоявшего в противостоянии реального и идеального миров. Роль романтической составляющей в произведении.
Интерпретация понятия «характер» в литературоведении. Способы раскрытия литературного характера в художественном произведении. Проблема характера в повести Ю.В. Трифонова «Дом на набережной». Литературоведческий анализ специфики героя в повести.
Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон».
Особенности работы Чехова над повестью «Три года». Эволюция творческого жанра от «романа» к повести. Описание системы образов в повести «Три года», ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.
Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести «Гранатовый браслет». Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема «маленького человека» в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.
Сюжет
В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.
Влияние
В музее Льва Кассиля в городе Энгельсе есть экспозиция, посвящённая Швамбрании. Ежегодно в день рождения Льва Кассиля, 10 июля, музей проводит праздник-карнавал «Виват, Швамбрания!»
В 2002 году Эдуард Лимонов использовал Швамбранию в качестве аллегории вымышленного государства-утопии в своём высказывании в прессе.
Лев Абрамович Кассиль
«Кондуит и Швамбрания»
Кондуит
Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет. Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я был царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот.
Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор) — домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад.
Швамбрания
Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе всё изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.
Кондуит и Оська были сыновьями доктора в Покровске. Они фантазируют о вымышленной ими стране Швабрании в Тихом океана, которая напоминает форму зуба. Кондуит правил государством, а Оська служил почтальоном, разнося письма с вызовами на войну. Швамбрания всегда выигрывала сражения. Ее население состояло с мореходов и водоплавателей, среди которых главным был Джек. Свой дом Кондуит представлял пароходом, капитаном которого был отец.
Однажды к мальчикам приехал их родственник Митя, который делал разные пакости. Он привел на маскарад служанку, что вызвало негодование земского. Кондуит поступил в гимназию, где велась специальная книга штрафов. За проступки детей ставили в угол на час, а затем отпускали домой. Ученикам было запрещено появляться в Народном саду из-за чьей-то потасовки. В знак протеста Оська и другие ученики срезали все звонки, за что некоторых из них исключили из гимназии.
В следующем году гимназию мальчиков объединили с женской. Кондуит обучает Оську, чтобы его не обижали в учебном заведении в первый год. Учитель по алгебре дополнительно занимается с детьми, что вызывает удивление у родителей, но ученикам нравится, они даже захотели посоревноваться в математических знаниях с «бэшниками». Однажды их даже арестовал патруль, когда они возвращались с гимназии в полночь, но им удалось выкрутиться, придумав историю про касторку. Гимназисты уважали комиссара, и когда он заболел на тиф и ослабел, они его навещали и носили сахар.
Семья Кондуита переехала в новый дом, а у мамы забрали пианино, где хранилось е душистое мыло и документы Швамбрании. Кондуит поехал с матерью забирать свои вещи. Через некоторое время семья вновь переехала, и они все вместе стали регулярно посещать театр, потому что это стало модно. Когда отца забрали на фронт, Кондуит содержит мать и брата за счет своей педагогической деятельности, за которую он получал фунт мяса ежемесячно. Во время исследования заброшенного дома, мальчики провалились в подвал, где обнаружили Кирикова, который сказал им, что изготовляет волшебный эликсир, хотя на самом деле это был самогон. К ним приехала родственница Дина, в которую влюбился комиссар, и устроилась на работу в библиотеку.
Мальчикам надоело играть в Швамбранию, которая на то время была построена у Угря дома, и пустили ее на дрова. Но Оська, даже повзрослев и став отцом, продолжает вспоминать выдуманную страну.