какую атмосферу не должен создавать учитель в классе во время игры

Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами (включая не только педагогов и детей, но и весь технический персонал), научный уровень мышления, ориентированный на вскрытие сути как поиск Истины, культурную, эстетически оформленную организацию труда в соответствии с принципом Красоты и защищенное положение взрослых и детей как привнесение Добра в образовательное учреждение.

Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий. Так, например, учительница русского языка и литературы может использовать фрагменты классических произведений на своих уроках.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

Установление личных контактов: Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.

Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий

Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

— Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

— Когда вы рисуете на парте…

— Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

— Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

— Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

— Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

— Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.

— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

— Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.

Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Ниже представлены рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги.

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Источник

Семинар-практикум для педагогов «Создание атмосферы психологической поддержки в классе»

Цель: Актуализация знаний педагогов о важности и необходимости поддержания положительной психологической атмосферы в ходе учебного процесса.

Участники: педагоги школы

Длительность мероприятия: до 90 минут.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, столы, ручки, доска с магнитами, бумага, карточки с ситуациями.

Формы работы: беседа, мозговой штурм, практические ситуации.

Ход семинара

Информационная часть

Сегодня мы поговорим о важности и необходимости поддержания положительной психологической атмосфере в ходе учебного процесса.

1. Что такое психологическая атмосфера на уроке? Как мы это для себя определяем?

— Это такая атмосфера, которая побуждает учеников к учению.

— Это атмосфера сотрудничества учеников и учителя.

— Это атмосфера конфронтации (конфликта) учеников и учителя.

— Доброжелательная атмосфера, когда хочется общаться с детьми.

— Атмосфера взаимного доверия и уважения.

— Атмосфера взаимного издевательства и унижения.

— Атмосфера упреков и принуждения.

— Атмосфера эмоциональной включенности и взаимопомощи. И т. д.

Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива.

2. По каким признакам мы можем судить: благоприятная или неблагоприятная атмосфера на уроке:

Риторический вопрос: как часто это происходит?

— К чему может привести такая атмосфера, если она повторяется? К стрессовому состоянию как учителя, так и учеников.

— Выделим факторы, нарушающие благоприятную атмосферу в классе и приводящие к стрессу учащихся:

A) Когда ученикам не ясно, каких результатов работы ждет от них учитель.

Б) Недостаточное использование или недооценка возможностей детей, когда им поручается выполнение задач, которые по сложности ниже способностей.

B) Перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед учениками слишком много задач.

Г) Недостаточность ресурсов или данных для использования в работе, то есть отсутствие наглядных материалов, инвентаря (физкультура или труд), инструментария (химия, физика, биология), отсутствие убедительности, скудность материала, однообразные и неинтересные формы подачи материала.

Д) Неучастие, когда у детей нет возможности для выражения своего мнения.

— Как мы себя ведем, когда в классе благоприятная атмосфера: улыбаемся, жесты спокойны, мы обращены лицом к детям, нам интересно на этом уроке, мы чаще хвалим успешных детей, подбадриваем менее успешных. Какое желание мы при этом испытываем? (Желание учить.) Какое желание при этом испытывают дети? (Желание учиться.)

Риторический вопрос: как часто это происходит?

3. При каких отношениях учителя и учеников возможна эффективная атмосфера в классе?

— Отношения партнерства, сотрудничества, сотворчества.

— Проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, одобрение, похвала; доверие, авансирование личности; прощение, проявление огорчения, поручение важного дела и т. д.

5. Какими принципами должен руководствоваться учитель, чтобы создать в классе нужную атмосферу?

Психолог Карл Рождерс, один из основателей гуманистического направления в современной психологии, выделяет следующие принципы:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Он должен помогать учащимся формулировать и уточнять цели и задачи, стоящие как перед классом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Учитель должен выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому ученик может всегда обратиться за помощью.

4. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой детского коллектива и принимать его.

5. Он должен быть активным участником взаимодействия.

6. Он должен уметь выражать в группе свои чувства.

7. Он должен стремиться к достижению эмпатии (понимать чувства и переживания каждого школьника).

8. Наконец, он должен хорошо знать самого себя, чтобы удерживать благоприятную психологическую атмосферу, уметь отслеживать свои состояния и вовремя корректировать свои действия.

Практическая часть

Разбор ситуаций в группах

Предварительно описание ситуаций раздать по группам.

Остановимся на таком организационном факторе, обеспечивающем успех проведения урока, как опрос и оценивание ответов учащихся на разных этапах. Чтобы уяснить роль правильного оценивания ответов учащихся для эффективности занятия, приведем два примера.

Ситуация 1

На уроке математики учитель вызывает к доске одного учащегося: “Петров! К доске! Решай!” После этого быстро читает задачу. Ученик П. нехотя идет к доске, начинает писать уравнение. Постоянно оглядывается, ища подсказки.

Учитель. Ты мне решай, не оглядывайся попусту. Они тебе не помогут. Да и самому соображать пора.

Ученик. Что, и спросить нельзя?! Может, я не понял.

Ситуация 2

На уроке математики изучаются уравнения и неравенства.

Учитель. А теперь вы уже собрались с мыслями, подумали, все вспомнили. Будем работать. Сергей Иванов, иди и запиши уравнение. Все записывают у себя в тетрадях. Потом вместе разберем его. Пожалуйста, Сережа. (Диктует, Сережа пишет на доске.) Записали? Ну, а теперь мы мешать друг другу не будем. Подобные уравнения вы уже решали и должны справиться с этим. Сережа (постоянно оглядывается, ища подсказки, но все пишут в тетрадях, не поднимая головы. Робко обращается к учителю). Я не понял. Учитель. Давайте поможем Сереже все вместе.

— Чем отличаются эти фрагменты в дидактическом и психологическом плане?

— Какие ошибки допускает учитель в первом случае? (Методические правила организации опроса, психологические правила опроса.)

— Какие еще существуют способы привлечения к опросу?

Методическое правило организации опроса на этапе актуализации таково: сначала задать вопрос, потом отвести время на то, чтобы ученики внутренне подготовились к ответу, потом назвать фамилию учащегося, который должен отвечать.

Нарушил учитель и психологические правила. Им не учтены индивидуальные особенности и психические состояния учащихся. Педагог тормозит мотивационную сферу учеников, не формирует у них положительного отношения к учению, не пробуждает уверенности и целеустремленности в овладении знаниями. Педагог недоброжелателен, бестактен, подчеркивает социальную дистанцию между ним и детьми.

Необходимо, чтобы при ответе была задействована вся группа. Способы привлечения к опросу разнообразны: внесение поправок, письменное рецензирование, дополнительные вопросы, коллективная оценка экспертов и т. д.

Очень важно при опросе снизить уровень тревожности учащихся, особенно проходящих адаптацию в начальной школе, средних и старших классах.

Вот наиболее типичные ошибки учителя при опросе учащихся:

— Обращение к ученикам не по имени или фамилии, а во втором или третьем лице: “Ты иди к доске”, “Кто заметил у него ошибку?”.

— Приказной, административный тон распоряжений: “Откройте тетради!”, “Пишите!”.

— Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его, беседа или перепалка в это время с другими учениками.

— Субъективизм во всех предъявляемых к учащимся требованиях: “Ты мне расскажи”, “Ты мне напиши”, “Я тебе поставлю отметку”.

— Игнорирование психологических особенностей детей (проявление темперамента, нервного напряжения, индивидуальных особенностей).

Каких правил эффективного взаимодействия необходимо придерживаться на уроке? Прочитайте и дополните список.

1. Проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе не отчитывать ученика в присутствии всего класса.

2. Чувство юмора поможет убрать напряжение в классе.

3. Необходимо поддерживать ситуацию успеха.

4. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ученику (хотя бы периодически).

5. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица.

6. При возникновении учебных трудностей обязательно четкое прояснение материала.

7. Классному руководителю обратить внимание на межличностные отношения, выявить лидеров, отверженных.

8. На агрессивное поведение детей давать “обратную связь” в виде “Я-высказывания”, выражая собственное отношение к поступку.

9. Сотрудничество — наиболее приемлемая форма построения отношений взрослых с детьми.

Уверенность детей в своих силах, в том, что они хорошие, необходимы как воздух для построения положительных отношений с другими и успехов в учебе. Это зависит от родителей и педагогов.

Заключительная часть, подведение итогов

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.

Успеха и хорошего вам настроения!

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.

2. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995

3. Самоукина Н. В. Игры в которые играют. Психологический практикум. Дубна, “Феникс+”, 2000

4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

5. Фопель К. Энергия паузы. – М. Генезис, 2001

Источник

«Создание благоприятного психологического климата в классе в условиях реализации ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Создание благоприятного психологического климата в классе

«Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть
всегда достоин своего места и роли».

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. И поэтому, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.

В понятии психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагогам необходимо знать характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество и т.п.

В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

Члены коллектива пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе, классным руководителем могут использоваться различные психолого-педагогические приемы и методы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе:

1. Игра-тест «Альпинист «. В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

какую атмосферу не должен создавать учитель в классе во время игры. hello html 5ae31fe0. какую атмосферу не должен создавать учитель в классе во время игры фото. какую атмосферу не должен создавать учитель в классе во время игры-hello html 5ae31fe0. картинка какую атмосферу не должен создавать учитель в классе во время игры. картинка hello html 5ae31fe0.

Учитель подходит к ребятам, узнаёт их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект «Символика моего класса»

«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

3 этап : Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».

ПАМЯТКИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Делай, что исповедуешь!

Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

Забудьте о покровительственном тоне.

Создавайте условия, а не диктуйте их.

9. Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

В заключение можно привести несколько правил, благодаря которым будет обеспечен психологический комфорт на занятии:

заходя в кабинет, необходимо «оставить за дверью» все отрицательное.

имя – вот что самое приятное для человека.

тщательно подготовьте свое занятие, продумав все до мелочей.

не забывайте, что «плохой ученик» не значит «плохой человек».

нельзя сравнивать успехи отдельных учеников.

не повышайте голос, а тем более не унижайте достоинства детей в любой ситуации.

хвалите ученика при всех, а прощайте наедине.

в любое время создавайте ситуацию успеха.

корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.

Не зря говорил Н. А. Добролюбов: справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *