какой писатель учился в царскосельском лицее
Самые известные выпускники Царскосельского лицея
Июнь – пора выпускных и экзаменов. Сейчас еще вчерашние школьники бегают в поисках учебных заведений. Выпускники бывают разные, а какими они были раньше, в золотом веке? Политика, экономика, фехтование, чистописание, танцы – все это дисциплины Императорского Царскосельского лицея. С той поры образование сильно изменилось, но воспоминания об учениках живут и поныне. «Твоя параллель» составила Топ знаменитых выпускников одного из самых привилегированных учебных заведений 19 века.
Владимир Дмитриевич Вольховский
Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский лицей, где получил прозвище «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов». Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей группы декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества.
Александр Михайлович Горчаков
Иван Иванович Пущин
Декабрист Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в 14 лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно», который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность. Среди лицеистов он пользовался общей любовью, принадлежа к числу тех юношей, которые, по словам лицеиста графа Модеста Корфа, «наиболее любимы товарищами, — с светлым умом, с чистою душой».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
«Сумрачный лицеист» — эти слова точно отражают состояние души Салтыкова в годы учения в Царском Селе. Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».
И если для Пушкина воспоминания о Лицее — это прежде всего теплые воспоминания о друзьях и преподавателях («…И вижу вновь семью друзей»), то в памяти Салтыкова Лицей остался казенным учебным заведением, в котором он не нашел ни одного близкого друга, где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном», где он терпел «всевозможные преследования» и проходил испытания карцером. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках. В Лицее он начал свой путь в литературе, здесь развилось его увлечение поэтическим творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин
Ну и конечно, на первом месте самый известный и почитаемый выпускник, лицо Императорского Царскосельского лицея — Александр Сергеевич Пушкин. Еще при жизни поэта называли гением и негласно короновали. Сергей Львович, узнав об открытии Александром I учебного заведения в Царском селе, принял решение, что его сын должен поступать именно туда. Бесплатное обучение, покровительство царя и блестящая карьера в будущем – все это привлекло отца Пушкина. Но была проблема, в Лицей принимали всего тридцать воспитанников, а претендентов из детей родовитых дворян было много. Тут то отец начал хлопотать и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен. Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав испытания, был принят. Про то, каким учеником был Александр Сергеевич, вспоминали его друзья и преподаватели. Они подмечали, что Пушкин был рассеян, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры и примеры. Но даже несмотря на это, он отлично знал иностранные языки, любил историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии.
Лера Марухно
2 thoughts on “ Самые известные выпускники Царскосельского лицея ”
порадовал материал, что уж там говорить. про таких людей всегда интересно читать
Самые знаменитые лицеисты
1. Александр Пушкин: «успехи в русском не столько тверды, сколько блистательны»
Первый выпуск Царскосельского лицея оказался самым звездным за всю историю учебного заведения. За соседними партами сидели Александр Горчаков, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Модест Корф, Алексей Илличевский. Но больше других прославился хорошо известный всем без исключения школьникам Александр Пушкин.
Однокашники прозвали его «Француз» и «Егоза» – за хорошее знание иностранного языка и непоседливость. Учеба давалась будущему гению российской поэзии непросто. Говорили, что у Александра слезы наворачивались на глаза, когда преподаватель математики выводил на доске ряды примеров.
Гораздо лучше обстояло дело с гуманитарными науками. «Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны», – резюмировал один из педагогов. В итоге среди выпускников Пушкин оказался четвертым с конца списка, продемонстрировав успехи только в российской и французской словесности и в фехтовании.
И хотя шестилетнее обучение в стенах Царскосельского лицея поэт называл «годами заточения», впоследствии он тепло вспоминал и педагогов, и друзей, и многочисленные шалости лицеистов. Им посвящены многие стихотворения Пушкина: «Была пора: наш праздник молодой…», «Чем чаще празднует Лицей», «Воспоминания в Царском селе», «19 октября» и многие другие.
2. Федор Матюшкин: «волн и бурь любимое дитя»
Одним из лучших друзей Пушкина по лицею стал Федор Матюшкин, будущий адмирал и полярный исследователь. С первых же месяцев обучения он проявлял поразительные способности к географии и истории. И хотя мальчик ни разу не бывал на корабле, он грезил морем.
Отчасти в необъяснимой тяге Федора к путешествиям «повинен» юный Пушкин. Друзья часто сидели вместе на берегу пруда и мечтали о дальних странах. А красноречия будущему «солнцу русской поэзии» было не занимать.
От товарищей будущий адмирал получил прозвище «Плыть хочется». «Волн и бурь любимое дитя», говорил о нем Пушкин.
Вскоре после окончания лицея Матюшкин добился, чтобы его взяли в кругосветное плавание, а позже участвовал в экспедиции Фердинанда Врангеля. Три года кропотливой работы в Арктике превратились в линию океанского берега на российских картах. А один из открытых мысов назвали в честь Федора – «мысом Матюшкина».
3. Михаил Салтыков-Щедрин: «мрачный лицеист»
В 1843 году лицей переехал из Царского села в Санкт-Петербург и стал называться Императорским Александровским. Михаил Салтыков (в будущем – известный писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин) оказался в числе первых выпускников обновленного учебного заведения.
С пушкинской поры многое изменилось в лицее. Например, когда-то здесь были запрещены телесные наказания. Однако в воспоминаниях будущего писателя лицей предстает «полувоенным интернатом», где лицеистов ставили в угол, лишали обеда, пороли розгами, сажали в карцер и даже исключали из учебного заведения. И фамилия Салтыкова нередко упоминалась в числе провинившихся учеников.
Причем часто мальчика наказывали из-за стихов, за невнимательность. Лавры Пушкина не давали покоя лицеистам, почти в каждом курсе находился тот, кто мечтал стать прославленным поэтом. Салтыков тоже увлекся стихами и грезил о литературной славе.
Одноклассники называли Михаила «поэтом» и «умником». А родные добавили еще одно прозвище – «мрачный лицеист», ведь на его угрюмом лице невозможно было поймать улыбку. Видимо, уже тогда будущий сатирик начал копить материал для своих будущих фельетонов и книг.
4. Вячеслав Шварц: историк и художник
Будущий основоположник историко-бытового жанра в русской живописи очень рано проявил интерес к рисованию, хотя способности у него были ко многим предметам. Например, в 10 лет он уже хорошо объяснялся на французском, немецком и английском языках, а впоследствии выучил итальянский и арабский.
В лицее Вячеслав сразу обратил на себя внимание учителя рисования и очень продвинулся под его руководством. Хорошая память часто спасала мальчика. На большинстве занятий он рисовал – вместо того чтобы записывать урок, однако оставался лучшим учеником в классе. Курс он окончил с золотой медалью.
После выпуска Шварц занимался в Академии художеств на отделении батальной живописи и одновременно посещал лекции историка Николая Костомарова в Петербургском университете. На стыке увлечения историей и живописью и родился его особый стиль.
На полотнах Шварца с глубоким знанием и вниманием к деталям показана бытовая допетровская Русь: «Сцена из домашней жизни русских царей», «Стрелец XVI века», «Плач Ярославны», «Посольский приказ в Можайском уезде». Он стремился раскрыть своеобразие житейского уклада исторических лиц, уделял особое внимание деталям: даже узор на скатерти имел значение. После картины «Вербное воскресенье при Алексее Михайловиче» ему дали звание академика.
5. Василий Сафонов: наши в Карнеги-холле
Дирижер, пианист, сподвижник Петра Чайковского, учитель целой плеяды выдающихся музыкантов XX века также окончил лицей. Сафонова наверняка ждало большое будущее в канцелярии Комитета министров, куда его зачислили после выпуска, но Василий, несмотря на протесты отца, подал в отставку и стал преподавать пение в родном лицее.
Санкт-Петербургскую консерваторию Сафонов окончил экстерном за 7 месяцев с золотой медалью. Через несколько лет Сафонов стал преподавателем, а после – директором Московской консерватории. Благодаря ему учебное заведение обзавелось новым зданием и Большим концертным залом.
Сафонов несколько лет руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром, регулярно выступая в Карнеги-холле, возглавлял Национальную консерваторию Америки. Благодаря ему на Западе впервые прозвучали многие сочинения российских композиторов.
В своем пособии по игре на фортепиано «Новая формула» Сафонов призывал студентов «честно служить благородному искусству музыки». И даже здесь слышатся отголоски лицейского девиза: «Для общей пользы».
Профессиональный редактор, филолог. Моими первыми шагами в журналистике стали статьи о медицине. Интересуюсь этой темой до сих пор. Обожаю польский язык. Считаю, что взрослые – это большие дети, а любовь и здоровье – главное в жизни человека.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Самые известные воспитанники Царскосельского Лицея
Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности. Учебное заведение, созданное в начале XIX века, стало «альма матер» для многих талантливых людей…
«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.
Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения.
Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.
Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания.
Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «. разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».
Александр Пушкин ( 1799 – 1837 )
Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».
Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.
По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников.
Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.
Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят. По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным – будущим декабристом.
Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры.
Пушкин в последние годы пребывания в Лицее. Портрет принадлежал директору Лицея.
Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже – Гавриил Державин.
Александр Горчаков (1798 — 1883 )
Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.
Портрет Александрa Михайловичa Горчаковa в лицейские годы.
Предсказание поэта сбылось – Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.
Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».
Иван Пущин (1798-1859 )
Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию.
Иван Пущин в лицейские годы.
Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность.
Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой.
Иван Пущин был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой.
Модест Корф (1800 —1876)
Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».
Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки.
К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.
Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.
Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».
Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.
«Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер.
По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.
Лев Мей (1822 — 1862)
За прилежание и успехи будущего русского поэта перевели из Московского дворянского института в Царскосельский лицей, несмотря на то, что он был недворянского происхождения и семья жила в большой нужде.
Моментом взлёта его творческой карьеры стоит считать день и час, когда он близко сошёлся с издателем учёно-литературного журнала «Москвитянин» Погодиным, а позже и с самим драматургом Островским.
Произведения Мэя, которые сначала не принимались обществом и клеймились как несовременные и камерные, впоследствии стали широко известны, а сюжеты драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» легли в основу оперы композитора Римского-Корсакова.
Мей перевел «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на литературный язык XIX века.
Фёдор Матюшкин (1799 — 1872)
Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели.
Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории. Невзирая на то, что он обладал живым характером, всегда оставался скромным, в табеле, в котором писали характеристики по каждому из выпускников, было указано: «Весьма благонравен, при всей пылкости вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости».
В 1811 Фёдор Матюшкин поступил в Царскосельский лицей, который закончил вместе с Пушкиным в 1817 году.
Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны.
Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.
Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский – организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.
В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.
Михаил Петрашевский одно время служил переводчиком в министерстве иностранных дел.
Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.
Владимир Вольховский (1798 — 1841)
Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».
Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей.
По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.
Николай Данилевский (1822 — 1885)
Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.
Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».