каким должен быть учитель 21 века
Каким должен быть учитель XXI века?
Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от нас, учителей.
Учитель XXI века
Каким должен быть учитель XXI века? Талантливым или просто «хорошим специалистом», то здесь ответ может быть неоднозначным. С одной стороны, надо подумать, сколько у нас в школах талантливых детей и всем ли нужны талантливые учителя. Или просто, нужны специалисты своего дела, мастера, которые научат, сформируют, покажут, воспитают.
Я считаю, что нужны и те, и другие, потому что все дети талантливы изначально, но разумнее всего было видеть в школе специалистов, в которых сочетается талант с умением методично «вкладывать» в детей все, что умеешь сама. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Не раз задумывалась над тем, почему грамотный, знающий предмет учитель иной раз не может хорошо учить детей. Дать интересный урок, когда «лес рук», – это всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет еще не значит быть педагогом. Без знаний и мастерства учитель не сможет хорошо провести урок. Но хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, это – значит, плохо делать свое главное учительское дело.
Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от нас, учителей.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Задача современного учителя сделать так, чтобы человек не только мог проявить себя в определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельному самосовершенствованию и самообновлению, чтобы «звездный час» перерос в «звездный век».
Если человеку дан дар быть педагогом, то он будет работать с детьми в любой школе, в любой ситуации, при любой обстановке. Главное, чтобы у него было желание и ему было дано призвание быть педагогом.
Да, не спорю, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Не так уж важно, кто ты: преподаватель математики или истории, инженер или финансист – будь тем самым ЧЕЛОВЕКОМ! А ЧЕЛОВЕКОМ ты можешь быть при одном условии: умей видеть ЧЕЛОВЕКА в других, даже самых маленьких.
Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Прикосновение к сердцу и уму ребенка с целью познания им Человека требует большого педагогического искусства и знаний. Своим трудом я пытаюсь добиться, чтобы самыми главными, основными чертами взаимоотношений моих учеников были сердечность, тактичность, уважение к мыслям, желаниям, чувствам друг друга.
А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:
Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. И когда со звонком мои ученики не вскакивают с места, а говорят, что так быстро пролетел урок, я понимаю, что недаром прихожу в школу и профессию свою выбрала правильно.
Мой жизненный девиз – делать людям добро, я стараюсь помочь тому, кто рядом, а профессиональное мастерство – регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живу и месту которое занимаю.
Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Я вижу в этом свой профессиональный долг.
Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.
Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Перед собой я видела доброго, понимающего человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу. Что же сейчас, спустя двадцать лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику.
Вот что говорят наши ученики: Сунгатуллина Асия, 11 класс: «Учитель – строитель человеческой души. Не только от знаний учителя зависит то, каким будет его ученик. Огромную роль играют его личные качества. Современный учитель должен быть, безусловно, умным, спокойным, эрудированным, и конечно же, он должен любить свою профессию и детей».
Просвиркина Анна, 11 класс: «Учитель должен быть справедливым, умным, добрым. Каждый учитель должен быть немного психологом, чтобы найти общий язык с детьми. Я считаю, что учителям нужно ставит памятник по жизни, потому что это очень сложная профессия. Здесь нужно иметь сильную нервную систему, хорошее здоровье».
Самсонова Ксения, 10 класс: «Неприязнь к учителю сказывается на учебе ученика, ему не хочется идти на урок, пропадает интерес к данному предмету. А уважение к учителю, в свою очередь, стимулирует ученика на хорошие результаты в учебе. Я считаю, что учителем нужно родиться. Эта профессия дается человеку от бога».
Автор: Фатхутдинова Рузиля Ринатовна, учитель татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №3», Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан
Статья «Современный учитель 21 века»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современный учитель 21 века
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации.
Конечно, да! У меня любимая работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Это и есть одно из качеств современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу».
Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учитель учит школьника добывать знания собственными усилиями, воспитывает думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
Сочетает требовательность и строгость. Современный интеллигентный человек. Умеет так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использует на уроке: современные методы и технологии.
Искренне восхищается всем красивым вокруг. Находит прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Через подражание в чувствах детям откроется и сам источник красивого. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.
Быть современным учителем трудно – но возможно! Главное, надо учиться быть счастливыми! Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. Креативные!
И очень мягкие, как мягкий знак и само слово!
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».
Поздравляю всех с началом учебного года! Желаю всем коллегам оптимизма, удачи, творческих поисков и находок!
Что нужно знать учителю в XXI веке? Восемь практических советов
Вики называет себя не просто учителем, а скорее собственным директором по развитию, инженером-технологом преподавательского дела. Сначала она обратилась к аудитории:
— Сколько учителей из присутствующих считают, что у них слишком много работы? Практически все. Ну да, сложно претворять инновацию в жизнь, если у тебя так много работы. Но это возможно!
Вот рецепт успеха для учителей, к которому Вики пришла собственным опытным путем:
1. Стать хозяином самому себе. Не дела управляют учителем, а учитель — делами. Только мы решаем, какими мы будем, к какому результату придем.
2. Т ропой черепахи. Вики уверена: если мы не можем сделать все и сразу — ничего страшного, давайте сделаем чуть-чуть, кое-что, привыкнем добиваться цели медленно, совершая мелкие незаметные шаги.
— Я меняю мир вокруг меня постепенно, маленькими шажками, как черепашка! — рассказывает Вики.
3. 30 минут в неделю на учебу. Мы, учителя, очень заняты — но хотя бы немного времени можно выделить на самообразование, на освоение новых технологий. Я приняла решение посвящать учебе всего по пятнадцать минут два раза в неделю: это мало, но этого достаточно, чтобы совершить маленький «черепаший» шажок.
4. Три больших цели. Три — и не больше! Если их будет много, вы не сможете реализовать ни одну. Пусть их будет меньше, но они будут весомыми и будут полностью занимать ваши мысли. А вот закапывать себя в полезной информации — не полезно и ни к чему не приведет.
— В свое время я привозила с конференций по пятьдесят классных идей и инициатив, которые хотела реализовать у себя в классе. И угадайте, сколько из них я реализовала? Ни одной. А все потому, что их было слишком много.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
5. IT с умом. Используйте информационные технологии — но только такие, которые нужны для достижения вашей цели. Подумайте, чего вы хотите добиться — и подберите нужные технологии.
— Лично я хотела, чтобы в классе у меня была коллаборация, работа сплоченной команды, сотрудничество — для этого потребовалась блогосфера. И еще: если вы хорошо разбираетесь в компьютере и гаджетах, старайтесь уважительно относиться к тем, кто пока только осваивает компьютерные технологии.
6. Стройте горизонтальные отношения. Один из первых реализованных проектов Вики — «плоский класс» — провозглашал горизонтальные, доступные отношения между участниками образовательного процесса. Площадка, где все могут учить всех и делиться полезной информацией с кем угодно.
— Моим проектом руководила шестнадцатилетняя школьница — сейчас она уже делает свою карьеру, и она один из ведущих фермеров в области, — рассказывает Вики.
— Я просила своих учеников научить меня и моих коллег пользоваться википедией. Оказывается, эти мальчики и девочки могут научить учителей многому — главное разрешить им!
7. Не бойтесь завышенных ожиданий. Ваши студенты будут делать то, чего вы от них ждете. А вот выше ваших ожиданий они никогда не поднимутся — поэтому ждите от них большего!
Вики рассказала российским учителям об одном контролируемом эксперименте: трем учителям сказали, что они лучшие учителя в районе, что им дадут классы отобранных, самых умных и способных учеников. Спустя несколько недель оценки в этих экспериментальных классах поднялись на 20-30 процентов. На самом же деле учителя действительно были лучшие, а ученики — совершенно обычные, отобранные случайным образом. Поэтому не стоит пенять на то, что ученики вам достались слабые: вы достаточно сильны, чтобы победить с тем, что имеете.
8. Социальное взаимодействие. Почему стоит быть милыми с учениками? Потому что отношения с педагогом — это важный фактор успешности учащегося. К тому же, кто согласится учиться у того, кто ему неприятен? Работа учителя — быть с детьми, знать об их жизни и интересах.
9. Никакого негатива. Ни в коем случае нельзя пускать в свою жизнь нытье, жалобы, заостряться на отрицательных моментах, прогнозировать одни только плохие последствия. Иногда стоит просто прекратить общение с человеком — особенно если вы чувствуете, что он живет в негативе. Общайтесь с сильными, хорошими людьми, которые вас вдохновляют и настроены позитивно. Где их найти? Да хотя бы в Интернете: весь мир доступен вам, особенно если вам доступны новые информационные технологии.
Помните про самовыполняющееся пророчество. Когда вы говорите ученикам, что они ничему не научатся и станут уголовниками, вы приближаете их к этой судьбе. Когда говорите, что вы верите в них, что они станут специалистами мирового класса — они делают уверенный шаг в сторону успеха.
«Какими качествами должен обладать идеальный учитель XXI века в понимании родителей и учеников?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского района Белгородской области»
« Какими качествами должен обладать идеальный учитель XXI века в понимании родителей и учеников?»
Выполнила: Маслова Светлана Николаевна,
учитель иностранного языка
МБОУ «Томаровская СОШ №1»
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:
Какими качествами должен обладать идеальный учитель XXI века в понимании родителей и учеников?
Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Учитель… Что стоит за этим привычным словом?
Учитель – это инженер человеческих душ, архитектор характера, врач болезней роста, тренер интеллекта и памяти, дирижер мыслей и чувств, судья первых поступков человека, садовник, выращивающий розы.
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» так определяются основные задачи современной школы: «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Главной особенностью школы будущего должны стать чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя. Главное для современного педагога – не просто вкладывать в учеников знания, а развивать умения и навыки эти знания добывать, работать с ними, изобретать, творить.
Проблема: соотнесение реальных требований, предъявляемых к педагогу учащимися и их родителями, с требованиями, отраженными в нормативно-правовых документах.
Актуальность нашего проекта продиктована временем. Происходящие преобразования в современной России затрагивают все сферы жизни общества. Наиболее заметные реформы осуществляются в сфере образования, поэтому в соответствии с происходящими переменами в обществе изменяется и качество социальных ожиданий по отношении к образованию, которому отводится ключевая роль в воспроизводстве человеческого потенциала страны. В программных документах указывается, что развитие России напрямую связано с уровнем развития современного образования, устанавливается приоритет образования в государственной политике Российской Федерации.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. Требования, предъявляемые к школе и учителю родителями и детьми, являются актуальными сегодня.
Цель исследования заключается в изучении соответствия представления образа учителя у родителей и учеников с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего образования. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что образ современного педагога соответствует Профессиональному стандарту педагога и ФГОС общего образования. Это предположение составляет гипотезу нашей исследовательской работы.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач :
1. В Профессиональном стандарте педагога и ФГОС общего образования рассмотреть требования к личностным и профессиональным качествам педагога.
2. Определить образ учителя в восприятии и понимании учеников и родителей.
3. Обосновать диагностические методы исследования для выявления соответствия с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего образования.
1) теоретический анализ Профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования по проблеме исследования;
2) эмпирический метод: анкетирование, контент-анализ;
3) методы моделирования и содержательной интерпретации.
Участники проекта: ученики 9А и 9Б классов
Объектом исследования является личность учителя.
2.Обработка полученных данных.
3.Анализ и сравнение полученных результатов
Этапы работы над проектом:
-Определение цели, формулирование задач.
2. Поисково-исследовательский этап
— Определение источников информации.
— Планирование способов сбора и анализа информации.
— Подготовка к исследованию и его планирование.
— Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
3. Трансляционно-оформительский этап
— Предзащита проекта (в классе)
— Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
-Подготовка к публичной защите проекта:
— определение программы и сценария публичной защиты;
4. Заключительный этап.
— Публичная защита проекта, создание видеоролика.
— Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
1.История профессии учитель.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции.
Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.
Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.
2. Основные требования, которые предъявляет XXI век к учителю:
Любовь к своей профессии. Учителю должен нравиться сам процесс обучения кого-либо.
Активная гражданская позиция. Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.
Мобильность. Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Ответственность. Учитель должен быть ответственным, ведь от него зависит будущее детей, которых он обучает.
Компетентность. Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.
Самосовершенствование. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.
Толерантность (терпимость). Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому ученику, относиться ко всем одинаково, а также должен позволять им высказывать своё мнение.
Организованность. Современный учитель должен уметь организовывать свою деятельность, своё время.
Ориентирование в реалиях современного времени. Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.
Умение работать с информацией. Учитель должен уметь выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию, правильно использовать.
Патриотизм. Очень важно для учителя знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.
Идеальный образ учителя XXI века в понимании родителей.
Самое большое требование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные полезные знания.
Родители не обходят вниманием и личностные качества учителя.
Идеальный образ учителя XXI века в понимании учеников.
В сознании любого ученика существует образ идеального учителя. Ребята выделяют следующие значимые для них качества современного учителя:
Пока живут на свете учителя и ученики, мир находится в постоянном развитии, которое ведет к обновлению, духовному обогащению, моральному совершенству.
3.Идеальный руководитель. Существует ли он?
Мы все привыкли к тому, что главной фигурой в школе принято считать учителя. Много слов благодарности, уважения сказано в его адрес. Нисколько не умаляя роли учителя в судьбе каждого ученика, мне все же хочется отметить, что еще более значительную роль в школе играет директор. Он, как дирижер оркестра, определяет все то, что связано с целостностью учебно-воспитательного процесса, организацией условий, культуры взаимоотношений и возможностью творческой реализации каждого ученика школы. Действительно, от первого лица в школе зависит очень многое. Директор школы оказывает существенное влияние на все, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах, Не стоит говорить и о том, что от личных качеств директора зависит материальное обеспечение школы.
Но что такое хороший директор? Можно ли судить о его работе лишь по оценкам его выпускников? Эта тема наиболее близка всем нам, т.к. школьная жизнь проходит перед нами ежедневно, ежегодно.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Итак, руководитель, если он стремится быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе. Шли годы, школа развивалась и совершенствовалась. В 2008 году начался новый этап в жизни школы, учителей, школьников и их родителей – директором стала Истомина Светлана Яковлевна. Она была новым человеком в поселке, но сумела за короткий срок завоевать доверие и взрослых, и детей. Выпускница Кишиневского государственного университета по специальности география и естествознание волею судьбы оказалась сначала в отделе образования яковлевского района, а затем решила возглавить школу. К переездам она, как дочь военного, уже давно привыкла. Нынешний коллектив учителей научился жить, работать и отдыхать по-новому.
Деятельность Светланы Яковлевны в нашей школе оставила неизгладимый след. Прежде всего, она была ориентирована на командную работу, умела организовать не только свой труд, но и труд всего коллектива.
Мы работали под девизом: «Собраться вместе – это начало,
Работать вместе – это прогресс,
Остаться вместе – это успех!»
Выводы. Практическая значимость работы
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что деятельность директора школы является значимой. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга учителей. Мы считаем что, каждому ученику нужно знать историю своей школы. Зная её, ты начинаешь гордиться своей школой. Учишься любить и беречь её.
Данную исследовательскую работу считаем полезной, так как она поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию, сохранит память о ветеранах-педагогах школы, больше узнать об истории школы. Данная работа может быть использована на уроках истории, географии, литературы, краеведения, иностранного языка и интегрированных уроках.
На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, мы «нарисовали» образ Учителя XXI века.
1. Профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования. (Электронный ресурс)
2. Капин Артем Витальевич,«Особенности практического применение профессионально-личностного анализа в деятельности педагога».(Электронный ресурс)
4. Алгоритм профессиональной успешности педагога /Под редакцией Л.А.Флоренковой, Т.В. Щербовой: Учебно-методическое пособие.- СПб, 2013