каких учителей не хватает в школах россии

Эксперты ОНФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился

каких учителей не хватает в школах россии. rian 5622686.hr .ru. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-rian 5622686.hr .ru. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка rian 5622686.hr .ru.

Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В учебных заведениях по-прежнему нет нужного числа учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тыс. педагогов из 83 регионов, который провели эксперты Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» во втором квартале этого года.

О том, что в их школе не хватает предметников, сообщила половина опрошенных учителей – 51%. Где-то речь идет об отсутствии одного-трех педагогов – так ответили 36% респондентов, где-то – о четырех-пяти (10,6%), а в отдельных случаях дефицит кадров доходит до десяти человек (0,4%).

Учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть – восемь человек. О нехватке педагогов говорят как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Только четверть опрошенных сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись, а 7% – что учителя не увольнялись и даже приходили новые.

Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом: «Некоторые учителя преподают по три предмета, пройдя только курсы переподготовки. Замену учителям находят качественно хуже» (Ставропольский край), «В начальной школе двое учителей согласились подхватить два класса, но на будущий год учителей так и не нашли. По английскому языку постоянная текучка: принимают молодых специалистов, студентов, но они не выдерживают и года. В данный момент уволились сразу три молодых учителя английского» (Алтайский край).

Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей. При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться «своими силами», чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню. «Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – говорили педагоги во время опроса.

Респонденты чаще всего говорят об отсутствии в их школе учителя математики (34%), иностранного (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%). В результате к преподаванию математики привлекают учителей начальных классов. А их нехватку компенсируют за счет учителей среднего звена, уроки русского языка и математики ведут библиотекари.

«Есть школы, где один педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте «Образование» поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе», – отметила член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Педагоги обращают внимание на то, что растет средний возраст учительского состава: «Педагогический коллектив в основном – за 40 лет, из молодых – только один. Пенсионеров – 19 из 40. Если они уйдут, замены нет»; «В последнее время началась текучка: приходят молодые и сбегают»; «В этом году был молодой учитель – приезжал из другого города (100 км), в следующем году его не будет»; «Летом увольняются минимум три учителя. Прошлым летом ушли двое. Половина коллектива – на пенсии. Молодые учителя приходят на год и уносят ноги в ужасе».

Как показывает опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов (18%), поскольку им очень тяжело работать в сложившихся условиях, а 2% учителей уже решили уволиться или даже написали заявление. Основные причины – невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и родителей.

«Национальный проект «Образование» пока не дает ответа на главный вопрос: кто будет выводить российскую школу в десятку лучших? Именно от учителя зависит, сможет ли ребенок учиться по индивидуальной образовательной траектории, поучаствует ли в онлайн-уроке, проявит ли интерес к волонтерству. Нужно возвращаться к вопросу системы оплаты труда, финансировать целевую подготовку сельских учителей – у муниципалитетов далеко не всегда хватает на это средств. Нужно обеспечить четкое соблюдение прав и гарантий педагогов. Каждый шаг, который совершают органы власти, должен освобождать время учителя и создавать новые возможности, а не увеличивать давление. На это должно работать все: Федеральный государственный образовательный стандарт, Национальная система учительского роста, цифровая школа, центры профессионального мастерства. Мы должны создать условия, в которых эффективный педагогический труд снова станет возможным в каждой школе», – заключила Любовь Духанина.

Результаты опроса вместе с данными о средних зарплатах учителей и ожиданиями педагогов от реализации нацпроекта «Образование» эксперты ОНФ направят в Министерство просвещения России и региональные органы управления образованием.

По данным Минпросвещения России, в последние годы растет количество учеников на одного учителя. Так, в 2017 г. на одного педагога приходилось 13,7 обучающихся, в 2018 г. – 14, в 2019 г. – 14,9.

В апреле 2019 г. в ходе международной конференции по проблемам развития экономики и общества министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что больше всего в стране не хватает учителей математики, информатики, английского языка и начальной школы.

К 2029 г., по оценкам ведомства, нехватка учителей-предметников может достичь 188,7 тыс. человек, если не принимать никаких мер. Нацпроект «Образование» в свою очередь не предусматривает мероприятий, которые способны переломить ситуацию.

Президент России Владимир Путин в качестве меры поддержки сельских педагогов предложил запустить с 2020 г. программу «Земский учитель» – педагоги, решившие поменять работу в крупном городе на преподавательскую деятельность в сельской местности, смогут получит 1 млн руб.

Источник

Неблагодарная изнанка благородной профессии: Почему в России не хватает учителей

В педагогические вузы идут главным образом троечники, но и они не хотят потом работать с детьми. Представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) с помощью фонда «Национальные ресурсы образования» провели масштабный мониторинг ситуации в российских школах

Напомним, согласно майским указам 2012 года, средняя зарплата учителей должна была за шесть лет достичь такой же по регионам. Статистически этого даже удалось добиться, но, к сожалению, больше цифровой эквилибристикой, чем реальным ростом доходов педагогов. Рискнем даже предположить, что сама постановка задачи была ошибочной — она провоцировала местные власти во имя исполнения указа рушить человеческие судьбы.

Экспертный центр Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» указывает, что с 2014 года в российских школах было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. В России устойчиво растет рождаемость, число школьников увеличивается почти на миллион в год. Только к 1 сентября 2017 года были открыты 76 новых школ, за учебный год — не менее ста. А педагогов становится меньше. В ОНФ решили проверить, как же этот парадокс разрешается на практике.

Кто учит наших детей?

ОНФ опросил 3110 педагогов из 82 регионов и выяснил: 48% опрошенных заявили о нехватке учителей. В 37% школ недостает педагогов по одному-трем предметам, в 8% — по четырем-пяти, в 3% — по 5-10%, наконец, в 0,3% российских школ (это примерно девять представителей опроса, то есть свыше 120 учреждений по России) — более чем по 10 предметам. Школа есть, а учителей нет.

Разумеется, при этом процветают взаимовыручка и «многостаночность». Учителя, исключая совсем уж специализированных трудовиков и физкультурников, могут вести, кажется, любой предмет, по мере сил подменяя недостающих сотрудников. Понятно, что такие уроки сводятся, как правило, к чтению учебника вслух и к настоящему, качественному школьному образованию никакого отношения не имеют.

РБК цитирует заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанину, которая констатирует, что идет «латание кадровых дыр», что многие опытные педагоги «отговаривают молодых учителей идти работать в школу». Здесь, конечно, есть боязнь конкуренции, но гораздо больше, увы, трезвой оценки вещей.

Вызывает вопросы уже не у ОНФ, а у всех разумных жителей нашей страны уровень этих молодых учителей. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в вузах по специальности «Педагогическое образование» в 2016-2027 годах — 68,3. Ниже — почти сплошь инженерные специальности («Материалы», «Машиностроение», «Металлургия», «Строительство»).

Чтобы стать педагогом, нужно меньше баллов, чем, например, для поступления по направлению «Охрана памятников» (69,1), «Сестринское дело» (69,8), «Сфера обслуживания» (70,4).

Для сравнения, специальность «Экономика» требует в среднем по России 80,2 баллов, хотя преподавание этого предмета находится в нашей стране на крайне низком уровне и не котируется нигде за рубежом. Ну а на первом месте среди популярных направлений — «Юриспруденция» с 82,3 баллами (все цифры приведены по данным проекта «Яндекс.Просвещение», сотрудничающего с «Высшей школой экономики»).

И надо сказать, что ситуация еще худо-бедно улучшается. Сейчас заканчивают образование те, кто поступил со средним баллом 64 (2013 год) и 62 (2014 год). Эти троечники точно станут хорошими учителями?

каких учителей не хватает в школах россии. 20180415 zap s171 009. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-20180415 zap s171 009. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка 20180415 zap s171 009.

Оговоримся, что в Москве ситуация совершенно иная: 78,6 баллов в Московский педагогический университет (МПГУ) и 77,9 — в Московский городской педагогический университет (МГПУ), высокие зарплаты, полная укомплектованность, реальная конкуренция между учителями. Вот только уже за МКАДом, в Московской области, начинается реальная картина, лишний раз подчеркивающая, насколько далека Москва от остальной России.

Кого нам не хватает

При подобном среднем уровне неудивительно, что больше всего Россия нуждается в преподавателях математики. Здесь, начиная с седьмого-восьмого класса, от учителя требуется определенный интеллект, пересказом учебника не обойдешься. 44% опрошенных заявили о нехватке в школах именно математиков.

На втором месте — иностранный язык (39%), что несколько огорчает, учитывая бум преподавания языков в стране. Впрочем, чемпионат мира по футболу показал, что изучение и знание языка — очень разные вещи: наши соотечественники предпочитали общаться с гостями посредством улыбок и жестов.

В 30% школ не хватает учителей русского и литературы, и вот это действительно странно. Какой-то особой квалификации тут по нынешним временам не требуется: говоря цинично, надо прочитать порядка сотни книжек да вызубрить правила. Однако желающих не хватает. Зато на рынке копеечного рекламного копирайтинга — сплошь и рядом люди с педагогическим образованием.

ФОТО Фото: www.globallookpress.com

В 26% школ не хватает педагогов начального образования. Это специфическая, сложная работа, и понятно, что желающих не так уж много. Кстати, все чаще на такие вакансии претендуют иммигранты из стран бывшего СССР, прочно оккупировавшие рынок нянечек и потихонечку пробирающиеся наверх.

В 21% школ не хватает «физиков», в 15% — «химиков». Списочный состав этих специалистов намного меньше, чем у «математиков», потому и доля нехватки относительно невелика.

Потрясает нехватка 14% учителей истории, ведь этот предмет у нас, увы, преподается чаще всего именно методом «не бей лежачего» — чтением учебника вслух. Любой из вас мог бы преподавать историю не хуже большинства профессиональных учителей из провинциальных школ. Но вы не хотите, вам нужны приличные зарплаты.

Что ж, зато учителей физкультуры и ОБЖ у нас практически полный комплект. Задачку решить не сможем, диктант напишем с ошибками, но по морде надаем качественно да еще и убежать сумеем. Это точно главная задача школы?

Обратиться к специалистам

Решением кадровой проблемы могло бы быть привлечение в школу специалистов без педагогического образования. Строго говоря, это уже делается: профессиональный стандарт «Педагог» подразумевает, что «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы». В реальной же жизни, к сожалению, руководство и школ, и особенно вышестоящих организаций всеми силами противится найму таких специалистов, мотивируя это заботой о детях. Интересно, что в колледжах и вузах с этим нет никаких проблем, напротив, на упоминавшейся специальности «Машиностроение» только посмеются, если им порекомендуют преподавателя с педагогическим образованием.

Ну а собственно педагогические правила, стандарты, приемы, которые действительно нужно знать будущему учителю, не так уж сложны, чтобы умный человек не мог их осилить по экспресс-программе за три-четыре месяца.

каких учителей не хватает в школах россии. 20080404 gaf rp19 051. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-20080404 gaf rp19 051. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка 20080404 gaf rp19 051.

В остальном же дети окажутся только в плюсе: опытный историк или журналист расскажет о битве при Бородино так, что дети будут в гаджетах не картинки инстаграмные смотреть, а искать дополнительную информацию. А хороший инженер покажет физические законы на конкретных примерах и объяснит, как они действуют в реальной жизни.

И здесь надо вспомнить проблему изменения пенсионного возраста. Вот она, казалось бы, ниша для новых пятидесятилетних — передавать свой богатый опыт детям, готовить их к реальной жизни, давать в рамках школьной программы действительно полезные знания. Дети — чуткие люди, они легко отличают педвузовца-шпаргалочника от настоящего специалиста. И относятся соответствующим образом.

Пока что Минобрнауки этого боится: кто знает, чему научат детей такие специалисты? Но другого выхода, другого пути ликвидации кадрового дефицита у нашей школы нет. Мы должны не просто на бумаге разрешить, мы должны звать специалистов в школы, обращаться к ним через социальную рекламу, через билборды.

Жаловаться на риски смешно. В эпоху всеобщего видеонаблюдения не проблема проконтролировать учителя, прослушать его уроки, сделать соответствующие выводы.

Источник

Вакансия «учитель»: сколько учителей не хватает в школах России?

каких учителей не хватает в школах россии. 131620658396803890f35592da330c33. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-131620658396803890f35592da330c33. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка 131620658396803890f35592da330c33.

Министр просвещения РФ предупредила о нехватке учителей, которая достигнет к 2029 году 188 тыс. вакансий.

Публикация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

5 февраля в Москве прошла III Международная конференция «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании». На конференции выступила глава Министерства просвещения Ольга Васильева. В своём выступлении министр отметила необходимость принятия мер по предупреждению кадрового голода в сфере общего образовании.

Численность учителей в России к 2029 году: нехватка учителей

Ольга Васильева, выступая в Москве на Международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» объявила о намерении увеличить количество приёма абитуриентов на педагогические направления подготовки. При этом необходимо одновременно повысить и качество приёма на педагогические факультеты и отделения.

каких учителей не хватает в школах россии. 589c68a50a42d40be91b10ababb71b7c. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-589c68a50a42d40be91b10ababb71b7c. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка 589c68a50a42d40be91b10ababb71b7c.

Поводом к таким мерам послужила имеющаяся статистика в сфере укомплектованности педагогическими кадрами.

Сегодня численность педагогов в возрасте 22-25 лет составляет лишь 5,5%. Это очень мало для обеспечения школ педагогическими кадрами на ближайшие 10 лет. До 2024 года нужно изменить эту ситуацию. Если ничего не поменяется, то в итоге, к 2029 году в общей системе образования РФ нехватка педагогов-предметников составит 188 тыс. 700 человек.

Помимо увеличения вакантных мест в вузах и сузах по педагогическим специальностям, министерство намерено запустить отдельную программу по увеличению количества педагогов на селе с существенной поддержкой сельских учителей.

каких учителей не хватает в школах россии. 8bc7524d753b0d4cb660b44cda3cfcd9. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-8bc7524d753b0d4cb660b44cda3cfcd9. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка 8bc7524d753b0d4cb660b44cda3cfcd9.

Сколько и каких учителей не хватает?

По данным Росстата, в 2018 г. в России насчитывалось 15,5 млн школьников и 1,2 млн педагогов. Если рассматривать период с начала тысячелетия, то в 2000 году число педагогов в школах составляло 1 млн. 363 тысячи человек. В 2015 году – 1 млн. 54 тысячи человек.

каких учителей не хватает в школах россии. cb88d585f58cac9ba593e61501390038. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-cb88d585f58cac9ba593e61501390038. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка cb88d585f58cac9ba593e61501390038.

По данным анализа сайта Аvito.ru в 2018 году было размещено 1250 вакансий учителей, что говорит о росте числа вакансий по педагогическим специальностям (должностям) на 13%.

Количество учителей и количество ставок педагога

Нельзя отметить важную особенность подсчёта количества педагогов. Здесь играет роль наполняемость классов. По наполняемости классов сейчас мы движемся к 30 учащимся в одном классе. Другой механизм сокращения или увеличения количества учителей в статистических отчётах – это то, как считать: по головам или по ставкам. Очевидно, что один учитель в принципе редко сидит на одной ставке.

Другими словами, можно получить дополнительную специализацию и дополнительно вести уроки по тому или иному предмету. Например, русский и иностранный язык, математика и русский язык, география и русский язык и т.д. Для этого достаточно пройти курсы профессиональной переподготовки объемом от 500 и 1000 академических часов. При освоении программы свыше 1000 часов в дипломе о профессиональной переподготовке прописывается присваиваемая квалификация. Подробности у консультантов на сайте или звоните по бесплатному телефону академии СНТА

Источник

Количество школьных учителей резко сокращается: нашли удобную альтернативу

После весенней дистанционки педагоги переквалифицировались

Недостаток учителей в российских школах наблюдается уже давно. Если в 2013 году на одного педагога приходилось 15,7 учеников, то по итогам 2019 — уже 18,4. Но переход на дистанционное обучение весной из-за коронавируса подтолкнул к исходу из учебных заведений сразу максимальное количество учителей. Одновременно с этим почти на треть выросла армия репетиторов, спрос на услуги которых по той же причине значительно увеличился.

каких учителей не хватает в школах россии. b430aae4bab975a2a6d87031094e4e32. каких учителей не хватает в школах россии фото. каких учителей не хватает в школах россии-b430aae4bab975a2a6d87031094e4e32. картинка каких учителей не хватает в школах россии. картинка b430aae4bab975a2a6d87031094e4e32.

Фото: Геннадий Черкасов

Исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, что в российских школах ежегодно увеличивается дефицит учителей. Ситуация настолько плачевна, что нехватка преподавателей неминуемо будет сказываться на результатах итоговой аттестации школьников. В большинстве учебных заведений не хватает учителей математики и русского, при этом экзамены по этим предметам обязательны. Нередко директора учебных заведений формально закрывают эти ставки другими учителями-предметниками, что, естественно, не способствует повышению качества образования.

По данным авторов исследования, дефицит педагогов наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Кроме того, общий состав педагогических кадров заметно стареет, так как молодые преподаватели либо вообще не идут в школы, либо быстро увольняются. В результате математику может преподавать не только преподаватель физики, но даже трудовик или физкультурник. Остро не хватает в школах и учителей-дефектологов. В среднем по России на одного такого педагога приходится около 3 тысяч школьников.

Между тем аналитики одного из сервисов по поиску работы провели исследование, которое показало, что количество предложений от репетиторов в этом сентябре выросло на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь спрос на образовательных помощников увеличился на 18%.

Источник

Четверть миллиона вакансий: почему учителя не идут работать в школы

В России остро не хватает педагогов

Каждый советский школьник знал из песни, что учителям некогда стареть. Сейчас ситуация изменилась. Стареть становится некому. Все меньше молодых специалистов идут в профессию. Потому что знают, с чем могут столкнуться.

Согласившись на работу в сельской школе, Олег Орлов вызвал у многих знакомых удивление и даже восхищение своим поступком. Хотя сам он себя героем-альтруистом не считает. Говорит, просто поехал набраться опыта. Зато о коллегах, которые встретили его в 2016 году в поселке Демьян Бедный, отзывается с исключительной теплотой.

И даже если учителю удается успешно балансировать между дополнительной и основной работой, зарплаты достаточно, а бумажная нагрузка не напрягает, то такие санаторные условия могут неожиданно прерваться.

Ответ на вопрос, что делать, чтобы в России школы не оставались без учителей, власти ищут. И в последние годы вполне успешно. Зарплаты регулярно растут, отчетная нагрузка снижается. Особое внимание стараются уделять поддержке сельских школ. Отсюда и программы вроде «Учитель России» или «Земский учитель». По ней специалист, который решается на переезд в регионы получает, кроме зарплаты, еще миллион рублей подъемных, а на Дальнем Востоке сумма увеличивается вдвое. Только в прошлом году в программе захотели поучаствовать 30 тысяч человек. Сами учителя предлагают поддерживать их не только рублем.

Тем более что от крыльев учителя напрямую зависит высота, на которую потом смогут подняться его ученики. И дальше по логической цепочке зависит благополучие страны. Учитывая такие высокие ставки, сил и средств на ставки учительские жалеть никто не будет.

Денис Большаков, Елена Мекертычева и Антон Нагорный, «В Центре Событий». «ТВ Центр».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *