какие цели ставит перед собой учитель

Цели и задачи педагогической деятельности

Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.

Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:

Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.

Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.

Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.

Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:

Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.

В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».

Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

Основными средствами педагогической деятельности являются:

Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.

Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.

Источник

Цели и задачи современного учителя

Характеристика проблемы несоответствия традиционных методов и форм обучения новым тенденциям развития системы образования, социально-экономическим условиям развития общества. Анализ методов формирования познавательной компетенции на уроках литературы.

РубрикаПедагогика
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления23.01.2016
Размер файла17,6 K

какие цели ставит перед собой учитель. ba. какие цели ставит перед собой учитель фото. какие цели ставит перед собой учитель-ba. картинка какие цели ставит перед собой учитель. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий. компетенция познавательный урок литература

Поэтому целью моей работы с 2011 года стало формирование коммуникативной и познавательной компетенций на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях. В своей деятельности использовала методику работы по развитию речи

Н.А. Пленкина. С 2002 года работа по программе и учебнику М.М. Разумовской дала возможность ввести еженедельно уроки развития речи в основной курс, планировать изучение структуры текста и стилистики, широко использовать систему творческих работ. Наряду с работой по развитию речи формировать базовые компетенции школьников помогает использование в урочной деятельности современных образовательных технологий и система внеурочных мероприятий по литературе. В связи с этим определяются задачимоей педагогической деятельности:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2.Содействовать формированию коммуникативной и познавательной компетенций.

3. Развивать общеучебные умения и навыки.

4. Организовать деятельность учащихся, направленную на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.

В последнее время основная проблема на уроках литературы связана с тем, что современные школьники читают все меньше и меньше, редко заглядывают в библиотеки, предпочитая больше времени проводить за компьютером, а если все же читают нужное произведение, то чаще всего в кратком изложении. Заинтересовать учеников и привлечь к внимательному чтению художественного слова, на мой взгляд, лучше всего уроками в игровой форме.

Игры, викторины, различные игровые задания интересны школьникам любого возраста. Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, предотвращает угрозу возможного неприятия читателями классического текста. Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текста и литературоведческого материала.

Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых «мелочей», конкретных фактов. Такие вопросы способствуют формирования у учащихся занимательного отношения к художественной детали, учат осмысливать ее роль в идейно-образной системе произведений, а значит, содействуют развитию зоркости и чуткости читательского восприятия.

Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на моих уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.

Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать на уроках русского языка и литературы во всех параллелях. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Например, тема в 5 классе: «Лирика М.Ю.Лермонтова».

Урок-пресс-конференция «Судьба русской женщины» (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», драма А.Н.Островского «Гроза»)

При проведении урока литературы в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции.

Технологию проектного обучения я использую в работе относительно недавно. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса использую:

1. Самостоятельную работу: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге учащиеся самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, диктанты разных видов.

2. Приемы сравнения: а) сравнения межвидовые, межродовые, например, глагол и

прилагательное, буква и звук, приставка и корень; б) придумать аналогичные задания; в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания, создание лингвистических сказок; г) найти в группе понятий, слов лишнее.

3. Самоконтроль: а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным; б) проверь себя и товарища; в) оцени свой ответ.

4. Чередование приемов работы: а) трудного с легким; б) теорию с практикой; в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений; г) письменной и устной работы; д) рассказа учителя и самостоятельной работы учащегося; е) беседы с рассказом; ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.

Технологию проектного обучения я использую в работе относительно недавно. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей. Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты:

— исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе мне помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда. Исследования и эксперименты по русскому языку предлагает программно-методический комплекс М.М. Разумовской, начиная с программы 5 класса. В старших классах я предлагаю ученикам написание самостоятельных научно- исследовательских работ для участия в конференциях разного уровня. Однако исследовательские проекты используются и в учебной деятельности с целью закрепления знаний.

— творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.). Подобные проекты используются на уроках развития речи в 7- 8 классе при изучении темы «Жанры публицистического стиля. Интервью, репортаж». Учащиеся готовят и защищают различные виды проектов: фоторепортаж, видео, мультимедиа, газета, устный журнал.

— информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Это устные сообщения учащихся, рефераты, доклады, презентации.

Для формирования базовых компетенций урочной деятельности, конечно же, недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает разработанная мной система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды разработанных мной внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, литературные вечера, литературный салон, праздники, классные часы. Я считаю, что в каждой параллели необходимо проводить внеклассное мероприятие по литературе, позволяющее развивать творческие способности учащихся.

Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий своего, собственного практического опыта. Ответом может стать принцип применения различных технологий обучения, а значит учет индивидуальных особенностей ребенка при изучении нового материала и выбор того уровня его усвоения, который понятен и доступен ему. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические основы познавательной активности обучающихся. Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам. Виды методов активного обучения.

курсовая работа [61,3 K], добавлен 07.12.2008

Цели современного российского образования. Педагогические приемы, помогающие учащимся самостоятельно ставить цели учебной деятельности. Теории содержания образования. Теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности.

практическая работа [27,1 K], добавлен 13.10.2012

Характеристика методов обучения общественных предметов. Анализ работы учителя по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения. Опытно-педагогическая работа по развитию мышления в изучении окружающей действительности.

дипломная работа [95,3 K], добавлен 27.06.2015

Исследование теоретических аспектов методов обучения в педагогических технологиях и особенности среднего профессионального образования. Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий.

курсовая работа [64,1 K], добавлен 22.02.2013

Направления эффективного развития познавательной активности у обучаемых. Сущность активных методов. Проблемный метод обучения. Дискуссия как метод активного обучения. Конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 06.03.2014

Источник

Статья на тему «Роль и задача учителя»

Роль и задачи учителя.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни

одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «. учителю

обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной

любовью к своему труду и, прежде всего, к детям. ».

В настоящее время, с развитием науки и техники, переходом общества к новой ступени развития, требования современного общества к учителю растут.

Современный школьный учитель должен обладать высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими решать педагогические ситуации в соответствии с теми задачами, которые ставит общество перед учителем.

Главная задача учителя – способствовать развитию ребёнка. Он должен встать в позицию помощника, человека, способствующего достижению поставленных целей.

Педагог не просто должен быть теоретически подкован, но и умело применять знания на практике, чего и требует система образования. Проявление гуманности к ученику- показатель нравственный воспитанности учителя.

Обладая вышеназванными качествами, педагог сможет умело управлять классом, поддерживать деловую учебную атмосферу, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины. Умело управляя учениками можно увеличить чистое время самого учебного процесса.

В процессе обучения русскому языку в начальных классах казахской школы ставлю перед собой следующие задачи:

постановка целей и планирование урока;

организация взаимодействия, распределение уровневых заданий, карточек;

мотивация, развитие мотивов учения;

контроль учебный деятельности и её результатов;

Организация сотрудничества, т.е. обучение на уроках сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над заданием.

Прцесс обучения и воспитания требует от школьного учителя усердия, кропотливого труда и конечно же огромной любви к детям, о чём и подчёркивал

В. А. Сухомлинский, высказывание, которую я выбрала как цитату в начале статьи и чем руководствуюсь в жизни как школьный учитель и как человек.

Источник

Статья «Профессиональный и личностный рост педагога как цель и как результат педагогической деятельности»

Профессиональный и личностный рост педагогов

как цель и как результат педагогического процесса.

(выступление на педагогическом совете, 2015 год)

Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Чтобы решить все эти задачи, учителю необходимо совершенствоваться самому и как профессионалу, и как личности.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Она состоит из (слайд2)

3) психолого-педагогической компетентности в сфере обучения, предполагающей владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологической компетентности, включающей умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

5) рефлексиии педагогической деятельности, подразумевающей умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационной компетентности, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

8) социокультурной компетентности, определяющей личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

В практике работы сложилась определенная система форм повышения профессионального роста. Это курсы повышения квалификации, заседания методических объединений, обмен опытом, посещение открытых уроков, вибинары, самообразование, педсоветы..

На курсах, которые я прошла в 2011 году, были освещены разные вопросы, касающиеся преподавания русского языка и литературы в современной системе образования. Рассматривались педагогические технологии, психологическое обеспечение преподавания русского языка, виды универсальных учебных действий и их уровни, новые учебники по русскому языку и литературе.

Среди всех освещенных технологий на курсах меня заинтересовал коллективный способ обучения (КСО), при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей.

Коллективную систему обучения можно применять практически для каждой учебной дисциплины, в том числе на русском языке.

Приемы и методы КСО на уроках русского языка:

• взаимные диктанты в парах сменного состава;

• работа в парах сменного состава по карточкам;

• методика М.Г. Булановской;

• взаимообмен заданиями (ВОЗ);

• методика работы по вопросникам;

• методика Ривина А.Г.;

• сотрудничество учащихся «по вертикали»;

• педагогика сотрудничества и «погружение».

Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком.

Не менее актуальным становится для меня внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока, так как разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры — для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы — для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы — для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно — справочные программы — для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что современный учитель, постоянно совершенствуясь, решает в своей профессиональной деятельности следующие задачи:

— привлекает внимание учащихся и заинтересовывает их изучаемым материалом;

— учитывает возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход;

— строит свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

— не теряется при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

— сочетает теорию и практику в преподавании учебного предмета;

— грамотно использует в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

— избегает шаблонности в их организации уроков;

— в совершенстве владеет своим орудием труда – речью, словом;

— критически мыслит и имеет четкую активную гражданскую позицию;

— решает задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *