какие неблагоприятные обстоятельства приходилось учитывать советскому командованию
7 роковых ошибок советского командования в начале войны
Ответственность за неудачи начального этапа войны, сегодня является поводом множества споров. Одни винят лично Сталина, другие руководство западных стран, а третьи советский генералитет. Но на самом деле ошибок было допущено гораздо больше. В сегодняшней статье я расскажу Вам о том, какие главные ошибки, на мой взгляд, допустило советское командование, летом 1941 года.
Итак, хочу напомнить, что первый этап войны, стал самым тяжелым для Советского Союза. Вермахт наносил поражение за поражением, и стремительно двигался к Москве, в то время как на фронте царил хаос и неразбериха.
№1 Игнорирование рапортов разведки и отрицание Блицкрига
О том, что Гитлер планировал вторжение в СССР, разведка докладывала ещё осенью 1940 года. По логичным доводам, Сталин не верил этим данным, плюс ко всему они были весьма запутанными (даты постоянно менялись).Но когда о крупном скоплении немецких сил на границе стали докладывать уже военные, можно было что-то предпринять.
Ошибка была в том, что командование, понимая масштабы СССР, думало что Вермахт не будет использовать доктрину блицкрига, как в Европе, и у Красной Армии будет время на перегруппировку. Но они ошиблись, и немцы вместо привычной всем позиционной войны, «разыграли» классический блицкриг.
Колонна техники 17-й танковой дивизии на марше. Фото в свободном доступе.
Из-за этого, немецкие соединения очень быстро продвигались вглубь страны, а дивизии Красной Армии очень часто попадали в окружение и уничтожались. Остановить эту «лавину» удалось только под Москвой.
№2 Красная Армия в стадии мобилизации
Перед началом Великой Отечественной Войны, началась масштабная реорганизация Красной Армии, которая должна была быть закончена, только к 1942 году. Создавались «раздутые» соединения «на будущее», которые не были укомплектованы техникой или офицерами, а система армии была неэффективна для оперативного управления. Всё это делало такие соединения недееспособными.
Именно поэтому, в начале войны танки оказались без топлива, а многие части испытывали нехватку боеприпасов или радиотехнических средств. В материальном плане армия была не готова.
№3 Неправильное размещение основных сил
Во-вторых соединения Красной армии были разбиты на три эшелона, и не имели оперативной связи. Тыловые подразделения развернуты не были. Если говорить простым языком, советские части уничтожали по-одиночке, потому что они не могли координировать своих действий для обороны.
Солдаты РККА движутся на фронт. Москва, 23 июня 1941 года. Фото в свободном доступе.
И в-третьих, формирования РККА располагались очень близко к советско-немецкой границе. С учётом скорости наступления германской армии, и их доктриной блицкрига, части очень быстро попадали в «котёл» не успев отойти для перегруппировки.
№4 Репрессии в армии накануне войны
Сталинская паранойя в отношении троцкистов сыграла на руку Гитлеру, хотя в самом конце войны, он и жалел, что не сделал так же. Согласно подсчётам современных историков, за 1937-1938 гг. было репрессировано более 40 тысяч командиров Красной Армии и советского ВМФ, а это почти 70%.
К лету 1941 года, только 4.3% офицеров имело высшее образование, а теперь давайте сравним это с немецкой армией, которой управляли опытные офицеры, за спиной которых были «европейские блицкриги». Репрессии оказали воздействие и на «психологический» климат в РККА. Командиры боялись проявлять инициативу, и ждали одобрения вышестоящего начальства, в тот момент, когда решения требовалось принимать «здесь и сейчас».
Выпускники Военной академии им. Сталина. Москва, июнь 1941 года. Фото в свободном доступе.
№5 Отсутствие оборонительной структуры
Командование не рассматривало всерьез ведение войны на территории СССР. Укрепления на старой границе были давно законсервированы, а новые не были готовы. Да и какой толк в укреплениях, когда их не занимает армия?
Генштабом в мае 1941г. был разработан план по обороне границ. Но он не предусматривал создание оборонительных сооружений для войск 2 и 3 эшелона. Руководство Красной Армии полагало, что в крайнем случае немцев удастся сдержать на передних рубежах.
Колхозники строят оборонительные рубежи в прифронтовой полосе.01 июля 1941 года. Фото в свободном доступе.
№6 Провальные контрнаступления
На момент начала войны, когда казалось бы, что все силы надо сосредоточить на обороне, советское командование предпринимало попытки контрнаступлений. Вот одна из первых директив советского командования, после нападения Германии:
«войскам всеми силами и средствамиобрушиться на вражеские силыи уничтожить их в районе, где они нарушили советскую границу»
Возможно, на тот момент, Сталин и руководство СССР не могли адекватно воспринимать противостоящую им силу. И тут дело даже не в численном или качественном превосходстве. Вермахт был полностью укомплектован, и готов к вторжению. Дивизии Красной Армии были даже не развернуты. Как Вы думаете, у кого было больше шансов попасть в окружение?
Жители Ленинграда слушают сообщение о нападении Германии на Советский Союз. Фото в свободном доступе.
Для справедливости стоит сказать, что Сталин действительно запланировал тотальную модернизацию армии, и это было правильно, так как в 1941 году РККА отставала от современных стандартов. Но завершение этой модернизации было ещё далеко, а враг стоял «у ворот» уже летом 1941 года. Если поглядеть таблицы количества техники и вооружения, то может появится впечатление, что Красная Армия имела большую готовность к войне, чем Вермахт. Но это не так.
Великая Отечественная Война стала тяжелым испытанием для СССР. Исходя из перечисленного, почти все ошибки вытекали из двух факторов: недооценки угрозы, и тоталитарного режима, который господствовал в стране, что в конечном итоге привело к колоссальным потерям.
История России
ГЛАВА III. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941—1945 гг.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ВАРИАНТ 1
1. Расположите события в хронологической последовательности.
A) вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР
Б) начало блокады Ленинграда
B) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»
Запишите получившуюся последовательность букв.
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
A) вступление США в войну против Японии и Германии
Б) начало операции «Багратион»
B) Потсдамская конференция лидеров держав Антигитлеровской коалиции
Г) избрание митрополита Сергия патриархом Русской православной церкви
ГОДЫ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
3. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
A) создание нового Государственного гимна СССР
Б) героическая защита дома на рубеже обороны в Сталинграде
B) командование партизанским соединением
Г) обращение к советскому народу по поводу начала Великой Отечественной войны
УЧАСТНИКИ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
4. Прочитайте отрывок из письма сельского жителя и выберите в приведённом списке три верных суждения.
Факты показывают, что командование и штаб Юго-Западного направления, как и Ставка, не согласились с выводом разведывательного управления, хотя он подтверждался разведывательными данными, имевшимися в их распоряжении. Военный совет направления в докладе Верховному главнокомандующему о перспективах боевых действий на юге в весенне-летний период доносил следующее: «. Мы считаем, что враг, несмотря на крупную неудачу осеннего наступления на Москву, весной будет вновь стремиться к захвату нашей столицы. С этой целью его главная группировка упорно стремится сохранить своё положение на московском направлении, а его резервы сосредоточиваются против левого крыла Западного фронта».
1) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в 1942 г.
3) В период, когда произошли описываемые события, Красная армия уже провела операцию «Уран».
4) Автор пишет, что природные условия благоприятствовали нанесению немецкими войсками удара на Южном направлении.
5) Маршал, упомянутый в данном отрывке, командовал Западным фронтом в период начала контрнаступления Красной армии под Москвой.
6) Военный совет Юго-Западного направления оказался прав в прогнозе, представленном в докладе Верховному главнокомандующему.
5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Рядовой гвардейского стрелкового полка, который в феврале 1943 г. в бою за д. Чернушки закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения, — ____.
Б) Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко был создан в ____ г.
B) В 1944 г. Красная армия провела операцию ____.
ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
6. Установите соответствие между произведениями культуры и их авторами.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
A) картина «Бегство немцев из Новгорода»
B) кинофильм «Два бойца»
Г) Ленинградская симфония
АВТОРЫ
3) художники Кукрыниксы
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
7. Рассмотрите изображение и выберите два верных суждения.
1) В войне, которой посвящена карикатура, противником СССР была Германия.
2) В результате войны, которой посвящена карикатура, СССР не приобрёл новых территорий.
3) События, которым посвящена карикатура, произошли в 1940 г.
4) Война, которой посвящена карикатура, вошла в историю как «Летняя».
5) Одним из последствий начала войны, которой посвящена карикатура, было исключение СССР из Лиги Наций.
Рассмотрите карту на с. 41 и выполните задания 8—11.
8. Выберите три верных суждения, которые относятся к событиям, обозначенным на карте.
1) Город, обозначенный на карте цифрой 3, не был сдан фашистам.
2) В ходе боевых действий, обозначенных на карте, Красная армия полностью освободила территорию УССР.
3) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила Кишинёв.
4) События, обозначенные на карте стрелками, относятся к периоду коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
5) Участником событий, обозначенных на карте, был И.В. Панфилов.
6) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила Брянск.
9. Укажите год, к концу которого образовалась линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 1.
10. Как назывался город, обозначенный на карте цифрой 2, в период событий, которым посвящена карта?
11. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 4.
12. Запишите термин, о котором идёт речь.
Фронт вооружённой борьбы США и Великобритании против фашисткой Германии в 1944-1945 гг. в Западной Европе. Открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил на территории Северо-Западной Франции.
13. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского офицера и укажите слово, дважды пропущенное в тексте.
Думаю, что в тактике ____, которыми нам пришлось руководить, было много характерного если не для всех, то, во всяком случае, для подавляющего большинства отрядов.
Отряды постепенно росли, усиливались, стали нападать на группы вражеских солдат, на небольшие подразделения гитлеровцев. Чаще всего при этом устраивались засады, особенно на лесных дорогах.
После разгрома немцев под Москвой ____ в восточных районах Смоленщины значительно активизировались. Они обзаводились уже радиостанциями, вели разведку по заданию командования регулярных войск, нападали на карательные отряды, устраивали диверсии. Но действовали они пока главным образом по принципу, которого придерживался ещё Денис Давыдов, — «убей и уйди».
ВАРИАНТ 2
1. Расположите события в хронологической последовательности.
A) Ялтинская конференция «Большой тройки»
Б) начало Смоленского оборонительного сражения
B) освобождение Красной армией Белгорода
Запишите получившуюся последовательность букв.
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
A) создание Совета по эвакуации
Б) начало Второй мировой войны
B) начало Битвы за Кавказ
Г) освобождение Киева от фашистов
ГОДЫ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
3. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
A) ночной таран вражеского самолёта 7 августа 1941 г.
Б) создание танка Т-34
B) водружение над Рейхстагом Красного знамени Победы
Г) командование Калининским фронтом в период начала контрнаступления под Москвой
УЧАСТНИКИ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
4. Прочитайте отрывок из резолюции съезда и выберите три верных суждения.
Именно в эти дни нам объявили приказ № 227 Народного комиссара обороны. Собрать людей в штабе полка или каком-нибудь из дивизионов не представлялось возможным. Личный состав находился на огневых позициях и наблюдательных пунктах. Поэтому подполковник В.А. Холин и полковой комиссар К.И. Тарасов лично побывали во всех подразделениях. Зачитывая приказ, они разъясняли его содержание и глубокий смысл каждому военнослужащему.
Приказ этот, на мой взгляд, может служить примером документа огромной мобилизующей силы. В нём прямо и открыто говорилось о тяжёлом, исключительно опасном положении, о причинах нашего отступления, о крайней необходимости любой ценой остановить и разгромить врага, о беспощадной борьбе с трусами и паникёрами. «Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования. »
И сегодня нельзя без волнения читать эти скупые, наполненные глубочайшим содержанием и смыслом строки. А тогда, на фронте, приказ Народного комиссара обороны СССР прозвучал для нас как тревожный набат. Мы услышали голос Коммунистической партии, голос матери-Родины, обращённый к своим сыновьям. Слушая его, многие бойцы плакали, и никто не стыдился, не вытирал этих слёз. Стыдились другого: ведь это мы, отступая от западных границ, дошли до берегов Дона. На нас лежит вина за то, что случилось.
1) Автор пишет, что бойцам, слушавшим приказ, о котором идёт речь, ни за что не было стыдно.
2) Описываемые в отрывке события произошли в период Сталинградской битвы.
3) Приказ, о котором идёт речь, разрешал солдатам принимать решение об оставлении позиций, если этого требовала обстановка.
4) В соответствии с приказом, о котором идёт речь в отрывке, формировались заградительные отряды.
5) Автор считает, что изданием приказа советское командование признало тяжёлое положение, в котором находилась страна.
6) Приказ, о котором идёт речь, был подписан В.М. Молотовым.
5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в период Советско-японской войны — ____.
Б) Висло-Одерская наступательная операция была проведена Красной армией в ____ г.
B) В 1943 г. Красная армия освободила от фашистов город ____.
ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
6. Установите соответствие между произведениями культуры и их авторами.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
A) плакат «Родина-мать зовёт!»
Б) песня «Священная война»
B) картина «Оборона Севастополя»
Г) стихотворение «Жди меня»
АВТОРЫ
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
7. Рассмотрите изображение и выберите два верных суждения.
1) Данный плакат был создан в 1942 г.
2) В одном из городов, подписанных на карикатуре, находится знаменитый Дом Павлова.
3) События, которым посвящена карикатура, относятся к заключительному этапу Великой Отечественной войны.
4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, был руководителем фашистской Германии.
5) В честь освобождения одного из городов, подписанных на карикатуре, в Москве был произведён первый победный салют.
Рассмотрите карту и выполните задания 8—11.
8. Выберите три верных суждения, которые относятся к событиям, обозначенным на карте.
1) Линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 2, сформировалась к началу зимы.
2) На карте обозначены «котлы» окружения, в которые попадали немецкие войска.
3) В ходе обозначенных на карте боевых действий фашисты захватили Харьков.
4) В период начала боевых действий, которым посвящена карта, существовало независимое государство Польша.
5) Линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 1, сформировалась к концу сентября.
6) В период начала боевых действий, которым посвящена карта, город Львов входил в состав СССР.
9. Заполните пропуск в предложении: «Боевые действия, обозначенные на карте стрелками, велись в тысяча девятьсот ____ г.».
10. Укажите название крепости, обозначенной на карте цифрой 3, гарнизон которой прославился героической обороной в ходе показанных на карте событий.
11. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 4.
12. Запишите термин, о котором идёт речь.
Система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и т.д. США своим союзникам в годы Второй мировой войны.
13. Прочитайте отрывок из воспоминаний директора завода и укажите слово, дважды пропущенное в тексте.
Ещё в первые месяцы войны по решению ГКО многие предприятия из прифронтовых и угрожаемых районов были перебазированы на Восток. В тревожные октябрьские дни, когда враг рвался к Москве, настала очередь и «Красного пролетария». Заводу приказано переместиться на Восток, оставив на месте лишь освоенное производство военной продукции.
Подготовка к ____ велась напряжённо, но организованно.
Демонтировалось и грузилось в вагоны оборудование, материалы, задел. Особенно бережно упаковывались наиболее ценные станки и «незавершёнка» специальных станков. И эта мера была исключительно дальновидной.
Ведь во время ____ не обойтись без разукомплектования оборонных заводов. Кто, как не мы, должен восполнить брешь?
В это время «Красному пролетарию» и его людям предстояло двинуться на восток. Было получено распоряжение выдать рабочим двухмесячную зарплату.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ВАРИАНТ 1
1. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского военачальника и выполните задания.
Сознательно извращая действительность, буржуазные историки пытаются по-своему объяснить провал наступления гитлеровцев под Москвой. Бывшие гитлеровские генералы и фельдмаршалы до сих пор пытаются в провале плана захвата Москвы и планов войны в целом обвинить одного Гитлера, который-де не посчитался с советами своих генералов, приостановил летом движение группы армий «Центр» на Москву и повернул часть её войск на Украину.
Выдвигаются и другие причины провала гитлеровского наступления под Москвой. Так, английский военный историк Фуллер в своей книге «Вторая мировая война» пишет: «С полным основанием можно считать, что не сопротивление русских, как бы велико оно ни было. а грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву». Этому фальшивому утверждению вторит бывший генерал фашистской армии Курт Типпельскирх, который писал: «. наступил период полной распутицы. Двигаться по дорогам стало невозможно, грязь прилипала к ногам, к копытам животных, колёсам повозок и автомашин. Даже так называемые шоссе стали непроезжими. Наступление остановилось».
Но Фуллер и Типпельскирх должны были бы знать, что в ноябре, когда решалась судьба великой битвы под Москвой, уже подморозило и никакой грязи не было.
Бывшие гитлеровские генералы Гудериан, Гот и другие ухватились за другую «убедительную» версию, утверждая, что основной причиной поражения их войск под Москвой была суровая русская зима.
Буржуазные военные историки и бывшие гитлеровские генералы пытаются убедить общественное мнение, будто более чем миллионная группировка отборных гитлеровских войск не разбилась под Москвой о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, а погибла от грязи, мороза и глубоких снегов. При этом они умалчивают о том, что в этих же условиях действовали и советские войска.
Тем временем советские войска, воодушевлённые успехами, достигнутыми в оборонительных боях, перешли без какой-либо паузы в контрнаступление. Это было великое и радостное событие, взволновавшее не только весь советский народ, но и всё прогрессивное человечество.
Укажите месяц и год, когда началось упомянутое в отрывке контрнаступление. Назовите автора воспоминаний, который в период начала этого контрнаступления командовал Западным фронтом советских войск.
Какие причины провала наступления немецко-фашистских войск под Москвой, называемые буржуазными историками и гитлеровскими военачальниками, указывает автор? Назовите две причины. В чём он сам видит главную причину провала этого наступления?
Укажите любые три результата (последствия) битвы, о которой идёт речь в данном отрывке.
2. По вопросам истории высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Союзники СССР по антигитлеровской коалиции оказали Красной армии значительную помощь в разгроме фашистской Германии.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
3. Сравните экономику СССР в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, выделив две общие черты и два различия. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы.
Общее
Линии (критерии) сравнения
Экономика СССР в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
Различия
Линии (критерии) сравнения
Экономика СССР в предвоенные годы
Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны
ВАРИАНТ 2
1. Прочитайте отрывок воспоминаний советского военачальника и выполните задания.
Готовясь к проведению этой крупнейшей стратегической операции, следовало учитывать ряд особенностей, и прежде всего вероятную силу сопротивления врага. Гитлеровское командование сосредоточило против советских войск для обороны имперской столицы и подступов к ней крупные силы, подготовило глубоко эшелонированную оборону с целой системой укреплений и всякого рода препятствий и на Одерском рубеже, и на рубеже Шпрее, и на всех подступах к ____ — с востока, юго-востока, юга и севера.
К тому же характер местности вокруг ____ создавал немало дополнительных препятствий — леса, болота, множество рек, озёр и каналов.
Нельзя было не считаться и с тем обстоятельством, что гитлеровское командование и немецко-фашистское правительство упорно вели политику на раскол антигитлеровской коалиции, а в последнее время прибегали к прямым поискам сепаратных соглашений с нашими союзниками, надеясь в результате этого перебросить свои войска с западного фронта на восточный, против нас.
Как теперь известно из истории, попытки Гитлера и его окружения добиться сепаратных соглашений с нашими союзниками не увенчались успехом. Мы и тогда, в период войны, не хотели верить, что наши союзники могут пойти на какой бы то ни было сговор с немецко-фашистским командованием. Однако в атмосфере того времени, насыщенной не только фактами, но и слухами, мы не вправе были абсолютно исключить и такую возможность.
Это обстоятельство придавало этой операции, я бы сказал, особую остроту. И уж, во всяком случае, нам приходилось считаться с тем, что, встав наконец перед необходимостью испить до дна горечь военного поражения, фашистские руководители предпочтут сдать город американцам и англичанам, перед ними будут открывать путь, а с нами будут жестоко, до последнего солдата, сражаться.
Планируя предстоящую операцию, мы трезво учитывали эту перспективу. Кстати говоря, потом она на наших глазах превратилась в реальную действительность.
Укажите месяц и год, когда началась операция, о подготовке к которой говорится в отрывке. Укажите название города, дважды пропущенное в тексте. Назовите командующего 1-м Белорусским фронтом в период осуществления операции, о подготовке к которой идёт речь.
Какие неблагоприятные обстоятельства приходилось учитывать советскому командованию при подготовке операции? Укажите три обстоятельства.
Укажите не менее трёх результатов (последствий) проведения операции, о подготовке к которой идёт речь.
2. По вопросам истории высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Внешняя политика СССР в период августа 1939 — июня 1941 г. была успешной.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
3. Сравните Битву за Москву и Сталинградскую битву. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы