какие экзамены нужно сдавать для поступления в педагогический институт на учителя русского языка
Какие предметы ЕГЭ надо сдавать, чтобы поступить в педагогический
Содержание статьи
Предметы ЕГЭ, необходимые для поступления на педагога
Обязательные для всех
Правила приема в вузы могут различаться — и в разных учебных заведениях набор предметов, необходимых для поступления на одну и ту же специальность, может варьироваться. Однако лишь в определенных пределах: перечень вступительных испытаний для абитуриентов определяется специальным приказом Минобрнауки, в котором для каждого направления подготовки прописано минимум два «обязательных» предмета — они будут едины для всех вузов страны.
В соответствии с этим документом, абитуриенты, желающие получить педагогическое образование, в обязательном порядке должны сдавать:
Экзамены по специальности
Третий экзамен зависит от специализации будущего учителя. Для «предметников» он, как правило, совпадает с направлением подготовки — так, будущие преподаватели биологии должны представить результаты ЕГЭ по биологии, географы — по географии и т.д. Те, кто по окончании вуза получат право преподавать ОБЖ или технологии, должны сдать профильную математику. Для будущих учителей начальных классов третьим экзаменом также является математика.
Практически во всех педуниверситетах обучение педагогов ведется по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Во втором случае выпускника готовят к преподаванию двух предметов сразу. Причем сочетания могут быть самыми разными — не только «классические» тандемы «русский язык и литература» или «история и обществознание», но и, например:
В таких случаях третий экзамен как правило назначается в соответствии с основным направлением (тот предмет, который значится в названии специальности первым).
Особый разговор — о тех, кто поступает на направления, связанные с творчеством (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство). Они предоставляют в приемную комиссию результаты по обязательным для всех обществознанию и русскому — а кроме этого проходят дополнительные испытания на базе вуза, направленность которых соответствует профилю подготовки. Аналогичная ситуация — и с теми, кто поступает на факультеты физкультуры и спорта, им придется подтвердить уровень своей физподготовки, пройдя проверку на базе вуза.
Какие ЕГЭ нужны на психолого-педагогические направления
Педагогические вузы готовят не только учителей-предметников. Популярны и специальности, относящиеся к психолого-педагогическим (социальный педагог, психолог, специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями). Педагоги, работающие с маленькими детьми в учреждениях дошкольного образования, также относятся к этой группе.
В большинстве случаев для поступления на эти специальности надо сдавать русский, биологию и обществознание. Биология для психологов является крайне важной — и именно она в данном случае считается профильной. А вот вместо ЕГЭ по обществознанию в некоторых вузах могут включить в программу вступительных испытаний математику или иностранный язык (приказ Минобрнауки допускает такие варианты).
Другие специальности, по которым готовят в педагогических университетах
Основная задача педагогических вузов — готовить кадры для нужд образования. При этом, поскольку школам нужны преподаватели-предметники всех направлений, в «среднестатистическом» педуниверситете есть и филологические, и физические, и биологические, и математические факультеты — на любой вкус. При этом в большинстве случаев только педагогическим образованием дело не ограничивается, и наряду с будущими учителями педвузы набирают абитуриентов и на другие востребованные специальности, например:
Набор предметов, требующийся для поступления, в таких случаях зависит от специальности — и обществознание, обязательное для будущих учителей любого профиля, далеко не всегда входит в программу вступительных испытания. Однако как правило бюджетных мест на таких «непрофильных» для вуза направлениях меньше, чем на педагогические специальностях.
Проходные баллы в педагогические вузы
Проходные баллы на бюджет в педагогические университеты зависят как от уровня вуза, так и от специальности. Если говорить о «средних» показателях, позволяющих учиться за госсчет — то абитуриенты, набравшие по сумме трех экзаменов 160-180 баллов, в большинстве случаев могут рассчитывать на успех. И даже в лучших вузах этого направления минимальный проходной балл на педагогические направления редко превышает 220-230. Самые высокие баллы как правило требуются на специальности, связанные с иностранным языком.
Здравствуйте! По каким предметам нужно готовиться к ОГЭ-2021 на учителя русского языка и литературы?
Правила приема в вузы могут различаться — и в разных учебных заведениях набор предметов, необходимых для поступления на одну и ту же специальность, может варьироваться. Однако лишь в определенных пределах: перечень вступительных испытаний для абитуриентов определяется специальным приказом Минобрнауки, в котором для каждого направления подготовки прописано минимум два «обязательных» предмета — они будут едины для всех вузов страны.
В соответствии с этим документом, абитуриенты, желающие получить педагогическое образование, в обязательном порядке должны сдавать:
русский язык (результаты экзамена по этому предмету необходимы для поступления на любую специальность любого вуза страны);
обществознание — именно этот предмет считается профильным для будущих учителей (вне зависимости от того, к преподаванию каких предметов их будут готовить).
Экзамены по специальности
Третий экзамен зависит от специализации будущего учителя. Для «предметников» он, как правило, совпадает с направлением подготовки — так, будущие преподаватели биологии должны представить результаты ЕГЭ по биологии, географы — по географии и т. д. Те, кто по окончании вуза получат право преподавать ОБЖ или технологии, должны сдать профильную математику. Для будущих учителей начальных классов третьим экзаменом также является математика.
Практически во всех педуниверситетах обучение педагогов ведется по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Во втором случае выпускника готовят к преподаванию двух предметов сразу. Причем сочетания могут быть самыми разными — не только «классические» тандемы «русский язык и литература» или «история и обществознание», но и, например:
английский и испанский языки;
география и английский;
информатика и технологии.
В таких случаях третий экзамен как правило назначается в соответствии с основным направлением (тот предмет, который значится в названии специальности первым).
Особый разговор — о тех, кто поступает на направления, связанные с творчеством (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство). Они предоставляют в приемную комиссию результаты по обязательным для всех обществознанию и русскому — а кроме этого проходят дополнительные испытания на базе вуза, направленность которых соответствует профилю подготовки.
3 главных предмета, которые нужно сдавать при поступлении на учителя начальных классов
Людей, желающих связать свою жизнь с обучением детей, которые только что вышли из дошкольного возраста интересует, с чего начать свой путь к этой профессии. В современном мире учителя начальных классов достаточно востребованы. Это определяет то, что в некоторых ВУЗах на очное отделение данной специальности большой конкурс при поступлении. В каждом отдельном университете, могут быть установлены свои проходные баллы.
Какие предметы нужны для поступления на учителя начальных классов
Первая задача выпускника успешно сдать ЕГЭ
Прежде чем подавать документы в институты, нужно понимать, что сначала требуется иметь аттестат о полном среднем образовании. Чтобы его получить, нужно иметь успешно сданные математику и русский язык. Без этих предметов невозможно поступить ни в один университет по результатам ЕГЭ.
Как правило, для того, чтобы стать учителем начальным классов, после 11 класса нужно сдавать: русский язык, математику и обществознание. К примеру, в 2018 году в РГПУ им. Герцена проходной балл на платное и бюджетное отделение равнялся — 139 и 236 баллам соответственно.
В некоторых университетах (пример СевГУ), вместо математики требуют биологию. Но это совсем не значит, что математику сдавать не требуется. Нужно помнить про то, что этот предмет влияет на получение аттестата. Проходной балл в СевГУ на очное отделение равнялся 169 баллам.
Но как быть тем, кто в своё время не сдавал ЕГЭ? На самом деле, всё очень просто. Нужно сходить в районный отдел образования и узнать там информацию, как решается вопрос в нужном для сдачи регионе.
Заявление на сдачу ЕГЭ заполняется на бланке установленного образца
Как правило там подсказывают, как и где писать заявление на сдачу. Но нужно помнить, что приёмная комиссия в университетах начинает свою рабочую деятельность в летний период.
Поэтому написать заявление и сдать нужные для поступления предметы нужно в установленные сроки. Сдача экзаменов, как правило начинается весной. Основной период сдачи — май, июнь.
Особенности поступления в некоторые учебные заведения по профессии педагог
Абитуриент должен взвесить свои возможности и определить поступать в ВУЗ или в педколледж
На учителя начальных классов можно выучиться как в педагогическом училище, так и в высшем учебном заведении. Так в чём же разница и какие особенности поступления?
Разница в том, что после окончания колледжа или училища у выпускника будет диплом о среднем специальном образовании, в отличие от ВУЗа. После 9-го класса, чаще всего, учитывается средний балл аттестата о неполном среднем образовании. И напротив, после 11-го класса, нужно сдавать список необходимых предметов для того или иного учебного заведения.
Проходные баллы можно уточнить на стенде приемной комиссии или на сайте учебного заведения
Для поступления на это направление, чаще всего, ВУЗы требуют успешно сданные математику, русский язык и обществознание. В качестве примера можно привести некоторые ВУЗы и их проходные баллы в прошлом:
В некоторых ВУЗах сдача ЕГЭ совсем не обязательна. В каких случаях это работает? Например, если у абитуриента уже имеется диплом о первом высшем образовании, он может сдать необходимые вступительные испытания прямо в университете в назначенные для сдачи дни.
Стоит ли беспокоиться о дополнительных испытаниях
Собеседование иногда проходит при подаче документов: надо быть к этому готовым
Как правило, большинство ВУЗов не назначают дополнительных испытаний на данное направление подготовки. Однако, некоторые колледжи и училища практикуют собеседования с будущими студентами.
На этих собеседованиях будущий учитель начальных классов может проявить своё желание учиться именно на этом направлении. Представителями учебного заведения могут быть заданы вопросы, касающиеся данной профессии. Поэтому к собеседованию нужно как следует подготовиться, читая специальную литературу и справочники.
Что может положительно повлиять на поступление
Аттестат с отличием дает большой шанс поступления на бюджет, если он подкреплен высокими баллами по ЕГЭ
Поступление — это, в большинстве своём, нервный и долгий процесс. В некоторых учебных заведениях сыграть роль может каждый лишний балл. И тогда абитуриенты задаются вопросом, а могут ли личные достижения сыграть позитивную роль при поступлении? — Ответ: да!
Средний балл аттестата может повлиять на поступление в колледжи, училища или техникумы на базе 9-ти классов. Кроме того, некоторые ВУЗы устанавливают баллы, которые добавляются абитуриенты за индивидуальные достижения (аттестат, с отличными отметками, победа в соревнованиях и т.д)
Приемная комиссия: когда начинает и заканчивает свою работу
Когда с будущей профессией уже всё понятно, а экзамены сданы, начинается следующий этап: подача документов в институты. Приёмная комиссия начинает работать летом, ближе к концу июня (в 20-х его числах) начинается приём документов.
Если же у абитуриента назначены вступительные испытания, то ориентироваться нужно примерно на начало июля. Именно тогда большинство ВУЗов проводят их.
Сроки приема каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно
Подробную информацию о них должны предоставить представители конкретного университета. В конце июля начале августа, обычно уже известно, поступил абитуриент или нет.
Русский язык, литература
О программе
ПРИЕМ НА БАКАЛАВРИАТ 2021
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Начало учебного года:
Количество бюджетных мест
Количество внебюджетных мест
Стоимость обучения за семестр
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
| ||||
1. |
| |||
2. |
| |||
3. |
|
* — Минимальный балл — это балл необходимый для участия в конкурсе.
ОСОБЕННОСТИ И ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ
Дополнительное образование
Актуальность
Преподаватели
Два профиля подготовки
ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Райкова Ирина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
Абрашина Екатерина Николаевна
кандидат педагогических наук
Шафранская Элеонора Федоровна
доктор филологических наук, доцент
Коханова Валентина Александровна
кандидат филологических наук, доцент
Громова Алла Витальевна
доктор филологических наук, профессор
Райкова Ирина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж: Трудовой стаж с 1988 года.
Научно-преподавательский стаж: Стаж работы: в педагогической сфере – с 1988 года; в ГАОУ ВО МГПУ – с 1996 года.
Кандидат филологических наук, доцент. Специалист по теории и истории фольклора.
Руководит фольклорной практикой студентов, являясь увлеченным и опытным собирателем фольклора (на счету — более 30 экспедиций). Организует и проводит научные фольклорно-этнографические экспедиции со студентами, магистрантами и аспирантами МГПУ (во Владимирской, Костромской и Тульской областях, Чувашской республике).
Участник и руководитель секций в Первом (2006), Втором (2010), Третьем (2014) и Четвертом (2018) Всероссийских конгрессах фольклористов. Сведения о И.Н. Райковой внесены в Краткий справочник персоналий «Фольклористы России» (2007). Научный редактор научного альманаха «Традиционная культура», включенного в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ.
Является постоянным инициатором и организатором (координатором) международных, межвузовских и региональных конференций в МГПУ.
Абрашина Екатерина Николаевна
кандидат педагогических наук
Общий стаж: Трудовой стаж с 1989 года.
Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1989 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 2000 года.
Кандидат педагогических наук, доцент.
Работала со студентами из Италии, Франции, Турции на курсах «Лексикология», «Риторика», элективном курсе «Практическая риторика».
Шафранская Элеонора Федоровна
доктор филологических наук, доцент
Общий стаж: Трудовой стаж с 1975 года.
Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1976 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 2001 года.
Доктор филологических наук, профессор, автор учебников и исследований по литературе и культуре, читает в МГПУ и РГГУ ряд междисциплинарных курсов, в основе которых литература еков, ее мифологическая и фольклорная составляющая. В портфолио преподавателя — чтение лекций и в зарубежных аудиториях — Казахстана, Литвы, Узбекистана, Чехии.
Вместе с Э.Ф. Шафранской вы прочитаете и проанализируете современные литературные тексты, фикшн и нон-фикшн, обсудите фильмы, ставшие классикой ХХ века, узнаете о художниках-авангардистах, писателях, бессудно уничтоженных советской властью, попробуете взглянуть на литературный и культурный ХХ век панорамно — например, в парадигме «литературных дел».
Коханова Валентина Александровна
кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж: Трудовой стаж 46 лет.
Научно-преподавательский стаж: Стаж научно-педагогической работы в вузе 20 лет, общий педагогический стаж – 46 года.
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой методики обучения филологическим дисциплинам МГПУ. Автор более 100 публикаций. С 2002 по 2009 годы — лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
Громова Алла Витальевна
доктор филологических наук, профессор
Общий стаж: Трудовой стаж с 1985 года.
Научно-преподавательский стаж: В педагогической сфере – с 1989 года, в вузе – с 1994 года, в ГАОУ ВО МГПУ – с 2007 года.
Доктор филологических наук, профессор, автор 11 монографий и учебных пособий по литературе Серебряного века и русского зарубежья, участник международного проекта «По следам экспедиций Б. Вильде и Л. Зурова», руководитель студенческого читательского клуба «На Яузе», организатор встреч с современными российскими писателями.
КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Студенты получают интенсивную подготовку в области изучения английского языка в течение 3-х лет, что позволяет освоить язык на профессиональном уровне. Дополнительно учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать существенную часть предметов
учебного плана, развивающих личностные и профессиональные качества
Филологический анализ художественного текста
Русский язык, литература
О программе
ПРИЕМ НА БАКАЛАВРИАТ 2021
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Начало учебного года:
20 человек на место
Количество бюджетных мест
Количество внебюджетных мест
из 46 бюджетных мест.
Стоимость обучения за семестр
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
| ||||
1. |
| |||
2. |
| |||
3. |
|
* — Минимальный балл — это балл необходимый для участия в конкурсе.
ОСОБЕННОСТИ И ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ
Дополнительное образование
Элективные курсы
Актуальность
Преподаватели
Два профиля подготовки
Стажировки
Стипендия
ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Лоскутникова Мария Борисовна
кандидат филологических наук
Геймбух Елена Юрьевна
доктор филологических наук
Джанумов Сейран Акопович
доктор филологических наук
Алексеев Александр Валерьевич
кандидат филологических наук, доцент
Коханова Валентина Александровна
кандидат филологических наук, доцент
Колышева Елена Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент
Лоскутникова Мария Борисовна
кандидат филологических наук
Общий стаж: Трудовой стаж с 1978 года
Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1978 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 2002 года.
Кандидат филологических наук, доцент.
Специалист по теории литературы, истории литературоведения, истории русской литературы XIX — XX вв.
Автор учебных пособий и программ по теории и истории литературоведения, научных публикаций, посвященных вопросам стиля и стилеобразования по творчеству И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, С.Т. Аксакова и др.
Специалист по военной прозе XX века.
Инициатор, организатор и научный руководитель постоянно действующих научно-просветительских семинаров под эгидой научно-просветительской площадки «Дебаты на литературном поле».
Геймбух Елена Юрьевна
доктор филологических наук
Общий стаж: Трудовой стаж с 1978 года.
Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1986 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 1999 года.
Доктор филологических наук, профессор.
Активный участник реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» (Россотрудничество) в качестве эксперта мероприятий для иностранцев, изучающих русский язык, для соотечественников, проживающих за рубежом, для преподавателей русского языка в странах ближнего и дальнего Зарубежья, проводимых под эгидой Управления образовательных, молодежных программ и поддержки русского языка Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств.
Международный эксперт на аккредитации вузов Казахстана (Торазский педагогический институт, Шимкентский педагогический институт).
Участник международных научно-теоретических и научно-практических конференций по проблемам преподавания РКИ / РКН: Брно (Чехия), Будапешт и Сегед (Венгрия), Самарканд (Узбекистан), София (Болгария), Караганда (Казахстан).
Джанумов Сейран Акопович
доктор филологических наук
Общий стаж: Трудовой стаж с 1959 года.
Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1970 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 1995 года.
Имеет опыт преподавания русской литературы в Польше, Чехии, США. Председатель диссертационного совета Д 850.007.07 на базе МГПУ, член Ученого совета Гос. музея А.С. Пушкина, член редколлегии «Вестника МГПУ. Серия «Филология, Теория языка. Языковое образование».
Алексеев Александр Валерьевич
кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж:
Научно-преподавательский стаж:
Кандидат филологических наук, доцент.
Учил Исторической грамматике и Теории языка студента из Италии Риккардо Пузатери (сейчас — «русский гид на Сицилии» Riccardo Pusateri).
Участвовал в Ежегодной методической мастерской для преподавателей-русистов стран СНГ и Балтии в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» — в 2013, 2014, 2015 гг., есть публикация: Культурная значимость слова в парадигме современного образования // Сборник материалов по итогам проведения Ежегодной методической мастерской для преподавателей-русистов стран СНГ и Балтии в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» 2011−2015 гг. (Латвия, Литва, Украина, Эстония). М.: Открытая русская школа; Россотрудничество, 2013. С. 11−20.
Участвовал в Ежегодных мастерских в Литве (Вильнюс), Беларуси (Брест), Киргизии (Бишкек).
Участвовал в работе Городского методического семинара с международным участием «Тестирование в обучении русскому языку учащихся-инофонов».
Коханова Валентина Александровна
кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж: Трудовой стаж 46 лет.
Научно-преподавательский стаж: Стаж научно-педагогической работы в вузе 20 лет, общий педагогический стаж – 46 года.
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой методики обучения филологическим дисциплинам МГПУ. Автор более 100 публикаций. С 2002 по 2009 годы — лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
Колышева Елена Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж: Трудовой стаж с 2001 года.
Научно-преподавательский стаж: Стаж работы: в педагогической сфере – с 2001 года; в ГАОУ ВО МГПУ – с 2006 года.
КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Студенты получают интенсивную подготовку в области изучения английского языка в течение 3-х лет, что позволяет освоить язык на профессиональном уровне. Дополнительно учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать существенную часть предметов
учебного плана, развивающих личностные и профессиональные качества
Мифопоэтика русской литературы XIX – XX веков
Филологический анализ художественного текста