какая технология в начальной школе учит детей нести ответственность за собственные решения

Педагогические технологии в начальной школе

Использование современных технологий обучения

в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Тема работы по самообразованию «Использование современных технологий обучения

в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Цель работы: обеспечение каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.

Задачи:

Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

Я работаю по программе «Школа 2100». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа 2100». Все учебники направлены на обеспечение этих требований: учитываются возрастные особенности детей, соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учащихся и ученика (1-2 классы) к деятельности детей в парах и небольших группах, к усилению самостоятельной деятельности учащихся в постановке и решении учебных задач. Принципами построения УМК «Школа России» являются приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, формируя у ребёнка современную картину мира и развивая умение учиться. Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся.

От меня, как от современного учителя, требуется дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; опыта осуществления разнообразных видов деятельности; сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций и успешности в современном обществе.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

• приём «Чтение с остановками»;

• приём «Корзина идей»;

• приём «Составление синквейнов»;

• приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

• написание творческих работ;

Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Проектная деятельность эффективно используется мной, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

— социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.

Ограничений в применении современных технологий обучения нет. Закон “Об образовании” и ФГОС НОО дают право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическим принципам.

Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Источник

Статья по теме: «Эффективные педагогические технологии в начальных классах. Практика применения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад по теме; «Эффективные педагогические технологии в начальных классах. Практика применения».

Современный этап развития российского образования отличается тем, что в нём, наряду с традиционным направлением, складывается

личностно-ориентированное направление на развитие потенциальных возможностей и способностей обучающегося. Важнейшую роль в процессе обновления образования играет начальная школа. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активное и заинтересованное познание мира; владение

основами умения учиться, способность к организации собственной

Для выполнения социального заказа профессиональная деятельность педагога должна опираться на достижения передовой педагогической мысли, современные образовательные технологии и учебные программы.

дифференцированный и индивидуальный подход;

Структуру и содержание каждого урока тщательно продумываю, в едь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. На моих уроках дети активно вовлечены в процесс обучения: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. Предлагаю вашему вниманию пример сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре урока.

Варианты использования образовательных технологий

— Создание игровой ситуации

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации

Работа в группах, парах

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа.

Создание ситуации успеха

Исследовательская работа в группах, парах

Знакомство с новым материалом на ПК,

разноуровневые задания на ПК

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Создание проблемной ситуации

Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-Тестирование на ПК

-Разноуровневые задания на ПК

Подведение итогов урока

— Подведение итогов в паре, группе (сравнение)

— Создание ситуации успеха

— Создание ситуации успеха

Тренинг «Я смог…Что не получилось?»

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. « Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Ш. Амонашвили ). Именно проблемная ситуация помогает мне на этапе изучения нового материала вызвать познавательную потребность учащихся, дать им необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения новой темы.

Для создания проблемных ситуаций на уроке я использую различные приёмы: «С удивлением», «С затруднением», «Яркое пятно» и др.

· Приём «С удивлением»: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Например: урок русского языка в 3 классе по теме: «Сложные слова». На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагаю выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

· Приём «С затруднением»: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Например: урок математики во 2 классе по теме: «Что такое умножение».

Учащимся предлагаю выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

— Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

— А почему, в чём затруднение?

— Получается слишком длинная запись.

— Значит, что нам надо сегодня открыть?

— Надо придумать новый короткий способ записи.

Например: урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок».

В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

— Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

Обучающиеся, находясь в поиске по решению поставленной проблемы, учатся самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника, учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач. Работая в парах или в группе, приобретают коммуникативные умения.

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе.

Всем известно, дети очень любят играть, поэтому в своей работе постоянно использую игровую технологию. Дидактические игры помогают мне разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Для обобщения и закрепления учебного материала, проверки знаний учащихся использую игру – упражнение, игру – поиск, игру – соревнование, игру – путешествие. Например:

· игра – упражнение «Пятый лишний»: среди набора слов, чисел, картинок и др. найти лишний объект, обосновав свой выбор;

· игра – поиск: учащимся предлагаю найти и, используя средства обратной связи, обозначить в рассказе учителя, к примеру, имена существительные;

· игра – соревнование: конкурсы, викторины, имитации телевизионных игр – «КВН», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час» и др.;

· игра – путешествие: «В гостях у частей речи», «Путешествие по стране Орфограмм», «Путешествие к звёздам» и др.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, расширения их кругозора, уточнения представлений об окружающем мире, профессиональной ориентации детей использую сюжетно – ролевую игру. В процессе такой игры создаю благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

Особое место в моей педагогической практике занимают информационно – коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Применение на уроках мультимедийных презентаций в полной мере помогает реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедиа повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся. Этому способствует использование звуковых и зрительных демонстраций, фрагментов видеофильмов и мультипликации, выделение главных мыслей. Во время объяснения мне не приходится тратить время на выписывание текста на доску, смену мелких и невзрачных иллюстраций. Учащимся легче отвечать, когда они опираются на отображаемый на экране план выступления или изображение объекта.

Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. Для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

На уроках закрепления материала использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, математике, электронные тренажеры («Таблица умножения и деления», «Отличник», «Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-

то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы обогащает арсенал учителя, создаёт предпосылки для всестороннего развития учащихся.

Источник

Информационный материал для 1-4 классов «Педагогические технологии в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогические технологии в начальной школе.

деятельности учителя, в котором входящие

в него действия представлены в определенной

последовательности и предполагают достижение

Работаю учителем начальных классов уже 15 лет в школе №34 х. Ленинского.

Седьмой год обучаю детей по программе «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой.

В последние годы школа обратилась к разным технологиям в обучении. Приглашая учащегося в новую систему отношений, в которой адаптируем его к школьной, базирующейся на таких ценностях, как эмоциональное благополучие, умение учиться и сотрудничать в учебной деятельности с одноклассниками, учитель должен доверять ученику и уважать его как личность.

Технологий предлагается много – хороших и разных. В своей работе, выбирая технологию, я сначала её анализирую. Зачем? Считаю, что необходимо установить пригодность данной технологии для решения задач в конкретных условиях.

Технология обучения должна:

-обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

-планирование учебного процесса должно осуществляться «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.

Для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Я использую следующие технологии:

1.Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-технологии проблемного обучения.

2. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

-технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов;

3. Технологии развивающего обучения:

— личностно – ориентированное обучение;

-технология проектного обучения.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

5. Здоровьесберегающие технеологии.

Предлагаю рассмотреть каждую технологию.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, т.к. игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В своей работе игровую деятельность я использую в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Игра «Найди свой домик» на уроке русского языка.

Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один – синюю, другой – зелёную. Эти дети ведущие.Дети – буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру. Не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети – буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала ли в Ваш домик какая – нибудь лишняя буква».

Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в неё играют и хотят быть ведущими – проверяющими. Я стараюсь всячески подчёркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса стремиться занять это место, а следовательно, правильно решать соответствующие учебные задачи на уроках.

— в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Игра « Назови похожее» на уроке русского языка.

Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции – различения твёрдых мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным ( условия игры обговариваются).

Вариант 1: учитель – «сыр», ученик – «сок».

Вариант 2 учитель – «сыр», ученик – «молоток».

Вариант 3 учитель – «кит»,ученик – «кино».

Затем можно усложнить игру:

Вариант 4 учитель – «рука», ученик – «река».

Вариант 5 учитель – «вилка», ученик – «вода».

При проведении данных игр необходимо постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь, например:

Игра « Назови предмет и его свойства» на уроках окружающего мира.

Уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы для выделения свойств предметов.

Игра «Назови фигуру и её признаки» на уроках математики.

— как технология внеклассной работы;

Игра «Что изменилось?»

На столе в определённом порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.

Не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Поэтому игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

На моих уроках реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

— в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»

Можно выделить следующий фактор, делающий игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

Мы должны помнить, что присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

В своей работе я использую игры, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, даю им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогаю в игре слабому ученику

Технологии проблемного обучения создают наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Я думаю, что успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира. Такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.

Таким образом, цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

Мысли о возможности и необходимости такой организации обучения уже в начальной школе мы находим в трудах великих педагогов прошлого Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, А. Я. Герда и др.

В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанный на закономерности проблемности усвоения знаний), т. е. «открытия» им выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отражения» действительности. Методика проблемного обучения складывалась постепенно. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.

При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.

Процесс изучения основ наук, усвоение новых понятий и способов действия школьниками идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного — основа восприятия и усвоения нового, то завершает процесс формирование умений и навыков умственных и практических действий. Поэтому мы видим три обобщенные дидактические задачи, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида.
Они-то и являются структурными элементами современного, проблемного урока:

• актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);

• усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);

• формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).

Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек.

Например, учитель ставит цель — добиться усвоения учениками понятия «свойства прямоугольника». Он может объяснить учащимся эти свойства, и тогда уровень усвоения будет ниже, чем если он организует их самостоятельную поисковую деятельность. Последовательность своих действий он определяет в соответствии со структурой урока. Структура урока основного типа требует, чтобы новое знание давалось на базе имеющихся, т. е. нужна их актуализация.

Рассмотрим вид урока. Его суть заключается в следующем: путем проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу; проблема решается в ходе дискуссии с помощью логических аргументов.

Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.

Рассмотрим для примера фрагмент урока на тему «Площадь фигуры».

Цель урока – начать формирование у детей представления о площади фигуры и упражнять их в сравнении площадей фигур путем подсчета числа клеток, на которые разбиты фигуры.

На доске помещаем 3-4 прямоугольника одинаковой длины, но разной ширины. Предлагаем ученикам сравнить их и на основе сравнения сделать вывод. Затем ученики сравнивают прямоугольники, имеющие одинаковую ширину, но разную длину. Как и в предыдущем случае отмечаем, что, чем длиннее прямоугольник при одинаковой ширине, тем больше его площадь.

К.Д.Ушинский писал: «Лучшим способом перевода механических комбинациирассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей уясняющей мысли».

Понимая, что сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. На протяжении нескольких лет я работаю по образовательной системе « Начальная школа 21 века» и применяю технологию проблемного обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого человека.

Например, урок русского языка во 2 классе «Знакомство с суффиксом».

Учащиеся знакомы с корнем и окончанием. Они выделяют окончание и корень в слове «берёзка». В классе находятся ученики, которые выделили корень «берёзк», решив, что в слове может быть только корень и окончание. Другие, обратившись к ряду однокоренных слов, выделили корень «берёз». Возникает проблема: какой же частью слова является невыделенная часть слова? Это противоречие отражается в виде задачи, проблемного вопроса, на который надо дать ответ: «Как можно найти в слове суффикс? Какую роль играет в слове суффикс?» Проблемная ситуация, проблемный вопрос вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, формирование учебных действий.

Создавая на уроках проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Работая в данном случае в группах, дети ведут поисково – исследовательскую деятельность по путеводителям – предписаниям:

1. Выделите в словах ранее изученные части слова.

2. Найдите в словах новую часть слова.

3. Определите его местоположение в слове (по отношению к другим частям слова).

4. Выпишите эту часть слова.

5. Понаблюдайте, изменяется ли значение слов с появлением суффикса.

Так ученики выводят правило о суффиксе и знакомятся с разнообразными суффиксами. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Ученики сами формулируют тему урока, определяют задачи, которые помогают им планировать самим свою работу на уроке. Так из урока в урок развиваются регулятивные умения. Учащиеся работают с информацией, проводят сравнение, анализ, обобщение, делают выводы, «открывают» новое (познавательные умения). Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывают своё мнение, позицию, учатся принимать и анализировать позицию других. Работая в группах, парах по поиску решения проблемы, ученики используют диалогическую речь, что говорит о развитии коммуникативных умений.

Такую работу организую с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Технология проблемного обучения на уроках обучения грамоте при «открытии» новых звуков и новой буквы позволяет организовать продуктивную деятельность первоклассников, близкую к творческой или даже исследовательской. Их деятельность направлена на поиск решения проблемы, возникшей на уроке.

Например, урок «открытия» звука [ш].

На доске неоформленная схема-«человечек», который держит восклицательный знак

Невозможно проводить уроки «по-старому». Ведь учебники по проекту «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой отвечают требованиям нового времени. В процессе такой работы на уроках развиваются регулятивные умения: дети принимают учебную задачу, планируют свои действия.

Вспомним здесь слова Д.Б. Эльконина, который подчёркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребёнок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок.

Во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;

Во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению по предмету;

В-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя.

Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участникам учебного процесса.

Работать по данной технологии помогает учебно – методический комплект « Начальная школа 21 века».

Данная программа обеспечивает два типа дифференциации обучения:

Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше – меньше», а по принципу «труднее – легче».Сущность данного подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

В учебно – методический комплект входят специальные рабочие тетради по родному языку и математике(для каждого класса), которые обеспечивают педагогическую поддержку как «сильным», так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для «сильных» учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким – либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т. е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.

Для организации дифференцированного обучения я выделяю три группы. Исходя из этого, особенности учебно – воспитательного процесса заключаются в ориентации педагогической стратегии на личностные особенности школьников. Ставятся разные цели интеллектуального развития. Данная работа отражена в таблице:

Три группы учащихся

Особенности учебно – воспитательного процесса

-комплектуется с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по предмету;

Главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психических функций. Существенный момент – ориентация на самостоятельность учащихся.

-развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и нестандартности мышления,

— совершенствование предметных умений и навыков.

-развитие навыков творческой, исследовательской деятельности.

-формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности.

-входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, средними показателями по предмету;

Учитель формирует произвольную внутреннюю мотивацию учащихся, стабилизацию школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

-развитие познавательных психических процессов.

-создание психолого – педагогических условий для перехода на более высокий уровень.

-формирование и развитие умений и навыков по предмету в соответствии с программой.

-входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, средними показателями по предмету;

-формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность.

-развитие навыков умственного труда, позволяющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень.

-развитие интеллектуальных качеств: произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти и др.

Применяя дифференцированную технологию, я строго руководствуюсь следующими требованиями:

-создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, активно общаюсь с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Приведу пример дифференциации целей при изучении темы «Равенство. Неравенство.» (математика 3 класс).

Первая группа: ученик выводит и понимает формулировку равенства, неравенства, использует их на практике; выводит и применяет понятия верные и неверные равенства и неравенства, исследует их; составляет равенства и неравенства по задачам, находит значение неравенств.

Вторая группа: ученик знает и понимает суть равенств и неравенств, верных и неверных равенств, составляет и решает задачи, анализирует их по алгоритму.

Третья группа: ученик знакомится с равенством и неравенством, учится определять верные и неверные равенства и неравенства; анализирует задачи под руководством учителя и решает их по плану.

Дифференциация содержания учебного материала осуществляется по уровню трудности:

-низкий уровень –материал усваивается учащимися в основном на репродуктивном уровне;

-средний уровень – на репродуктивном и уровне переноса;

-высокий уровень – материал усваивается на уровне переноса.

Покажу это на примере темы «Частное».

С психолого – педагогической точки зрения данная форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции. Самооценка ученика строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей.

Данная работа диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.

Технология личностно – ориентированного обучения –это современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Многообразие проблем частных методик связано с ответом на три вопроса:

— с какой целью обучать детей?

-каким должно быть содержание образования?

— какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?

Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого- педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.

В своей работе личностно – ориентированное обучение рассматриваю по следующим направлениям:

-учебный процесс строю таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности.

— создаю максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. В этом помогают включённые в учебники задания под значком «велосипед». Данные задания создают непринуждённую обстановку на уроках, учащиеся принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.

-считаю, что формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с наглядностью, которая выполняет функцию методического средства.

— мне кажется, что личная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями.

Например, тема: « Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается: придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?

-способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.

— взгляд ученика как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.

Например на уроках математики в 3 классе по теме « Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаются следующие задания:

. сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые выражения?

72:9 3:6 48:6 7:8 27:3 2:6

. догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбике:

. разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения:

Выполняя эти задания, учащиеся получают роль – «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс учения носит частично – поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что ребёнок является субъектом деятельности.

Поэтому деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью должна осуществляться:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в заданиях, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предметам.

Использование проектного обучения.

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты:

-«Улица моего детства»;

— «Мир растений родного края»;

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения.

Своим ученикам предлагаю проекты, которые будут выполняться совместно с родителями на более высоком уровне:

— «Экологические проблемы водоёмов»;

Виды проектов, которые можно предложить учащимся начальных классов:

Выбирая темы для проектов, я считаю, что учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

В начальной школе можно провести опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект тем и хорош, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

Например, для работы над проектом «История моей школы» можно предложить следующую анкету.

Знаешь ли ты в каком году основана школа?

Где учились твои родители?

Обучались ли в нашей школе знаменитые люди?

Какую память о себе оставят простые ученики, без которых не смог бы существовать этот дом – школа, которая в этом году отмечает свой юбилей?

При изучении таблицы умножения можно организовать деятельность учащихся над проектом «Таблица умножения 9», выявив, какая таблица умножения, т.е. каких чисел, самая лёгкая, а какая самая трудная?

При подготовке к маминому празднику, провести проект «Подарок для мамы», вырастить цветок и проследить влияние удобрений на рост и развитие цветка.

Из тех, кто выбрал одинаковые вопросы исследований, формируются группы по интересам.

Работая по программе «Начальная школа XXI века», при изучении курса «Окружающий мир» можно организовать проектную деятельность по следующим темам:

«Вода и её значение для жизни человека»

«По страницам Красной книги»

«Что я могу сделать с мусором»

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) у меня является создание мультимедийных презентаций.

Что такое презентация?

Почему именно презентация?

“ Презентация” – переводится с английского как “представление”.

Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Работу с презентациями осуществляю следующим образом:

1.Объясняю тему урока с использованием презентации.

2. Использую фрагменты презентации при повторении пройденного.

Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.

3. Отдельные слайды презентации сохраняю в виде рисунков, к ним даю различные задания.

4. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

5. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

Некоторые темы презентаций.

1.К урокам окружающего мира.

-«Правила поведения в общественных местах»;

-«Животные – часть природы»;

-«Человек и растения»;

2.К урокам математики.

-«Сложение в пределах 10»

3. К урокам русского языка.

-« Заглавная буква в именах собственных»

-«Правописание гласных после шипящих: ж, ш, ч.»

4. К урокам литературного чтения.

-«Какие бывают загадки»

-«Русские народные сказки»

-«Стихи русских поэтов».

Особую роль отвожу электронным учебникам по предметам, использую интерактивную доску.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебно – образовательного процесса.

Конечно, учебно – воспитательный процесс невозможно представить без здоровьесберегающих технологий.

Значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности очень велика.

Задачи, которые я поставила при использовании данной технологии, следующие:

Использовать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Работая в школе 15 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу, что важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

упражнения по формированию осанки,

укрепления мышц рук,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Регулярно проводится работа с родителями на родительских собраниях по данной проблеме. Особое внимание уделяется: режиму дня, «здоровьесберегающие технологии в школе и семье».

В завершении своего отчёта, я хочу отметить, что если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…

В.А. Сухомлинский писал: « Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что – то новое, и в стремлении постигнуть новое, раскрываются его творческие силы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *