какая организация учитывает и регистрирует стандарты
Какая организация учитывает и регистрирует стандарты
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения соответствующих целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.
6. Стандарты организаций и технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
Какая организация учитывает и регистрирует стандарты
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2021 г. № 651 «Об определении Порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов”
В соответствии с пунктом 24 1 статьи 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2021, N 1, ст. 62), пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2575; 2016, N 21, ст. 3005) приказываю:
Определить Порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов согласно приложению к настоящему приказу.
Руководитель | А.П. Шалаев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июля 2021 г.
Регистрационный № 64088
Приложение
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 30 апреля 2021 г. № 651
Порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов
Экспертиза СТО/ТУ или проекта СТО/ТУ осуществляется в соответствии с Порядком проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N 2171 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2017 г., регистрационный номер 47658), а также на соответствие принципам стандартизации, установленным пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2021, N 1, ст. 62).
экспертное заключение технического комитета на СТО/ТУ;
документ об утверждении СТО/ТУ организацией (при наличии);
пояснительная записка, содержащая сведения о разработчике, правообладателе, области применения, объекте стандартизации, кодах Общероссийского классификатора стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС 001-96) 001-2000 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), дате утверждения СТО/ТУ;
информацию об использовании в СТО/ТУ объектов патентного права;
подписанное соглашение об опубликовании и условиях распространения СТО/ТУ.
5. Оператор Фонда в течение 15 календарных дней со дня поступления заявки обеспечивает:
проверку соответствия комплекта документов требованиям пункта 4 настоящего Порядка;
проверку соблюдения международных договоров и соглашений в случае разработки СТО/ТУ на основе международных стандартов, региональных стандартов и стандартов иностранных государств.
6. При положительных результатах проверки по пункту 5 настоящего Порядка, оператор Фонда в течение 7 календарных дней направляет в Федеральное агентство мотивированное предложение о регистрации СТО/ТУ в Фонде.
При отрицательных результатах проверки по пункту 5 настоящего Порядка оператор Фонда отклоняет заявку, извещает организацию о причинах, послуживших основанием для отклонения заявки, и возвращает представленные документы организации.
Организация после устранения причин, послуживших основанием для отклонения заявки и возвращения документов, вправе повторно их представить в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
7. Федеральное агентство в течение 7 календарных дней после получения мотивированного предложения принимает решение о регистрации СТО/ТУ в Фонде или отказывает в регистрации при невыполнении требований, установленных настоящим Порядком, и извещает о принятом решении оператора Фонда.
8. В течение 7 календарных дней после получения от Федерального агентства извещения о регистрации оператор Фонда регистрирует СТО/ТУ и направляет организации уведомление о регистрации СТО/ТУ или извещает организацию о причинах, послуживших основанием отказа в регистрации.
9. СТО/ТУ регистрируются в Фонде на срок не более пяти лет. Организация вправе направить СТО/ТУ на регистрацию в Фонде на новый срок в соответствии с настоящим Порядком.
10. В случае регистрации СТО/ТУ в Фонде действительным (актуальным) является СТО/ТУ, зарегистрированный в Фонде.
11. Регистрация изменения СТО/ТУ в Фонде осуществляется в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
В случае отмены действия зарегистрированных в Фонде СТО/ТУ организация обязана известить об этом оператора Фонда.
12. В случае изменения данных об организации, указанных заявке в соответствии с пунктом 4, организация обязана известить об этом оператора Фонда.
13. Федеральное агентство имеет право исключить из Фонда СТО/ТУ в случае поступления от организации обращения об исключении СТО/ТУ из Фонда или отмене СТО/ТУ, а также в случае выявленных несоответствия СТО/ТУ требованиям, соответствие которым было оценено при проведении экспертизы технического комитета, или положениям международных договоров и соглашений в случае разработки СТО/ТУ на основе международных стандартов, региональных стандартов и стандартов иностранных государств.
Обзор документа
Установлен порядок регистрации стандартов организаций (СТО), в т. ч. технических условий (ТУ), в Федеральном информационном фонде стандартов.
Регистрация СТО/ТУ осуществляется на добровольной основе по инициативе утвердившей их организации. Для этого организация направляет оператору Фонда заявку с копиями необходимых документов. Определен их перечень.
СТО/ТУ регистрируются в Фонде на срок не более 5 лет. Агентство вправе исключить стандарты из Фонда при поступлении соответствующего обращения, а также в случае выявления несоответствия СТО/ТУ установленным требованиям.
РЕГИСТРАЦИЯ СТАНДАРТА ОРГАНИЗАЦИИ (СТО)
Каждое предприятие, занимающееся изготовлением, хранением, перевозкой, утилизацией, монтажом и/или проектированием продукции, может разработать свой собственный стандарт организации (СТО). Этот документ может включать в себя как правила осуществления той или иной деятельности, так и порядок проведения экспертиз качества продукции, способы ее упаковки и маркировки.
Создание и регистрация стандарта организации – процедуры добровольные, однако их проведение может положительно повлиять на производительность предприятия и качество выпускаемой в обращение продукции. Наличие оформленного СТО поспособствует хорошей репутации компании и заключению сделок с крупными заказчиками.
Положения стандарта организации зависят от вида заявленной деятельности и включают в себя, как правило, следующие данные:
сфера применения СТО;
определения и термины;
описания заявленных работ и требования к ним;
способы контроля соблюдения требований СТО;
Зачем нужна регистрация стандарта организации
Стандарты организации (СТО) могут разрабатываться на продукцию, на услуги и работы, производственные процессы. Для оформления документа нужно следовать стандарту ГОСТ Р 1.4-2004. Общие положения о разработке документов по стандартизации есть в Федеральном законе № 184-ФЗ.
После разработки и утверждения проекта предприятие может использовать его без регистрации. Эта процедура проводится только добровольно. Вот с какими целями производитель может быть заинтересован в регистрации собственного стандарта:
Регистрация стандарта позволяет зафиксировать его авторство за определенным предприятием. Если другая компания захочет выпускать аналогичный товар, она может заключить договор с владельцем СТО. В договоре будет указан регистрационный номер.
Также ссылку на СТО нужно указывать в сопроводительной и эксплуатационной документации на товар, в его маркировке. При участии в тендерах и госзакупках в заявке описываются все характеристики продукции, работы и услуги, нормативно-технические документы. Поэтому регистрация СТО позволит указывать эти данные во всех документах по сделкам.
Что нужно для регистрации
Очевидно, что для регистрации нужно сначала разработать и утвердить проект СТО. Утверждает документ руководитель организации. Также для регистрации нужно подготовить:
Регистрационную процедуру может проходить представитель организации по доверенности. Обычно для этого привлекаются эксперты в сфере стандартизации, которые не только оформят проект, но и зарегистрируют их через Росстандарт.
Положения стандарта организации
Требования к содержанию собственного стандарта организации описаны в ГОСТ Р 1.4-2004. Их нужно соблюдать, иначе в регистрации может быть отказано. В зависимости от вида продукции, на которую оформляется стандарт, в его содержании будет указано:
СТО может оформляться в рамках контракта для федеральных (государственных) нужд. В этом случае заказчик может указать в договоре дополнительные требования к составу и содержанию разделов, приложений. Это повлияет и на порядок регистрации. В зависимости от условий договора, процедуру будет проходить разработчик или заказчик стандарта.
Порядок регистрации СТО
Стандарты организаций регистрируются в добровольном порядке. Документацию можно подать через онлайн-сервисы на сайте ведомства, либо направить по почте экспертам центра для оказания содействия в проведении оформления СТО. Этапы регистрационной процедуры:
Самый важный этап – это экспертиза проекта. Она должна подтвердить соответствие действующей нормативно-технической базе, необходимость в разработке нового СТО. Состав экспертно-технической комиссии определяется исходя из сферы деятельности, для которой разработан проект. Например, это может быть пищевая продукция, приборостроение и т.д. По итогам экспертизы оформляется заключение с выводами специалистов.
Отказ в регистрации может быть вызван неполным комплектом документации, ее несоответствие положениям ГОСТ. Также отказ может последовать, если представленный проект полностью соответствует СТО или ТУ другой организации, который уже прошел регистрационную процедуру.
Нужно ли регистрировать изменения и дополнения в стандарт
В процессе выпуска продукции, выполнения работ или услуг, могут возникнуть необходимость изменить технологию или процессы, нормы качества и безопасности. В таких случаях необходимо корректировать и СТО, чтобы он отвечал действительности. Особенности внесения изменений в собственный стандарт организации:
Корректировки в СТО можно вносить неограниченное количество раз. Так как документ регистрируется бессрочно, продлевать его через Росстандарт не нужно. Однако срок действия может быть ограничен по решению руководителя предприятия. Об этом указывается в тексте документа.
Где оставить заявку на регистрацию СТО?
Разработать и/или зарегистрировать стандарт организации можно, обратившись в центр «Ростест Урал». Команда экспертов проанализирует представленные сведения о заявленном предприятии и товаре, составит нужный нормативно-технический документ и проведет его согласование (регистрацию) в государственном органе.
Благодаря многолетнему сотрудничеству с госструктурами оформляем документ точно в срок! Оставьте заявку на официальном сайте «Ростест Урал». Консультативные услуги всегда бесплатны!
По вопросам получения услуг в рассрочку обращайтесь к консультанту
ЗАКАЖИТЕ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВАМ ДОКУМЕНТА
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст)
Standardization in the Russian Federation. Standards of organizations. General
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статьи 17 Федерального закона «О техническом регулировании» [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 техническая документация (на продукцию) : Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
3.2 менеджмент : По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).
3.3 организация : Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.
Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.
2 Организация может быть государственной или частной.
4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения
4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:
— составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
— процессы организации и управления производством;
— технологическая оснастка и инструмент;
— технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
— методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;
— услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
— номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.
4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.
4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.
4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.
4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.
4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.
4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.
4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».
Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.
4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:
4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.
4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.
4.13 Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.
При утверждении стандарта, при необходимости, утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.
Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами [структурными подразделениями организации и (или) заказчиками поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг] перед его утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, утверждающей стандарт.
4.14 Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.
4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).
Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз:
метрологической (по ГОСТ Р 1.11);
на соответствие национальным стандартам.
Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).
ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.
4.17 Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).
4.18 Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.
4.19 Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.
Порядок представления и оформление предложений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ
Федеральный закон «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов (Москва, 2005 г.)
Дата введения 1 июля 2005 г.
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст
4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 11-13, 17 Федерального закона «О техническом регулировании»