Как учиться в медицинском университете
Как прокачать знания и навыки для медфака
Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь
Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.
Почему в медвузе сложно учиться
Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.
Как готовят будущих врачей
Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.
В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.
Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.
Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета
Как избежать разочарования на первых курсах
Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.
Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».
Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.
Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.
Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.
Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.
Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде
Биологию и химию
Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.
Современные иностранные языки
Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.
Латынь
Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.
На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.
Мнемонические техники и приёмы конспектирования
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.
В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.
Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.
Советы старшеклассникам
Не смотреть сериалы
Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.
Читать книги врачей, о врачах и не только
Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.
Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.
Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».
Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.
Учиться онлайн
Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.
Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.
Каково учиться в меде. 5 курс. 3,5 года спустя после первых постов.
Итак, в чем суть поста? Хотелось бы мне обновить руководство для будущих абитуриентов, для сомневающихся, а возможно и младшие курсы почерпнут для себя что нибудь новое, да и поотвечать на вопросы я не против, так как после 3.5 летнего отсутствия их было многовато, но отвечать уже смысла не вижу, не акутально. Приступим:
1. Если у вас встаёт вопрос о том, поступать в мед или не поступать, у вас есть другие варианты-не поступайте.
Я сейчас не говорю о том, что вы не справитесь. Вам попросту не понравится. Поступать в мед следует только в двух случаях:1) Вы хотите этого это всем сердцем, вы чувствуете, что это ваше, не видите себя нигде кроме медицины.2) У вас нет других вариантов. Со мной так и произошло: у меня и вариантов других не было, и не видел я себя нигде кроме медицины. И еще: относительно медицинского образования все не так радужно как кажется,и речь сейчас не о качестве оного. Получив диплом и сертификат 60 % выпускников могут поступить в ординатуру (учеба для получения узкой специальности-хирург, акушер-гинеколог, уролог и т.д.) только по целевому договору с какой-либо больницей. 30 % пойдут нарабатывать стаж и баллы для будущего поступления врачом общей практики (терапевтом грубо говоря). 10% либо умудрятся поступить на бюджетное обучение, либо добровольно выберут платное, либо просто уйдут из медицины. А всё потому, что мест КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает. Таким образом решили закрыть дыры в поликлиниках из-за отсутствия врачей-терапевтов. Возможно к моменту прочтения или вашего поступления ситуация поменяется.
2. Никогда не думайте поступать под давлением родителей, пытайтесь отказаться любыми способами (если только конечно сами не против).
Приведу в пример своего бывшего соседа. На момент его поступления, его родная сестра училась на 5 курсе, я и мой второй сосед были на 3. Смотря на нас, на свою старшекурсницу сестру, соседушка решил расслабить булки, да и родители обещали «протащить» его до 4 курса, а дальше дело пойдет само. Спал он по 17 часов в сутки, на пары ходил через раз, квасил как не в себя, не без нашего участия конечно, но хочу подчеркнуть, что мы пытались как могли наставить его на правильный путь, но ему было попросту насрать. А всё почему? Человеку было попросту не интересно. Кое как, с 3 пересдачами смог он дожить до 2 курса, но дальше не вышло. Не буду говорить о причине отчисления, но он даже не расстроился. Наоборот, обрадовался что закончилась вся это нервотрепка. Но просранные 2 года и кучу родительских денег уже не вернуть. Жаль, неплохой парень был.
3. Если у вас есть возможность снять квартиру, отложите на время вариант заселения в общежитие.
5. Следите за своим здоровьем.
Парадоксально, но подавляющее большинство медиков (не только студентов, но и практикующих врачей), не обращают внимание на свои болячки. 90% хирургического персонала, от санитарок до врачей курят. Почти все хирурги и медицинские операционные сестры больны гепатитом (возможно для вас это шок, но это так). Хочу посоветовать вам сразу: не бойтесь идти к врачу, последствия могут быть гораздо тяжелее, чем вы думаете. Лучше пропустить пару занятий, пусть даже «непропускаемых», но предотвратить, чем залечь на месяц с пневмонией и вместо реабилитации потом носиться закрывать долги и «хвосты». Prevention is better than cure.
Пока приторможу, взгляну на реакцию, сообщества, потом продолжу. Спасибо
Как эффективно обучаться в медицинском университете
Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.
Его узрев среди пустыни той:
«Спаси, — воззвал я голосом унылым, —
Будь призрак ты, будь человек живой!»
— Д. Алигьери «Божественная комедия»
Приветствую тебя, читатель. Ступил на темный и тернистый путь познанья ты. Теперь твой стан, смятенный ужасом и дрожью в сердце, претерпит цепь метаморфоз немалых, душа твоя же превозможет долгий страх, измученная ночью безысходной. А я без страха сойду с тобой во тьму и проведу дорогой дальней.
Введение
Давай начистоту. Как ты привык учиться в школе? Наверняка ты пишешь конспекты учебника и потом повторяешь по ним. Помогает? Вроде бы да? Ты можешь своими словами пересказать небольшой текст, не утратив его сути? А если тебе задали что-то выучить, то ты должен во время опроса воспроизвести все слово в слово? Да, прям дословно, вплоть до сносок? Получается? Но уходит весь вечер, а отлично все равно ставят какой-то Ерохиной? Что же, тебе пора задуматься о более эффективных способах запоминания.
Большую часть времени в меде тратят на получение фактических знаний по различным дисциплинам, которые затем тестируются на экзаменах, дабы проверить, что процесс обучения был успешным. Обычно студенты чувствуют себя подавленными и нервными из-за количества информации, которое они обязаны выучить. Подавляющее большинство студентов считают, что запоминание основной части информации в лучшем случае посредственное, а забывание — самая неприятная сторона изучения чего-то нового.
Вообще, довольно удивительно, что наука «как правильно учиться» не преподается на первом курсе. Именно для этого и создан этот гайд: научить тебя успешно изучать и запоминать информацию.
Как прокачать обучение?
С той далекой поры, когда мужчины расхаживали, завернувшись в простыню, до нашего двадцать первого, накопилась дюжина фишек и методик, как заучивать большие объемы материала быстро и запоминать их надолго. Мы произвели обзор самых интересных. Протестируй и выбери, что подойдет тебе. Вне зависимости от того, какие методы выберешь — практикуй их регулярно, чтобы продуктивные учебные техники вошли в привычку. Привыкнешь их использовать — удивишься, как это повысит твою эффективность. И даже прогонит желание отлынивать от учебы.
Почему просто сидеть целыми днями за книгами не помогает?
Для начала я перечислю основные способы обучения, а ниже мы рассмотрим каждый из них в отдельности на предмет их состоятельности:
Флеш-карточки
Это — один из базовых способов помочь на ранних этапах обучения в меде, особенно в сложных дисциплинах, таких как анатомия и физиология, медицинская терминология или латынь, где есть много новых слов и терминов для запоминания.
Суть метода в том, чтобы создать карточки, а затем повторять их согласно категориям. Выдели для себя три основные: простые, средней сложности и очень сложные. Легкие, которые можно повторять не так часто, средней сложности и очень сложные, которые вызывают затруднения, их надо повторять чаще. Это как игра: нужно перевести все карточки в категорию «легко», что означает, что ты с легкостью можешь воспроизвести ее содержание.
Существуют полезные программы для ПК и смартфонов, такие как Anki (http://ankisrs.net/), Memorylifter (http://www.memorylifter.com/), Quizlet (http://quizlet.com/) и StudyBlue (http://www.studyblue.com/). Они позволяют создавать собственные карточки, импортировать списки слов из файлов, использовать карточки других людей, экспортировать или распечатывать флеш-карточки. Несколько сайтов могут автоматически создавать несколько тем, можно выбрать стиль оформления. Одним из примеров гибкости онлайн-систем является то, что ты можешь просматривать карточки по-разному, т. е. термин и определение, только термин или только определение.
Рисунок 1. | Quizlet отображение карточек а) только значение, б) только название, в) просмотр всего модуля с карточками, где видно и значение, и название.
Mind map
Два брата, Тони и Барри Бьюзен, вместе разработали данную методику. Она подробно описана в их книге «Супермышление». Если коротко, то в центре листа изображается главная тема параграфа, а от нее отходят подтемы, от них другая информация и т. д. Получается изображение такого дерева. Или группы нейронов, где в центре — главная информация, а от нее «лучами» отходят дополнительные сведения.
Важно соблюдать несколько правил:
Ты спросишь меня: «Это так сложно, проще написать конспект, зачем заморачиваться?». И будешь не прав. Это делается гораздо быстрее, чем конспект, а значит, экономит драгоценное для тебя время. Интеллект-карты работают с твоими ассоциациями и визуализируют информацию, что позволяет легче и быстрее ее запоминать. Не обязательно обладать высокохудожественными навыками, ведь это твои заметки, им не на выставке висеть. Карта должна нести максимум информации для тебя, быть функциональна для повторения материала и доставлять удовольствие в процессе создания. Универсальный способ для изучения любого предмета.
Рисунок 2. | Mind map по патологиям иммунитета.
Мнемоника
Довольно популярный способ среди студентов. Учить анатомию по стихам, запоминать фармакологию при помощи смешных ассоциаций. Например: Как запомнить «пронация» и «супинация»? Суп несу (ладонь вверх, супинация) суп пролью (ладонь вниз, пронация).
Или кости запястья:
«На ладье (ладьевидная) при луне (полулунная)
Трое (трехгранная) ели горох (гороховидная)
И снимали с крючка (крючковидная) рыбьи головы (головчатая)
А потом сложили трапециевидную (трапециевидная) трапецию (трапеция)».
Все бы хорошо, но важно помнить, что не все картиночки из интернета с мнемоникой — истина в последней инстанции. Важно усвоить, что любую информацию, которая поступает в твой мозг, нужно подвергнуть беспристрастной оценке.
Рисунок 3. | Пример «хорошей» мнемоники.
Рисунок 4. | Пример «плохой» мнемоники.
«Плакса» нуждается в отдельном разборе.
Объяснение
Объяснять можно как себе, так и другим. Умение воспроизвести материал и просто его прослушать — не одно и то же. Суть в том, что объяснение «вскрывает» пробелы в уже изученном, что помогает новой информации лучше интегрироваться в уже имеющуюся систему знаний. Выбери любую тему и, не подглядывая никуда, начни объяснять ее себе. Рисуй схемы в процессе объяснения, делай таблицы, представь, что ты преподаватель. Точно так же можно объяснить другому. Разница в том, что для этого придется подготовиться чуть лучше, чтобы было не так стыдно, если ты что-то забудешь. Если ты можешь доступно объяснить материал не разбирающемуся в теме человеку, то ты не только его выучил, но и понял.
Подходит не для всех дисциплин. Лучше всего объясняются логические цепочки, что логично. Мозг обожает алгоритмы. А значит, этот способ можно приспособить для физиологии, патофизиологии, фармакологии и других «логичных» наук. Также подходит для объяснения выбора терапии в зависимости от анатомии. Например: при тонкокишечной механической непроходимости резекцию кишки проводят и сверху, и снизу некротического участка, т. е. удаляют на вид еще здоровые кишки, поскольку там уже начинается некроз из-за кровоизлияний.
Изображения
Рисунок 5. | Рисунки с обозначениями для изучения анатомии человека.
Резюмирование
Маркер + конспект
«Дословное переписывание учебника — не самый эффективный способ что-то запомнить. С материалом нужно учиться работать: выделять суть, строить логические связи, записывать возникшие вопросы по материалу. Многие учебники часто грешат большим количеством “воды”, поэтому конспект — это твой «сухой остаток», что раскрывает тему, но не перегружает ее лишними деталями.»
Вообще, конспект лучше начать писать уже после того, как ты прочитал тему, чтобы не отвлекаться от текста и не упустить важные детали. Сначала прочесть, а потом составить конспект позволит куда лучше и полнее усвоить материал. В противном случае может случиться, что конспект превратится в набор логически несвязанных предложений.
Как мы уже поняли, цвет решает, а значит, надо добавить в конспекты больше цвета. Проблема в том, что красивые конспекты, как с картинок, пишутся долго, уходит много времени. Но любой конспект можно сделать чуть лучше при помощи всего лишь одного маркера, которым выделяют основную суть и определения, что значительно облегчает «ориентирование» в написанном. Такая работа не занимает много времени, но это значительно способствует запоминанию.
Рисунок 6. | Конспект с цветовыми акцентами.
Вопросы
Вопросы можно задавать преподавателю после прочтения темы, если что-то осталось непонятным. А можно учиться при помощи вопросов. Как часто ты пропускаешь в параграфе на последней странице список вопросов? Они там не для того, чтобы было больше страниц в учебнике, а чтобы ты тут же воспользовался полученными знаниями, отвечая на них. Это активирует процесс вспоминания, который в дальнейшем облегчит доступ к ранее полученной информации. Чем активнее используется информация, тем легче ее вспомнить. Нет списка вопросов в конце главы? Попробуй составить их сам. Потренируйтесь с другом, задавайте друг другу свои вопросы. Таким образом ты увидишь, что не доучил, до зачета, и сможешь лучше подготовиться. Прочитай тему в первый раз, затем возьми листок и попробуй задать к каждому абзацу вопросы. Сформулируй вопросы, чтобы лучше запомнить термины. Попробуй ответить на них сам. Если вопрос тебе кажется слишком расплывчатым — перефразируй его, чтобы он был по существу. При желании применимо к любому предмету.
Тесты
То же самое активное использование материала. Прочел тему, выучил все термины, проходи тест. Не имеет смысла делать наоборот. Тест ты сдашь, а материал не усвоится. Гораздо проще сначала прочитать тему, потом решать тесты. Бессмысленно зазубривать ответы еще и потому, что многие предметы изучаются для того, чтобы на их основе «строились» новые знания. Это как строительство дома: без фундамента стены и крыша не выстоят и обрушатся.
Тесты можно искать в интернете, есть множество платформ, книг и методичек с тестами почти на любую тему. Можно договориться с другом составлять тесты самим друг для друга, а потом обмениваться ими и решать. Поможет в случае, если тестов на заданную тему по каким-то причинам не оказалось в интернете. Универсальный способ для любого предмета.
Перечитывание
Не самый эффективный с точки зрения когнитивистики способ обучения. Проблема в том, что прочитанный однажды материал уже воспринимается как знакомый, а значит, не требующий такого внимания, как новый. Формируется иллюзия знания. И это становится большой проблемой для только что поступивших первокурсников, которым нужно выучить 100 страниц атласа на следующую неделю к опросу. Пока ты не начнешь правильно работать с полученной информацией, у тебя будут проблемы с обучением. Используй более эффективные методики запоминания.
Этот способ одинаково плох как для точных наук, так и для «не очень нужных» предметов. Если тебе сложно расстаться с этой привычкой, то модифицируй перечитывание. Сочетай его с объяснением другу, который не учится в меде.
Практика
Квинтэссенция твоей учебы. Задали точки аускультации? Потренируйся на ком-то их находить и выслушивать. Изучить виды швов? Бери кусок курицы, шовный материал и учись накладывать швы. Никогда не отлынивай от возможности попрактиковаться. Не думай, что у тебя с первого раза получится. Все моторные навыки требуют тренировки, причем регулярной. Чем больше ты тренируешься, тем лучше у тебя будет получаться. Подходит, как ты понимаешь, для предметов с практической составляющей.
Дополнительная литература
Важно не замыкаться на одном учебнике. Да, я понимаю, как это сложно, когда такой большой объем, а нужно прочитать несколько источников. Но это помогает изучить тему с разных сторон, увидеть возможные проблемы и пробелы в изложении материала в одном источнике. Никогда не стоит ограничиваться лишь одним ресурсом. Автор всегда может упустить какие-то детали, о чем-то не знать. А на коллоквиуме тебя могут спросить то, чего в одном источнике не было. И оправдание: «Этого не было в книге!», — не прокатит. Для этого и нужно использовать несколько ресурсов.
Исключительно важна роль литературы на английском языке. На нем написано большинство исследований, которые тебе предстоит изучить, если хочешь не отставать от мирового сообщества. Получай информацию из разных источников и учись отсеивать некачественные. К сожалению, в начале обучения не всегда удается отличить найденную в интернете правдивую информацию от местами некорректной или откровенно ложной. Доверяй проверенным источникам. Как не заблудиться в джунглях медицинского интернета и не попасть в хитрые ловушки невежества можно узнать тут: http://medach.pro/media-post/1336.
Заключение
Я вижу, ты объят смятеньем. Тебя потряс сей текст, не понятый тобой. Теперь нам надобно проститься. Увидишь ты немало душ, одна другой славней, которые в надежде приобщиться к избранным, падут под тяжестью сего креста. И ты услышишь вопли исступленных душ, молящих о зачетах. Читатель, верь, в конце пути достигнешь лучшей из отрад: познаешь ты искусство врачевать. Живи же каждый новый день, как первый, вслед за познанием еще сильней алкая. Пока ты не ступил в чертоги леса, вглядись, какой обширный мир, и полон новых тайн он.