Как учиться пересказывать текст
Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я. А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов
Обычная строчка в домашнем задании — «Пересказать текст». К сожалению, сейчас дети часто с этим не справляются в силу того, как работают с читательской грамотностью в школе. Но все можно исправить. Наш блогер, создатель онлайн-школы русского языка Екатерина Бунеева, предлагает очень простой алгоритм.
Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.
В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.
Расскажу о том, как можно помочь ребёнку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребёнок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребёнок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.
Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.
Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.
Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.
Шаг 5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.
Шаг 7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).
Шаг 8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год. Для учеников 3 — 5 классов подойдут короткие тексты про ёжика Васю из электронного учебного пособия «Учимся писать без ошибок», 5 класс. Ссылка на него будет в первом комментарии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.
Как научить ребенка пересказу: эффективная техника от педагога
Довольно часто у детей возникают трудности с пересказом текста. И это проблема, которую мы, взрослые, недооцениваем. Когда ребенок не может пересказать текст, мы говорим: «Прочти еще раз внимательнее» — считая, что этого достаточно, чтобы поправить ситуацию.
Но задумывались ли вы о том, что пересказ — умение, которое не получится отработать за один день?
О том, зачем учить ребенку пересказу и как этот навык пригодится ему в будущем, мы попросили рассказать педагога, тренера по скорочтению и развитию памяти Светлану Коваль.
Пересказ — это изложение своими словами прочитанного текста. Главное здесь — соблюсти логику изложения и не упустить основные моменты, чтобы полно передать картину повествования. Отличительной особенностью хорошего пересказа можно назвать то, что мы выборочно используем из текста образные выражения, обороты (а не дословно заучиваем все от первого до последнего предложения) и стараемся с их помощью передать выразительность авторской речи.
Почему навык пересказа на самом деле очень важен (и не только детям!)
Посредством работы над пересказом мы расширяем словарный запас, совершенствуем память, внимание, восприятие, отрабатываем произношение, учимся составлять предложения, находить причинно-следственные связи, анализировать, мыслить критически.
Умение пересказывать можно назвать одним из базовых навыков.
Оно поможет с легкостью писать изложения, сдавать государственные экзамены и, конечно, свободно общаться, развернуто выражать свои мысли в жизни.
Разбираемся в причине трудностей
Основная причина трудностей — непонимание текста. Ребенок старается прочитать правильно и быстро, но при этом не вникает в суть. Он не улавливает смысл текста, а чтение выходит больше автоматическим. Нам же для пересказа важно переключиться на осмысленное чтение.
Немаловажную роль здесь играют способность концентрироваться и объем словарного запаса ребенка.
Важно: никогда не ругайте ребенка, что у него не получается пересказать текст так, как это видите вы.
Это может привести к потере мотивации и отказу выполнять задание.
Запаситесь терпением, каждый индивидуален в своем развитии — кому-то пересказ дается легко, а кому-то требуется немного больше времени на освоение этого умения.
Учимся пересказывать текст
Чтобы научиться пересказу, необходимо обучиться работе с текстом.
Стандартный способ работы с текстом, который чаще всего используют в школах, состоит из следующих шагов:
• Внимательное чтение текста
• Объяснение незнакомых слов
• Ответы на вопросы по содержанию
• Формулировка основной мысли текста
Я предлагаю использовать другой подход, более осознанный, когда мы сразу учимся выделять существенное и несущественное, видеть структуру текста, логические связи и так далее.
Давайте разберем этот способ пошагово.
Читаем текст, используя алгоритм эффективного чтения
Суть алгоритма в том, чтобы разложить информацию из текста по блокам:
• основная идея текста, вывод (при желании этот перечень можно изменять и дополнять).
После прочтения мысленно проходим по блокам, чтобы понять, все ли заполнили, не осталось ли пустых ячеек.
Ребенку можно объяснить этот алгоритм образно, будто у нас есть шкафчик с несколькими полочками, у каждой из которых свое назначение.
Наша задача — аккуратно разложить в нем все вещи, то есть информацию.
Когда впервые будете использовать этот алгоритм для пересказа, рекомендую выделять разными маркерами (карандашами) ключевые слова. Один цвет соответствует одному блоку («полочке»). С опытом потребность в маркерах отпадет и мозг будет автоматически отмечать важные данные.
Выясняем, нет ли незнакомых и непонятных слов
Если такие слова есть, то разъясняем их значение. Можете даже завести отдельный словарик, в нем писать слово и зарисовывать маленькую картинку. Так ребенок лучше запомнит новую лексику, а потом быстрее узнает новые слова в тексте.
Уже одного такого подхода к тексту порой достаточно, чтобы пересказать его с одного прочтения, так как процесс чтения становится осознанным.
Ребенок легко ответит на вопросы: кто, что, где, когда, зачем, почему. Это шесть «золотых» вопросов пересказа, которые можно использовать как подсказку, чтобы построить свой рассказ.
Что еще поможет подготовить хороший пересказ
Создавайте план пересказа. Для этого разделите текст на части по абзацам или по смыслу и дайте каждой части краткое обобщенное название (ключевое слово). Ключевое слово может быть любым. Главное, чтобы, припомнив его, ребенок легко извлек из памяти содержание всего фрагмента.
Для лучшего запоминания нарисуйте к каждой части пиктограмму — маленькое схематическое изображение.
После этого мысленно пробегитесь по созданному каркасу. В дальнейшем не будет необходимости записывать план на бумаге, всё это можно будет делать в уме.
Все, ваш пересказ на «отлично» готов. Попробуйте воспроизвести текст своими словами, опираясь на проделанную работу.
Также для лучшего запоминания информации обсудите прочитанное более подробно. Поинтересуйтесь мнением школьника о поступках персонажей, спросите, что его заинтересовало в тексте.
Упражнения для тренировки
1. Распечатайте предложение и разрежьте на несколько частей, соберите кусочки по смыслу.
2. Подготовьте текст и попросите ребенка вычеркнуть слова, чтобы сократить его так, чтобы сохранить смысл.
3. Вместе с ребенком выделите ключевые слова в тексте и составьте из них рассказ.
4. Попросите ребенка найти в тексте самые короткие предложения, а потом поставьте задачу дополнить их, например, прилагательными.
5. Предложите ребенку пофантазировать, как бы он себя повел на месте главного героя.
6. Предложите ребенку «вжиться» в роль какого-либо героя и рассказать историю от имени этого лица.
7. Решайте текстовые задачи на логику — это поможет выработать вдумчивое отношение к тексту и осмысленное чтение.
Следуйте этим методикам, и результат не заставит себя ждать. Ваш школьник научится делать пересказ любого текста!
Как научить ребёнка пересказывать текст
Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание. Как же научить ребёнка пересказывать текст?
Ведь с необходимостью пересказывать тексты различного содержания ребёнку приходится сталкиваться практически каждый день. Подобное умение – один из важных факторов успешности ребёнка при обучении в школе.
Что нужно, чтобы ребёнок мог легко пересказывать любые тексты? Об этом пойдёт речь в данной статье.
Содержание
Вид пересказа определяет, как над ним работать
Нужно иметь в виду, что виды пересказов бывают разными:
В младших классах:
— пересказ-вспоминание текста по картинкам.
— пересказ по наводящим вопросам.
Виды пересказа постепенно усложняются с переходом ребёнка в последующие классы. И будет лучше, если родители заранее знают, что ждёт ребёнка в старших классах, и к чему его готовить.
В старших классах:
— пересказ параграфа по изучаемой теме. Это изложение содержания параграфа своими словами, как правило, очень близко к тексту, поскольку в таких текстах много мелких, но значимых деталей. Предметы: природоведение, география, биология, история, физика, химия.
— краткий пересказ текста. Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
— пересказ части текста. Такие задания, как правило, даются на уроках. Цель: найти ту часть текста, которая является ответом на вопрос или подтверждением какой-либо мысли или утверждения.
— доклад на конференции. Это заранее подготовленная письменная речь на основе учебной и научно-популярной литературы. Иногда его просто зачитывают, но рассказ без бумажек производит гораздо лучшее впечатление.
— монолог с высказыванием собственного мнения о поступках героев или о событиях, описываемых в тексте (предметы: обществознание, история, литература; отрывки из художественной литературы).
— пересказ событий от своего имени или от третьего лица; инсценировки текста. Это виды пересказов, которые предполагают творческий подход.
Как мы видим, тексты для пересказа могут быть самыми разными. Это и тексты из учебной литературы, и научные тексты, и научно-популярные, и художественные.
Соответственно, работа над подготовкой пересказа также различается, в зависимости от вида пересказа.
Секреты человеческой памяти
Иногда приходится слышать: у ребёнка плохая память, он не может запомнить текст. Но мало кто задумывается над тем, почему же у него память плохая? И можно ли что-то сделать, чтобы она стала лучше? Чаще просто констатируют: не повезло ему с памятью. А значит, и пытаться запомнить содержание текста бесполезно. На самом деле дело не в том, что у ребёнка плохая память. Просто надо знать некоторые особенности её функционирования.
Сегодня весьма распространено мнение, что нет никакой необходимости удерживать в памяти множество фактов – ведь можно в любой момент заглянуть в компьютер и найти нужную информацию. Зачем загромождать память ненужными сведениями? Но это – глубокое заблуждение! Люди, которые жалуются на плохую память, скорее всего, жалеют свой мозг и боятся его перегрузить.
Вспомните, что происходит с людьми, которые мало двигаются? У них слабеют и атрофируются мышцы. То же самое происходит с нашим мозгом. Ему тоже нужна физкультура. Наша память тем лучше, чем больше мы заставляем её работать. И чем больше информации содержится в нашей памяти, тем легче запоминать новую. Мозг можно и нужно тренировать.
Трудности при запоминании информации обусловлены тем, что мы можем одновременно удерживать в памяти от семи до девяти элементов информации. Если мы хотим запомнить эту информацию на более долгий срок, мы должны её несколько повторить. Желательно по определённой схеме.
А как учит уроки большинство школьников? Обычно выглядит это так: делаем письменные задания, устные читаем один или два раза. Чаще всего на этом подготовка заканчивается. То, что прочитано, к следующему уроку благополучно забывается.
Что уж говорить о переводных или итоговых экзаменах? К этому времени улетучиваются остатки знаний. Речь, разумеется, не обо всех школьниках. Но о многих. И дело не в том, что они глупые и бестолковые. Совсем нет. Среди них есть очень толковые и сообразительные ребята, которые могли бы добиться значительных успехов, если бы знали некоторые секреты о свойствах своей памяти.
Кто плохо читает, тот плохо пересказывает
Определённо будут затруднения с пересказом текстов, если ребёнок плохо читает. Пока не будет устранено это препятствие, пересказ текста может стать непреодолимым препятствием.
Доказанный факт: чем быстрее человек читает, тем лучше он запоминает текст. Судите сами: если пятиклассник читает по слогам, сможет ли он подготовить пересказ текста в несколько страниц? Ведь он наверняка забудет даже то, что было в начале предложения, когда доберётся до последнего его слова.
Поэтому надо начинать работу над улучшением техники чтения.
Требования, которые предъявляются к устной речи школьника
Есть определённые требования к речи школьника (да и взрослого тоже). Речь говорящего будет производить очень хорошее впечатление, если следовать следующим требованиям:
— непрерывность речи, т.е. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, должна способствовать её выразительности. Также недопустимы всякого рода звуки (э-э-э, а-а-а), которые появляются, когда человек подбирает нужное слово, особенно, если это так называемая «подготовленная» речь;
— логика, последовательность изложения событий; умение не перескакивать с одной мысли на другую, не отвлекаться на ненужные детали, придерживаться общей линии повествования;
— чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения;
— развитая речь, использование разнообразных языковых средств (богатый словарный запас, умелое и уместное употребление синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность);
— правильность речи с точки зрения грамматики; правильная расстановка ударений;
— отсутствие слов-паразитов.
— умение начать свой рассказ, продолжить (развить свою мысль) и закончить.
Как подготовить пересказ близко к тексту
Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста; нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.
С чего начать
Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.
Выписываем термины и просто незнакомые слова
Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.
Составляем краткий конспект
Более внимательное прочтение. Читаем абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).
Читаем ещё раз
На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.
Пересказ текста
Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.
Смена деятельности, отдых
Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.
Повторный пересказ
Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.
Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.
В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.
Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?
В школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме, отстаивать собственную позицию или выступить в какой-либо роли.
Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы. Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать собственное мнение.
Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.
То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.
Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.
И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.
То есть, нужно побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение, делать выводы.
Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.
Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.
Необходимо уточнить\ заметить, что …
Нет сомнения в том, что…
В дополнение к сказанному …
Пересказ текстов с последовательным изложением фактов или событий
У многих детей вызывает затруднение пересказ, в котором нужно соблюсти определённую последовательность событий, не нарушая при этом логику повествования и не перескакивая с одной мысли на другую. В таких текстах, как правило, каждое последующее событие является следствием или продолжением предыдущего. Здесь важно не потерять нить, не разорвать смысловую цепочку.
В этом случае также необходимо разделить текст на смысловые части, составить план-конспект. Но при повторном чтении и при пересказе необходимо делать упор на выявление причинно-следственных связей (что из чего следует).
При пересказе текстов с последовательным изложением фактов или событий можно использовать следующую лексику (там, где это уместно): сначала; до этого; после этого; в течение; периодически; затем; между тем; в заключение…
Как подготовить краткий пересказ текста
Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
Пожалуй, это самый сложный вид пересказа, так как здесь требуется своими словами передать суть рассказа. То есть, требуется уловить самое главное в тексте и отбросить незначимые детали.
А это, как правило, вызывает у детей трудности.
Такого рода пересказ нужно начать сразу после этапа ознакомительного чтения. Предложите ребёнку ответить на вопросы: О чём (и о ком) шла речь в целом? Какое событие в центре повествования?
Затем нужно найти те моменты, в которых описываются события или факты, меняющие ход повествования (сюжета). Каждый этап записывать в кратко сформулированном виде. Иначе говоря, мы обозначаем «скелет» текста, освобождая его от разного рода рассуждений, описаний, лирических отступлений и т.д.
Учить пересказу надо с дошкольного возраста!
Обучение пересказу начинается с того момента, когда родители прочитали ребёнку первую книжку. Первые книжки они будут перечитывать много раз. Потому что об этом будет просить ребёнок. Он захочет услышать содержание одной и той же книжки снова и снова, иногда доводя родителей до исступления.
Но эту детскую особенность нужно использовать во благо. А именно: иногда заменять слова, сюжетные ходы. Ребёнок будет возмущаться – он заметит любую неточность. Вот и пусть поправляет родителей, как должно быть на самом деле. Очень нехитрый приём. Но очень действенный и полезный.
Иногда маленькие дети имитируют чтение: кладут перед собой книжечку и пересказывают её содержание, делая при этом вид, будто читают. Тоже очень полезное занятие: развивается речь, появляются навыки пересказа.
Ребёнок становится постарше, и усложняется содержание книжек. Если читают родители, а не он сам (не умеет, не научился), просите его напоминать каждый раз, на каком месте остановили чтение в прошлый раз. О чём шла речь? С какого места мы должны начать чтение книги?
Полезно обсуждать прочитанное, но так, чтобы это не выглядело как экзамен. Проявите искреннюю заинтересованность. Иногда полезно прервать чтение, чтобы прокомментировать какое-либо действие главных героев (мне кажется, он неправ…; какой молодец!…) или спросить мнение ребёнка: «А как ты думаешь, правильно поступил… почему?»
Если ребёнок просит включить мультик – спросите, какой включить. Подыграйте: а что за мультик, интересный? О чём? Вот я не смотрела, расскажи, о чём. Давай вместе посмотрим…
Если мультфильм знакомый, уже смотрели вместе, уточните детали: это про девочку…? Про зайчика…? Ребёнок с удовольствием вам напомнит, о чём мультик. Особенно, если вы составите ему компанию и посмотрите вместе с ним.
С дошкольником поиграйте в школу. Пусть он будет учителем и расскажет вам что-то интересное, на его взгляд. О динозаврах. О растениях или животных. Об автомобилях. Возможно, вы читали ему книгу из серии «Детские энциклопедии». Может быть, что-то им рассказывали или читали в детском саду. А может быть, он расскажет содержание какого-либо познавательного фильма или детской передачи.
Надо только иметь в виду, что ребёнок будет рассказывать только в том случае, если вам это действительно интересно, и вы с ним на равных. То есть, вы – собеседники. Только так, ненавязчиво и искренне, вы сможете привить ребёнку первые навыки пересказа.
Заключение
Для того, чтобы научить ребёнка пересказывать тексты, нужно учитывать следующее:
— тексты бывают разные. Работа над пересказом текста также различается, в зависимости от поставленной задачи и особенностей текста.
— При подготовке пересказа нужно учитывать тип памяти ребёнка.
— Ребёнок должен хорошо и быстро читать.
— Нужно знать требования, которые предъявляются к устной речи, в том числе к пересказу.
— Умение пересказывать нужно развивать с детства.