Как учиться не напрягаясь
Обучение без мучения: 6 секретов, как получать от уроков удовольствие
К нам в редакцию приходят письма от читателей и экспертов, где они рассказывают о наболевшем или делятся полезными советами по образованию, воспитанию, здоровью детей.
Мы читаем каждое письмо, а лучшие из них публикуем на сайте. Если вам есть, что сказать, делитесь своими идеями в форме ниже.
Сегодня мы публикуем статью педагога, тренера по скорочтению и развитию памяти, консультанта по эффективному обучению Светланы Коваль о том, как превратить процесс обучение в удовольствие.
Однажды ко мне пришла за помощью клиентка, которая давно окончила школу, институт. Но постоянно продолжала учиться, правда, в основном по воле работодателя. Плюс у нее были дети, их успеваемостью она была не очень довольна. Ее волновали вопросы: как превратить процесс обучения из тяжелого в легкий, почему учеба дается с трудом?
Ее школьные воспоминания сводились к тому, что учеба никогда не давалась легко. Все пятерки и четверки были результатом упорного труда. С ней в классе учились ребята, которые не готовили домашнее задание, могли на перемене прочитать параграф и уже через 10 минут рассказать у доски весь материал. Или прочитать несколько раз стихотворение и запомнить его, не мучить себя зубрежкой. Это казалось чем-то нереальным.
В университете у нее не сильно изменилось положение вещей. Она продолжала до ночи учить билеты к экзамену, зарываться в конспектах и книгах, тратить время на изучение материала и написание рефератов. Порой не было никакого желания изучать какой-то предмет. Приходилось переступать через себя и упорно работать, руководствуясь только силой воли — потому что надо было получить диплом. В это же время некоторые однокурсники с интересом и даже азартом осваивали программу и получали зачеты автоматом.
Во взрослой же жизни очередные курсы повышения квалификации вызывали не самые приятные чувства и приносили не лучшие результаты…
Эта девушка пришла ко мне, чтобы исправить ситуацию, связанную с отношением к учебе в своей жизни. К тому же больше всего она переживала не столько за себя, сколько за своих детей — она боялась, что ее отношение к учебе передастся им.
Она хотела, чтобы ее дети воспринимали обучение не как обязаловку, а как процесс, который приносит радость и удовлетворение.
На самом деле, сформировать такое отношение к учебе не так сложно, нужно просто выполнять следующие рекомендации.
1. Соблюдать режим дня
Когда мы говорим о трудности обучения, мы порой упускаем из виду базовые вещи. Но именно на них стоит обратить свое внимание в первую очередь. Мы не справляемся с учебой, так как наш мозг работает недостаточно эффективно.
Происходит это потому что мы банально не соблюдаем режим дня, сокращаем время сна.
Наш мозг — это живая система, которая имеет периоды активности и периоды отдыха. Он не может одинаково эффективно работать сутки напролет. Наш организм живет по определенным ритмам, это как раз те самые биологические часы. Длительное несоблюдение режима сна, работа ночью или смена часовых поясов могут негативно сказаться на здоровье и привести к снижению интеллекта.
Поэтому важно установить для себя время пробуждения и стараться просыпаться примерно в один и тот же час, так мозг настроится на часы активности и часы отдыха.
Необходимо отдыхать полноценно, так как во время сна мозг сначала структурирует поступившую за день информацию, переводит одни «данные» из кратковременной памяти в долговременную, а затем расслабляется. Поэтому после пробуждения мы чувствуем себя отдохнувшими и готовыми справляться с трудностями, которые еще вчера считали непреодолимыми.
Так что гораздо полезнее не доводить себя до изнеможения в попытках что-то сделать, выучить, а вовремя остановиться и перенести оставшуюся работу на утро.
2. Питаться сбалансировано
Просто помните, что лишний вес ведет к уменьшению двигательной активности, из-за чего ухудшается обмен веществ. А источники энергии, которые не были переработаны и остались в организме, негативно влияют на него. Из-за них могут возникнуть болезни, которые отрицательно сказываются на работе мозга.
Поэтому как минимум старайтесь не переедать и соблюдать баланс между потребляемой и затрачиваемой энергией.
3. Планировать
Чтобы мозг работал продуктивно, а производительность была высока, важно одно условие — ограничение по времени. Поэтому мозгу стоит ставить четкие условия, какие задачи и в какие сроки ему нужно решить. План позволяет сосредоточиться, быстрее соображать и эффективнее трудиться. Когда мы не ставим себе задачи с четко обозначенным временем, мы даем мозгу возможность расслабиться. А мозг очень ленив: если у него есть возможность не напрягаться, он обязательно ей воспользуется.
4. Научиться учиться
Для того чтобы процесс обучения давался проще, при этом был увлекательным и эффективным, необходимо освоить несколько техник.
Например, овладеть техникой скорочтения, которая позволит легко ориентироваться в гуще информации, отсеивать несущественное и брать лишь важное.
Или, техниками работы с информацией (майнд-карты, умение составлять конспекты, инфографики и пр.), а также мнемотехниками, которые помогут запомнить материал быстро и легко.
5. Найти мотивацию
В каком бы продуктивном состоянии ни был мозг, какими бы человек ни обладал техниками и методиками обучения, все это будет бездейственным без мотивации, причем, в идеале мотивации внутренней.
Почему ребенок не учит с радостью, например, химию? Почему вы не возьмете и не выучите еще один иностранный язык? Просто потому, что у вас нет ответа на вопрос: «Зачем?».
Как учиться не напрягаясь
1… Научиться, можно лишь учась. Если тебе в лом пойти и сделать ДЗ, то даже если ты прочитаешь десять таких статей ситуация не изменится. Если ты задался целью получать хорошие оценки за хорошие знания, то ты справишься и это будет несложно, но если уже завтра желание учится пропадет, то ничто тебе не поможет. Итак, уяснив, что учеба – это не сложно, но долго мы идем улучшать успеваемость.
3… Планируй свое время. Это главное, что помогает сделать ДЗ. Подсчитай время, которое вы тратите в неделю на сон, школу, еду и дорогу, дополнительные занятия, гуляния, отдых дома, и еще всякие мелочи и округления и вычти все это из 168 часов. Удивился? Да, ты можете тратить на ДЗ не менее 2,5 часов в день и при этом успевать делать все остальное. Просто надо рассчитать, когда вы чем занимаетесь.
4… ДЗ – не каторга, и ты знаешь это сам. Часто бывает, что сидишь за компом и думаешь: «А вот сейчас еще курсовик делать. А он такой огромный, да еще и не проверить могут. Что-то вообще настроения нет, один раз пропущу». И правда, редко бывает, что мы не делаем домашнее задание, потому что не поняли тему. Скорее нам лень. Но что сложного, что такого отталкивающего в задании? Это скорей стереотип: «Домашнее задание = тяжелая работа». А как сядешь – так и ничего. Скучно – включи музычку потише, да на английском языке(чтоб подпевать не хотелось) и пиши себе, решай и конспектируй. И это только письменные задания. А читать историю или обществоведение – вообще не сложно и даже интересно. Вывод: «Даже если глаза боятся – пусть руки делают. Постепенно все сделаешь и это будет даже быстрее и легче, чем ты думал».
5… Преподаватель – твой друг. Все совершенно логично: если ты считаешь преподавателя врагом, то он считает врагом тебя – простая психология. Конечно носить конфеты и приглашать в кино не надо, но никогда не хамить, не осуждать и побольше спрашивать – это очень важно. Вообще надо всячески показывать, что тебе интересен материал, задавать вопросы, переспрашивать, если что-то не получилось ссылаться на свою не склонность к данной теме, даже если тупо не захотел делать. И если что-то непонятно – не стеснятся спрашивать, преподаватель поможет!
6… Правило поднятой руки гласит: «Если знаешь – тяни руку, а лучше две, а лучше скажи «Можно я?», и сделай вид, что не сдерживаешься и ответ сам вылетает из тебя, настолько ты хорошо знаешь материал». Для меня это – важнейшее правило. Ты убиваешь сразу двух зайцев. Во-первых получаешь пятерку за ответ, во-вторых обеспечиваешь безопасность – тебя точно не спросят другой вопрос или на следующем уроке. Более того, ты можешь контролировать сам, когда ты будешь отвечать и сможешь подготавливаться к урокам в 5 раз меньше. Просто выучивай материал каждый пятый урок и тяни руку, как сумасшедший. Один ответ и еще 4 урока ты в безопасности. Пусть это и не улучшит учебы в смысле обучения, зато ты напрочь закрепишь хорошую успеваемость. Создается видимость, что ты ботаешь каждый день. Да и халявная оценка никому не повредит. Не стесняйся показывать знания – это выгодно.
7… Готовься к уроку. Банально звучит, но это так важно и так часто мы про это забываем. Просто вспомни, не будет ли теста, контрольной или опроса по чему-либо и если да, то повтори эту тему. И все, как правило 20 минут хватает на подготовку к опросу по химии, истории, информатике, спец.предметам по данной теме. И вот +1 балл в значимой оценке.
Ну и главное – не читать еще десять таких статей, мяться, давать себе обещания, начинать со следующего понедельника/месяца/аттестации/семестра и т.д., а просто начать лучше учится и не бросать. Привыкнешь и все вообще в шоколаде будет! Успехов!
Как заставить себя учиться
Что делать, если нет вдохновения
Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Усилить самоконтроль
«Прокачать» внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Избавиться от информационного шума
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не ждать вдохновения
Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.
Следовать плану
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Дать себе 2 минуты
Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ноль мотивации: как не перегореть на учебе
Анна Веселко
Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
утрата уверенности в своих академических способностях;
неспособность уложиться в важные сроки;
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
тревожность или депрессия.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.
Ноль мотивации: как не перегореть на учебе
Анна Веселко
Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
утрата уверенности в своих академических способностях;
неспособность уложиться в важные сроки;
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
тревожность или депрессия.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.