Как учителю все успеть
Как учителю успеть все и даже больше
Действительно, мало провести на должном уровне 5-7 уроков за день. Впереди неизбежная проверка тетрадей, заполнение документации, журнал, часто и электронный, и бумажный. А ведь дома ждут, и не только семья, но и вполне заслуженный отдых. Неудивительно, что многие педагоги жалуются на регулярный цейтнот и отсутствие времени для восстановления сил. Со стороны кажется, что каждый учитель буквально обречён с конца августа до середины июня вертется, как белка в колесе, разрываясь между десятками обязанностей. А ведь такой энергичный и напряжённый темп грозит не только проблемами в эмоциональной сфере, но и потерей здоровья.
В сети достаточно много инструкций на тему, как упорядочить собственную деятельность и сделать её более планомерной и менее трудозатратной. Вот только авторы этих материалов, как правило, слабо представляют, как и над чем трудится учитель, так что приходится вносить коррективы на ходу и устраивать эксперименты над собой — результатами такового я и хочу поделиться с читателями. Целый год проб и ошибок, непонятные термины вроде «тайм-менеджмент» стоят за несколькими рекомендациями, которые я собираюсь дать. Было бы наивно говорить про личный опыт. Личный опыт, как правило, работает только для узкого круга людей или вообще только для носителя этого опыта. Так что рекомендации для себя, а теперь и для коллег, создавались в строгом соответствии с научными трудами о человеческом мышлении и других процессах, понимание которых и приводит к более рациональным взглядам на собственный рабочий режим.
Самое первое и главное, что стоит понять — чем больше дел вы собираетесь выполнить, не выпуская из головы, тем меньше вероятность, что всё удастся вовремя. Нисколько не умаляя способности и умения учителя, всё же вынужден констатировать, что среди нас цезарей нет, поэтому начинать надо с грамотной расстановки целей. Ну пусть не вполне грамотной, пусть эмоциональной, но расставлять приоритеты надо.
Знаете, что является самой приоритетной целью для каждого педагога? Не буду гадать — он сам, его благополучие и поддержание организма в тонусе.
Доказано, что недосып значительно снижает познавательные функции, увеличивает время реакции и провоцирует постоянное «дурное» настроение. Поэтому, и да не упрекнут меня в гедонизме, первой, приоритетной целью для учителя должно стать поддержание нормального функционирования организма, то есть регулярный сон и приём пищи. Установите себе режим дня, который сами же себе и позволите ломать только в случае самого серьёзного форс-мажора. Ложитесь спать в одно и то же время независимо от толшины стопки непроверенных тетрадей на столе или недописанного отчёта. Причём не только в будни, но и в выходные. Всегда завтракайте, обедайте и ужинайте полноценно, никуда не торопитесь, не перехватывайте на ходу.
Тут ведь только с первого взгляда сквозит эгоизмом (хотя в здравом эгоизме ничего плохого нет): зевающий учитель, нервный и думающий о скором обеде, вряд ли сможет мотивировать учеников, зато ошибок в документации сделает много. Проверено на себе, как принято говорить.
Вторым приоритетом должна стать подготовка к урокам. Я не знаю, что здесь комментировать, потому что подача материала в интересной форме, с помощью современных технологий, является достаточно важной задачей для любого педагога, который хочет передать знания, а не добиться машинального заучивания. Которое, конечно, на какое-то время поможет и даже создаст видимость успешного освоения программы, но ни на йоту не приблизит подопечных к пониманию смысла и основных моментов вашего предмета. Поэтому подготовка к занятиям должна стать вторым основным приоритетом, важность которого, я думаю, осознаёт каждый практикующий педагог.
Ну и, наконец, приоритет третий, как вы уже догадались, документация. Прежде всего посмотрите на законодательную базу, где можно точно узнать, что именно должен заполнять и сдавать учитель, преподаватель или классный руководитель. Безусловно, определённое количество отчётности необходимо, чтобы регулировать учебный и рабочий процесс, поэтому от бумажек никуда не деться. Но что-то можно и не сдавать, руководствуясь указаниями министерства и локальными актами.
Готовьте документацию с умом! В первую очередь, наведите порядок на столе, в столе и в компьютере, как на рабочем месте, так и дома. Поверьте, вечный хаос лишь отнимает ваше драгоценное время и не прибавляет сил.
Разобравшись с приоритетами (я вовсе не настаиваю, но полагаю, что идти они должны именно в таком порядке), подумайте над тем, когда всё это делать?
Работа идёт на работе. Поэтому постарайтесь максимально облегчить свою сумку от записей, тетрадей и прочего, что неизбежно понесёте домой. Ну и, конечно, не позволяйте себе думать о рабочем процессе слишком много, когда за вами вечером захлопнулась дверь любимого образовательного учреждения. Иными словами, распределите время на труд и на отдых. И, как ни странно это звучит, задерживайтесь на работе, чтобы домашний вечер не превращался в убогое дополнение рабочего дня.
Проверяйте тетради после занятий, задержавшись на 30 минут или час после последнего звонка. Оставляйте флешки с документацией на столе в кабинете — они не пропадут, но и не испортят вечерние часы. Лучше до заката провести время в классе, чем до рассвета за компьютером дома, вы ведь помните о приоритетах? Иногда, я сам работаю до пяти, хотя пары закончились ещё в три часа, но это фактически полностью освобождает мой вечер.
Разумеется, если вы считаете, что есть задачи, требующие срочного решения, то как распорядиться своим временем после занятий решайте сами. Но ни в коем случае не превращайте подобные отступления от правил в систему!
Работать ли по выходным? Я имею в виду дома, в спокойной атмосфере, над срочными и не очень делами? Решать вам, но я бы порекомендовал всё же уделять важным вопросам совсем немного времени по субботам и воскресеньям. Не больше часа и обязательно в первой половине дня. Так вы предотвратите лишние усилия по будням и не сломаете собственный график.
У вас есть методический день? Используйте его на все 100 процентов. Как правило, я провожу его на рабочем месте, выполняя то, что может отнять моё время в другие дни. Так же поступайте, когда появляются «окна» в расписании, выделяя время на работу над планом занятий или подготовку отчётов. Лучше сейчас, чем завтра, лучше каждый день понемногу, чем завалы и бессонные ночи.
Вот мы и разобрались. У нас теперь есть лестница приоритетов, по которой мы постепенно опускаемся. Сначала — поддеживаем себя в форме, потом переходим ко второй ступени, где готовим интересные и полезные занятия, и наконец спрыгиваем на третью ступень, приступая к работе над важными бумажными заданиями. При этом не забывая, что для второй и третьей ступени у нас есть время с 8 до 17. А не с 8 утра сегодня до 8 утра завтра.
Лирическое отступление. Представьте, что вы колете дрова. Полезное занятие, если вы живёте в сельской местности или просто хотите поразмяться. Чем больше дров вы колете, тем менее острым становится топор. И если его не точить время от времени, то продуктивность вашей работы резко спадёт, она рискует потерять смысл и превратиться из нужного дела в глупую и абсолютно неэффективную рутину.
Управление временем: как преподавателю всё успевать?
Артем Морозов
Хороший преподаватель — всегда трудоголик со стажем. Но от любой работы нужно отдыхать, даже если это дело жизни, даже если оно доставляет вам невероятное удовольствие. Загнанная лошадь не может победить в скачках. Вы не можете воспитать победителей, когда сами хотите только есть и спать.
Преподаватель английского языка(сертификат CAE) Артем Морозов прошёл стажировку в Стэндфордском университете в Пало-Альто (США), профессионально готовит ко всем популярным Кембриджским экзаменам (YLE Starters, Movers, Flyers, KET, PET, FCE, CAE), а также ведет блог для учителей английского. Сегодня Артем делится с нами секретами по оптимизации времени.
Это важно: спите не меньше 8 часов в сутки. Зевающий преподаватель не мотивирует студентов.
Выберите для себя время отхода ко сну и подъема и придерживайтесь режима даже в выходные дни. Как только пробил нужный час, закрывайте ноутбук и идите спать. Всего в этой жизни, все равно, не успеете. Успевайте главное.
Что бы ни случилось, когда пришло время обедать, отложите учебники в сторону и получайте наслаждение от приема пищи. Искушение совместить проверку почты и поглощение бутерброда велико. На самом деле, процесс от этого не становится намного быстрее, а организм лишается драгоценных минут отдыха.
Продумывайте время прогулок в течение дня. Например, дойдите до дома пешком. Или сходите за обедом в соседнюю булочную. Почему бы и нет?
Выйдя с работы, забудьте об ее существовании. Сложно, но возможно.
А вы пробовали перенести задачи, которые выполняете дома за компьютером (проверка домашнего задания, подготовка к урокам) на утро следующего дня?
★ Определитесь с целью. Если есть правильная цель урока, то 80% плана уже написано.
★ Установите лимит времени на подготовку к уроку. На секундомере заметьте, сколько времени занимает написание одного плана. Например, это два часа. В течение недели постарайтесь тратить на написание всех планов не более 120 минут. Начиная со следующей семидневки сократите время на 10 минут. Продолжайте в том же духе, пока не сможете готовиться за час.
Почему не почитать в свободное время хорошую книгу по методике, не поискать в сборнике игр новые классные идеи для занятий, не сходить на полезный семинар, не посетить урок более опытных коллег из других школ?
«У меня нет времени, я должен писать планы!»
★ Копите интересные идеи в одном месте так, чтобы всегда легко иметь к ним доступ. Например, в телефоне. Смотрели фильм и увидели момент, который удобно было бы использовать на введение Present Perfect? Запишите название. Потом скажете себе спасибо.
★ Никогда не пишите планы на огрызках бумаги. Тщательно все конспектируйте, создавайте отдельную папку для каждого урока. Это упрощает обмен опытом, но главное другое.
Каждый раз, когда мне встречается что-то новое и необычное на отработку, скажем, Present Continuous, я нахожу нужную папку на компьютере и копирую все туда. Через какое-то время снова нужно будет проводить такой урок, и я это использую.
Как успевать запланированное на уроке?
К чему такое приводит? Урок перепланирован, его цель не достигнута. Провал.
Если был задуман ввод новой темы или грамматики, то он смещается. Не так редко бывает, что какой-нибудь Future Perfect Continuous вводится на последнем издыхании за 15 минут до конца.
Если у Вас есть эта проблема, то делайте так: когда вам кажется, что задание займет 5 минут, накидывайте сверху еще 2-3. Если 10, то прибавляйте еще 5. Так получится более или менее адекватный план.
★ Используйте таймер. Засекайте ровно то количество минут, которое Вы хотели потратить, и старайтесь придерживаться плана.
Таймер понадобится и студентам. Всегда предупреждайте их, сколько времени дается на обсуждение или чтение. Для наглядности можно использовать песочные часы или выводить на экран электронные.
★ Только полезные задания. Спросите себя: «Если я выкину это упражнение, то что будет с уроком?» Ничего? Перед вами типичный «якорь», смело вырезайте ненужный хлам.
Иногда полезное само по себе задание не стоит свеч, если использовать его не по уровню, не на той лексике или грамматике. Оно может отнять до 30 минут урока, но не принести никакой ощутимой пользы.
Не путайте «якоря» с «flexistages», которые помогают в достижении цели, но которые можно удалить, если не успеваете. Они нужны, когда какое-то из заданий пройдет гораздо быстрее, чем планировали.
★ Старайтесь не задавать слишком много. Пусть выполнение упражнений дома не занимает у ребенка больше 30 минут, а проверка в классе 10 минут. Если на это заведомо уйдет больше времени, то обязательно продумывайте, как будете их исправлять и проверять. Вариант, где студенты зачитывают вслух свои сочинения, вызывает не умиление, а недоумение и раздражение.
Когда требуется получить feedback от студентов, часто эксплуатируется формат ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: преподаватель спрашивает студентов по очереди. Это имеет смысл, если проверяется задание на отработку грамматики и нужно оценить общее понимание на этапе controlled practice.
Проверку диктантов, заданий на чтение и аудирование можно доверить им самим. Попросите их поменяться учебниками, выдайте ключи. Пусть ищут ошибки у своего одногруппника и выставляют балл. Так занята вся группа, они понимают, как происходит оценка, вы тратите меньше энергии – все в выигрыше.
И, наконец, хорошо подготовьтесь к занятию.
Какие из слов в этом аудио или тексте будут для них новыми? Как будете их объяснять? Как ввести новую грамматику? Подготовили ли презентацию? Техника работает исправно? Настоящие профессионалы думают об этом заранее.
Тайм-менеджмент в работе педагога: эти советы помогут вам успевать делать всё
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.
Целеполагание (постановка целей)
Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. Предположим, ваша цель как классного руководителя — подготовиться к родительскому собранию в классе на тему «Адаптация пятиклассников». Но прежде чем приступать к подготовке, обратим внимание на некоторые аспекты, смогу ли я самостоятельно провести собрание (если нет, то каких специалистов и каким образом привлечь), для чего мне необходимо проводить данное родительское собрание.
Здесь необходимо учесть два момента:
Если вы учтете хотя бы это, результат не заставит себя ожидать.
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (их и так хватает). Здесь речь идет о труднодостижимых, практически «нереальных» целях. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.
Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?)
Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель).
Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).
Поэтапное достижение цели
Например, ваша цель — аттестация.
Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:
Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.
Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)
Вы хотите получить высшую категорию, проработав в школе три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.
Планирование времени
Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели
Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.
Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!
Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.
Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день.
Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени.
Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.
Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.
Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.
Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.
Расстановка приоритетов
Соблазн «сделать это завтра» очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.
Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.
Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет».
Особенно если то, о чем вас просят, займет у вас время; да и в ваши планы не входило делать дополнительную работу. Читайте статью Четыре стратегии эффективного, но корректного отказа в просьбе.
Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!
Удачи вам, мои дорогие коллеги!
Об авторе : Марианна Васильевна Микрюкова, педагог-психолог, МБОУ Малокалмашинская СОШ Каракулинского района УР. Первая публикация статьи 20.01.2012 г.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Тайм-менеджмент для учителя. 10 способов, которые помогут организовать время
Каждый день учителя — это череда дел: провести уроки, сходить на совещание, проверить контрольные, подготовиться к родительскому собранию. Поэтому очень часто учителя жалуются на нехватку времени.
Мы подготовили 10 способов, которые помогут распределить нагрузку и всё успеть:
1. Ставьте конкретные цели
Подумайте о том, чего вы хотите достичь и что нужно для этого сделать. Чтобы четко сформулировать свою цель, используйте модель SMART:
Specific — цель точная и понятная?
Measurable — я смогу оценить результат?
Achievable — цель достижима?
Relevant — я действительно хочу этого добиться?
Time-bound — в какие сроки?
Теперь оцените всё, что вы делаете каждый день. Эти действия помогают вам достичь поставленной цели? Постарайтесь сократить всё, что отнимает у вас время и мешает добиться успеха.
2. Продумайте подготовку к урокам
Пока вы тратите часы на подготовку, вы можете упустить возможности для профессионального роста и развития. В интернете большое количество учебных материалов, которые можно использовать на уроках. Сохраняйте полезные сайты в закладки, собирайте материалы, которые могут вам пригодиться.
На помощь учителю приходят современные технологии. Например, в Яндекс.Учебнике можно собрать урок из 15 заданий за 15 минут. В свободное время вы можете послушать вебинар, почитать книгу или просто расслабиться и набраться сил.
3. Расставляйте приоритеты
Важный этап в организации времени — это расстановка дел в зависимости от важности и срочности. Подумайте, от каких задач зависит ваш рабочий процесс, а что можно отложить. Распланируйте всю неделю. Например, делайте все важные дела в понедельник и вторник. Если возникнет что-то срочное в середине недели, вам не придется волноваться, что вы не успеваете закончить другие дела.
4. Просите о помощи
Сила социальных сетей поможет не тратить время на поиск идей в интернете. На Facebook много групп, в которых учителя делятся своим опытом, обсуждают методики. Присоединяйтесь к сообществам педагогов, и в любой момент вы сможете обратиться к ним за помощью. Задавайте вопросы — и вы получите советы от коллег.
5. Оптимизируйте проверку домашних заданий
Проверка домашних заданий отнимает много времени. Постарайтесь облегчить этот процесс. Для каждого задания установите сроки так, чтобы вам не пришлось проверять большое количество работ одновременно. Если ученики выполняют тест, дайте им ответы и попросите детей проверить друг друга. Не оставляйте всё на последний момент. Выделяйте небольшое время каждый день. Если у вас накопится большая стопка проверочных тетрадей, вы будете откладывать проверку всё дальше.
6. Говорите «нет»
Жертвуете своим личным временем и желаниями, чтобы помочь окружающим? Будьте готовы к тому, что времени на собственные дела будет постоянно не хватать. Вы не должны брать на себя сразу несколько обязанностей: организовать праздник, подготовить отчёты, разработать новый учебный план. Помните, что кроме вас есть еще другие учителя, которые могут выполнить эти задания.
Не бойтесь обидеть своим отказом или показаться невежливым. Чётко объясните причину отказа. Научитесь различать, когда человеку действительно нужна помощь, а когда он может справиться самостоятельно.
7. Правило двух минут
Оно звучит так: то, что можно сделать за две минуты, нужно сделать прямо сейчас. Зачем откладывать дела, которые требуют таких незначительных усилий? Правило пригодится, когда нужно ответить на сообщение, распечатать материалы, обновить рабочий компьютер.
8. Сотрудничайте с коллегами
Если вы столкнулись с нехваткой времени и большой нагрузкой, ваши коллеги тоже могут испытывать стресс от перенапряжения. Сотрудничество учителей даёт ряд преимуществ, о которых мы уже писали. Объединившись, вы получите необходимую эмоциональную поддержку и сможете распределять нагрузку. Поставьте общую цель — оптимизировать время — и вместе достигайте её.
9. Привлекайте родителей
Наверняка среди родителей ваших учеников найдутся те, кто с радостью захочет вам помочь. Попросите их составить план поездки или помочь с организацией праздника. Вы сэкономите время, а родители поучаствуют в школьной жизни детей.
10. Найдите пожирателей времени
Подумайте, что отнимает у вас время каждый день. Разбираете почту и удаляете рекламные рассылки? Смотрите видеоролики на YouTube? Общаетесь в социальных сетях? Оцените, что помогает вам отдохнуть и расслабиться, а что не приносит никакого удовольствия.
Если вы понимаете, что впустую тратите время, установите правила, которые помогут бороться с этим. Посчитайте, сколько времени уходит на бесполезные занятия и постепенно уменьшайте его.
Тайм-менеджмент в работе педагога: эти советы помогут вам успевать делать всё
Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проверка тетрадей, контрольные работы, экзамены, родительские собрания и многое-многое другое. И в этом ежедневном водовороте событий нужно еще успеть уделить хоть несколько минуток каждому ученику.
Иногда хочется, чтобы сутки растянулись на 27 часов или по какой-то причине отменили парочку совещаний на этой неделе
И вот вы опять несете домой целую сумку непроверенных тетрадей, готовитесь весь вечер к урокам на завтра, а ваша пятилетняя дочь тихо вздыхает и понимает, что раскрашивать картинки ей сегодня придется снова в одиночестве, а муж уже по привычке сам разогревает вчерашний ужин. Возможно, для кого-то, это весьма знакомая картина?! И наверняка так обстоят дела во многих семьях, где мама или папа — педагоги. На самом деле выход есть. И все не так сложно, как кажется. Выход — это умение управлять своим временем эффективно, четко и разумно.
Времени всегда хватает тому,
кто умеет его использовать.
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.
Целеполагание (постановка целей)
Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени. По-другому, это образ желаемого результата. Чего вы хотите?
Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. Предположим, ваша цель как классного руководителя — подготовиться к родительскому собранию в классе на тему «Адаптация пятиклассников». Но прежде чем приступать к подготовке, обратим внимание на некоторые аспекты, смогу ли я самостоятельно провести собрание (если нет, то каких специалистов и каким образом привлечь), для чего мне необходимо проводить данное родительское собрание.
Здесь необходимо учесть два момента:
Если вы учтете хотя бы это, результат не заставит себя ожидать.
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (их и так хватает). Здесь речь идет о труднодостижимых, практически «нереальных» целях. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.
Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?)
Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель).
Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).
Поэтапное достижение цели
Например, ваша цель — аттестация.
Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:
Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.
Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)
Вы хотите получить высшую категорию, проработав в школе три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.
Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели
Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.
Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!
Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.
Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день.
Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени.
Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.
Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.
Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.
Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.
Не откладывайте на потом
Соблазн «сделать это завтра» очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.
Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.
Делегируйте задачи Делегирование — это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам. При планировании времени очень важно установить, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать). Например, вы можете пригласить на родительское собрание специалиста (медика, психолога, логопеда), они владеют интересной информацией, которую вы, возможно, полдня будете искать в книгах и интернете.
Контролируйте себя!
Даже если вы умеете ставить цели, делегировать, планировать и выделять приоритеты, это лишь полдела. Важно помнить, что оценка всегда производится по результату. Поэтому важным является контроль за исполнением и эффективностью реализации поставленных целей.
И если вы видите, что цель достигнута, почему бы не похвалить себя за это. Это даст вам еще один толчок к достижению новых целей.
Не забывайте про самоанализ
Здесь можно ответить себе на вопросы: «Почему я не достигаю поставленных целей?», «Почему достижение цели было недостаточно эффективным (потребовалось больше времени или тяжелых усилий)», «Что предпринять в следующий раз, чтобы избежать похожей ситуации?»
Избавляйтесь от «поглотителей времени»
Старайтесь тратить меньше времени на еду, перекусы и пустые разговоры с коллегами, а также «плавание» по Интернету в личных целях. Рабочий день закончится, а вы так ничего и не успеете. Не стесняйтесь просить других, чтобы не отвлекали вас от работы, особенно если у вас ее много.
Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет».
Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!
Удачи вам, мои дорогие коллеги!
Об авторе: Марианна Васильевна Микрюкова, педагог-психолог, МБОУ Малокалмашинская СОШ Каракулинского района УР. Первая публикация статьи 20.01.2012 г.