Как учить взрослых людей
6 книг о том, как учить взрослых
От пособий по теории андрагогики до руководств по созданию образовательных проектов для взрослых учеников.
Согласно исследованию Высшей школы экономики, за последние пять лет доля взрослых россиян, которые продолжают учиться самостоятельно — на курсах повышения квалификации, в бизнес-школах, очно и онлайн, — увеличилась с 21 до 37 процентов.
Пишет об образовании, интересуется социальной и школьной тематикой. Обожает писать очерки и репортажи, искать в людях ту самую «изюминку».
«Взрослый ученик: классическое пособие по обучению взрослых и развитию персонала»
Малкольм Ноулз, 1973
Название этой книги в оригинале — The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development, на русском языке она не издавалась.
Малкольм Ноулз (Malcolm S. Knowles) — американский педагог, который занимался проблемами обучения взрослых, разработал принципы андрагогики и посвятил этой науке более 230 статей и 18 книг. Самой известной из работ Ноулза стала «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В ней исследователь рассматривал, насколько различаются способы обучения взрослых и детей.
Книги Ноулза издаются и после его смерти в 1997 году, однако далеко не все из них можно найти в переводе на русский язык. Если вы уверены в своём английском, предлагаем познакомиться с одним из последних переизданий трудов Малкольма Ноулза — The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. Автор рассказывает, почему взрослых нужно учить иначе, чем детей, как опыт зрелого человека и его способности к самоорганизации помогают преподавателю, каким образом устроить практическое обучение и какую роль в образовании взрослого играет самооценка.
«Основы андрагогики»
Ирина Колесникова, 2003
Для тех, кто не изучал андрагогику в университете и хочет разобраться во всём по порядку, очень полезной окажется книга «Основы андрагогики» под редакцией доктора педагогических наук Ирины Колесниковой. Пособие позволит глубоко погрузиться в проблемы обучения взрослых, узнать об истории развития андрагогики за рубежом и в России, выяснить, как работает система непрерывного образования в нашей стране.
Кроме привычных вопросов вроде развития бизнес-школ, дистанционного образования и модульного обучения, автор рассматривает и специфические темы. Среди них — профессиональная переподготовка безработных, обучение военных в отставке, мигрантов и людей с инвалидностью.
После каждого раздела книги вы найдёте вопросы для закрепления и список литературы.
Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей
Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов.
Кто изобрёл андрагогику
Андрагогика — это наука обучения взрослых людей. Хотя этот термин, в противоположность педагогике, немецкий учитель Александр Капп ввёл ещё в 1833 году, сам подход сформировался гораздо позже. Его создателем считается американский педагог Малкольм Ноулз. Свои идеи о том, как помогать зрелым людям учиться, Ноулз описал в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Её первое издание увидело свет в 1973 году, затем книга неоднократно переиздавалась.
Во «Взрослом ученике» Ноулз привёл обзор существующих теорий обучения и преподавания и рассказал об исследователях, подготовивших почву для появления андрагогики. Среди них педагог упомянул, например, американского теоретика образования Эдуарда Линдемана, автора книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education).
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Чем андрагогика отличается от педагогики
Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.
Необходимость знаний
Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.
Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.
Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.
Представление ученика о самом себе
Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.
Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.
Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».
Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.
Предыдущий опыт ученика
Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.
В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.
Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.
Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.
Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:
Готовность учиться
Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.
Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.
Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.
Фокус обучения
При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.
В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.
Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.
Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.
Мотивация
Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.
Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.
Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.
Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.
Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику
Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.
Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.
Советы практикующего андрагога: как мы учимся
Люди, как известно, делятся на два типа: тех, кто читают инструкцию перед тем, как включать электроприборы, и тех, кто сначала включает, а в случае каких-то косяков начинает читать, что же он сделал не так.
Я абсолютно точно принадлежу ко второй группе. Поэтому именно так я начал создавать свой первый тренинг. На тот момент я уже 3 года работал в Intel, читал несколько внутри-корпоративных тренингов, как вдруг ощутил непреодолимое желание сделать свой тренинг.
Ведь всем известно, что корпоративные тренинги учат как жить в корпорации. Тебе вставляют в ухо шланг, через который начинают закачивать vision, mission & corporate values.
Поэтому, решил я, я сделаю свой тренинг, где расскажу всю правду-матку. И сделал. А что там делать? Берешь свой опыт, рисуешь красивые слайды, придумываешь упражнения — и вперед!
И это было ужасно. Нет, людям-то как раз нравилось, но мне сейчас это кажется ужасным. Потому что, как выяснилось через некоторое время, для успешного тренинга нужны не только собственный опыт, хорошее чувство юмора, умение выступать и общаться с людьми. Нужна еще методика. Без понимания которой люди выносят 10% той пользы, которой они могли бы получить от вашего тренинга, если бы вы вначале прочли инструкцию по тому, как обучать взрослых людей.
Оказывается, человечество уже накопило довольно много материала на эту тему. Который материал и вошел в науку об обучении взрослых людей, которая называется как? Нет, не педагогика. Это наука про обучение и воспитание детей. А про взрослых? Правильно — андрагогика.
В прошлой статье [1] мы говорили о матрице осознанности и компетентности и том, как взрослые люди обучаются навыкам. Давайте теперь поговорим о модели обучения, которая дает ответ на вопрос, а как учить взрослых людей. О цикле Колба.
Про эту модель я узнал года 4 назад в поезде Киев-Питер. Этот поезд идет ровно сутки, поэтому после того, как вы прошли две таможни и три раза выпили кофе, не остается ничего другого, как заняться самообразованием. В тот раз самообразование выразилось в прослушивании хорошего курса для тренеров, из которого и была почерпнута модель Дэвида Колба. С тех пор я слышал эту модель еще под несколькими разными названиями, но мне она полюбилась именно под этим.
Сразу оговорюсь, что прямого отношения к управлению проектами эта статья вряд ли будет иметь. И про цикл Колба я изначально писать не планировал — это инструмент скорее тренерский, нежели управленческий. Но в эту категория она попала по двум причинам:
1. Предыдущая статья про матрицу осознанности и компетентности как-то неплохо расположилась в этой категории, а эта статья — продолжение разговора на ту же тему.
2. Менеджерам проектов по роду их деятельности довольно часто приходится общаться с людьми, убеждая и обучая их использовать различные вещи. И есть ощущение, что понимание этой методики также окажется им не бесполезным.
Итак, что же сообщил миру американский теоретик образования Дэвид Колб?
Конкретный опыт. Все начинается с получения конкретного опыта. Такую банальную мысль озвучил в свое время господин Колб.
Пример из жизни. Директор одной компании рассказывал за пивом, как он сходил на тренинг по жестким переговорам (дальше практически прямая цитата):
Нас там собралось человек двенадцать директоров. Тренер такой в костюмчике, сидит, чего-то там бубнит. Мы сидим, думаем, что зря пришли — чему он нас сможет научить? Все люди опытные, у каждого за плечами лет по десять опыта переговоров с заказчиками, милицией, СЭС, пожарными.
Тут открывается дверь, заходит такой амбал два на два. Походит ко мне и наклонившись выдает: “ТЫ ЧЕ СЕЛ НА МОЕ МЕСТО?! ДАВАЙ ВАЛИ ОТСЮДА!”
Я как-то растерялся даже от неожиданности. Сижу, молчу, покраснел. Тут слышу сбоку тренера: “Вот видите, Сергей не справился. Вот сегодня мы как раз и посмотрим, как разруливать такие ситуации”.
Хорошо, когда конкретный опыт негативный. То есть, что-то не получилось. В этот момент в голове начинаются определенные процессы:
Рефлексия. Появляются мысли: “Как же так? Я такой умный… С высшим образованием… Называюсь директором… А растерялся в такой простой переговорной ситуации. ”
Возможно, у вас возникали мысли о том, как бы вы после драки помахали кулаками. Вот это и есть та самая рефлексия. Результатам рефлексии должна стать некоторая:
После чего модель нужно опробовать. Нужна:
Практика. Что интересно, практика приводит к получению нового конкретного опыта. И тем самым цикл обучения замыкается.
С какой стадии начинать? Если мы с вами вернемся к матрице осознанности и компетентности и зададимся вопросом, а где находится человек, которого мы собрались чему-либо научить? На самом деле, он может находиться где угодно.
У него может быть природный талант решать подобные ситуации. Или он, может быть, прошел уже пару тренингов и что-то умеет. Не идеально, но умеет. Или набил свои первые шишки и теперь активно ищет ответ на вопрос “А как надо-то?” Или считает все это фигней, но не смог отказать начальству, которое решило его послать на тренинг:
— Ты знаешь, тебе, наверное, нужно сходить на тренинг по эффективным коммуникациям…
— А че у меня не так с коммуникациями.
— Ну вот именно поэтому и сходи на этот тренинг.
Начало: проблематизация. Тренера иногда называют это степенью проблематизации группы. В стандартной тренинговой группе из 12-15 человек, будьте уверены, вам могут достаться люди из любых квадратов нашей любимой матрицы осознанности и компетентности.
Поэтому хороший тренинг обычно начинается с проблематизирующего упражнения. Дается какой-нибудь кейс, людей зажимают по времени, провоцируют на ошибку или предлагают делать одно, а спрашивают потом про другое.
Пример из жизни: на тренинге для менеджеров в Ирландии нашей команде дали задание сделать из подручных материалов упаковку для куриного яйца, чтобы будучи кинутым с высоты 3м, оно не разбилось.
Естественно, анализировалась потом не получившаяся упаковка, а то как члены команды общались во время этого упражнения, кто какие роли на себя взял. Кто стал лидером? Кто отошел в сторону? Почему? Кто что ощущал в этот момент? Что помешало быть активнее? И т.д.
Если вы сразу начнете с модели — часть людей просто может вас не слушать: “А чего его слушать? У нас и так все хорошо… Работа работается, релизы релизятся, билды билдуются…”
Вам нужно другое — чтобы люди вас слушали. Нужно, чтобы люди ошиблись и начали рефлексировать на эту тему, думать, почему не получилось и проводить параллели в реальную жизнь.
Пример из жизни: на наших тренингах мы довольно часто даем задания сделать что-то для заказчика (заказчиков назначаем прямо на тренинге). Что интересно, 100% команд увлекается сбором требований с заказчика и изготовлением продукта, и ВСЕ забывают о том. что неплохо бы заказчику иногда рассказывать, что они уже сделали.
Потом спрашиваем заказчиков, что они думали о командах во время упражнения — думают они обычно не очень хорошо, что для команд зачастую становится сюрпризом. И это запускает рефлексию в головах на тему того, как мы работаем с заказчиком.
Рефлексия: заготовленные вопросы и обсуждения. Как вы думаете, что включает у людей мозг? Правильно, вопросы. На этапе рефлексии нужно как можно больше вопросов.
Почему так произошло? В какой момент оно пошло не так? Как бы этого избежать в будущем? Как бы это все нарисовать в виде схемы.
Ваша задача здесь очень проста — помочь людям САМИМ прийти к модели.
Модель: пусть сами ее придумают. Вы можете сами изложить модель. Но гораздо лучше, если люди придумают ее сами. Это как в институте. Если ты сам придумал доказательство какой-то теоремы, то на экзамене ты его придумаешь снова. Потому что в голове уже проковырялась нужная цепочка рассуждений.
Собственноручно рожденная модель запоминается лучше. А ваша роль — такой акушер, который помогает модели появиться на свет. Используя разными простые и не очень техники вроде упоминавшейся в предыдущей статье проверки на устойчивость [2].
Отступление о здравом смысле. Естественно, если речь идет о срочной проблеме, то не надо ходить вокруг и около. Не надо во время пожара выводить человека на правильное решение вопросами: “Как ты считаешь, каким огнетушителем лучше тушить: порошковым или углекислотным? Или может быть, лучше воспользоваться пожарным рукавом? Нет, ну ты сам как думаешь?” Пожары надо резко тушить директивно управляя командой. Но если речь идет о вопросах не срочных, но важных, лучше рождение модели делегировать нуждающимся.
Практика: позитивная. На этапе опробования модели у человека ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ. Потому что если у него опять что-то пойдет не так, то возникнут либо сомнения по поводу модели, либо недоверие к вам, как к обучающему.
Поэтому должно получиться. И будьте любезны следить за процессом и быть рядом, чтобы в случае чего навести нужные коррективы.
А может быть, вы применяете другие модели обучения? Поделитесь с коллегами, что именно. Мне кажется, это будет довольно любопытный обмен опытом.
Если же вы не занимаетесь обучением групп людей, то, возможно, периодически вам приходится делиться опытом с коллегами. Скорее всего, они подходят с вопросами, уже когда получили свой конкретный опыт. И дальше вы точно так же можете вопросами вывести их на правильную модель и помочь ее применить.
Помочь коллегам размять мозг и научиться чему-то новому — не это ли дает нам плюс в карму?
Как учиться взрослым эффективно и с удовольствием?
Многие взрослые люди снова становятся студентами и начинают «грызть гранит науки» по разным причинам. Потому, что:
И поначалу вроде всё идет гладко — находятся бесплатные или платные уроки, люди начинают. А потом не видят или не чувствуют результата и бросают… Либо задания становиться сложней, уроки скучней, либо от мотивации не остаётся и следа. В голове возникают вопросы: как учиться взрослым и надо ли?
Проходит время и наступает момент, когда снова ощущается потребность, и мы снова кидаемся искать новые материалы или видео. Знакомо?
Учение превращается в мучение… При этом редко кто делает вывод, что нужно подойти к процессу занятий как-то иначе, узнать способы, которые могут значительно повысить эффективность и скорость обучения.
Почему учение становится мучением во взрослом возрасте?
Прошлый школьный опыт классической модели обучения зачастую настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому, вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор. Как же взрослым людям мотивировать себя учиться?
Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им, может быть, понадобятся. Они чаще всего имеют семейные и социальные обязанности и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Но…
обучения во взрослом возрасте — это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и есть чёткое осознание зачем осваивать новую информацию и умения.
Самой главной мотивацией становится возможность применить результаты своего обучения. Что в итоге позволит сделать свою жизнь богаче, интереснее и гармоничнее.
По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем для обучения онлайн-специалисты предлагают всё больший спектр тем и обучающих программ.
Эффективность активных методов обучения взрослых в сравнении с классической моделью
Отличия процесса обучения между взрослыми и учениками-детьми постепенно были изучены наукой. И в определённый момент педагогика приобрела новый дидактический раздел — андрагогика. Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что ведущая роль в обучения переходит от обучающего к обучаемому. В этом случае обучающий только оказывает помощь взрослому в пополнении своих знаний и выработке новых умений.
Традиционное обучение | Активное (бизнес) обучение | |
1. Цель | Дать широкие общие знания для отдаленных задач, обучение «впрок» | Формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных текущих задач |
2. Роль | СОДЕРЖАНИЕ обучения — «чему учить?» | ПРОЦЕСС — «как учить?» |
3. Форма | Лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию | Активные методы обучения, когда человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков |
4. Задачи | Поиск правильного ответа | Поиск приемлемого результата, позволяющего решить конкретную проблему |
5. Методы | Освоение ранее созданных методов и классических подходов | Освоение новых методов, поиск актуальных подходов и креативных решений |
6. Отношение | Преподаватель, эксперт, воспитатель | Организатор, консультант и коуч |
7. Контроль | На учителе | Самоконтроль. Результат зависит от обучающегося |
Давайте подытожим каких ключевых правил есть смысл придерживаться, обучаясь во взрослом возрасте, или обучая взрослых людей.
Правило 1.
Минимум теории. Факт, что для большей части женщин (в силу специфики восприятия и переработки информации) совершенно не важны принципы работы автоматов, механизмов, скриптов или гаджетов. Для взрослых главное — практика, выработка навыков.
Правило 2.
Больше активности, нет смысла пассивно читать или слушать информацию. А, тем более заучивать её. Лучше всего запомнятся практические задания, исследования, активное действие. Для взрослых важно иметь возможность, пусть методом проб и ошибок, самому прийти к правильному решению.
Правило 3.
Действуйте согласно циклу обучения взрослых, который вывел Дэвид Колб.
На рисунке очень доходчиво изображены все этапы:
Правило 4.
Задействуйте для обучения правое «творческое» и эмоциональное полушарие мозга, которое согласно современным психологическим исследованиям, дает наилучшие результаты в обучении взрослых. Хорошие тренеры всегда стараются создавать в сознании участников обучения конкретные образы (истории, сравнения, метафоры), которые воспринимаются легче и запоминаются лучше.
Правило 5.
Контролируйте промежуточные результаты, сравнивайте количество и качество первоначальных умений и навыков с текущим.
«Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».
Профессор И. И. Ильясов
Правило 6.
Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.
5 ошибок в подходе к обучению и достижению желаемого результата
Тот, кто осознал, что у него есть проблема и недостаточно развиты некоторые навыки, уже сделал первый шаг на пути к совершенствованию. Однако, полезно понимать, что путь в обучении может быть как долгим и мучительным, так и радостным. Ведь любой успех окрыляет, а система приносит результат.
Многое зависит от вашего подхода к процессу обучения и важно избежать часто встречающихся ошибок. Какие именно ошибки стоят на пути к получению желаемого результата от обучения?
5 ошибок:
Как организовать обучение, чтобы оно было эффективным
Если заглянуть в словари и уточнить, что подразумевается под эффективностью обучения, то становится ясно, что это не просто передача и усвоение знаний, умений, навыков. Только то обучение эффективно, при котором достигнутые результаты совпадают с поставленными целями.
Поэтому важным этапом является подготовка к обучению. Его многие пропускают, но именно ошибки при подготовке к обучению становятся той причиной, по которой многие бросают начатое на полпути. Стоит отнестись к этому серьезно.
Продумайте и запишите цели
Это необходимо сделать, чтобы избежать ошибок, о которых вы посмотрели видео. Иначе, как вы понимаете, будет весьма сложно определить было ли обучение эффективным, ведь достигнутые результаты надо сверять с поставленными целями. Вы должны четко понимать для чего начинаете учиться.
И хотя, на первый взгляд, людьми движут самые разнообразные мотивы, тем не менее психологи утверждают, что основных потребностей у каждого человека не так уж много. Мне нравится простая и логичная концепция 6-ти основных потребностей Тони Роббинса. Она помогает понять и оценить потребности, которые, в сущности, управляют нашей жизнью.
Из них четыре Тони называет базовыми потребностями:
1. Стабильность, определенность, комфорт (Certainty). Все мы хотим стабильной зарплаты, политической обстановки, постоянного жилья и уверенности в завтрашнем дне, не так ли?
2. Любовь, отношения (Connection / Love). Людям нужно быть причастным к чему-то или к кому-то, быть связанными с другими, общаться, чувствовать поддержку и заботу.
3. Значимость (Significance). Практически все хотят, чтобы их ценили и уважали, чтобы на них обращали внимание, хвалили и воздавали должное их заслугам.
4. Разнообразие (Uncertainty). Люди не могут постоянно находиться в состоянии определенного круга действий и людей, им становится скучно, и они впадают в депрессию. Поэтому в жизни должно присутствовать и разнообразие. Не потому ли мы так любим отпуск — смену локации и окружения?
Если базовые потребности по большей части удовлетворены, то у человека возникают ещё и духовные потребности:
5. Личностный рост, саморазвитие (Growth). Всё, что не растет, по сути, умирает. Невозможно годами топтаться на месте. И если человек не развивается, он обязательно деградирует.
6. Вклад в жизнь других людей (Contribution). Невозможно быть удовлетворенным на духовном уровне, если не приносишь тем или иным способом пользу миру и другим людям.
Между удовлетворением потребностей важно поддерживать баланс. Смысл нашей жизни в том, чтобы двигаться в сторону удовлетворения именно пятой и шестой потребностей. Поэтому уже в зрелом возрасте люди часто переосмысливают свою деятельность и меняют профессию.
Ваша настоящая цель совсем не в том, чтобы просто чему-то научиться. Удовлетворение каких потребностей движет конкретно вами?
Важный фактор — ваше отношение
Очень важно, как вы подходите к процессу обучения. К сожалению, многие рассматривают учебу как необходимость, а не занятие, которое доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Начните относится к нему, как к одной из главных радостей в жизни, и ваша эффективность буквально взлетит.
Немалую роль играет и отношение к своим возможностям и способностям. Это часть той системы, которая позволяет быстро и целенаправленно продвинуться к результату вашего обучения.
«Ваше отношение определяет ваши достижения. Истина в том, что если вы думаете, что вы сможете – вы сможете, если вы думаете, что не сможете – вы правы.»
Скажите, а каковы ваши отношения с самодисциплиной? Дама капризная и с ней мало кто дружит. А без неё об эффективности можно только мечтать. Чтобы не блуждать от урока к уроку, периодически захлебываясь в океане новой информации — просто составьте план. Этакую навигационную карту, согласно которой вы будете придерживаться курса, при этом двигаясь в комфортном темпе.
А ещё, пользуясь современными исследованиями, налаживайте эффективные отношения со своим мозгом :). Помните, что наш мозг не может одномоментно и воспринимать информацию, и думать. Активный процесс учебы предполагает использование сосредоточенного состояния, поэтому старайтесь минимизировать отвлекающие факторы.
А вот усваиваются новые знания в расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей, то есть информация структурируется и готовится к использованию. Вот поэтому нужно правильно чередовать обучение и отдых, освоили тему – отдохните.
Ну и напоследок, насчет отношений со временем.
«Проходит год, как день,
То длится день, как год,
И, оглянувшись, можно убедиться,
Что время то ползет,
То медленно идет,
То будто слишком быстро мчится.»
Наш организм очень разумная биологическая система. Спорить с ней и игнорировать её абсолютно неразумно, выделяя на процесс обучения то время, когда вы не заняты чем-то другим. Ведь в разное время дня наш мозг лучше справляется с одними или другими задачами.
В утренние часы с 6 до 9 — лучше всего обрабатывать и анализировать информацию. А после 9 и до обеда повышается концентрация внимания, улучшается кратковременная память. Чтобы сделать свои занятия гораздо эффективнее — планируйте их на это время.
При таком обучении процесс получения новых знаний, умений, навыков будет казаться более лёгким и естественным. Благодаря этому человек на каждом этапе получает ощущение победы. А самое главное — новые умения становятся привычной, естественной частью жизни.
Повторение — мать учения
Согласитесь, что мало освоить информацию, надо ещё её и запомнить. Наш мозг запоминает лучше, если мы повторяем изученное несколько раз. Причем между повторениями должны быть определённые промежутки.
Немецкий психолог Герман Эббингауз провел исследования и нашел алгоритмы для увеличения потенциала нашей памяти. Он проводил опыт по заучиванию бессмысленных слогов. Эксперимент показал, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро:
На основании этого получил распространение метод запоминания, который называют «1–3–7»
Благодаря этой простой технике, вы легко сохраните в долговременной памяти в 4 раза больше материала, занимаясь гораздо меньше.
Сколько времени и как учиться взрослым, чтобы освоить новые навыки?
Навыки, в отличие от привычки, имеют четко поставленную сознательную цель. Они формируются только при условии регулярной тренировки приемов и упражнений. За сколько времени можно достичь желаемого результата? Тут, как говорится, мнения разделились.
Малкольм Гладуэлл в знаменитой книге «Гении и аутсайдеры», изданной в 2008 году, написал, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле, надо практиковаться в нём не менее 10 тысяч часов. Чтобы освоить что-то хотя бы на любительском уровне необходимо от 50 до 2000 часов практики. Особенно отмечу, что считаются только часы активной деятельности, а не изучения учебников или другой литературы.
Джош Кауфман – успешный предприниматель и бизнес-тренер в 2013 году издал книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться чему угодно». И этой информацией просто перевернул представление о сроках, за которые можно освоить новые навыки.
Более того, он не ограничился только изданием книги, а выступил с её презентацией на легендарной площадке TED. Во время выступления Джош не только убедительно говорил, но и продемонстрировал как он за 20 часов научился играть на укулеле — гавайской гитаре.
Филиппа Лэлли с группой психологов Университетского колледжа Лондона в 2009 году провела более серьезное научное исследование, экспериментируя с 92-мя участниками. Они пришли к выводу, что для доведения действия до автоматизма людям требовалось от 18 до 254 дней. То есть, среднее расчетное время формирования привычки составило 66 дней (опубликовано в European Journal Of Social Psychology).
Освоение актёрского, ораторского мастерства и техники речи почти полностью построены на автоматизации. На занятиях студенты вырабатывают интеллектуальные и двигательные навыки: как дышать, артикулировать, куда смотреть, как строить речь и многие другие.
Мы вырабатываем по несколько навыков параллельно и последовательно. Чтобы выработать эти навыки, необходимы репетиции на протяжение 2-3 месяцев. В каждом конкретном случае — это очень индивидуально, и во многом зависит от:
Так что, мои наблюдения совпадают с результатами исследований в Лондоне. Кстати, вы знаете происхождение слова РЕПЕТИЦИЯ? Происходит от латинского и состоит из двух частей:
1. re — опять, снова, обратно;
+
2. petere — стараться, стремиться, повторять.
Впрочем, учтите, что наши занятия живые и нескучные! И вносят приятное разнообразие в серую обыденность. Попробуйте и вам понравится!