Как учить ребенка речи
57 упражнений для запуска речи у малышей
15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
Вкусные игры
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Об авторе: Анна Новик
Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.
В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.
Reader Interactions
Обсуждение
Отличная статья.Спасибо Анне.
Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.
Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо
Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!
Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!
Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.
Огромное спасибо, очень полезная информация.
Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года
В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.
Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?
Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.
1. Постоянно разговаривайте с ребенком
Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.
Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:
2. Расширяйте пассивный запас слов малыша
Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:
3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова
Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.
Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.
4. Устраивайте с ребенком «переклички».
Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.
Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.
Как научить ребёнка разговаривать: эффективные методы
Во сколько и как учить ребёнка говорить, что поможет избежать задержек речи и как их вовремя заметить, какие занятия позволят пополнить словарный запас, почему не стоит использовать логопедические стихи и артикуляционную гимнастику без специалиста — всё рассказали в этой статье.
Когда лучше начинать учить ребёнка разговаривать
Начнём с главного — постановка вопроса «как научить ребёнка говорить» плохо подходит для описания процесса освоения речи. Научиться разговаривать может только он сам. Но произойдёт это при условии, что его окружает направленная на него эмоциональная речь взрослого.
Какую речь можно назвать эмоциональной и направленной:
По позе и мимике мамы мы видим, что сейчас её речь эмоциональная и направлена на дочь
Если говорить про благоприятный период, то мы учим говорить с момента, когда у плода появляется слух. Ребёнок слышит то, что говорит мама и звуки вблизи её живота. Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. На этом этапе от мамы мало что зависит, кроме как быть собой.
А ещё знакомый голос радует и успокаивает после рождения: «В новом мире я слышу те же звуки, которые слышал в животе у мамы. Это не поменялось, это я уже знаю»
Таким образом, с одной стороны — не нужно ничего особо начинать, с другой — важно понимать, что речь начинает развиваться ещё до рождения.
Как развивается детская речь
Ребёнок своевременно учится говорить при соблюдении нескольких условий:
Убедитесь с помощью специалистов, что первые физиологические факторы в норме, и создайте насыщенную языковую среду. Вот как это можно сделать на каждом этапе развития.
До года
После рождения освоение речи активно продолжается: младенец учится пользоваться речевым аппаратом, впитывает слова и звуки родного языка.
Важно отойти от стратегии «он сейчас всё равно ничего не понимает, а вот как подрастёт, поговорим». Ребёнок уже учится говорить — хочет понять, как вы говорите, и научиться тому же.
Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, и у языка появляется больше места. Малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами.
В первый год жизни позволяйте подольше разглядывать ваше лицо при общении
Природа требует, чтобы младенец издавал все возможные звуки и стремился повторять те из них, что больше всего похожи на звуки речи взрослых вокруг. Поэтому по возможности уберите соску — так у младенца будет больше возможностей для тренировок.
Как учить ребёнка говорить до года? Грудничку поначалу непонятно, о чём вы говорите, но ваш голос и интонации уже доступны подражанию. Улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему поощряют усилия малыша. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он внимательно замирает или, наоборот, радуется — начинает активно махать ручками-ножками. Улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор.
Около трёх месяцев, когда дети начинают говорить «агу», нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. А в 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: «ба-ба», «ма-ма», а затем они удлиняются: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Первые полгода повторяйте все звуки, издаваемые грудничком. Так кроха с вашей помощью будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у него будет чувство, что его усилия важны, замечены и рождают ответ.
Чтобы понять, о чём вы говорите, ребёнку нужно опираться на ситуацию, соотносить то, что он воспринимает, с тем, что вы произносите. Повторение того, что произносит малыш, помогает ему понять, как звучит его лепет, сравнить его «слова» с вашими.
Если родители внимательно слушают ребёнка и повторяют за ним, тот начинает лепетать ещё активнее. Отсутствие интереса взрослого ведёт к сокращению лепета.
Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно произносят «мама, папа, баба», на которые взрослые реагируют особенно радостно. Ещё они произносят одни и те же сочетания звуков в одинаковых ситуациях. Выполняют простые словесные просьбы и соотносят предметы с их названием.
Главный фактор в решении вопроса как научить ребёнка говорить — насыщенная языковая среда. От взрослых понадобятся простые, но очень важные действия:
От 1 до 2 лет
Около года малыш осваивает первые слова, и быстро начинается лавинообразный рост лексикона.
Если освоенное количество слов не поспевает за остальным развитием, то это сложный период для родителей и детей. Малыши очень хотят выразить свои усложнившиеся мысли, чувства и желания, но пока не в полной мере владеют речью, чтобы высказаться и быть понятыми. Это злит и огорчает ребёнка и обескураживает родителя, который не понимает, чем он и аккуратно расставленные по местам вещи провинились.
Попытки кусаться, толкаться или бросать вещи выглядят как плохое поведение, но на самом деле — проявление бессилия выразить себя и быть понятым.
В 1,5 года в норме появляются фразы из двух, а затем и трёх слов: «Мама, дай», «Где Маша?», «Вот она»,«Бака ав-ав», «Каскас тинки утицу». При этом фразы чаще грамматически верны, но это больше по случайности — просто потому, что повторяются целиком два-три слова, имеющие смысл быть сказанными вместе.
Ближе к 2 годам происходит «взрыв языка». Ребёнок начинает комбинировать слова из освоенного словарного запаса в полноценные предложения и развёрнутые фразы. Не всегда правильно, но явно пытается использовать грамматику. Даже если он ещё не заговорил, то будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.
Главный вопрос начала активной речи — «Что?», и на фоне этого интереса родителям достаточно говорить названия, а ребёнок их сам положит в свой словарик
Как научить ребёнка говорить в возрасте от 1 до 2 лет:
От 2 до 3 лет
В 2–3 года дети начинают сознавать себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке.
Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Вспомните перед сном прошедший день или стройте планы, где он будет главным героем.
В русском языке выражение идеи себя и другого, передаются через категорию лица и связаны с достаточно сложной грамматикой. Детям очень поможет, если вы поговорите с ними на темы «моё — твоё», «его — её», «чья — чьё». А потом обсудите то же самое ещё триста раз, иногда подряд.
От 2 до 3 лет малыши делают первые попытки обозначать свои чувства, если вы некоторое время назад начали показывать пример. Делитесь своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:
«Похоже, ты рада, что собрала башню»
К 3 годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Если развитие идёт своевременно, то речь ребёнка в основном понятна не только близким, привыкшим к манере ребёнка говорить, но и посторонним людям.
Подробные статьи обо всех этапах развития речи:
Почему ребёнок не начинает говорить
Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:
Прежде всего важно понять, относятся проблемы к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.
В каких случаях стоит беспокоиться
С самого начала общения с ребёнком важно следить, как развивается коммуникация, инструментом которой и является речь. Обращается ли ребёнок к вам за помощью? Задаёт ли вопросы? Просит ли вас что-то дать? Один из первых способов для этого — указательный жест, которым ребёнок и спрашивает, как что называется, и просит дать заинтересовавший его предмет.
Если вы не чувствуете диалога в год-два, хотя сами регулярно пытаетесь его поддержать, то это повод обратиться к специалисту.
Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым пассивным словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие разговаривать самому. Совсем другая ситуация, когда двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.
Не стоит ждать трёх лет. Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации. Чем раньше вы устраните препятствие развитию речи, тем меньше будет его влияние на дальнейшее развитие, и наоборот.
Да, большинство детей к 3-4 годам как-нибудь справляются сами. И трудно сказать, насколько много они теряют из-за того, что позже получают доступ к возможностям общения. Но если к трём годам окажется, что ребёнок всё-таки нуждался в помощи, то вы не уже вернёте прошедших двух лет молчания, а то и непонимания речи.
Так что полезно посоветоваться до трёх лет, если ожидаемые речевые достижения запаздывают. Тем более, если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.
Ниже перечень тревожных признаков для каждого возраста, которые помогут сориентироваться.
Способы научить ребёнка говорить
Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге. Кроме того, они не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.
Ниже эффективные методы, которые помогут снять вопросы о том, как научить ребёнка разговаривать.
Выводите на разговор
Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для маленького ребёнка «разговор» должен быть очень простым.
Если уже разговаривает:
«Что ты будешь?» → «Бабан!»
Если ещё не говорит, его «фраза» в разговоре выглядит иначе:
«Ку-ку» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.
«Кто пойдёт гулять?» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.
Вспомните про песню акына: что вижу, то пою. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг.
«Надеваю носок на твою ножку»
Помните о паузах. После того как вы что-то скажете или зададите вопрос, помолчите. Всего 5-10 секунд, поначалу непривычные вам, дадут ребёнку достаточно времени понять, что сказать или сделать.
Пауза даёт важную подсказку, что теперь его очередь что-то говорить.
Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему. Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.
Пополняйте словарный запас в беседах
Лучше всего словарный запас и умение поддерживать диалог развиваются в бытовых беседах:
«У тебя в руках…», «У меня в руках…», «Я вижу, как ты заметаешь в совочек…»
Проводите уроки в игровом формате
Чтобы помочь учить новые слова, мы можем собрать словарные коробки. В одной коробочке должны находиться только те предметы, которые относятся к одной теме: кухонная утварь, животные, музыкальные инструменты, фрукты и ягоды.
Как проводить урок:
На этом видео рассказываем, какие материалы для развития речи используются в саду Монтессори. Некоторые из них можно сделать своими руками и применять дома.
Используйте одни и те же слова
Ребёнок мыслит максимально конкретно. Мы понимаем, что книга и книжка — это разные слова, но обозначают один предмет, а он — нет. Поэтому важно называть одни и те же предметы каждый раз одинаково. И тем более не употреблять синонимы — до 1,5 лет дети особенно к этому чувствительны.
Ботинки — это всегда ботинки, а не ботики или обувка.
Используйте одни и те же слова, когда разговариваете с ребёнком об одних и тех же вещах и делах. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.
Не упрощайте и не сюсюкайте
Ребёнку мешает научиться говорить сюсюканье или использование в родительской речи упрощённых и изменённых слов. Не следует ругать малыша, если он выразился, как смог. Но стоит следить за тем, как говорим мы.
Сюсюкать — это учить тому языку, который не используем сами.
Часто повторение непонятного набора звуков помогает самому взрослому догадаться, что за слово малыш пытался сказать. Например, мама переспрашивает ребёнка его же словами «Падём баконама?», параллельно пытаясь понять, что бы это значило, и после озарения произносит: «Аа.. ты предлагаешь пойти на балкон!». Повторяя, вы либо поняли ребёнка, либо показали, что прилагаете усилия, чтобы понять, хотя и не поняли. Ваша заинтересованность вдохновляет говорить ещё или пробовать объяснить вам свою мысль иначе.
Но! Вы категорически не делаете эти словечки заменой существительным и глаголам. Не называете и не принимаете от ребёнка в качестве слова «кошка» слово «мяу». Вы говорите что-нибудь вроде «да, кошка говорит “мяу”».
Вы продолжаете использовать общепринятые словоформы, не перенимая детские варианты выговорить те же слова. Вы его, может быть, понимаете, но сами — остаётесь образцом правильной речи.
Уберите лишнее из речи
Другая крайность — излишне усложнять взрослую речь витиеватыми оборотами или засорять словами-паразитами. Обращённая на ребёнка речь должна состоять из простых слов — тех, что понадобятся ему в первую очередь. И чем он младше, тем короче предложения.
Чувствуешь, чудесно пахнет в этом лесу хвойными иголками? → Смотри, хвойные иголки. Хочешь понюхать?
Какое необычное вкусовое сочетание у нас получилось в этом салате! → Как вкусно! Мы положили в салат апельсин, клубнику и …
Зарядка для языка и развитие мелкой моторики речевого аппарата
Есть речевые проблемы, когда артикуляционная гимнастика творит чудеса. И если запоздать, то на исправление дефектов понадобится больше времени. Но назначать упражнения должен специалист. А вот позаниматься мелкой моторикой речевого аппарата и зарядкой для языка — точно не помешает.
Спонтанно показывайте ребёнку на своём примере, а он повторит:
Логопедические стихи для детей
С логопедическими стихами та же ситуация, что с артикуляционной гимнастикой — лучше не назначать их самим без специалиста. Логопед подбирает стихи на освоение звуков, учитывая их сочетание с другими звуками. Если мы в стих просто напихиваем побольше шипящих или звука «р», то может получиться смесь из слов разной степени сложности. Пытаясь выговорить нужный звук в сложном слове, ребёнок может начать его заменять или искажать.
До 2-3 лет будет полезнее больше внимания обращать не на чистоту выговаривания звуков, а на то, как ребёнок осваивает речь — какой по объёму, а не составу у него репертуар звуков и как проявляется коммуникация со взрослым.
Постоянное чтение и пение
Читайте с детьми как можно раньше, но начинайте с того, что доступно ребёнку. Позволяйте самому рассматривать картинки в хаотичном порядке.
Устройте удобный уголок для чтения с подходящими для возраста книгами
Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.
В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:
Не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто. Но при выборе поэзии для малышей, оценивайте, как звучит текст с точки зрения человека, ещё очень мало знающего в языке.
Не забывайте, что потешка сопровождает действия, а не действия — потешку. Если уже надевшему варежку малышу придётся ждать, пока вы закончите произносить чудесный пассаж о варежке, он потеряет интерес к одеванию.
Пение меньше похоже на говорение, чем может показаться. Вроде поём ту же речь, но за процесс отвечают совсем другие отделы мозга. Тем не менее для общего развития это полезно — музыка и пение предоставляют замечательную возможность для эмоциональных проявлений, которые дети не могут воплотить в слова.
Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете. Пойте в мажоре и миноре, сопровождайте пение жестами и движениями.
Раздайте детям большие разноцветные куски яркой нейлоновой ткани, чтобы дети могли размахивать ими и создавать собственные танцы под медленную, романтическую музыку.
Выводы о том, как научить ребёнка разговаривать
Благодарим за помощь в подготовке статьи психологов и Монтессори-педагогов Анастасию Кузнецову и Анну Федосову
Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой, Анны Ефремовой, Анастасии Зотовой, Марии Лучаниновой
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов