Как учить ребенка каллиграфии
Как научить ребенка красиво писать цифры и буквы, спосбы улучшить почерк
Этим вопросом задается чуть ли не каждая мама: «Как научить ребенка красиво писать?». Ведь казалось бы, что здесь трудного, выводишь себе буквы и всё! Но не для малыша, который еще не сталкивался с этим, тем более если ребенок-левша. А так хочется, чтобы ребёнок быстро и аккуратно писал. Справиться с этим помогут несложные советы.
Пять шагов на пути к красивому почерку
Существует пять важный моментов, которые необходимо учесть, прежде чем ребенок начнет выводить первые буковки.
Родители должны знать, что первокласснику довольно трудно овладеть красивым и грамотным письмом, если у него не развита мелкая моторика. Держать ручку сложно, при письме его руки быстро устают, а почерк становится только хуже. Поэтому очень важно тренировать пальцы рук и кисти.
Особые трудности испытывают учащиеся, которые пошли в школу с 6 лет. Вся работа должна проводиться систематически. Для развития моторики необходимо, чтобы руки были в движении, чем чаще, тем лучше. Такие занятия результативней начинать, когда ребенок ходит в садик.
Массаж — проводит мама или бабушка, при массаже рук можно рассказывать историю или изучать стихи.
Рисование — в помощь пойдут специальные пальчиковые краски. Так же подойдет обычный песок, если вы играете на улице, или манная крупа — если вы находитесь дома. Возьмите поднос и насыпьте на него немного манки, чтобы она полностью закрывала дно. Теперь пальчиками можно выводить разные фигуры по рассыпанной манке.
Разрывание на куски. Все дети любят ломать и крушить, а если разрывать бумагу, то это еще принесет и пользу. К тому же можно делать рваные аппликации.
Бисер рассыпался. Собирать бисер или мелкие бусинки и раскладывать его по цветам, баночкам или коробочкам. Ребенок запоминает цвета, у него развиваются тактильные ощущения.
Лепка из пластилина или теста для лепки — это занятие очень любят дети, а лепить что-то вместе с мамой еще приятней.
Рисование и раскрашивание. Детям важно использовать цветные карандаши, а не фломастеры, так как на них нужно нажимать, правильно держать, прикладывать усилия, чтобы закрасить какую-то фигуру. В будущем пользоваться ручкой станет проще.
Для первоклассника важно правильно выбрать место для письма. Ребенок должен ровно сидеть и уметь верно расположить тетрадь.
При выборе парты и стула следует обратить внимание на такие моменты:
При выборе стула стоит присмотреться к спинке, которая должна быть твердой. Так же важна высота, ноги не должны быть на весу. Хорошо иметь небольшую подставку под ножки ребенка.
Первый класс – первая ступень к взрослению, но дети есть дети, и им хочется иметь что-то красивое, яркое. Это же касается и ручек. Но не всегда красивое – это удобно.
При выборе неудобной ручки дети из-за усталости совершают много ошибок, к тому же желание снова сесть за письмо с каждым разом будет таять и может сойти на нет. Если же грамотно подойти к этому вопросу, то некрасивый почерк может стать каллиграфическим.
Форма ручки должна быть трехгранной, чтобы она удобно ложилась в руку. Толщина средняя. Сначала многие начинают писать карандашом, затем переходят на ручки.
Нужно знать о том, что в шариковых ручках шарик пир письме движется слишком быстро, дети просто не успевают вывести нужный элемент. Почерк из-за этого страдает. Кто-то выбирает писать пером, кто-то — гелевыми ручками.
При первом знакомстве с ручкой детей следует обучить правильному захвату и выработать навык правильно держать данный инструмент.
При написании задействуются три пальца. Большой и указательный пальцы фиксируют ручку, а лежит предмет на указательном.
В основу тетради входит основная линия, верхняя и нижняя дополнительные. При отсутствии верхней линии дети не дописывают буквы, или же выходят на другие линии.
Разлиновка должна быть серого цвета и четко видна. Первоначальные прописи для детей выпускаются именно с дополнительными линиями. Причем разлиновка может быть какой угодно, выбор может сделать мама или папа самостоятельно, присмотревшись к ребенку, удобно ли ему. Но в школе дети пишут в тех прописях, которые рекомендует учитель.
Самые первые прописи для дошкольников
Можно ли научить ребёнка красивому почерку?
ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 08.08.2019 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 02.12.2015 24 комментария Многие родители хотят, чтобы у их детей был красивый ровный почерк. Это понятно – ведь плохой почерк приводит к более низким оценкам в школе и просто затрудняет обучение. Но как научить ребёнка красивому почерку? Методика Ольги Лысенко приводит к результату всего за 20 занятий. Чем же объясняются быстрые результаты её учеников? Читать далее →
Многие родители хотят, чтобы у их детей был красивый ровный почерк. Это понятно – ведь плохой почерк приводит к более низким оценкам в школе и просто затрудняет обучение: из-за неправильного написания снижается скорость письма, дети не успевают записывать за учителем в классе, часами сидят над домашним заданием и испытывают отвращение к своим тетрадкам.
Но как научить ребёнка красивому почерку?
В прошлой статье я рассказывала об Ольге Васильевне Лысенко, учителе с большим стажем, авторе методик интенсивного обучения детей. Одна из её методик направлена на постановку правильного красивого почерка у детей, и она приводит к результату всего за 20 занятий.
Возьму на себя смелость изложить простым языком две главных причины, которыми, по моему мнению, объясняются быстрые результаты учеников Ольги Васильевны.
Успех учителя зависит от двух вещей – правильной теории и правильной практики.
Многие думают, что достаточно хорошо объяснить, главное – понять, но это понимание не дает результата без практики. Нужно хорошо потренировать, да еще так, чтобы у ребенка было желание продолжать тренировки в дальнейшем. Для Ольги важно не просто умение, важно, чтобы ученик выходил победителем, причем неоднократно, на каждом этапе обучения. В основе методики лежит принцип завершенности – доведения каждого действия до успешного финала.
Чтобы ребёнок быстро понял, как надо писать элемент или букву, в листы прописи включены чёткие речевые формулы, которые проговаривает преподаватель и ребёнок во время написания каждого элемента или буквы. Как с ними работать – смотрите в видео. Благодаря этому ребёнок быстро понимает, как надо писать правильно.
Дальше это знание надо отработать. Этот процесс в курсе каллиграфии основан на принципе работы тренера – повторе упражнения с каждым элементом или буквой до состояния легкости, до полной победы. Сначала подготовительные упражнения, написание в широкой строке, потом в узкой, и лист тренировок. Переходить к следующему элементу без освоения предыдущего нельзя. В результате такого подхода время и усилия учеников используются рационально и результат достигается в короткие сроки.
Красивый почерк за 20 уроков
Предлагаю вам посмотреть 10-минутный отрывок из курса – он позволит лучше понять, как на практике происходит обучение:
Если вы думаете о том, чтобы открыть направление «Каллиграфия» в своём детском центре или хотите скорректировать почерк своего ребёнка в домашних условиях, курс Ольги Лысенко «Красивый почерк за 20 уроков» поможет это сделать.
Об авторе: Зарина Ивантер
Учредитель детских центров «Лас-Мамас» и «Классики», автор книг «Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным», «Успешный детский клуб. План развития на 12 месяцев», «Ежедневника счастливой мамы». Подробнее о Зарине →
Reader Interactions
Обсуждение
Спасибо за подсказку! Этот курс, действительно открытие! Но вот, вопрос, если я его куплю, а завтра купят его соседние клубы, у меня за углом, у меня уже не будет эксклюзива(( Не гарантируете ли вы принцип территории, когда больше трех, например, программ, не продаете в один регион?
Зарина Ивантер говорит
Здравствуйте, Алена. К сожалению, при продаже отдельных курсов у нас нет возможности соблюдать принцип территориальной эксклюзивности.
Наталья Дальний Восток говорит
Мне кажется, что коль невозможно избежать ситуации, что соседний клуб может купить тоже этот курс, надо прилагать усилия по продвижению именно клуба с его уникальной средой, компетентными и душевными педагогами, внимательными администраторами, с грамотным и креативным руководителем!
Наталья Громова говорит
Я давно хотела открыть курс каллиграфии в своем центре, т.к. у сына почерк просто ужасный. Искала долго и много, нашла, что курсы каллиграфии есть в Омске. Позвонила туда, предложила купить у них курс, съездить к ним на обучение, на что мне ответили — приезжайте с сыном на каникулах, живите здесь в гостинице, учитесь писать и всё! Курс мы не продаем, обучение не проводим. До свидания! И проходит буквально полгода и тут — Зарина! Я купила курс на следующий день, после прочтения письма.
Буду это направление раскручивать, но мне не хватает рекламной базы для рекламы. Т.е. просто тех слов, которые надо грамотно написать на сайте, в буклетах.
Буду очень признательна, если подскажете как «вкусно» это продать!
В успехе курса не сомневаюсь, для начала собираюсь обучить двух преподавателей, плюс мой дефектолог в абсолютном восторге, говорит, что тоже обучится и будет учить детей каллиграфии индивидуально. (Видимо ночью, с её то занятостью))))
Очень жду 4 декабря, когда появится возможность все полностью посмотреть.
Спасибо вам, Зарина!
+P.S. Жду еще, что после каллиграфии вы поделитесь информацией о скорочтении и обучении таблицы умножения! Очень уж хочется занять «Мертвое» время в центре и плюс каникулы!
Наталья Дальний Восток говорит
Тоже очень жду скорочтение и таблицу умножения! И еще другие краткосрочные курсы, как например у Николая Ягодкина из Питера!
Марина Филатова говорит
Здравствуйте, мне бы хотелось узнать будет ли доступен этот курс в продаже в ближайшие 4-5 месяцев. Я еще не открыла свое дело, строю помещение и денег пока нет.Хочу открыться в сентябре 2016 г. А курс мне очень понравился.
Здравствуйте, Виктория!
Перед началом занятий дети проходят диагностику, на которой проверяются два аспекта: развитие мелкой моторики и пространственные представления (с.14 Предварительные требования к курсу «Каллиграфия» методического пособия для учителя). Добавлять детей в ушедшую вперед группу нельзя, как и сесть в улетевший самолет. Пройдите пропущенные занятия в индивидуальном порядке дополнительно, а затем посадите ребенка на изучение текущей темы. В Казахстане стоимость одного занятия по каллиграфии 400-450 рублей.
Здравствуйте, Виктория!
Прописи предоставляются только в электронном варианте — для скачивания и печати самим клиентом.
Зарина, скажите, пожалуйста, адаптирован ли этот курс под левшей? Или тут тоже «переучивание» идет?
Здравствуйте, Алена!
Я работаю с Ольгой Лысенко и постараюсь ответить на ваш вопрос.
Переучивать левшей нельзя. Прописи адаптированы под леворуких детей, все буквы показаны два раза: вначале и в конце строки, чтобы ребенку был хорошо виден образец написания. Чтобы добиться наклонного письма, разверните тетрадь в другую сторону, как это показано в видеоуроках.
Добрый день, коллеги) Сегодня запустила рекламу «красивого почерка» для 1-4 классов. Очень живо стали интересоваться и записываться. Также спрашивают для 5 и 9 класса, только нам помещение не позволяет((( Смело запускайте! И пишите здесь об эффекте) Также хочу приобрести и другие курсы Ольги Лысенко. Жду с нетерпением, запускайте скорее!
Наталья Громова говорит
Светлана, поделитесь, пожалуйста где и как рекламируете. Я вот сделала огромный плакат, который повесила в холле центра. В то время, как у нас были ёлки для школьников, родители, учителя посмотрели, некоторые записались на собрание, некоторые уже сразу на занятия. Но надо набирать группы с учетом возраста, способностей детей. Т.е. их надо намного больше. Тоже вот думаю, как и где рекламировать. Спасибо заранее.
Наталья, в своей группе в контакте сделала пост. И за доп. плату (всего 200 руб.) Репост моей новости сделали в популярную городскую группу, где больше 20000 подписчиков. Это группа информационно-новостной программы, там и молодёжь, и люди постарше. За сегодня набрали уже 12 человек, будем делать 2 группы 1-4 класс. Также есть желающие на 5,8,9 классы, взрослые и даже индивидуальные занятия спрашивали. Вот думаем, а не взять ли нам в аренду кабинет для старших детей?)
Наталья Громова говорит
Спасибо, Светлана. У нас тоже есть подобная группа в контакте. Я уже узнала расценки. Сегодня уже дам там объявление, посмотрим, что получится. У нас еще есть городская газета, которую народ активно покупает и объявления там хорошо работают. После праздников размещусь там. А старших детей обязательно надо брать! У меня в центре послеобеденное время не занято, это с 12.00 и до 17.00. Пустует два кабинета. Поэтому мы точно найдем где разместить! Осталось набрать группы))))
Здравствуйте!
Подходит ли данный курс для казахского языка?
Алия, я работаю с Ольгой Васильевной Лысенко, и мы планируем полностью перевести курс на казахский язык. Если ваш педагог самостоятельно будет переводить речевые формулы для детей, то прописи вполне подходят для казахского языка. Нужно только дополнительно прописать несколько букв, которых нет в русском языке.
Я у себя в центре вполне успешно использую существующие прописи в подготовительных группах, так как дети этого возраста самостоятельно не читают и все задания выполняют с помощью учителя.
Спасибо за ответ, Асем. Если не секрет скажите, пожалуйста, какую оплату вы ставите за данный курс в вашем центре?
Алия, у нас курс каллиграфии в группе стоит 30000 тенге, индивидуально 40000 тенге.
Наталья Громова говорит
Асем, у меня вопрос по поводу буквы Ы. В прописях есть лишь один вариант написания буквы Ы, но у нас сейчас так почти не учат писать эту букву.
Вот у буквы О, написано сразу два варианта соединения, и учитель сам выбирает кому какой вариант предлагать, в зависимости от школьной программы у ребенка.
В видео есть вариант написания буквы ы и по-другому. А можно ли в прописи добавить дополнительную страничку с другим вариантом буквы ы?
Наталья, здравствуйте!
Вашу просьбу приняли во внимание. Обязательно добавим в прописи дополнительные листы с отработкой второго варианта написания буквы «ы».
Добрый день. Подскажите, пожалуйста. А можно ли приобрести только прописи для своего ребенка? У нас в городе нет таких курсов. А почерк просто «беда» (((
Каллиграфический почерк — залог грамотного письма
Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Если почерк будет неаккуратным, то учитель не сможет разобрать какая буква написана учащимся, следовательно, успеваемость школьника снизится.
Существует множество методик для овладения навыка каллиграфического письма, которые следует применять еще задолго до похода в первый класс.
Понятие каллиграфии
Понятие «каллиграфия» известно еще с Древней Греции. В переводе с греческого – красивый почерк и обозначает раздел в прикладной графике. Также каллиграфия является учебной дисциплиной и является искусством красивой и быстрой письменности.
Умение эстетически оформить рукописный текст ценится до сих пор, несмотря на изобретение книгопечатания и век компьютерных технологий.
Каллиграфия неразрывно связана с папирусом, пергаментом, бумагой и шелком. А инструментами письменности являются:
Сейчас каллиграфия больше является областью изобразительного искусства, чем исходным способом оформления письма и является основой для создания шрифтов.
Причины плохого почерка у детей
Проблемы в качестве написания букв можно обнаружить у детей в первом-втором классе. У них снижается успеваемость, аккуратность письма страдает. В основе этого есть ряд причин:
Когда ребенок пишет некрасиво и неотчетливо, то у ребенка появляются не только плохие оценки и отставание в записывании материала за учителем, но и самооценка школьника снижается. Значение каллиграфического навыка в постановке красивого почерка
Исследователи и педагоги отводят важное значение наличию и развитости каллиграфического навыка у школьников 1-4 классов. Это является основой для последующего обучения в средней и старшей школе.
Для эффективного формирования навыка каллиграфии педагогами разрабатываются и апробируются новые методики.
Влияние каллиграфии на формирование грамотности
Существует взаимосвязь графического написания и грамотного письма, что имеет важное значение для учащихся начальной школы. Для того чтобы написать букву и правильно соединить ее с другими, учащийся сперва должен решить орфографическую задачу – выбрать букву.
От скорости, потраченной на решение данной задачи, зависит уровень внимания и сосредоточенности для четкого и правильного начертания любого знака письма, соединения между ними, ведь от этого зависит ритмичность и связность письма.
Если навык письма будет доведен до автоматизма, то орфографические способности возникают и устанавливаются просто и быстро.
Наиболее встречаемые ошибки в графике письма:
Данные ошибки указывают, что у ребенка не сформирована четкость и устойчивость почерка. Поэтому родителям и учителю следует обратить внимание на это и давать необходимые упражнения по коррекции графики письма, иначе это войдет в привычку.
Когда педагог приучает к аккуратности и четкости письма, при этом заботится, чтобы их почерк стал устойчивым, он воспитывает в них добросовестность, старательность, прилежность, усидчивость.
Это оказывает влияние не только на письмо, но и прививает уважение к труду, к людям, что благоприятно воздействует на эстетическое развитие ребенка.
Если у школьника будут проблемы с каллиграфией, то неразборчивость письма оказывает негативное воздействие на усвоение материала по русскому языку, в частности раздела орфография.
Учитель при проверке работы сталкивается с трудностью идентификации буквы. Стоит отметить, что человек, пишущий небрежно, отождествляется с неграмотностью и небрежностью ко всему.
Естественно, без компьютеризации обучения здесь не обошлось, ведь печатая на клавиатуре, дети теряют навыки каллиграфии.
Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?
Ребенка нужно учить правильному захвату пишущих предметов еще до начала учебы в школе, чтобы рука не уставала при длительном письме.
А для того, чтобы буквы на письме были одинаковой высоты без нарушений пропорций и не выходили за пределы строк и полей, нужно давать малышу рисовать, объясняя, что предметы бывают разных размеров.
Правильный захват ручки или карандаша:
Для верного расположения указательного пальца на ручке нужно поставить точку, отступив от нижнего края 1,5 см, другой край пишущего предмета нужно направить на плечо.
Для пишущего инструмента также есть свои требования. Длина должна быть 15 см, диаметр – менее 7 мм, круглой или треугольной формы, синий или фиолетовый стержень.
Дополнительно в канцелярском магазине можно приобрести специальный тренажер, который одевается на предмет письма и приучает к правильному захвату.
Также следует хорошо развивать мелкую моторику пальцев, что поможет ребенку лучше понять и быстрее научится верно держать ручку, с помощью специальных упражнений и занятий: завязывать шнурки, вырезать ножницами, делать гимнастику пальцев и аппликации, лепить из пластилина, перебирать крупы и другие мелкие предметы, собирать конструктор, рисовать пальцами на крупе (песке).
Ежедневные регулярные занятия помогут развить мелкую моторику, и ребенок научится держать ручку или карандаш правильно.
Технология постановки каллиграфического почерка
Прежде, чем дать ребенку карандаш или ручку, необходимо его научить пользоваться кисточкой и краской, одновременно он учится правильному захвату.
В два года малыша можно смело знакомить с карандашом. Именно в этом возрасте у детей проявляется активный интерес к нему. Перед ребенком необходимо положить небольшой листок бумаги и мягкий карандаш. Сперва необходимо продемонстрировать, как его необходимо держать, и как он оставляет следы на бумаге.
Повторяя движения родителей (воспитателя) малыш автоматически запоминает нужные движения и начинает сам водить по бумаге. Сперва это будут просто каракули, затем нужно учить его рисовать прямые линии, проводя его рукой по листе бумаги.
Обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него стала получаться прямая.
Далее следует рисовать с ребенком волнистые линии, при этом движения необходимо объяснять. Можно попутно рассказывать, что изображаем море, а над ним летают чайки (в форме галочек). После показать, как нарисовать круг, сказать, что он похож на букву «О».
Для ребенка нарисовать красивый овал очень сложно, поэтому он будет долго тренироваться рисовать свою первую букву. Эту фигуру дети очень любят и понимают ее значение почти сразу же.
Затем следует учить рисовать внутри большого «О» маленькое. Рисование этих фигур будет доставлять малышу истинное удовольствие.
Когда ребенок научится рисовать короткие прямые палочки, следует переходить к другим буквам, состоящим из кружочков, овалов и палочек: «А», «Б», «В», «Р» и др. Их нужно произносить четко и часто, когда показывает их взрослый или малыш.
После нужно показать ребенку, как рисовать квадрат, треугольник и пр. Если эти графические знаки он мог видеть с первых дней жизни, то изображение их на бумаге для него не составит большого труда.
Затем можно перейти к букве «Г», «Т» и «П». После известные буквы комбинируются в слоги («ПА», «ГА» и т.д.). Буква «М» для ребенка очень сложная, поэтому ее изучение следует отложить.
Готовя ребенка к школе или для коррекции почерка в начальных классах следует приобрести специальные прописи и ежедневно выполнять предложенные задания.
Начинается отработка написания проблемных символов или их элементов, после постепенно усложняется (слоги, слова, предложения).
Обучение каллиграфии – это длительный процесс. Также не стоит забывать хвалить ребенка за определенные успехи и старания, которые он уже достиг.
Занятия по прописям следует чередовать, делая упражнения на развитие мелкой моторики. Это позволяет укрепить мышцы, участвующие во время письма. Между занятиями нужно делать перерыв не больше 15 минут.
Методика верного и красивого письма заключается в:
При обучении каллиграфии нужно обязательно демонстрировать и объяснять, как правильно пишется буква, как следует соединять знаки письма между собой. Дети, записывая буквы в тетрадь, подражают, повторяют и сравнивают с образцом.
На обведении букв по точкам не нужно долго останавливаться, иначе ребенок не в полной мере осознает процесс написания, не видит ее форму, не всегда обводит ее в нужном направлении и это входит в привычку.
Дополнительно можно давать упражнения на развития воображения, писать буквы в воздухе по образцу и по памяти. Ребенок тренирует зрительное восприятие, память и двигательные навыки.
Когда дети уже достаточно усвоили графический навык, следует вводить в обучение правила, которые ребенок должен выучить и применять их каждый раз, когда пишет разные знаки письма. При этом правила должны быть краткими, в малом количестве и вводить их постепенно.
Важный метод обучения каллиграфии – написание под заданный ритм или счет. Это позволяет выработать плавность и ритмичность письма.
Данный прием очень интересен для детей, но его следует применять не так часто, иначе работа станет монотонной.
Учитель также может использовать такие приемы: самопроверка или взаимопроверка (сравнение образца с неверно написанным и объяснения в чем именно ошибка).
Стоит отметить, при обучении и корректировке письма нужно следить за правильной посадкой и гигиеническими правилами.