Как учить псалмы наизусть
Вооружайтесь!
Обновление жизни не придет от бюджета или законодательной деятельности. Потому что ум помрачен. Обновление придет от «обновления ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Потом, если ум обновится, будет правильно спланированный бюджет и нормальные законы, существующие не только в письменном варианте. Для обновления ума нужна молитва, а для молитвы – Псалтирь.
Эта книга особая. Ею Христос разговаривал.
Например, в Евангелии Иоанна Христос спрашивает упрекавших Его в родстве с Отцом иудеев:
«Не написано ли в законе вашем: “Я сказал: вы боги”. Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Ин. 10: 34–35).
А где сказано: вы боги? Сказано в псалме 81-м. Там Господь стоит в сонме «богов» (и есть достоверное мнение, что это судьи, реально, как маленькие боги, управляющие жизнью миллионов). В этом сонме Он приказывает защищать бедняка, сироту и нищего. Этот псалом стоит вывесить в судебных залах так, как вывешивают клятву врача в медицинских вузах.
Значит, надо выучить этот, 81-й псалом. И не только его.
Вот Христос входит в Иерусалим, и весь город «пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21: 10). А малые дети вопят: «Осанна сыну Давидову!» И раввины требуют, чтобы Иисус запретил им. Но Он говорит:
«Разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”?» (Мф. 21: 16).
Опять вопрос: где они должны были это прочитать? Да опять же – в псалмах. Вот 8-й псалом говорит об этом, и Христос именно этот псалом цитирует.
Значит, нам нужно вчитаться в 8-й псалом (после 81-го) и, вполне возможно, выучить его наизусть.
Это, конечно, далеко не всё.
В храме Господь спрашивает фарисеев:
«Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему?
И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф. 22: 42–46).
Здесь речь о чем? О том, что были псалмы, явно признанные за мессианские, то есть говорящие о Мессии. Один из таких псалмов – 109-й. Там появляются какие-то «два Господа», хотя в «Шма, Исраэль» ясно говорится: «Господь Бог твой – Господь един». А там: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Явно говорится об Отце и Сыне, Которые в равном достоинстве. Еще говорится о том, что Христос «рожден из чрева прежде денницы», то есть прежде начальных тварей. И рожден из существа, а не сотворен, как мы и поем в Символе веры. Еще упоминается таинственный Мелхиседек, вышедший, в прообраз Евхаристии, с хлебом и вином, чтобы благословить Авраама. Об этом потом Павел к евреям подробно рассуждает.
Таинственный, божественный, возвышенный псалом, и весьма краткий – семь стихов. Разве трудно и его выучить? И разве можно придумать отговорку, чтобы не делать этого?
Вот вам, боголюбцы, работа на текущую неделю: 8-й, 81-й и 109-й на память. К сему добавьте, что Шестопсалмие – это избранные псалмы, в которых Сын воплощенный с Отцом разговаривает. И это надо уж совсем без изъятия, всем подряд наизусть знать.
Даже на Кресте Христос от Себя почти и не говорил. Продолжал исполнять написанное и предсказанное. Вплоть до жуткого вопля: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?!» (Мф. 27: 46). А ведь это тоже псалмы. В 21-м псалме Давид описывает страдание Богочеловека, словно был его зрителем. Упоминает о пронзении рук и ног, о метании жребия об одежде под Крестом… И начинается псалом – 21-й – как раз теми самыми страшными словами: «Боже мой! Боже мой! Внемли Мне, для чего Ты оставил меня?»
Если ваша любовь одолеет и этот псалом выучить на память, то мир на вас и на Израиле Божием. Со временем, зерно к зерну, ум ваш будет «великий купец», носящий внутри себя золотые слова бессмертных Писаний. Именно это и требуется от народа Божия: не в книжках только, вне себя, но в памяти и внутри себя носить Божии слова.
Именно это и требуется от народа Божия: в памяти и внутри себя носить Божии слова
Тогда ближе будет к смирению и праведности человек. А если умаляется и пренебрегается христианство, если исчезает не только святость и праведность, но даже элементарная порядочность, то потому именно, что пренебрегли люди словами Живущего во веки. И сказано:
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4: 6).
47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки
Спрашиваете о молитвенном правиле. Да, надобно иметь молитвенное правило немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать хода, а с другой – ревность держать в своей мере. Самые великие молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они начинали молитву с установленных молитв и потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою. Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем остались бы мы без молитвы.
Однако ж не надо много набирать молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия молитвенного.
Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.
Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте молитвенник с вами, много значит.
Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство – от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день.
И днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не раз уже говорено, память о Боге, а для нее – краткословная молитва. Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их за делом или между делом, иногда вместо коротенькой молитовки, с размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в Устав еще святым Пахомием и святым Антонием.
Проведши так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны, и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божии, отходите ко сну с краткой молитвой на устах, и засыпайте с нею или с прочитыванием какого-либо псалма.
Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с «Помилуй мя, Боже. » ( Пс. 50 ), далее «Благослови, душе моя, Господа. » ( Пс. 102 ) и «Хвали, душе моя, Господа. » ( Пс. 145 ) – антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко Святому Причастию: «Господь пасет мя. » ( Пс. 22 ), «Господня земля, и исполнение ея. » ( Пс. 23 ), «Веровах, темже возглаголах. » ( Пс. 115 ); псалом первый повечерия «Боже, в помощь мою вонми. » ( Пс. 69 ). Псалмы часов. и подобные. Читайте Псалтирь – и выбирайте.
Заучив все сие, вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет какая смутительная мысль, спешите или с краткой молитвой к Господу припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: «Боже, в помощь мою вонми. » ( Пс. 69 ) – и все облако смущения тотчас развеется.
Вот вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же – умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.
Пришло мне на мысль сказать вам еще и вот что! Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькой молитовкой и со своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: «Господи, помилуй!» или другую какую молитву, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе.
Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькой молитвой, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так. Скажут: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного (или грешную)» – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз – и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут – поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того, чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.
Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых кельях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю вам четочки. Поступите вот как. Заметьте, сколько у вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам, и смотрите, сколько раз вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого вами обычно на молитву. Это число пусть и будет мерой вашего правила. Это вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.
Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.
И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови вас, Господи!
Как эффективно запомнить Псалмы Давидовы
Умный способ сэкономить энергию, трудозатраты и время ваших усилий, чтобы выучит псалмы Пророка и царя Давида
Попробуйте следующий «рецепт»:
Шаг 1
Прочтите интересующий вас псалом в простом ритме, чтобы лучше понять его смысл. Возьмите лист бумаги, карандаш или ручку и запишите краткое изложение конкретного псалма. Когда вы закончите, попробуйте перессказать содержание самому себе или кому-то своими словами.
Шаг 2
Прочитав главу (псалом) Псалтиря, которую вы выбрали, постарайтесь дать ей название, относящееся к её теме.
Шаг 3
Когда вы закончите с предыдущими шагами, напишите название избранной вами темы ещё раз, но другими словами. Если вы снова можете применить ту же технику, повторяйте до тех пор, пока не получите тот же краткое изложение.
Шаг 4
Затем выберите одно из кратких изложений псалма, которые вы написали ранее, то, которое вы лучше запомнили и разбейте его на последовательные фразы. Запишите каждую фразу отдельно и сжато, умещая смысл в более короткое предложение.
Шаг 5
Поиск ключевых слов: поиск слов из определенной главы Псалтиря, которые лучше запоминаются. Перепишите весь псалом, после чего подчеркните, обведите кружком или выделите так, как вы предпочитаете ключевые слова. Это нужно, так как имеется взаимосвязь между ключевыми словами и остальным содержанием главы. Другими словами, вы создаете свой собственный набор ключевых слов, которые воспроизводят остальную часть псалма, что экономит вам много времени. Ваш мозг автоматически связывает ключевые слова с остальным текстом.
Шаг 6
Вернитесь к псалму, который вы хотите запомнить и скопируйте его слово в слово, сделав это с дополнением: первое предложение или первые слова должны быть написаны заглавными буквами, потому что, делая это, вы уделяете больше внимания первой части псалма. Таким образом вы создаете указатель в своем уме, благодаря которому вы сможете вспомнить конкретный псалом, который вы захотите воспроизвести, запоминая только первое предложение или даже первые слова главы. Если вы это сделаете, ваш ум автоматически запомнит остальную часть главы.
Шаг 8
Поскольку вы выполнили вышеприведенные шаги, потратьте некоторое время на каждую строфу, чтобы запомнить её, прочитав и произнеся её просебя, делайте маленькие перерывы между строфами.
Шаг 10
Повторите процедуру от начала до конца, изменив средство записи с бумаги на цифровой прибор.
5 простых подсказок, как пользоваться Псалтирью.
1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы Псалтирь – книга Ветхого Завета, на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.
2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.
3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом Чего может не быть в купленной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.
4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:
5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).
В начале : “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) В середине: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.
Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов. Например, Пс.117 стих 10-11: Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)
Псалмы на всякую потребу
Хвалебно-благодарственные псалмы
К ним принадлежат те псалмы, в которых выражается благоговение пред Богом, как Творцом и Промыслителем вселенной, благодарение за различные Его дары, ниспосланные еврейскому народу или псалмопевцу. Сюда относят все псалмы с надписанием «песнь», «аллилуия», «хвала» и «во исповедание». Таких псалмов насчитывается 55:
Молитвенные псалмы
Молитвенными псалмами называются те, в которых писатели их обращаются к Богу с каким-либо прошением, или с воплями о помощи и заступлении, или с выражением глубокой печали о развращении мира, или с негодованием на нечестивцев и мольбою о наказании их и т. п. Внешним отличием служат молитвенные воззвания: Господи, помилуй, Господи, спаси, вонми, услыши и другие. Сюда принадлежат:
Учительные псалмы
Учительными псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни автора или жизни народа. К ним принадлежат все псалмы с надписью «учение». Учительные псалмы следующие:
Мессианские псалмы
Мессианскими псалмами называются те, в которых содержится пророчество о временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Эти псалмы не выделяются в самостоятельную группу: черты мессианские находятся в псалмах всех групп. Мессианскими считаются следующие 23 псалма:
Мессианские псалмы по способу изображения будущих времен делятся на два разряда – на пророческие и преобразовательные.
В различных обстоятельствах
Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год.
Псалмы, выражающие чувствования верующего
Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год.
Псалмы, выражающие главную мысль
В каждом псалме можно выделить главную мысль. По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:
Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год