Как учить каллиграфии левшу
Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму»
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.
Главное — это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться найти и преимущества его леворукости. Воспринимайте ребенка таким, каков он есть и тогда леворукость не станет проблемой.
Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Проблемы со здоровьем, сопровождающие переучивание левшей.
1. Серьезные заболевания — заикание, неврастения и потеря уверенности в себе.
2. При переучивании левшей часто возникает писчий спазм — это расстройство функции письма при сохранении всех остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки. Развивающаяся судорога болезненна и приводит к неестественной позе руки, при которой дальнейшее письмо становится невозможным.
3. Неврозы,возникающие в последствии переучивания левшей: симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках. С особым трудом даются письменные задания. Таких детей беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами;
невроз навязчивых состояний, как правило проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Родители требуют выполнять все действия правой рукой, дети обычно слушаются, но им это плохо удается, тогда появляется тревожное ожидание неудач, а в дальнейшем навязчивые мысли о своей неполноценности;
невротический энурез (недержание мочи). Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания, снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточится;
невротическое заикание. Оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Особенно заметно заикание в школе, в домашней обстановке оно обычно слабеет;
невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом). Ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. Тики закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает
известны случаи истерических неврозов, возникающих у маленьких левшей в результате насильственного переучивания.Истерический невроз может протекать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота,возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзнич, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.
4.К основным признакам невроза у переученных левшей относится: нарушение сна, нарушение аппетита, головная боль или боли в животе, страхи, энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, двигательное беспокойство, вялость, заторможенность.
Как правильно обучать леворукого ребенка письму?
1. Учить ребенка сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственно письмо — новая и трудная для ребенка деятельность — делать это гораздо труднее.
2. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.
3. Способы письма левой рукой.
Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец (закрывает его рукой при письме). Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.
Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.
Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой»каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно.
Главное — дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.
4. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.
Левая рука ребенка при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, то есть движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами сейчас разработаны специальные упражнения (прописи).
5. Требования, предъявляемые к письму леворукого ребенка. Правильное написание форм букв и их соединений, соблюдение расстояния между буквами и словами, сохранение линейности и ритмичности, прямое письмо, чаще с небольшим наклоном в левую сторону.
Самыми распространенными ошибками у леворуких детей являются те, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Существуют упражнения, направленные на предупреждение ошибок такого рода.
Предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера подготовки руки к траектории движений и ориентации в строке хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.
При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.
Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др.
В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.
Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой.В этом случае возможны такие варианты:
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму (в середине-конце I класса, только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.
Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.
Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности.
«Готов ли ваш ребенок к школе». Консультация для родителей До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой первого класса и сохранил.
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в подготовительной к школе группе?» Что должен знать и уметь ребенок ЗПР в подготовительной к школе группе? Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по.
Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.
«Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей Что такое нравственная готовность к школе Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе,.
Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» Как понять, готов ли ребенок к школе? Скоро в школу. Этот факт заставляет родителей будущих первоклассников переживать и волноваться, постоянно.
Консультация для родителей «Леворукий ребёнок» Здравствуйте дорогие родители! В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть.
Консультация для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник. На что обратить внимание при подготовке к школе» Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Ваш ребёнок идёт в первый класс,.
Консультация на тему «Обучение детей решению арифметических задач» (подготовительная к школе группа) «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе.
Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.
Леворукий ребенок. Что нужно знать родителям Если вы заметили, что ваш малыш – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы,.
Обучение леворуких детей навыкам письма
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
ЛЕВША – КАК ЕГО УЧИТЬ?
Ещё совсем недавно любая непохожесть человека на большинство настораживала. Считалось, что все должны быть одинаковыми, особенно дети. С леворукостью всячески пытались бороться, переучивали, «переделывали» ребёнка, ломая его психику, доставляя ему физические и душевные страдания и развивая у него тем самым комплекс собственной неполноценности. А нередко и серьёзные заболевания: заикание, неврастения и потеря уверенности в себе – вот плата за праворукость ребёнка-левши.
Основная причина возникновения леворукости кроется в функциональной асимметрии головного мозга. Для леворуких детей характерно доминирование правого полушария. Поэтому левши более эмоциональны, более расторможены; они тяжелее реагируют на стресс, на фрустрацию, чем правши.
Поэтому при обучении леворукого ребёнка ни в коей мере нельзя подчёркивать его непохожесть на других. Главное – это вселить в ребёнка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть найти и преимущества его леворукости. Такому ребёнку необходимо бережное отношение и эмоциональная поддержка.
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария умело, используя всякого рода схемы.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА
Методика обучения письму, её организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме. Ниже мы постараемся подробно рассмотреть эти вопросы.
Посадка при письме
При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступнёй стоять на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.
В классе за партой леворукий ребёнок всегда должен сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая-рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребёнка.
Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за края стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.
Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Приёмы держания ручки
Ручка кладётся на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).
Существует несколько способов письма левой рукой.
1способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приёмам письма. Такое положение руки серьёзно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывать, ребёнок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.
2 способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ даёт ребёнку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.
3 способ . Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «право рукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребёнку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.
Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребёнка.
Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ
Левая рука ребёнка при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, то есть движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения
Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения :
застёгивание и расстёгивание пуговиц;
завязывание и развязывание лент;
перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана;
плетение из ниток закладок, ковриков;
завязывание узелков и тому подобное.
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки :
выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, к плоскости ладони;
выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
руки положть на стол и поочерёдно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных напрвлениях.
Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребёнка? Вот основные из них:
правильное написание форм букв и их соединений;
соблюдение расстояния между буквами и словами;
сохранение линейности и ритмичности;
прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕГО ПОДЧЕРКА
Т.Б. Фадеева предложила интересную методику для выработки у ребёнка хорошего подчерка.
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упаражнение в обратном порядке.
Ладошки лежат на парте. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.
На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши (палочки) на стол.
Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным поворотом вкладывают её в правую руку и тка далее.
В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
А главное – воспринимайте ребёнка, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой!