Как учить историю самостоятельно
11 хитростей, которые помогут школьникам лучше понимать и учить историю
Лето не вечно, и скоро снова начнётся учёба и экзамены. Редактор центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» Илья Иванов подготовил несколько советов, как школьникам быстро понять и запомнить основные исторические события.
1. Разделяйте материал на блоки. Большой объём сразу запомнить сложно, а по частям легко выучить всё что угодно. В учебнике есть параграфы, абзацы, блоки, а в атласе тематически связанные развороты, отталкивайтесь от них.
2. Сделайте карточки с 10—15 датами и связанными с ними событиями. Прочитайте, отложите на пять минут. Потом повторите. Делайте новые карточки, как только запомните предыдущие. Со временем наберётся стопка, и перед контрольной или экзаменом будет легко повторить всё заново.
3. Выписывайте краткое содержание после изучения каждого раздела. Обращайте внимание на новые события и особенности, которые появились в этой эпохе.
4. Делайте цветовые акценты в тексте. Выделяйте маркером или карандашом в своих записях даты, имена и основные события — будет легче ориентироваться.
5. Создайте образы по теме прочитанной главы или раздела. Посмотрите кино об этой эпохе, полистайте биографии основных деятелей или их воспоминания. Иногда краткая строка в мемуарах лучше характеризует исторический период, чем огромный текст на 10 страниц. Взгляните на карты — там есть всё, что вы прочитали, только в сжатом виде.
6. Учитесь выделять главное. Всё хорошо в меру. Даты и имена можно заучить, но без понимания смысла они будут пустым звуком. А вот понимание процесса или явления без дат и имён основных участников покажется слишком общим.
7. Не зубрите. Старайтесь понять смысл и пересказать своими словами. Почувствуйте себя знаменитым профессором на лекции в аудитории.
8. Сравнивайте, что происходило в одно и то же время внутри нашей страны и за её пределами. Учитесь видеть взаимосвязь событий. Составьте таблицу из четырёх колонок: дата, что произошло внутри страны, внешняя политика России и мировые события. Сравнивайте и запоминайте вместе.
9. Пользуйтесь разными источниками: учебником, атласом, энциклопедией, контурными картами. Что-то проще запомнить, прочитав текст, а что-то нужно наглядно увидеть на карте. Например, сколько угодно можно читать о том, как в XVIII веке открывались новые заводы на Урале, но стоит сравнить один раз по картам количество заводов, отображающих историю России в начале конце XVIII века, и всё станет ясно.
10. Не торопитесь, но и не откладывайте. Распределите время: равномерно разделите материал на части и учите. Оставьте время на повторение и запасной день — вдруг часть материала потребует больше времени или будет слишком сложной.
11. Сохраняйте материалы, атласы и контурные карты. При подготовке к ЕГЭ или олимпиаде будет легче вспомнить пройденный материал. Используйте чистые карты для повторения и контроля знаний.
Помните: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (Михаил Ломоносов).
Как я выучил историю, не уча её
Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского. За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде. Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.
Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно. Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно. Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись. У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.
Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)
Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны — так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью. Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию. Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.
При чём тут история
Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору — историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.
Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники
Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных. Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно. Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.
Как изучают историю в школе
В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году. У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности — кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее. Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий — «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», — а с точки зрения его личных проблем. Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.
История — это и есть рассказать историю
Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное — это рассказать историю. В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории. Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю. Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.
Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков
И учитель на уроке — рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.
Что делать, чтобы понять и полюбить историю
Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков. Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий. Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», — и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции — а значит, зародить интерес.
Три хороших рассказчика историй про историю России:
Как без репетитора подготовиться к ЕГЭ по истории
История — самый объёмный школьный предмет. Для того чтобы подготовиться к ЕГЭ по этому предмету, нужно приложить немало усилий. И, конечно же, нужно время. Готовясь по двадцать минут в день, получить на экзамене по истории высокий балл не удастся, какую бы методику вы ни выбрали. Я попробую дать вам пошаговую инструкцию по подготовке к ЕГЭ по истории.
1. Подумайте о своём выборе
Первое, что нужно сделать, это понять: вам оно точно надо? Если вы за два часа не можете запомить пять дат, а любая информация даже после повторения вылетает из головы через несколько часов, то надо серьёзно задуматься, стоит ли. Особенно если вы решили готовиться к экзамену за год до поступления.
Обычно для того чтобы набрать высокий балл на ЕГЭ по истории, необходимо не меньше двух лет самостоятельной подготовки. Можно ли подготовиться за год? Можно, но для этого нужно обладать хорошей памятью, развитыми навыками и умениями. Подготовиться за несколько месяцев к экзамену невозможно. Минимум — год!
Вы поняли, что точно будете сдавать экзамен. Определитесь, сколько у вас времени. Если два года — один алгоритм действий, если один год — другой. Я опишу второй вариант, когда у вас есть всего год на подготовку.
Для начала вам понадобится теоретическая база. Я советую взять ваши школьные учебники по истории за предыдущие годы (вы с ними уже знакомы). Разложите стопку на две части: первая — всеобщая история, вторая — история России.
Помимо школьных учебников советую приобрести учебник Орлова, Георгиева, Георгиевой «История России». Эту книгу рекомендуют многие репетиторы, потому что там достаточно кратко и простым языком описаны все основные события. Правда, некоторые темы изложены слишком узко и только с одной точки зрения.
Если вы претендуете на высший балл, то неплохо ознакомиться с вузовским учебником М. Н. Зуева «История России: Учебник для вузов». Он вам поможет при выполнении заданий 24 и 25.
4. Купите таблицы, схемы, атласы
Дальше запасаемся атласами, приобретаем или скачиваем книгу со схемами и таблицами. Информация в них почти одинаковая, только с разным оформлением, поэтому можно взять любую понравившуюся (В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах», О. А. Ильина «История России в схемах и таблицах», Касьянов, Шаповалов, Шаповалова «История России в схемах, таблицах и картах»). Атласы приобретаем по всем историческим периодам.
5. Сохраняйте типовые задания
Далее надо найти сайты с типовыми заданиями по истории и добавить их в закладки, чтобы не потерялись. Именно с сайтами проще всего работать, если вы готовитесь к экзамену самостоятельно. Тесты на печатной основе тоже можно купить, но зачем, если есть бесплатные ресурсы в интернете?
«Зачем вы рассказываете нам про Золотую Орду? Ведь этого не было!»
Единственный их минус — они могут зависать, особенно часто это происходит в мае. Поэтому лучше скачивать задания оттуда заранее, тогда проблем не будет. Сайтов очень много, самые популярные: Решу ЕГЭ, Незнайка, Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ. Сложность последнего сайта в том, что там нет ответов, поэтому придётся потратить время, чтобы себя проверить, зато разработчики реальных вариантов ЕГЭ берут задания именно оттуда. Ещё могу порекомендовать сайт Историконлайн. Он не такой популярный, но там тоже немало заданий по истории.
6. Читайте, но пока не учите
После того как вы приобрели всё необходимое и подготовились к началу самостоятельных занятий, нужно сделать следующее: возьмите в руки книгу Орлова «История России» и прочитайте её как художественную литературу за несколько дней. Не учите ничего. Просто прочитайте. У вас сложится чёткое представление о каждой исторической эпохе, а даты, термины, имена, реформы и так далее вы выучите позже.
7. Смотрите кодификатор
После прочтения книги скачайте демоверсию текущего ЕГЭ. Откройте её и распечатайте информацию, которая содержится в кодификаторе. Там будут блоки, которые вам необходимо знать. Каждый блок разделён по темам. Темы по истории России для вас в приоритете, так как отдельных заданий по всеобщей истории всего два. Это не значит, что всеобщую историю не надо учить. Просто упор делаем на историю России. Сначала изучаем её, затем всеобщую историю, но обязательно проводим параллели.
8. Составьте расписание
Дальше определитесь, сколько времени вы готовы тратить на изучение и закрепление материала. Например, у нас 76 тем по истории России и не меньше по всеобщей истории. Вы начали готовиться в первых числах сентября, скажем, с третьего числа. Подумайте, как часто вы будете заниматься подготовкой к экзамену по истории.
Не рекомендую изучать новый материал каждый день. В голове будет каша, отработать каждую тему не получится
Также нужно помнить, что вам нужно качественно подготовиться ещё к трём предметам. Не стоит всё это учить вместе.
Распределите дни, когда вы будете заниматься математикой, русским языком, историей и ещё одним предметом, который будете сдавать. Выявите предмет, который знаете хуже всего и уделяйте ему больше времени. За один день готовьтесь не больше, чем к двум экзаменам. Запомните, к началу мая все темы должны быть изучены.
Май — для повторения. Чтобы потом не было мучительно больно, распределите темы так, чтобы выучить всё к середине апреля, так как вы можете заболеть или по каким-то другим причинам не сможете сесть за подготовку к экзамену. А май у вас в любом случае должен остаться для комфортного повторения материала.
9. Распечатайте Спецификацию из демоверсии
Оттуда вы узнаете, сколько баллов можно получить за каждое выполненное задание, сколько длится экзамен, сколько времени нужно потратить на каждое задание и так далее. То есть вы узнаете структуру и особенности экзамена, что тоже важно.
10. Работайте с темами
Вы уже основательно подготовились к началу изучения первых тем. Начинайте с истории России. Теперь нужно снова открыть учебник Орлова и прочитать первую тему. Затем то же самое нужно сделать со школьными учебниками и книгой Зуева.
Вы прочитаете одну и ту же тему три раза. После этого не надо ничего зубрить. Возьмите листок или откройте Word на компьютере и сделайте карточки с датами, терминами и именами. Вырежьте карточки.
Разложите карточки в три коробочки. С каждой темой их будет становиться всё больше и больше. Каждый день выделяйте хотя бы по 10-20 минут, чтобы повторять информацию из карточек. Далее сделайте плакат, где будут описаны главные события, изложенные в теме. Здесь вам поможет книга со схемами и таблицами. Можно вырвать или отксерокопировать лист с таблицей или схемой оттуда, можно сделать самому, пользуясь текстом учебника. Эти листы-плакаты развешивайте в квартире: на холодильнике, шкафах, перед вашим рабочим столом и так далее.
Эта информация будет постоянно мелькать у вас перед глазами. Усвоить материал станет проще. Обязательно работайте с картой. Здесь вам в помощь атлас и контурные карты (их нужно заполнять самостоятельно, чтобы набить руку).
Изучая культуру, обращайте внимание на иллюстрации, запоминайте, как выглядят храмы, памятники, картины и так далее
Работайте с текстами в учебниках. После выполненной работы вы будете знать основу, изложенную в тексте, останется только постоянно её повторять.
11. Закрепляйте материал
Лучше это делать на следующий день, при этом сначала стоит повторить то, что уже изучено. Выберите сайт с заданиями по истории, который вам нравится, и решайте эти задания, проверяя себя. Так делайте с каждой темой.
Постепенно у вас накопится большая стопка с терминами, датами, именами. Весь дом будет увешан листовками с краткими историческими событиями в виде схем и таблиц. Листовки периодически придётся менять (места в квартире на все листовки всё равно не хватит). Таблица или схема с представителями правящих династий должна быть перед глазами постоянно. Повторять придётся не только предыдущую тему, а абсолютно весь изученный материал, иначе толку не будет.
12. Пишите сочинения
Когда изучите первый блок по истории, попробуйте написать историческое сочинение. Делайте это после каждого изученного блока. Когда будете подходить к XX веку, чаще пишите сочинения из первых исторических периодов, так вы дополнительно будете закреплять материал.
13. Почитайте об особенностях заданий
Про особенности каждого задания в экзамене писать не буду. Это отдельная тема для статьи, причём не одной. Да и в интернете можно найти подробные инструкции, как выполнять отдельно взятое задание, какие есть особенности, подвохи и уловки. Например, наберите: «ЕГЭ по истории задание 24 как выполнять». Вы найдёте много хороших статей. Дублировать я их не буду.
14. Помните о дедлайне
К маю вы должны знать весь теоретический материал. Повторяйте его каждые два-три дня и решайте задания на Решу ЕГЭ или других сайтах.
15. Следите за временем
Вы сможете самостоятельно подготовиться к экзамену, только если обладаете самоорганизацией. Ставьте себе памятку на телефоне на определённый день и определённое время. Как только телефон зазвонит, вы должны сразу начинать подготовку к экзамену.
Если не можете сами себя контролировать, попросите родителей, бабушек, дедушек и так далее. Пусть они вам напоминают о занятиях. Самоорганизация — самое важное в подготовке к экзамену. Именно из-за её отсутствия большинство старшеклассников не могут самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и идут к репетиторам.
Удачи в сдаче экзамена! У вас всё получится!
Здравствуйте! В статье мы расскажем об эффективных способах выучить всю историю за короткий срок. Разберемся, что можно запомнить за неделю или день, как подтянуть знания на 4 и 5, а также дадим советы родителям.
3 способа эффективно выучить всю историю
История – один из самых увлекательных, но вместе с тем сложных предметов, которые изучают в школе. Прежде всего, из-за объема учебного материала: нужно знать даты, исторические события, хронологию, правителей и т. д.
Вы можете заниматься самостоятельно по учебникам, нанять репетитора или записаться на дистанционный курс. Разберем каждый способ и расскажем, как быстро и эффективно выучить всю историю.
Самостоятельно
Если вы хотите получить хорошую оценку в четверти или подготовиться к годовой контрольной, то выучить историю можно самому: составить план, как вы будете заниматься, и выбрать учебные материалы. Можно пользоваться не только школьным учебником, но и справочниками, конспектами лекций, таблицами и т. д. В интернете есть много полезных сервисов для обучения, например, Фоксфорд.Учебник, онлайн-тесты, виртуальные музеи и библиотеки и пр.
Но если у вас стоит цель сдать на отлично экзамен или принять участие в олимпиаде, то самостоятельная подготовка вряд ли будет эффективной. Какие трудности возникают при самообучении:
С репетитором
Заниматься с репетитором можно дистанционно – это удобно, эффективно и выгодно. Преподаватель составит индивидуальную программу с учетом ваших знаний и целей, выберет учебные материалы, подстроится под ваше расписание и поможет выучить весь курс истории.
На нашем сайте вы можете выбрать сервис для индивидуальных онлайн-уроков с репетитором, найти подходящую программу по цене и другим условиям.
На онлайн-курсах
Самый эффективный и быстрый способ выучить всю историю – это курс в онлайн-школе. Вы можете выбрать базовую программу либо углубленный онлайн-курс подготовки к экзаменам (ОГЭ/ЕГЭ) или олимпиадам.
Перечислим основные плюсы дистанционных уроков:
На нашем сервисе собраны лучшие курсы по истории от проверенных онлайн-школ. При помощи фильтра вы сможете выбрать программу по стоимости, сроку обучения, цели, возрасту и другим параметрам, а также почитать отзывы учеников и их родителей.
Как быстро выучить историю с нуля
ТОП-5 рекомендаций, как быстро выучить мировую историю или историю России:
Далее расскажем, что делать, если на подготовку остается на более 2-4 недель.
О том, как выучить школьный предмет к ЕГЭ, читайте в нашей статье Как подготовиться к ЕГЭ по истории в 2022 году.
За месяц
Если вам необходимо подготовиться к годовой контрольной, то достаточно взять школьный учебник и повторять пройденный материал 2-3 раза в неделю. Но если вам предстоит сдать экзамен, то готовиться нужно интенсивно.
Как выучить историю за 1, 2 или 3 месяца:
За 1-2 недели
Что можно сделать, если на подготовку остается не больше 2 недель:
Реально ли подтянуть знания в более короткие сроки
За 3-5 дней вы сможете подготовиться к проверочной работе или к контрольной в четверти. Но если вам предстоит сдать экзамен, то подтянуть свои знания по истории вы не успеете.
Подготовку лучше начинать заранее: можно заниматься постепенно, например, полчаса каждый вечер в течение 5-6 месяцев. Этого времени вам хватит, чтобы повторить термины, вспомнить прошлую тему и прочитать новый параграф.
Накануне важного события, например, годовой контрольной или экзамена можно выделить 2-3 часа на повторение материала, но не более. Не стоит сидеть над учебником всю ночь, лучше отдохнуть. За 5-10 минут до начала морально настройтесь – если вы готовились, то в спокойной обстановке быстрее вспомните нужную тему. Внимательно читайте каждый вопрос, не менее 1-2 минуты, чтобы разобраться с формулировкой и понять задание.
Как легко выучить параграф по истории
Наши советы, как выучить большой параграф:
Что нужно, чтобы получать хорошие оценки на уроках
Что делать, если вы хотите знать историю на пять:
Советы для учеников 5-9 и 10-11 классов
3 совета для тех, кто учит историю:
Если вы не запоминаете информацию или путаетесь в датах, не можете заставить себя выучить параграф или хотите быстрее подготовиться к экзамену, то вам помогут на онлайн-курсах. Например, в школе Фоксфорд есть разные учебные программы для школьников всех возрастов:
Для тех, кто готовится к олимпиаде, будет полезно прочитать статью Как подготовиться к олимпиаде по истории с 5 по 11 класс.
Рекомендации родителям, как помочь ребенку с учебой:
C чего начать подготовку к ЕГЭ по истории: пошаговая инструкция
С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.
Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.
Из чего состоит история?
Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.
В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.
Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.
Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».
Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185
На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.
Даты
Или то, с чего стоит начать изучение истории.
Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.
Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.
Что нам понадобится?
Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.
Алгоритм работы с ней следующий:
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.
Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
Как понять, какие даты нужны, а какие нет?
На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.
Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.
Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.
Сюжеты
Переходим к следующей части — сюжетам.
История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.
Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.
Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.
Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.
Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.
Так какие задания проверяют знание сюжетов?
Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.
При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.
Источники
Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.
Источникам мы посвятим отдельные инструкции.
Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.
Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.