как учить историю пикабу
С чего начинать изучать историю??(нужна помощь)
Здравствуйте, проснулось во мне дикое желание начать изучать историю для себя.. В школе это было не интересно, поэтому знания в этой области можно приравнять к нулю. Интересно изучить общую историю человечества и плавно перейти к Истории России.
Так вот вопрос! С чего начать?! Каких авторов не стоит читать?! Буду рад любым советам. Заранее спасибо)
Лига историков
8.1K постов 35.7K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Бери ВУЗовские учебники и читай их. А то тут несколько комментов, а уже успели насоветовать хуйни.
Учебники и учебные пособия, подготовленные на кафедре Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Кафедры исторического факультета
Думаю, с методологией истории хорошо бы разобраться первым делом: это позволит грамотно ориентироваться в сути построений исследований и научит работе с источниками.
Начать с «Ремесло историка» Блока, к примеру.
Введение к любому учебнику нужно читать обязательно. Это важно, даст понятие о многих вещах сразу же.
Ну можно начать с энциклопедии «Аванта+» которая для детей. http://avanta.ru/index.asp?Kod=93
Смотря какое направление интересует. Для этого в школе и был краткий курс.
Канал Гоблина на ютубе. У него много историков приходит на разведопрос, рассказывается про разные эпохи, страны, личности и события. Особенно советую Яковлева, Соколова, Жукова, Иринчеева.
«. В школе это было не интересно, поэтому знания в этой области можно приравнять к нулю. Интересно изучить общую историю человечества и плавно перейти к Истории России. «
А не проще ли начать с обычного школьного учебника по истории, начиная с древних времён?
Это, конечно, краткая информация, но в ходе чтения сложится общая картина по истории человечества.
Карамзин Н.М. «Истории государства Российского» 1818 г.
Есть канал на ютубе ButKorn, он там выкладывает историю в популярной форме, его приятно слушать и не так уж много косяков. Это если в легкой форме для себя. Если есть желание подробно то то что Алекс Кап советовал
Точно не стоит читать Гумилева
А какую историю-то? Мировую, русскую, какого-то отдельного государства, древнюю? Их ведь много))
С теории большого взрыва
А что вас конкретно интересует? Просто развлечь себя? Для развлечения я бы порекомендовал исторические фильмы и сериалы. Очень неплохо проникнуться духом эпохи, познакомиться с персонажами вживую. Для начального изучения истории лучше брать не научные монографии (они обычно узконаправленные и малоинтересные человеку без базовых знаний), а вузовские учебники. Я в детстве зачитывался синим томиком Орлова по истории России. Рекомендовать не буду, просто оказалась книжка под рукой и внезапно оказалась очень интересной. Начните, если какая-то тема заинтересует, могу посоветовать что-нибудь уже конкретное.
Посмотрите ролики Клима Жукова
В школе в основном историю политики преподают. Это скучно. А ведь еще есть, например, история науки, история географических открытий. Если уж изучать, то в комплексе.
Все с 1918 по 1991 в помойку.
Мне понравилась История Государства Российского
История. Сегодня одна, завтра другая. Может стоит смотреть или слушать?
От судьбы не уйдёшь
xxx: Да что ты знаешь о судьбе вообще?
xxx: Вовку помнишь? Мельникова?
xxx: Смотри, в 2006 году он въезжает в Нексию, личный автомобиль старлея ДПС Марченко В.С.
xxx: В 2013 у него рвет тормозной шланг, и он тормозит в жопе Санта Фе, личного автомобиля майора ГИБДД Марченко В.С.
xxx: И в 2020, его подрезают, и он клюет в заднее крыло Вольво ХС60 замначальника городского ГИБДД, подполковника, плять, Марченко В.С.))))))
Среди них тоже есть(были) отличные люди
Интересно, а для них он герой?
Обидчивый англичанин
Не всё так плохо
Угадайте, у кого из них «украли детство»?
У всего есть обратная сторона
Мужчина объясняет блогерше с тиктоком головного мозга на её вопросы
Успех гарантирован
Наколдовала, а теперь отказывается
Расслабьте яйца
Я вааще не ябу
чё хатят на бикабу
В общем-то, ничего нового
На нас обкатают, на всю страну распространят?
По новому Генплану жители, те, что ближе к побережью, обнаружили, что из дома попали в другие функциональные зоны. Было ИЖС, например, стало зона отдыха. Это значит, что люди не могут ничего построить на своей земле. Да даже дом отштукатурить нельзя! Генплан ещё не вступил в силу, а некоторые уже не могут прописаться в построенных домах.
У нас тут сейчас бурление, так сказать. Хотя, многие ещё не знают, многие ещё не верят.
Но некоторые думают, что так реализуется тот самый закон о всероссийской реновации. Когда за красивым названием стоит уничтожение прав собственности простых граждан.
Кидайтесь тапками, спорьте, ругайтесь, не верьте. Но все таки проверьте свою землю по кадастровому номеру в Росреестре. Говорят, что не только в Краснодарском крае эти ограничения 56.1 наложены
К вопросу о том,зачем учить историю
бруски мыла не пьют баварское.
«Вы, Шариков, чепуху говорите, и возмутительнее всего то, что говорите ее безапелляционно и уверенно»(ц)
Протоколы нюрберского процессы нечитабельны Хайнриху.
Тут должна быть картинка с метеоритом. И кстати конченых 58 штук набралось.
Как-то ну очень уж толсто.
Любые документальные свидетельства, в том числе фотографии, легко находятся в любом поисковике. Этого сказочного долбоёба, похоже в Гугле забанили. За тупость.
даже не вздумай высовываться!
Это и есть информационная война. Украина, Латвия уже «поклоняются» рейху.
Неонацистский союз может сформироваться в Европе под влиянием пересмотра в ряде стран исторических фактов, в том числе об итогах Второй мировой войны. Такое мнение высказал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в интервью «Российской газете», опубликованном в среду, 26 декабря.
«Освобождение Европы от нацизма Советской армией замалчивается, тогда как преступления гитлеровского режима и его пособников намеренно преуменьшаются, а отдельными «младоевропейцами» — даже героизируются», — сказал он.
Он подчеркнул, что историческая хроника фальсифицируется с целью ведения антироссийской пропаганды.
По его словам, в США сегодня действуют сотни правоэкстремистских группировок, среди которых организации украинских неонацистов. Секретарь Совбеза также напомнил, что многие видные политики в Великобритании, Франции, США видели в нацистах в 1920-1930 годы потенциальных союзников.
На вопрос о том, почему молчит мировое сообщество, Патрушев напомнил об Израиле, где поддерживают опасения Москвы относительно возрождения нацизма.
Газетчик
Британский продавец газет стоит около плакатов с заголовками газет: «Я преподам полякам урок — Гитлер», «Гитлер вторгается в Польшу», «Вторжение в Польшу».
Место съемки: Лондон, Великобритания
Время съемки: 01.09.1939
Автор: Ричард Холмс (Richard Holmes)
Айнзатцгруппы и полицейские группы в Польше. 1939 год
«Айнзатцгруппа» немецкой полиции безопасности и СД расстреливает заложников в польском городе Курник (Kórnik).
Накануне польской кампании, в августе 1939 года, начальником SD Рейнхардом Гейдрихом были сформированы семь айнзатцгрупп SD и полиции безопасности. Основная миссия айнзатцгрупп (EG) в польской кампании заключалась в реализации операции «Tannenberg» по выявлению и ликвидации 61 000 представителей польской элиты: ученых, интеллигенции, актеров, офицеров, художников, государственных деятелей, националистов и т.д., а также некоторого количества евреев. Списки польской элиты были составлены еще весной 1939 года с использованием данных SD, которые собирались с 1936 года. Как заявил Гитлер – «Польских лидеров больше быть не должно; там, где есть польские лидеры, они должны быть убиты, как бы жестко это ни звучало». Бригадефюрер SS Лотар Бойдель, командир айнзатцгруппы IV позже свидетельствовал, что Гейдрих отдал приказ об этих убийствах на серии совещаний в августе. Также, осенью 1939 года, итогом консультаций Гиммлера и OKH ( Верховное командование сухопутных войск) стали «Директивы для внешнего использования SD и полиции безопасности».
Следует отметить, что все айнзатцгруппы в Польше были расформированы 20 ноября 1939 года и все дальнейшие убийства, в основном, проводились частями SS и полицейскими батальонами. Также в терроре участвовало ополчение этнических немцев «Volksdeutscher Selbstschutz», сформированное еще в 1938 году агентурой SD.
Айнзатцгруппы в Польше имели следующие параметры:
Продвигалась за 14-й армией и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Продвигалась за 10-й армией и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Продвигалась за 8-й армией и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Продвигалась за 4-й армией и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Продвигалась за 3-й армией и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Действовала в районе Познани и состояла из следующих айнзатцкоманд:
Действовала в районе Данцига и Бромберга, имела одну айнзатцкоманду:
На схеме показано движение по территории Польши всех айнзатцгрупп и айнзатцкоманды 16.
С самого начала польской кампании действия айнзатцгрупп дублировались полицейскими группами (Polizei-Gruppe) германской полиции порядка. Эти группы были сформированы летом 1939 года из 17 полицейских батальонов. Было сформировано 6 полицейских групп, которые действовали в тылу наступающих немецких армий. Полицейские группы, как и айнзатцгруппы, должны были проводить акции против польской интеллигенции и польских евреев, а также заниматься зачисткой местности от повстанцев и борьбой с любыми проявлениями сопротивления. 6 сентября 1939 года ОКН проинформировало 4-ю армию, оперировавшую в районе Бромберга, что «Фюрер приказал бороться против саботажа и восстаний самыми беспощадными средствами». В полосе армии расстреливались все пленные и все представители интеллигенции.
Полицейские группы в Польше имели следующие параметры и подчиненность:
Polizei-Gruppe 1 (придана 14-й армии). Состав:
Полицейский батальон I/1 (позже 92-й полицейский батальон)
Полицейский батальон II/1 (позже 63-й полицейский батальон)
Полицейский батальон III/1 (позже 171-й полицейский батальон)
Полицейский батальон IV/1 (позже 81-й полицейский батальон)
Полицейский батальон V/1 (позже 62-й полицейский батальон)
Polizei-Gruppe 2 (придана 10-й армии). Состав:
Полицейский батальон I/2 (позже 101-й полицейский батальон)
Полицейский батальон II/2 (позже 102-й полицейский батальон)
Полицейский батальон III/2 (позже 103-й полицейский батальон)
Полицейский батальон IV/2 (позже 42-й полицейский батальон)
Полицейский батальон V/2 (позже 71-й полицейский батальон)
Polizei-Gruppe 3 (придана 8-й армии). Состав:
Полицейский батальон I/3 (позже 41-й полицейский батальон)
Polizei-Gruppe 4 z.b.V. (район Познани). Состав:
Полицейский батальон I/4 (позже 61-й полицейский батальон)
Polizei-Gruppe 5 (придана 4-й армии). Состав:
Полицейский батальон I/5 (позже 1-й полицейский батальон)
Polizei-Gruppe 6 (придана 3-й армии). Состав:
Полицейский батальон I/6 (позже 2-й полицейский батальон)
Полицейский батальон II/6 (позже 3-й полицейский батальон)
Полицейский батальон III/6 (позже 4-й полицейский батальон)
Полицейский батальон IV/6 (позже 91-й полицейский батальон)
Еще один полицейский батальон 1-й полицейской группы, полицейский батальон III/1(171-й), интенсивно совершал убийства, поджоги и грабежи гражданского населения. Батальон участвовал в массовых убийствах в районе реки Сан, в деревнях Динов, Ниенадов, Крживце и Дубичко, а в Пржемыслове полицейские вместе с айнзатцгруппой специального назначения занимались убийством 600 человек, сжиганием синагог и грабежами. 5 сентября в районе 8-го армейского корпуса батальон предпринимал усилия для «умиротворения» района Освенцим. 12 сентября, недалеко от Катовичей, взвод полицейских казнил в лесу Тасыч 32 евреев и 4 поляков. В период с 8 по 11 сентября в Бедзине и Катовицах полицейскими и членами айнзатцгруппы были сожжены все магазины и синагога. Было убито 600 человек, большинство из которых были евреями. 19 сентября отряд полиции безопасности Einsatzgruppe z.b.V расстрелял 102 евреев в лесу рядом с Прзекопанью. Установив демаркационную линию вдоль реки Сан, айнзатцгруппа и полицейская группа начали вытеснять еврейское население в сторону советской оккупационной зоны.
Wolfgang Curilla: Der Judenmord in Polen und die deutsche Ordnungspolizei 1939-1945. Verlag Ferdinand Schöningh, 2011.
Lehnstaedt, Stephan; Böhler, Jochen (eds.) (2013): Die Berichte der Einsatzgruppen aus Polen 1939. Vollständige Edition. Berlin: Metropol-Verlag.
Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам
Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.
Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.
Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы «ВКонтакте» жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.
«Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях «больше», «меньше», на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное», — говорит она.
Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.
«Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним».
Буквари от «партизан»
В еще одной группе —»Сталинский букварь: партизанское движение в области образования» — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.
По мнению организаторов группы, современные пособия полны «нелепых ошибок, противоречий, нестыковок». В них якобы хромает «логика, структура и последовательность».
«Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое», — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.
В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский «Букварь» А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.
Сегодня у «Сталинского букваря» есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.
В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.
«Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме», — перечисляет «Сталинский букварь».
Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе «Методический кабинет Марии Рутскаускас» больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.
Учебники того времени переиздает и «Родительское Всероссийское сопротивление». В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.
По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа «Данко» для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.
В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.
Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.
Количество подобных «альтернативных классов» в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.
В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.
«Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая», — объясняет Шульга.
«Не надо фетишизировать учебник»
Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется «замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками».
При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.
«Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием», — подчеркивает педагог.
К обучению в семейных классах он относится скептически.
«Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов», — считает Пратусевич.
Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.
«Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога», — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах».
Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число «советских» классов.
За учебники по математике от Монро, я бы три года расстрела ставил. В них и не умение чётко поставить вопрос и допущение двояких толкований. Авторам самим сначало научиться бы учебники писать, а не детский мозг калечить. Зато есть замечательный Петерсон, которого во многих школах не хотят признавать.
Одно могу сказать точно, по учебникам, которые были в 80-90х годах можно было учиться самому, они более-менее просты и понятны, о современных такого сказать не могу.
с истоков проект «Сталинский букварь» наблюдаю. недавно книгу заказал
«тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной.»
месье намекает что все остальные убеждены в обратном?
Ниже сборник интересных фото страниц из учебников.
В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Как наш дядя Вася пил Лакрима Кристи на банкете у Сталина
Перед самой войной наш дядя Вася закончил с отличием Ленинградское военное училище связи, и вместе с другими лучшими выпускниками военных вузов Советского Союза был приглашён в Кремль на банкет. Традиция такая есть и до сего дня.
После его ухода все выдохнули, оживились, давай смотреть меню.
Чего там только не было!
А в конце была приписка: «Если Вы хотите заказать какое-либо другое блюдо или напиток, обратитесь к официанту».
Уж не знаю, как и где, но слышал наш дядя Вася про удивительное и редкое вино Лакрима Кристи.
Оно вообще-то итальянское, из винограда делается, который только на Везувии растёт. Но при Николае II князь Голицын его и в Крыму на своей Массандре стал выращивать.
Рассказал он товарищам своим, те тоже захотели попробовать.
Зовут они официанта, и спрашивают:
— Скажите, а можно принести нам вино Лакрима Кристи? Есть у вас такое?
— Это очень редкое вино и оно у нас есть, но хранится в самом дальнем подвале. Вам придется подождать.
— Мы согласны подождать. А сколько?
Ребята (вот дают!) еще и время засекли.
Через восемь минут официант вернулся и принёс тёмную старую бутыль, обёрнутую в белоснежную крахмальную салфетку.
Лакрима Кристи оказалось тёмным, вишнево-рубиновым, обволакивающим нёбо и дёсны, бархатистым. В слоистом аромате проступали оттенки вяленой вишни, крымского кизила, даже почему-то малины и шоколада с горчинкой.
Вскоре началась война.
Воевал Василий Александрович с первого до последнего дня талантливо, решительно, инициативно.
Пришлось ему и Крым освобождать, где Лакрима Кристи делают.
За Крым дядя Вася орден Александра Невского получил.
Закончил полковником, а после войны и генералом стал.
Много горького и сладкого случалось ему пить в своей жизни, но то вино он не забывал никогда.
(генерал Василий Александрович Лебедев)
Как создавался первый учебник истории в СССР
После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой:
«Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». (считают что это сказал Бисмарк)
В конце октября 1931 года Сталин отправляет в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (письмо) статью «О некоторых вопросах истории большевизма». Из данной статьи можно сделать вывод, что руководство ВКП(б) понимает, что революция становится историей и необходимо разъяснять некоторые аспекты.
Необходимо отметить, что в это время в средней школе СССР отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.
5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову, которого Сталин хорошо знал лично.
14 марта 1934 года нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, «ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР». На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.
К составлению материалов для чтения по истории наркому он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.
Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 г. анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.
7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника «История СССР», внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание:
«1) нет истории народов
2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов».
Вероятно Сталин также предвидел возможность появления коллаборантов, готовых сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения и бороться линией партии.
8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:
«В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР».
Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф «Строго секретно». Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» будут напечатаны в «Правде».
Также авторы учебника не в полной мере смогли доходчиво обосновать некоторые вопросы. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:
Постановление было опубликовано в газете «Правда» 22 августа 1937 года.
Писатель Михаил Михайлович Пришвин, осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию «Правды» как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:
А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод:
«В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание».
Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
Победа профессора Шестакова
27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор А.В.Шестаков.
Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941)
«Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР».
За несколько лет до начала мировой войны школы получили учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и «объяснял» школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране арестов.
И далее призыв к детям: «Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».
Учебник истории СССР А.В. Шестакова (1877-1941) с пометками И.В. Сталина.