Как учить гуманитарные предметы
Особенности подготовки к экзаменам по гуманитарным предметам
Гуманитарная часть есть у каждого предмета. Где-то она больше, где-то меньше.Гуманитария представлена в виде различных теорий, концепций, законов и методик.
Гуманитарная часть есть у каждого предмета. Где-то она больше, где-то меньше. Гуманитария представлена в виде различных теорий, концепций, законов и методик.
Особенности гуманитарных дисциплин
В гуманитарных предметах раскрываются особенности природных (естественнонаучных) процессов, отношений в обществе и социуме, специфика познания и мышления (логика, философия и пр.) и пр.
Как правило, гуманитарные дисциплины довольно объемны и корнями уходят в древние времена. Зачем студентам изучать различные теории, которые исчерпали свой потенциал и утратили актуальность? На самом деле, гуманитарные науки постоянно развиваются, совершенствуются, а делать это можно, основываясь только на былом опыте, на собственным ошибках.
Как запомнить информацию и все выучить?
Замечали, что многие теории похожи между собой: одни и те же термины, фразы, один и тот же автор. Как же не запутаться в таком многообразии?
Совет №1. Выделяйте основное в каждой теории
Чтобы лучше запомнить информацию, необходимо в нее тщательно вникнуть. Несмотря на множество совпадений, каждая идеология имеет свои особенности и отличительные черты. Чтобы облегчить восприятие каждой новой теории, можно записывать ее схематически, в табличной форме и пр. Такой подход позволит наглядно рассмотреть особенности, увидеть отличия и сам механизм действия концепции.
Совет №2. Читаем и пересказываем
Для полноценного изучения материала необходимо не просто его читать, но и переосмысливать. Лучше всего данный процесс проходит, если автор пытается пересказать своими словами прочитанное. Такой подход позволит не только понять, усвоился ли материал, но и разобраться в нем досконально.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет №3. Периодически повторяем пройденное
Замечали, что если человек постоянно работает с одной и той же информацией, то он лучше ее знает и дольше помнит. В то же время данные, с которыми человек сталкивается единожды, быстро забываются: в одно ухо влетая, а в другое – вылетая. В этом заключается особенность человеческого мозга: наиболее востребованные сведения хранятся долго, а «мимолетные видения» и информация стирается из памяти. Поэтому, чтобы не позабыть и вновь не заучивать теории, нужно периодически их обновлять в памяти, перечитывая конспекты.
Совет №4. Готовим ответы строго по перечню экзаменационных вопросов
Несмотря на наличие всех конспектов, семинаров, может оказаться так, что некоторые вопросы Вы не проходили. Возможно, они были включены в перечень заданий для самостоятельной работы. Поэтому при подготовке к экзамену тщательно изучите перечень вопросов, отметьте наличие всех ответов. Недостающие материалы придется искать самостоятельно.
Обратите внимание, иногда некоторые вопросы могут дублироваться, но с разной формулировкой. Подобные совпадения облегчают подготовку к экзамену, ведь остаточно один раз хорошо выучить вопрос, чтобы ответить сразу на 2.
Совет №5. Используйте ассоциации
Нередко студенты путают авторов или теории, или вовсе делают настоящий «микс « из разных тем. Лучше всего запомнить информацию по гуманитарным дисциплинам помогут ассоциации и примеры. Постарайтесь воссоздать для каждой темы свой «образ» или отметить важных авторов в зависимости от периода создания теории. Проводите параллели между воображением и сознанием.
Совет №6. Шпаргалки
Несомненно, их наличие будет греть душу и успокаивать любого студента. Но стоит помнить, что использовать шпаргалки — не профессионально. Вам необходимо разобраться в теме, выучить все вопросы, иначе достойно ответить на дополнительные вопросы Вам не удастся. Подготовка шпаргалок помогает не только морально, но и физически: автора перерабатывает материал, уменьшая на небольшом листочке самые важные моменты.
Готовимся к экзамену с Дисхелп
Поджимает время или вовсе лень самому искать ответы на вопросы? Тогда Вы можете обратиться за помощью к специалистам ОЦ DissHelp. Здесь Вам помогут найти не только полноценный ответ, но и сделать шпаргалки. При необходимости Вы можете получить консультацию специалиста относительно подходящей литературы. При оформлении заказа сразу же указывайте все требования. Не забудьте изучить готовые ответы, чтобы успешно сдать экзамен.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Почему «технарям» сложно учить гуманитарные предметы — и как это изменить
В 2021 году гуманитарии отлично разбираются в гаджетах, а технари с удовольствием читают романы. В теории. А на практике и тем и другим пока нужно помогать расширять кругозор. Алла Иванова — преподаватель психологии и педагогики в Авиационном институте, финалист «Лига лекторов», который проводит Российское общество «Знание», преподавала математику гуманитариям, а сейчас учит инженеров психологии. И рассказывает, как у нее это получается.
Давайте студентам свободу
Я преподаю уже более 20 лет, и за это время поняла: то, что написано в спускаемых «сверху» указаниях и методичках, не всегда соответствует реальной жизни. Зачастую те, кто их составляют, потом по ним не преподают. Бороться с бюрократией бессмысленно, но зато можно выстраивать учебные курсы по своим собственным, авторским методикам.
Например, на моих семинарах ответы не оцениваются в привычном формате. Дело в том, что мои студенты — «технари», привыкшие всё делать по инструкциям и избегающие ошибок. На моих занятиях они могут наконец раскрепоститься — высказать любую точку зрения и не бояться низких баллов. Каждое занятие у нас — увлекательный диалог. Из него студенты вынесут больше, чем из шаблонных презентаций или заготовленной речи. Ведь они дошли до истины сами.
Оценки на моих курсах студенты могут выбирать сами. А почему бы и нет? Я читаю лекции аспирантам — взрослым людям, реализовавшимся в своих отраслях. Они вполне способны себя оценить и грамотно выстроить свою учебную траекторию.
Да, это может отличаться от того, что «принято». Но какая разница, если на моих занятиях это работает лучше? Я бы посмотрела, как «кабинетный» методист объяснил бы металловеду и сварщику, зачем им нужна педагогика.
Не игнорируйте мир вокруг
Настоящий преподаватель — это джазовый музыкант. Каждая лекция — это импровизация, творчество на лету. Чтобы не закостенеть, нужно следить за ситуацией в мире, за запросами общества и интересами студентов.
У меня есть основной костяк программы, которого я придерживаюсь каждый год. Но каждый раз перед началом нового курса я сажусь и редактирую, корректирую и добавляю что-то новое в прошлогодний материал. Иногда появляется что-то совершенно неожиданное. Например, в последние годы мы со студентами разбираем политическую ситуацию в мире и рассматриваем значимые события с точки зрения психологии.
Лекции не о высоком-книжном, а о жизненном-обыденном воспринимаются лучше. Студентам интересно следить за тем, что они видят каждый день. Думаю, что таким образом я вношу свой вклад в общественное развитие. Ведь на моих занятиях мы понимаем что-то про мир, который нас окружает, а не про параграф в учебнике.
Развивайте Soft Skills
Так вышло, что я всю жизнь работала в «агрессивной среде». Сначала учила математике тех, кто математику терпеть не может и в глаза б ее никогда не видел — художников и филологов. А теперь преподаю психологию и педагогику в Авиационном университете.
И знаете, что? Это не так уж трудно, как может показаться. Мне помогают «мягкие» навыки, о которых сейчас так модно говорить. Работа в команде, поведение перед аудиторией, умение вести переговоры, умение стать на место слушателей и понять их запросы.
Любому начинающему преподавателю следует воспитывать в себе стойкость в любых условиях. Студенты, начальство и коллеги бывают очень разными. И, откровенно говоря, не все рабочие ситуации бывают приятными. Но если вы грамотный профессионал и стойкий человек с прокачанной харизмой — вы со всем справитесь.
Всегда учитесь
Сейчас я работаю на полставки, веду гораздо меньше лекций и семинаров, чем раньше. У меня остается время на внеурочную деятельность и саморазвитие. В год я прохожу 4-5 курсов по повышению квалификации: по психологии управления, методике преподавания и семейной психологии. И это только те, за которые дают сертификаты. В общей ф я прохожу около 10 курсов в год.
Чтобы оставаться на острие науки, я читаю очень много книг и статей, слушаю научные подкасты, хожу на выступления ученых. Кроме того, я занимаюсь научными исследованиями, провожу курсы повышения квалификации, пишу статьи, а также стараюсь как можно больше участвовать в конкурсах для преподавателей. Конкурсы позволяют не «засидеться» на одном месте и познакомиться с интересными и креативными коллегами, на них молодой профессионал встретит множество людей, которые помогут в начале карьеры.
Конкурс «Лига Лекторов» создан для поиска талантливых лекторов, профессионалов из разных областей знаний, готовых делиться ими с аудиторией. Конкурс проходит по восьми направлениям: наука и технологии, культура и искусство, карьера и бизнес, спорт и ЗОЖ, экология и благотворительность, социально-гуманитарные науки, естественные науки, медиа и маркетинг. Лауреаты конкурса получат почетный статус лектора Российского общества «Знание» и возможность выступать на лучших площадках страны. Все финалисты конкурса получат доступ к комплексной образовательной программе в «Центре знаний» Российского общества «Знание» на Машуке.
Кроме того, победители «Лиги Лекторов» смогут отправиться в «Большое путешествие». Это туры в любую точку России в рамках программы «Больше, чем путешествие» — в самые интересные уголки нашей страны, на Камчатку, Байкал, Алтай и другие. Финалисты и участники полуфинала получат поездки в «Красивые места» и смогут посетить места с богатой историей и уникальной природой внутри своего федерального округа.
Иллюстрация на обложке: shutterstock / MicroOne
3 совета, чтобы понять любой предмет
Почему разделение на гуманитариев и технарей не работает, и что делать, если объяснение непонятно
Сложности могут возникнуть c пониманием любого школьного предмета, будь то физика, математика, литература или обществознание. Бывает трудно уловить логику построения дисциплины или причинно-следственные связи внутри неё. Из-за этого не получается запомнить теорию и выполнить практические задания. Объяснения учителя на уроке или чтение учебника не помогают, оценки становятся всё хуже, самооценка снижается. Рассказываем, как выйти из этого замкнутого круга.
Больше практики
Чтобы научиться решать математические задачи, писать сочинения или освоить иностранный язык, нужно постоянно этим заниматься. Результат не заставит себя ждать.
Научно доказано, что мозг обладает удивительной пластичностью, и если его определённым образом тренировать, он «отращивает» именно те нейронные связи, которые необходимы для усвоения конкретного предмета. Нейробиолог Сандрин Тюре на основе своих исследований утверждает, что человек может формировать в своём мозге нейроны нужного свойства и качества при регулярной практике.
Получается, разделение на гуманитариев и технарей не работает. Гуманитарию для изучения иностранных языков необходимо умение логично мыслить и анализировать информацию. Если вам легко даётся грамматика, значит, вы вполне способны понять и математику, поскольку она построена на логике и имеет стройную систему.
Такая же ситуация и с технарями. Если вам легко даётся понимание физических и химических формул или теории программирования, значит не должно быть проблем с грамотностью или написанием сочинений, ведь и то, и другое всего лишь умение использовать определённый язык для описания мира. Всё, что вам требуется — овладеть этим другим языком. Для этого нужно не отказываться от изучения сложного предмета из-за отсутствия склонностей, а напротив, постоянно заниматься именно им.
Поиск пользы и взаимосвязей
Как только мы решаем, что информация, умения или навыки нам не нужны, мозг перестаёт обрабатывать и усваивать эту лишнюю информацию, чтобы не тратить энергию впустую. Для того, чтобы усвоить предмет, сложный для понимания, нужно действовать наоборот — найти как можно больше причин, по которым он вам необходим. Это не так сложно, как кажется.
Например, математика, которая кажется бесполезной на практике, потому что вы будете поступать на юриста, тренирует логику и системное мышление, необходимые в любой профессии. Если вы хотите стать историком, умение понимать математические модели, анализировать статистику и строить графики пригодится вам и в этом случае.
Литература помогает расширить кругозор, понять себя и окружающих, сформировать морально-этические принципы. Грамотная русская речь необходима в любой профессии, чтобы формулировать свои идеи и взаимодействовать с людьми.
Биология, физика и химия учат понимать взаимосвязи и знакомят с устройством мира, формируют критическое мышление, необходимое современному человеку.
Несколько советов, которые помогут вам заинтересоваться той или иной дисциплиной:
Разобраться в причинах
Поняв причины, вы быстрее найдёте способ решить проблему, подходящий именно вашей ситуации.
Пропущены какие-то важные для понимания темы
В этом случае необходимо восполнить пробелы. Чтобы определить «проблемную зону», можно пройти тесты или обратиться за помощью к репетитору.
Нет уверенности в себе
Если вам кажется, что это не для вас, вы никогда это не поймёте, необходимо преодолеть сомнения в своих способностях и повысить самооценку.
Иногда понять тему или предмет сложно из-за плохого объяснения. Причины могут быть разными: от плохо написанного учебника до слишком сложного объяснения учителем.
Бывает так, что объяснение не подходит вам из-за индивидуальных особенностей восприятия. Например, люди, у которых лучше развит визуальный канал восприятия, быстрее усваивают информацию в виде схем или графиков. При слабом аудиальном канале лучше читать материал, а не слушать лекцию.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Некоторые хитрости подготовки к экзаменам по гуманитарным предметам
Скажем сразу: эти советы бесполезно применять, если в течение года предмет не учился, а до экзамена осталось два дня. Но специфика гуманитарных предметов в том, что здесь нельзя рассчитывать на то, что экзамен может быть сдан без подготовки. Никто не держит в голове постоянно огромное количество дат, названий, имен, цитат, без которых проверка знаний в этой области немыслима. Следовательно, такая информация должна быть помещена в память непосредственно перед проверкой.
Читать надо быстро
Как ни печально, но это факт: современные школьники и студенты непозволительно медленно читают. Это очень затрудняет изучение гуманитарного блока, ведь практика показывает, что для надежного запоминания весь материал должен быть вычитан полностью минимум три раза (при некоторых особенностях памяти и больше). Конечно, нельзя научиться быстро читать за несколько дней, этому надо уделить внимание еще в начальной школе. Родителям не мешает подумать о курсах скорочтения для своих детей, благо найти такие сейчас вполне возможно.
Если же курсов в зоне досягаемости нет, стоит попробовать предложить детям прием, похожий на методику обучения малышей. Читать следует, ведя пальцем по строчке, но делать это как можно быстрее. Когда у пальца уже не будет получаться «убегать» от глаз, следует начать отмечать так же строчки через одну, а потом и через две.
Заниматься такой практикой нужно, когда ребенку лет 10-12, тогда у него не будет проблем в старшей школе с усвоением больших объемов информации. Но можно увеличить скорость чтения и в более солидном возрасте. Это молодой человек должен делать собственной волей, осознав имеющуюся у него проблему.
Способы запоминания
Также не секрет, что люди по-разному запоминают информацию. Есть те, у кого превалирует зрительная память, или двигательная, или слуховая. Практика показывает, что наиболее распространен первый тип, но и остальные не выдуманы. Проверить это просто: нужно ответить на вопрос, как именно происходит у человека процесс вспоминания (к примеру, заставить его прочитать стишок и затем спросить, как он его вспомнил). «Зрящие» в воображении видят страницу, на которой написан нужный текст; «слышащим» его как бы подсказывает кто-то со стороны, «двигатели» обязательно пытаются изобразить жестами предметы или события.
Первым для усвоения информации достаточно просто читать; вторым нужно читать обязательно вслух или хотя бы проговаривать вслух важнейшие моменты; третьим процесс чтения необходимо сопровождать ведением записей, составлением схем, и другими подобными действиями.
Этапы подготовки
А теперь собственно о подготовке. Время на нее нужно выделять с учетов возможных его расходов на все перечисленные ниже действия.
Еще одна полезная деталь. Гуманитарные науки тем и хороши, что они «человеческие», и поэтому в их изучении всегда может помочь обычный здравый смысл. Люди прошлых исторических эпох не так уж сильно отличаются от нас, и историю они вершили примерно по тем же причинам, по каким и мы сейчас это делаем. И можно попробовать самостоятельно догадаться, что хотел сказать автор своим произведением, если почему-либо забыл мнение на сей счет знаменитого критика. Хуже не будет.
И последнее. Почти все студенты-гуманитарии, оказавшись под дверью экзаменационной аудитории, внезапно осознают, что ничего не знают и не помнят. Ничего страшного, потому что они же потом получают неплохие оценки. Это просто нервная реакция. После первого же взгляда на доставшиеся вопросы нужная информация появляется в голове сама собой, если до того были выполнены основные пункты приведенной выше инструкции.
Как я учил гуманитариев программировать и что из этого вышло
Привет, Хабр! Сегодня я тебе расскажу историю о том, как я взял на себя ответственность за обучение программированию трех разных человек, которые казались абсолютно безнадежными и никто (даже их самые близкие родственники) в них не верил. Важно то, что каждый из них уже проявлял интерес к программированию раньше, но ни один из доступных методов обучения не давал результата. Сегодня эти люди свободно делают программы без моей помощи (работают над «проектами мечты»), а один из них даже устроился в хорошую IT-компанию.
В чем заключались проблемы каждого из учеников, как я их преодолевал и что они теперь из себя представляют – рассказываю в этой статье.
Как я пришел к надобности учить гуманитариев программированию
Я не могу себя назвать супер-программистом, явно не дотягиваю до великих мастеров, но за свои 12+ лет карьеры прошел через многое. Когда я работал в одной из Российских IT-компаний, мне доверили проводить тренинги для заказчиков, благодаря чему я почувствовал в себе интерес к обучению других людей, что продолжил делать на своих следующих местах работы.
Однажды мне довелось обучать людей в Индии, эту группу я учил пять дней По этическим соображениям я замазал все лица, кроме своего
Довольно быстро я загорелся наставничеством и начал обучать программированию знакомых молодых ребят. Самым важным правилом для меня было: брать «под крыло» только тех, кто уже хоть что-то умеет и проявляет реальный интерес к разработке, а не тех, которые кричат «Крута, пограмисты много зарабатывают, хочу так же».
«Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах»: 2020 внес много корректировок в планы каждого. Онлайн школы начали появляться с такой скоростью, что очень быстро количество моих падаванов сократилось. А так как я уже не мог представить свою жизнь без наставничества, мне пришлось начать соглашаться учить тех, кто ничего не умеет и хочет «только срубить бабла и быстрее переехать за бугор». Примечательно, что «первая тройка игроков» появилась в моей жизни почти одновременно, тем самым сделав мне вызов.
Статус-кво на начало обучения
Каждый из моих учеников имел свой бэкграунд, и единственное, что их объединяло – катастрофическая нелюбовь к техническим наукам (на самом деле и гуманитарии из них были так себе). При этом все они пришли ко мне не сразу, а попробовав начать свою карьеру в IT другими способами.
Я дорожу своими учениками и не хочу, чтобы кто-то из их знакомых понял о ком идет речь, поэтому назову их так, чтобы никто не догадался
Рамсес знал, что в Интернете есть всё, он даже смог найти несколько видеокурсов по программированию (на ютубе), нашел всякие полезные справочники, установил себе несколько IDE и принялся изучать программирование именно таким образом. Стоит похвалить Рамсеса – ведь среди всех моих учеников из этой статьи он продвинулся дальше всех в плане умения писать код, однако, не мог объяснить что и зачем он пишет (по сути просто отлично писал по памяти то, что уже видел).
Гильгамеш хорошо общался со школьным учителем Информатики, который был опытным программистом, отработавшим несколько лет в крупных компаниях. Заработав первые деньги работая барменом-официантом, Гильгамеш отдал их учителю для того, чтобы тот посидел с ним и «погонял» по программированию. Как оказалось, если человек мастер в программировании и умеет читать школьный материал – он далеко не всегда умеет действительно научить программировать.
Ахилл не имел навыков поиска в Интернете, да и в школе у него учитель был откровенно слаб, зато он видел классные рекламные ролики и читал красивейшие сайты одной популярной онлайн-школы, которая обещала за полгода сделать из него джуниора и устроить на работу. У Ахилла богатые родители, поэтому инвестировать пару сотен тысяч рублей в обучение сыночка для них не было проблемой… Вот только после прохождения обучения, как оказалось, Ахилл не мог даже объяснить мне «А что такое переменная?»
Как я нашел подход к каждому ученику
Визуальная несостоятельность языков программирования и визуальное решение проблемы
Мои ученики отлично всё схватывали в визуальном формате, то есть понимали схематичное представление (блок-схемы), но вот понять и принять текстовый вариант написания кода им было очень сложно.
Примерно так видели код мои ученики
И тут мне пришла в голову мысль: «А почему бы нам не попробовать визуальное программирование?».
После детально проведенного анализа мой взгляд упал на RPA-платформу UiPath, которая мне показалась интересной по следующим причинам:
Можно визуально программировать в виде последовательности действий
Можно визуально программировать в виде блок-схем
Есть машины состояний (ВАУ!), которые так же настраиваются визуально
Можно использовать готовые блоки с действиями, которые позволяют не писать много строчек кода для выполнения понятного действия
Можно писать выражения с использованием операций, методов, функций, классов на языках программирования VB.NET и C#
Можно писать целые блоки кода на языках программирования VB.NET и C#
Можно использовать любые NuGet-пакеты и создавать свои собственные точно так же, как и в Visual Studio
Можно использовать готовые блоки действий для взаимодействия с различными веб-сервисами, которые можно настраивать даже без знания основ программирования (а при желании никто не мешает написать собственный блок кода взаимодействия с веб-сервисами на VB.NET или C#)
Есть серверные компоненты, благодаря которым можно научиться разрабатывать клиент-серверные приложения, обрабатывать большие очереди заданий и понимать тонкости работы с сетью
Как выбор повлиял на процесс обучения
Скорость обучения визуальному программированию с поверхностным изучением типов данных меня поразила – уже после первого занятия мои ученики сделали простенькие программы и могли объяснить в них каждое действие.
Еще через пару занятий они делали уже более сложные программы, разбивали код на разные файлы (благо платформа это позволяет), комбинировали блок-схемы с последовательностями, и могли «защитить» свое решение обосновав почему они сделали так, а не иначе. Само собой, в их программах были огрехи, это были очень слабые работы, подверженные различным ошибкам (о которых ученики еще не знали), но важно понимать, что они получили результат «здесь и сейчас», а это дало им мотивацию двигаться дальше.
Какие перспективы у визуального программирования?
RPA-платформы только набирают обороты, а уже на сегодняшний день в России UiPath используется в более чем 150 ведущих компаний (это не считая почти 10 тысяч компаний по всему миру). На сайтах по поиску работы можно обнаружить, что количество вакансий с требованием знания именно этой платформы постоянно увеличивается, а это означает, что всё больше молодых специалистов, начавших путь именно с UiPath, могут войти в дело довольно легко. Кроме того, один из моих учеников благодаря освоению визуального программирования смог самостоятельно освоить и «классическое» программирование на языке C#, после чего устроился джуниором в одну из небольших IT-компаний.
Отдельно важно отметить то, что согласно публикациям Кто такие citizen developers, Роботы для каждого (ГазПромБанк) крупные организации используют именно UiPath для обучения своих специалистов из не-IT подразделений для разработки собственных роботов-помощников, а это означает, что навыки, которым я научил своих учеников, им точно пригодятся, даже если они не пойдут именно в программисты.
И тут можно было бы завершить мысли о будущем визуального программирования ограничившись корпоративным сектором, но лично мне очень интересно было узнать от одного из учеников о том, что оказывается в современном игровом движке Unreal Engine тоже присутствует возможность визуального программирования. Честно признаюсь – я не работал с этим движком, но судя по тому, что я увидел в разных статьях и видеороликах, это очень похоже на RPA.
Источник: https://www.reddit.com/r/unrealengine/comments/nlm8pj/ue5_blueprints_ui_looks_sexy/
А что вы думаете про графическое программирование и технологию RPA в частности?