Как учить читать дислексика
Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?
Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.
Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко. Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное. Давайте разбираться…
Что такое дислексия?
Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.
Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.
Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:
Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам, т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.
Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.
Как помочь ребенку, страдающему дислексией?
Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.
Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.
Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.
Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии
Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Составление слова из начальных букв
Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.
Слова потерялись
«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.
Письмо по памяти
Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.
Почини слово
Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.
Слова на липучке
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
Игра в слова
Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
Найди слово
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.
Кулинарная азбука
Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.
Пишем, лепим, вырезаем
Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?
Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.
Узнай букву по описанию
«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.
Письмо на спине
Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.
Найди букву
Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.
Допиши букву
Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.
Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.
Назови ласково
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
Чей хвост?
«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».
Профессии
«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».
Непослушные слова
«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.
Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».
Дислексия – дар?
А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.
Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.
Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.
Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?
Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
Как научить читать ребенка с дислексией, программа для родителей
Приветствуем вас, дорогие читатели! Современные родители дошкольников активно берутся за развитие своих детишек. Многие начинают учить их чтению уже после 3-х, 4-х лет. Но есть и такие, которые предоставляют это право педагогу, в старшей группе сада либо в первом классе школы. Но и те, и другие могут столкнуться с такой проблемой, как дислексия.
Выход есть
Все потому, что дислектики не различают отдельные символы (буквы) и звуки. Они слышат все слово слитно, как один слитный звук. И в этом основная сложность.
Тем не менее, в наши дни существует эффективная методика, для преодоления этой трудности. И даже не одна! Здесь мы опишем вам основную, наиболее доступную для применения в домашних условиях. Все приведенные ниже упражнения отлично подходят детям и в 5, и в 7 лет.
Интересно, что это нарушение ни в коем случае не говорит о низком интеллектуальном потенциале.
И оно никак не проявляется визуально. Знаменитые на весь мир Пабло Пикассо, Стив Джобс, В. А. Моцарт были самыми настоящими дислектиками. И это не помешало им стать великими, или даже настоящими гениями.
Полезное видео для родителей об отношении к ребенку дислектику и о его перспективах в жизни:
Важные правила для родителей
Описанная ниже техника точно приведет к желаемому результату, если родители, занимаясь со своим крохой, будут строго придерживаться следующих важных правил:
Обучение по Жуковой
В рамках этой статьи мы опишем основные принципы известной и уже доказавшей свою эффективность методики как научить читать ребенка с дислексией. Ее автор Надежда Сергеевна Жукова., логопед и опытный педагог.
Ее книга, специальный букварь для дислексиков, помогла тысячам детей освоить чтение и письмо.
Суть программы – в сочетании новых приемов (в игровой форме) и традиционных методик. Благодаря ей дети не только учат азбуку, но и учатся понимать прочитанное, грамотно говорить, и дальше – читать бегло и вслух.
Букварь Жуковой содержит короткие упражнения с веселыми картинками. Они учат в игровой форме, не утомляют, а скорее развлекают. Усложняются уроки постепенно. Большое внимание здесь уделяется процессу слияния двух букв в один слог, а также слиянию слогов в слова.
То есть как раз тому фактору, который деткам дислексикам дается с большим трудом. Важно, что книга также содержит советы родителям, и важные дополнительные рекомендации.
Когда нужно начинать заниматься? Все очень индивидуально. Если диагноз «дислексия» уже поставлен, и с чтением, азбукой есть проблемы, то можно начинать обучение – в 5 лет или в 6 лет, не столь важно.
Обучать первоклассника надо обязательно.
Сигнал к началу обучения – это яркий интерес мальчика или девочки к книгам. Если он просит почитать ему, смотрит картинки, интересуется содержанием, задает вопросы, значит, пора начинать!
Первые шаги
С чего же начать? Начать можно с моральной подготовки чада. Расскажите ему, что он уже подрос, а умение читать – важный признак повзрослевшего ребенка. Что он обязательно научится читать, и вы будете им гордиться.
И он сам сможет прочесть так много интересных, веселых книжек. Это же так замечательно!
Далее должно следовать знакомство с букварем Жуковой. Для этого можно посмотреть книгу вместе с малышом, изучить веселые картинки, показать ему разноцветные, крупные буквы. Мини-занятия должны длиться не дольше 20-30 минут, ровно столько, сколько времени он способен удерживать внимание на книге.
Далее можно начинать делать упражнения. Особое внимание следует уделять методу слияния «дорожками». Он подробно описан здесь. На многих страничках книги смешной малыш бегает от буковки к буковке, как бы соединяя их дорожками.
Видео упражнений как научить читать ребенка с дислексией
Дополнительные упражнения
Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление
дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:
История моей знакомой
У одной моей знакомой у сына диагностировали дислексию, в возрасте 4-х лет. Мама не опустила руки, начала заниматься с сыном по букварю Жуковой, затем по самым простым книгам по слоговому чтению, с очень большими и яркими буквами.
В пять лет ребенок еще долго зависал на самых простых слогах, долго думал, тянул. Но мама проявляла выдержку и терпение! И уже через полгода занятий ребенок мог читать простые слова из двух слогов. В свои семь лет, сейчас, ребенок читает 35 слов в минуту, и это для него и его мамы – действительно супер достижение!
Для детей с дислексией будет эффективной методика учить ребенка читать словами. Для полноты картины рекомендую изучить способ глобального чтения.
Занимайтесь со своим ребенком, не перекладывайте ответственность за его обучение полностью на преподавателей. Результат обязательно будет! Подпишитесь непременно на этот канал, если еще не сделали этого. И не забывайте делиться материалами, которые понравились, в социальных сетях. Удачи вам, и поменьше проблем в этой жизни!
Не только чтение и письмо. Как развивать ребенка с дислексией
Как помочь проявить себя ребенку с дислексией
Наталья Шаханова логопед, сотрудник МБДОУ
У ребенка дислексия – значит, чтение и письмо будут даваться ему с трудом. Но учиться языку, литературе можно и в устной форме! А есть еще музыка, рисование, другие виды творчества. Как помочь ребенку с дислексией занять свое место в жизни: экспертное мнение и личный опыт.
Дислексия в той или иной степени встречается у 10% населения Земли. Между тем, в нашей стране об этой проблеме наслышаны лишь 17% населения. Это выявил всероссийский опрос, проведенный по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией.
Что такое дислексия
Дислексия — не болезнь, такой диагноз не зарегистрирован в Международной классификации болезней (МКБ-10). Это нейробиологическая особенность — специфика восприятия информации, из-за которой ребенку сложно учиться чтению и письму.
Научными терминами говоря, это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами. При этом интеллект ребенка с дислексией не нарушен. Более того, зачастую такие дети одарены в других сферах, умеют мыслить нестандартно, творчески. История знает множество успешных людей с дислексией: Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Том Круз.
Иногда дислексию упрощенно описывают как нарушение связей между правым и левым полушариями мозга. У такого предположения есть интересное историческое доказательство. В сборнике научных статей «PROчтение. Дислексия в XXI веке» упоминается следующий факт: легендарный Сергей Эйзенштейн при жизни часто жаловался, что буквы плывут перед его глазами. О дислексии тогда не слышали. Но в посмертном заключении патологоанатомов говорилось о том, что правое полушарие мозга великого кинорежиссера намного превосходило по величине и количеству извилин левое.
Как заподозрить дислексию у ребенка
Причина дислексии до конца не определена. Некоторые исследователи считают, что она связана с наследственностью и особым строением головного мозга, другие говорят об особенностях расположения светочувствительных клеток в глазах. Кстати, сам термин «дислексия» впервые ввел в обиход немецкий офтальмолог Рудольф Берлин. Он описал проблему как «словесную слепоту».
В основе дислексии обычно лежат определенные особенности развития, связанные со спецификой обработки информации. У ребенка, в частности, возникает проблема фонологического декодирования (нарушение фонематического слуха). Так обозначают способность выделять отдельные звуки из слова.
Еще до визита к логопеду родители могут замечать, что ребенок путает похожие по звучанию слова: «ногти» и «локти», «буковки» и «пуговки» и т.д. Специалист проверяет фонематический слух с помощью специальных тестов. Например, может предложить ребенку сказать слово «карточка» без звука «к» или заменить в имени Юля звук «я» на букву «а». Если у ребенка возникли трудности, это уже сигнал о неблагополучии, и нужна помощь специалиста.
Какие признаки дислексии могут заметить родители
Обычно трудности в развитии навыков чтения и письма начинают проявляться в школе, но на некоторые признаки можно обратить внимание и раньше, в дошкольном возрасте. Насторожить родителей должны следующие моменты:
Как помочь ребенку с дислексией хорошо учиться: 3 лайфхака
Аудиокниги. Если ребенок с дислексией читает с трудом и не слишком любит сам процесс, то прослушивание аудиокниг часто вызывает интерес. При этом подобные занятия помогают расширять словарный запас и повышают «наслушанность». Такой ребенок не просто знает много слов, но и гораздо быстрее учится расшифровывать новые слова даже с учетом возникающих трудностей.
Музыка. Среди личностных особенностей детей с дислексией специалисты часто отмечают эстетическую направленность и творческую одаренность. Их способность к мышлению образами является настоящей ценностью в мире искусства и в значительной степени способствует успеху на этом поприще, компенсируя некоторые «провалы» в традиционном школьном образовании.
При этом занятия музыкой не просто «подсвечивают» сильные стороны ребенка, но и способствуют развитию фонематического слуха. Ряд исследований подтвердил, что обработка речи и музыки происходит в одних и тех же областях мозга. Эти участки отвечают за механику речи, поиски соответствия между звуками, символами и их сложными сочетаниями. Развитие слуха и чувства ритма во время музицирования позволяет лучше справиться с этими задачами.
Проходите по истории тему создания первой флотилии Петром Великим? Ребенок с дислексией может несколько раз, прилагая невероятные усилия, прочитать главу из учебника и… Не запомнить ни единого факта. Но стоит ему взять в руки карандаш и изобразить творения Петра I графически, как информация приобретет вполне осязаемый смысл.
Ребенок с дислексией и иностранные языки
— О том, что нашему ребенку чтение дается сложнее, чем могло бы быть, мы поняли, когда он был в возрасте 5-6 лет, – рассказывает многодетный отец и основатель онлайн-школы английского языка Novakid Максим Азаров. – Я считаю, что очень важно в этой ситуации не сформировать у ребенка комплекс неполноценности. Он не должен считать, что он болен, с ним что-то не так.
Для ребенка значимо не пасовать перед одноклассниками. Поэтому родителям необходимо продумать, как компенсировать недостающие базовые навыки — другими, возможно, более продвинутыми.
Дислексики часто одарены творчески, и эти грани их таланта можно и нужно развивать. В нашем случае палочкой-выручалочкой стало то, что мы растим детей билингвами. Знание иностранного языка как родного позволило сыну проявить себя в среде одноклассников.
При этом, поскольку обучение проходило практически с рождения, «на слух», проблем не возникало. Это может говорить о том, что беспереводная коммуникативная методика с носителями языка для детей, в том числе с когнитивными особенностями, предпочтительна. Мимика, жесты, картинки помогут понять друг друга. В то время как попытки читать незнакомые слова в печатном или электронном виде вызовут лишь головную боль. Такой «непереводной» английский лучше всего откладывается «на подкорке».
Это не дислексия, если…
Министерство просвещения указывает, что каждый пятый ребенок в 1-м классе сталкивается с трудностями в обучении, из них около 80% — в чтении. Означает ли это, что у него дислексия? Вовсе нет.
Например, даже привычка зеркалить буквы в случае с первоклассником может говорить лишь о незрелости пространственного мышления. Но если ребенок продолжает зеркалить буквы во втором и даже в третьем классе, это уже может быть признаком дислексии или дисграфии (часто оба эти расстройства сочетаются).
Как учить читать дислексика
Детей, с трудом осваивающих навык чтения, часто причисляют к категории умственно отсталых, но это далеко не так. «Чистая» дислексия встречается нечасто, в основном она идет в структуре дефекта. Вторична на фоне ДЦП, ЗПР, УО (умственная отсталость), может также быть последствием моторной алалии, дизартрии. Но если у ребенка норма умственного развития и нет тяжелых речевых нарушений, а освоить полноценное чтение он все же не может, диагноз «дислексия» – это еще не приговор.
По мнению многих ученых, дислектики – категория особых людей. Они по-другому представляют мир, мыслят образами, у них иная ориентация в пространстве. В какой-то степени речь идет даже о гениальности. Ведь среди больных дислексией – такие знаменитые люди, как Агата Кристи, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Мэрилин Монро, Квентин Тарантино, Том Круз, Дэниэл Рэдклифф, певица Шер, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Федор Бондарчук. А освоить чтение им помогли нехитрые методы, о которых поговорим в этой статье.
Методика Дейвиса
В России проблема дислексии изучена недостаточно хорошо. Специализированные центры коррекции дислексии успешно функционируют только в Москве и Санкт-Петербурге. Данный вопрос более глубоко был изучен в США. Еще в начале прошлого века доктор Сэмюель Тори Ортон вывел определение дислексии как «перекрестная латерализация мозга». Он предположил, что при дислексии левое и правое полушария у ребенка как будто меняются ролями, уступая друг другу по доминантности.
Позже известный американский исследователь Рональд Дейвис, страдавший в детстве аналогичной формой нарушения, определил дислексию как особый вид мышления. При нормальном развитии обычный человек мыслит словами (вербально), дислектик мыслит образами (визуально). При виде каких-либо символов человек с визуальным мышлением не только не понимает происходящего, оно его раздражает и вгоняет в ступор. По мнению ученого, у дислектика нарушена ориентация в пространстве.
Р.Дейвис разработал авторскую методику коррекции дислексии, суть которой заключается в смене фокуса мышления. Ребенка учат отключать искаженное представление о символе, контролировать восприятие знаков, обнаруживать источники дезориентации и восстанавливать точное восприятие букв, звуков, слов. Поскольку одной из проблем дислектика является быстрая утомляемость, головные боли при концентрации внимания, очень важен момент расслабления. Р.Дейвис в своей методике дает такой инструмент как «разрядка». Чередование разрядки и настроя дает хороший эффект при обучении чтению дислектика.
Этапы коррекции по системе Дейвиса
Обучение по системе Дейвиса проходит в несколько этапов:
Оптимальная настройка – погружение в зону комфорта.
Координация. Работа над координацией движений позволяет устранить путаницу в понятиях право-лево, вверху-внизу. Проводится в форме терапии со специальными пушистыми резиновыми мячиками «куш», которые издают особый звук, приземляясь на руку. Во время работы над освоением символов полезно кидать оба мяча в ладони ребенка, постепенно смещая бросок то вправо, то влево.
Освоение символов через лепку. Из мягкого пластилина лепятся сначала буквы, затем слоги, слова, фразы, предложения. У ребенка с дислексией – особое восприятие мира, пространство только трехмерно, поэтому символы ему легче увидеть со всех сторон, потрогать и даже понюхать.
Пошаговое освоение чтения. Предполагает последовательное узнавание символов от буквы до предложения и закрепление прочитанного. Первый шаг включает в себя овладением навыком переводить взгляд слева-направо и узнавать группы букв в пределах слова. Второй шаг – закрепления навыка перемещения взгляда слева-направо и узнавание целых слов. Третий шаг – научить «схватывать» мысль в пределах предложения и понимать прочитанный текст.
Классические коррекционные методы
В России в некоторых речевых центрах также используется методика Дейвиса, но в большинстве случаев применяются методы работы классической логопедической школы. Подходы к устранению дислексии различны и зависят от вида дислексии.
Работа при фонематической дислексии
Фонематическая дислексия – это недостаточная сформированность звуковой стороны языка. Ребенок путает звуки близкие по звучанию, не может определить количество и последовательность звуков в слове. В связи с этим выделяется два вида фонематической дислексии: дислексия на почве нарушения слуховой дифференциации звуков и дислексия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
В первом случае речь идет о том, что ребенок в прямом смысле не распознает звуки на слух (например, С и Ш), поэтому и путает их в книге. Например, при чтении слова «страус» ребенок не знает, как нужно озвучить: «штраус», «цтраус» или «страуш», и эти ошибки повторяются систематически. На первом этапе работы уточняется произносительный и слуховой образ каждого перепутанного звука. Уточнение артикуляции звука ведется с опорой на сохранный анализатор: зрительный, кинестетический. Ребенку показывают перед зеркалом четкую артикуляцию каждого звука, то есть положение губ, зубов, языка при произнесении. Затем просят выделить заданный звук на фоне слога, далее в слове, выделить слово с этим звуком из предложения, определить место звука в слове.
На втором этапе ведется работа по сопоставлению смешиваемых звуков в произносительном и акустическом плане. Речевой материал должен содержать оба звука. Работа также ведется по принципу – от простого к сложному. Дифференциация звуков отрабатывается по схеме: изолированные звуки, звуки в составе слогов, слов, предложений, связной речи. Для этого достаточно сначала проговорить слова с заданными звуками, позже – прочитать.
При дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов ребенок в процессе чтения постоянно искажает звуко-слоговую структуру слова, переставляет или пропускает слоги, что приводит к непониманию прочитанного слова. Здесь работа ведется с акцентом на формирование верного фонематического восприятия, то есть анализа и синтеза слов. При этом сначала необходимо уточнить наличие заданного звука в слове, затем определить его местоположение: в начале, в конце или в середине слова, определить последовательность и количество звуков в слове, после соединить заданные звуки в слово. При формировании слоговой структуры слова важно научить ребенка делить слово на слоги, отхлапывать, отстукивать, контролировать движение нижней челюсти при произнесении слова. Затем надо научить распознавать границу слога, выделять гласные звуки и последовательность слогов в слове. В том случае, если ребенок не дифференцирует слова в пределах предложения, ведется аналогичная работа по развитию анализа структуры предложения. Определяются границы предложения, границы слова, количество слов в предложении. Затем в игровой форме ребенку предлагается составить по картинке предложение с заданным количеством слов.
Работа при оптической дислексии
В основе данного нарушения лежит несформированность у ребенка пространственных представлений. Это проявляется в трудности усвоения зрительных образов букв. В связи с этим буквы в книге заменяются уже не по звуковому, а по зрительному принципу: «борона» вместо «ворона». Работа по устранению данного вида дислексии строится по принципу узнавания заданной буквы в усложненных условиях: в зашумлении, то есть, когда буква прячется в каком-то рисунке, дописывания или дорисовывания недостающих элементов предметов, конструирование из кубиков Кооса. Также немаловажно научить ребенка ориентироваться в пространстве: справа-слева, сверху-снизу, прежде всего, необходимо закрепить ориентировку в собственном теле, дифференцируя его правую и левую сторону. Для определения пространственных изображений букв рекомендуется лепить буквы из пластилина, выкладывать из счетных палочек из веревочки, вышивать нитками на листе картона.
Чтение должно постепенно усложняться: сначала в структуре неопознаваемых букв в слоге, затем в слове, предложении. Оптическая дислексия может также проявляться в стремлении читать справа-налево, соскальзывании с одной строки на другую. Поэтому так важно научить ребенка понимать, где право, а где лево. Чтобы взгляд не соскальзывал со строки, рекомендуется сделать в листе картона прорезь, в которую должна помещаться только одна строка. При этом взгляд ученика не сможет скользить по сторонам, а будет возвращаться к одной и той же строке. Также в этом случае можно использовать линейку.
Работа при мнестической дислексии
Бывает еще и такой вид нарушения чтения, когда ученик никак не может запомнить букву и установить связь между звуком и соответствующей буквой. При этом он различает звуки на слух и улавливает разницу между написанием элементов букв. В этом случае логопед использует прием совмещения зрительного и слухового образа буквы в одном объекте. Буква изображается в виде похожего на нее предмета, например Ж в виде жука. При этом жук издает похожий звук: ж-ж-ж-ж. Таким образом, ребенок научается запоминать название заданной буквы.
Работа при семантической дислексии
Этот вид дислексии обнаруживается, когда ребенок в полной мере овладел техникой чтения. Проявляется он в непонимании или недопонимании смысла прочитанного. При этом технически процесс чтения осуществляется правильно. Работа ведется, в первую очередь, по расширению активного словаря ребенка и развитию лексики. Школьник должен знать не только названия предметов, явлений, их действий и признаков, но и понимать, какое значение несут данные понятия. Также необходимо освоить грамматические конструкции и синтаксические связи в предложении. Понимание прочитанного ведется с опорой на картинку: покажи тот предмет, о котором ты сейчас прочитал. Также понимание текста осваивается с помощью наводящих вопросов. Назови все слова в предложении, которые отвечают на вопрос какой, какая. Покажи, что стояло около дома. (дерево). Где стояло дерево? Что делало дерево около дома и т.п.
Работа при аграмматической дислексии
Аграмматическая дислексия выражается в том, что дети читают грамматически правильно написанный текст аграмматично, то есть постоянно допускают ошибки, чаще всего коверкают окончания. Например, прочитывают фразу « на деревЬЯХ воробьи», как «на деревЬЕВ воробьи». Работа при данном виде нарушения ведется в нескольких направлениях:
Формирование морфологической системы языка: словообразование и словоизменение. Дифференциация прямого и косвенных падежей, единственного и множественного числа и т.п. Согласование прилагательных и числительных с существительными по падежам и числам. Согласование глаголов и существительных по лицам и числам.
Формирование структуры предложения, ведется с опорой на схемы предложения. Сначала составляются простые двусоставные предложения, затем распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.