как учить английский если плохая память
Как улучшить память. Лучшие советы для изучающих английский язык
Многие наши студенты жалуются на плохую память. Вроде только что был урок, все знали, все помнили, но, как только выключили Скайп, английский напрочь выветривается из головы. Мы не собираемся давать вам советы, как запоминать больше. Мы посоветуем, как запоминать ЛУЧШЕ, эффективнее. Вы узнаете, как заниматься английским, чтобы он не «выветривался» из головы, и получите 10 ценных советов о том, как улучшить память и работу мозга.
У вас все вылетает из головы? Давайте тренировать память! В наш век человечество настолько перенасыщено информацией, что даже самая интересная новость или фраза в течение нескольких часов (максимум дней) вылетает из головы. Что уж тут говорить об обучении: студенты забывают не только разницу во временах, но и совершенно простые слова. Скажем сразу: мы не даем советы по медикаментозным способам лечения и не собираемся рассказывать о «волшебных методах запоминания 1000 слов в день». Расскажем, что делать, чтобы лучше запоминать информацию.
Рекомендации по занятиям английским: усваиваем материал надолго
1. Занимайтесь регулярно
Хватит отлынивать от занятий. Только при постоянной равномерной нагрузке ваш мозг будет усваивать все знания. Некоторые студенты полагают, что достаточно позаниматься 1-2 месяца, вспомнить основы английского и можно больше не беспокоиться. Это неправильный подход. Какими бы интенсивными и «суперсовременными» не были занятия, через месяц после окончания вы начнете потихоньку забывать грамматические конструкции. Так что, если хотите получить хороший результат, занимайтесь постоянно, совершенствуйтесь, развивайтесь, общайтесь с англоязычными друзьями, смотрите зарубежные новости и фильмы, читайте аутентичную литературу.
2. Нагрузка при обучении должна соответствовать вашим потребностям
Интенсивный курс английского языка по Скайпу уместно проходить тем, кому срочно надо подготовиться к собеседованию, поездке, деловым переговорам. Остальным он противопоказан! Вы получите намного больше пользы от 15 часов занятий в месяц, нежели от 15 часов занятий в неделю. Все вокруг и так движется слишком быстрыми темпами, мы торопимся, спешим. Дайте мозгу отдых: учите иностранный язык в спокойном темпе, подходящем именно вам. Не обращайте внимания на соседку Люсю, которая благодаря новой «голливудской» методике освоила азы языка за два 3-часовых урока. Представьте, какая каша в голове у этой самой Люси, а через неделю она и вовсе забудет свои «азы»! Мы же настроены на долгосрочный эффект?
3. При обучении используйте все доступные методы: Skype, фильмы, видеоролики, песни, книги
Вы должны уделять внимание всем пяти аспектам изучения языка: Grammar (грамматика), Speaking (говорение), Reading (чтение), Writing (письмо), Listening (аудирование). Комплексный подход оправдывает себя не только в финансовом анализе, но и в изучении английского языка. К тому же вам нескучно будет заниматься.
4. Общение с преподавателем
Да, это действительно важный момент. Как правило, новые слова и выражения лучше всего запоминаются в контексте, а не простой «зубрежкой». Наши онлайн-репетиторы, преподавая разговорный английский по Скайпу, используют именно такой подход вот уже несколько лет, поверьте, он полностью оправдывает себя. К тому же преподаватель будет стимулировать вас к частому использованию в речи новых слов, что помогает улучшить память и способствует быстрому запоминанию.
5. Преодоление психологического барьера, мотивация к обучению
One of the secrets of life is to keep our intellectual curiosity acute.
Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.
И снова нырнем в пучину психологии: задумайтесь, возможно, вы не НЕ МОЖЕТЕ, а НЕ ХОТИТЕ учить английский? Быть может, вы занимаетесь «потому что все учат английский» или от нечего делать? Увы, отсутствие мотивации на подвиги не вдохновляет. Мы не будем читать вам нравоучения и рассказывать о пользе занятий английским. Обычно подобные нотации не окрыляют, а раздражают людей. Но перед тем, как бросить обучение и заняться бальными танцами, попробуйте другой подход. Подумайте, что вас действительно увлекает, какие темы вы хотели бы изучить. Неужели вам неинтересно узнать, о чем поют Nickelback и AC/DC? Или проникнуться чувствами, терзавшими Дориана Грея? Поверьте, даже самые лучшие переводы не подарят вам тех эмоций, которые хотел донести автор. Попросите преподавателя скорректировать курс обучения так, чтобы занятия были увлекательными именно для вас, чтобы ваша любознательность прогнала лень и равнодушие.
А теперь топ-10 эффективных способов улучшить память и внимание
1. Высыпайтесь!
Примерно так для наших преподавателей по Скайпу выглядит невыспавшийся студент. 🙂 Полноценный сон — это не только здоровье, но и обязательное условие хорошего усвоения новых знаний. Как бы сейчас не возмущались так называемые совы, но ночью мозг должен отдыхать, притом отдыхать достаточно долго, как говорят специалисты, не менее 8 часов. Так что забудьте о привычке сидеть Вконтакте с чашкой кофе и красными глазами до 2 ночи, а потом в 7 утра ненавидеть все живое и неживое за «мрачное, невеселое утро». Кстати, именно утром лучше всего усваивается информация, поэтому, если есть возможность, выбирайте утренние уроки английского. Совы, к вам это тоже относится!
2. Больше читайте
Нет, мы не повторяемся. Об аутентичной литературе мы уже говорили, так что теперь отправляем вас к русским классикам. Чтение хорошей (прости, Донцова!) литературы развивает воображение, расширяет словарный запас и, как следствие, улучшает память. Кроме того, сейчас издают довольно интересные пособия по технике улучшения памяти, изучите их, вдруг найдете что-то новое.
3. Учите наизусть стихи на английском
Если вы еще на уровне Beginner, можно заучивать детские простые четверостишья. Pre-Intermediate могут и сонеты Шекспира осваивать. В любом случае, это одна из лучших техник, позволяющих улучшить память и внимание, да и словарный запас вы неплохо пополните.
4. Геймеры, можем вас порадовать: компьютерные игры тоже способствуют улучшению памяти
Вот только для этого необязательно сидеть за любимым гаджетом круглыми сутками! К тому же, всякие стрелялки-убивалки еще и психику подорвут, а не память улучшат. Играйте в логические игры, разгадывайте головоломки, решайте различные задачи. Подобные развлечения по 30-60 минут в день отвлекут вас от зубрежки и облегчат запоминание.
5. Занимайтесь спортом
Обязательно чередуйте физические и умственные нагрузки. Насытившись кислородом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию.
6. Гоните лень и апатию прочь
Если совсем невмоготу и знания не даются, сделайте небольшой перерыв. Это не значит, что вы это время проведете в кровати, предаваясь безделью. Найдите тот «якорь», который мешает вам двигаться дальше (причем не только в обучении, а по жизни). Сделайте то, о чем давно мечтали, пусть даже это кажется вам нелепым и смешным. Другой жизни для реализации своих желаний уже не будет! Как правило, после исполнения заветного желания проясняются все стороны жизни. Вам легче будет жить, работать, учиться.
7. Занимайтесь рукоделием
Развитие мелкой моторики полезно не только малышам, но и взрослым людям. Помимо этого, вышивка, декупаж, бисероплетение хорошо тренируют воображение и мышление, а это никому не помешает!
8. Правильно питайтесь и забудьте о строгих диетах
Согласитесь, сложно будет сосредоточиться на учебе, если в голове крутится: «Борщ, пельмешки, курочка». Тело должно быть здоровым, а не худым!
9. Дайте ход своей фантазии
Используйте ассоциативное мышление для запоминания новых слов и фраз. Притом ассоциации должны быть самыми смешными и неожиданными.
10. Самый главный совет: мыслите позитивно
Happiness is not a destination. It is a method of life. — Счастье — это не цель, а образ жизни. Не зацикливайтесь на тяжелых размышлениях о том, что у вас плохая память, наглый кот, неудобное кресло. Акцентируйте внимание на том, что вам удается, на приятных моментах своей жизни. Гордитесь, что нашли в себе силы и время учить английский, это уже многого стоит!
Надеемся, наши советы пригодятся вам. Но не забывайте о том, что само изучение английского языка — один из лучших способов улучшить память. Занимайтесь усердно, и у вас все получится!
Как учить английский если плохая память
Kigetss онлайн ресурс английского языка
Если у ребенка плохая память.
Хочу написать гневную статью в адрес тех преподавателей, которые ставят клеймо «плохой памяти» на детей, ставят клеймо «тупых» и т.д.
В моей практике было несколько случаев, когда мама или папа ребенка обратились за помощью в английском после таких «горе преподавателей».
Хочу обратиться к вам, дорогие наши преподаватели, ЧИТАЙТЕ КНИГИ О РАБОТЕ ПАМЯТИ, МОЗГА, ВИДАХ ПАМЯТИ. Если вы взялись за такое ремесло, то отнеситесь к этому ответственно. Иначе, можно, навредить чьей-то, пока еще детской, душе. Ребенок поверит вам, сам себе поставит клеймо, и ВСЮ ЖИЗНЬ будет жить с этим, пытаясь выкарабкаться из ямы комплексов. С таким клеймом он может даже не попытаться попробовать в жизни многие важные вещи, профессии, занятия, не стать тем, кем МОГ БЫ СТАТЬ.
МЫ РАЗРАБОТАЛИ ПРОГРАММУ:
Второе – мы перестали подсовывать ему учебники с картинками, а давали слушать слова, я сама произносила ему слова, он повторял. Я помогала ему ощутить их, представить ситуацию, где слово применяется.
Третье – мы использовали его хорошую физическую память (он увлекался футболом, это был для меня намек). Я давала слова прописывать. И СВЕРШИЛОСЬ ЧУДО, ребенок стал запоминать, проблема решилась. Было просто такое внутреннее ощущение удовлетворения, видеть счастливую мать, которая поняла, что ее ребенок нормальный. Просто у него свои особенности, которые хороши бы учитывать. Кстати, ЧЕРЕЗ КАНАЛ АУДИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ СО ВРЕМЕНЕМ ПОДТЯГИВАЕТСЯ ВИЗУАЛЬНАЯ.
СОВЕТ НОМЕР ДВА — ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОБРАЗЫ.
СЛУЧАЙ ВТОРОЙ ИЗ МОЕЙ ПРАКТИКИ, скажу кратко. Занималась у меня девочка, которая когда пришла, вела себя очень плохо, баловство на уроках. Меня все интересовал источник этого отношения. Когда она, наконец то, хорошо пошла по английскому, через пару месяцев поднялась с тройки до пятерки, призналась, что на курсах английского языка их с сестрой назвали тупыми и им пришлось уйти. Притом, что этот ребенок оказался одним из САМЫХ СПОСОБНЫХ МОИХ УЧЕНИКОВ: феноменальная аудиальная память, шикарная логика, грамматику схватывала на лету, слова, я удивлялась. Но ребенок пришел с КЛЕЙМОМ. Мне долго нужно было ее переубеждать в наличии таланта. Со временем, она изъявила о желании заниматься три раза в неделю, а не два, стала вести себя на уроках очень примерно. Ездила затем с родителями за границу, ощутила там свои возможности, помогала родителям с переводом и приехала с еще большим энтузиазмом учить язык.
Итак, большая просьба ко всем преподавателем: не ЗАРЫВАЙТЕ ТАЛАНТЫ.
Если ребенок не понимает, обвиняйте ТОЛЬКО СЕБЯ, если у него не получается на ваших уроках подтянуть английский – ПОЧИТАЙТЕ ЛИТЕРАТУРУ. КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ЧИТАТЬ?
Какую литературу читать:
Как учить английский если плохая память
«Your Memory Is Excellent!»
Эффективная Система Развития Памяти
при изучении английского языка,
которая позволит Легко Запоминать
и Отточить свою Память
(без зубрежки, «ассоциаций» и других мнемотехник,
от которых у любого заболит голова)
Только для постоянных читателей
проекта Увлекательный Английский
Очень Выгодное Предложение.
Ниже вы найдете все подробности
«Занимаюсь с дочкой, ей 11 лет. Уровень начинающий, сама по себе неглупая и в грамматику вникает и читать научилась, НО у нее ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ на слова. Я уже замучилась… Знает самые простые слова типа book, cat, dog и т.д. А вот если чуть сложнее уже все… мы одно и то же слово change повторяли раз 40 (и я не преувеличиваю) прежде чем она запомнила. Причем дело не в лени — она именно учит, но забывает через день! Я не могу с ней каждый раз делать по три часа уроки, чтобы выучить 5 новых слов. Делали на vocabulary упражнения, игры и с карточками работали, но эффект небольшой — пара хорошо усвоенных слов за полчаса, остальное забывается через день… Что делать не знаю, может у кого была такая проблема?? Ужас… неужели я так и буду все время вдалбливать ей каждое слово?»
Правда, ужас. Бедный ребенок.
Вот еще:
«На голову вообще-то не жалуюсь, сообразителен вполне, АйКью высокий, что-то под 140.
Но вот памятью явно обделен. Слова вот не могу запоминать, в результате — не могу выучить английского, давным-давно проживая в «стране носителей языка»… Что делать-то, посоветуйте, как «обмануть» плохую память и запоминать слова?»
И еще:
«Я ОЧЕНЬ хочу выучить этот сложный язык. Начальные базовые знания я получила в школе и институте, теперь хочу знать его так, чтоб разговаривать. Мне знакомые много способов указывали на изучение языка: и чтение иностранных книг, и занятия на курсах… А я не могу… то времени нет, то лень, да еще и память плохая на иностранные слова. Что делать. Как можно выучить английский язык с плохой памятью?«
И таких случаев — бесконечно много…
Что обычно советуют?
— «Попробуйте ассоциации«,
— «используйте коллокации«,
— «а пробовали ли вы мнемотехники«…
Да от одного только названия этих
«техник для развития памяти»
любому нормальному человеку уже плохо становится.
И есть еще одна важная проблема,
с которой вы тоже, возможно, сталкивались
Проблема памяти при изучении иностранного языка заключается не только в запоминании, но и в воспроизведении — в актуализации запомненного.
Есть множество людей, у которых нет проблем с запоминанием, однако есть большие трудности с вспоминанием. Когда кажется, что все необходимые слова есть у вас в голове, а стоит открыть рот, чтобы что-то сказать, все они тут же куда-то исчезают, как-будто вы их никогда и не знали.
Знакомы вам такие ситуации?
Проще говоря — у кого-то проблема запомнить слова,
а у кого-то вспомнить их в процессе речи
Совсем недавно моей знакомой довелось пообщаться с иностранцами на английском языке.
И она с удивлением обнаружила, что все стройные фразы, которые, как ей казалось, есть у нее в голове, все куда-то исчезали, стоило ей открыть рот, и вместо них звучала лишь какая-то странная смесь русского с вкраплением английских слов, подкрепляемых жестами. Все слова и фразы как-будто стирались из памяти, как только она пыталась заговорить.
— Почему? — спросила меня она.
И мне пришлось провести целое расследование, чтобы ответить на этот вопрос.
Вы только представьте:
— вы говорите по-английски, совершенно не задумываясь о подборе слов
— можете свободно пошутить или, напротив, сказать что-то очень серьезное и важное без опасения, что у вас вдруг вылетят из головы нужные слова.
И знаете хорошую новость?
Уже через несколько недель вы сможете рассчитывать на свою память.
Как этого достичь? — Довольно просто!
Я разработала систему развития памяти, основанную на Принципе Доминанты, или, проще говоря, на принципе увлеченности.
Доминанта — это волшебная вещь, творящая чудеса.
Она активизирует память,
пробуждает все наши способности,
побуждает мысли и чувства.
Ведь без эмоций и чувств чужой язык так и останется чужим.
А главное, этот принцип исключает тщетность усилий!
Потому что каждый день видите свой прогресс, совершенно очевидный.
И это очень важно для понимания того —
почему у многих, кто учит язык, затруднения с памятью.
Есть одна вещь, которой изо всех сил надо стремиться избегать, если вы хотите, чтобы ваша память работала эффективно.
Избегайте «учить» язык.
Запомните это!
Не надо «дрессировать» свою память.
И тогда вы сможете наслаждаться
всеми возможностями своей памяти без проблем!
Проблемы с «говорением» — когда подводит память в процессе разговора — возникают именно, когда человека пытался «учить» язык. По учебникам, по разговорникам, штампованными фразами. Но стоит прозвучать одной нестандартной фразе, которой нет в «учебном» арсенале, и память приходит в полный ступор.
А тем, кто учится у настоящего живого языка, такая опасность не грозит!
Речь идет о том,
Как Эффективно Улучшить Понимание Английского На Всю Жизнь
Без Зубрежки и Чрезмерных Усилий
Меня часто спрашивают, можно ли освоить английский язык и при этом ничего не зубрить.
Можно! — Можно осваивать слова и фразы так, что они запоминаются сами.
И со всеми, кто не хочет ничего «учить», а хочет расходовать свое время с умом, я хочу поделиться этим искусством.
Возьмём, к примеру, фразу:
«When life gives you lemons, make lemonade.»
Напомню, что речь мы сейчас ведём речь о том, как быстро и хорошо запомнить английские фразы и, соответственно, слова, и сразу учиться правильно говорить.
Попробуйте сейчас отвернуться от монитора и повторить с ходу по памяти эту фразу.
Если получилось, хорошо.
Но подозреваю, что у большинства сразу возникнут сомнения — а нет ли там артиклей, а какое будет окончание, а в каком времени.
Чтобы уточнить все эти детали, расцветим текст, попутно выясняя для себя, почему нет артиклей.
When life gives you lemons,
make lemonade.
Сначала выберем все существительные:
life — неисчисляемое абстрактное существительное
Неисчисляемые абстрактные существительные (отвлеченные понятия), как правило, употребляются без артикля
lemons — множественное число
Существительное употребляется без артикля во множественном числе в тех случаях, когда в единственном числе перед ним стоял бы неопределенный артикль (life give you a lemon)
lemonade — неисчисляемое существительное
Может употребляться с определенным артиклем, но в данном случае нет такой необходимости (речь идет о лимонаде вообще)
Теперь взглянем на структуру фразы:
When life gives you lemons,
make lemonade.
Первая часть фразы: придаточное предложение с союзом when — когда;
Вторая часть: make – делай (повелительное наклонение).
Время – настоящее (Present Indefinite)
Надеюсь, вы заметили, что прозвучала фраза-перевёртыш
И тут нам приходит в голову — интересно, а что эта фраза вообще значит?
Оказывается, это очень известная американская поговорка.
Впервые она прозвучала из уст известного политика в таком виде:
«He picked up the lemons that Fate had sent him and started a lemonade-stand.»
a lemonade-stand
Поговорка приобрела значение «быть оптимистом»:
A pessimist is one who fletcherizes (жуёт, пережёвывает) his bitter pill,
the optimist is the man who made lemonade of the lemon handed him.
«Life handed him a lemon,
As Life sometimes will do.
His friends looked on in pity,
Assuming he was through (с ним покончено).
They came upon him later,
Reclining in the shade
In calm contentment, drinking
A glass of lemonade.»
Уж теперь-то вы легко запомните и повторите поговорку,
и узнаете, а также сможете произнести её в любой вариации, например:
If somebody hands you a lemon, make lemonade of it.
Вот и вся премудрость!
Если вы будете заниматься каждый день, не теряя времени, представьте, как здорово в скором времени вы будете говорить по-английски.
Это я к тому, что если жизнь подкинула вам шанс заниматься с нами увлекательным английским, не говорите потом, что, мол, каким я был дураком.
Время утекает безвозвратно.
Обучающую Систему Развития Памяти при изучении английского языка.
Одновременно учим английский язык и развиваем память.
И — главное — для ее развития Вам не надо будет придумывать ассоциации, не надо будет ничего «учить».
Ваша память будет Оттачиваться в процессе освоения английского языка, становиться более Ёмкой, Подвижной и Отзывчивой.
Итак, с Удовольствием Представляем Вам
Систему
«Your Memory Is Excellent!»
Она интересна и полезна всем,
кто неравнодушен к английскому языку
и хочет свободно извлекать из своей памяти в нужный момент нужные слова.
Система вся, целиком и полностью, нацелена на развитие Ваших языковых способностей — особенно памяти.
Уровень занимающихся — выше начального.
Что же Вы получите в программе курса?
Система состоит из трех объединенных тренингов:
Всего 14 недель ежедневных занятий английским языком по специальной системе —
время достаточное для того, чтобы
активизировать и развить свою память,
и пополнить свой словарный и фразовый запас
множеством новых слов и выражений.
Вам будет высылаться по одной части в неделю, но время для занятий Вам необходимо находить КАЖДЫЙ день — не менее 40 минут. Живой голос — в том числе «носителей» — будет звучать для Вас.
Масса тонкостей, которые позволят Вам отточить Вашу память и освободить ее от ненужной работы.
При помощи этой Трехмесячной Программы,
содержащей Эффективную Систему Развития Памяти при изучении английского языка,
которая позволит Легко Запоминать и Отточить свою Память
(без зубрежки, «ассоциаций» и других мнемотехник,
от которых у любого заболит голова):
при помощи которой Вы:
— За три месяца увлекательнейших занятий Вы отточите свою память и обучите ее работать лучше и эффективнее;
— за три месяца Вы настроите свое восприятие на легкое запоминание и воспроизведение английского языка, его слов, фраз, выражений, которые так необходимы при общении
— за три месяца вы совершенно избавитесь от всех лишних, ненужных для вашей памяти усилий
в Увлекательной, Интенсивной, Систематизированной Уникальной Программе!
Какой результат получите вы, занимаясь по материалам этой программы?
— вы освободите свою память и сможете наслаждаться всеми ее возможностями без проблем!
Только представьте:
Не надо мучительно подбирать слова, не надо краснеть за себя.
Вы легко можете говорить, слова поспевают за мыслями, и вы чувствуете себя свободно.
Только для наших подписчиков
стоимость снижена вдвое:
Самостоятельная стоимость тренингов, входящих в состав курса составляла
1 700 р. + 1 560 р. + 1 660 р. = 4 920 р.
В составе объединенного курса «Your Memory Is Excellent!» их стоимость сейчас составляет 3 178 р. (-35%)
И только для наших подписчиков — действует сейчас скидка в размере 50%.
То есть стоимость курса для Вас сейчас составит всего 1 589 р.
(экономия 3 331 р.)
Как я осилил английский
Предыстория
Все началось в школе с 7го класса, когда вместо положенных 2х уроков в неделю, учитель английского являлся не чаще раза в месяц, взращивая у нас – голодных до знаний детский умов, – пламенное равнодушие к иностранным языкам. Те редкие уроки, которые все-таки были, заключались в изучении алфавита и пополнении словарного запаса. Родители сделали попытку исправить ситуацию, подписав меня на какие-то курсы по переписке, где было много грамматики и словаря, а домашние задания нужно было отправлять по почте раз в месяц. Репетиторов в то время и в том месте почти не существовало, а те, которые существовали, стоили приличных денег, потому выбор пал именно на такие не очень удобные курсы. Впрочем, даже в том виде они дали больше, чем школа – я, наконец-то, выучил алфавит, Present, Past и Future Simple, дни недели и названия месяцев года. И даже несмотря на то, что контроль со стороны родителей почти отсутствовал. В итоге, в школьном аттестате по английскому стояла вымоленная «4».
Потом был не менее продуктивный университет с двумя вечно декретными преподавателями, отмененными парами, халявными зачетами и скучной грамматикой все 5 лет. Тогда же я впервые столкнулся с иностранными студентами, и с удивлением обнаружил, что многие сверстники спокойно говорят с ними на английском. А сверстники с удивлением обнаружили, что я (олимпиадник по физике, математике, труду и литературе) вообще никак не говорю. Было настолько обидно, что перестал пропускать пары английского и начал делать все домашние задания. Самостоятельно пришел к необходимости сменить интерфейс телефона на английский и обновить инсталляции игр на оригинальные. В результате, дальше небольшого расширения словарного запаса и знания таблицы времен дело не пошло.
Некий прорыв случился с появлением первой стабильной работы. Фриланс коллектив со специализацией на иностранный рынок, общение непосредственно с заказчиками. Много-много переписки на примитивном английском с 2-мя временами на соответствующие заказам темы. Приезжающих в гости заказчиков, с которыми ежедневно часами переписывался, на слух едва воспринимал. К счастью, в коллективе хватало ребят, знающих английский на достаточном для общения уровне.
Тогда же были предприняты первые серьезные попытки изменить ситуацию со знанием языка. Началось с групповых курсов английского 2 раза в неделю. Уровень, определенный письменным тестом – A1. На курсах было интересно, грамотность заметно выросла. Я смог писать неплохие письма заказчикам и начал посматривать сериалы в оригинале с субтитрами (естественно, ничего не понимая). Чего не смог, так это заговорить. Вообще. Еще выяснилось, что у меня, вероятно, плохая память. Через полгода после принудительного окончания курсов, заметил, что забыл половину выученного словаря. То, что постоянно учил, забывалось сразу, как только переставал (или даже не начинал) использовать. У большинства однокурсников прогресс был заметно лучше. Ребята через полгода могли внятно рассказать о себе и отвечать на улице на вопросы залетных иностранцев. В отличие от меня. Почему так получилось – не знаю. Желания учиться у меня было не меньше, чем у остальных. Дисциплина? Я достаточно интенсивно занимался мордобоем контактным спортом, ездил на соревнования, тренировал других – с воспитанием дисциплины и упорством явно был порядок. Домашние задания делал вовремя и сам, иногда даже больше, чем необходимо. И продолжал по успеваемости быть одним из худших. Это очень било по самооценке, и со временем я начал неосознанно избегать разговорных дней на курсах, а потом и вообще забросил. Стала уже назойливой мысль, что я не способен к языкам и в моем возрасте поздно учиться, но врожденное упрямство не давало просто так сдаться.
Решил заняться самостоятельным изучением и открыл для себя «Lingual Leo» и другие приложения и сайты для английского «по 15 минут в день». Не хочу ничего сказать против «Lingual Leo» – очень достойный сервис. За год интенсивного самообразования на данном ресурсе, мой словарный запас расширился по самым скромным подсчетам на пару-тройку тысяч слов. А чтобы они не забывались, занялся интервальным повторением – моим лучшим другом стало приложение «Anki». Импортировал весь свой словарь из «Leo» в «Anki» и усиленно штудировал его каждый день по нескольку раз, периодически добавляя новые карточки. За два года там скопилось около 3000 новых изученных и около 1000 неизученных слов. Впервые я начал запоминать слова надолго. И впервые я понял, что только словаря мало. Как и грамматики. Я проходил большую часть тестов на Intermediate, но так и не мог ни говорить, ни читать тексты отличные от писем и сообщений заказчиков в скайпе. Именно благодаря «Lingual Leo» пришло осознание, что словарь и грамматика – это и близко не знание английского.
Решил много читать на английском, потому что простое пополнение словарного запаса никак не сказывалось на понимании текста и речи. Интуиция подсказывала, что понимание текста – такой же скил, как и все остальные, который надо тренировать отдельно. Тут все как в спорте – если хочешь больше приседать, то тренируй приседания. Хочешь быстрее бегать – тренируй бег.
Первой книгой стал какой-то антинаучный бред про типажи людей, название уже и не помню. Я осилил примерно половину со словарем. Книга оказалась жутко неинтересной и была отправлена в корзину, а желание читать надолго отпало. Затем в моей библиотеке появилась какая-то фикция о Гражданской войне в Штатах, которую купил в переходе. Не осилили и половины. Забросил чтение еще на месяц. Далее был Канеман со своим шедевром «Thinking, Fast and Slow». Решил, что дочитаю до конца, чего бы это не стоило. Первые страницы переводил практически дословно. Через неделю и 5 переведенных страниц нервы сдали, и я начал просто читать, пытаясь понять смысл по отдельным известным словам, изредка поглядывая в словарь. Выглядело это так: читал предложение, пытался понять, о чем оно, и если не понимал, то читал заново, начинал переводить отдельные слова. Брал напором! Через месяц дело пошло быстрее – я смог продвинуться до 20-й страницы. Примерно к середине книги я читал и вовсе без переводчика, при этом улавливая суть текста. Вторая и третья книги читались еще проще. Во время чтения понимание значения многих слов приходило из контекста. Потом чтение книг на английском стало обычным занятием. Еще тогда заметил, что многие научно-популярные англоязычные тексты мне кажутся понятнее их русскоязычных переводов. Очень помогло приобретения Kindle, в котором есть крутейшая фича – можно выделить слово и прочитать его толкование в Оксфордском словаре и даже перевод на любой язык. Спустя какое-то время это позволило отказаться от онлайн переводчика. После первого десятка книг, английский текст читался и воспринимался едва ли не быстрее, чем русский, что сильно добавило оптимизма. К сожалению, с восприятием речи на слух практически ничего не изменилось. То есть, я-то воспринимал, и даже начал смотреть фильмы в оригинале, но это было больше про общее понимание смысла сказанного, искаженного незнанием отдельных слов и непониманием реального значения фраз. Словарь не забывался, но я не мог оттуда ничего «извлечь». Самое смешное, что легко вспоминал перевод слова, когда видел его в «Anki», но совершенно не мог вспомнить, когда слышал или встречал в книге. Понимание общего смысла книг не давало понимания конкретики, которая была скрыта за витиеватыми оборотами речи. Общение в поездках на английском давалось с большим трудом. Английского очень не хватало на новой работе.
Не знаю, когда возникла идея почитать англоязычную литературу про изучения языков. Именно тогда мне попалась на глаза «Learn English: 300% Faster — 69 English Tips to Speak English Like a Native English Speaker!». Не смотря на кричащее название, больше похожее на дешевый рекламный лозунг, эта книга основательно перевернула мое представление о принципах изучения языков. Если вкратце, то основная идея в том, что естественный и натуральный способ изучения языка – слушать и говорить. Как дети учат язык – слушают родителей, пытаются повторить, родители исправляют, дети опять пытаются повторить. Дети растут, общаются, обрастают словарным запасом, идут в школу. И вот только тогда начинают учить грамматику. Поэтому автор советует начинать именно с индивидуальных занятий с носителем, имеющим соответствующее образование, который будет вас заставлять много (и, поначалу, неправильно) говорить, постепенно исправляя ваши ошибки. И вот потом, когда вы научитесь говорить и слушать, начнется вся остальная учеба – еще больше говорить, много слушать и разбирать нюансы грамматики. Понравилась мысль, что ехать на курсы английского в Лондон, глупо. Лучше поехать на курсы танцев или кулинарии – пользы для изучения языка будет в разы больше. Все выглядело просто и логично. Почему бы не попробовать?
Перечитывал эту книгу несколько раз, много думал и сомневался. Сложно было признаться себе, что все годы тратил время не на то, что нужно. С другой стороны, многие из друзей и знакомых смогли неплохо подучить язык в школе и на курсах, почему же я не осилил? В конце концов решился еще раз попытать удачу. На этот раз исключил разговорные группы, групповые курсы и индивидуальные занятия с местными учителями. Преодолев страх и сомнения, решился на поиск преподавателя-носителя для занятий по скайпу. Погуглив и почитав отзывы о десятке ресурсов, где можно учить английский, остановился на одном достаточно известном. Примерно за пару вечеров внимательно просмотрел репетиторов, выбрал одного, чьи методики в описании мне показались очень похожими на те, что были в вышеуказанной книге. Заказал пробное занятие.
Смешно вспоминать, как волновался в тот вечер. Казалось, все мои страхи и комплексы по поводу изучения языка решили одновременно проявиться. Одно дело местные учителя, которые знают, что ты полный ноль, и совсем другое – сертифицированный англичанин. Мне было стыдно начинать занятие, не имея конкретной цели, «просто поднять уровень английского» казалось несерьезным желанием. Воображение рисовало расстроенного репетитора, который после нескольких бесплодных попыток вытянуть из меня хоть что-то, скажет: «Извините, я тут не смогу ничем помочь. Попрошу, чтоб вам вернули деньги». За 10 минут до начала, хотелось отменить занятие. Невероятным усилием воли заставил себя смирно сидеть и ждать краха и вселенского позора.
В условленное время преподаватель позвонил в скайп. Первое занятие было знакомством. Репетитор – молодой британец, – коротко рассказал о себе (профильное образования – литература) и о своих методах преподавания. Скажу честно, я не понял двух третей сказанного им несмотря на то, что речь была медленной и чистой, без этих ваших ужасных акцентов. Далее, мне нужно было представиться, рассказать о себе и своих целях – желаемый уровень английского, нужны ли сертификаты, планирую ли сдавать экзамены, поступать в иностранные вузы. Потом необходимо было рассказать о своих интересах. В тот момент я, кажется, забыл вообще весь свой словарный запас. Сложно описать испытанную боль, когда пытался выдавить из себя примитивный текст уровня “I like English a lot and I want to know it better”. Суммарно из полуторачасового занятия на это ушло около 40 минут. Преподаватель, к моему удивлению, держался молодцом, не кривился, говорил на очень простом и понятном английском, подсказывал правильные слова, задавал своевременные наводящие вопросы и пытался улыбаться. В конце занятия быстренько прошли простые тесты. Оказалось, что мой reading skill не такой уж и убогий. Очень плохо все было с речью и конструированием предложений. Преподаватель пояснил, что английский у меня на уровне A2, но не потому, что я бездарен или не имею способностей, а потому что меня нормально не учили, а групповые языковые курсы чаще всего «булшит». Даже в Лондоне. Его покорило, что я много читаю, английский мне очень нравится как язык, и моя основная цель не сдать какой-то экзамен, и забыть все спустя месяц, а хорошо изучить английский в целом. Преподаватель пообещал, что если буду хоть немного стараться, то сдам потом любые языковые экзамены для иностранцев даже без специальной подготовки, мол, у его учеников такой опыт уже есть. Договорились насчет расписания занятий – плавающий график на 2-5 часов в неделю. В тот вечер я сильно перенервничал и очень плохо спал.
Занятия
После пары занятий я понял, насколько мне повезло с преподавателем. Он оказался действительно талантливым учителем, который принял мою бездарность с философским спокойствием. Каждое занятие начиналось с разминки в виде какого-то треш-толка, где я рассказывал о том, как прошел день или о чем хотелось, задавал вопросы на любые темы, жаловался на жизнь, хвастался успехами. Потом начинались упражнения – всегда разные, всегда интересные и напрочь выносящие мозг. Мы придумывали ассоциации, писали диктанты, рисовали картинки, воображали, креативили. Читали отрывки из книг, пересказывали, анализировали персонажей, придумывали возможные продолжения историй. Говорил в основном я – очень плохо, путая времена, значения слов, неосознанно вставляя русские слова посреди английских предложений. Преподаватель слушал, иногда поправлял, подсказывал более подходящие слова, пояснял разницу. Со второго занятия запретил пользоваться переводчиками, а моим новым лучшим другом стал незабвенный «Merriam-Webster». Интенсивность казалась не очень высокой, но после окончания урока я обычно вставал с мокрого кресла, стягивал с себя мокрую футболку, обессиленный падал на кровать и засыпал. Но все равно, основной объем работы по изучению проделывал самостоятельно в домашних заданиях, которые никогда не были простыми.
На одном из занятий британец пояснил, что нельзя хорошо знать язык без знания его истории. Поэтому мы учили историю Англии, а потом я рассказывал о своей стране, о том, что и как влияло на развитие моего родного языка. Потом была литература. Потом была психология. Потом медицина. Потом снова история. Домашние задания чаще всего заключались в том, что я должен был раскрыть (expose) какую-то тему настолько глубоко, насколько смогу. Никаких списков новых слов на запоминание. Никакой грамматики. Преподаватель запретил пользоваться «Anki». Только искать информацию на английском, просматривать Вики и тематические сайты, слушать нужные подкасты, разбираться, составлять развернутые планы, собирать ключевые слова, писать простенькие статьи и защищать их на занятии. Все задания были осмысленными. Я не столько учил сам английский, сколько познавал с его помощью мир.
К сожалению, обстоятельства складывались так, что мне приходилось делать перерывы на 2-3 месяца. Не желая замедлять прогресс, на это время я брал большие домашние задания и погружался в разбор сложных тем. Все это время преподаватель был доступен и бесплатно давал советы. Во время перерывов с удивлением обнаружил, что не только не растерял словарный запас, но и заметно его обогатил, а устная речь к концу перерывов почти не теряла в качестве. В голове постоянно крутились слова и фразы из прочитанного, результатом долгих домашек во время перерывов становились тексты, которые нравились даже мне самому. К тому же, приятно было стать знатоком определенной темы и совершенно свободно спорить на нее в течении часа, не замечая, на каком языке говоришь. Именно в это время стал замечать, как иногда думаю на английском.
Очень понравились занятия, связанный с литературой. К концу первого месяца учебы мы занимались анализом C2 текстов. Брали пару абзацев, читали, разбирали значения неизвестных слов, в каком контексте используются, что хотел сказать автор, что хотел сказать персонаж, описывали психологический портрет персонажа, следили за ходом мыслей автора, рисовали линии через текст, тренировали произношение … Бесплатные часы, которые преподаватель подарил на Рождество, я не раздумывая потратил на дополнительный урок литературы.
Запомнилось задание, где необходимо было дословно записать подкаст. Потратил около 10 часов в течении нескольких дней на то, чтоб разобрать и записать первые восемь минут пятнадцатиминутного ролика. Одно дело слушать и понимать, но совершенно другое – услышать и дословно записать все сказанное. Некоторые фразы я повторно прослушивал по 10-15 минут. После пары таких заданий английская речь совершенно иначе стала восприниматься на слух, я начал улавливать нюансы произношения и в целом «слышать» гораздо больше.
Проблемы с произношением? Да, мы будем много работать над произношением. Но не просто повторяя слова правильно – мы запишем аудиокнигу! И вот я вечерами сижу, пытаюсь надиктовать параграф правильно, с интонацией, с хорошей дикцией, предварительно прослушав десяток раз, как носитель произносит какое-то простое на первый взгляд слово. Записываю себя, слушаю, матерюсь, снова записываю. Итог нескольких часов мучений – аудиозапись пары абзацев, которая не вызывает отвращения, и жена с дергающимся глазом. Отправляю преподавателю и жду следующего занятия, где будет детальный разбор и рекомендации.
На одном из уроков британец пожаловался, что много занимается в тренажерном зале, но никак не может достигнуть заметного результата. В ходе расспросов выяснилось, что он каждый день занимается кроссфитом, доводя себя до крайнего изнеможения. Я пришел в ужас от осознания, что могу в скором времени потерять своего дорого учителя из-за таких тренировок, и провел в оставшееся время свой первый в жизни семинар на английском, где рассказал о принципах силовых тренировок, базовых упражнениях, циклировании нагрузок, важности отдыха и правильного питания. Преподаватель был очень благодарен и подарил бесплатное занятие. Теперь почти каждый урок хвалится прогрессом.
Сейчас, спустя несколько десятков часов занятий, я могу без подготовки говорить почти на любые темы, писать достаточно грамотные тексты, воспринимать речь и книги на совершенно ином уровне, а иногда даже начинаю думать на английском. Во внутреннем диалоге все чаще проскакивают английские обороты и метафоры. Приятным сюрпризом стало то, что в поездках стал без усилий общаться с иностранцами и даже шутить. Конечно, до совершенства еще долгий путь, но текущие промежуточные результаты уже в разы лучше тех, на которые я рассчитывал, поступая когда-то давно на курсы английского. На данный момент преподаватель оценивает мой текущий уровень как almost C1. Для кого-то это, возможно, покажется слабым результатом за такой период, но для меня это значительный успех, особенно с учетом моего возраста и стартового уровня. Как бы там ни было, это уровень, на котором я еще никогда не был, и который продолжает медленно и уверенно расти. К концу лета будем пробовать сдавать языковые экзамены.
Что бы я рекомендовал таким же «неспособным к языкам», как я? Во-первых, найдите преподавателя, который именно носитель языка. Я не буду советовать конкретные ресурсы и конкретных репетиторов – эта исповедь тут не с целью рекламы. Просто ищите носителей, пробуйте, оценивайте, насколько вам нравится. Возможно, для совсем начального уровня подойдут и курсы, и местные репетиторы. Но, возможно, вам не следует терять время и деньги, а стоит сразу начать с серьезного обучения с носителями, имеющими сертификат на преподавание. Не думайте о стоимости. Как говорит мой преподаватель, это не затраты – это инвестиции.
Следите за тем, как именно вас учат. Меня постоянно грузят, после занятий я совершенно выжат. Домашние задания никогда не бывают легкими. Смиритесь с тем, что, если вы не способны к языкам, придется долго и упорно трудиться, воспитывать в себе дисциплину, жертвовать ценным временем. Только делать это нужно правильно, иначе перегорите так и не достигнув результата. Если цель – произношение, то преподаватель ставит мне задачу большую, нежели просто повторение слов. Я уже писал выше про аудиокнигу. Если нужен словарный запас, то это не просто найти новые слова и запомнить. Этот мучитель заставляет натурально провести исследование, перечитать гору литературы и написать статью. Если задача тренировать восприятие на слух, то жди заданий про запись дословно подкастов, где два сумасшедших ученых с ужасными акцентами спорят на какую-то историческую тему. Каждое задание заставляет напрячься и выйти из зоны комфорта. Первое время я очень нервничал и боялся сложных заданий, но потом быстро нашел аналогии со спортом, понял замысел, и занятия стали гораздо продуктивнее.
И самый важный принцип, который так любит повторять мой преподаватель, — вы учите не английский, вы учитесь познавать мир с помощью английского.
Спасибо большое за позитивный прием!
В личке и комментариях многие поинтересовались, могу ли дать контакты преподавателя. Пока не могу, должен спросить разрешение. Обязательно всем отвечу!
Спасибо.
UPD 2
Еще раз спасибо за теплые отзывы и конструктивную критику!
Очень рад, что моя история вдохновила многих хабражителей на изучение этого прекрасного языка.
Во избежание хабра-эффекта на преподавателя, я пока прекращаю делиться его контактами. Он очень загруженный работой человек с действительно интересными и большими языковыми проектами, которые отнимают время и силы. Всем кто отписался в личку — простите, если еще не ответил, постараюсь сделать это в течении выходных.
По поводу ресурса, о котором я упоминал.
Не привязывайтесь к конкретному. И, возможно, вам не стоит ждать моего ответа, а проще сразу погуглить «learn+english+skype». Первые десять ссылок содержат и проект, на котором начинал я, и другие не менее интересные и удобные для поиска репетитора сайты. Если вы действительно хотите учить английский с репетитором-носителем, то вам не составит труда пройтись по ссылкам, просмотреть описания, пробежаться по списку преподавателей, почитать отзывы, подобрать себе удобное время и стоимость занятий. Повторюсь — моя исповедь тут не ради рекламы каких-то конкретных сервисов или преподавателей. Буду считать свою миссию успешной, если после прочтения этой истории, вы определитесь, чего именно хотите от английского языка, выберете свой ресурс и преподавателя и сделаете первый шаг. Даже если это будет местный репетитор — отлично.