Как учить анатомию художнику

Как правильно учить анатомию художникам-самоучкам?

Простота хороша в общении, но пагубна в обучении.

Как по идее должна преподаваться/изучаться анатомия:

1) Подробно по _медицинским_ атласам (Синельниковы, Неттер) изучается скелет. Делаются конспекты с перечнем всех существенных деталей. Пропустить можно разве что внутреннее строение черепа (но вообще-то это очень интересно!). Знать выступы, выемки и шероховатости костей важно, поскольку к ним прикрепляются сухожилия и мышцы. От места прикрепления мышц к скелету зависит функция мышц и их изменения в сокращениях и растяжениях.

3) Далее изучаются все мышцы. Тоже по медицинским атласам. Делается конспект от глубоких мышц к поверхностным: названия, места прикрепления, функция. Глубокие мышцы особенно важны при разборе формы спины: знание только лишь поверхностных мышц спины не даёт художнику ничего. Во всех своих конспектах необходимо использовать номенклатуру на родном языке и на латыни. Изучение анатомии художник продолжает всю свою жизнь. Нужно изначально создать для себя возможность в дальнейшем пользоваться хорошими специализированными книгами (для медиков иногда выходят, например, фотографические атласы анатомии). Связочный аппарат знать тоже обязательно: связки сильно влияют на внешнюю форму суставов и ограничивают их движение.

5) Копии с произведений мастеров. Сюда относим рисование гипсовых слепков с классических статуй (широко распространены повсеместно), рисование статуй в музеях, а также копирование избранных произведений живописи и рисунка. В некоторых учебных заведениях существует фонд выдающихся студенческих работ и/или фонд специальных дидактических материалов: эти работы используются как образцы для копирования. В зависимости от специализации учебного заведения спектр образцов отличается. Разбор формы в рисунке уже ведётся с полным осознанием того, как именно художник/скульптор обобщил формы человеческого тела.

Культуру анатомически верного изображения человеческого тела настоящий Мастер нарабатывает упорными занятиями всю свою жизнь.

Источник

Что нужно делать, чтобы выучить анатомию художнику?

Взять того же Баммеса: нужно срисовывать его эскизы и пытаться понять форму и то, что он пытался этим сказать? Или первый топ анатомии Синельникова: срисовывать кости, мышцы и прочее?

Забавно то, что лучше всего анатомию изучать в морге, в объеме и т.п. Это будет самый достоверный способ. Но не все могут себе это позволить по различным причинам, поэтому вариант «срисовывать с рисунков» да, является основным.

Этого вполне достаточно, не нужно прорисовывать рисунок мышц, нервы и прочее, если вы не собираетесь рисовать медицинские иллюстрации. Преимущества работы над анатомическими материалами с натуры не в том, что там все более подробно, а в том что там все объемно, можно отойти и зарисовать нужный элемент с другого ракурса, так как при работе с чужих материалов вы будете ограничены объемом материала, а разные ракурсы будут скорее всего взяты из разных источников, у людей с отличающимися пропорциями и объемами, здесь сложнее вывести взаимосвязи (но можно!)

Рисуете несколько раз с различных источников в различных положениях. В промежутках между этюдами «с натуры» изображаете эту часть тела «на память» в скетчбуке в небольшом масштабе в различных положениях. Очень помогает по ходу работы построение по реальной модели (ну или с фото, если совсем нет возможности посетить студию). Перед вами будет живой человек, но вы его как-бы «раздеваете», и выполняете все построения для интересующих вас частей тела.

Повторяем пока не закрепится до такой степени, что сможем воспроизводить уверенно на память. Если много рисовать (хотя-бы часа по два в день), то за год можно добиться очень неплохого уровня, достаточного для профессиональной работы. Дальше будете только шлифовать.

Источник

ТОП-5 правил рисования анатомии человека

Качественный рисунок человека невозможен без знания анатомии человеческого тела. Джефф Меллем, художник и автор книги «Как рисовать людей», выделил ряд правил изображения анатомии для начинающих, которые помогут вам начать рисовать более реалистичные образы за максимально короткое время. Наслаждайтесь!

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka.

1. Не повторяйте анатомический справочник

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%281%29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%281%29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%281%29.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%282%29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%282%29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%282%29.

(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.

3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%283%29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%283%29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%283%29.

(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Помните: Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.

4. Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%284%29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%284%29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%284%29.

(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Помните: Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.

5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию

Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.

Не будьте слишком жесткими

Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.

Как учить анатомию художнику. 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%285%29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%285%29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5 pravil risovaniya anatomii cheloveka%20%285%29.

Помните: При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.

Бонусный совет

Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.

Источник

Рисование человеческого тела

В этом уроке мы разберем основные правила рисования фигуры, также рассмотрим: пропорции человеческого тела в фас и профиль, структуру мышц и равновесие тела.

Идеальные пропорции тела используются для изучения анатомии, которая является одним из важных этапов процесса обучения рисования тела (упрощает очень сложный предмет для студентов). Однако это не означает, что идеальные пропорции должны соблюдаться все время, так как они незначительно отличаются от реальности. После того как вы поймете основные принципы, вы сможете развивать собственный стиль, – однако не рекомендую забегать вперед. Понимание основ в первую очередь это ключ к знанию, как изменить пропорции тела, не искажая его.

I. Общие положения

Перед тем как рисовать человеческое тело, сперва, необходимо сделать набросок основных объемов. Окружностями и линиями наметьте жесты и положение тела. Никогда не начинайте детализировать детали с головы, а потом постепенно опускаться вниз. Необходимо работать со всей фигурой переходя от грубой формы к мелким деталям. Это поможет четко видеть пропорции тела и вовремя предотвратить ошибку, прежде чем вы потратите слишком много времени на детали, а в конечном итоге не сможете больше ничего изменять.

Для наглядности ниже показаны три этапа рисования тела:

Как учить анатомию художнику. 1286987760 1. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987760 1. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987760 1.

II. Пропорции человеческого тела

Единица измерения человеческого тела – это голова. В западном искусстве, у мужчин обычно 8 голов в высоту, а у женщин немного меньше, 7,5 голов. В действительности строение человека, как правило, ближе к 7 головам, не говоря уже о других типах строения, ведь пропорции могут быть самыми разными.

Тем не менее, 8-головая модель (показана на рисунке) очень полезна для новичков, потому что она позволяет легко запомнить основные части:

Как учить анатомию художнику. 1286987766 2. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987766 2. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987766 2.

Женское строение тела

Ниже расписаны основные различия между мужским и женским пропорциональным телом.

Как учить анатомию художнику. 1286987735 3. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987735 3. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987735 3.

Мужское строение тела

Как учить анатомию художнику. 1286987784 4. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987784 4. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987784 4.

III Небольшое напоминание

Вот несколько рисунков, с помощью которых вы сможете запомнить пропорции. Визуализация поможет вам, когда вы подойдете к масштабированию суставов и конечностей.

Уровень колена равен уровню локтя, а уровень пальцев равен уровню пятки.

Как учить анатомию художнику. 1286987780 5. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987780 5. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987780 5.

От плеча до ягодиц. Плечо на одном уровне с коленом, пальцы начинаются от уровня ягодицы.

На каблуках никогда не выступают за линию ягодиц.

Как учить анатомию художнику. 1286987699 6. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987699 6. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987699 6.

Ладонь руки дотягивается до плеча.

Как учить анатомию художнику. 1286987780 7. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987780 7. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987780 7.

Когда рука согнута, размер ладони помещается от запястья до сгиба руки.

Как учить анатомию художнику. 1286987718 8. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987718 8. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987718 8.

Когда рука вытянута, размер стопы помещается от запястья до локтя.

Как учить анатомию художнику. 1286987736 9. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987736 9. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987736 9.

Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица

Как учить анатомию художнику. 1286987731 10. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987731 10. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987731 10.

В нижнем рисунке (рисунок с головой) все измерения будут равны расстоянию от конца большого пальца до конца указательного (рисунок с рукой).

Как учить анатомию художнику. 1286987779 11. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987779 11. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987779 11.

IV. Мышцы

Понимание структуры мышц дает огромное преимущество в создании человеческого тела. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые структуры. И не смотря на то, что описание будет упрощенно, его будет достаточно для большинства рисунков. Мышцы или выступающие кости будут показаны как области разных цветов, черный контур – линию мышц, которая видна на теле. Для того что бы вы лучше разобрались, мышцы на примерах ярко выражены. Поэтому помните, что такое строение встречается в основном у спортсменов, а у простых людей мышцы менее выражены. Также помните, что у женщин мышцы более изящные и менее громоздкие, чем мужчин.

Туловище

Как учить анатомию художнику. 1286987784 12. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987784 12. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987784 12.

Как учить анатомию художнику. 1286987734 13. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987734 13. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987734 13.

Как учить анатомию художнику. 1286987754 14. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987754 14. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987754 14.

Как учить анатомию художнику. 1286987739 15. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987739 15. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987739 15.

Большую роль в поведение мышц на руке играет само ее положение, поэтому я предлагаю рассмотреть разные виды. Обратите внимание, как проявляются мышцы в разных ситуациях.

Прямая рука, согнутая ладонь (внутренняя сторона)

Как учить анатомию художнику. 1286987783 16. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987783 16. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987783 16.

Расслабленная (внешняя сторона)

Как учить анатомию художнику. 1286987756 17. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987756 17. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987756 17.

Согнутая (внешняя сторона)

Как учить анатомию художнику. 1286987781 18. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987781 18. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987781 18.

Обратите внимание на чередование изменяющейся линии руки.

Как учить анатомию художнику. 1286987769 19. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987769 19. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987769 19.

Как учить анатомию художнику. 1286987756 20. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987756 20. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987756 20.

Как учить анатомию художнику. 1286987760 21. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987760 21. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987760 21.

Согнутая нога

Как учить анатомию художнику. 1286987785 22. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987785 22. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987785 22.

Когда нога стоит прямо, ее нижняя часть выгибается назад (вид сбоку) и наружу (вид прямо).

Как учить анатомию художнику. 1286987699 23. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987699 23. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987699 23.

VI. Тело в профиль

Рисование силуэта в профиль начинается с обычной скелетной структуры:

1. Плечевые суставы, немного отдалены от позвоночника, и не находятся на одном уровне с ним, потому что \”линия\” плеч в виде дуги.

Как учить анатомию художнику. 1286987763 24. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987763 24. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987763 24.

Вид сверху:

Как учить анатомию художнику. 1286987738 25. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987738 25. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987738 25.

2. Центр тяжести тела находиться ниже пупка, внутри тела. Тело наиболее сбалансировано, когда эта точка находится на линии баланса.

3. Тазобедренный сустав соединен с коленной голеностопной линией под небольшим углом, так что бы колени соответствовали с центром тяжести. Если посмотреть на силуэт скелетной структуры, то от головы до ног проходит дуга. Однако такая дуга наблюдается у прямо стоящих людей, а в наше время многие сутулятся.

5. Вершина изгиба позвоночника, которая выступает вперед, находиться между лопатками.

6. Существует противоположная вершина изгиба позвоночника, которая выступает внутрь и находиться немного выше тазовой кости.

Наметив грудную клетку и тазовые кости, можно создавать индивидуальную фигуру путем наложения линий разной величины.

Как учить анатомию художнику. 1286987716 26. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987716 26. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987716 26.

1. Изгиб спины у женщин более выгнутый и более гибкий, чем у мужчин.

2. Живот у женщин чаще всего имеет плавный изгиб, в то время как мужчины есть тенденция к плоскостности.

3. Аналогичным образом, ягодицы женщин округлены то время как мужчин более плоские.

Как учить анатомию художнику. 1286987723 27. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987723 27. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987723 27.

VII. Груди

Чтобы нарисовать грудь, отметьте соски внутри контура тела, а затем добавьте объем.

Как учить анатомию художнику. 1286987728 28. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987728 28. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987728 28.

Чтобы нарисовать грудь с боковой стороны, начертите окружность, с центром на горизонтальной линии, которая обозначает уровень соска.

Как учить анатомию художнику. 1286987713 29. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987713 29. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987713 29.

Форма груди начинается в подмышечном изгибе. Она либо выпирает (большой размер груди) из нее либо имеет небольшую впадинку (при маленьком размере груди).

Как учить анатомию художнику. 1286987742 30. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987742 30. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987742 30.

На этом рисунке можно четко рассмотреть связь между грудью и бицепсом. Изгиб подмышки переходит в грудь, хотя чаше всего часть этой линии не рисуется (обозначено пунктиром).

Как учить анатомию художнику. 1286987761 31. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987761 31. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987761 31.

Пропорции идеальной груди, по западным стандартам:

Как учить анатомию художнику. 1286987738 32. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987738 32. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987738 32.

Для такого эффекта сжатия груди необходим либо специальный бюстгальтер, либо искусственная грудь в форме шаров.

Как учить анатомию художнику. 1286987713 33. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987713 33. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987713 33.

Природное положение. Расстояние между грудью от 1 до 3 см.

Как учить анатомию художнику. 1286987787 34. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987787 34. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987787 34.

При повороте тела на 3/4 появляется линия между грудью.

Как учить анатомию художнику. 1286987749 35. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-1286987749 35. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 1286987749 35.

VIII. Равновесие

Для того чтобы убедиться, что тело является сбалансированным, проводиться вертикальная линия по центру тела. Стоя на двух ногах, линия будет проходить посередине между ног, а на одной ноге, через центр ступни. Если рука находится на земле, то соответственно это треугольник где ноги-руки его стороны, и так далее. Тело человека должно быть расположено на сбалансированной основе вокруг этой линии:

Источник

Как выучить анатомию человека для художников?

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела.

Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей. Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме.

Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости

Как учить анатомию художнику. 7179216cf12b97a1d0737d6dd510b6c1. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-7179216cf12b97a1d0737d6dd510b6c1. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 7179216cf12b97a1d0737d6dd510b6c1.

Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими.

Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа.

Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза.

Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Как учить анатомию художнику. 208b9414b746aafe63d0f8b73213b5a6. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-208b9414b746aafe63d0f8b73213b5a6. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 208b9414b746aafe63d0f8b73213b5a6.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

Как учить анатомию художнику. ad652d87d2ae094d224038f9e5b264fc. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-ad652d87d2ae094d224038f9e5b264fc. картинка Как учить анатомию художнику. картинка ad652d87d2ae094d224038f9e5b264fc.

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья.

Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться.

Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Как учить анатомию художнику. d04c7bab552564471e556f9b91bc0112. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-d04c7bab552564471e556f9b91bc0112. картинка Как учить анатомию художнику. картинка d04c7bab552564471e556f9b91bc0112.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела

Представленные здесь принципы зарекомендовали себя как простые и эффективные в построении человеческой фигуры.

При взгляде на любой рисунок мы видим линии, плоскости или формы. В процессе рисования они могут стать движущимися линиями, движущимися плоскостями или движущимися формами.

Линия в построении идет первой, но поскольку мысленное представление должно предшествовать физическому воплощению, сначала нам нужно создать в воображении форму, потом — плоскость, и только потом приступать к рисованию линии.

Думайте в категориях форм и затем проявляйте их в линиях.

Формы примерно одного размера или пропорций воспринимаются как одна, а не как несколько. Те из них, которые имеют разные размеры, в плане движения можно представить как вклинивающиеся друг в друга, как соединенные между собой или как взаимоблокирующие.

Самая эффективная концепция для понимания этого — вклинивание.

Как учить анатомию художнику. 2e0716051481968a6c0590a7b7e72674. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-2e0716051481968a6c0590a7b7e72674. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 2e0716051481968a6c0590a7b7e72674.

Общая анатомия

Кости представляют собой систему рычагов тела. С точки зрения архитектуры их можно представить как купол головы, арки стоп, столбы ног и так далее, а с точки зрения механики — как шарниры локтей и рычаги конечностей.

Связки представляют собой систему сжатия или растяжения и также подчиняются законам механики.

Мышечная система — это совокупность мышечных волокон человека, позволяющая двигаться через их сжатие или сокращение. В сжатии мышцы напрягаются и увеличиваются, а в расслабленном состоянии становятся дряблыми и мягкими. Мускулы, прикрепленные к костям и связкам, представляют систему движения. В них выражаются, соответственно, законы динамики и силы.

Для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, должна быть соответствующая мышца, тянущая в противоположном направлении. Таким образом мускулы соединяются по всему телу. Каждая мышца с правой стороны должна быть соединена с другой слева, для каждой сгибающей мышцы спереди должна быть соответствующая разгибающая мышца сзади.

Мышцы также представляют собой систему рычагов. Они прямо пропорциональны по отношению к длине рычага, который они двигают. Мышцы отдельных пальцев маленькие и расположены между костями руки. Они становятся больше по мере продвижения вверх по руке. Мышцы предплечья больше, чем мышцы пальцев, а мускулы плеча, соответственно, еще больше.

Как учить анатомию художнику. 8c813f0c818748cc41af79b39d9c66e6. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-8c813f0c818748cc41af79b39d9c66e6. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 8c813f0c818748cc41af79b39d9c66e6.

Мышцы и движения тела

Формы головы, грудной клетки и таза неизменны. Любые мышцы, как бы они не назывались и какой бы ни была их форма, следует понимать как мышечные группы.

Построение фигуры должно начинаться с размышления об этих группах и об их соотношениях между собой. О них следует думать подобно тому, как мы представляем себе тело осы, части тела которой соединены между собой одной вертикальной линией, то есть без учета взаимодействия этих частей между собой.

В идеале, в силу гравитации, эти мышечные группы будут симметрично сбалансированы друг с другом. Но по факту так происходит очень редко, и, тем более, никогда не бывает в движении.

В соотношении между собой мышцы ограничены тремя возможными плоскостями движения: они могут быть согнуты вперед или назад в сагиттальной, или срединной плоскости, скручены в горизонтальной плоскости или наклонены в фронтальной плоскости.

Практически все три движения присутствуют в разной степени в любой момент времени.

Как учить анатомию художнику. 5431205b873aec4414a1899c9d323885. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-5431205b873aec4414a1899c9d323885. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 5431205b873aec4414a1899c9d323885.Горизонтальная, сагиттальная и фронтальная плоскости. Наклоны и скрутки

В этих различных движениях пределом является позвоночник. Позвоночник — это структура, которая соединяет одну часть тела с другой.

Это опорная колонна, занимающая почти центр или вертикальную ось тела и представляющая собой чередующиеся позвоночные диски и очень эластичные хрящи. Каждый сегмент — это шарнир, рычаг которого обращен к длинной бороздке в спине.

Позвоночник является естественным ограничителем для движущихся мышц, создавая в конечном счете линии фактического контура.

Рисунок головы человека

Как учить анатомию художнику. 820ba72b9aef4a16dc1ced439527bf1b. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-820ba72b9aef4a16dc1ced439527bf1b. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 820ba72b9aef4a16dc1ced439527bf1b.

Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека.

Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.

Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию.

Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров.

Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.

В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого.

Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек.

При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями.

В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов.

Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть.

Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).

Как учить анатомию художнику. e0982515951606d33943b9cc3e03e196. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-e0982515951606d33943b9cc3e03e196. картинка Как учить анатомию художнику. картинка e0982515951606d33943b9cc3e03e196.

Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника

1 — височные мышцы;
2 — жевательные мышцы;
3 — лобные мышцы;
4 — круговые мышцы глаз;
5 — мышцы — сморщиватель бровей;
6 — круговая мышца рта;
7 — скуловые мышцы;
8 — носовые мышцы;
9 — квадратная мышца верхней губы;
10 — мышца смеха;
11 — щечная мышца;
12 — треугольная мышца рта;
13 — квадратная мышца нижней губы;
14 — подбородочная мышца;
15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца;
16 — трапециевидная мышца;
17 — двубрюшная мышца;
18 — щитовидный хрящ;
19 — яремная ямка.

Как учить анатомию художнику. 55dc22b167b3bfa9446161d639c1666e. Как учить анатомию художнику фото. Как учить анатомию художнику-55dc22b167b3bfa9446161d639c1666e. картинка Как учить анатомию художнику. картинка 55dc22b167b3bfa9446161d639c1666e.

Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника

Глаз:
1 — глазное яблоко;
2 — слезник;
3 — радужная оболочка;
4 — нижнее веко;
5 — верхнее веко;
6 — наружный угол;
7 — зрачок.
Ухо:
1 — завиток;
2 — противозавиток;
3 — козелок;
4 — противокозелок;
5 — раковина;
6 — мочка.
Губы:
1 — желобок верхней губы;
2 — бугорок верхней губы;
3 — угол рта.
Нос:
1 — носовые кости;
2 — хрящевая перегородка носа;
3 — боковые хрящи.

Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее.

Группа мышцНазваниеПрикреплениеДействие
началоконец
12345
Мимические1. Лобные мышцы (парные)Кожный покров бровей (с изнанки)Сращены с черепным апоневрозомПоднимают брови
2. Пирамидальный мускулНосовая частьВнутренний конец бровиСближает внутренние концы бровей
3. Мускул, сморщивающий брови (парный)НадпереносьеСередина бровиТянет внутренний конец брови внутрь и вверх
4. Круговая мышца глаза (парная):
а) вековая часть
б) глазничная часть
Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на векиСближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает)
5. Большая скуловаяСкуловая костьУгол ртаДвигает углами рта (при смехе)
6. Квадратная мышца верхней губыКрай глазницыВерхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучкиПоднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная)Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцомПерегородка носаОттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы
8. Носовая мышца (парная)Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носаВплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щекиСморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри
9. Круговая мышца ртаЗалегает вокруг ртаСуживает, сжимает рот
10. Треугольная мышца рта (парная)Боковая поверхность нижней челюстиВплетается в угол ртаОпускает угол рта и носогубную складку
11. Квадратная мышца нижней губыПередняя часть тела нижней челюстиНижняя губаВыворачивает и растягивает нижнюю губу
12. Подбородочная мышца (парная)Нижняя челюсть у основания передних зубовВплетается в кожу подбородкаДвигает кожу подбородка
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная)Снизу и сверху прикрепляется к челюстямСпереди сплетается в круговую мышцу ртаПрижимает и надувает щеки, тянет угол рта
Жевательные1. Собственно жевательная мышца (парная)Скуловая дугаУгол нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней
2. Височная мышца (парная)Височная впадинаВенечный отросток нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть
3. Крыловидные мышцыЛежат в глубинеДвижение нижней челюсти вперед, назад и в стороны
4. Двубрюшная мышца:Располагается в области шеиОпускает нижнечелюстную кость
переднее брюшкоНижнечелюстная костьПодъязычная кость
заднее брюшкоСосцевидный отросток височной костиПодъязычная кость

Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной.

Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими.

Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.

Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.

Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.

Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной.

Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.

Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.

Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.

Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.

Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света.

Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения.

Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.

Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве.

На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *