Как учились дети войны

Школьная жизнь во время Великой Отечественной Войны

На их детскую долю выпало непало трудностей и испытаний, но они продолжали учиться, чтобы своей хорошей учебой доставить хоть какую-то радость уставшей матери.

Как учились дети войны. 34153b5c01. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-34153b5c01. картинка Как учились дети войны. картинка 34153b5c01.

Война наложила свой отпечаток на образовательный процесс в школах. В первое время наблюдался большой отток учащихся: старшеклассники уходили на фронт, кто-то из детей стал выполнять в семье обязанность нянь младших братьев и сестер, у кого-то просто не было возможности посещать школу из-за материальной необеспеченности. Многие родители отправляли детей на работу, считая, что в это время «не до учения». В сложившейся ситуации большую роль сыграли учителя. Именно они способствовали возвращению учеников в школы, занятия в которых продолжались, несмотря на войну.

Как учились дети войны. 9d137151bf. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-9d137151bf. картинка Как учились дети войны. картинка 9d137151bf.

Как учились дети войны. 039d744cec. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-039d744cec. картинка Как учились дети войны. картинка 039d744cec.

В учебные планы также были внесены изменения. Так, к примеру, в преподавании математики, физики, химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом. На уроках химии изучались средства противохимической защиты. На уроках русского языка к классическим темам сочинений добавились такие как «Чем я помог фронту». С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Как учились дети войны. 2d0a762071. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-2d0a762071. картинка Как учились дети войны. картинка 2d0a762071.

Большой проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. Школы объединяли, потому что нужны были свободные здания под госпиталь. Образовательный процесс проходил в три смены: с 7:30 утра до 23 часов. Урок длился 35 минут, а перемена — 5 минут.
Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей (вместо них в ход шли газеты), карандашей, перьев, мела. Чернил не хватало, поэтому дети писали углем или свекольным соком. Но предпочтение все равно отдавали саже. Ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Учебников было мало. Если несколько человек жили рядом, им выдавали один учебник, и они вместе собирались у кого-то дома и читали, готовили домашние задания.

Как учились дети войны. 83436f120f. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-83436f120f. картинка Как учились дети войны. картинка 83436f120f.

В школах зачастую не было самого необходимого — тепла и еды. Дрова для отопления дети заготавливали вместе со взрослыми. В школьных огородах сажали свёклу, лук, морковь, капусту, картофель. Из этих овощей зимой варили супы: щи и борщи. В день выдавалась небольшая булочка, дети сами собирали ягоды и травы.

Как учились дети войны. 5f4b5c1176. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-5f4b5c1176. картинка Как учились дети войны. картинка 5f4b5c1176.

Несмотря на все тяготы жизни в войну, в школах поддерживался порядок, по некоторым данным, даже удалось повысить успеваемость детей. Это настоящий подвиг учеников и педагогов, пример слаженной работы. Учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др.
Своим примером учителя показывали, как нужно выглядеть, говорить, какие поступки совершать. В них горела великая сила патриотизма и нерушимая ответственность за будущие поколения.

Как учились дети войны. fd0616da67. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-fd0616da67. картинка Как учились дети войны. картинка fd0616da67.

Все мы помним подвиги солдат, разведчиков, генералов, так нужно знать и подвиги других «героев». Так или иначе, учителя – это те самые люди, кто воспитывает настоящих Людей с большой буквы.
В память о таких людях, фанатов своей профессии и своего призвания, по всей стране в разных городах организована фотовыставка «Учителя в Великой Отечественной войне». Она продлится с 5 по 10 октября. Организаторами выступает Молодежный парламент при Государственной Думе, Молодежные парламенты субъектов РФ и др.

Как учились дети войны. 9729e3f367. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-9729e3f367. картинка Как учились дети войны. картинка 9729e3f367.

Как учились дети войны. 0a7c11da52. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-0a7c11da52. картинка Как учились дети войны. картинка 0a7c11da52.

Как учились дети войны. 161971e333. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-161971e333. картинка Как учились дети войны. картинка 161971e333.

Узнайте адрес выставки в вашем городе и обязательно посетите. Вы не останетесь равнодушными.

Источник

Как жили и о чём мечтали дети во время Великой Отечественной войны

Накануне Дня Победы мы решили найти и поговорить с людьми, пережившими Великую Отечественную войну. Их осталось мало, очень мало, поэтому так ценны и важны их живые голоса и воспоминания. Нашим героям — Марии, Рите и Ирине — было на июнь 1941 года 15, 10 и 8 лет. Они пережили лишения и потери, радовались и огорчались, а ещё мечтали.

Как учились дети войны. b09f3a98. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b09f3a98. картинка Как учились дети войны. картинка b09f3a98.

Как учились дети войны. b3b8f7d7. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b3b8f7d7. картинка Как учились дети войны. картинка b3b8f7d7.

Мария Павловна Злобина, работник тыла, ветеран труда

Как учились дети войны. b6ec0fa5. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b6ec0fa5. картинка Как учились дети войны. картинка b6ec0fa5.

Мария Злобина (справа) с подругой, 1946 год

«Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. Война застала меня дома в родной деревне Непрядва в Тульской области Воловского района. Вместе со сверстниками копала окопы и трудилась в колхозе до осени 1941 года.

В деревне хлеба и крупы не было. Мы ели в основном картошку, пекли из неё блины или оладьи. Варили щи из верхних листьев капусты и из свекольной ботвы. Из оставшихся на полях снопов ржи по ночам воровали колоски, молотили их подручными средствами и варили что-то типа похлёбки. А лучший десерт того времени – варёная сахарная свекла.

Потом была оккупация. Немцы ходили по деревне и собирали с каждого двора кур. Моя мама один раз отдала им четыре курицы и больше они к нам не заходили. Корову прятали в снопах сена в сарае, она была нашей кормилицей. Давали ей много воды и сена, чтобы она не мычала и не выдала себя.

В начале 1942 нашу деревню освободили. Когда немцы отступали, было холодно и морозно. Их лошади скользили по льду реки и они их не щадили, застреливали. Меня домашние отправили за водой. И только немцы ушли, буквально за ними следом – широкой линией наши идут. Мне так это хорошо запомнилась: как будто целая армия идёт боевым строем, шириной полкилометра точно. Деревенские встречали Красную армию кто вареной в мундире картошкой, кто самогонкой. А я – вёдрами воды.

6 мая 1942 года сотрудник железнодорожного училища меня и ещё двух девушек и одного юношу из нашей деревни забрал в железнодорожное училище №8 в г. Узловая, где я стала учиться по специальности слесарь паровоза. Училась и одновременно проходила практику – была заготовителем в цехе города Кашира: сверлила, точила, изготовляя шайбочки, гайки. Была ловкая и умелая работница. В цехе холодно, ничего не отапливалось, руки мёрзли без варежек и я ходила греться в кузницу. Проработала в Кашире до 1948 года и после мне вручили медаль за доблестный труд.

Когда училась, жила в общежитии, а раз в месяц можно было съездить домой к маме, но не всегда это получалось – важнее было работать для фронта и победы. Кормили в училище хорошо, три раза в день. Всегда были суп и каша, на день выдавали 650 г хлеба: в завтрак – 200 г, в обед – 250 г, на ужин – 200 г. Обеденный хлеб я продавала, на вырученные деньги покупала маме домой стакан соли и спички, а себе гребешок, зеркальце или заколки.

Мечтала о простой домашней еде, что ела до войны. Разносолов и деликатесов у нас в деревне не было никогда, а хлеб, кусок варёного мяса с картошкой или каша – всегда были на столе. Хотелось обычной еды. На Узловой в мае 1945 года я встретила Победу».

Как учились дети войны. b4cb45a8. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b4cb45a8. картинка Как учились дети войны. картинка b4cb45a8.

Мария Злобина, начало 50-х годов

Безграничная любовь, доброта и труд — это тоже о Марии Павловне. В свои 92 года она не сидит на месте. Всегда занята чем-то полезным и нужным: поливает цветы, моет посуду, шьёт, подшивает, вяжет, а если не понравится, распустит и снова свяжет. Она умело и ловко готовит домашнюю лапшу и чемпион по котлетам, как уверяет её внучка Екатерина. Вместе они иногда устраивают пир: жарят сало и едят шкварки с чёрным хлебом и «до трясучки» любят жареную, а потом тушёную — до разделения на волокна — свиную пашину.

Рита Ушеровна Островская, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник лаборатории психофармакологии, НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН, Москва

Как учились дети войны. b09eed9f. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b09eed9f. картинка Как учились дети войны. картинка b09eed9f.

Риточка Островская с родителями и братом Осей

«Война застала меня в Анапе в детском лагере. Мне было 10 лет. В начале июля 1941 через Ростов возвратилась в Москву, а потом эвакуировалась с мамой и старшим братом в город Березовский, Свердловская область. Местные нас не взлюбили, во-первых, москвичи, во-вторых, они считали нас ярыми коммунистами. Мы дико тогда голодали. И я мечтала, что хозяева дома, где мы жили, выбросили бы свекольную ботву, чтобы можно было её подобрать и что-нибудь из неё сварить.

Однажды со мной произошла ужасная история. Моему брату, студенту свердловского института, достался кофе в зёрнах. Это была часть его пайка. А мы даже представления не имели, что такое кофе: до войны пили только цикорий. И я съела эти зерна, полкилограмма. И попала в больницу с тяжелым отравлением, чуть не умерла. Уже позже, когда мы немного обжились в эвакуации, люди пожалели мою маму, взяли работать на молочную кухню, и это меня спасло. Она стала приносить оттуда какие-то остатки, так и выжили.

Когда вернулись в Москву, здесь уже стало немного получше. Можно было записаться на «суфле» – это было густая и сладкая жидкость, которую продавали в бидонах, как сейчас квас. Норма на человека – 1 литр. Это было нечто! Был ещё один кулинарный шедевр военных лет. Если удавалось купить дрожжи и найти хлопковое масло, жарили эти дрожжи с луком – аромат был будто бы паштет печёночный. Уже в 1944 году, в московской школе иногда давали по пирожку, почему-то с яблоками.

До войны папа покупал за 7 копеек французские сдобные булки, и делал бутерброды с тонко нарезанной колбасой. Мечтала, что бы папа вернулся с войны и вот об этих булках тоже мечтала. Мечты осуществились: папа вернулся и снова покупал мне сдобу, но не долго – он умер вскоре после победы. А вот моя подруга мечтала о «сырковой массе» с изюмом, этот сырок в корзиночке из бересты продавался в довоенное время.

Я хорошо училась, часто ездила в Ленинскую библиотеку и окончила школу с золотой медалью уже в послевоенные годы. В родном городе встретила и победу. Люди выходили на улицу и обнимали друг друга. Это было так, как в кино показывают – в «Летят журавли». Это была незабываемая ночь!

Когда я вспоминаю военное время, видятся мне котелки, в которых давали что-то типа лапши с кусочками картошки. Помню однажды шла, упала и пролила этот суп. До сих пор у меня остался шрам на ноге и шрам души: я так переживала, что оставила всех без еды.

До сих пор рука не поднимается выбросить продукты. Всегда стараюсь даже остатки заморозить или ещё как-то переработать, или доесть. С военных лет осталось уважение к еде.

Как учились дети войны. b2c1ae31. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b2c1ae31. картинка Как учились дети войны. картинка b2c1ae31.

Рита Островская, (вторая справа) 1949 год, 2 МГМИ, группа 16, лечебный факультет, 2-ой курс

Рита Ушеровна — глава большой семьи. У нее два внука и два правнука. Чрезвычайно активная, милая, умная и проницательная, у нее хватает времени и сил еще и на работу. Она по-прежнему врач — психофармаколог, изучает ноотропные препараты. Не отстаёт от времени, «зависает» в компьютере вообще, и в фейсбуке, в частности.

Ирина Георгиевна Булина, автор книги «Блокадная зима моего детства»

Как учились дети войны. b169796a. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b169796a. картинка Как учились дети войны. картинка b169796a.

Ирочка Булина, фото 40-х годов

«Я встретила начало войны под Ленинградом, в родном Колпино – небольшом городке, который стоит на реке Ижоре, притоке Невы. Мне было 8 лет. Дети моего поколения всегда играли в войну. Воспитанные на книгах Аркадия Гайдара, смотревшие много раз фильмы «Чапаев» и «Истребители», мы завидовали тем замечательным людям, которые совершали настоящие подвиги и в тайне мечтали: «Вот бы и вправду была война! Мы бы, конечно, очень быстро разбили всех врагов!» К сожалению, скоро война началась взаправду.

22 июня 1941 года мы поехали на катере до Ям на Ижоре, где было хорошее купание. И провели там потрясающий день. А когда вернулись домой, все уже говорили о войне. Правда, многие восприняли это как какое-то недоразумение и были уверены – это на пару недель.

Война подбиралась к нам постепенно и в начале сентября родители приняли решение переехать в Ленинград. Квартиры у нас там не было и первое время мы жили у папы на Металлургическом заводе. 4 сентября блокадное кольцо закрылось, но затруднения с продуктами были еще минимальные: исчез белый хлеб и молоко подорожало, но его можно было достать за 5 руб/литр. Это было недешево, но папа был высокооплачиваемым специалистом и мы могли себе это позволить. Даже работали рестораны, мы с мамой обедали там за 15 рублей. В середине сентября трудности с продуктами уже появились, но голод ещё не ощущался. Никто и не думал, что вскоре наступят времена, когда и за деньги нельзя будет ничего купить.

Помню страшный пожар на Бадаевских продовольственных складах во второй декаде сентября. Казалось, всё небо над городом заволокло чёрным дымом. В воздухе горьковато пахло жжёным сахаром. Сахар горел, плавился и тёк по улице, как лава, вбирая уличный мусор, а потом застывал коричневой карамелью. Люди отковыривали и собирали эти потёки. Было уже понятно, что грянет голод. Продуктовые нормы после этого пожара резко сократились.

Зима в тот год выдалась невероятно морозная. Но вечерами долго не давал заснуть не холод, а невыносимое чувство голода. После скудной еды оно не проходило совсем, а лишь немного приглушалось. А со временем притупилось и стало просто частью существования. Нам ещё повезло, мы могли долгое время понемногу пить чай и кофе из бабушкиной коллекции, которую к счастью вывезли из Колпина в Ленинград – она была страстной любительницей чаепития. Мы растянули её до конца декабря. Использованную заварку и кофейную гущу не выбрасывали – из них потом жарили лепёшки, маленькие как печеньица, на олифе или касторовом масле, которое мы случайно нашли в аптечке. Пищевых отходов, в нашем нынешним понимании этого слова, вообще, не стало. Например, очистки от картошки мы натирали на тёрке и пекли из них какое-то подобие лепёшек.

В середине декабря 1941 года выдачи продуктов (жиров, круп, сладкого) не было по нескольку дней. Давали только «хлеб», но то, что называлось хлебом, было невесть чем, с небольшим добавлением муки. И нормы этого «хлеба» были мизерными. На иждивенца с ноября на сутки полагалось 125 г, на работающего – 250 г! Даже спустя много месяцев после эвакуации папа не мог избавиться от привычки после еды сгребать в ладонь хлебные крошки и отправлять их в рот. Это происходило помимо воли.

Помню, как безумно хотелось сладкого. Однажды я нашла фантик от довоенной конфеты «Чио-чио-сан» и сосала эту обёртку два дня. Потом как карамельку сосала янтарные бусины из бабушкиного украшения. Один раз мы с маминым братом затеяли мазохистскую словесную игру: вспоминали, что из вкусного ели до войны. И понятно, почему на нас ворчала бабушка. Все искали способы хоть как-то отвлечься от еды, поэтому с куклами я тоже играла мало. Ведь они должны были ходить друг к другу в гости, а гостей нужно угощать. Играть в это было просто невозможно.

Я до сих пор не люблю перебирать крупу. Однажды в январе 1942 года мама выменяла на рынке что-то из своих вещей на 1 кг ободранного овса и кусок жмыха (комбикорма). Мне давали задание перебирать и шелушить руками по зёрнышку, пока не наберётся моя порция – кофейная чашечка. Я чистила и загадывала: «Если я за полтора часа начищу полную чашку, мама вернётся живая после похода за продовольствием и водой». Очень хотелось грызть даже сырой и нечищеный овёс, но меня останавливала необходимость выполнить зарок.

31 марта 1942 года нас эвакуировали из Ленинграда. 15 апреля мы оказались в Тюмени. В Тюмени продукты продавали, но менять нам было уже нечего – чемодан у нас украли в санпропускнике города. Мешок картошки стоил 1200 рублей – вся папина зарплата инженера на фанерном заводе. Мама устроилась бухгалтером в заводскую столовую – место «хлебное», но вынести она ничего не могла. Правда, ей иногда удавалось пронести для меня половину бублика в лифчике.

Как же все ждали Дня победы – и дождались! И такое чувство единения народа я помню только 12 апреля 1961 года, когда Гагарин полетел в космос».

Как учились дети войны. b09f3a98. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-b09f3a98. картинка Как учились дети войны. картинка b09f3a98.

Друзья Ирочки Булиной (первая слева), Колпино, накануне 22.06.41 года

В этом году Ирине Георгиевне исполнится 85 лет. Ее активности можно только позавидовать! Застать дома Ирину Георгиевну непросто – то она в Совете Ветеранов, то на очередном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне. Ирина Георгиевна считает своей миссией рассказать сегодняшним школьникам правду о войне и сохранить важную часть истории нашей страны, поэтому она – частый гость открытых уроков в московских школах. Да ещё и помогает внучке с правнуками – двумя непоседами пяти и трёх лет.

Источник

Как учились дети войны

Как учились дети войны. cover. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-cover. картинка Как учились дети войны. картинка cover.

Как учились дети войны. cover. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-cover. картинка Как учились дети войны. картинка cover.

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

Как учились дети войны. pdf 50. Как учились дети войны фото. Как учились дети войны-pdf 50. картинка Как учились дети войны. картинка pdf 50.

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Однажды от мамы я узнала, что мои прабабушки и прадедушки – дети войны. Мне было не понятно это страшное словосочетание – дети и война. И причем здесь мои прабабушки и прадедушки? Они же взрослые. Многих уже нет в живых. Но услышав рассказ об их детстве в военные годы мне все стало понятно.

О Великой Отечественной войне я знаю из фильмов, книг. Есть много рассказов о героях этой войны, их подвигах. Но мало кто знает, как жили в войну обычные девчонки и мальчишки, что им приходилось терпеть. На мой взгляд данная тема заслуживает отдельного внимания.

Эта работа посвящена моим прадедушкам и прабабушкам, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны. Война быстро сделала из них маленьких взрослых. Заставила терпеть голод и холод. Отучила плакать. Каждый раз слушая рассказы о войне, я представлю себя на месте моих прадедушек и прабабушек, но мне кажется, что я бы не смога выдержать и половины испытаний, выпавших на их долю.

Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Уходят из жизни те, чье детство прошло в военные годы. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Мое поколение должно свято хранить память о прошлом своей страны, помнить какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне.

Я провела небольшое анкетирование среди учащихся вторых классов. По результатам этого анкетирования мною было установлено, что мои сверстники хотели бы больше знать о жизни детей в Великую Отечественную войну. В большинстве семей есть родственники, чье детство пришлось на военные годы, но одноклассники мало что знают об этом. К сожалению, многих детей войны уже нет в живых и восполнить эти данные не представляется возможным. Поэтому моя работа направлена на то, чтобы сохранить память об этих людях для будущих поколений.

Цель исследовательской работы: собрать информацию и показать на примере биографии моих прадедушек и прабабушек, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; показать, что эти дети внесли свой вклад в победу.

— изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны;

— сохранить память о моих прадедушках и прабабушках;

— рассказать о результатах своей работы в классе, чтобы заинтересовать моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

— беседы с родственниками;

— анкетирование учащихся школы;

— изучение семейного архива, документальных источников, Интернет-ресурсов;

— анализ и обобщение полученной информации.

Объект исследования: дети войны.

Предмет исследования: детство моих прабабушек и прадедушек в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: материал, который я получила в ходе исследования, можно использовать на классных часах, на уроках и занятиях по внеурочной деятельности, посвященных Великой Отечественной войне. Этот материал поможет сохранить память о суровом детстве моих прадедушек и прабабушек в военные годы и будет способствовать воспитанию патриотизма у школьников.

Глава 1. Что мы знаем о детях войны?

1.1. Кто такие дети войны?

Кто такие дети войны? Для ответа на этот вопрос вначале я обратилась к официальному источнику.

В настоящее время существует проект закона «О детях войны», где дается разъяснение, кого следует к ним относить.

К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживающие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказания в местах лишения свободы в этот период [1].

Однако статус «Дети войны» в разных регионах России присваивается при различных условиях. В одном субъекте – это наличие факта смерти одного из родителей во время ВОВ, в другом – проживание в специализированном учреждении-интернате [5].

Жизнь детей войны складывалась по-разному.

Есть среди них дети герои Советского Союза. В рядах защитников Отечества было много детей. Мальчишки и девчонки сбегали из дома на фронт. Они становились «сыновьями полка», партизанами в лесу. К сожалению, не все из них возвращались домой живыми.

Еще более страшная участь ждала детей в концлагерях. О Бухенвальде и Освенциме слышали все. Взрослых и детей заставляли выполнять самую тяжелую работу, над ними проводили страшные опыты, брали кровь для немецких солдат, издевались, убивали.

Тяжело приходилось детям на оккупированных территориях. Фашисты не жалели никого. Часто их сжигали вместе со взрослыми, расстреливали.

Детям в тылу тоже приходилось непросто. Почти все мужское население было на фронте. Всю тяжелую работу приходилось выполнять женщинам и детям. Они также терпели голод и холод, теряли близких людей.

Но где бы ни были эти дети, на линии фронта или в тылу, каждый день каждый из них совершал свой маленький подвиг.

1.2. Анкетирование учащихся школы.

Мною было проведено анкетирование учащихся вторых классов (см. Приложение 1). Всего 30 человек, 16 мальчиков и 14 девочек.

Целями этого анкетирования были: выяснить, что знают мои сверстники о детях войны; интересна ли им данная тема; хотели бы они узнать о детях войны больше.

Результаты этого анкетирования следующие.

На вопрос «Кто такие дети войны?» были получены такие ответы как «Это дети, которые жили в годы войны», «Дети, которые родились в войну», «Дети, чьё детство прошло в военное время». В целом все ребята знают, кто такие дети войны.

На вопрос «Есть ли в вашей семье дети войны» 26 человек ответило утвердительно, 4 человека затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос «Знаете ли Вы историю их детства?» были получены следующие ответы. 11 человек знают историю детства своих родственников в военные годы. 12 человек знают, что в их семье есть родственники, чье детство прошло в военные годы, но знают об этом немного. 7 человек ответило на этот вопрос отрицательно.

На вопрос «Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?» утвердительно ответили 22 человека.

На вопрос «Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» 29 человек дали положительный ответ, 1 человек ответил, что ему это не интересно.

Проведенное мною исследование показало, что большинству учащихся интересна эта тема. Они хотели бы больше узнать о детях войны, их жизни в военное время.

После анкетирования одни ребята с удовольствием делились военными историями своей семьи, другие слушали их с интересом.

В моей семье тоже есть такие истории.

Глава 2. Дети войны – дети, лишенные детства.

2.1. Детство моего прадедушки Кудрявцева Сергея Ивановича.

Свой рассказ я начну с моего прадедушки Кудрявцева Сергея Ивановича, о котором у меня остались только самые тёплые воспоминания. У нас с прадедушкой была своеобразная забава. На одной из стен в зале прадедушка Серёжа сделал ростомер и отмечал как растут сначала его внуки, а потом правнуки. У каждого из нас на стене была своя метка. К сожалению, он уже не увидит, как ещё немножко и я «догоню» свою маму. В прошлом году прадедушки не стало.

Когда началась война моему прадедушке Кудрявцеву Сергею Ивановичу было шесть лет. С семьей он жил в селе Демидовка Сызранского района Куйбышевской области (ныне Самарской области). Прадедушка не любил рассказывать о своем детстве, ведь это детство было очень тяжелым.

Его отца в 1941 году забрали на фронт. Мать осталась одна с пятью детьми – четырьмя мальчиками и одной девочкой. Младшей сестричке не было и года. Старшему брату – восемь лет. Жили они в небольшой избе. Она состояла всего из одной комнаты с печью, к которой были пристроены сени. Двор и огород ограждал плетень. Семья жила скромно. Мать не баловала мальчишек, а после известия с фронта о гибели отца и вовсе решила, что пора бы им самим зарабатывать на хлеб. Сейчас это решение кажется ужасным, но в то время иначе, наверное, было не выжить.

В шесть лет мой прадедушка вынужден был трудиться наравне со взрослыми. Летом он работал водовозом. В его обязанности входило: запрячь лошадь, налить воды в фляги и отвести её работникам в поле. Надо ли говорить, что для шестилетнего ребенка это была очень тяжелая физическая работа. Лошадь по началу никак не хотела слушаться маленького хозяина. Она фыркала, упиралась, норовила ударить копытом, но потом понемногу привыкла. Фляги с водой весили больше чем шестилетний ребенок. Их нужно было налить полными, поставить на телегу, а потом под палящим солнцем доставить до места. И так несколько раз за день.

Однако на этом его обязанности не заканчивались. После тяжелого трудового дня он шел в лес заготавливать березовые веники, собирать сосновые шишки по разнарядке, выданной в колхозе. До нижних веток березы ребенку практически невозможно было дотянуться, а крепкие стволы дерева не хотели сгибаться под «тяжестью» исхудавшего детского тела. Мать о трудностях ничего и слышать не хотела.

Собирать шишки было легче. Но когда ведра набирались полными, они становились тяжелыми, как камень, а нести их приходилось пешком несколько километров.

Зимой у мальчика была другая работа. Днем он чистил снег, а ночью сторожил контору.

За работу мой прадедушка получал получку, говоря современным языком зарплату, но только не в денежном выражении, а продуктами. Вот только продукты эти, к сожалению, ему не доставались.

Вот как мой прадедушка вспоминал один из дней, когда выдавали получку.

«Закончился день. Работники разошлись по домам. Я остался один. Прилег на лежанку. Но мысли о том, что завтра выдадут хлеб не давала мне покоя. За окном разыгралась метель. В трубе выл ветер. В окно стучали ветви яблони. А мне все казалось, что это разбойники хотят залезть в контору и ограбить её. Хотя, что там было грабить.

Проворочавшись так всю ночь, под утро я задремал, но ненадолго. Начинался день. Пришли люди. Стали заниматься своими повседневными делами.

Наконец, привезли хлеб! Его только что испекли. От запаха свежего хлеба сводило живот. В горле стоял ком.

Мне положена была четвертинка буханки.

Когда я получил свою зарплату, то сразу же положил её за пазуху. Сверху поплотнее захлопнул тулуп, который был мне на несколько размеров больше, и бегом побежал домой. Очень хотелось есть, но даже и в мыслях не было съесть хотя бы крошечку.

Придя домой я с гордостью вручил матери хлеб, надеясь, что она отломит мне хоть маленький кусочек, похвалит. Но мать убрала хлеб на самую дальнюю полку, а мне с братьями налила в одно большое блюдо похлебку. В действительности это была чуть забелённая молоком вода, в которой плавали кусочки картошки и лука. Но и за эти кусочки еще нужно было побороться.

От обиды я чуть не плакал. Но слезы лить было некогда. Замешкаешься и вовсе останешься без еды».

Позже мой дедушка пошёл в школу. Днем учился, а вечером продолжал работать. После окончания школы он долгое время трудился в колхозе трактористом. Но с детства прадедушка больше любил не поле, а лес, поэтому перешел в лесники, где и работал до пенсии.

В воспоминаниях прадедушки о своем детстве в военные и послевоенные годы нет воспоминаний об играх, детских шалостях. Он быстро повзрослел. Война лишила его детства.

2.2. Детство моей прабабушки Кудрявцевой (Строевой) Валентины Фёдоровны.

В начале войны моя прабабушка Кудрявцева Валентина Фёдоровна была совсем маленькая. Она, как и прадедушка, жила в селе Демидовка. В 1941 году её отца призвали на фронт. Там он получил тяжелое ранение. Поездом его отправили домой, но до дома он не доехал. От большой потери крови умер в дороге и был похоронен в братской могиле.

Через некоторое время мать снова вышла замуж. Отчим не любил маленькую Валю. В новой семье девочка была лишней. За малейшую провинность её стали сурово наказывать.

Когда взрослые уходили на работу, за девочкой часто присматривала старушка, жившая на окраине деревни. Как-то раз в её избушке начали происходить странные вещи, то пропадет обед со стола, то курица со двора. А однажды маленькая Валя и вовсе не захотела идти в дом к старушке. Она утверждала, что видела страшного дядю с бородой.

Заподозрив неладное взрослые собрались осмотреть дом. Выяснилось, что на чердаке дома прятался дезертир. Так моя прабабушка невольно помогла его поимке. Страшная судьба ждала этого человека в военное время. Его приговорили к расстрелу.

Вскоре у моей прабабушки родилась сестричка. К этому времени Валя немного подросла, и мать решила, что теперь она будет присматривать за новорожденной. Неподалёку жил мальчик Ваня, который тоже был вынужден оставаться со своей младшей сестрёнкой. Детям очень хотелось играть, но младенцы всё время плакали, мешали. Тогда Валя и Ваня придумали способ, как успокоить малышей. Они носили маленьких детей на родник и купали их в ледяной воде. От этого младенцы успокаивались и долго спали. Удивительно, но после таких купаний дети ни разу не болели.

Через некоторое время отчим Вали поехал на Украину. Домой он не вернулся. Что с ним произошло в дороге никто так и не узнал.

Семья голодала. Много рассказов соей прабабушки было связано с темой голода в военные годы. Вот лишь некоторые из них.

«Однажды меня отправили к тетке за солью. Когда я возвращалась с полной солонкой, с пастбища гнали табун коров. Не знаю почему, одна из них бросилась на меня. Я очень испугалась и побежала. Мне удалось забежать в чужой огород. Я чудом спаслась, но соль рассыпала. Дома не стали слушать мои оправдания. Отчим взял хворостину и выпорол».

«В соседнем доме были поминки. Меня пригласили. Среди всех детей я была самая маленькая. На стол поставили большое блюдо со щами. Одно на всех, как и принято в деревне. Но я не могла дотянутся ложкой до блюда. Щей мне не досталось. Потом принесли кашу. Каши мне тоже не досталось. Затем был компот. И тут я протиснулась сквозь детей и залезла в блюдо рукой. Мне удалось выловить лишь маленькое сушеное яблоко. С этим яблоком в руке я шла домой и ревела».

Чтобы семье выжить девочке пришлось работать. Сначала она собирала лесные ягоды и продавала их на базаре. На вырученные деньги покупала хлеб, соль, спички. Чтобы попасть на базар вставать приходилось очень рано. Если повезёт её подвозили местные жители, если нет, приходилось идти до города пешком. Потом ездила на базар с молоком.

Вскоре моя прабабушка пошла в школу. В школе она сидела за одной партой с мальчиком по имени Слава. Мама Славы работала в магазине. Слава всегда приносил на обед вкусные оладушки. У Вали же были только крахмальные лепёшки. Эти лепешки готовились из полугнилой прошлогодней картошки вперемешку с мукой. Такую картошку девочка вместе с бабушкой собирала после уборки урожая с колхозных полей. Как ни странно, но крахмальные лепешки очень нравились Славе, поэтому дети всегда менялись обедами.

Моей бабушке нравилось учиться. Особенно легко ей давалась математика. Она мечтала, что когда вырастет, то обязательно будет работать в магазине, как мама Славы. Но мечтам девочки не суждено было сбыться. После окончания семилетки мать определила её в колхоз птичницей. Через год она пошла работать дояркой.

Когда мы приезжаем в гости прабабушке, она всегда печет для нас пироги. А еще ей все время кажется, что мы голодные. Огорчается, если мало поели. Каждые пять минуть приглашает снова сесть за стол. Вначале я удивлялась такому поведению, но теперь мне стало все понятно. В детстве моя прабабушка голодала. Теперь же она тревожится, чтобы её близкие и родные люди не остались голодными.

2.3. Истории моих прадедушки Рассабина Степана Кузьмича и прабабушки Рассабиной (Куликовой) Клавдии Павловны.

Моих прадедушки Степана и прабабушки Клавдии уже давно нет в живых. С ними лично я, к сожалению, не успела познакомиться. Информацию об их детстве в военные годы мне пришлось собирать буквально по крупицам, поскольку они не очень любили вспоминать то суровое время.

Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке Рассабину Степану Кузьмичу было 8 лет. Он вместе с семьей жил в селе Демидовка Сызранского района Куйбышевской области. В семье воспитывалось двое детей. Отец работал лесником. Мать работала в колхозе.

Его отец Кузьма еще подростком воевал в гражданскую войну 1917-1922 гг. Служил в полку Буденного. Во время одного из сражений был контужен, поэтому по состоянию здоровья его не призвали на фронт в годы Великой Отечественной войны. Но семья потеряла в той войне много близких родственников.

Семья считалась зажиточной. Родители держали двух лошадей, корову и кур. Мальчик помогал по хозяйству. Нельзя сказать, что жили они богато, но в сравнении с другими семьями двоим родителям легче было поднять детей в военное время.

Позже мой прадедушка также, как и его отец, работал лесником.

Моя прабабушка Рассабина Клавдия Павловна встретила войну 6 летней девочкой. Её семья тоже жила в селе Демидовка.

История моей прабабушки очень похожа на истории других детей в годы войны. В 1941 году её отца, как и многих жителей села, призвали на фронт. В этом же году он погиб. Мать осталась одна с тремя детьми. Прабабушка Клава была старшим ребенком в семье, поэтому пока мать была на работе она присматривала за четырехлетней Машей и двухлетним Мишей.

Наверное, в годы войны им пришлось совсем плохо если бы не тетка Дарья, которая приходилась родной сестрой матери Клавы. Дарья была одинокой бездетной и очень набожной женщиной. В колхозе тетка не работала. Зато её приглашали «читалкой». Она читала по покойным Псалтырь. За это её щедро благодарили деньгами или продуктами. Учитывая то, что в годы войны похороны были практически в каждом доме, тетка Дарья не бедствовала и всячески помогала своей сестре и трем маленьким племянникам.

После войны мать Клавы продала дом в деревне и переехала в город. Одной с тремя детьми ей было тяжело, поэтому на семейном совете было решено, что старшая Клава остаётся жить с тётей Дашей. Тетка Дарья очень любила девочку, не обижала. Так и прожила моя прабабушка Клава у тетки, пока не вышла замуж.

Моя прабабушка Клава, привыкшая с детства нянчиться с детьми, впоследствии работала заведующей детским садом, имела много похвальных грамот. Эта работа ей очень нравилась.

3. Результаты исследования.

В ходе изучения семейного архива и опроса моих родственников я узнала много новых сведений о детстве моих прадедушек и прабабушек в военные годы. На примере их историй в моей работе было показано, что дети внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Они терпели голод, холод, теряли близких людей, но несмотря ни на что не сломались, продолжали жить и трудится на благо своей Родины. Хотя были среди них и те, кого тяжелая судьба обошла стороной.

Для выполнения поставленных цели и задач мною была выполнена следующая работа:

— уточнено понятие «дети войны»;

— проведено анкетирование учащихся для выявления их знаний о детях войны;

— изучены семейный архив, нормативные акты и интернет-ресурсы;

— проведен опрос мох родственников о жизни детей в годы Великой Отечественной войны;

— систематизирован материал и подготовлено сообщение для класса.

В процессе работы накопился большой материал о моих прапрадедах, воевавших на фронте, отдавших свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Выяснилось, что один из моих прапрадедов не попал на фронт по состоянию здоровья, но воевал в гражданскую войну 1917 года.

Также мною было выяснено, что мои сверстники хотели бы знать больше о Великой Отечественной войне, поэтому сейчас я продолжаю работать над сбором и систематизацией информации, касающуюся моих родственников, участвовавших в боевых действиях в 1941-1945 годах, об их подвигах. Моя работа не заканчивается.

Дети войны сегодня глубокие старики. Многих уже нет в живых. Этим детям пришлось быстро взрослеть. Наравне со взрослыми они терпели все тяготы военного времени. Им есть, о чем нам рассказать. Но пройдет ещё немного времени, и мы будем изучать историю тех героических лет только по учебникам. Поэтому так важно сейчас сохранить их воспоминания для будущих поколений. Времени осталось не так много.

Информация, полученная при проведении исследования актуальна для подрастающего поколения. Сегодня у молодых людей совсем другие ценности. Но послушав рассказы тех, кто пережил все ужасы войны, потерял самых близких и дорогих людей, начинаешь по-другому относится ко многим вещам. Ценишь мирное небо над головой.

В моей семье тоже есть дети войны. И я буду всегда гордится моими прадедушками и прабабушками, прошедшими такой нелегкий путь. Я буду помнить о них и брать с них пример.

Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи выполнены. Дети войны – это маленькие герои, которые не только на фронте, но и в тылу каждодневно совершали свои большие и маленькие подвиги. Я чувствую безграничное уважение к ним и огромную благодарность за их жизненный подвиг.

Моя работа в данном направлении будет продолжена.

Список использованных источников и литературы.

Проект федерального закона «О детях войны».

Семейный архив, воспоминания моих родственников.

Гарипова Д.Н. // Классный час «Дети войны». – URL : https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/03/14/deti-voyny.

Как получить статус «Дети войны». – URL :http://social-benefit.ru/veterany/socialnaya-podderzhka-detej-vojny/kak-poluchit-status-deti-vojny/.

Кто такие дети войны?

Есть ли в вашей семье дети войны?

Знаете ли Вы истории их детства?

Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?

Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *