Как птицы огонь добывали чему учит сказка

Как птицы огонь добывали чему учит сказка

Автор: Улагашева Инга Валерьевна

Организация: МКОУ «Детский дом№1 «Родник»

Населенный пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Таштагольский р-н, пгт. Спасск

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о шорских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

Развивающие задачи:

1. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

2. Развивать умение действовать согласованно.

1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству разных народов.

Методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (стихи), пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, столы, стульчики.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.

Ход занятия:

Слайд № 1.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы слушать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.А шорская сказка какая она?

Воспитатель.

В путешествие пойдем.

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

Воспитатель.

Дети (ответы детей):

Воспитатель. Приглашаю вас в путешествие по шорским народным сказкам.

Слайд № 2

Сказки все перемешались,

По дорожкам разбежались.

По дорогам мы пойдем,

Наши сказки соберем.

Воспитатель. А что бы наше путешествие было интересным, разрешите в дорогу с нами позвать нашего старинного друга Смайлика. Привет, ребята! Я смайлик. Я путешествую по сказкам и собираю книги для свой библиотеки. Помогите мне! Ответьте на вопросы и нажмите на правильный ответ, тогда я смогу собрать целую библиотеку шорских сказок.

Воспитатель. Ребята, вы готовы к путешествию?

Слайд № 3.

Воспитатель.

Кто так из зверей дань не платит?

Слайд № 4.

Воспитатель.

Кто из птиц огонь добыл?

Слайд № 5.

Воспитатель.

Что в переводе означает Темир-Тау?

Слайд № 6.

Воспитатель.

Назови сказку по иллюстрации

Слайд № 7.

Воспитатель.

На какую русскую сказку похожа сказка «Чагыс»?

Слайд № 8.

Воспитатель.

Почему у глухаря глаза покраснели?

Слайд № 9.

Воспитатель.

Что подарил медведь барсуку в сказке «Жирный барсук»

Слайд № 10.

Воспитатель.

Кого ищет кукушка в лесу?

Слайд № 11.

Воспитатель.

Почему у горы Пус-таг голова белая?

Слайд № 12.

Воспитатель.

Назови младшего брата рыбака из сказки «Как человек хозяином Земли стал»

Слайд № 13.

Воспитатель.

С кем боролся рыбак в сказке «Как человек хозяином земли стал»

Слайд № 16.

Воспитатель.

Ребята, вы все большие молодцы. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Посмотрите, сколько мы книг собрали для библиотеки Смайлика. Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания шорских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили. (Каждый участник путешествия получает сувенир).

Источник

Сказка «Как птицы огонь добывали»

Как птицы огонь добывали чему учит сказка. ico file doc. Как птицы огонь добывали чему учит сказка фото. Как птицы огонь добывали чему учит сказка-ico file doc. картинка Как птицы огонь добывали чему учит сказка. картинка ico file doc.Как птицы огонь добывали чему учит сказка. ico file pdf. Как птицы огонь добывали чему учит сказка фото. Как птицы огонь добывали чему учит сказка-ico file pdf. картинка Как птицы огонь добывали чему учит сказка. картинка ico file pdf.

Старинная сказка «Как птицы огонь добывали» показывает, что нельзя оставлять в беде окружающих и нужно пытаться помочь им делом или добрым и мудрым советом.
В древние времена у людей еще не было огня и они очень страдали от холода. Обратились люди за помощью к птицам. Разные птицы отправились добывать огонь для людей. Принесли для них уголек, а еще научили высекать огонь из камней.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Как птицы огонь добывали

Было это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнёздах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать её было легко, словом, всем хорошо жилось.

Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить-умолять:
— Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо — к солнцу и звездам поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете, — только вы и можете добыть и принести нам огонь…
Как птицы огонь добывали чему учит сказка. 1. Как птицы огонь добывали чему учит сказка фото. Как птицы огонь добывали чему учит сказка-1. картинка Как птицы огонь добывали чему учит сказка. картинка 1.Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.
Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:
— Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают, дай огонь им!
Ульгень разгневался и на людей, и на журавля, даже искорку огня из своего очага отказался дать, как журавль ни упрашивал, выгнал его из жилища, а сам спать улёгся.
Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснёт, потихоньку к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголёк выхватил, в длинном клюве своём уголёк зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принёс…
Другая птица — орлица, над высокими горами пролетая, на скалу подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень от неё отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в своих когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:
— Если два камня друг о дружку ударить — искры посыплются, огонь можно разжечь…
С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Источник

Как птицы огонь добывали чему учит сказка

Автор: Подлужная Алена Константиновна

Организация: МБОУ «Ягуновская СОШ»

Населенный пункт: Кемеровская область, с. Ягуново

Сказки продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество сказок, которые ребенок смотрит по телевизору, не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции зарубежной мультипликации. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов.

Основной целю реализации программы дошкольного воспитания является формирование основ базовой культуры личности. Возникает вопрос, на каком базовом материале, воспитатель должен строить свою работу с детьми.

В основе блока художественно-эстетического развития детей может лежать не только, красота природы, русские народные сказки, но и сказки коренных жителей, проживающих в нашем регионе – сибирские сказки и сказы. Мало кто сегодня читает своим детям сибирские сказки. Естественно, что они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

Цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок.

В рамках нашей методической разработки планируется провести исследование мнения родителей о том, читают ли своим детям Сибирские сказки и какие детям покупают игрушки? (см. приложение 1,2) Где предметом будет выступать, чтение родителями сказок народов Сибири, а объектом Сибирские сказки.

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. В современном мире мы наблюдаем обезличивание нации. Происходит активное навязывание новых идеалов и ценностей, противоречащих, всем тем догмам, которые отечественная культурная традиция выработала за многие века своего существования. Следствием этого является крайне неблагоприятная нравственно-этическая, этноэкологическая, демографическая ситуация, прогрессирующие социальные «болезни». Воспитание детей в духе и на материале традиционной народной культуры, восстановление системы преемственности народных художественных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуации.

В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре. Сказки народов, проживающих в Сибири не заслужено забыты. Сегодня на основе народного художественного творчества необходимо создавать различные развивающие, коррекционные и оздоровительные программы для детей.

Проблема на наш взгляд, заключается в несоответствии общего благоприятного отношения к использованию народного художественного творчества в этнопедагогических методиках ДОО и реальной практики реализации этнокультурных моделей воспитания, подходов, в объеме аутентичного фольклорно-этнографического материала и «подделок» под фольклор, сценических интерпретаций.
Идея методической разработки о необходимости создания особой этносреды (используя Сибирские сказки) и использовании в качестве педагогического материала образцов аутентичного фольклора в этнохудожественном воспитании для преодоления сложившейся кризисной ситуации в системе воспитания детей, в том числе использование средств НХТ в самостоятельной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта заключается в том, что на основе сибирских сказок можно создать этнокультурную насыщенность предметно-развивающей среды, которая будет подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития». Насыщенность образовательного пространства положительно влияющими на личностное развитие символическими объектами Сибирской культуры повышает чувствительность органов чувств, помогает ребенку получать изо дня в день все более многочисленные и прочные представления о мире.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Обращение к Сибирским сказкам- это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, через умение видеть памятники истории и культуры. Благодаря появлению в дошкольной организации народного музея дети погружаются в другую историческую и сказочную среду одновременно, формируют сенсорный, практический и культурно-исторический опыт. Обязательным условием является учет возрастных особенностей, уровня психического, интеллектуального и физического развития каждого ребенка и непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию.
Практическая значимость состоит в том, что материалы, представленные в данной разработке, могут быть использованы в работе с детьми в образовательных учреждениях города, области, в учреждениях системы дополнительного образования детей, в центрах досуга.

2. Сибирские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника

Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят и русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. По этому, и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несет огромную ценность.

Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя, как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд и преданий – это и сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа. Правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.

Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода в реках промерзает до дна, и, бывает, задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не “лови рыбу”, а “собирай”). Сказки напоминают читателю о близости Тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке “Волшебные рога Огаило” дети знакомятся с редким видом животных – снежном бараном-аргалием, занесенном в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке “Кедровкины кладовки”, написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия “кедровка”, “сойка”, тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии “Донюшка”, дети получают из сказки В.Стародумова “Голомянка”

Обратимся к сибирским сказкам, которые сказывали детям народы, проживающие в Сибири. Никому сегодня не известные, не имеющие ярких обложек, но несущие основы мироустройства, коренных жителей: телеутов, шорцев, русских.

Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак», знак – человека, знак животного, знак птицы. Причем кукла не обязательно собой представляла человека. В руках мастериц оживали персонажи сказок, лисы, медведи, зайцы и т.д.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Игра с ней позволяют «внедриться» в традицию, в особое «пространство-время», выступающие знаковым символом некого единого временного и пространственного континуума культуры.

3.Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника при изучении сибирских сказок

Осуществляя эстетическое воспитание необходимо воспитательный процесс направить на решение следующих задач:

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе художественно эстетической деятельности может быть направлена на изготовление сказочных персонажей, кукол-знаков, олицетворяющих доброту, красоту, честность, порядочность, хитрость, силу и т.д.

Методы эстетического воспитания:

— самостоятельная художественная деятельность детей.

Формы организации детей:

— художественно— дидактические игры

— праздничные утренники, вечера развлечений

— экскурсии и прогулки

— кино и телепередачи

Нами составлен сборник Сибирских сказок в соответствии с возрастом ребенка.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

Построение образовательного процесса самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей с учетом регионального компонента

4.Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок

К механизмам реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок можно отнести:

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Поэтому воспитателям и родителям придется решать двойную задачу:

Поставленная цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок, достигнута

Воспитанники познакомились с Сибирскими сказками эпосом шорцев и телеутов. Узнают и пересказывают сюжет, выделяют персонажей, понимают и различают положительных и отрицательных героев. Дети слушают сказки, представляют образы, выполняют зарисовки, раскрашивают с чувством вкуса. Могут выполнять работу с шаблонами: обводить, вырезать.

Закреплен навык склеивания текстильных деталей. Правильно заливают фон рисунка в зависимости от техники рисования.

Резульаты опроса родителей о чтении сибирских сказок детям.

Читаете ли вы своим детям сказки региона в котором проживаете, например, сибирские сказки.

Источник

Методическая разработка Сибирская сказка как средство художественно-эстетического развития

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района

«Развитие познавательной творческой активности детей, обогащение их социального опыта посредством изучения Сибирских сказок»

Воспитатель ДОУ «Колосок»:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Роль Сибирских сказок в современном образовательном процессе дошкольного образования…………………………………………………….….5

2.Сибирские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника………………………………………………..7

3.Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника в поцессе изучения сибирских сказок……………………. ………………………9

4.Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок……………………………………………………………. …13

Приложение 1.Результаты опроса родителей о чтении сибирских сказок детям…………………………………………………………………………. …19

Приложение 2. Результаты опроса родителей о видах игрушек, покупаемых детям …………………………………………………………………………..…20

Приложение 3. Чтение сибирских сказок. 21

Приложение 4. Выполнение рисунков на тему сказки « Как птицы огонь добывали»………………………………………………………………………. 22

Приложение 5.Плоскостная лепка героев по мотивам Сибирской народной сказки «Мааны»……………………………………………………………..…..25

Сказки продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество сказок, которые ребенок смотрит по телевизору, не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции зарубежной мультипликации. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов.

Основной целю реализации программы дошкольного воспитания является формирование основ базовой культуры личности. Возникает вопрос, на каком базовом материале, воспитатель должен строить свою работу с детьми.

В основе блока художественно-эстетического развития детей может лежать не только, красота природы, русские народные сказки, но и сказки коренных жителей, проживающих в нашем регионе – сибирские сказки и сказы. Мало кто сегодня читает своим детям сибирские сказки. Естественно, что они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

Цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок.

Реализация содержания вариативной части ООП МБОУ «Ягуновская СОШ» национально-регионального компонента образовательного процесса;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к окружающей природе, Родине, семье;

формирование способности к самостоятельной деятельности детей.

Развитие мелкой моторики, через рисование орнамента жителей Сибири.

В рамках нашей методической разработки планируется провести исследование мнения родителей о том, читают ли своим детям Сибирские сказки и какие детям покупают игрушки? (см. приложение 1,2) Где предметом будет выступать, чтение родителями сказок народов Сибири, а объектом Сибирские сказки.

Роль Сибирских сказок в современном образовательном процессе дошкольного образования

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. В современном мире мы наблюдаем обезличивание нации. Происходит активное навязывание новых идеалов и ценностей, противоречащих, всем тем догмам, которые отечественная культурная традиция выработала за многие века своего существования. Следствием этого является крайне неблагоприятная нравственно-этическая, этноэкологическая, демографическая ситуация, прогрессирующие социальные «болезни». Воспитание детей в духе и на материале традиционной народной культуры, восстановление системы преемственности народных художественных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуации.

В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре. Сказки народов, проживающих в Сибири не заслужено забыты. Сегодня на основе народного художественного творчества необходимо создавать различные развивающие, коррекционные и оздоровительные программы для детей.

Проблема на наш взгляд, заключается в несоответствии общего благоприятного отношения к использованию народного художественного творчества в этнопедагогических методиках ДОО и реальной практики реализации этнокультурных моделей воспитания, подходов, в объеме аутентичного фольклорно-этнографического материала и «подделок» под фольклор, сценических интерпретаций.
Идея методической разработки о необходимости создания особой этносреды (используя Сибирские сказки) и использовании в качестве педагогического материала образцов аутентичного фольклора в этнохудожественном воспитании для преодоления сложившейся кризисной ситуации в системе воспитания детей, в том числе использование средств НХТ в самостоятельной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта заключается в том, что на основе сибирских сказок можно создать этнокультурную насыщенность предметно-развивающей среды, которая будет подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития». Насыщенность образовательного пространства положительно влияющими на личностное развитие символическими объектами Сибирской культуры повышает чувствительность органов чувств, помогает ребенку получать изо дня в день все более многочисленные и прочные представления о мире.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Обращение к Сибирским сказкам- это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, через умение видеть памятники истории и культуры. Благодаря появлению в дошкольной организации народного музея дети погружаются в другую историческую и сказочную среду одновременно, формируют сенсорный, практический и культурно-исторический опыт. Обязательным условием является учет возрастных особенностей, уровня психического, интеллектуального и физического развития каждого ребенка и непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию.
Практическая значимость состоит в том, что материалы, представленные в данной разработке, могут быть использованы в работе с детьми в образовательных учреждениях города, области, в учреждениях системы дополнительного образования детей, в центрах досуга.

2. Сибирские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника

Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят и русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. По этому, и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несет огромную ценность.

Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя, как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд и преданий – это и сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа. Правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.

Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода в реках промерзает до дна, и, бывает, задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не “лови рыбу”, а “собирай”). Сказки напоминают читателю о близости Тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке “Волшебные рога Огаило” дети знакомятся с редким видом животных – снежном бараном-аргалием, занесенном в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке “Кедровкины кладовки”, написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия “кедровка”, “сойка”, тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии “Донюшка”, дети получают из сказки В.Стародумова “Голомянка”

Обратимся к сибирским сказкам, которые сказывали детям народы, проживающие в Сибири. Никому сегодня не известные, не имеющие ярких обложек, но несущие основы мироустройства, коренных жителей: телеутов, шорцев, русских.

Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак», знак – человека, знак животного, знак птицы. Причем кукла не обязательно собой представляла человека. В руках мастериц оживали персонажи сказок, лисы, медведи, зайцы и т.д.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Игра с ней позволяют «внедриться» в традицию, в особое «пространство-время», выступающие знаковым символом некого единого временного и пространственного континуума культуры.

3.Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника при изучении сибирских сказок

Осуществляя эстетическое воспитание необходимо воспитательный процесс направить на решение следующих задач:

систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности;

формировать основы эстетического вкуса.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе художественно эстетической деятельности может быть направлена на изготовление сказочных персонажей, кукол-знаков, олицетворяющих доброту, красоту, честность, порядочность, хитрость, силу и т.д.

Методы эстетического воспитания:

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;

метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;

метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;

метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

— самостоятельная художественная деятельность детей.

Формы организации детей :

— художественно— дидактические игры

— праздничные утренники, вечера развлечений

— экскурсии и прогулки

— кино и телепередачи

Создание предметно — пространственной среды.

насыщенность быта предметами искусства.

активная деятельность самих детей.

индивидуальный подход к детям.

всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.

единство эстетического и нравственного воспитания.

комплексное воздействие всех средств.

активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности.

приобщение к традициям родного края;

привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Нами составлен сборник Сибирских сказок в соответствии с возрастом ребенка.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :

занятия по изобразительной деятельности,

занятия по музыкальному воспитанию,

выставки детских работ, персональные выставки,

праздники, концерты, спектакли

Построение образовательного процесса самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей с учетом регионального компонента

Фольклор народов Сибири. Просмотр или чтение сибирских народных сказок;

Сочинение продолжения сказки, после прочтения или новой сказки с использованием прочитанных героев, передающих характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их.

4.Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок

К механизмам реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок можно отнести:

Чтение сибирских сказок ( см Приложение 1).

Выполнение рисунков на тему сказки, проведение выставок ( см Приложение 2).

Плоскостная лепка героев сибирских сказок;

Объемная лепка героев сибирских сказок;

Создание аппликаций с использованием сибирского орнамента;

Изготовление объемных персонажей в технике декоративно прикладного творчества.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Поставленная цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок, достигнута

Воспитанники познакомились с Сибирскими сказками эпосом шорцев и телеутов. Узнают и пересказывают сюжет, выделяют персонажей, понимают и различают положительных и отрицательных героев. Дети слушают сказки, представляют образы, выполняют зарисовки, раскрашивают с чувством вкуса. Могут выполнять работу с шаблонами: обводить, вырезать.

Резульлаты опроса родителей о чтении сибирских сказок детям.

Приложение 2. Результаты опроса родителей о видах игрушек, покупаемых детям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *