Как научить ребенка полюбить учиться
Как научить ребенка полюбить учиться
Ситуацию усугубляет общество, которое предполагает, что удовольствие и успех должны следовать мгновенно, а в жизни все получается наоборот. Во взрослой жизни мы не понимаем, откуда взяться ощущению удовлетворенности собой, если все вокруг твердят, что ты недостаточно хорош.
Сейчас же все в один голос подтверждают: лишь подкрепляя интерес своими индивидуальными особенностями можно изменить ситуацию.
«Канобу» совместно с онлайн-школой английского языка JustSchool решили разобраться: как же все-таки полюбить учиться, если в свое время школа отбила все желание.
Для начала условимся: забудьте все, к чему вас приучили в школе. Учиться с удовольствием — не миф, а вполне осязаемая реальность, в которую мы, к сожалению, перестали верить. Бытует мнение, что лучшая мотивация — это мотивация будущим и долговременным результатом, возможностью поступить в хороший университет, создать успешную карьеру и реализоваться. Наиболее правильный способ полюбить учебу — увлечь себя именно самим процессом обучения.
Воспитывайте в себе интерес и осязаемый смысл того, что вы делаете. Ставьте цели, для начала небольшие, но все-таки цели. Грамотное планирование, концентрация и контроль происходящего помогут вам не хвататься за все сразу, а шаг за шагом прийти к намеченному. Ведь ни один процесс не обходится без этих составляющих, также, как и здоровая настойчивость в преодолении сложностей и решение довести начатое до конца.
Во избежание негативных эмоций и раздражающих факторов создайте вокруг себя безопасное пространство. Пусть это будет то, что вас расслабляет или наоборот — концентрирует на учебном процессе. Включите фоновую музыку, уберитесь на рабочем столе и по возможности меняйте места для занятий. В хорошую погоду берите учебники или ноутбук с собой на природу, в парк или сквер. Если же вам наоборот удобнее работать в тишине — сходите в ближайшую библиотеку или другое изолированное место, где можно заниматься и вовсе без отвлекающих моментов.
Развивайте в себе любознательность. Заниматься лишь по учебникам и методическим материалам не всегда так интересно, как хотелось бы. Найдите видео или фильмы по тематике, смотрите сериалы и слушайте подкасты. Выберете тот, что наиболее соответствует вашему роду деятельности и начинайте заниматься. С таким подходом вам не захочется заканчивать только что начавшийся урок или отвлекаться на скроллинг ленты в Instagram.
Не ограничивайтесь масштабами уже имеющихся материалов: ходите в музеи и на выставки, подпишитесь на культ-рассылки в мессенджерах и социальных сетях, читайте и общайтесь с новыми людьми.
Любому хочется быть успешным и замеченным. Но череда неудач рождают в голове чувство беспомощности и отчуждения. Лучшее, что можно сделать для себя в этот момент — это взять перерыв и вознаградить себя за проделанную работу! Хвалите себя даже за небольшие успехи. Продуктивная работа над новым материалом невозможна без перманентной мотивации и периодических пауз на отдых. Для этого составьте расписание регулярных перерывов и четко следуйте ему. Это могут быть 5, 10 или 15 минут каждый час, которые будут посвящены только вам. Тайм-аут здорово поможет снизить уровень стресса, разгрузит информационный поток в вашем сознании и поможет удержать в памяти то, что вы только что выучили. И не забывайте: каждому необходимо быть победителем — в учебе, творчестве или спорте, но не меньше этого каждому необходим здоровый сон.
Если вы учитесь не один, то обязательнопознакомьтесь поближе с теми людьми из класса или районной библиотеки, что учатся вместе с вами. Социализация — одна из движущих сил прогресса, поэтому любое знакомство может здорово повлиять на вашу жизнь. К тому же, поинтересоваться у соседа, какими методами обучения и запоминания большого количества информации пользуется он, — всегда интересно. Возьмите за привычку обсуждать совместные темы, учебные материалы с партнером по «парте», создавайте дискуссии, чтобы выявить новую точку зрения и более детально рассмотреть выбранную тему. Задавайте друг другу вопросы, а лучше превратите это в командную игру, где необходимо соревноваться в наборе очков и отвечать на вопросы как можно быстрее.
А если у вас уже есть своя компания, то рекомендуем создать группу для совместного обучения и выбрать цель, например, подготовка к IELTS. Распределяйте время, задачи и следите за активностью, которая происходит среди ваших со-учеников. Решение сложных задач объединяет.
Выгорание — наиболее часто встречающаяся проблема среди тех, кто начинает беспрерывно учиться, дабы не упустить ни единой свободной минуты. Однако в 99% случаев это оборачивается абсолютной потерей интереса к изучаемому предмету.
Отличный способ избежать критического состояния — разбивать выбранное дело или материал на несколько маленьких частей. Это не будет вызывать ощущения перегруза, но зато каждый раз, завершая выбранную часть, вы будете ощущать удовлетворение от достигнутого результата.
Часто, чтобы почувствовать себя на своем месте, нам необходимо наградить себя чем-то действительно серьезным. Чтобы продолжать мотивировать себя к достижению целей — придумайте по-настоящему серьезную награду! Пусть, например, это будут билеты на концерт вашей любимой группы, или в театр. Важно держать в уме стимул, который сделает ваш процесс обучения приятнее и легче.
И не забывайте про самооценку.
Современный мир слишком часто заставляет нас отчаиваться, разочаровываться в своих умениях и впадать во фрустрацию, поэтому помогите себе понять собственные ощущения относительно той или иной цели, старайтесь сделать упор на своих сильных сторонах, подчеркивайте успехи и не делайте из мухи слона. Все способны совершать ошибки, это нормально. А неудачи — это процесс становления личности.
Всегда важно помнить, что оценки — это всего лишь промежуточные баллы сегодняшних знаний, но никак не вас самого.
10 советов психолога, которые помогут заинтересовать ребенка учебой
Школьник, который сам, без напоминания, делает домашние задания, с интересом посещает уроки и приносит только отличные оценки в дневнике – мечта любого родителя. Иногда взрослые готовы на радикальные меры, лишь бы заинтересовать ребенка учебой. Нанимают всевозможных репетиторов, поощряют, наказывают, угрожают и ругают, шантажируют. Психолог Благотворительного фонда «Путь домой» А. Пономаренко рассказывает, почему эти методы не работают и как последовательно и спокойно мотивировать чадо учиться.
10 шагов к успешной учебе ребенка
Мы живем в непростое время. Современный мир быстро видоизменяется: совершенствуются технологии, происходят открытия. Приходится безостановочно усваивать новую информацию, получать новые умения и навыки не только детям, но и взрослым. Поэтому так важно еще в школьные годы развить интерес к обучению.
Совершенно неправильно заставлять ребенка делать уроки из-под палки. Да, возможно это на время подействует и стих будет выучен, а в тетрадке что-то написано… в угоду родителям. Страх наказания, скандала заставит сделать, что нужно – но каким путем! В лучшем случае школьник зазубрит информацию, а в худшем – спишет домашнее задание у соседа по парте. Вскоре уроки начнут ассоциироваться с чем-то неприятным, будут вызывать отторжение, раздражение и злость. Чтобы лучше понять чувства ребенка, нужно представить, как человека принуждают съехать с высокой горы на лыжах. Он не умеет это делать, не хочет и особо не понимает, зачем. А если и съедет под давлением, кататься все равно не научится.
Для усвоения материала важна осознанность и заинтересованность. Нужно, чтобы ребенок захотел узнавать что-то новое, стремился к совершенствованию себя. А для этого родителям следует создать благоприятные условия. В 10 советах психолога А. Пономаренко вы найдете ответы на вопросы о том, как мягко направить чадо к учебе и показать мир знаний с другой, приятной стороны.
Всегда отвечайте на вопрос «почему?»
Любознательность – очень хорошее качество, которое само по себе мотивирует учиться. Нужно поощрять ее всеми возможными способами:
Если вы не знаете, как ответить школьнику, поищите вместе с ним информацию в книгах или интернете. Покажите на собственном примере, что незнание – это не стыдно. Если приложить немного усилий, ответ всегда найдется.
Поддерживайте увлечения
Ребенок любит слушать музыку? Отведите его в кружок пения или игры на гитаре. Возможно, он интересуется боевыми искусствами, восхищается героями или любит разные вкусные блюда. Дайте ему возможность углубить свои знания, добиться успеха в том, что ему по душе. Не уставайте предлагать посещение тематических выставок, публичных лекций, театра, музеев. Что-то его обязательно заинтересует и увлечет.
Узнайте о кумирах
У каждого человека есть тот, кем он восхищается и ставит себе в пример. Дети не исключение. Чтобы заинтересовать ребенка учиться, полезно обратить его внимание на то, какой жизненный и профессиональный путь прошел его кумир. Подарите ему биографическую книгу.
Не нужно навязывать ребенку своих героев, указывать, на кого равняться хорошо, а на кого плохо. Все, что в ваших силах, – постараться донести, что есть добро и зло, и как отличить одно от другого.
Создайте благоприятное окружение
По закону социальной психологии человеческой натуре свойственно подражать окружающим, с которыми он тесно общается. Находясь в коллективе интеллектуалов, он постепенно будет стремиться стать не хуже. Чтобы создать благоприятное окружение, ребенку можно предложить стать участником клуба по увлечениям, общественной организации, спортивной секции.
А может быть, проблема в самой школе?
Если ребенок плохо учится, особенно когда он скатился внезапно, следует разведать атмосферу в школе. Что нужно проверить:
Сам школьник может тщательно скрывать подобного рода проблему. Лучше задать интересующие вопросы классному руководителю и поговорить с родителями других учеников.
Спокойно отнеситесь к плохим оценкам
Бурная реакция на «двойки» вызывает страх и, что очень вредно, неверие в свои силы. Если неудачи случаются часто, а за ними неизбежно следует скандал, ребенок перестает даже пытаться выучить материал. Гораздо проще найти обходные легкие пути. Например, спрятать дневник, списать, обмануть. Когда находишься под давлением, сделаешь все, лишь бы побыстрее от него избавиться.
Правильно контролировать учебу ребенка, но не давить на него. Помогать разобраться, почему он получил плохую оценку. Что ему помешало? Где он сделал ошибку? При этом важно найти баланс между помощью и взваливанием проблемы на себя. Нельзя делать уроки вместо ребенка.
Уменьшите нагрузку
Если школьник занят учебой и при этом посещает всевозможные кружки и секции, а дома его ждут обязанности по уборке, то его психика просто не выдержит. Непосильные нагрузки чреваты срывами и даже болезнями. Нужно найти золотую середину между трудом и отдыхом. У ребенка должно быть как минимум 2 часа свободного времени ежедневно.
Не судите о способностях ребенка по отметкам в дневнике
Хорошая учеба в школе часто не показатель большого ума и таланта. Пример тому – известные гении, которые учились на двойки:
К. Линней, К. Циолковский, Т. Эдисон, Андре-Мари Ампер – можно бесконечно продолжать список величайших умов, которым не давалась школьная программа. Ребенка нужно поддерживать, любить и верить в него, несмотря ни на что. Серьезная ошибка – наказывать за плохие оценки эмоциональной холодностью, унижать и оскорблять («тупица», «бездарность», и т. д.).
Будьте включены в происходящее
Чтобы помочь ребенку полюбить школу, нужно постоянное психологическое включение в происходящее. Не набегами, когда написали замечание в дневнике, или после родительского собрания, а ежедневно. Важно интересоваться делами школьника, радоваться успехам и помогать справляться с трудностями. Он должен чувствовать, что его всегда поддержат. Своей заинтересованностью родители демонстрируют важность и ценность учебы.
Правильно мотивируя ребенка учиться, родители закладывают крепкий фундамент для становления успешного человека. В этом деле важна не победа (хорошая оценка), а процесс. Развивайте любознательность, помогайте ребенку, но не делайте домашнее за него. Не ругайте, если результат вышел плохой. Обсуждайте проблемы спокойно – и постепенно на смену страху и отторжению придет вера в свои силы, заинтересованность в учебе и успех!
Как научить ребенка любить учиться?
А вы любили учиться в школе?
Если вы ответили «Да» – прекрасно. Значит ваши положительные эмоции, связанные с процессом обучения, передадутся вашему ребенку, а, следовательно, и он будет сам с интересом ходить на занятия. Если вы часто говорите ребенку «В школе мне было интересно», «Я всегда любил учиться», существует большая вероятность того, что и у него сформируется подобное отношение. Если вы ответили «Нет», тогда, скорее всего, вас самих интересует вопрос, как научить ребенка учиться. На эту тему и будет наша статья.
Как научить ребенка учиться школе?
И еще один совет. Если вы сомневаетесь в том, могут ли учиться школьники самостоятельно, не сомневайтесь. Могут. Поэтому учите ребенка самостоятельности.
Когда он поймет, что получать знания – это совсем не сложно, а даже интересно, начинайте постепенно отдаляться от совместного выполнения домашнего задания (если вы учили уроки вместе с ним). Только не сразу, сначала ограничьтесь проверкой уроков, а затем пусть он продолжит обучение самостоятельно. Но ни в коем случае не прекращайте интересоваться его школьной жизнью.
Кроме перечисленных советов, мы подготовили несколько тренинговых программ направленных на то, чтобы ребенок учился с интересом :
Все курсы направлены на повышение учебной мотивации и самостоятельности детей, на улучшение познавательных процессов и формирование уверенности в себе. Все вышеперечисленное является залогом успешной учебы ребенка. Выбирайте один или несколько курсов и смотрите, как вашему ребенку понравится учиться
Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.
Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Выясняем причину
Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:
1. Отсутствие мотивации
Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.
Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.
К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и « отвлечений » много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных « молодёжных » людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.
Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест « Зачем нам математика? » Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,
2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик»
Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.
3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.
4. Неблагоприятная семейная обстановка
Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?
5. Родительский сверхконтроль
Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?
6. Низкая самооценка, неуверенность в себе
Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?
7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.
8. Физиологические причины
Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.
Сочетание причин
Следующая история как раз об этом.
Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.
Правильная позиция родителей
Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.
Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.
Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,
Адекватное восприятие ситуации
Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.
Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.
Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.
О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.
Поддержка
Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:
Помощь
Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.
Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за « добровольное » выполнение уроков и какое « наказание » за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово « молодец » прекрасно работают с младшими школьниками,
Как помочь ребёнку?
Советы психолога
Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.
Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».
Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.
Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.
8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
Стоит ли делать уроки с ребёнком?
Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.
В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.
А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:
1. «У меня в школе всегда были проблемы с математикой. Ну не понимал я всех этих косинусов, интегралов и функций! В 6 классе отец взялся за моё обучение. А так как педагог из него был не очень хороший, он объяснял все задания на повышенных тонах, сердился, когда я что-то не понимал. В результате мы ссорились, он называл меня дубиной стоеросовой и говорил, что ничего путного из меня не выйдет. Может, какие-то математические знания в моей голове всё-таки отложились, но отношения с отцом оказались испорченными».
2. «А у меня мама с первого класса взяла домашние задания под свой контроль. Мы с ней садились и часами их делали, пока она не была довольна результатом. Иногда маму раздражало, что я делаю задания очень медленно, и она делала что-то за меня. Когда её не было дома, я никогда сама не садилась за уроки. Зачем? Всё равно ей что-нибудь не понравится, и мне придётся переделывать».
Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.
Что рекомендуют специалисты:
Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.